склонность к рефлексии что это
Саморефлексия и влияние этого умения на жизнь человека
Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.
Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.
Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».
Локк выделял два уровня психики:
Что понимают под рефлексией?
С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.
Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.
Понятие саморефлексии
Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.
Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.
Можно ли научиться рефлексии?
У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.
Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.
Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.
Она формируется путем:
Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.
Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.
Признаки склонности к рефлексии
С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:
Как можно научиться рефлексии?
Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.
Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:
Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии
Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.
Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Рефлексия в психологии
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.
Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.
В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».
Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.
При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:
Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.
Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.
Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:
В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.
Что значит рефлексировать
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
«Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Как развить рефлексию
Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.
После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:
Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!
Рефлексия в психологии: что это такое простыми словами
В статье мы расскажем:
Рефлексия в психологии – понятие чрезвычайно важное, ведь именно от этого качества человека зависит уровень развития его личности и способность справляться с трудностями. Не умея осознавать и анализировать свое внутреннее состояние, сложно проявлять себя в мире, ведь, не познав себя, не уяснив собственные мотивы, мысли, чувства, потребности, мы не научимся слышать и понимать окружающих людей.
Наша статья подробно расскажет, что такое рефлексия и какова ее роль в жизни человека. Вдобавок в конце материала вы найдете практические рекомендации и интересные упражнения по ее развитию.
Понятие рефлексии в психологии
Способность самопознания, сознательного анализа своих мыслей, эмоций и поведения, оценка правильности принятых решений и поставленных целей называется рефлексией. Слово произошло от латинского «reflectio» — «отражение». Рефлексия в психологии, если кратко, определяется как внутреннее обращение к самому себе, оценка своей личности и анализ. Рефлексировать – значит, заглянуть внутрь себя и дать оценку переживаемым чувствам, собственному я, переосмысливая происходящее.
Древние философы, например Сократ, полагали, что рефлексия является доступным каждому методом самосовершенствования и самопознания. Рефлексия в современной психологии определяется как процесс глубокого познания, производящегося субъектом в отношении своих внутренних психических состояний и их протекания. Внимание главным образом направлено на наблюдение за работой собственной души, а также на оценку уровня духовной зрелости субъекта.
У детей навыков рефлексии нет, поскольку это качество – следствие воспитания и самоосознания. Она появляется только тогда, когда подросток начинает оценивать себя как личность, задумывается над тем, каковы его внутренние качества. Рефлексия требует душевного труда и только благодаря ему может проходить стадии своего развития. Если внутренней работы нет, то даже взрослый человек не достигнет достаточного уровня развития рефлексии. Поэтому некоторые взрослые даже в зрелом возрасте проявляют инфантилизм.
Движущей силой развития рефлексии становится стремление к наблюдению за самим собой, за своими психическими реакциями, направление внимания на протекающие внутриличностные процессы. Способность к рефлексии из всех живых существ присуща только человеку.
Функции рефлексии
Рефлексия позволяет нам увидеть себя изнутри и влияет на наше восприятие, при этом выполняя следующие функции:
дает возможность избавиться от нежелательных, а иногда разрушительных мыслей;
способствует осознанию своих достоинств и недостатков;
открывает незамеченные таланты и способности;
учит контролировать собственные мысли и действия;
позволяет четко осознавать взаимосвязь поступков и их последствий;
формирует логическое мышление;
вырабатывает навык анализа и преодоления сложных задач.
Занимаясь рефлексией, стоит помнить, что не нужно скатываться в безрезультатное самокопание. Многократное переживание и пережевывание неудач и сетования по поводу неверно принятых решений принесут вред, а не пользу. Избыточные размышления о совершенных ошибках будут забирать у вас эмоциональную энергию. Поэтому необходимо научиться рефлексировать дозированно и осознанно, всегда понимая, какого результата при этом нужно добиться. При таком анализе ущерб для психики будет исключен.
Виды рефлексии в психологии
Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.
Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:
Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.
Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.
Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.
Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.
Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.
Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:
Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.
Перспективная рефлексия – в психологии она определяется как предположение возможных последствий своих действий и оценка собственных возможностей при развитии событий различными путями. Данный вид рефлексии используется при планировании деятельности или выборе оптимального способа решения задач.
Из всего вышесказанного следует вывод, что рефлексия является важным психическим процессом, позволяющим человеку путем внутреннего анализа достигать личностного роста и совершенствования. А это, в свою очередь, будет способствовать достижению успеха в избранных им сферах деятельности. Благодаря качественной рефлексии человек со временем сможет гордиться собой, а не переживать комплекс неудачника.
Примеры рефлексии в жизни
Наблюдение родителей за своим ребенком. Не зря говорят, что дети – наше зеркало. Если мама отмечает в маленьком сыне или дочери черты своего характера или особенности присущего ей поведения, то это является формой самоанализа.
Чтение книг. Анализ поведения героев произведения, сопереживание им, примерка на себя описываемых ситуаций, одобрение или порицание поступков героев – это также обращение к своему внутреннему миру и попытка самоосознания.
Сожаление после произошедшей ссоры, принесение извинений. Контроль негативных эмоций, анализ причин их возникновения и поиск путей для дальнейшего недопущения ссор по аналогичному поводу также можно назвать проявлением самоанализа.
Есть люди, которые практикуют рефлексию ежедневно в силу своей профессии. Например, это преподаватели. Социальная рефлексия помогает оценить взаимоотношения с учащимися, проанализировать упущения, найти пути для улучшения. Умение применять рефлексию качественно позволяет педагогу повышать свой профессиональный уровень, достигать взаимопонимания с учениками.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
На 11-15 лет – подростковый возраст – приходится третий этап. В это время происходит становление личности подрастающего человека. Рефлексия в этот период может проходить очень активно и болезненно. Дети познают себя как личность, ищут в себе достоинства и недостатки, которых, конечно же, находят больше. Это вызывает сильные переживания – недовольство своей внешностью, осознание различий со сверстниками, стремление к признанию.
Поскольку подростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, в сочетании с неустойчивостью нервной системы это приводит к гипертрофии переживаний. Развитие рефлексивной деятельности в пубертатный период очень важно. Но подростку трудно самому ее регулировать. Хорошо, если взрослым удается оказать ему поддержку в это время.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Четвертый этап выпадает на раннюю юность – 16-20 лет. Если личность формировалась правильно, то в этом возрасте в полную меру проявляют себя способности к рефлексии и возможность управления ею. При этом даже проявление самокритики не помешает адекватно и рационально оценивать свои силы.
Далее с течением жизни рефлективные навыки становятся глубже за счет установления новых социальных контактов, освоения незнакомых областей деятельности, решения ставящихся жизнью задач.
Неправильная рефлексия
Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.
Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.
Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»
Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.
Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.
Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности. И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.
Теперь разверните свои мысли и попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Что помешало выполнить задачу в поставленный срок? Возможно, вы поймете, что нужно перестроить рабочий график. Либо вы придете к выводу, что нагружены заданиями с переизбытком и это мешает справиться с ними в оговоренные сроки.
Поверните размышления в сторону обдумывания эффективности. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или представьте, что данную ошибку совершили не вы, а другой сотрудник. И в результате вы поймете, что стоило сделать и что нужно учесть на будущее, чтобы подобного не повторялось. Возможно, вы решите овладеть тайм-менеджментом или установить коммуникацию с руководителем.
4 метода рефлексии в психологии
Метод «Карусель»
Упражнение развивает навыки рефлексии в части установления контакта с другими людьми и реагирования на их поведение. Суть упражнения состоит в том, что ежедневно нужно знакомиться минимум с одним человеком, завязать с ним разговор и поддерживать беседу. После встречи требуется проанализировать и оценить свои действия.
Метод «Без маски»
Цель упражнения – устранить эмоциональную и поведенческую зажатость, учиться проявлять искренность в поведении, формировать навыки рефлексии и анализа своей личности. Упражнение выполняется следующим образом: несколько человек получают карточки, на которых написано начало предложения. Задача участников – закончить его максимально искренне.
Метод «Автопортрет»
Смысл этого упражнения – представить, что вы собираетесь на встречу с незнакомым человеком. Для того чтобы он вас узнал, нужно максимально подробно и точно себя описать. Причем описываем не столько внешность, сколько отличительные черты поведения, манеру держаться, говорить, часто используемые жесты и другое. Более эффективным оно будет, если работать с напарником. При этом можете описывать как самого себя, так и сменить «полярность» – составить словесный портрет своего помощника. Упражнение имеет своей целью развитие умения находить в себе или другом человеке отличительные черты и описывать их, формируя навыки рефлексии и самоанализа.
Метод «Качества»
Приготовьте лист бумаги и ручку. Разделите лист на две части и в левой укажите 10 качеств, которые вы считаете своими достоинствами, а в правой – 10 недостатков. Оцените каждое качество по 10-бальной шкале, где 1 – развито или проявляется очень слабо, а 10 – развито или проявляется очень сильно. Упражнение развивает навыки рефлексии и влияет на формирование верной самооценки.
Практикуя данные методы, вы сможете достаточно быстро развить в себе навыки рефлексии. А следование нашим рекомендациям хотя бы в течение трех недель поможет сформировать полезную привычку самоанализа, и тогда рефлексия превратится в вашего верного помощника.
6 заключительных рекомендаций по развитию рефлексии
Чтобы процесс рефлексии был эффективным и приносил положительные эмоции, в психологии описаны несколько правил, придерживаясь которых, вы получите желаемый результат:
Используйте непривычные ситуации для тренировки навыков рефлексии. Даже если на проведение анализа поначалу будет уходить немало времени, не сдавайтесь. Скоро вы сами заметите, что ваши размышления протекают быстрее и при этом вы легче делаете выводы.
Постарайтесь ежедневно вечером обдумывать то, что произошло в этот день. Обращайте внимание свои на чувства и эмоции: вспомните, в каких ситуациях вы чувствовали себя некомфортно и какие эмоции при этом испытывали – гнев, неуверенность, раздражение, обиду.
Старайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, глазами постороннего наблюдателя. Не включайте внутреннего критика.
Рассматривайте ситуацию с разных сторон. Учитесь видеть не только минусы, но и плюсы своего состояния. Старайтесь найти возможности, открывающиеся с новыми чувствами и знаниями.
Наблюдайте за своим отношением к окружающим. Если знакомство с новыми людьми вызывает чувство тревоги, подумайте, что является триггером, дающим толчок срабатыванию механизма негативных эмоций?
Не сторонитесь общения с людьми, имеющими точку зрения, отличную от вашей. Мир многогранен. Попытка представить себе привычные вещи в ином свете активизирует рефлексию, которая поможет взглянуть на происходящее под другим углом, пересмотреть устоявшиеся стереотипы.
Таким образом, рефлексия – это процесс познания человеком самого себя. Она является одним из важнейших двигателей личностного развития. Занимаясь самоанализом, человек формирует необходимые привычки, учится глубже понимать взаимосвязь причины и следствия в собственной жизни. Это развивает важную составляющую нашего интеллекта – умение предвидеть последствия собственных поступков.