русскоязычные комнаты в клабхаусе
TikTok для взрослых, или Элитарный онлайн-клуб. Как устроена новая соцсеть Clubhouse
Соцсеть, где можно поболтать с Илоном Маском и Джаредом Лето
Clubhouse — новая социальная сеть с голосовыми чатами, похожими на аудиоконференции или радио с возможностью для слушателей отвечать ведущим. Пользователи организуют онлайн-комнаты или целые клубы на разные темы, выбирают спикеров и болтают, пока остальные подключаются и слушают разговор. И это единственный способ коммуникации в соцсети — общение только голосом, без текстовых сообщений.
Еще одна фишка Clubhouse — вход только по приглашению. Юзер не может просто скачать приложение и сразу начать им пользоваться. Поэтому в русскоязычных сегментах Twitter и Facebook уже встречается большое количество постов с просьбой «скинуть инвайт в клабхауз». Некоторые даже продают приглашения на разных платформах, цены стартуют от 15 долларов и могут доходить до 800. Журнал Wired уже сравнил «соцсеть для избранных» с берлинским ночным клубом Berghain, знаменитым своим жестким фейс-контролем. «Инвайты» или «приглосы» — не единственное препятствие для тех, кто хочет попасть в элитарный онлайн-клуб. Приложение Clubhouse существует только в AppStore, так что у обладателей «андроидов» доступа к соцсети пока нет.
Разговоры в комнатах и клубах — тоже большой эксклюзив. Они не сохраняются и живут только в моменте. Не успел подключиться и послушать — пропустил беседу. Отмотать назад и послушать не получится. Делать видеозапись с экрана, чтобы сохранить разговор на телефон — бесполезное занятие, потому что звук все равно не запишется, а самого пользователя могут заблокировать. А сохранить и переслушать иногда действительно хочется: спикерами в Clubhouse уже выступали Илон Маск, Марк Цукерберг и Джаред Лето. Однако журналисты все же делают расшифровки и публикуют беседы в текстовой форме. Так, например, сделали CNBC, Bloomberg и TechCrunch с рассказом Маска о стартапе Neuralink и его мнении о битве Reddit с Wall Street.
Как все устроено внутри
Регистрация состоит из нескольких этапов. Сначала пользователь указывает имя и фамилию, затем выбирает из предложенных тем наиболее интересные для себя — от медитации и путешествий до геополитики и венчурных инвестиций. Также можно выбрать разные языки, тогда приложение подберет вам комнаты и клубы из разных стран. Затем Clubhouse предлагает подписаться на известных спикеров — это могут быть такие мировые селебы, как Джаред Лето, или популярные российские блогеры, например, Илья Варламов. Из знаменитых соотечественников в Clubhouse можно также встретить управляющего директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна, медиаменежера Демьяна Кудрявцева, художника-каллиграфа Покраса Лампаса, диджея и певицу Карину Истомину и еще много кого.
Наконец, пользователь попадает на стартовое окно с разными комнатами. Их может создать любой желающий. Уведомление о начале разговора приходит подписчикам спикеров. Внутри комнаты пользователи делятся на три группы — выступающих, тех, на кого они подписаны, и всех остальных. Ограничение на количество людей в комнате — пять тысяч человек. Говорят только спикеры, но пользователи могут нажать кнопку «поднять руку», и модератор (один из спикеров) даст ему право высказаться или задать вопрос остальным.
Клубы — это постоянные тематические сообщества, внутри которых создают комнаты. Сделать их не так просто, как открыть обычную комнату. Для этого нужно заполнить специальную форму, и администраторы соцсети уже решат, давать ли право на создание клуба.
Итак, лента состоит из комнат и клубов, где спикерами выступают те, на кого подписан юзер. В нижней части страницы есть кнопка «Explore», которая открывает новые комнаты. Найти интересные онлайн-беседы можно и через поисковик в левом верхнем углу экрана. Есть также отдельный блок с запланированными беседами. Подключиться к комнатам можно в любой момент, пока идет разговор. Его можно свернуть, или вообще выйти из приложения и заняться другими делами в смартфоне. Тогда разговор продолжится в фоновом режиме. Чтобы выйти из комнаты, нужно нажать кнопку «leave quietly» (уйти тихо). Все это похоже на большую дружескую тусовку — подходишь к разным компаниям, слушаешь, разговариваешь и никому не мешая уходишь, когда надоедает.
Пока самый популярный клуб — это Good Time с 95 тысячами подписчиков. Там, собственно, и выступал Илон Маск. В русскоязычном сегменте пока только один популярный клуб — The Dacha с 7 тысячами фолловеров.
Фото: Rafael Henrique/SOPA/Getty Images
От маленького сообщества до стартапа-единорога
Clubhouse запустили в марте прошлого года предприниматели из Кремниевой долины Пол Дэвидсон и Роган Сэт. В мае 2020 года приложением пользовались всего полторы тысячи человек, а сам стартап оценивался в 100 миллионов долларов. Тогда же он привлек инвестиции на 12 миллионов долларов от венчурного фонда Andreessen Horowitz.
Соцсеть начала набирать массовую популярность в конце января, когда Илон Маск анонсировал свой аудиочат в Clubhouse. В результате 10 февраля приложение насчитывало уже больше 5 миллионов пользователей, а его капитализация выросла до 1 миллиарда долларов. Теперь это стартап-единорог.
Пока в англоязычном Clubhouse регистрировались Джаред Лето и Опра Уинфри, в русскоязычном сообществе тоже стали приглашать известных людей и устраивать интересные комнаты. Так, в чат «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко» через пять минут подключился сам Клименко — бывший советник президента России по вопросам развития интернета. Комната «Кто такой и зачем нужен» начала набирать популярность. Свои следующие беседы модераторы чата посвятили тик-токеру Дане Милохину и инстаграм-блогеру Насте Ивлеевой. Они так же, как Герман Клименко, подключились к Clubhouse, чтобы поговорить с участниками чата.
Не обошлось и без скандалов. К приложению подключилась журналистка The New York Times Тейлор Лоренц, которая жаловалась на домогательства в разных соцсетях. Пользователи Clubhouse обвинили ее в разыгрывании «женской карты». Еще одна неприятная ситуация произошла в Германии. Премьер-министр Тюрингии — одной из федеральных земель — Бодо Рамелов в своем аудиочате назвал канцлера Ангелу Меркель «Меркелишкой» и признался, что играл в Candy Crush на смартфоне во время совещаний по коронавирусу. На политика посыпались обвинения в безответственности, некоторые призвали его уйти в отставку.
Что будет дальше
В конце января создатели Clubhouse объявили, что начнут тестировать три модели монетизации своего приложения — платную подписку, донаты и продажу билетов на мероприятия. Пока соцсеть полностью бесплатная, рекламы в ней тоже нет.
На приложение обратил внимание Марк Цукерберг. Он, кстати, тоже выступал спикером в Clubhouse. Видимо, чтобы поближе познакомиться с новинкой и использовать ее на своей платформе — сегодня Faсebook объявил, что создаст аналог Clubhouse.
Звездные пользователи Clubhouse тоже строят свои планы. Так, вчера Илон Маск анонсировал свой аудио-чат с другим суперселебом — рэпером Канье Уэстом.
Подготовил Асхад Бзегежев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Не выходя из «комнаты». Как россияне зарабатывают на хайпе вокруг Clubhouse
За минувший месяц приложение Clubhouse стало, пожалуй, самой модной социальной сетью в России. На волне хайпа в сервис пришли многие популярные россияне: от бизнесменов вроде Олега Тинькова и Федора Овчинникова до блогеров и шоуменов — Ильи Соболева, Ивана Урганта и Насти Ивлеевой. А обычные пользователи активно спорили о том, «что такое и зачем нужен» Clubhouse, и буквально охотились за заветными инвайтами (приглашениями в закрытую соцсеть. — Прим. «Секрета»).
Что такое Clubhouse
Clubhouse — социальная сеть, в которой люди общаются только голосом в «комнатах» — групповых аудиочатах. В приложении сразу видно, сколько пользователей слушают разговор прямо сейчас. При этом в нём нет встроенной функции записи разговора.
Сам Clubhouse бесплатный. Здесь нет рекламы, платного контента или VIP-функционала за подписку на сервис. Но это не означает, что в хайповой соцсети нельзя заработать. Пока рекламный рынок вокруг платформы только формируется, ценник за любую работу в Clubhouse пользователи берут буквально с потолка — и получают неплохие деньги.
Вот на чём клабхаусеры зарабатывают прямо сейчас:
Инвайты
Модерация «комнат»
Как дополнительный источник дохода
Модерация и организация «комнаты» со спикерами в Clubhouse тоже стала одним из способов заработка. На этом, в зависимости от числа подписчиков и их лояльности, можно заработать от 20 000 до 900 000 рублей.
Максимальный гонорар за модерацию просит блогер Илья Варламов. Диджей и ведущая ютьюб-шоу «Подруги» Ксюша Дукалис (более 160 000 подписчиков) берёт за час 150 000 рублей, а предприниматель-миллиардер Игорь Рыбаков (более 88 000 подписчиков) — 300 000 рублей. 50 000 рублей берёт за час эфира в Clubhouse один из самых активных и популярных пользователей Clubhouse в России и продюсер микроблогов «Пикчер» Анатолий Капустин (более 46 000 подписчиков).
«Запросов сейчас очень много, на пике прилетало по 30 в день. Но большинство я откидываю, соглашаюсь, наверное, на каждый десятый рекламный запрос», — рассказал он «Секрету».
Как основной источник дохода
На сайтах по поиску работы стали появляться вакансии модераторов. За такую работу предлагают от 50 000 до 100 000 рублей. «За одну сессию можно получить 15 000 рублей, а в некоторых “комнатах” модераторы стали собирать донаты от слушателей за то, что тратят своё время на ведение “комнат»», — рассказывает партнёр агентства по управлению репутацией и мониторингу социальных сетей Digital Guru Ольга Соколова.
Модерирование — это действительно полноценная работа, которая похожа на организацию онлайн-конференции, рассказала «Секрету» Ангелина Ивашкевич, которая участвует в модерации самого крупного клуба (набора «комнат») в русском Clubhouse — The Dacha. Нужно придумать тему, заголовок и структуру эфира, выбрать и пригласить спикеров, управлять потоками людей внутри «комнаты» и так далее.
То, что для некоторых модерация «комнат» в Clubhouse стала работой, заметил и Анатолий Капустин. Но для него модерирование «комнат» — это скорее хобби, которое приносит деньги. «Я бы не стал превращать Clubhouse в основную работу. Я пока не уверен, что соцсеть доживёт хотя бы до конца 2021 года и не скукожится в 150 раз», — сказал он.
Профессии вокруг Clubhouse
Молчаливое присутствие в «комнате» и привлечение подписчиков
Брать деньги начали и за молчаливое участие в разговоре. По факту просто за то, что аватарка персоны висит в списке участников «комнаты». К примеру, тот же Варламов берёт 600 000 рублей за активный приход (с общением) в комнату и 500 000 рублей — за молчаливый.
Плюсы для организаторов «комнаты» — в том, что за популярным участником приходит и часть его подписчиков (работает это так: если человек подписан на условного Варламова, то, когда тот подключается к «комнате», подписчику приходит уведомление — и он тоже может присоединиться к аудиочату).
Но многие клабхаусеры не берутся за молчаливую рекламу своей «комнаты», считая это неэтичным по отношению к аудитории.
Больше всего в Clubhouse зарабатывают люди с большим количеством подписчиков, утверждает соосновательница студии подкастов Brainstorm.fm Аня Ковалева.
«Грубо говоря, можно умножать количество подписчиков на два, и мы получим примерный ценник за час. Бренды платят лидерам мнений за модерацию, а также за то, что за ними в брендированные “комнаты” приходят их фолловеры», — объясняет она.
Люди вкладывают тысячи рублей в набор подписчиков, чтобы создать прочный задел на будущее, отмечает креативный директор агентства Triko Илья Калимулин.
Сопутствующие сервисы
Пиар и реклама
В новой соцсети уже плотно обосновались S7, «Яндекс.Музыка», «Сбер», «Самокат», Тинькофф-банк и «Яндекс». А остальные, по словам Ани Ковалевой, хотят сделать что-то в Clubhouse. «Не все понимают, что именно и зачем им это нужно (к тому же сейчас есть вопросы к статистике), но у всех нас развит инстинкт — “все побежали, и я побежал”», — рассказывает она.
Бизнес не только создает свои «комнаты», но и пиарится в продвинутых аккаунтах и других беседах, договариваясь об упоминаниях в названии — как за деньги, так и через коллаборации. «Бренды сейчас идут на этот осознанный эксперимент», — говорит Ковалева.
В Clubhouse бренды могут найти аудиторию, до которой им сложнее было бы достучаться через условный Facebook, и поговорить с этими людьми на одном языке, говорит Анатолий Капустин.
«В отличие от бренд-медиа в формате блогов тут можно в прямом эфире рассказывать, что вы сделали, чтобы стать eco-friendly, блокчейн, бирюзовыми и горизонтальными, и получать вопросы от своих клиентов. Но если у компании есть какие-то слабые места, она может столкнуться с неудобными вопросами от своих пользователей», — пояснил он.
Перспективы рекламного рынка Clubhouse, по мнению Ковалевой, зависят не только от контента, но и от того, какие фичи и механики придумают разработчики, чтобы сделать рекламу отслеживаемой: расширят «комнаты» (сейчас есть лимит в 5000 слушателей), разрешат проставлять ссылки и UTM-метки, проработают возможность записи эфиров.
Новые сервисы по статистике «комнат» уже становятся основой для прогнозирования количества слушателей в следующих эфирах, говорит Ангелина Ивашкевич, а это уже какой-никакой ориентир для рекламодателей.
Нетворкинг и b2b
Опрошенные «Секретом» эксперты видят в Clubhouse очевидный потенциал для нетворкинга. «Крупные игроки рынков уже работают в Clubhouse, а это значит, что скоро туда подтянется и остальной бизнес. Как минимум чтобы оперативно получать обратную связь от своих клиентов и находить новых партнёров или поставщиков», — говорит Калимулин.
Что ещё
С самого начала соучредители заявили, что не будут зарабатывать на рекламе. Вместо этого приложение запустит программу грантов для авторов и начнёт тестирование платежей.
Вероятно, это будет нечто вроде Patreon, встроенного прямо в платформу. Но опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что будут и другие способы монетизации.
Возможность напрямую общаться с экспертами высочайшего уровня может трансформироваться в платные консультации, которые позволят экспертам продавать свои знания и решения, считает Калимулин. Эксперт видит большой потенциал и в теме фандрайзинга и питчинга, а Ольга Соколова среди вероятных вариантов называет возможность интеграции внутренней валюты или премиум-подписки.
«Прошла эйфория»: как всего за месяц угас ажиотаж вокруг Clubhouse и что ждет соцсеть в будущем
«Clubhouse не интересен», — емко ответил на предложение Forbes пообщаться о настоящем и будущем голосовой соцсети самый популярный ее русскоязычный пользователь Илья Варламов (289 000 подписчиков). Еще месяц назад аудитория Clubhouse выросла почти в 26 раз (с 7700 до почти 200 000 пользователей) всего за 10 дней (с 10 по 20 февраля). Тогда Варламов предлагал ответить на вопросы Forbes в своей комнате в соцсети, потому что Clubhouse — «это новый уровень, и мы должны как-то ему соответствовать». За неделю с 9 по 15 марта приложение скачали всего 80 000 пользователей из России, динамика регистраций и показатель DAU (Daily average users — количество активных пользователей в день. — Forbes) тоже продолжают снижаться.
Forbes пообщался с экспертами, модераторами популярных комнат и компаниями, которые вкладывают бюджеты в голосовую соцсеть, и рассказывает о причинах упадка и будущем Clubhouse.
Волна хайпа спала
По данным сервиса аналитики ClubData, предоставленным по запросу Forbes, к 15 марта в российском Clubhouse зарегистрировались 941 000 пользователей. К началу марта в соцсети зарегистрировались 653 590 человек. С начала марта показатель DAU стабильно снижался: со второго по восьмое число он упал более чем вдвое, затем на праздничные дни немного вырос, после чего падение продолжилось. Сейчас DAU составляет порядка 60 000–70 000 активных пользователей. Динамика новых регистраций также снизилась, говорит руководитель диджитал-агентства Out Digital и основатель ClubData Роман Зарипов.
Мировой рост аудитории соцсети тоже замедлился: с 1 по 16 февраля Clubhouse вырос более чем вдвое (с 3,5 млн загрузок до 8,1 млн), а с 1 по 13 марта — всего на 600 000, до 12 млн загрузок. Крупнейший рынок соцсети — США, на него к 13 марта приходилось 3,1 млн скачиваний.
Сооснователь подкаст-платформы mave.digital и активный участник дискуссий в Clubhouse Алексей Ткачук (более 66 000 подписчиков) отмечает, что интерес аудитории к соцсети стал падать еще в конце февраля, когда топовые комнаты, которые раньше регулярно слушали по 5000–6000 человек одновременно, стали собирать в два-три раза меньше пользователей. По его словам, сейчас крупная комната может собрать примерно 1000–1500 слушателей. «Сначала был дефицит инвайтов, потом кому-то надоело ждать, а другие «перегорели», — объясняет Ткачук спад ажиотажа.
У самых ранних последователей Clubhouse «прошла эйфория», говорит Роман Зарипов. Темы дискуссий стали повторяться, к тому же на платформе стало заметно меньше русскоязычных звезд: например, перестали участвовать в дискуссиях ранее активные рэпер Джиган, ведущая и блогер Анастасия Ивлеева и председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин, перечисляет Зарипов. «Плюс ко всему участвовать в дискуссиях и просто слушать комнаты довольно энергозатратно», — добавляет он.
Тусовка для своих
Алексей Ткачук и ведущий подкаста Zavtracast Тимур Сейфельмлюков (более 18 000 подписчиков в Clubhouse) замечают, что соцсеть пока не заинтересовала молодежь, которая привыкла общаться в TikTok, «ВКонтакте» и Instagram. «Clubhouse больше всего напоминает подкаст в реальном времени или радио. Контент в реальном времени — это сила, и участвовать в его создании дико интересно, — говорит Ткачук. — При этом главная проблема в том, что сам пользователь должен подстраиваться под контент, а не потреблять его тогда, когда ему удобно. Это и ограничивает спрос со стороны условных тиктокеров». По данным ClubData, ядро аудитории соцсети в России (51,6%) — люди в возрасте 25–34 лет, 31,6% — пользователи 18–24 лет и только 1,2% — младше 18 лет.
Приостановило «волну хайпа» и то, что приложение доступно только для обладателей айфонов, считает Ткачук: «Без Android пока это тусовка для своих». По данным ClubData, около 36% всех российских пользователей Clubhouse живут в Москве и Санкт-Петербурге. Часто это маркетологи, бизнесмены, разработчики, журналисты, описывает аудиторию комнат Семен Ефимов. Новый виток роста интереса стоит ждать только тогда, когда появится приложение для Android, говорит он: «Тогда Clubhouse уже точно не умрет».
Зарипов предполагает, что приложение для Android появится в течение одного или двух месяцев, так как «в комнате с Биллом Гейтсом разработчики назвали Android-версию их приоритетом номер один» (о старте разработки Android-версии компания заявляла в конце февраля, на запрос Forbes о сроках не ответила).
Но сам по себе факт запуска приложения на Android вряд ли создаст такой же ажиотаж, как раньше, если на площадке не появится интересных комнат и спикеров, считает Зарипов. «Релиз нужно будет подкрепить маркетинговой активностью, — говорит он. — Или запустить кампанию с поддержкой сервиса и рекламой от лидеров мнений, или привести в сервис новых знаменитостей, или интегрироваться в крупное мировое событие — условно, церемонию «Оскар» провести в Clubhouse и там объявлять победителей».
Ткачук не согласен с расхожим мнением, что, когда в комнаты придут пользователи Android, уровень дискуссий снизится: «Не считаю, что владельцы айфонов какие-то особенные люди. Хамство есть везде — равно как и классные собеседники: не модель смартфона определяет человека».
Зарипов отмечает, что большое количество комнат сейчас посвящено инфобизнесу — для многих это уже показатель низкого уровня дискуссий. «Алгоритмы рекомендуют релевантные комнаты по твоим интересам и наличию среди участников тех, за кем ты следишь, — говорит он. — Поэтому вряд ли приход «андроидов» создаст какую-то проблему, связанную с качеством дискуссии». За появлением приложения для Android, по его мнению, последует рост проникновения в регионы и снижение среднего возраста пользователей.
В погоне за прогрессивными
На фоне текущего упадка Clubhouse почти прекратился прирост новых подписчиков, отмечают опрошенные Forbes модераторы популярных комнат. Так, например, если на профиль Ткачука в пиковые дни в феврале подписывались по 8000–9000 человек, то сейчас его аудитория растет всего на 100–300 человек в день. По словам модератора комнат «Кто такой и зачем нужен…» Анатолия Капустина (больше 48 000 подписчиков), на него подписывались до 8000 человек в день в феврале и порядка 500 — в марте.
Ткачук и Сейфельмлюков признаются, что стали реже заходить в соцсеть. Аккаунт Капустина 14 марта забанили до 21 марта (причины он не знает), теперь модератор не может участвовать в комнатах. Ефимов говорит и о снижении количества запросов на модерирование комнат: если на пике в феврале ему приходило 4–5 запросов в неделю, то сейчас только один-два.
Несмотря на спад интереса аудитории, доходы модераторов, по их словам, снизились незначительно или не снизились вовсе, потому что они повысили чек на модерацию. Капустин, например, берет 70 000 рублей за час эфира, хотя еще в середине февраля брал 30 000 рублей. «В целом спад интереса аудитории к приложению на доходах отразился не очень сильно — примерно на 30%», — уверяет он. Основатель блогерского агентства WildJam Ярослав Андреев (более 28 000 подписчиков) рассказывает, что выставил «запредельный ценник для рекламодателей». Он не называет конкретную сумму, но утверждает, что она «между обычным прайсом в 150 000 рублей и Варламовым», который берет за модерацию и организацию комнаты со спикерами 900 000 рублей. Помимо ведения комнат, Андреев, с его слов, зарабатывает на комиссии с продаж услуг других модераторов. Их имена и агентские условия он не раскрыл.
Модераторы, опрошенные Forbes, уверяют, что крупным брендам все еще интересно вкладывать деньги в продвижение в Clubhouse. «На фоне спада пропали коммерческие запросы от мимо пролетающих небольших фирм, которые ориентируются не на долгосрочные показатели, а на то, чтобы срубить хайп, — говорит Капустин. — Но остались запросы от крупных брендов. Это либо неповоротливые рекламодатели, которые долго согласовывали проведение эфира у себя внутри, либо те, кто переждал хайп и хочет окучить самых клевых людей, которые до сих пор сидят в Clubhouse».
Сейфельмлюков отмечает, что от брендов стали поступать запросы на пакетные размещения сразу на пять-семь комнат. Об этом же говорит Андреев: по его словам, на днях месячный контракт на генеральное спонсорство комнаты Clubhouse Night Show подписал бренд товаров для сна Askona. Шоу ведут сам Андреев, сооснователь Comedy Club Таш Саркисян, автор телеграм-канала «Русскоязычный Clubhouse» Елизавета Кузнецова и ведущая «Орла и решки» и блогер Юлия Коваль. Стоимость контракта Андреев и Кузнецова не раскрыли.
В Askona сумму контракта и гонорары модераторов тоже не раскрыли, но сообщили, что ежедневно ведущий самого интересного эфира Clubhouse будет получать сертификат на 25 000 рублей на товары бренда, а по пятницам автор самого интересного эфира за неделю — сертификат на 250 000 рублей (авторов лучших комнат будут номинировать участники Clubhouse Night Show). Сертификаты на 10 000 рублей каждый выпуск разыгрываются между слушателями Clubhouse Night Show, которые предлагают интересную тему или формат эфира.
«Да, мы видим сейчас отток аудитории из Clubhouse, и это вполне ожидаемо и закономерно, — говорит президент Askona Life Group Роман Ершов. — Однако я не могу сказать, что это негативный сценарий. Да, многие ушли, но осталась как раз та качественная аудитория сегмента «средний» и «средний плюс», на которую Askona сейчас делает большой акцент». По его словам, после пилотного месяца эфиров компания решит, будет ли продолжать эту коллаборацию.
Люди разговорились
Несколько модераторов сообщили Forbes, что активными в Clubhouse продолжают оставаться компании «Мегафон», Альфа-банк, X5 Retail Group, Mail.Ru Group, Тинькофф Банк, «Сбер», «Лаборатория Касперского» и Selectel. В Тинькофф Банке Forbes рассказали, что провели в соцсети отдельные эфиры про инвестиции и маркетинг, интервью с Олегом Тиньковым, серию комнат от «Тинькофф-журнала», а также комнату, в которой объявили финансовые результаты группы за 2020 год. Банк интегрировал в Clubhouse свои речевые технологии Tinkoff Vociekit и ассистента Олега, чтобы он мог в режиме реального времени переводить аудио в текст и модерировать дискуссии.
PR-директор Selectel Камилла Шин рассказала Forbes, что ее компания еженедельно проводит эфиры с приглашенными модераторами — они обходятся ей в 30 000–50 000 рублей. Selectel будет проводить их как минимум до конца марта. «За счет IT-специфики аудитории модераторов мы привлекаем людей, заинтересованных в тестировании наших услуг, и дополнительно продвигаем наше комьюнити в Telegram — как правило, после эфира пара десятков читателей подписывается», — рассказывает Шин.
Павел Гуров уверяет, что активность рекламодателей, несмотря на спад ажиотажа, даже выросла: «Большие бренды долго согласовывали сметы и теперь активнее смотрят на модераторов и заходят в Clubhouse». Его личные доходы в соцсети, с его слов, выросли с 15 000 рублей в неделю в феврале более чем до 50 000 рублей в неделю в марте. Ему вторит модератор Clubhouse Night Show Елизавета Кузнецова: «Бренды не волнуют эти качели трафика. Они оценивают Clubhouse не как место, где можно получить трафик и продать что-то, а как инструмент для проведения конференций, поэтому идут сюда за этим даже активнее, чем на волне хайпа».
Еще во время февральского бума вокруг Clubhouse Кузнецова ушла с работы из «околополитической компании», где занималась пиаром (ранее она была пресс-секретарем «Библиотек востока Москвы», подведомственных мэрии; в Facebook Кузнецовой указано, что также она работала пресс-секретарем в Совете Федерации), завела телеграм-канал «Русскоязычный Clubhouse» и стала модерировать популярные комнаты «Кто такой и зачем нужен. ». По ее словам, за месяц, несмотря на спад ажиотажа, ее заработки возросли «раза в два минимум». «Во-первых, у меня вдвое выросло число подписчиков. А во-вторых, если в то время мне приходили один-два запроса на коммерческие эфиры в неделю, то сейчас восемь-десять. Столько, сколько сейчас, я не зарабатывала никогда», — утверждает она. Текущий доход Кузнецова не раскрывает и уточняет, что, помимо модерации комнат, зарабатывает на рекламе в телеграм-канале.
Интерес бизнеса к соцсети сохраняется потому, что «максимально прогрессивная аудитория тут все же осталась, а она для многих реально важна», резюмирует Ефимов. По его мнению, сейчас соцсеть находится на плато, и несмотря на продолжающееся снижение DAU, вовлеченность пользователей растет. По данным Clubdata, в феврале в дискуссиях участвовали только 4,7% посетителей комнат, а теперь — 10,9%. «Люди разговорились в прямом смысле, и это очень хороший показатель», — добавляет Гуров.
Война за голос
В будущем Clubhouse займет свою нишу и будет выполнять функцию виртуальных пресс-конференций в аудиоформате, считает модератор Сейфельмлюков. «Большие звезды будут собирать большие эфиры. Нишевые знаменитости будут собирать комнаты на пару сотен человек. А маленькие комьюнити будут довольствоваться несколькими десятками слушателей, — прогнозирует он. — Но это совершенно нормально. Такие же цифры мы наблюдаем в русскоязычных сегментах Instagram Live и Twitch». В видении будущего соцсети с ним сходится Андреев: «Как инструмент Clubhouse точно будет жить. Всем нам время от времени необходимо делать конференции, собирать комнаты по интересам — а Clubhouse очень хорошо подходит под эти задачи. Особенно учитывая непростую ситуацию в мире в связи с коронавирусом».
Павел Гуров в прогнозах развития Clubhouse в России проводит аналогию с ростом в США: «Там сервис уже год существует, и мы видим, что он до сих пор растет, просто не так резко, а размазанно по времени. У нас будет так же: закончилась аудитория инноваторов, теперь придет время ранних последователей и раннего большинства».
Основатель ClubData Роман Зарипов предупреждает, что теперь перед площадкой встанет задача удержать аудиторию. Движение в этом направлении уже началось: Clubhouse заявил, что будет привлекать новых звезд на платформу, а также поощрять активных креаторов в рамках программы Clubhouse Creator First. Кроме того, компания назначила глобальным директором по маркетингу бывшего топ-менеджера Netflix Майю Уотсон, которая возглавляла редакцию и издательство, а до этого управляла соцсетями стриминговой платформы.
Риском для Clubhouse может стать запуск функции голосовых чатов для авторов Telegram-каналов. Сейчас в Telegram можно создавать голосовые чаты только внутри групповых чатов, их размер ограничен 5000 участниками. Телеграм-канал «Код Дурова» писал со ссылкой на источник в компании, что мессенджер в ближайшее время запустит голосовые чаты для авторов каналов без лимита на количество слушателей. Об этом же от источника, близкого к мессенджеру, узнал основатель канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов. В Telegram на запрос Forbes не ответили.
Если мессенджер запустит голосовые чаты, то «подпортит перспективы Clubhouse», говорит Ефимов. С ним согласен Ткачук: «Скорее всего, Telegram отъест часть аудитории у Clubhouse. Это простой способ общаться с аудиторией, при этом он практически исключает спонтанность разговора и гостей, которые есть в Сlubhouse». Ткачук в случае запуска голосовых чатов в Telegram намерен проводить онлайн-ивенты в своем канале DNative, а не в Clubhouse — «тут сразу доступ к аудитории есть» (на его телеграм-канал подписаны около 64 000 человек).
Сейфельмлюков прогнозирует, что «фишку» Clubhouse в ближайшее время позаимствуют и запустят не только Telegram, но и Facebook, Instagram, Twitter, «ВКонтакте» и другие платформы. Но они вряд ли станут конкурентами Clubhouse, считает Андреев: «У всех продуктов есть основная функция, ради которой мы их используем: Instagram — под фото, Telegram — под общение и текст, Clubhouse — под аудио». Гуров отмечает, что Clubhouse уже стал «флагманом социального аудио», поэтому пользователи его точно не бросят. «Люди вон поувольнялись с работы, чтобы заниматься только Clubhouse, вокруг соцсети появились новые сервисы, возникла целая новая профессия модераторов комнат, — резюмирует он. — Вся эта инфраструктура абсолютно точно будет долго жить».