смоква что это в библии
Смоковница, смоквы
а) Ранние смоквы ( Песн. II, 13 ) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса ( Иер. XXIV, 2 ). Так пр. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, говорит он ( Ос. IX, 10 ). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пр. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть ( Наум. III, 12 );
б) Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве, и их можно хорошо сохранять;
в) Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше, чем первые, продолговатые и обыкновенно бывают темного цвета.
Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв ( I Цар. XXV, 18 ). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но, кроме того, они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пр. Исаия сказал: возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (ц. Езекии), и он выздоровел ( 4Цар. XX, 7 ).
Проклятие смоковницы Спасителем ( Мк. XI, 13–21 ) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта, несомненно, была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
О бесплодной смоковнице
Проповедь в Великий Понедельник
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.
После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.
Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.
Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино превратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»
И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем истощилась сила. В предотвращение этого при помощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Симону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.
Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.
Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).
Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.
За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.
Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).
Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.
Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.
Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?
Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).
Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.
Но каждый будет сидеть под своею
виноградною лозою и под своею смоковницею,
и никто не будет устрашать их,
ибо уста Господа Саваофа изрекли это
Михей 4:4
Смоковница обыкновенная (смоква, 400 видов), инжир, фига (фиговое дерево) или Винная ягода (лат. Ficus carica) — субтропическое листопадное растение, рода Фикус, семейства Тутовые. Густолиственное дерево, древесина пористая, используется для различных изделий и как топливо. Стволы изогнуты, искривлены, широко раскидает ветви (даёт много тени).
Главная ценность – сладкие съедобные плоды желтого, черно-синего, фиолетового и черного цвета, в зависимости от сорта; Судей 9:11: «Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?».
С одной смоковницы можно собрать до 100 кг плодов; внутри спелый плод имеет мякоть розового или красноватого цвета (как у арбуза, внешне зеленый, а внутри красный). Спелые плоды инжира не подлежат транспортировке, их перевозят в сушенном или вяленом виде (имеют желтый цвет).
См.
Родина смоквы Малая Азия, распространена в странах Средиземноморья, Кавказа, одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее. Выращивалась первоначально в Аравии, Финикии, Сирии, Египте. Смоква под именем «фига» упоминается в Библии, Адам и Ева использовали фиговый лист для прикрытия наготы. В ранненеолитическом поселении Гилгал в долине реки Иордан (Израиль) обнаружили многочисленные сохранившиеся остатки плодов смоквы (инжира) возрастом 11200–11400 лет; здесь же были найдены семена овса, дикого ячменя и желуди.
В первых переводах Библии на русский язык употреблялись термины «смоква (плод, дерево), смоковница (дерево)».
1) Существующая этимология
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Смоква, смоковница, цслав., ст.-слав. смокы, род. п. смокъве sykon, sykomorea (Супр.), болг. смоква, сербохорв. смоква, словен. smokev, польск. smokwa. Напротив, чеш. smokva «фига, смоква», в.-луж. smokwa – то же представляют собой неологизмы; см. Кипарский 222.
Заимств. из гот. smakka «фига, смоква» или *smakko, буквально «вкусный плод»; см. Уленбек, AfslPh 15, 491; Стендер-Петерсен 363 и сл.; Кнутссон, GL. 44 и сл.; Ле;ве, KZ 39, 325; Шварц, AfslPh 41, 125; Пайскер 92. Слав. слово скорее всего получено из балканогерм., едва ли через фрак. посредство, вопреки Кипарскому. Гот. smakka ср. с нов.-в.-н. sсhmесkеn «приходиться по вкусу», лит. smaguriai мн. «лакомства» (Клюге–Ге;тце 151; Торп 526).
••
(Иллич-Свитыч («Этимол. исследования по русск. языку», М., 1962, стр. 71 и сл.), напротив, пола; гает, что слав. *smoky исконно и развивало знач. «сочная ягода» > «смоковница». – Т.)
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. РАН, М., 2000
Смокы, смоковь, смоква. 1) Смоковница, фиговое дерево, инжир. Суща подь смокъвию видЪх тя. (Ио. 1:48), Остр. ев., 1057 г. … 2) Плод смоковницы, инжир, фига. Вино же и смокви до десятого месяца емлют… Флавий, Полон Иерусал. XVI-XI вв.
б) Национальный корпус русского языка
* Библия. Судьи: «11 И рече имъ смоковница: єда уставивши мою сладость и плодъ мой благій, пойду владети древами».
* История Иудейской войны Иосифа Флавия: «финици же и знои любять. и растоуть имъ, и смоковница и масличиє акы лесъ. соуть аєрьска».
3) Обобщение и вывод
На иврите смоковница, смоква, фиговое дерево – ТЕНА (теина); как предполагает автор Еврейского и халдейского этимологического словаря (библейского) О.Н. Штейнберг название происходит от термина АНА наклоняться, поникнуть, склоняться (широко раскидывает ветви, стволы искривлены).
Следовательно, термины «смоква, смоковница» не принадлежат лексикону Библии и скорее всего искусственные, созданные в ходе переводов библейских текстов. Подобные термины: в украинском, белорусском, боснийском, болгарском, македонском, румынском, сербском и хорватском языках. В странах, где было сильное влияние латыни (католичество), используется термин «фига».
Данный факт говорит о конфессиональном (территориальном) разделе, по языку богослужения, католичество-православие. Произошёл примерно в X-XI вв., когда начали формироваться национальные государства (епархии), языки и литературы.
* Какое-то слово-понятие иврита, дающее точную характеристику дереву или плоду, переводчиками Библии было взято за основу. Из этой основы образовано новое слово-понятие в церковно-славянском языке, откуда оно попало в региональные языки Восточной Европы.
Таким образом, обобщив сведения о смоковнице и о смокве, мы приходим к нескольким логическим выводам:
— смоковница – фруктовое дерево, основная ценность – съедобный и вкусный плод;
— древесина смоковницы не имела ценности в строительстве и в столярном производстве; хотя её использовали в Израиле как строительный материал, дерева не хватало.
Целесообразно рассмотреть термин «смоква» как обозначение съедобного плода имеющего значение для питания человека. Любой плод пригодный для питания человека может быть назван по его форме, содержанию (вкус), а также по цвету (выделен из ряда других подобных плодов).
Мы выяснили, что внешне зрелая смоква (плод) имеет несколько цветов: желтый, черно-синий, фиолетовый и черный; это разнообразие цветов не позволяет выделить один (главный) признак по внешней окраске плода. С другой стороны мякоть (внутренность) плода имеет практически один цвет – красно-розовый.
Следовательно, если мы найдём в лексиконе иврита термин, указывающий на красно-розовый цвет, и совпадающий с графикой и фонетикой слова «смоква», то это будет соответствовать действительности (верно, то, что соответствует действительности).
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, напишем слово без огласовок, без гласных букв – СМОКВА = СМКВ, выделим корень слова – С.М.К. + В; у нас моментально выявляется соответствующий термин иврита.
* СМОКВА = СМОК + ВА = иврит С.М.К., САМАК, СОМЕК быть красным, румяным; алеть, краснота; САМУК красный, покрасневший, румяный + В (Б) внутри.
б) Библейский образ
* Откровение святого Иоанна Богослова 6:13: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».
* Смоковница в Библии имеет два смысла, добрый и дурной; недозревшие смоквы – непригодны в пищу человеку (обладают сильным слабительным свойством); в переносном смысле любой предмет непригодный для использования.
Таким образом, мы выделили главный признак созревшего плода смоквы – он красный внутри, данный факт отвечает действительности – спелая смоква внутри красная. Термин «смоква» является транслитерацией слова-понятия иврита С.М.К., САМАК, передача слов посредством другого алфавита.
Термин «фига», применяемый в западных европейских языках, очевидно прямое заимствование ивр. ПАГ, ПАГА незрелый плод, незрелая смоква. В тексте Песни Песней используется термин ивр. ФАГЕИА неспелая смоква; в письме без огласовок выглядит как – ивр. Ф.Г.И., т.е. – ФИГА.
Cловарь Стронга (pусский). Hомер Стронга: H6291: Слово: (ивр. ПАГ) неспелая смоква.
СМОКВА, СМОКОВНИЦА (FIG, FIG TREE)
Смоковница, хорошо известная в древности своими вкусными плодами и своей благодатной тенью, в Библии впервые появляется в рассказе о грехопадении человека ( Быт. 3 ). Одно из последствий этого изначального отпадения от невинности выразилось в том, что первая человеческая супружеская пара поддалась искушению и затем попыталась прикрыть свою наготу пред Богом смоковными листьями.
В библейские времена смоковница была одним из самых распространенных культивируемых деревьев и насаждалась по всей Палестине. Лучше всего она росла на относительно засушливой почве в условиях, когда в период созревания плодов было мало или вообще не было дождей. Деревья пользовались популярностью, поскольку давали очень вкусные плоды, а обильная зелень их листьев приносила долгожданную тень и прохладу ( Мих. 4:4 ; Зах. 3:10 ; Ин. 1:48 ).
Эти свойства плодоносности и тенистости делали смоковницу готовым символом заветных отношений Бога со Своим народом, наряду с виноградной лозой, с которой она часто связывается. Например, Бог увидел в Израиле признаки плодородности, «как первую ягоду на смоковнице» ( Ос. 9:10 ), которая появляется поздней весной и дает надежду на последующий урожай. Пользуясь благами завета, Израиль имел возможность распоряжаться данным Богом благосостоянием и жить в безопасности, что нашло выражение в идеале, достигнутом при Соломоне: «Каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 4:25 ).
Невыполнение требования завета приносить плоды могло повлечь за собой утрату безопасности и Божий суд. Эта тема часто повторяется в пророческих заявлениях. В том же духе образ смоковницы использовал Иисус, предупреждавший об опасности духовного бесплодия ( Лк. 13:6–9 ), которое может привести к гибели ( Мф. 21:19–21 ). На примере покрытой листьями, но бесплодной смоковницы Иисус продемонстрировал, что у Израиля, в частности, у его руководства, была показная религия, не имевшая ценности и достойная суда, поскольку она не приносила плода в жизни людей ( Мк. 11:12–21 ).
В самом прямом смысле смоковница рассматривалась как замечательная сторона оседлой жизни. Она служила символом добропорядочной жизни, и жизнь под своей смоковницей считалась равнозначной стабильной жизни на одном месте (для выращивания смоковницы требовалось несколько лет упорного труда) в радости, мире и благоденствии. При описании жизни, которую ассирийский царь, по его утверждению, хотел распространить на Израиль, использовался среди прочих образ смоковницы: «Не слушайте Езекии; ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя» ( Ис. 36:16 ).
Смоковница присутствует также в эсхатологических видениях, поскольку она символизирует блага, достойные нового порядка, приятную пищу и оседлую домашнюю жизнь. Образы смоковницы в новом веке рисуют Михей и Захария, изображающие ее одним из символов того лучшего, что присутствует в веке нынешнем и сохранится, когда Божье Царство будет полностью установлено: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» ( Зах. 3:10 ; см. также Мих. 4:4 ).
См. также: ВИНОГРАД, ДЕРЕВО, ЛИСТ, ПЛОД.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Семь библейских растений. Смоковница
Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе, в Великий понедельник. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон?
Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника.
«Инжировое дерево» картина Апазидиса Димитриса
Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (Быт. 3:7).
«Адам и Ева», Франсуа Лемуан
В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.
Дуччо ди Буонинсенья
Василий Григорьевич Худяков (1826-1871)
Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст.
Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк: 13:6-9).
Византийская мозаика
Филиппо Липпи фреска
Исторический подтекст:
«В винограднике. смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295).
«На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу ().
«Окопаю ее и обложу навозом» – это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу плодородной (так и теперь поступают с апельсиновыми деревьями на юге Италии, – Тренч, с. 300).
Джованна Гарцони 1600-1670
Гробница Хнумхотепа II В Бени-Хасане
«Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Перевод этот не совсем ясен. Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву значит, от нее нужно избавиться именно тотчас же после последней и окончательной попытки сделать ее плодородной. Дожидаться еще год – нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное исследователем Тишендорфом: «Может быть, она принесет плод в следующий год? ( ) Если же нет, срубишь ее». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять.
Поленов восточные этюды
В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии?
Христос среди народа. К.В. Лебедев. 1901 год.
Джеймс Тиссо Иисус
К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.
Какой же плод должна была принести «смоковница»? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды. Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.
Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.
Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.
Генрих Семирадский Христос
Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но.
Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).
Сикстинская Капелла, Козимо Росселли, 1481—1482
В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены. Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы.
Карикатура «Последние минуты бесплодной смоковницы». 1905
Рубрики: | мифология/Религии и верования природа, экология/Растительный мир живопись, графика, акварель/Религиозная живопись |
Метки: смоковница инжир притча страстная седмица религия
Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям