собака начала проявлять агрессию к ребенку что делать
Собака обижает ребёнка. Признаки агрессии и меры пресечения
Агрессия собаки к детям – ночной кошмар большинства владельцев. Малыши очень хрупкие, поэтому их легко травмировать. Зачастую стычки оборачиваются серьёзными ранами и психологическими проблемами. Как решить вопрос? Придётся постараться, если вы не ищите простых путей. Рассмотрим главные правила, запреты, признаки агрессии и меры пресечения.
Что должна знать собака
Приучение собаки к ребёнку начинается ещё задолго до его рождения. Вам нужно правильно воспитать питомца, иначе могут возникнуть конфликты с детьми и это очень серьёзная проблема. Что следует объяснить компаньону?
В иерархической лестнице семьи собака занимает низшую ступень
У стайных животных свои взгляды на воспитание. У собак все строится не на любви и ласке, а на авторитете. Для поддержания своего статуса лохматый друг просто обязан наказывать младших, если те делают что-то неприемлемое. Питомец будет применять силу. Для него это нормально. Ребёнок должен быть выше собаки по статусу, иначе укусов не избежать. А также вам необходимо занять позицию лидера, чтобы контролировать ситуацию.
Собака должна слушаться
Дрессировка помогает управлять питомцем, избегать множества конфликтов и подтверждать свой статус. Учтите, что занятия должны быть регулярными. Это тяжёлая работа, но она нужна. В противном случае любимец решит, что над ним нет контроля, и быстро перестанет подчиняться.
Желательно найти кинолога, который объяснит вам, как решить имеющиеся проблемы. Заодно вы обеспечите животное интеллектуальной нагрузкой. У него останется меньше лишней энергии.
Ребёнок всегда прав
Это правило касается не только собаки, но и вас. Питомец должен терпеть любые посягательства вне своего места. Если вы видите, что малыш переходит границы, ни в коем случае не ругайте его при компаньоне. Тихонько отведите в другую комнату и там объясните, что так делать не стоит. Попросите ребёнка не трогать любимца, когда тот лежит на своём матрасике. Воспитывайте каждого члена семьи отдельно.
Проявления агрессии. Как понять, что питомец недоволен происходящим?
Многие начинают беспокоиться лишь тогда, когда животное уже рычит, лает и пытается укусить. Однако дурное настроение можно заметить гораздо раньше. Раздражённая собака напрягает шею и голову, держится настороже. Питомец посматривает на хозяина или скашивает взгляд. Отведённые назад уши – тревожный знак. Финальная стадия – подёргивание губ или открытый оскал. После этого происходит приступ агрессии.
Пресечение агрессии и воспитание собаки
Большую часть работы необходимо проделать до рождения ребёнка. Питомец должен видеть в вас наставника и лидера, тогда ему не придётся решать множество вопросов самостоятельно. Вы раз и навсегда раздадите статусы.
Животное молча согласиться с вами. Возможно, иногда придётся применять жёсткие методы коррекции. Особенно это касается уже взрослых собак. Желательно обратиться к специалисту, который сможет подобрать индивидуальный курс.
Что делать, если питомец начал вести себя агрессивно
Дайте запрещающую команду и резко схватите компаньона за холку. Прижмите его к земле и держите, пока он не перестанет сопротивляться. Таким образом, вы наказываете саму собаку, демонстрируете своё недовольство и понижаете её статус.
В конце вышвырните любимца из комнаты, чтобы он успокоился в другом месте. Придётся проявить жёсткость, но в данном случае это уместно. Только не перестарайтесь. Помните, что вы должны не причинить боль, а объяснить на доступном языке.
После пары таких «сеансов» любимец навсегда усвоит, что ребёнка нельзя трогать. Никогда. Если вы хоть раз прикрикнете на малыша сами или позволите собаке укусить за назойливость, животное начнёт воспитывать детей самостоятельно. Вам вряд ли понравятся его методы.
Запреты и ограничения
В действительности список ограничений довольно длинный, но мы остановимся на главных пунктах.
1.Охрана своих вещей
Имеется в виду защита от членов семьи. Питомец не должен рычать и скалиться, если кто-то берёт его миску, игрушки или садится на диван. Учите любимца по первому требованию спрыгивать с кровати, отходить в сторону или отдавать то, что он взял.
2.Укусы во время игры
Многие владельцы собак играют руками. Сначала кажется, что это невинная шутка. Крохотный щенок кусает до крови не из-за злости, а в порыве веселья. Сделайте так, чтобы питомец считал покусы недопустимыми. Тогда ему и в голову не придёт, что можно навредить малышу.
3.Раздражение по отношению к детям
Неважно, по какому поводу. Любая агрессия должна пресекаться. Это касается не только вашего ребёнка, но и остальных детей. Если питомцу что-то не нравится, он должен уходить, а не кидаться на окружающих.
Теперь вы знаете, как бороться с собачьей агрессией. Правильная подготовка избавит вас от лишних хлопот. Если компаньон начал нервничать, пресекайте это. Иногда придётся действовать жёстко, но лучше один раз расставить приоритеты, чем постоянно ездить в больницу и бояться за жизнь малыша.
Как устранить агрессию собаки к детям
Не все домашние собаки дружелюбно настроены к детям. Пёс может рычать или пытаться укусить маленького члена семьи. У родителей это вызывает естественное беспокойство. Как исправить неправильное поведение питомца и как наладить его контакт с ребёнком?
Почему собака агрессивна?
Специалисты объясняют, что агрессия у собаки возникает по двум основным причинам.
Первая причина – самозащита. Собака может видеть в ребёнке угрозу, если он подошёл слишком близко и трогает её, то пёс будет защищать себя. Обычно четвероногие друзья человека стараются избегать нежелательного контакта и настороженно наблюдают за детьми. Если отойти в безопасное место не получается, то пёс вынужден атаковать – рычать, пытаться укусить. Это типичное поведение животного, вызванное страхом. Иногда собаки терпят присутствие маленького члена семьи рядом, пока он не начнёт приставать. В таком случае агрессия – это реакция на неприятный раздражитель.
Вторая причина проявления агрессии – соперничество, её также называют доминантной агрессией. Если ребёнок воспринимается как соперник и покушается на внимание хозяев, то пёс может издавать угрожающее рычание. В этом случае страха перед ребёнком нет. Собака считает, что находится на более высокой ступени в иерархии и воспринимает ребёнка как молодое животное, нарушившее закон стаи. Если пёс полагает, что ребёнок ниже по статусу, то он вправе ставить его на место силой.
Порой мотивация у собаки изменяется. Пёс не знает как вести себя с ребёнком и меняет поведение в зависимости от обстоятельств. Собака растеряна, ведь ребёнок хоть и дружелюбен, но опасен. Совсем маленькие дети не знают страха перед животным и ещё более раскованны. Отсюда и возникающая порой агрессия. Ко взрослым людям собака её не проявляет.
Признаки агрессии и как её пресекать
Неопытным хозяевам сложно различать тревожные признаки, которые указывают на недовольство собаки, предшествующее укусу.
Что указывает на проявление агрессии:
Заметив, что собака предупреждает о возможном нападении – нужно действовать. Ваша задача – дать ей понять, что ребёнок всегда прав. Вне зависимости от того, что ребёнок делает с питомцем, последний не должен его трогать. Потому строго говорите собаке «Нельзя», с силой, соответственной её размеру, пните в бедро, прижмите к земле и выставите из комнаты. Специалисты рекомендуют учить собаку и ребёнка отдельно. Когда ребёнок остался в комнате – разъясните ему что нельзя докучать животному.
Готовим собаку к проживанию с ребенком
Кинологи советуют готовить собаку до появления ребёнка в доме. Так отношения двоих будут складываться гармонично. Найдите инструктора, который поставит питомцу идеальное послушание.
Вы можете начать дрессировать питомца, пока малыш ещё младенец и большую часть времени проводит во сне. Когда он подрастёт и начнёт сталкиваться с собакой – неподготовленный питомец получит стресс.
Сначала научите собаку простым командам – «ко мне», «место», «стой» или отточите их знание. Ваша задача – добиться безупречного послушания. Так вы в будущем сможете гулять вместе с собакой и ребёнком. Это сыграет свою роль – питомец увидит, что является частью семьи. Заодно не придётся сокращать или, наоборот, увеличивать количество прогулок, ведь на заботу о ребёнке уходит много времени.
Если у ваших друзей есть дети – осторожно познакомьте с ними собаку. После подобного общения пёс легче привыкнет к новому маленькому члену семьи.
С появлением ребёнка нельзя уделять собаке меньше внимания или вовсе изолировать её в доме:
Наедине собаку и ребёнка оставляйте при полной уверенности в отсутствии неоправданной агрессии со стороны животного. И не переживайте за нарушение стерильности – если содержите собаку в чистоте, то никакой «заразы» ребёнок не подхватит.
Когда ребёнок научится ходить и захочет контактировать с собакой, следите за тем, чтобы их общение развивалось правильно. Ребёнку нужно показать, как правильно ласкать четвероногого друга.
Безопасная поза ребёнка, блокирующая агрессию собаки, выглядит так:
Нависать над собакой и хватать за шею нельзя! Поясняйте ребёнку, что если собака не хочет общения или рычит – нужно отойти и не приставать. Если пёс терпеливо сносит все детские выходки, контролируйте его. В процессе весёлой игры он может прикусить малыша или уронить.
Отслеживайте признаки стресса у собаки. Если она проявляет агрессию, чрезмерно возбуждена, то останавливайте игру и уводите ребёнка. Не наказывайте питомца за его реакцию. Правильное поведение – успокоить и похвалить за послушание ровным, ласковым тоном, сняв напряжение.
Налаживаем контакт взрослого ребёнка и собаки
Если ребёнок взрослый и способен слушаться старших – объясняйте, как правильно вести себя с собакой. Установите следующие правила:
Помните, что собаки, как и дети, «считывают» поведение хозяина. Если вы кричите и бьёте ребёнка или питомца, то и пёс будет вести себя агрессивно. Адекватные собаки вырастают только у адекватных людей.
Собака агрессивна к юным членам семьи.
1. Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи.
Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи-стаи. Это выражается в том. что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. «Ревность» собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером «стаи», может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.
Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи.
2. У собаки выработана инструментальная агрессия
3. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия).
Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары. Подростки могут чрезмерно «наказывать» собаку в процессе ее воспитания или дрессировки.
Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления.
Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.
4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация).
То есть опыта общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение.
На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное поведение. С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.
5. Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами.
Например, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разрешения конфликта. Например, если мы постоянно шлепаем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом.
6. Переадресованная агрессия.
7. Конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами.
Коррекция поведения.
Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел «Коррекция иерархического поведения»). Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт.
Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархического статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Собака должна находиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте собаку выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не только командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте таким образом все команды послушания.
Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчиняться ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча приближайтесь и заставляйте ее выполнить команду.
На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируете поведение собаки.
Необходимо то же самое проделать и в квартире.
Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление. И снова продолжайте «играть». Если собака ведет себя правильно, обязательно хвалите ее.
Более щадящий режим коррекции поведения заключается в применении Метода 8 (выработка несовместимого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и туг же прекращаете всяческие взаимодействия при первых признаках агрессивного поведения.
Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.
Обучение собаки терпению.
Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, дети ведут себя несусветно. Прежде всего они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мнению, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для того, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармливайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом сопровождении. Рано или поздно собака привыкнет.
Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно.
Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за кожу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Сначала это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия.
Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпустите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и снова похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить.
Когда вы после таких занятий будете уверены в собаке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны.
И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким образом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как только ребенок выходит из комнаты.
Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при помощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-настрого запретите собаке пользоваться игрушками детей. Как бы ни была миролюбиво настроена или контролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужинает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаждается костью, в комнате не должно быть ребенка.
Но воздействия на собаку это только половина дела. Если члены вашей семьи, включая детей, будут вести себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрослые члены семьи должны прекратить «наказывать” собаку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отношения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок «мальчик для битья».
Почему собака напала на ребенка – причины агрессии к детям
Причины нападения собак на детей
Собака может по разному реагировать на невинного, дружелюбного годовалого малыша, мало что понимающего в этом мире. Собаки часто кусают маленьких детей, потому что боятся их и пытаются защитить себя. Иногда они их грубо прогоняют, потому что те им мешают и доставляют неприятные ощущения. Бывает и так, что собаки рычат и кусают детей, потому что считают их молодняком, которому необходимо указать место в семейной иерархии. Такие проблемные ситуации, как и в случае агрессии борьбы за лидерство, проявляются в двух формах. Собака реагирует на демонстрацию превосходства со стороны индивида, которого она считает ниже себя в иерархии (например, когда ребенок дотрагивается до собаки определенным образом, наклоняется над ней или пристально смотрит на нее).
Собаки нападают на новорожденных, как правило, в течение первого дня после того, как ребенка привезли домой, «когда собака неожиданно сталкивается с ребенком, оставленным без присмотра».
Другой формой является проявление агрессии собакой в борьбе за ограниченные ресурсы (например, кость, игрушка, место рядом с хозяином на софе, поглаживание или просто внимание). В принципе, многие случаи проявления агрессии по отношению к детям младшего возраста можно рассматривать как форму проявления агрессии соперничества, которая полностью соответствует агрессии, проявляемой по отношению к другим членам семьи или к другим собакам.
Генетическая предрасположенность
В сложной структуре человеческой семьи определенную роль играют разнообразные генетические различия. Эти различия способствуют пониманию причин агрессивной реакции некоторых собак на маленьких детей в тех ситуациях, когда большинство собак ведут себя миролюбиво.
Большинство этологов предполагают у некоторых собак наличие генетической предрасположенности к агрессии, вызванной страхом или стремлением к лидерству. Вполне оправдано и предположение о частичной генетической обусловленности таких явлений:
На характер реакции собаки на приближение раскованного ребенка, еще не обладающего достаточной координацией, и его неуклюжие попытки завязать игру могут сильно повлиять на генетически обусловленные различия в «личности» собаки, и таких ее черт, как игривость, уравновешенность, возбудимость и т.д. В повседневной жизни не существует реальной возможности определения значения таких потенциальных генетических факторов. Тем не менее, обоснованным является предположение, что эти факторы оказывают влияние на клиническую картину проявления многих проблем и ограничивают возможности мер коррекции поведения.
К генетической предрасположенности можно отнести и охотничьи инстинкты собак. В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала выражена не резко, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия повышается и может кончиться очень серьёзными покусами.
Породные особенности – собаки лишенные агрессии к детям:
Но нет породы, которую можно порекомендовать со стопроцентной уверенностью. В этом вся проблема. Выбирая животное, обязательно нужно посмотреть, как оно ведет себя дома с членами семьи, с детьми, с домашними животными. Если собака психопатка, истеричка — ее брать нельзя. А вообще чем более массивный костяк в любой породе — тем флегматичнее животное, тем труднее довести его до «нужной» кондиции и, соответственно, тем реже оно кусается.
Непреднамеренное поощрение хозяином
В данном случае речь идет о различном отношении к собаке со стороны взрослых членов семьи в зависимости от присутствия или отсутствия ребенка. Для того, чтобы у собаки, которая до появления ребенка находилась в центре внимания не зародилась к нему ревность, многие родители сознательно пытаются уделять полагающееся ей внимание. Однако проблема заключается в том, что в отсутствие ребенка собаке уделяется намного больше внимания, ее больше ласкают и играют с ней. Это происходит или намеренно (ведь вполне логично, что хозяин уделяет собаке определенную часть своего времени) или непроизвольно (у хозяина находится время для собаки только тогда, когда ребенок спит). Такая ситуация может привести к тому, что собака будет воспринимать присутствие ребенка как индикатор тою, что теперь у нее будет меньше возможности для контакта со своим хозяином, который доставляет ей столько радости.
Эксперименты с животными показывают, что раздражители, которые ассоциируются с окончанием или сокращением интенсивности позитивного поощрения, воспринимаются как неприятные и, возможно, являются причиной попыток уклонения от контакта. Например, голубь быстро усваивает, по какой пластинке на стене надо стучать клювом, чтобы получить вознаграждение. Интересно, что Азрин, Хатчинсон и Хейк доказали, что голуби в первое время после того, как перестали получать вознаграждение, проявляли повышенную готовность к агрессии по отношению к другим голубям, находившимся рядом. В данном случае речь шла о так называемой «перенацеленной агрессии». Это показывает, какое отрицательное влияние оказывает на животное прекращение возможности получать желанное вознаграждение.
Неизвестно, является ли это причиной того, что собака начинает воспринимать ребенка как условный аверсивный раздражитель, который следует «игнорировать», избегать, а иногда и атаковать. Тем не менее, такая возможность теоретически существует. В такой ситуации возникает шанс использования способностей собаки к обучению в интересах хозяина и сделать ребенка позитивным стимулом. Для этого достаточно уделять собаке в присутствии ребенка больше внимания, чем обычно. Такую определенную манипуляцию вниманием, уделяемым взрослыми членами семьи собаке, можно включить в курс терапии в качестве стандартного элемента.
Непреднамеренное поощрение другими членами семьи
Складывается впечатление, что практически во всех случаях проявления агрессии и страха имеет место и еще один причинный фактор, зависящий от способности собаки к обучению. Речь идет о непреднамеренном поощрении проблемного поведения другими членами семьи, которые пытаются подавить такое поведение, успокаивая животное (например, разговаривая с ним или поглаживая его) или стремясь отвлечь его внимание (например, лакомством, игрушками или игрой).
Причиной широкого распространения такого подхода к данной проблеме является Эффективность этого способа. Часто таким образом удается устранить поведенческие дефекты в конкретной ситуации. Однако в долгосрочной перспективе этот метод приносит совершенно иной результат. Таким способом хозяева лишь поощряют девиантное поведение и косвенно способствуют тому, что собака в будущем в похожих ситуациях будет вести себя еще хуже.
Недостаточное обучение
Во многих ситуациях многие люди проявляют удивительную терпимость к своему любимцу, когда тот лает, рычит или пытается кусаться. Как правило, такое поведение формируется еще в щенячьем возрасте, когда молодая собака проявляет агрессию во время игры. Такая форма поведения закрепляется в течение последующей жизни, например, когда собака агрессивно реагирует на прохожих, которые встречаются ей на улице. В большинстве случаев по отношению к младшим членам семьи такое недостаточное обучение не играет столь значительной роли.
Однако если хозяин с самого начала не будет стремиться сформировать у собаки высокий порог торможения агрессии по отношению к людям, то животное практически не будет испытывать торможения и будет склонно к проявлению вышеописанных форм поведения, которые в конце концов могут быть направлены на любого человека, включая маленьких детей.
Как отучить собаку нападать на детей
Прежде всего, необходимо объяснить владельцу собаки специфическую природу проблемного поведения, его соотношение с нормальным поведением собаки и причины возникновения отклонений. В этой связи целесообразно обсудить отдельные основополагающие аспекты поведения собак. Часто речь идет о существующих уже долгое время проблемах, которые со временем становятся все более серьезными, если с собакой обращаться «нормально», то есть как с другими собаками. Согласиться с тем, что возникновение проблемы объясняется только недостаточным вниманием владельца и допущенными ошибками, можно лишь в отдельных случаях, даже если большинство владельцев склонны видеть, причину именно в этом и с самого начала готовы этому поверить.
Выявление и корректировка ошибочных взглядов владельцев животных
Люди думают, что хорошее обращение с животными — это ласковое отношение к ним и исполнение всех их желаний. С такими ошибочными представлениями часто соседствуют распространенные формы отношения к животным, способствующие возникновению проблемы. Без должной корректировки это может снизить готовность владельца животного согласиться с предложенными методами исправления поведения.
При этом речь часто идет об устоявшихся представлениях человека о своей собаке, своих действиях и общих принципах содержания животных. Из этого следует два вывода:
И, тем не менее, именно этому необходимо уделить основное внимание во время консультации. Без изменения таких взглядов и представлений, мешающих человеку пересмотреть свое отношение к собаке, даже самый эффективный метод коррекции поведения может оказаться несостоятельным из-за неготовности или неполной готовности к сотрудничеству.
Не зависимо от того, обучена собака или нет, она просто не способна надёжно и безошибочно оценить, кого и когда следует укусить, а кого нет. Таким образом, ответственность всегда лежит целиком на хозяине. Это он должен постоянно и тщательно просчитывать возможные реакции собаки в повседневных ситуациях и сдерживать животное, если есть какая-то вероятность, что собака проявит агрессию там, где нет реальной опасности.