служба занятости что это
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
Финансируется из государственного фонда занятости, который считается самостоятельным финансовым учреждением. Источниками формирования фонда являются: обязательные отчисления предприятий и организаций в размере установленной ставки по отношению к сумме затрат на оплату труда; отчисления из различных бюджетов, общественных организаций и т.п.
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ» в других словарях:
Государственная служба занятости — система государственных учреждений, созданная в РФ с 1990 г., первичным звеном которой являются районные и городские центры занятости. Финансируются за счет средств Государственного фонда занятости. Ее цели: анализ состояния рынка рабочей силы,… … Словарь по экономической теории
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости населения, оказания содействия гражданам в трудоустройстве и контроля за соблюдением прав граждан на труд и занятость … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — система учреждений, основными функциями которых являются: организация переобучения безработных, проведение профориентационной работы среди населения, предоставление посреднических услуг гражданам в трудоустройстве, выплата пособий безработным … Профессиональное образование. Словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — – государственный орган, создаваемый в РФ, для: 1) анализа спроса и предложения на рабочую силу; 2) учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 3) оказания помощи трудящимся в подыскании подходящей работы; 4) … Экономика от А до Я: Тематический справочник
федеральная государственная служба занятости населения — организационно самостоятельная государственная служба, которая на территории РФ совместно с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области… … Словарь терминов по социальной статистике
федеральная государственная служба занятости населения — организационно самостоятельная государственная служба, которая на территории РФ совместно с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области… … Социальная статистика. Словарь
БИРЖА ТРУДА (СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ) — государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности; выплату пособий по безработице;… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
служба — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? службы, чему? службе, (вижу) что? службу, чем? службой, о чём? о службе; мн. что? службы, (нет) чего? служб, чему? службам, (вижу) что? службы, чем? службами, о чём? о службах 1. Службой называют… … Толковый словарь Дмитриева
Государственная власть в Кемеровской области — Кемеровская область … Википедия
Служба занятости что это
Статья 15. Государственная служба занятости населения
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
С 01.01.2023 использование региональных порталов осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами РФ (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 15 дополняется п. 8 (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
Биржа труда
Биржа труда – это специализированное место, которое выступает посредником между предприятиями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и гражданами без работы (безработными) или работниками, которые ищут новую работу с другой стороны.
Как правило, у биржи труда есть обширная база данных вакансий, предлагаемых различными организациями и базой данных соискателей, которые ищут работу.
Услуги биржи труда оказываются на безвозмездной основе и выражаются в том, что сотрудники Центра занятости ищут для соискателя подходящую его специальности работу.
Что дает гражданину регистрация на бирже труда
Если гражданин в уставленном законом порядке будет признан безработным, ему выплачивается пособие по безработице или стипендия в период обучения.
Кроме поддержки со стороны государства в виде выплат пособий по безработице или стипендий в период обучения в отделениях Центра занятости населения для безработных граждан имеется дополнительная возможность получения субсидии для открытия собственного дела.
При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд предусмотренных законодательством действий – пройти собеседование и тестирование, а также предоставить бизнес-план.
После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе.
После положительного решения комиссии о выделении субсидии гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП, КФХ) в налоговой инспекции по месту жительства.
Функции биржи труда
Биржи труда, помимо оказания помощи в поиске работы, выполняют следующие функции:
изучают спрос и предложения рабочей силы на рынке труда;
предоставляют соискателям рабочих мест необходимую информацию о профессиях, которые требуются предприятиям;
принимают активное участие в профессиональной ориентации молодёжи;
осуществляют учёт безработных граждан;
производят выплату пособия по безработице или стипендии в период обучения.
Как встать на учет на бирже труда
Гражданин, который нуждается в работе, имеет право встать на учет на бирже труда.
Уволенный работник или гражданин, который впервые ищет работу, после регистрации на бирже труда официально становятся на учет в качестве безработного гражданина.
Статус безработного дает право гражданину получать пособие по безработице или стипендию в период обучения.
Отметим, что встать на учет на бирже труда имеют право граждане с 16 лет, трудоспособные, но не имеющие работы и не получающие заработной платы.
При этом определенная категория граждан не может получить статус безработного.
Например, это лица, арестованные или осужденные к исправительным работам, подростки до 16 лет, индивидуальные предприниматели и.т.д.
Также безработными не могут быть признаны:
те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.
Перечень документов для регистрации на бирже труда после увольнения
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, необходимо в часы приема прийти на Биржу труда и написать соответствующее заявление.
Одним из основных условий для постановки на учет на бирже труда является предоставление всех необходимых документов трудовому инспектору.
Количество документов может быть разным и зависит от того, работал ли ранее гражданин.
Если же гражданин уже работал, но был уволен, то в этом случае список необходимых документов расширяется.
Перечень документов для регистрации на бирже труда после увольнения будет следующим:
паспорт или документ, его заменяющий;
трудовая книжка или дубликат трудовой книжки;
документы об образовании;
документы о квалификации;
документы об ученых степенях и ученых званиях;
справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы;
Документы предоставляются в Центр занятости в подлиннике. Сотрудники Биржи труда снимают с них копии, а потом возвращают обратно заявителям.
Кроме стандартного пакета документов сотрудники могут потребовать дополнительные бумаги. Но такое происходит в строго определенных случаях. Например, когда обратился за работой гражданин с инвалидностью.
Условия выплаты пособия по безработице
Соискатель рабочего места, который зарегистрирован на бирже труда в качестве безработного гражданина и получает пособие по безработице, должен посещать Биржу труда два раза в месяц в определенную инспектором дату и время.
Это делается для того, чтобы инспекторы Биржи труда могли на регулярной основе предлагать безработным вакансии, которые отвечают требованиям работодателей к профессиональной подготовке соискателей.
Если гражданин имеет редкую специальность, либо его квалификация недостаточна для предлагаемых вакансий, или соискатель утратил навыки в работе, то трудовые инспекторы Центра занятости могут направить такого безработного гражданина на обучение.
При этом обучение проводится в очной форме, на бесплатной основе, в составе группы или в индивидуальном порядке.
После успешного прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена на руки соискателю выдается документ, подтверждающий квалификацию соискателя.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Не только пособия: почему центр «Моя работа» — больше, чем биржа труда
Центр занятости населения — место для поиска работы и получения новых знаний
Исполняющий обязанности директора Центра занятости населения «Моя работа» Мария Устинова
пресс-служба Центра занятости населения «Моя работа»
— Чем центр «Моя работа» отличается от биржи труда? В чем состоят его цели и задачи?
— В течение многих лет служба занятости ассоциировалась исключительно с выплатой пособий по безработице. Необходимо признать, что классическая служба занятости в нашем государстве ориентирована именно на поддержку человека в тот период времени, когда он временно оказался без работы.
Современная служба занятости – это в первую очередь кадровый оператор. То есть это организация, целью которой является трудоустройство. Поэтому все механизмы, которые мы сейчас используем, направлены на достижение этой цели.
Дальнейший клиентский путь человека, который обратился к нам за помощью, может пойти в разных направлениях в зависимости от того, знает ли он заранее, куда пришел, или его необходимо проконсультировать о том, какая требуется помощь. Во втором случае мы направляем посетителя к карьерному консультанту. Там осуществляется экспресс-диагностика навыков, проходит первичное интервьюирование, анкетирование, снимается запрос о том, с каким запросом человек обратился и насколько мы в состоянии ему помочь.
— Какие услуги и программы центра «Моя работа» наиболее востребованы у москвичей?
— В нашем распоряжении есть большое количество механизмов, которые мы используем, чтобы помочь человеку найти работу. Инструмент номер один – это резюме. При этом нам даже не нужно, чтобы человек сообщал всю информацию о себе – у нас есть около 13 источников для получения данных, от ПФР до ФНС. Это позволяет как рассчитать пособие, на которое может претендовать житель Москвы, так и определить для него верную карьерную стратегию.
Например, мы рекомендуем соискателям инструменты для открытия ИП или регистрации в качестве самозанятого. Причем мы не просто обсуждаем эту тему, а готовы провести их через ряд тренингов, курсов, дать возможность поработать с коучами, объясняем все плюсы и минусы той или иной правовой формы, помогаем оформить все необходимые документы и, главное, зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Если же мы видим, что человек никогда самостоятельно не трудоустраивался, то мы помогаем ему понять механизмы устройства современного рынка труда. Например, у нас есть тренинги и консультации по работе с такими платформами, как Head Hunter.
Разумеется, мы занимаемся и подбором подходящего места работы – на сегодняшний день в службе занятости самая большая база вакансий в Москве, потому что мы работаем не только с собственными источниками, но и агрегируем данные с крупнейших платформ по поиску работы.
Еще одна важная услуга – это получение новой профессии и повышение квалификации. У нас есть огромное количество программ, рассчитанных для трех основных аудиторий. В первую очередь это те, кто официально признан безработным, и они получают образование бесплатно, плюс могут рассчитывать на стипендии. Во-вторых, это мамы с детьми до 7 лет, и в-третьих — граждане предпенсионного возраста (50+).
Я бы также отдельно выделила две спецпрограммы по трудоустройству молодежи и инвалидов.
Молодежь – это отдельная целевая группа, и ее сложность связана с отсутствием опыта работы. Мы предоставляем экспертную площадку для всех участников рынка, чтобы они начали договариваться между собой о налаживании трансфера кадров из образовательных учреждений к работодателям.
Вторая связка, в которой служба занятости является важным участником – это инвалид и работодатель. Зачастую работодатели просто не знают, где искать подобных сотрудников. Поэтому мы стали тем местом, где можно безболезненно и безбоязненно выйти на рабочую коммуникацию по подбору кандидатов с инвалидностью.
— У нас есть некий усредненный портрет нашего соискателя. Это женщина около 40 лет, ранее работавшая в ритейле или сервисной индустрии, либо это офисный сотрудник – администратор, документовед, менеджер по продажам. Скорее всего, это человек, у которого есть некоторый перерыв в работе.
При этом мы сейчас много работаем над тем, чтобы все-таки в службу занятости приходило больше людей, которые традиционно в нее не обращались – это «белые воротнички» и высококвалифицированные специалисты рабочих профессий. Мы не зря позиционируемся как крупнейший кадровый оператор – главная наша задача состоит в предоставлении максимально широкого пула вакансий и сервисов, которые интересны кандидатом самого различного уровня квалификации и специализации.
Кроме того, к нам приходят прямые запросы от крупных работодателей на подбор сотрудников. Для них это тоже выгодно, ведь у нас одна из наиболее масштабных баз соискателей: на сегодняшний день только безработных, стоящих на учете, насчитывается 37 тыс.яч человек, а в общей сложности в службу занятости за год обратились более 180 тыс. человек.
Мы централизуем все процессы, связанные с информированием и логистикой, и на территории нескольких наших офисов проходят открытые отборы. В них принимают участие верифицированные кандидаты, предварительно соответствующие требованиям, и задача работодателя состоит только в том, чтобы прийти, представить свою вакансию, собрать резюме, поговорить с людьми и отобрать наиболее подходящих кандидатов.
— Каких вакансий больше всего? Изменился ли рынок труда в результате пандемии?
— Конечно, через службу занятости редко ищут топ-менеджеров. Да, бывают заявки, связанные с подбором достаточно специфических специалистов, но основной объем – это масс-маркет. Это все многообразие офисных позиций среднего уровня, инженерно-технические специальности, рядовой персонал для сферы здравоохранения, ритейл, сервисные услуги, ЖКХ и строительство.
Часто к нам обращаются компании за поиском узких специалистов, которых вообще не могут найти на рынке или на которых очень высокий спрос: например, это рабочие профессии с высоким уровнем квалификации, операторы ЧПУ, люди еще с советским образованием – инженеры и технологи.
Пандемия, безусловно, внесла свои корректировки. Если говорить про тренды, все офлайн-коммуникации теперь максимально переходят в онлайн. Поэтому в тренде все, что связано с интернет-торговлей, работой с массивами данных, обработкой данных, разработкой систем по формированию онлайн-коммуникаций, весь пул профессий, связанных с цифрой, начиная от разработки, сопровождения до реализации товаров.
В связи со строительным бумом в Москве и серьезно развивающейся инфраструктурой города, требуются люди, обеспечивающие развитие столицы: строители, работники ЖКХ, много вакансий сфере транспорта, в частности, в метро, причем самых разных (например, специалистов по сопровождению маломобильных категорий граждан). Мало кто знает, что в столичном метрополитене можно получить совершенно бесплатно услугу по сопровождению молодых мам с коляской или инвалидов.
Я бы выделила тренд на удаленную работу. «Удаленка» была закреплена законодательно, плюс сыграли свою роль пандемические ограничения, и в результате многие работодатели переводят своих сотрудников на удаленный режим — у нас в базе на данный момент есть около 20 тыс. вакансий с подобным видом занятости. И это интересным образом структурирует рынок труда, потому что появляется возможность жить в одном городе, а работать в другом.