Новорожденный в 1 месяц пускает слюни пузырями во сне что это
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Слюнотечение у ребенка
Ребенку нравится пускать слюни и надувать пузыри в определенном возрасте (обычно от 3 до 6 месяцев), когда он получает удовольствие от стимуляции чувствительных окончаний во рту. Повышенное слюноотделение, которое часто предшествует появлению нового зуба, вероятно, несколько успокаивает раздраженные болезненные десна. Если слюнотечение обильное и ребенок выглядит больным, следует подумать о том, что, возможно, ему трудно глотать, и проконсультироваться с детским врачом.
Вызовите «скорую помощь, если:
Если у ребенка внезапно начинается сильное слюнотечение, дыхание становится затрудненным, он не в состоянии говорить — возможно, что в дыхательные пути попало инородное тело. Вызовите «скорую помощь» и начинайте мероприятия первой помощи (см. Удушье).
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС
Ребенку 1-6 месяцев? Он раздражителен? Проявляет желание жевать и грызть твердые предметы, в том числе ваш палец?
Режутся зубы — нормальное состояние
Успокойте ребенка, дайте ему соску. Некоторым детям становится легче, если им предлагают погрызть специальные резиновые кольца; другие любят жевать прохладные предметы (см. Зубная боль )
ОРВИ (простуда); ангина, возможно стрептококковая
Вызовите детского врача. Для снижения температуры давайте по согласованию с врачом парацетамол (см. также Повышение температуры, Насморк)
На слизистой рта ребенка имеются белые пятна или язвочки? Они болезненны?
Возможно у ребенка стоматит
Обратитесь за консультацией к детскому врачу. Он назначит необходимое лечение. Хорошим домашним средством является полоскание рта раствором соды
Ребенок сидит, с шумом глубоко дышит, широко открыв рот и опустив подбородок? Высокая температура? Сильная боль в горле?
Эпиглоттит — отек надгортанника — образования, покрывающего дыхательное горло
Это неотложное состояние: вызовите «неотложную помощь». Успокойте ребенка; паника усугубит затруднение дыхания. Заболевание встречается только у детей старше 3 лет (см. также Затруднение дыхания)
Ребенок внезапно стал хватать воздух ртом? Лицо посинело? Он не в состоянии говорить, пытается откашляться?
Удушье в результате попадания инородного тела в дыхательные пути
Это неотложное состояние: вызовите «скорую помощь» и начинайте оказание первой помощи (см. Удушье). Если нет дыхания и пульса, начинайте сердечно- легочную реанимацию
Ребенок внезапно упал? Подергиваются конечности? Слюнотечение?
Немедленно вызовите «скорую помощь» (см. Судороги)
Роль слюны у детей
Слюна имеет несколько важных функций. Когда ребенок начинает есть твердую пищу, слюна увлажняет и смягчает ее; поддерживает во рту достаточную влажность и облегчает глотание; смывает с зубов остатки пищи, предохраняя их. Слюна также содержит пищеварительные ферменты, превращающие крахмал в сахар (в раннем возрасте этого фермента недостаточно, поэтому в прошлом матери часто разжевывали пищу, прежде чем дать маленькому ребенку). Слюна имеет щелочную реакцию — это помогает профилактике кариеса.
Повышенное слюнотечение (гиперсаливация) у детей: проблема медиков и родителей.
Этот актуальный вопрос очень сложен в комментарии, но я всё же постараюсь на него ответить.
Гиперсаливация, синонимы: птиализм, сиалорея, слюнотечение – это увеличение секреторной деятельности слюнных желез. У детей в возрасте первых двух лет жизни это явление считается физиологическим при прорезывании первых (молочных) зубов.
У детей более старшего возраста гиперсаливация расценивается как болезнь, приносящая ребёнку и родителям массу хлопот, беспокойств и неприятных ощущений.
У таких детей в первую очередь наблюдается нарушенный рефлекс глотания, а не истинная повышенная продукция слюны, которую принято называть гиперсаливацией, которая отмечается при следующих патологических состояниях:
Клинические проявления выражаются в жалобе на обилие слюны в полости рта и необходимости её постоянно сплёвывать.
При функциональном исследовании слюнных желёз (подъязычных, околоушных желёз) при истинной гиперсаливации выявляют повышение количества секрета (слюны) сверх норматива более 10 мл за 20 мин (в норме в пределах 1-4 мл). Другой патологии слюнных желёз не определяется.
«Относительная» или ложная гиперсаливация возникает на фоне нарушения акта глотания (при воспалительном процессе в полости рта, ранении языка, неврологической патологии – бульбарный паралич и др.). В этих случаях количество выделенной слюны соответствует вышеуказанным нормативам, но у пациента и родителей складывается ложное ощущение её избытка.
Лечение заключается в адекватной терапии основного аболевания, вызвавшего гиперсаливацию.
Раздражения слизистой оболочки при острых воспалительных процессах, протекающих на слизистой оболочке полости рта, сопровождаются безусловно-рефлекторным увеличением выделения слюны, что является защитной реакцией организма. В таких случаях гиперсаливация в лечении не нуждается.
При лечении истинной гиперсаливации используются препараты с холинолитическим эффектом (м-холинолитики — атропин, спазмолитин, тифен, апрофен, дипрофен, метацин и др.). Благодаря ним снижается выделение слюны, но возникают другие серьёзные побочные эффекты.
К м-холинолитикам относят алкалоиды белладонны (атропин, скополамин) и платифиллин; близкие к ним по структуре синтетические препараты (например, гоматропин) и некоторые др. третичные и четвертичные аммониевые соединения (апрофен, метацин и др.). Блокируя м-холинорецепторы органов, эти препараты вызывают расширение зрачков, паралич аккомодации, повышение внутриглазного давления, тормозят выделение слюны, пота и секрецию желёз желудка и кишечника, учащают ритм сокращений сердца, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, желудка.
Также применяется хирургическое лечение и облучение, но эти методы грозят серьезными осложнениями: асимметрией лица, кариесом и др.
Такие методы лечения как БОС-терапия (биологически обратная связь), упражнения для мышц данной области недостаточно эффективны, чтобы справиться с проблемой птиализма.
У детей повышенное выделение слюны может стать причиной нарушения произносительной стороны речи – так называемой дизартрии, когда большое количество слюны мешает детям осваивать и произносить слова. Это может привести к формированию невнятной речи, что в дальнейшем затруднит развитие ребенка, его социализацию. Поэтому данную проблему необходимо решать совместно с квалифицированным логопедом для проведения логопедическиого массажа.
Итак, необходимо в каждом конкретном случае задавать себе вопрос: «Что же является причиной повышенного слюнотечения?».
А теперь вспомним наши ощущения после посещения стоматолога, который сделал нам лёгкое обезболивание (анестезию). Возникает впечатление, что при потери чувствительности губ начнётся слюнотечение. Чтобы избежать гиперсаливации, пациенту приходится следить за сглатыванием слюны. Этот эффект возникает оттого, что рефлекторная сенсомоторная дуга оказывается временно блокирована анестезией, и информация из ротовой полости не попадает в головной мозг.
Слюнотечение у детей с разной вышеуказанной патологией обусловлено различными факторами. Однако все они приводят к нарушениям на уровне сенсомоторной дуги, т.е. связаны с нарушениями чувствительности. Это и есть основная причина слюнотечения.
Таким образом, дети страдают сниженной чувствительностью (гипоестезией), но не анестезией (полная потеря чувствительности), поэтому отмечается значительно меньшее количество спонтанных сглатываний в течение дня. Этим и объясняется повышенное слюнотечение.
При наличии такой гиперсаливации реабилитация должна быть направлена не на регулярное напоминание ребенку о необходимости произвольного сглатывания слюны (тем более что это невозможно делать постоянно), а на коррекцию сенсомоторной дуги.
Для этого нужно создать ситуацию, чтобы предоставлять мозгу больше информации, обеспечивающей рефлекторное сглатывание. В этих целях зарубежные учёные используют криотерапию (от греческого слова krios, т.е. холод) в виде проведения по языку ледяной палочкой. Этот метод реабилитации даёт результат не в 100 % случаев, однако в половине случаев гиперсаливации наблюдается остановка слюнотечения или отчётливое её уменьшение.
Конечно, этот способ достаточно продолжительный по ожиданию положительного результата (такую работу необходимо проводить в течение нескольких месяцев) и трудоёмкий для родителей. Однако такая условнорефлекторная методика является не травматичной для ребёнка по сравнению с методоами хирургической стоматологической коррекции мускулатыуры лица, которые при более длительном периоде наблюдения не дают лучших результатов.
И последнее. При гиперсаливации следует позаботиться об увеличении потребления жидкости ребёнком в течение дня, чтобы компенсировать суточную потерю жидкости (воды).