славяне и викинги что общего
Почему славяне дружили с викингами?
Кто-то может тут возразить – а дружили ли славяне с викингами вообще? И им стоит ответить, что хотя сомнения в этой дружбе небезосновательны, но нельзя говорить, что случаев этой дружбы не было совсем. Хотя, смотря что понимать под дружбой.
Конечно, мы знаем, что викинги – морские разбойники раннего средневековья, в основном скандинавы, предпочитали разговаривать с другими народами посредством своих мечей. Но с другой стороны, этот же меч был их капиталом, который они продавали тем, кому нужны были храбрые и умелые воины. Среди тех, кто нанимал викингов на службу, были и славяне.
Нельзя забывать также, что викинги занимались и торговлей. В частности, они контролировали, по крайней мере, северную часть пути «из варяг в греки», проходившего через земли восточных славян. Это также нередко приводило к совпадению экономических интересов викингов и славян. Нельзя также забывать, что славяне сближались с одними викингами, чтобы противостоять угрозе других викингов.
Доказательством тесного взаимодействия викингов или варягов, как называли их на Руси, было совместно проживание представителей этих народов в границах единого поселения или в соседних пунктах. Так, например, согласно археологическим данным рядом со славянским Новгородом располагалось варяжское Рюриково городище, рядом со кривичским Смоленском – варяжское Гнездово. В Пскове рядом со славянскими захоронениями обнаружены могилы варяжской знати.
Нельзя сказать, что речь шла именно о дружбе двух народов, хотя, поскольку в варяжских дружинах в походы ходили и славянские воины, могла появиться и личная дружба. Скорее следует говорить о практичном симбиозе. Собственно говоря, викинги, как воины на морях появились из-за трудности развития сельского хозяйства в суровом климате Скандинавии и низкой плодородности почвы. Морской разбой давал больше добычи, чем мирный труд земледельца.
Однако путь морского грабителя опасен, да и жители по берегам морей и рек могут иногда дать отпор. Поэтому более продуктивно и практично заключить взаимовыгодный договор с земледельческим народом. Викинги брали на себя функцию защитников («крыши»), а земледельцы давали им необходимое продовольствие. В конце концов, это приводило к постепенному слиянию этих групп, в ходе которого викинги как воины превращались в политическую элиту, а более культурные земледельцы славяне их, в конце концов, ассимилировали.
Скорее всего, именно такой вариант нашел отражение в летописной легенде о призвании варягов, где призванный Рюрик первоначально играл роль защитника и арбитра в многонациональной Новгородской земле. Если верна версия о том, что он тождественен Рёрику Ютландскому – дану, то его фигура очень хорошо подходила новгородцам для защиты от варягов из Швеции и Норвегии, с которыми даны часто враждовали.
По этой же причине, видимо, в Полоцке утверждается варяжская княжеская династия, представитель которой Рогволод был убит Владимиром, взявшим насильно в жены дочь убитого – Рогнеду. Этим также вероятно объясняется и утверждение варягов в Пскове, откуда происходит их представительница Ольга, ставшая женой Игоря.
Фактически, в период VIII-X вв. восточнославянские земли становятся кормовой базой для походов викингов против Византии. Если ранее викингов привлекали берега Северной Европы, то с IX века особый интерес с точки зрения добычи у них стала вызывать Византия. Видимо поэтому викинги перебираются в это время из Новгорода в Киев – более удобную базу для походов на империю.
Кроме того, Новгородские земли тоже не слишком богаты продовольствием, прежде всего, хлебом, в отличие от плодородных районов вокруг Киева. Полюдье, которое накладывают на восточнославянские племена первые киевские князья-варяги, давало необходимые продукты и для торговли, и для войны. Но это не было просто ограбление. Взамен варяги привозили различные необходимые для славян товары – железо, ткани и многое другое. Варяжские князья осуществляли независимый третейский суд, улаживали межплеменные конфликты.
Кроме того, славяне поставляли дополнительные воинские контингенты, без которых трудно было бы воевать с таким могущественным противником, как Византия. Летопись сообщает нам, что походы варягов на империю осуществлялись параллельно как по морю, так и по суше.
Сами варяги двигались привычным для них морским путем, а славянское ополчение двигалось сухопутным образом. Конечно, большая часть добычи доставалась варягам, но и славянам – участникам похода, полагалась своя доля. Именно так проходил знаменитый набег на Константинополь варяжских правителей в Киеве Аскольда и Дира в 860 году, летопись подробно описывает эту схему в победоносном походе Олега 907 года и несчастном набеге Игоря в 941 году.
В конечном итоге именно взаимный интерес и тесное взаимодействие, как в военной, так и в экономической деятельности приводит к всё большему сближению славян и варягов. Можно видеть, что в договоре Олега с греками 907 года славянские имена практически отсутствуют, в то время как договор Игоря 944 года содержит уже немало их количество.
С этого времени варяжская знать постепенно славянизируется, а вновь прибывающие из Скандинавии варяги становятся лишь наёмниками на княжеской службе. Ярким показателем славянизации варягов становится именование сына двух варягов – Игоря и Ольги – славянскими именем – Святославом.
Это взаимодействие повлияло даже на название государства, основное население которого было славянским, но благодаря варяжской политической верхушке – руси, как их именовали славяне (народ гребцов), и страна получила наименование Русь, а ее народ – этноним русы, русские. Особая близость с варягами сохранялась еще долгое время и после ославянивания варяжской знати.
В противостоянии Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного шведские викинги сражались на стороне первого. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Ингигерде, затем выдал свою дочь Елизавету за норвежского короля Гаральда.
Таким образом, «дружба» викингов и славян основывалась на том, что обычно и сближает народы между собой – взаимная выгода и общность интересов.
Русские произошли от викингов или славян? Или это смесь потомков тех и других?
Викинги – это не национальность, а скорее род занятий. Искатели приключений, которые зарабатывали на жизнь либо как разбойники с большой дороги, либо как наёмные дружины. Костяк викингов составляли скандинавы, были также славяне и германцы.
Все знают, что Историю переписали Немцы (как проигравшие им было стыдно признать поражение, надо было написать историю, где они причастны к победителям). Потому они не хотели быть причастными к Истории России.
А потом Историю переписали, мол не с России в Европу, а наоборот с Европы в Россию.
Иначе, получается, что Прародителями Европы и их Королей являются Русичи-кочевники Евразийских степей. Но Европа на такое никогда не согласится, Тартария как Основа, для них Невозможная дикость.
Всю Историю Земли, экспансия проходила с Востока на Запад, но не наоборот. Ведь все плодородные Земли на Западе. Зачем Викингам плыть в Снежную Россию? За льдом и снегом? Кого там грабить? Пастухов и с лаптями? Ясень пень, что это люди с лаптями грабили тех, у кого на ножках дорогие туфли, а Земли богаты и плодородны. Это естественный, эволюционный ход Природы.
Тогда и понятен становится смысл слов: «Придите и Правьте». Вот какие балбесы позовут Чужаков править? Да Никто. Это все равно, что свою жену подложить под Чужестранца. Это против естественной Природы Ревности и Эгоизма человека. А вот позвать Великого Героя своих Земель, Рюрика (типа как призвать Великого Героя Рагнара править), уже не западло. Ты же своих зовешь Править, заслуживших Величие и Легенды в долгих Походах на Запад.
Поэтому «Русичи», это не племя Норманов, которое пришло из Нормандии в Россию править. А племя из Российских Снегов, где выросли суровые Сибиряки. Которое поплыло в Нормандию, там всех вырезало и поплыло в Европу. А там уже Русичей обозвали по своему, Норманами. И подумали, что они из Нормандии, ибо оттуда приплыли.
Поиск по сайту
Найти
Кто такие скандинавы и как они связаны со славянами?
Опубликовано 04.12.2015 01:50 | Просмотров: 16626
В чем связь между славянами и скандинавами?
Когда говорят о расово-этнической принадлежности какого-либо народа, сразу всплывают множество версий и гипотез, некоторые из которых просто несопоставимы со здравым смыслом. Например, немцы. Кто-то относит их к расе германцев, а кто-то считает, что они смесь нескольких непонятных родов, которые к европейской расе не имеют никакого отношения. Массовый славянский обыватель даже не догадывается о том, что «германская» раса в неком смысле принадлежит славянской, и причем это не просто какой-то домысел, а официальный научный взгляд. Мало кто знает, что «германами» или «германцами» было принято считать все расы без исключения.
Советские переводчики явно допустили ошибку, переводя такие немецкие слова, как «германцы» и «германская раса» как «немцы» и «немецкая раса». Они будто не замечали, что для русского слова «немцы» в немецком языке есть единственно правильный аналог: дойчен. Именно поэтому многие считают, что самый яркий представитель национал-социалистов в истории Адольф Гитлер провозглашал исключительно «немецкую нацию» как высшую нацию мира, хотя он говорил о «германцах», т. е. о всех индо-европейских расах, включая и славян.
Как мы уже убедились, между славянами и немцами существует генетическое единство, которое доказано даже наукой. Таким образом выходит, что немцы – это отчасти славяне. Но обратимся к истории и вспомни
СЛАВЯНЕ И СКАНДИНАВЫ: ЕДИНЫЙ НАРОД С РУССКИМИ КОРНЯМИ
Уникальная находка в Швеции может полностью перевернуть наше представление об истории. Это рунический камень с выбитыми на нём письменами. Ему 15 веков, и он несёт информацию, которую иначе, как сенсацией, назвать нельзя.
Согласно ей, когда-то давно всю Скандинавию населяли славяне, то есть наша прародина могла быть там – на таинственном, мрачном и ледяном Севере. Действительно ли наши северные соседи, предки современных шведов, норвежцев и датчан некогда называли себя славянами, и говорили с нами на одном языке?
Легенда о Рюрике
Одна из легенд гласит, что вождь славян Гостомысл прикоснулся к ритуальному руническому камню и после увидел во сне, что одна из его дочерей родила мальчика – великого князя. Он наведёт порядок на славянских землях, объединит племена, создаст мощное государство.
Память об этом человеке до сих пор жива среди скандинавов, а сама личность вызывает горячие споры. И всему виной рунический камень, найденный в Швеции. На нём высечено имя – Рюрик.
По скандинавским преданиям, так звали князя шведского королевского рода Скьёльдунгов. Считалось, что эта семья произошла от самого бога Одина. Шведы до сих пор уверены – имя Рюрик на камне высечено в память о великом завоевательном походе в Гардарику.
Одна из ключевых фраз «Повести временных лет» связана с происхождением новгородцев. Именно в Новгороде княжил Рюрик. Автор пишет, что новгородцы произошли от варягов, пришедших с севера.
Получается, что в Скандинавии жили славяне?
Если бы викинги знали, что рунами славянскими легко прочесть руны скандинавские, то они бы спрятали камни с руническими надписями, и мы никогда не узнали своей настоящей истории. Оказывается, что до двенадцатого века на территории современной Скандинавии большинство местных жителей говорили и писали на русском, славянском языке. Более того, уже в 4-6 веках у славян здесь были свои города.
Народ Одина когда-то жил на территории современной России
Учёные и энтузиасты по крупицам собирают данные о наших предках, живших до нашей эры. Археологических находок мест стоянок прародителей нашей нации не так-то много. Самое яркое – Костёнки, что в Воронежской области. Это древнейшее поселение человека европеоидного типа.
Здесь люди жили 40 000 лет назад. В ходе археологических раскопок найдено немало артефактов, подтверждающих, что местные племена были далеко не дикарями. Строили дома, изготавливали не только орудия труда, но и уникальные украшения, обладали технологиями. Удивительно, но они даже могли выпрямлять бивни мамонтов.
Найденная в Костёнках костяная статуэтка богини Макоши проливает свет и на проблему языка наших предков. Находке по разным данным от 40 до 42 тыс. лет. Она имеет странные надписи. Это смесь нескольких алфавитов. Тут и славянские руны, и финикийская письменность, и алфавит этрусков. А некоторые буквы схожи с латынью. Отдельные слова можно даже прочесть, например, «тьма», «голод», «смерть».
Здесь же, в Воронежской области, рядом с Доном находится и Маяцкое городище – живописное место, хранящее множество тайн. На стенах белокаменной крепости девятого века есть немало рунических надписей. Одна из них гласит:
Сохранилось немало легенд, которые говорят нам – предки скандинавов когда-то жили на территории современной России. Народ бога Одина когда-то населял русский юг, роднился со скифами и сарматами.
Один оставил своих сыновей с частью людей на территории Русколани (Северный Кавказ, Причерноморье) а с остальным народом устремился в Европу. Их называли Асами (Ясы), носителями уникального языка и знаний. Именно они могли оставить рунические знаки в Воронежской области, а после уже расселились по всей Евразии.
«Один был великий воин, много странствовал и завладел многими державами. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в страну Саксов» (Русколань).
Надпись на очередном руническом камне, найденном в Швеции, на чистом русском языке гласит:
«Сие установили, и читайте. Если не хотите войны, знайте – урочище чужое это».
Это пограничный столб, на что указывает не только надпись, но и изображения сторожевых псов и воина-пограничника.
Где ещё жили славяне до крещения Руси?
Отдельные археологические находки дают лишь отрывочные сведения о том, что происходило сотни и тысячи лет назад. Но есть ещё один источник – грамота. Письменность у славянских народов и их предков существовала ещё до Кирилла и Мефодия. Грамота праотцов уходит в глубокую древность.
Только в Словении учёные обнаружили более трёхсот образцов славянской письменности. Ритуальные камни, найденные там, датируются концом первого тысячелетия до нашей эры. Они испещрены письменами якобы неизвестного языка. Но словенские учёные свободно читают эту письменность на своём словенском языке.
В Венеции есть институт, где занимаются расшифровкой неизвестной письменности. Считается, что этот город основало племя венетов, а найденные памятники древней письменности принадлежат именно им. Венеты жили ещё в первом тысячелетии до нашей эры. Их следы находят в центральной, западной и восточной Европе, а также в южной Балтике.
Что удивительно – алфавит венетов схож со славянскими рунами. Более того, есть свидетельства, что среди венетов жили славяне. О них упоминает древний историк Иордан.
Русы жили в Европе с незапамятных времён и имели свои государства на Дунае, на южном берегу Балтики, между Волгой и Днепром, в Причерноморье. История наших предков куда более древняя. Не верится, что славяне появились в Европе только в шестом веке, как утверждают отдельные исследователи.
Учёные опираются на исследования историков тех лет. Но почему же только в шестом веке иностранцы стали активно писать о славянских племенах? Оказывается, до этого времени наши предки жили обособленно, занимались земледелием, вели мирный образ жизни.
Когда появилась угроза от кочевников с востока, им пришлось защищать свою землю, иногда мигрировать на новые территории поближе к римлянам и грекам. Но не факт, что появление нового народа могло привлечь внимание древнеевропейских историков. Войн не ведут, землю пашут – кому интересны эти славяне?
И это лишь некоторые доказательства того, что наши далёкие предки ещё до христианизации Европы имели свои государства, не уступали в развитии франкам, саксам, готам и другим народам Старого Света. Но почему спустя несколько веков государства славян в Северной Европе пропали, а язык и письменность забылись? Об этом история умалчивает.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как на Руси появились задолго до Рюрика первые скандинавы, и Какое влияние они оказали на историю
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Русь в истории скандинавских народов
Датский король Фродо якобы победил местных жителей «рутенов», после чего с триумфом вернулся на родину. Однако вскоре побежденные убили наместников Фродо, и тому пришлось вернуться с войсками. Король прибыл и осадил один из городов рутенов, называвшийся Ротала. При этом датчане были не единственным скандинавским народом, который озвучивал свои претензии по поводу восточноевропейских территорий.
Шведы также претендовали на земли Руси. И также старались «документально обосновать» свои притязания, доказывая свою давнюю связь с этими территориями. Так, например, легендарный открыватель пути «из варяг в греки», шведский правитель (конунг) Ивар «Широкие Объятия» в VII веке имел весьма обширное королевство. В него (по мнению средневековых шведских летописцев) входила большая часть северных земель Руси.
Естественно, все эти истории можно отнести скорее к фольклорному эпосу варяжских народов, нежели к подлинным историческим фактам. Однако именно они указывают на то, что русские земли всегда были не только интересными, но и стратегически важными для скандинавских правителей.
Упоминание Руси в исландских сагах
В саге описывается решающая битва Эйстейна против Хейгейра возле крупного поселения Альдейгьюборг. Далее эпос повествует, что Эйстейн не смог долго править захваченной землей, так как был подло убит людьми, оставшимися верными покойному Хейргейру. Однако после смерти Эйстейна какое-то время Альдейгьюборгом правил его сын, Хальдван.
Весьма схожая история описывается и в еще одной исландской саге о Хорольфе Пешеходе. В ней описывается, как конунг Хреггвид, правящий в Хольмгарде, был атакован с моря войсками секонунга Эрика. В кровопролитной битве Хреггвид был убит, а все его владения перешли викингам. Однако войско Хорольфа отвоевало у варягов королевство. Вернув трон законному его наследнику – сыну Хреггвида.
Если «адаптировать» все названия и имена к реальным событиям, то Альдергьюборг – это село Старая Ладога в Ленинградской области России, а Хольмград – современный Великий Новгород. Прообразами же Хреггвида и его сына были древние славянские князья. По мнению историков описанные в этой саге события действительно могли иметь место в IX веке.
Русь и скандинавский конунг Рагнар Лодброк
Стал он таким после «аустрверга» (Austrverg) – военного похода в восточноевропейские земли. В эпосах указывается, что в своей кампании Хвитсерк прошел Holmgarðr (Новгород), Koenugarðr (Киев), и дошел до самого Миклагардра – Константинополя.
В саге описывается, как варяги, убив местного конунга Диана, провозгласили правителем Хвитсерка. Король же «рутенов» (русинов) под давлением скандинавов вынужден был отступить. Далее Хвитсерка то ли убили недоброжелатели, то ли он был изгнан из этих земель. Однако исследователи отыскали параллели описанных в саге событий с реальными историческими фактами.
По их мнению летописный Хвитсерк – это никто иной, как киевский князь Аскольд. Диан же вполне мог быть еще одним князем – Диром. Однако если верить варяжским сагам, то Дир правил до Аскольда, а не вместе с ним. Что касается убийства или изгнания скандинавского конунга Хвитсерка – то история очень похожа на захват Киева Олегом.
Все это дает повод всерьез утверждать, что еще до появления на Руси конунга Рюрика, в самом начале IX века скандинавы под предводительством своего вождя на некоторое время захватывали большой славянский город. Вполне возможно, что это была столица Руси – Киев.
Следы древних викингов на Руси
Еще одним доказательством таких «вылазок» варягов является большое количество рунических камней, возведенных в память о воинах, погибших в Austr í Görðum (на Востоке и в Гардах) – на землях Руси. Исследователи, работавшие на раскопках в северных городах (Ладога, Печора) указывают, что в отдельные периоды времени процент скандинавов среди их населения даже превышал местных.
Историки подтверждают тот факт, что уже к началу IX века восточноевропейские земли стали одним из центров торговли межу Старым Светом, Византией и Ближним Востоком. Викинги, имея возможность на своих кораблях по судоходным рекам заплывать вглубь европейского континента, добрались до всех самых богатых государств того времени. Таким образом, скандинавы были полноправными «игроками» европейского торгового рынка.
Именно доходность территорий Руси сделало ее весьма «лакомым куском» для скандинавских конунгов и варяжских пиратов, старавшихся завоевать новые, выгодные с точки зрения экономики и торговли, земли. Все это доказывает, что северные правящие династии действительно пытались установить свою власть на Руси. Ученые уверенны, что уже до 830-х годов скандинавы не только хорошо знали эти территории, но и вовсю участвовали в войнах славянских племен со скифами и хазарами.
Таким образом Рюрик действительно мог быть далеко не первым викингом, посетившим территорию Руси. Однако именно с него началась новая история этих земель. Централизованная власть Рюриковичей с каждым годом все более крепла, что заставляло скандинавов со временем прекратить свои посягательства на эти территории. В последующие же годы варяги всегда были самыми надежными союзниками русских князей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля
Связи Скандинавии с домонгольской Русью были невероятно крепки: первые правители Руси были скандинавами, и даже само слово «русь» — древнескандинавское. Федор Успенский, Савва Михеев и Виталий Рыжов рассказали о самых ярких приметах давно забытой дружбы — от рунических надписей на территории Руси до искаженного имени «Святополк» в «Карлсоне»
Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси
Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.
Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Viking Ship Museum, Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Viking Ship Museum, Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway
Призвание варягов
В XI веке на Руси стали задумываться об истории своего народа. Начали составляться летописи. Описывая события далекой древности, относящиеся, вероятно, ко второй половине IX века, киевский летописец впервые записал легенду о призвании варягов. Согласно легенде, восточнославянские и угро-финские племена, жившие в северной части Восточно-Европейской равнины (словене, кривичи, меря и чудь), платили дань пришлым скандинавам- «варягам», затем изгнали их «за море», но начали непримиримо воевать друг с другом, поэтому решили вместе отправить за море посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, приходите княжить и владеть нами». И пришли три брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.
Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки
Женой его была Ингигерд, дочь конунга Олава Шётконунга. Дочь Ярослава Елисавета (или, на скандинавский манер, Эллисив) стала женой норвежского конунга Харальда Сурового — одной из ключевых фигур в истории скандинавских отношений с миром того времени. От русско-скандинавского брака был рожден правнук Ярослава — сын Владимира Мономаха Мстислав (по сагам — Харальд). Впоследствии Мстислав-Харальд взял в жены дочь шведского конунга Кристину. Дочь Мстислава и Кристины — Маль(м)фрид — вышла замуж за норвежского конунга Сигурда Крестоносца, а после стала женой датского правителя Эйрика Незабвенного. Другая дочь Мстислава — Ингибьёрг — вышла замуж за претендента на датский престол Кнута Лаварда. Все эти браки описаны в исландских королевских сагах, а также в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского и «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.
Легенда о призвании является типичной записью народного сказания. Подобные по содержанию легенды известны у многих народов севера Европы. Наиболее близок к древнерусской легенде рассказ саксонского историка Видукинда Корвейского о призвании саксов бриттами. В «Деяниях саксов» Видукинда, написанных во второй половине X века, жители Британии говорят своим будущим захватчикам: «обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти».
В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.
Что значат слова «русь» и «варяг»?
В IX веке в Европе и на Востоке стало известно о народе «русь», живущем на Восточно-Европейской равнине и происходящем из Скандинавии. Когда послы этого народа попали в Ингельгейм Современный Ингельхайм-ам-Райн — город в Германии, районный центр, расположен в земле Рейнланд-Пфальц. в 839 году, император франков Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, выяснил у них, что они происходят из Швеции. Византийский император Константин VII Багрянородный, описывая днепровские пороги в середине X века, последовательно приводит их названия на трех языках: русском, славянском и греческом. «Русские» названия читаются по-древнескандинавски.
В результате длительных споров большинство языковедов сошлись на том, что слово «русь» восходит к древнескандинавскому слову «rōþ» — «отряд, участвующий в походе на гребных судах». В этом ответе на «русский» вопрос лингвистика и история находят взаимную поддержку, ведь именно такими гребцами ступили на земли восточных славян первые скандинавы. В сказаниях русской летописи о князьях, правивших в X веке, русь и славяне упоминаются по отдельности.
В течение XI века это различие сходит на нет, а связь слова «русь» с выходцами из Скандинавии забывается, и оно становится самоназванием восточных славян. Когда слово «русь» теряло свое древнее значение, на смену ему пришло слово «варяг». В древнерусских текстах оно применялось ко всем выходцам из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. При этом их происхождение из той или иной части Скандинавии русскими книжниками не фиксировалось. Само слово «варяг» происходит из древнескандинавского слова «væringr», использовавшегося в исландских сагах в значении «воин-наемник на службе византийского императора».
Торг в стране восточных славян. Картина Сергея Иванова. Иллюстрация из книги «Картины по русской истории» Иосифа Кнебеля. 1909 год © Wikimedia Commons
Путь «из варяг в греки»
Главной торговой артерией для скандинавских и русских купцов тех времен был знаменитый путь «из варяг в греки», или «Восточный путь». Сначала он использовался варягами-скандинавами для грабежей и набегов, но позднее пришло осознание, что вести торговлю выгоднее, нежели разбойничать.
Варяги
О термине «варяги» в ученой среде до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии. Принято считать, что «варяги» — выходцы из Скандинавии и их потомки, смешавшиеся с местным (русским, прибалтийским, финно-угорским) населением. Даже о личности Рюрика и его потомков ведутся споры: одни утверждают, что он происходил из свейских (шведских) племен и был выходцем с острова Рюген, другие отстаивают его прибалтийское происхождение из восточных славян или из финно-угорцев, третьи же говорят об исключительно славянском происхождении этого исторического персонажа. Существует версия, что под «варягами» на Руси понимались выходцы как из скандинавских стран, так и уроженцы Прибалтики, выбравшие для себя путь торговцев/разбойников/наемников.
В Повести временных лет говорится, что торговый путь этот шел «Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (Неву) в море Варяжское (Балтийское)». Относительно описанного в летописи пути у некоторых исследователей существуют сомнения: например, волок от Днепра до Ловати невозможен, так как их верховья нигде не соприкасаются. Считается, что в Повести временных лет пропущен некоторый отрезок пути.
Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.
Товарооборот на всем протяжении пути «из варяг в греки» отлично иллюстрирует структуру внешней торговли того времени: основой ее были предметы роскоши, сырье и рабы.
Потребность Византии и арабских стран в рабах была высокой. Из них тренировали воинов-телохранителей, использовали для плотских утех и в качестве прислуги. При этом ценились именно рабы-«сакалиба», то есть из северных стран. Скандинавы не преминули воспользоваться имеющимся спросом и поставили работорговлю на широкую ногу. Участившиеся набеги на Западную Европу и Британские острова одной из целей имели как раз захват рабов. Правда, уже в XI веке спрос на рабов с Севера падает. Крещение Руси и прилегающих к ней территорий приводит к христианизации местного населения, и византийцы постепенно отказываются покупать рабов-христиан. Да и начавшиеся тогда крестовые походы открывают новый канал поставки живого товара в Константинополь. Тогда же путь «из варяг в греки» начинает приходить в упадок, причем из-за множества сложившихся вместе факторов. Между русскими князьями учащаются междоусобицы, и контроль над различными отрезками торгового пути становится важным инструментом в этой борьбе.
В XI–XII веках сухопутная торговая артерия из Германии и Польши через города Галицкой Руси становится более значимой, чем старый, трудный и опасный водный путь. Немалую роль сыграла и усилившаяся обособленность Новгорода, которому самостоятельная морская торговля на Балтике приносила несравненно большую прибыль, нежели посредничество на Восточном пути. Постоянные набеги половцев на ослабленные княжескими междоусобицами русские земли также не способствовали популярности и развитию торговой артерии. Но окончательную точку в истории пути «из варяг в греки» поставили ордынцы, захватив Нижнее и Среднее Поднепровье и отрезав пути на юг для северян.
Скандинавские имена русских князей
Скандинавские имена на Руси и в особенности у русских князей — это очень важный аргумент в пользу того, что все-таки скандинавское присутствие на Руси было. Особенно они показательны с точки зрения скорости их адаптации — они ведь довольно быстро «обрусели» и попали в собственно русский именослов. Часть из этих имен, конечно, дожила и до наших дней: это привычные Олег, Ольга и Игорь. Огромный слой скандинавских имен мы находим в источниках, например в договорах Руси с греками X века, и по ним мы видим, что многие из скандинавских имен так и не задержались на Руси. Они единожды появляются в текстах договоров, но, судя по всему, в местной традиции имянаречения не остаются.
В то же время княжеские имена (а часть из них по происхождению — скандинавские) очень быстро перестали восприниматься как иностранные. Главное, что это имя носил твой правивший предок; скандинавское же это имя или славянское — тут мы вкусы и предпочтения князей реконструировать не можем. Первый признак того, что династия «обрусела», мы видим уже в третьем колене: у сына Игоря славянское имя Святослав. Это не значит, что у него не было скандинавского имени: некоторые русские князья носили скандинавские имена как дополнительные. История просто не сохранила второго, возможного имени Святослава, в то время как Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, например, в иностранных источниках известен исключительно как Харальд.
Позолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom
Браки
В X–XI веках Русь находилась в очень близких отношениях со скандинавскими странами: русские князья выдавали своих дочек в Скандинавию, и наоборот. Впрочем, о шведских или датских принцессах, вышедших замуж за русских князей, мы знаем гораздо меньше — в основном потому, что в русских летописях вообще о женщинах писали не слишком много. Самый знаменитый русско-скандинавский брак XI века — это брак Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерд, при этом Ингигерд даже не упомянута в летописи по имени. Почти случайно мы узнаем, что на Руси ее называли Ириной: митрополит Илларион в проповеди, обращаясь к уже умершему Владимиру Святому и перечисляя, сколь многое свершилось со времени его кончины, говорит: «Посмотри, какая у тебя сноха Ирина». По всей видимости, шведское имя Ингигерд показалось ее славянскому окружению чужим.
Амулеты
с молотом Тора
О расселении и ассимиляции скандинавских путешест-венников и торговцев на территории Руси могут свидетельствовать многочисленные археологические находки. Так, о скандинавском присутствии на Руси говорят амулеты в виде «мьёлнира» — молота Тора, которые обнаруживались в Старой Ладоге, Новгороде, Рюриковом Городище, в Гнёздове под Смоленском, в районе Ярославля и Ростова Великого. В большинстве своем эти амулеты относятся к восточно-скандинавскому типу, что может свидетельствовать именно о свейском (шведском) расселении на территории Древней Руси.
Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.
В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.
Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.
Кем ощущали себя «русские скандинавы» вроде сына Рюрика Игоря или княгини Ольги (о которой мы знаем до обидного мало, но которая, возможно, тоже имела скандинавские корни, ведь Ольга, как и Игорь, — это скандинавское имя)? Где была их настоящая родина? На этот вопрос довольно сложно ответить. Возможно, один из показателей — то, что своих детей они стали называть славянскими именами. Появление в династии Святослава Игоревича — это свидетельство того, что его родители, пусть и ощущая себя скандинавами, правят уже здесь, живут здесь, собирают здесь дань и связывают свое будущее и будущее своего рода с Русью.
Корабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons
Скандинавские короли при дворе русских князей
Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.
Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.
Фракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España
Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.
Скандинавы в народе: руны и имена
Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.
В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.
В Скандинавии же того времени славяне встречались реже, но и обратное влияние славян на скандинавов тоже ощущалось. Так, знаменитое шведское имя Сванте, которое можно встретить у Астрид Линдгрен в «Карлсоне», — это не что иное, как усеченное Свантепулькер, то есть славянское имя Святополк, которое попало в шведский язык, пообтесалось и обзавелось своей краткой формой (как Юра от Георгия). Сейчас это одно из самых распространенных шведских имен. Славянское происхождение имеет, возможно, распространенное в Скандинавии имя Густав (из славянского Гостислав). Дании от Руси достались такие имена, как Бурис и Вальдемар (последнее активно используется до сих пор).
Крещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons
Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.
Крещение Полоцка
Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.
Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.
Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.
© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom
Ослабление связей
Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.
Централизация и укрепление Швеции, а также ослабление раздробленной на удельные княжества Руси сделали северные русские земли лакомым куском для шведских правителей, которые предпринимали разной степени успешности попытки завоевания и военной экспансии на русские земли. Сыграло свою роль ослабление, а затем и прекращение существования пути «из варяг в греки», за счет которого долгое время происходил торговый и культурный обмен между русскими и скандинавами. Различия в разделившихся в то время греческом и римском канонах христианства также не добавляли взаимопонимания и желания сотрудничать.
Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.