О чем сказка о белгородском киселе

Кратко «Сказание о белгородском киселе» Нестор Летописец

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказание о белгородском киселе» за 1 минуту и подробно за 2 минуты.

Произведение «Сказания о белгородском киселе» повествует о том, как жители Белгорода избавились от врага, не используя силу, а просто проявив находчивость. Белгородцы доказали нападающим, что попытка взять их измором и голодом бессмысленна, потому что земля белгородская сама рождает пропитание.

Очень краткий пересказ повести «Сказание о белгородском киселе»

Речь в «Сказании» идет о 997 годе, когда князь Владимир ушел под Новгород сражаться с врагом. О том узнали печенеги, и, поняв, что город остался без защиты, осадили его.

Съестных припасов у белгородцев было немного, а потому старейшины решили было сдаться на милость врага: авось хоть кого-то пощадит. Однако самый древний дедушка предложил иной выход из положения: собрать со всего города остатки крупы, у кого какая найдется, и меда. Крупу сварить, влить в котел, который зарыть в землю. Из меда сделать сыту и также вкопать корчагу (кувшин) с нею в землю.

Сделали все белгородцы по совету мудрого старика и позвали к себе послов от печенегов. Угостили их медовым киселем. Удивились печенеги, а жители Белгорода сказали: «Видите, осада нашего города обречена на провал: мы можем продержаться сколько угодно и никогда не станем погибать от голода и молить о пощаде, ибо наша земля сама кормит нас».

Послы отведали киселя, поверили белгородцам и отнесли кисель своим князьям. Те выслушали историю, тоже полакомились киселем, после чего приняли решение оставить Белгород, не тратить силы на его осаду, раз белгородцев осадой не возьмешь.

Главный герой и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно

В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.

Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.

В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.

Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.

Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.

Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.

Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».

История создания произведения

«Сказание о белгородском киселе» дошло до нас не в виде не самостоятельного произведения, а как часть «Повести временных лет». Оно написано в период ожесточенной борьбы русичей против кочевых племен, то и дело совершавших разорительные набеги.

Враг был искушен в боях и силен. Не всегда удавалось одолеть его в бою – и тогда на помощь приходила смекалка.

С той поры появились фразеологизмы «белгородский кисель», «киселя наварить» (то есть обхитрить, обвести вокруг пальца). Ныне эта фраза почти забыта, однако кое-где в литературе ее еще можно встретить. Для тех, кто знает «Сказание о белгородском киселе», ее смысл легко раскрывается.

Источник

«Сказание о белгородском киселе» — читательский дневник по древнерусской повести

О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть фото О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть картинку О чем сказка о белгородском киселе. Картинка про О чем сказка о белгородском киселе. Фото О чем сказка о белгородском киселе

«Сказание о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестора Летописца, где сочетаются исторические события и вымысел, где автор прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Нестор Летописец
Название произведения: «Сказание о белгородском киселе»
Жанр: древнерусская повесть
Год написания: XII век
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Старец – мудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.
Жители Белгорода – несчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.
Печенеги – воинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.

Время и место действия

Краткое содержание и сюжет

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Осадили печенеги город и наступил голод. На вече решили жители сдаться, но старец уговорил их обождать. Он сказал собрать овса и меда, и вырыть два колодца. В одном развели болтушку для киселя, в другом мед. Печенегов пригласили в город, чтобы те убедились, что жителей кормит земля. Печенеги поели киселя, удивились, и сняли осаду.

План пересказа

Основная мысль

Если силы не хватает, хитрость и смекалка помогут.

Чему учит

Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.

Вывод и мое мнение

«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам. В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.

Пословицы

Словарь новых и незнакомых слов

Печенеги – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться.
Предание – в народно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации.
Осада– окружение войсками укрепленного места с целью его захвата.
Вече – собрание горожан для решения важнейших вопросов.

Источник

Сказание о белгородском киселе:
Краткое содержание

997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Вырыли два колодца, в каждый – по кадке. В первой кадке женщины замешали болтушку для киселя, во второй «пресладкую сыту» (напиток). Обменялись заложниками, и позвали печенегов убедиться, что сдачи города не будет. Ведь сама земля их кормит! Наварили киселя, меда, подали врагам в латках (сковородках), и с собой для князей их дали корчагу (сосуд). Поняли печенеги, что зря осаждают город. И ушли «восвояси».

Читательский дневник «Сказание о белгородском киселе»

Сюжет

997 год. Пока князь Владимир бьет печенегов в Новгороде, они осадили Белгород. От голода жители хотят сдаться. Но по совету старца терпят 3 дня, роют 2 колодца, в одном – горсть овса для киселя, в другом – мед (сыта). И зовут печенегов убедиться, что земля дает им пищу. Те поели, поверили и ушли от города. Белгород был спасен.

Отзыв

Сказание из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Автор прославляет находчивость народа, попавшего в беду. Тема защиты Родины, обороны от печенегов, разорявших Русь. Народ показал завоевателям, что сама матушка земля на стороне жителей города, дает им пищу, наполняет их колодцы киселем и медом. Такой народ не победить. Тема сплоченности народа: все участвуют в спасении города. Люди доверяют мудрости старца. Не силой, а умом, смекалкой побеждают врага. Автор много раз повторяет союз «и», придавая сказанию напевность, ритм, библейский оттенок. Сказание учит защищать родную землю, не сдаваться, прислушиваться к советам, терпеть, помогать друг другу.

Источник

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

Действующие лица

Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:

Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.

Православный портал

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть фото О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть картинку О чем сказка о белгородском киселе. Картинка про О чем сказка о белгородском киселе. Фото О чем сказка о белгородском киселе

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

Развязка действия

Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.

Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».

Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.

«Повесть временных лет

«Се по­ве­сти вре­мянь­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­те, и от­ку­ду Рус­ская земля стала есть» — так по-древ­не­рус­ски зву­чит на­ча­ло одной из древ­ней­ших до­шед­ших до нас рус­ских ле­то­пи­сей, ко­то­рую по пер­вым сло­вам на­зы­ва­ют обыч­но «По­весть вре­мен­ных лет». Над этой ле­то­пи­сью тру­ди­лось много людей. Пер­вый свод этой ле­то­пи­си на­зы­вал­ся Древ­ней­ший и был со­став­лен еще 1037 году, его ав­то­ра мы не знаем. Потом его до­пи­сы­ва­ли и до­ра­ба­ты­ва­ли мо­на­хи Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр.
Таким пред­став­лял себе ле­то­пис­ца скуль­птор Ан­то­коль­ский:

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец

Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр – мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры. Имен­но в лавре была со­зда­на «По­весть вре­мен­ных лет» Ис­то­рия Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры на­чи­на­ет­ся в 1051 г. Она была ос­но­ва­на гре­че­ским мо­на­хом Ан­то­ни­ем в пе­ще­рах близ Киева (сей­час в цен­тре го­ро­да). В 11 веке мо­на­стырь стал глав­ным цен­тром рас­про­стра­не­ния пра­во­сла­вия на Руси, а уже в 12 веке по­лу­чил по­чет­ное на­зва­ние Лавра (так на­зы­ва­ли толь­ко са­мые-са­мые важ­ные муж­ские мо­на­сты­ри).

Рис. 2. Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра

Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра ста­но­вит­ся важ­ней­шим ду­хов­ным цен­тром пра­во­сла­вия, а во вре­ме­на на­ше­ствия мон­го­ло-та­тар — и цен­тром со­про­тив­ле­ния вра­гам. Огром­ное ко­ли­че­ство пра­во­слав­ных в раз­ные века шли на по­клон к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­ты­ням.

Удивленные печенеги

Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.

Источник

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»

Всего получено оценок: 501.

О произведении

«Сказание о белгородском киселе» – одно из из произведений, включенное в летописный свод «Повесть временных лет» Нестора Летописца, знаменитого памятника древнерусской литературы. Представляет собой рассказ о чудесном избавлении жителей Белгорода от осады печенегов.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказания о белгородском киселе» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе.

О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть фото О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть картинку О чем сказка о белгородском киселе. Картинка про О чем сказка о белгородском киселе. Фото О чем сказка о белгородском киселе

Место и время действия

События рассказа происходят в 997 году в Киевской Руси, в Белгороде.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть фото О чем сказка о белгородском киселе. Смотреть картинку О чем сказка о белгородском киселе. Картинка про О чем сказка о белгородском киселе. Фото О чем сказка о белгородском киселе

Заключение

Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *