смятение чувств что это значит
Смятение души толкование cтихотворения М. Ю. Лермо
Владимир Сабиров. Смятение души (толкование cтихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» известно всем. Однако не каждый, наверное, задумывался о том, что в этом небольшом поэтическом произведении за переживаниями лирического героя можно прозреть гораздо большее смысловое содержание, нежели фактологию душевной драмы, разворачивающейся в сердце самого поэта. Последняя, безусловно, интересна и поучительна, как интересна и поучительна жизнь всякого гениального человека. Тем не менее, в поэтических строках этого стихотворения нас привлекают не столько перипетии индивидуальной судьбы М.Ю. Лермонтова или его лирического героя, сколько сконцентрированные в них типические черты самосознания определенного социально-культурного слоя. По нашему мнению, в стихотворении М.Ю. Лермонтова зашифрован некий ментальный код, имманентный душевному строю русской интел-лигенции или шире русскому образованному слою непосредственно и с некоторыми оговорками – русскому национальному со-знанию вообще. Этот потаенный смысл скрыт едва ли не в каждом слове стихотворения. И поскольку в каждой строфе имеются ключевые слова, подчеркнутые нами и выражающие главную мысль или идею данного фрагмента поэтического текста, то задача прояснения этих смыслов становится вполне разрешимой.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездою говорит.
Мотив одиночества и странничества человека является главным в первой строфе стихотворения.
Первая и вторая строчки стихотворения наводят на мысль о том, что здесь дорога – символ жизни, жизненного пути. Каждый че-ловек проходит свой путь и в этом смысле он одинок и неприкаян. Одиночество человека есть уникальность его судьбы, его пере-живаний и надежд. Дорога, как и жизненный путь, имеет начало и конец. Начало пути связанно с ожиданиями и надеждами, которые неясны, просматриваются как бы «сквозь туман». Будущее наше никому, кроме Бога, неизвестно. Путь, лежащий перед чело-веком, труден. «Кремнистый путь блестит» – амбивалентный образ жизненных тягот («кремнистый» ассоциируется с «терни-стым») и света надежды. Оправдаются ли эти надежды? Ведь не все золото, что блестит. Надежда и тревога, чаяние лучшей доли и страх упустить счастье идут рядом. Тем более, если иметь в виду, что в стихотворении подразумеваются русские дороги, т.е. жизнь в России. Русские дороги в силу огромности расстояний приобретают не пространственный, а временной смысл. Что-бы пройти Россию, нужно прожить целую жизнь. Россия велика и многокачественна, она есть целый континент, она есть целый космос. Не случайно в последующих строчках стихотворения взгляд путника устремляется в небеса.
«Ночь тиха». Эта фраза усиливает мотив человеческого одиночества. Только в ночной тиши мы остаемся наедине со своей сове-стью, погружаемся в глубину своей экзистенции, пытаемся вступить в диалог с Богом, который не так-то просто установить. Это тем более обидно, что природа легко общается с божественными небесами. «Пустыня» — это образ безлюдной природы, которая слушает и слушается Бога, действует в соответствии с Его наставлениями и законами. А человек не всегда послушен, он отпадает от Бога, поэтому-то и смотрит с завистью, как природа внемлет Богу, как звезда со звездою говорит. В мире царит не-бывалый пир общения, но только человек не имеет доступа к нему. Он одинок и заброшен. Душа его жаждет общения со всем миром, с Богом. Однако его чаяния не оправдываются. Что же ему остается делать? Наблюдать, созерцать со стороны, вздыхать и надеяться, что и он будет когда-то допущен на соборный праздник общения.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В этой строфе сталкиваются два настроения, два угла зрения на действительность. Здесь русский космизм соседствует с русской тоской.
В первых двух строчках несколько приглушается мотив одиночества, поскольку человек смог оценить красоту и величие мира и это эстетическое, точнее софийное чувство поднимает его над суетой обыденности, причем на такую высоту, что он располагает возможностью созерцать спящую землю в «сиянье голубом» (только из космоса Земля предстает голубой планетой, какой ее увидел первым Ю.А. Гагарин, поэт же видит ее духовным зрением). Важен также образ спящей земли. Он передает состояние умиления человека перед своей Родиной, любви к ней, почитания ее. Ведь Земля светится божественным советом, «тот свет» прони-кает на нее.
Однако тут происходит резкая перемена настроения. Умиления и чувство восторга сменяются судорогами небывалой тоски. На смену сердечному созерцанию и любованию миром приходит горестная рефлексия. Взгляд человека с земли в космос и из космо-са на землю перемещаются внутрь собственной совести и души в целом.
Да, на небесах хорошо и Земля со стороны красива и умильна. Но я-то живу на этой грешной земле и в непосредственной близости жизнь на земле выглядит совсем другой. Вот почему торжественность небесной сферы делает еще острее боль от жизнен-ных передряг, лжи и предательства, а чудесность мироздания резко контрастирует с тяготами, лишениями и разочарованиями в жизни. Прыжок из космоса на землю больно ранит, а переход из состояния невесомости в зону земного притяжения затрудняет, сковывает движения и дыхание. Русский моралистичен, он слишком высокими мерками судит землю, по небесным эталонам, до которых мир, лежащий во зле, сильно не дотягивает и потому-то он и разочаровывается в жизни. Раз мир земной не соответствует самым высшим, божественным идеалам, то он достоин осуждения, а жизнь теряет ценность и смысл. Остается только задать последние вопросы и определится, как быть дальше.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
В четвертой строфе выявляется бессознательная жажда русского человека в нетленности и мечта о веч¬ной жизни на земле.
Картина могил, трупов, поедаемых червями, кладбищенского уны¬ния отвратительна. Она ужасает, парализует волю, чувства, мысли. Неужели это участь человека, моя участь?! Нет! Я не хочу этого! До¬лой эти видения! Я желаю вечной жизни /»навеки так заснуть»/, которая бы была подобна истоме сна, сохранила возможность видения жизни как в сновидениях. Вечное бытие желательно не в виде бестелесного пребывания души на небесах, а во всей духовно-душевно-телесной целостности человека после мнимой /сон/ или действительной смерти. Со всеми признаками не только духовного, но и телесного, физического существования. Дышащая грудь — символ и физической, и духовной жизни. Слова «дыша» и «душа», «дых» и «дух», «вздыматься» и «вдуматься» — созвучны и, по-видимому, соизмеримы друг с другом.
Дважды повторенные в двух последних строчках строфы предлог «чтоб» и слово «грудь» передают тайную мечту русского человека о том, чтобы вечность не была просто чистой бескачественной длительностью, а чтобы стала подвижным, событийно насыщенным потоком времени, со своими ритмами, чередованиями вдоха и выдоха, дня и ночи, зимы и лета, что возможно только на земле. Устроение Царства Божьего на земле – очень русская интеллигентская идея, утопичная, но вполне реализуемая, правда, как показала история, в виде антиутопии.
Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
*****
Предложенная читателю интерпретация стихотворения М.Ю. Лермонтова позволяет сделать несколько важных в плане рассматриваемой темы вывода.
• Во-первых, в данном стихотворении представлена очень типичная для рус¬ского сознания /не только интеллигенции/ душевная драма, наиболее точно охватываемая понятием «смятение». Что же представляет собой смятенная душа? Во-первых, это душа, смятая под ударами судьбы, деформированная и утратившая первозданную божественную чис¬тоту. Во-вторых, человек со смятенной душой склонен к аберрационным проявлениям совести и может представлять со¬циальную опас-ность, ибо способен при определенных обстоятельствах сминать других и уничтожить все ценности. В-третьих, смятенная душа — это мечущаяся, неприкаянная душа, беспочвенная в силу оторванности от национально-культурных и духовных основ жизни. В-четвертых, это — душа, живущая мечтами, но не верой. Наконец, в-пятых, смятенная душа как бы помечена высшими трансцендентными силами, она вмещается в сердце, где дьявол с Богом борется, а совесть может быть слугой как Бога, так и его антипода. Вот отчего Россия выступает как ристалище, на котором определяется судьба человечества.
o Послесловие
Эта статья была написана в начале 2000-х годов, нигде не была опубликована и совсем недавно обнаружена автором среди разных бумаг: опубликованных статей, записей разного рода, подготовительных материалов, конспектов каких-то источников… Про-читав ее, пришел к выводу, что можно ее публиковать, несмотря на то, что, возможно, она кому-то не понравится. В начале 90-х годов я как-то показал первый вариант этой статьи одному московскому интеллигенту с неопределенной жизненной и творческой судьбой: она вызвала у него резкое неприятие. Я думаю, отчасти, потому что в ней он увидел словесный портрет самого себя, не совсем лицеприятный для него.
Публикуя данную статью сейчас, я сознательно делаю акцент на том, что сейчас для русских вообще и русских образованных людей в частности, коих осталось не так уж и много, пришло время собирать камни. Иначе говоря, искать пути единения обще-ства, на основе критики тех слабых сторон национального характера, которые нашли отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Кстати, и сам величайший поэт России является слишком противоречивой фигурой, а преждевременная гибель была обусловлена не только внешними интригами, но отчасти спровоцирована некоторыми чертами его весьма сложной и противоречивой личности.
Смятение чувств что это значит
-Что же из этого следует? – Следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
-Вы полагаете, все это будет носиться?
-Я полагаю, что все это следует шить!
Следует шить, ибо сколько вьюгЕ ни кружить,
Недолговечны ее кабала и опала.
Так разрешите в честь новогоднего бала
Руку на танец, сударыня, Вам предложить.
Месяц, серебряный шар со свечою внутри,
И карнавальные маски по кругу, по кругу.
Вальс начинается, дайте ж, сударыня, руку,
И раз, два, три, раз, два, три, раз, два, три,
раз, два, три.
Смятения чувств. бывают разными. )
Смятение ЧУВСТВ возникает от утраты и способности трезво,
правильно оценивать окружающую обстановку.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю..Рим. 7:15
Новый завет
Измученный жизнью суровой,
Не раз я в себе находил
В глаголах предвечного слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным светом любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они.
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено духом святым:
И мир, существующий ныне,
И бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
1853
И.С.Никитин. Полное с
К чему пустые
Тавал
К чему пустые страсти,
Зачем нам лишний разговор,
Откуда вдруг напасти
И неуместный приговор?
Хотят прикрыться честью,
Унизить вероломно вдруг,
А иногда и лестью
Общенья сузить честный круг.
Оставим людям веру,
Вернем надежду и добро,
Когда все станет в меру,
На страже будет вновь перо.
05 июля 2017 года
Смятенность (Смятение)
Нет смятения более опустошительного, чем смятение неглубокой души.
Обещания вселяют в людей уверенность, а их невыполнение смятение.
Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько
от важнейших событий нашей жизни, сколько от
удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей.
Смятенность (Смятение) как качество личности – склонность часто находиться в состоянии беспомощной взволнованности, сильного потрясения, панической растерянности и откровенного замешательства.
Смятение – это когда человек теряет точку опоры, когда не знает за что хвататься. Это когда человек не знает, как ему теперь быть, что делать, как себя вести. Ни одно из решений не является для него оптимальным, подходящим, ведущим к позитивному развитию событий.
Смятение – это состояние когда тебя поставили перед необходимостью срочного выбора. В шахматах и шашках есть положение цугцванг, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Цугцванг, как и смятение, сопровождается внутренними колебаниями, сомнениями, неуверенностью в правильности сделанного выбора. Человек осознает, что любой выбор будет недостаточно внутренне мотивирован, но, в то же время, отказ от него будет неоправданным.
Полную чашу смятения пришлось испить Горчакову — главе русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последнему канцлеру Российской империи. После победной войны с Турцией (1877-78 гг) Россия заключила выгодный Сан-Стефанский мирный договор, вызвавший гневную реакцию Англии и Австрии. В Берлине был назначен конгресс великих европейских держав. В Берлин поехал восьмидесятилетний канцлер Горчаков. Старый пес решил доказать хозяину, что у него еще крепкие зубы. Всё закончилось катастрофой. Горчаков не надеялся на свою память и распорядился сделать для себя секретную карту, на которой должны быть отмечены максимальные уступки России, на которые она даст согласие, если врагам удастся объединиться. Горчаков был нездоров и в день открытия конгресса восьмидесятилетнего министра внесли на стуле. По рассеянности больной Горчаков развернул карту на всеобщее обозрение. Такую злую шутку судьба сыграла с немощным дипломатом. Когда он понял, что английский премьер Дизраэли прекрасно ознакомился с ее содержанием, пришел в смятение и так и не мог выйти из этого состояния до конца конгресса.
Теперь Англия и Австро-Венгрия уже не уступали. И тогда Бисмарк, конечно же, с грустью, потребовал, чтобы его русские друзья согласились с этой плохой картой. Так был заключен Берлинский договор. В результате независимым остался только север Болгарии. Площадь Болгарского княжества урезалась почти втрое. Из приобретений по Сан-Стефанскому договору Россия возвращала город Баязет в Закавказье. Не воевавшая Австрия получила Боснию и Герцеговину в управление — до наведения там порядка. (В начале XX века Австрия аннексирует эти территории.) Территориальные приобретения Сербии сокращались. После Берлинского конгресса министр Горчаков написал Александру: «Это самая черная страница моей биографии». «И в моей тоже», — ответил Александр старому министру. И это не было преувеличением.
А. С. Пушкин точно отразил состояние смятения в «Евгении Онегине»:
Зовут, сажают двух друзей.
Сажают прямо против Тани,
И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком
И усидела за столом.
Смятение – убийца уверенности в себе. Дочь страха, смятение встает преградой для человека в его попытках справиться со страхом. Любопытно, что человек не чувствует в себе этой преграды. Диагностировать ее можно по возникающему чувству безнадежности.
Смятение зачастую возникает, когда жизнь выходит из-под контроля. Душа – это вечность, знание и счастье, ей не пристало чего-то бояться. И вдруг в жизни возникает ситуация, которую трудно объяснить с позиций логики. Человек приходит в смятение, теряя обычную для себя уверенность. Он близок к грубому проявлению смятения – панике. А всё потому, что человек понимает, что нужно что-то предпринимать, но не знает как и что нужно делать.
Психолог Руслан Нарушевич в контексте этой мысли говорит: «Мы приходим в состояние смятения всякий раз, когда сами теряем связь с присущей нам способностью отчетливо видеть, понимать и считать имеющим смысл то, что с нами происходит. Вот смятение, оно есть тогда, когда мы теряем связь. Нам присуще ощущение, что все в порядке. Понимаете? Нам, как душе, каждому из нас присуще это естественное ощущение, это здоровое состояние психики. Особенностью психики счастливого человека является то, что ему хоть кол на голове теши, он все равно счастлив. Он все равно ведет себя так, как будто всё знает… На самом деле все это из-за того, что у людей в голове смятение просто, растерянность, нет уверенности. В смятении мы допускаем, что лишены чего-то важного, какой-то важной информации, чего-то не хватает мне сейчас. Что бы принять правильное решение, мне чего-то не хватает сейчас. Я сейчас уже должен действовать, а я не знаю, что делать, мне не хватает. И вместо того, чтобы стать открытым в поиске или ожидании ответа, вместо того, чтобы просто открыться и сказать: мне нужен ответ. Мы думаем, что ответ уже должен был быть, он должен был быть, он должен быть здесь, прямо, понимаете? Не в том, чтобы ждать его, дождаться ответа. Ситуация сложилась, мне совершенно не понятно, зачем она такая нужна. Мне не понятно, какой смысл этого. Но идея у нас в голове такая, что почему-то, уже ответ должен быть сразу, вместе с появившийся проблемой. Нам нужно это, потому что у нас есть статус решающего, как бы, контролирующего свою жизнь».
Смятенность – это затянувшийся кризис безнадежного положения, беспомощной взволнованности и сильного потрясения. Чудесное противоядие от смятенности – еще раз пережить ситуацию полного смятения, испытанного в прошлом, а затем перейти к позитивной странице воспоминаний, когда всё благополучно и счастливо закончилось. Хорошие позитивные ощущения нужно до мелочей запомнить и десятки раз пережить, а плохие нужно просто учитывать, как факт, что они были. Такая техника позволяет разрушить образовавшиеся в подсознании бастионы смятенности.
СМЯТЕНИЕ
смятение ср. 1) Состояние сильной взволнованности, беспокойства, замешательства. 2) Паника, растерянность, переполох.
смятение
с.
1. (состояние смущения, замешательства) confusion, disarray
2. (паника, растерянность) commotion, perturbation
приводить в смятение (вн.) — perturb (d.)
1) (тревога, волнение) confusión f, turbación f, perturbación f
мною овладело смятение — me quedó angustiado
душевное смятение — angustia del alma
приводить в смятение — perturbar vt
2) (паника, переполох) perturbación f
везде царит смятение — reina el pánico por doquier
3) уст. (мятеж) revuelta f, motín m
Взгляд назад — темно, смятение, обозы, барабанный бой для сбораПут1.
ни зги не видать, смятение.Пут3.
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!ГоУ 2.8.
Затихло смятенье — сече конец.С3.
Она, верно, хотела скрыть смятение первой любви.Студ. 1.9.
способов, чтоб восстановить беспорядки и смятение.ОД6.
В смятенье были вы, погружены в печалиМС 13.
chonza (-), fujo (ma-), ghasia (-), kikuli (vi-), kitisho (vi-), kituko (vi-), mangungumbaro мн., mashamshamu мн., mawenge мн., msisimko (mi-),mwako (mi-), rangaito (-), mtibuko (mi-) перен.;
смяте́ние чувств — dhaa (-), dukuduku (-; ma-), dungudungu (ma-), mchanganyiko wa mawazo (mi-), kivinyovinyo (vi-) перен.;
приводить в смятение — perturb
СМЯТЕНИЕ смятения, ср. (книжн.). 1. только ед. Состояние крайнего замешательства, смущения, взволнованности. Бопре в смятении хотел было привстать, и не мог. Пушкин. Смятение духа. 2. только ед. Паника, растерянность. Гости в смятении ринулись в переднюю. Салтыков-Щедрин. Всеобщее смятение. Вызвать смятение в рядах неприятеля. 3. То же, что смута (устар.). В бурные ль смятений времена нам помышлять о столь великом деле? Пушкин.
Эмоции
Чувства и эмоции человека
Выберите букву:
Чувства человека
Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.
Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.
Что вызывает чувства и эмоции
Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.
Врожденные эмоции человека
Пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.
Далее, для вашего удобства, я привела список эмоций, чувств и состояний, по возможности стараясь не только пояснять, что означает та или иная эмоция, но и указывать какие процессы лежат в ее основе.
Читайте и удивляйтесь 🙂
Ксения Голицына,
Эмоциональный терапевт, психолог
2012г
Официальный сайт wayto.life
Практика благодарности: wayto.life/pay
Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.
Азарт игрока в казино.
Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.
Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.
Довольство малым – отсутствие в сознании мотива избыточности (см.), нежелание иметь много имущества, денег, удовольствий, постоянное ощущение счастья от того, что имеешь самое необходимое.
Мстительность (жажда мести) – желание и стремление принести вред объекту в ответ на вред индивиду с его стороны. Может сочетаться с ненавистью, презрением, завистью, ложным стыдом, ревностью, боязнью, что причинят новый вред, если не будет активного противодействия (отомстить, чтоб было неповадно).
Надменность – большая гордость, напыщенность.
Недоумение – состояние сомнения, колебания, как следствие того, что субъект не может понять, в чем дело.
Неловкость – чувство стеснительности, стыда. Может быть следствием социальной тревоги, обнаруженной лживости собеседника, сензитивности, незаслуженной или чрезмерной похвалы, присущей индивиду щепетильности, беспокойства о последствиях происходящего. Может перейти в стыд, смущение, раздражение.
Ненависть – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-либо, чему-либо, часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников.
Нерешительность – опасение, недоумение, неуверенность, сомнение, как комплекс.
Нетерпение – нехватка терпения, спокойного ожидания, беспокойное стремление. Может быть обусловлено желанием контролировать всех и вся, неспособностью воспринимать мир таким, какой он есть, прибывать все время в будущем, не уметь находиться в «здесь и сейчас».
Неуверенность в себе – боязнь предпринимать какие-либо требующиеся действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал, комплекса неполноценности. Может появиться в следствии воспитания родителями с гипперопекой, либо слишком строгими и властными родителями. И те и другие родители не дают ничего ребенку делать самостоятельно, принимать свои собственные решения и нести за них ответственность, в следствии чего появляются сомнения в своих силах и инфантильность.
Обескураженность – состояние растерянности, озадаченности, неуверенности в себе в связи с чьим-то воздействием, какими-то неудачами.
Обреченность – состояние человека, когда он понимает, что скоро должен умереть или что ему суждена неполноценная жизнь.
Озабоченность – поглощенность заботами, беспокойная озадаченность.
Озадаченность – состояние затруднения, непонимания, что делать.
Озорство – чрезмерное задорное поведение, нарушающее общественную норму, наглое самовольничание.
Омерзение – крайнее отвращение.
Оскорбленность – чувство индивида, когда ему нанесли тяжелую обиду; обида в сочетании с чувством сильного унижения, вызванная кем-то, чаще всего сугубо намеренно. Может быть следствием комплекса неполноценности или комплекса превосходства. Может сочетаться с гневом, возмущением, стыдом, желанием мести.
Осторожность – предусмотрительность относительно возможной опасности. Осторожность и предусмотрительность подчас истолковывают как страх.
Отверженность – чувство, проявляющееся во враждебной установке по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для людей, испытывающих чувство отверженности, характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Может быть следствием субъективного недостатка любви, как окружающих, так и к себе самому. Тесно связана с комплексом неполноценности.
Оторопь – растерянность и страх вследствие внезапности чего-либо; панический страх.
Отрешенность – отсутствие чувства эмоционального участия в чём-либо, погруженность в себя, безразличие к окружающему, ощущение эмоциональной свободы, отсутствие чувства эмоционального участия в проблеме, ситуации, другом человеке и т.д. Однако, отрешенность может быть и механизмом защиты, который направлен на предотвращение формирования тесной эмоциональной связи одного человека с другими.
Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности, сопровождающееся мыслями о бессмысленности существования, бесперспективности, безнадежности прилагаемых усилий для того, чтобы улучшить сложившееся положение дел. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.
Отчуждение – отстраненность человека от внешнего мира, других людей, недостаток или отсутствие тёплых отношений с ними. Отчужденность проявляется в таких отношениях человека с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также др. люди и социальные группы осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до враждебности). Отчужденность может быть и отдалением человека от самого себя, от своей «сущности».
Оцепенение – состояние неподвижности под влиянием какого-нибудь сильного чувства, потрясения.
Печаль – состояние грусти, скорби, тоски, горя. Отрицательная эмоция, направленная в прошлое или настоящее. Траурное состояние, настроение, возникающее в процессе принятия тяжёлой утраты кого-либо, чего-либо или признанием ненадёжности определённых источников удовлетворения. Характеризуется поглощённостью ощущением собственного несчастья, кажущимся чем-то исключительным, никому непонятным или даже несправедливым («Вам не понять моей печали. »).
Подавленность – состояние угнетенного настроения, мрачной безнадежности, пессимизма, возникающее в результате поражения в межличностном конфликте, где отстаивались значимые цели и интересы.
Подозрительность – склонность к недоверию, чрезмерная критичность как душевное свойство. Подозрительность расценивают как психологическую проекцию. Принято думать, что, проявляя недоверие к другим людям, подозревающий переносит на них собственную склонность к обману.
Покой (душевный покой) – безмятежное состояние души, отсутствие тревоги.
Покорность – смиренное предание себя власти другого, чужой воле, вежливая уступчивость и послушность. В психоанализе – акт уступки другим. Аналитики склонны относить покорное поведение к рубрикам пассивность и мазохизм.
Порыв – сильное кратковременное проявление какого-либо чувства.
Потерянность – расстроенность и растерянность.
Превосходство – необоснованная, нереалистическая убеждённость индивида в том, что он в чём-то значительно превосходит окружающих его людей. Обычно сочетается с недооценкой или осознанным умалением достоинств, достижений, прав и интересов других людей. Рассматривается, гипотетически, как защита от комплекса и/или чувства неполноценности. Люди, действительно выделяющиеся среди окружающих какими-либо выдающимися качествами и даже вполне это осознающие, большей частью не нуждаются в ощущении своего превосходства
Признательность – чувство благодарности.
Равнодушие – безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души.
Радость – наслаждение, внутреннее чувство удовольствия вследствие желанного случая. Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием. Может быть следствием ответной любви, успеха, осуществленной мечты. Может смениться разочарованием; происходит достаточно быстрая десенсибилизация.
Радушие – душевная готовность быть полезным, делать добро другим.
Раздражение (раздраженность)– состояние досады, гнева, недовольства. Раздражение может быть нескрываемым (сочетаясь, например, с ироничностью речи) и подавляемым (сочетающимся со сдержанностью). Может сочетаться с нетерпением. Может быть следствием неприятного сообщения, ожидания, особенно длительного; необходимости общения с неприятным собеседником, в том числе следствием его внешнего вида, манеры общения и поведения в целом; надоедливости собеседника, предшествующего расстройства настроения. Но причины частого раздражения кроются в общем непринятии людей или событий такими, какие они есть. Раздражение может возникать в результате не оправдавшихся ожиданий.
Рассеянность – нарушение способности сосредоточиваться, действовать целенаправленно, когда индивид непроизвольно отвлекается от дела, думая о другом предмете, делая что-то невпопад. Может быть следствием усталости, озабоченности, легкомыслия и др.
Ревность – аффективное состояние, предполагающее наличие чувства любви и основанное на стремлении к обладанию объектом любви. Негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой. Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери. Кроме отмеченных особенностей ревность предполагает также бессознательное желание устранить или опередить противника.
Робость – нерешительность, упадок духа.
Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям.
Скорбь – психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями. Скорбящий человек меняется и внешне: сохнет, худеет, делается некрасивым, понурым, «убитым горем».
Скука – эмоция, указывающая на то, что индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Это может быть связано как с внешними причинами (одиночное заключение, монотонная работа и др.), так и внутренними ограничениями. Скука – это состояние, в котором индивид осознаёт, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.
Смех – специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого.
Смирение – сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность. Отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее.
Сожаление – чувство неуверенности, сомнения в правильности принятого и осуществляемого решения, сочетающееся с мыслью о том, что позже об этом придется пожалеть. Это чувство печали, огорчения по поводу утраты чего-либо, потери, ухудшения, снижения и т.п. Сожаление проявляется как скорбь, грусть, жалость, печаль, огорчение в связи не только с самой утратой чего-то имеющегося или лучшего, но и с осознанием, что нельзя ничего вернуть, изменить случившегося. Таким образом, сожаление – это далеко не горе, ибо всегда возникает на уровне сознания, осмысления случившегося, трезвого подхода к анализу и оценке. Можно сказать, что это чувство, рационализированное разумом и управляемое им.
Сомнение – колебание мысли, нерешительность, неуверенность, недоумение – как интеллектуально-эмоциональное целое. Это состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать однозначный вывод.
Сопереживание бывает двух видов:
Сострадание – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде.
Спокойствие – это душевное уравновешенное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии души, духа и тела. Это состояние отсутствия тревог, забот, болезней и, напротив, испытание удобства, благополучия. Спокойствие, по утверждению философов и психологов, это торжество над разумом, приближение к истине. Испытание спокойствия – это движение духа к свободе.
Страх – эмоция, возникавшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает при предвосхищении страданий. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения.
Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В последнее время представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если счастье для человека обнаруживается в чем-то внешнем, а не в себе самом, то для него оно всегда будет только временным.
Уверенность — психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).
Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.
Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).
Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне — и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.
Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.
Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.
Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.
Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».
Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.
Обязательно поделись