сочинение что делать чернышевский
Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1
Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала “Современник” за 1863 год. Реакционные издания “Северная пчела”, “Московские ведомости”, “Домашняя беседа”, славянофильский “День” обрушились на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман наложили запрет, он уже разошелся по стране в тысячах экземпляров, а вскоре был переведен на английский, французский, немецкий,
Основной идеей романа является идея служения общественным интересам. В нем дан анализ современного автору общества и поставлены задачи формирования новых общественных отношений. Н. Г. Чернышевский попытался ответить в этом романе на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы приблизить прекрасное будущее.
По содержанию роман тесно связан с романом И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Это своеобразное продолжение разговора о новых людях, новых нормах морали, новых общественных отношениях. Не случайно сразу после полемичного названия автор помещает подзаголовок
семейного рабства). Примечательно, что работа над романом началась в памятную дату восстания декабристов.
Роман “Что делать?” имеет разветвленную сюжетную структуру. Н. Г. Чернышевский использует в нем такие приемы, как сон, диалог, письма, внутренние монологи. Главная героиня романа – Вера Павловна Розальская.
Путь женщины к свободной общественной жизни, к освобождению от мещанских оков показан в романе на ее примере. Писатель свято верил в то, что подобный путь вскоре станет массовым явлением в России. Не случайно писатель выбрал для своей героини говорящее имя. Героиня выросла в мещанской среде.
Сюжет произведения иллюстрирует путь героини к новым семейным и социальным отношениям. “По моим понятиям женщина занимает недостойное место в семействе. Меня возмущает неравенство. Женщина должна быть равной мужчине”, – писал молодой Чернышевский в своем дневнике. Центральными героями романа являются демократы-разночинцы Лопухов и Кирсанов.
У этих персонажей немало общих черт с Евгением Базаровым. Они мечтают посвятить свою жизнь служению общественным идеалам, борьбе за народное счастье. Оба они считают, что человек должен работать. Лопухов и Кирсанов пытаются строить жизнь на началах коллективизма.
Они руководствуются так называемым правилом разумного эгоизма: “делай так, чтобы и другим было хорошо”. Высокие моральные качества героев проявляются в их отношении к любви: это чувство в их понимании свободно от эгоизма. Не случайно, почувствовав себя соперниками, герои предоставляют Вере Павловне полную свободу выбора.
Их мужскую дружбу и душевное благородство не способно разрушить даже любовное чувство.
В произведении много афористичных фраз: “Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других”.
“Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле”, “…Есть чисто идеальные радости у самых погрязших в материализме сердец”, “…Если человек хорош и жизнь хороша”. “…Каждый порядочный человек стоит любви и уважения”.
Особый колорит в романе создает топонимика Санкт-Петербурга: Караванная, Невский, Средний проспект, Семеновский мост, Выборгская, Васильевский остров.
Related posts:
Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Как же определить счастье? В чём оно проявляется? Каждый понимает счастье по-своему. Для кого-то это — накопление денег, карьера, для кого-то — любовь, семья, дети, для кого-то — покой, богатство, честь. В своём романе Н.Г. Чернышевский пытался разрешить проблему счастья, но рассматривал эту проблему с совершенно иной, новаторской, позиции. До этого писателя счастье рассматривалось как интимная, личная потребность. Она решалась в узком семейном кругу. Кратко это утверждение можно выразить в формуле: «Человек может быть свободен и счастлив лишь тогда, когда он один». Эту истину пыталась внушить Марья Алексеевна Вере Павловне. Личное счастье было провозглашено основой человеческой жизни, пределом желаний. Чернышевский же доказывает, что человек не может быть счастлив эгоистической радостью. Оно зависит от жизни многих. Истинное счастье, по мнению писателя, связано с теорией «разумного эгоизма». Эта теория означает жизнь во имя другого. Таким образом, автор выражал необходимость объединения людей, взаимопомощи. Ключевая роль в этом принадлежала труду. Кроме того, лучших героев Г. Чернышевского объединяет одно великое дело – служение своему народу. Это определяет мораль героев, объединённых одним порывом. Поэтому «расчётливы только добрые поступки; рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр». Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Поэтому такая мораль – «качество подлинно человеческой натуры». Проблему счастья Г. Чернышевский рассматривает в двух планах: личном и общественном. Причём, одно не отделимо от другого. Рахметов обретает смысл жизни и счастье только служа народу. Он даже подвергает себя физическим лишениям, отказавшись от личных, эгоистических устремлений. «…Мастерские для меня чужое дело», — говорит Вера Павловна. Но Чернышевский убедительно показал в романе, что именно в мастерских её «вся жизнь». Вместе с их развитием растёт сама героиня, и лучшие свои помыслы она связывает именно с их будущим. Эти мастерские устроены по принципу коммуны, семьи, общей собственности. Вера Павловна, давая работу портнихам, спасает их от нищеты, голодной жизни. Чернышевский всячески подчёркивает их общественную значимость. Треугольник в личной жизни Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны также разрешается нетрадиционно. Вместо обычной трагической развязки предстаёт некая идиллия отношений: один мирно уступает дорогу к счастью другому. Сам роман начинается с необычного эпизода: один человек совершает самоубийство. Затем раскрываются мотивы его поступка. Этой загадочной личность оказывается Лопухов. В своё время, будучи студентом медицинского факультета, он спасает от несчастного брака Веру Павловну. Мы видим зарождение новой семьи, которая внешне выглядит вполне благополучно. Но отношения супругов основаны всё же не на любви. Когда Лопухов замечает в своей жене перемены, вызванные зарождением чувства к его лучшему другу Кирсанову, в душе героя возникает мучительный разлад. Ради Веры Павловны он отказался от карьеры в университете, взял скудную частную практику, начал буквально с нуля. К тому же, он всегда поддерживал создание Верой Павловной мастерских. А Вера Павловна отвечает ему изменой. Как теперь быть? Оставить всё как есть, но при этом заставлять жену страдать? Лопухов говорит, что его отношение к Вере Павловне и Кирсанову диктовалось принципами, не свойственными «его обыкновенной натуре». Но вся жизнь Дмитрия Сергеевича – следование этому принципу, вся линия его поведения к Верочке и Кирсанову определяются заботой о счастье этих людей. Их счастье он воспринимает как залог своего собственного душевного благополучия. Лопухов поступает гуманно, в соответствии с «теорией разумного эгоизма». Он отстраняется от счастья Веры Павловны, не хочет её страданий. Поэтому он инсценирует самоубийство, не собирается мешать счастью любящих друг друга людей. Сама же Вера Павловна долго остаётся безутешной, чувствует себя виновной в смерти мужа. Здесь ключевую роль играет Рахметов. Для многих это «мрачное чудовище», для которого не существует «личной жизни». Он говорит, что переживания героев романа – «новых людей» — это «глупая мелодрама». Но Рахметов становится невольным участником этой мелодрамы. Этот действительно очень занятый человек находит время помочь людям в их личных, семейных проблемах. Здесь проявляются причины разделения автором людей на «особенных» и «новых». К первым, конечно, принадлежит Рахметов, ко вторым – Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов. Рахметов – «особенный» герой, так как он помогает людям по-другому посмотреть на мир, а этим часто спасает их из, казалось бы, безвыходных положений. Своё счастье он не отделяет от счастья народа, его жизни. Отсюда странный образ жизни этого героя, его отказ от дворянского звания, тяжелые, изнурительные физические испытания, работа наравне с бурлаками. Мысль о другом, забота о нём, помощь ему в самосовершенствовании – вот что определяет смысл жизни и возможность счастья для Рахметова и других героев романа. Нужно упомянуть связь этого образа с героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Гришей Добросклоновым. Хотя ему грозит «чахотка и Сибирь», лишь он признаётся счастливым у автора. Это объясняется позицией Некрасова. Он считал истинно счастливым лишь того человека, у которого была бы в жизни высокая светлая идея, идея служения другим. По-своему мысли Некрасова о счастье представлены в образе «особенного» человека Рахметова. Эти принципы герои Чернышевского применяют и в личной жизни, в вопросах семьи и любви. Необходимо отметить, что Г. Чернышевский видел, что в самом характере проявления любви целиком проявляется общественное лицо человека. Своё счастье «новые» герои Г. Чернышевского обретают в гармонии личных и общественных отношений. Несмотря на некоторую утопичность в решении вопроса о счастье, многие мысли этого писателя-демократа достойны внимания современного читателя.
Сочинение по роману Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович Чернышевский создал замечательный роман с очень философски глубоким названием «Что делать?». Все повествование подчиненно раскрытию именно ответу на данный вопрос. Роман мне очень понравился, прежде всего, потому что в нем есть счастливый конец. В русской литературе не так много произведений, которые заканчиваются хорошо. Роман Чернышевского счастливое исключение. Однако, все читатели понимают, что произведение относится к утопическим.
В нем повествуется о жизни «новых людей», которые стремятся постигнуть
все радости бытия и социалистического мировоззрения. Одной из главных героинь является Верочка. Ее жизнь очень подробно рассматривается, причем как прошлое, так и будущее. На мой взгляд, Чернышевский закладывал в образ Верочки особый смысл. Они олицетворение того человека, который выбрался из класса «пошлых» людей и смогла перейти в класс «новых людей».
Жизнь в родительском доме была для нее в тягость. Ее мать только и думала о том, как удачнее выдать дочь замуж, поэтому постоянно подыскивала ей женихов, многие из которых были очень грубы и похотливы. Но по счастливому стечению обстоятельств Верочка знакомиться
с Дмитрием Сергеевичем Лопуховым. Это образованный молодой человек, который придерживается нового взгляда на жизнь, на происходящие события, на место женщины в жизни общества. Вскоре они начинают тайком встречаться. Лопухов небогат, поэтому пара не может рассчитываться на благословление их брака родителями. Поэтому единственный выход для молодых людей — это навсегда покинуть отчий дом.
Но их жизнь складывается хорошо. Они оба трудятся не покладая рук. Вера Павловна вскоре открывает свою швейную мастерскую. Их семейная жизнь вызывает недоумение у окружающих, но Верочка объясняет, что именно такие отношения должны быть, чтобы супруги не надоедали друг другу. Часто у них в гостях бывает лучший друг Лопухова — Александр Матвеевич Кирсанов. Он также придерживается социалистических взглядов на жизнь и ведет активную просветительскую работу для окружающих людей. Он также прокладывает себе путь без связей и знакомств, только своим личным трудом. Вскоре Кирсанов влюбляется в Веру Павловну.
Он понимает, что это жена его лучшего друга и что они не могут быть вместе, поэтому просто покидает их дом. Вскоре Лопухов заболевает и Кирсанов, как врач снова появляется в их доме. И тут уже и Верочка понимает, что чувства к мужу — это только безграничная благодарность, а то нежное чувство любви она чувствует к Кирсанову. Трое умных, образованных людей, которые причисляют себя к совершенно новому поколению, попали в очень затруднительную ситуацию, ловушку чувств. Рациональный выход из данной ситуации не видится никому. Поэтому, как выясняется в самом конце романа, Лопухов инсценирует свое самоубийство.
Теперь Вера Павловна начинает новую жизнь с Кирсановым. Она наполнена трудом и заботами о других людях, а также саморазвитием. Для них главным становиться — это сделать окружающих такими же счастливыми людьми, как и они сами. При этом в романе звучат «революционные» взгляды на совместную жизнь. Главное для человека даже в браке — это личная свобода. Поэтому у каждого должно быть любимое дело, личное пространство и личное время. Тогда только человек становиться по-настоящему счастлив. Роман Чернышевского «Что делать?» мне очень понравился. Прежде всего, тем, что многие идеи отвечают и современным реалиям. В самом деле, нельзя быть полностью счастлив, если тебя окружают несчастливые люди, и ты даже не стремишься оказать им хоть какую-то посильную помощь.
Вариант 2
Наш мир не стоит на месте, в нём постоянно происходят перемены, к которым необходимо приспосабливаться. Люди сталкиваются с трудностями из-за непонимания происходящего как в профессиональной сфере, так и в личной. Чтобы этого избежать, нужно постоянно развиваться и идти в ногу со временем. Только саморазвитие способно привести человека к успеху.
К примеру, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» забросил всяческие попытки личного совершенствования. Целыми днями он просто лежал на диване в своём любимом халате и мечтал. Жизнь представлялась ему какой-то сказкой, одной из тех, что он слышал в далёком детстве. В этой сказке нет места для работы или забот, там он вместе со своей женой пьёт чай и принимает гостей в Обломовке.
Обломов в принципе по своей натуре был медлительным и ленивым. Он не привык к работе, не ставил перед собой никаких целей и ни к чему не стремился. Илья Ильич не смог себя реализовать и умер так и не сделав ничего полезного и хорошего для своих близких. Всю свою жизнь он потратил на удовлетворение низменных потребностей, он оказался обычным бездейственным мечтателем, неспособным ни на какое развитие личности.
Примером человека, который изменил свою жизнь благодаря саморазвитию и самовоспитанию, является главный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин Иден рос в бедности среди людей, принадлежавших к самому низкому сословию. Он всегда стремился к большему, хотел избежать уготованной ему участи. Ещё в раннем детстве у него появилось неуёмное желание пробиться «наверх», получить все материальные и духовные блага общества. Мартин Иден отказывался безропотно принять свою судьбу, а к решению изменить жизнь его побудила любовь.
Главный герой влюбился в дочь банкира Морза. Она стала для него музой, воплощением чистоты и нежности. Движимый высокими помыслами, Мартин Иден начинает развиваться и совершенствоваться. Занявшись самообразованием, он постоянно сравнивает два мира и больше всего боится вернуться в тот, в котором родился. Главный герой нашёл своё предназначение, он хотел писать, но подобная деятельность не была похвальной в меркантильном обществе. Даже его обожаемая Руфь не одобряла писательские порывы своего возлюбленного, надеясь, что это наваждение в скором времени пройдёт.
Мартин Иден не понимает, почему написанные им стихи и рассказы не принимаются редакциями. Не теряя веры в себя, он продолжает писать и пытается разобраться, почему не достигает успеха. За осознанием устройства этого мира последовало глубокое разочарование. Всё, во что верил главный герой – оказалось фальшью, теперь даже признание на писательском поприще не смогло принести ему удовлетворения. Он понял, что его мечтам не дано сбыться и не нашёл другого выхода, кроме смерти. Жизнь без смысла не представлялась возможной для человека, находящегося в постоянном самосовершенствовании.
Я считаю, что развитие необходимо каждому человеку. Очень важно познавать этот мир и открывать для себя его каждый раз с новой стороны. Главное – не сдаваться при первых же трудностях, а смело идти дальше, каждый день совершенствуя себя в какой-либо сфере. Проблемы – это всего лишь ступеньки, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подняться выше. Нужно поставить себе правильные цели и медленно, но уверенно двигаться в этом направлении.
Сочинения по произведению «Что делать?» Чернышевского
Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.
Анализ романа «Что делать?»
История создания
Роман был написан во время пребывания Чернышевским в Петропавловской крепости. Арест был по объяснимой причине – новаторские, но неугодные властям идеи. К слову, данное творение планировалось как ответ шедевру Тургенева «Отцы и дети». Это можно заметить хотя бы по героям, Базарову и Рахметову, меж которыми существует некое сходство
Жанр
Что же касается жанра, «Что делать?» можно охарактеризовать как смесь философского, политического и любовного романов с некоей ноткой утопии. Основным направлением служит реализм. Несмотря на то, что в творении имеется несколько сюжетных линий, центральная проблема все равно остается открытой. Присутствует синкретизм.
О чем роман?
Произведение обладает весьма оригинальной композицией. Существует несколько сквозных линий: жизнь Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова. Достаточно пристальное внимание уделяется любовным перипетиям.
Роман также отражает социально-политические проблемы, которые переплетаются во снах героини: два параллельных мира богатых и бедных, вопрос эмансипации, мечты о новой и счастливой жизни.
Возможно, именно благодаря такому разнообразию аспектов, которые автор счел нужным осветить, сюжет представляется довольно сложным и даже запутанным.
Роль труда в человеческой жизни, отношения между мужчиной и женщиной, брак по расчету, и многие другие проблемы – все эти темы в той или иной степени освещаются в романе, все они объединены грифом «Что делать?».
Главные герои и их характеристика
Розальская Вера Павловна – одна из основных героинь. Красивая, стройная девушка. Обладает черными волосами и смуглой кожей. До того, как встретила Лопухова, проживала с матерью и братом на Гороховой улице.
Отец управлял доходным домом, мать была процентщицей. В брак с Лопуховым, учителем ее брата, вступает, чтобы избежать нежелательного замужества, которого хочет ее родительница.
Открывает швейную мастерскую, куда приглашает работать девушек не как подчиненных, а на равных условиях. Видит граничащие с реальностью сны, которым в романе уделяется достаточно большое внимание. Склонна к рассуждениям. Задумывается о правах женщин и их равенстве с мужчинами.
Кирсанов Александр Матвеевич – друг Лопухова, впоследствии муж Веры. Окончил медицинскую академию. Когда товарищ тяжело болел, Кирсанов был его лечащим врачом, а когда Лопухов инсценировал самоубийство, женился на Вере Павловне. Обладает некоей долей человеколюбия, сопереживания. Интеллигент и в чем-то гуманист. Его образ мыслей во многом совпадает с главной героиней.
Лопухов Дмитрий Сергеевич — бывший студент-медик. Сын помещика. Начал заниматься частной практикой после того, как встретил Веру Павловну. Привык самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Добр и отзывчив. Хороший друг, ведь решается спасти девушку от брака по расчету, оформив с ней фиктивный союз.
Но впоследствии, чтобы дать жене свободу, инсценирует самоубийство и меняет имя.
Рахметов – молодой дворянин. Человек «особенный». Друг Лопухова. Характеризуется как честный и самоотверженный. Крепок волей и физически – причем, начал формировать себя с юных лет. Духовность в нем воспитал Кирсанов.
Когда Рахметов понял, что человек не может обладать абсолютно всем, он стал вести аскетичный образ жизни. В понимании автора идеальный революционер, человек новой формации.
Тема
Можно сказать, что в романе «Что делать?» сталкиваются два противоборствующих лагеря – люди старой закалки (в числе которых мать Веры Павловны) и представители «нового мышления» (допустим, Рахметов, Лопухов, Кирсанов, сама Вера).
Неспроста проводится аналогия с «Отцами и Детьми» Тургенева. Здесь также присутствует конфликт. Молодые люди осознают необходимость революции. В их понимании она приведет к прогрессу. Они уверены, что для того, чтобы жизнь стала лучше, необходимо производить радикальные изменения не только в государственном строе, но и мышлении общества.
Что же касается «возрастных» героев, те довольны своей жизнью и не стремятся к переменам. Но не потому, что «так правильно», а потому, что «они так привыкли».
Нежелание понимать нужды своих отпрысков и принимать тот факт, что задача молодежи – строить тот мир, в котором им будет комфортно жить, и есть тот основополагающий фактор, благодаря которому два полюса никогда не поймут друг друга, не пойдут на компромисс.
Проблематика
Под освещением Чернышевским любовной линии скрывается нечто куда более важное – раскрытие злободневных проблем. Среди них как значение интеллигенции в истории, так и необходимость изменения всех существующих доктрин.
Причем, сделать это должны «новые люди», ровесники Рахметова. Следовательно, поднимается проблема будущего социалистического общества.
Сны Веры показывают смену общественного строя – то, «как было» и то, «как будет». Политическая проблема переустройства, борьба за равенство, женская эмансипация, любовь и труд – все эти области формируют проблематику данного произведения.
Смысл романа
Стремления к светлому будущему, желание улучшить действительность – это прекрасно. Тем не менее, изменение строя и общественной жизни, решение социально – политических, нравственных и прочих проблем возможно лишь в случае радикальной перестройки, как уклада, так и человеческого создания.
Можно сказать, данная ситуация поделила людей на «новых» и «старых». Вторые уже отживают свое, а первые – готовы к переменам и обустройству «современного», более счастливого, идеального общества, основным правилом в котором станет своеобразный «закон равенства и братства».
Образ Рахметова в романе «Что делать?»
Подлинный герой эпохи, перед которым “преклоняется” автор романа “Что делать?”, — это Рахметов, революционер с его “пламенной любовью к добру и свободе”.
Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельствуют, что стержневая тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений “обыкновенных порядочных людей”, а в прославлении революционной энергии и подвига “особенного человека” — Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено название романа “Что делать?”.
Рахметов выведен, — говорит автор, — для исполнения главнейшего, самого коренного требования художественности”. А оно состоит в том, чтобы читатель представлял себе предметы в “истинном их виде” Иначе говоря, читатель должен понять, что хотя Рахметов, по цензурным условиям, и не является “вовсе никаким действующим лицом” в романе, но зато он главное действующее лицо в жизни.
Это и есть та истина, та правда, которая составляет художественную реалистическую силу романа. Мало Рахметовых, писал Чернышевский, “но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Никто еще до Чернышевского в русской да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа, “Перемена декораций”, высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор “Что делать?” ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.
Чутьем большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера — тогда еще “экземпляра… редкой породы” — и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя.
Рахметов — потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и “началось его перерождение в особенного человека”.
Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на “крошечном клочке” гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей.
При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры — выходцы из дворянской среды — явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и другие).
Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает “спартанские”, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий.
“Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — говорит он, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще”.
В образе Рахметова запечатлены наиболее существенные стороны характера зарождавшегося в России типа профессионального революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине.
Ожесточенная общественная борьба вокруг “Что делать?” и созданных Чернышевским образов “новых людей”, злобные нападки врагов на автора революционного романа и искренняя признательность сторонников и союзников отчетливо выявляют политическое существо типа Рахметова.
Рассмотрение этого романа не имеет целью пересмотреть социальные или политические ценности. Социализм, капитализм, коммунизм — не в этом суть. “Что делать?” — роман о поиске свободы для всего народа, а то, что автор видит путь лишь в социалистическом строе, не суть важно.
О чем роман Чернышевского – сюжет
В это же время молодой женщине Вере Павловне приносят письмо, где автор сообщает, что любит их обоих и оставляет их. Вера винит себя, говорит, что им с молодым человеком, который находится в комнате, надо расстаться, и просит его уйти, но потом не выдерживает и сама бросается ему на шею.
Вера Павловна родилась в семье управляющего богатым домом в Петербурге на Гороховой. Отец ее, Павел Константинович Розальский, во всем подчинялся своей жене. Ее мать, Марья Алексеевна, была женщиной рискованной, алчной и даже злой. Она сколотила свой капитал на сомнительных махинациях, давая небольшие суммы в долг под залог.
Долгое время она пренебрегала Верой, кричала на нее, но в 16 лет Вера расцвела и превратилась в милую девушку. Она решила найти дочери богатого жениха. Тот нашелся в этом же доме – хозяйский сын офицер Сторешников.
Вере он не понравился, т. к. хотел сначала ее сделать свой любовницей. Под влиянием матери и из жалости к любви офицера, которую, ей оказалось, он испытывает, Вера не сразу отвергла его предложение руки и сердца.
Прошло несколько месяцев. Брату Веры пригласили учителя, студента-медика Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он честный, серьезный юноша, не любящий разные вольности. Сначала Вера и Дмитрий друг другу не понравились, но потом, пообщавшись, начали все больше проводить времени в обществе друг друга. Лопухов захотел помочь Вере бежать из дома и устроиться гувернанткой. Вере снится первый сон про освобождение из сырого подвала.
Но этот проект провалился. В итоге он решает бросить учебу, жениться на Вере и забрать ее. Они решают нанять квартиру в 3 комнаты: с одной нейтральной комнатой, где они будут встречаться, и комнатами для каждого из супругов. Поженились они тайно и быстро.
Супружеская жизнь Лопуховых проходила тихо и спокойно. Дмитрий даёт уроки. Вера также нашла уроки, открыла свою швейную мастерскую. Ей снится сон про поле и про грязь. У них в гостях бывают друзья Лопухова: Мерцалов, Кирсанов, Рахметов, которого часто зовут Никитушка Ломов, «особенный человек».
Близкий друг мужа Александр Матвеевич Кирсанов много времени проводит с Верой, они вместе ездят в оперу. Когда Лопухов заболел, Александр помогает лечить друга. Вера влюбляется в него. Ей снится третий сон про ее дневник.
Лопухов под влиянием чувств решается на инсценировку самоубийства и пропадает. Рахметов приносит записку от Лопухова, в которой он все объясняет. Вера с Кирсановым венчаются. По прошествии времени она открывает вторую мастерскую. Также Вера начинает изучать медицину. Ей снится сон про историю и место в ней женщины.
Потом они знакомятся с четой Бьюмонт: англичанином, который прекрасно говорит по-русски, и его женой. Англичанин оказывается Лопуховым. Оба семейства начинают дружить и позже жить в одном доме.
Роман 1863 года и современность – сочинение
Чернышевский был самым настоящим революционером, борцом за счастье народа. Он верил в революционный переворот, после которого только, по его мнению, могла измениться жизнь народа к лучшему.
И именно этой верой в революцию и в светлое будущее народа проникнуто всё его замечательное произведение — роман «Что делать?», который был написан им в Петропавловской крепости.
В этом романе Чернышевский показал разрушение старого мира и появление нового, изобразил новых людей, боровшихся за счастье народа.
Но самое главное — это то, что Чернышевский изобразил в своем романе общество будущего и сумел показать его так, как будто он воочию увидел это прекрасное общество будущего.
Общество будущего показано в романе в четвёртом сне Веры Павловны.
По словам Чернышевского, и будущее, и люди будущего прекрасны во всём. Эксплуатации в этом обществе будущего не существует. Все люди свободны и равноправны.
Люди будущего, предсказывает Чернышевский, переделывают природу при помощи чудесных машин. Они заставляют природу служить себе и сбрасывают с себя зависимость от её стихийных сил, а труд для них перестает быть тяжелым и позорным бременем. Он становится лёгким и радостным, превращается в естественную потребность и наслаждение для человека.
И развиваются люди будущего не так, как люди современного Чернышевскому времени, где положение народа ужасно, образование недоступно большей части народа и где человек, особенно женщина, ни во что не ставится.
Все люди будущего развиты гармонично.
У них не существует противоположности между умственным и физическим трудом, и, освобожденные от нужд и забот, они могут полностью раскрыть все богатство своей натуры. И конечно, от такой замечательной жизни люди будущего будут цвести здоровьем и силой, будут стройны и грациозны.
«Только такие люди могут вполне веселиться и знать восторг наслаждения! Как они цветут здоровьем и силой, как стройны и грациозны они, как энергичны и выразительны их черты!» — говорит автор романа.
В обществе будущего каждый выбирает себе занятие по душе и трудится и для себя, и для людей. Все эти люди — музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют современными, ими созданными машинами. «Все они- счастливые красавцы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения».
С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, что общество будущего раскрепостит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспечению стариков и воспитанию молодого поколения.
Но всё это, как говорит Чернышевский, основано на свободе личности. Не зря говорит «светлая красавица»: «Где нет свободы, там нет и счастья…»,подтверждая этими словами то, что свобода людям необходима.
Сочинение про роман Что делать?
Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры.
Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности.
Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.
Ее мать, будучи очень властной и корыстной женщиной любой ценой пыталась выдать дочь замуж за состоятельного человека. Чтобы избежать ненавистного ей замужества Вера заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым, который был учителем ее младшего брата.
Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.
Но смысл романа не только в любовных отношениях, а в знакомстве друзей с человеком, который является воплощением истинного революционера, он старается сделать все для народа и вдохновляет этим других людей.
Смысл самого названия произведения «Что делать?» — это своего рода «гимн» человека нового формата, который ищет пути решения главной проблемы.
По мнению Чернышевского, стоит отказаться от высокомерия и эгоизма, оказывать не только моральную, но и материальную помощь простому народу. Но в то же время, Чернышевский отрицает таких людей, как Рахметов, пытающихся сделать невозможное, отказавшись от земного удовольствия и благ, во имя служения своему народу.
Читайте также: Характеристика и образ Катерины в пьесе «Гроза» Островского.
В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.