ритуал соборование что это
Таинство Соборования в вопросах и ответах
Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.
– Отец Максим, что такое Соборование?
– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.
— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.
— А как нужно готовиться к Соборованию?
— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.
— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?
— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.
– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?
— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.
Общее Соборование: история смещения смысла
В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья.
Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5).
Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи.
Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного
Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного.
В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика.
В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, – факультативно
В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек (естественно, крещенный) без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.
Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний – недопустимо!
Аргументы в пользу того,
что исповедь должна совершаться перед Соборованием
1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием (в случае с Крещением) или совершением таинства Исповеди (во всех остальных случаях). Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; 4: 17).
Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной (здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением – в современности допускаются разные подходы).
Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно (больше года) отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.
2. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования.
«Отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния»
3. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования.
Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди – исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием (или совершается после), то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека.
Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека.
4. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди.
5. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов.
Соборование здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало
Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.
6. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании.
7. Пастырская целесообразность.
Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т.д. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть».
Выводы
Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния.
Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания.
С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад (в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года [29] ), соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве.
[1] Общее Елеосвящение – совершение таинства сразу над несколькими людьми.
[2] Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 80–83.
Далее также будут делаться ссылки на работы преимущественно дореволюционных авторов, поскольку тематика данной статьи рассматривалась в основном именно ими.
[3] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. C. 43.
[4] Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб., 1857. С. 204.
[5] Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. Вып. 14. М., 1897. С. 307–308.
[6] В чинопоследовании исповеди даже в современном Требнике указывается о том, что после исповеди духовник назначает кающемуся «канон», т.е. епитимью.
[7] Goar J. Εὐχολόγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum… P., 1647. – Цит. по: Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89.
[8] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89. В качестве примеров можно привести Оригена (Origenis. In Leviticum homilia II, 4 // PL. B. 12. P. 418–419) и святителя Иоанна Златоуста (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Третья беседа о священстве // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 1. С. 522).
[9] Это происходит, несмотря на не дозволяющие это руководства по совершению Елеосвящения и наставления священноначалия. Одно из последних – постановление Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2012 года, в котором указывается: «Напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании» (Журнал № 130 заседания Священного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года, п. 3 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html.
[10] Из текста «Архиерейской грамоты» священникам. – Цит. по: Архангельский М., протоиерей. О тайне святого елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения от установления сего таинства до издания нынешнего его «Последования», с подробным изъяснением сего последнего. СПб., 1895. С. 83–84.
[11] Коржевский Вадим, иерей. Традиции и заблуждения. Тюмень, 2016. С. 269–270.
[12] В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» указывается: «Больной, принимающий таинство, должен быть приготовленным к принятию его исповедью и затем, по совершении уже Елеосвящения, он обыкновенно причащается Святых Таин» (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 1275). Митрополит Макарий (Булгаков) по поводу исповеди больных перед Соборованием пишет, что «отпущение грехов через таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. C. 474). Ведь больной во время тяжкой болезни «не всегда способен, изнемогая телом и душою, принести истинное совершенное раскаяние в грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; так как некоторые грехи по немощи он может исповедовать не вполне, а другие и вовсе не исповедовать по забвению… то милосердный Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в таинстве Елеосвящения» (Там же. С. 473, 474).
[13] См., например: Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием таинства Крещения // https://azbyka.ru/katehizacija/metodicheskoe-posobie-katexizatoram-dlya-provedeniya-oglasitelnyx-besed.shtml.
[14] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. С. 1037.
[15] Кормчая книга. Гл. 50. СПб., 2004 (Репринт с издания 1650 г.). С. 1160.
[16] Письменная отметка о прохождении ставленнической исповеди входит в обязательный набор ставленнических документов, подаваемых на рассмотрение к правящему епископу.
[17] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.
[18] Требник митрополита Петра (Могилы). Киев, 1996 (Репринтное издание 1646 г.). Л. 446.
[19] О должностях пресвитеров приходских. М., 2004. С. 149.
[20] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 235.
[22] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви. С. 370, 376.
[23] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 236.
[24] Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 411.
[25] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 93.
[26] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.
[28] Отец Михаил рассуждает так вслед за святителем Иоанном Златоустом (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 7. С. 271–273) и блаженным Феофилактом Болгарским. По последнему, свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь нечистую (Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2004. Кн. 1. С. 76).
[30] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 93.
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Соборование – что это за священнодействие и для чего оно необходимо, понимают далеко не все православные, кроме того, некоторые даже и не подозревают, когда оно проводится согласно церковному календарю. Такое незнание не красит обычного гражданина, а для верующего и вовсе считается постыдным. Чтобы заполнить пробелы в образовании и глубже понять истоки возникновения обычая, обратимся к информации ниже.
Что собой представляет обряд в православии
Соборование считается ключевым обрядом в христианской культуре и входит в семерку Великих Таинств. В его процессе происходит очищение от грехов, содеянных человеком, что благотворно сказывается и на здоровье покаявшегося. Для этого нужно посетить любую церковь, пока длится богослужение, и принять в нем непосредственное участие. Пропускать его не рекомендуется, так как, по закону, разрешается участвовать только в одном соборовании, не чаще 1 раза в год.
Обратите внимание! Во время обряда человеку отпускаются не только недавние грехи, но и те деяния, о которых он уже успел позабыть.
История возникновения и толкование елеосвящения
Истоки возникновения соборования лежат в тех далеких временах, когда Иисус Христос еще не был распят и нес свет истины среди обычного народа. Первые известные ритуалы производились при помощи оливкового масла и возложения рук на нуждающегося в очищении человека. Позже масло заменили елеем. К голове человека стали прикладывать не руки, а Евангелие. Елеосвящение означает следующее – на человека снисходит небесная благодать, которая очищает его от грехов и немощи.
Расписание на 2021 год
Несмотря на важность священнодействия, узнать точную дату его проведения заранее не представляется возможным. Это происходит из-за того, что число определяется отдельно в каждой церкви, а руководствуются при этом повелением настоятеля. Настоятели часто не согласовывают между собой подобные решения, что приводит к некоторым трудностям и расхождениям в графиках.
Желательно приходить в близлежащую церковь в период с 11 марта по 19 апреля. В это время проходит Великий пост, в течение которого обычно и проводится соборование.
Как правильно подготовиться
Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. Однако приходить совсем неподготовленным тоже не следует, ведь таинство подразумевает соблюдение ряда условий.
Акафисты
Соборование – не просто комплекс ритуалов, к которым следует подходить, как к рутинной процедуре. В первую очередь, это очищение души, которая должна уверовать в творимое священнодействие. Готовиться к этому, очистив разум от посторонних мыслей, поможет чтение акафистов. Акафисты – специальные церковные песнопения, в которых возносится благодарность ключевым личностям в христианской религии. Перед соборованием рекомендуется читать акафисты:
Исповедь
Несмотря на очищающую силу соборования, рекомендуется заранее исповедаться, убрав с души мучающие вас деяния. Такая подготовка поможет настроиться на нужный лад, оставив на милость Божью лишь неосознанные или забытые прегрешения. Это действо не относится к разряду обязательных, но, по словам церковнослужителей, очень помогает в дальнейших свершениях.
Молитвы
Еще одним инструментом, помогающим подготовиться перед обрядом, считается чтение молитв. Рекомендуется выделять на него хотя бы по 10-15 минут, но каждый день, это лучше, чем молиться весь день исключительно перед соборованием.
Продукты
Ни одно елеосвящение не происходит без использования определенного списка продуктов. В него входят:
Крупа
Понадобится для проведения обряда на дому. Зерном наполняют чашу, в которую будут вставляться зажженные церковные свечи. Крупа символизирует начало новой, чистой жизни, без болезней и прегрешений. По окончании процедуры чистое от воска зерно разрешается использовать для приготовления пищи.
Рафинированное масло
Рафинированное масло используется как в домашних соборованиях, так и в обрядах, производимых в храме. Если дело происходит в храме:
Обратите внимание! Вместо рафинированного масла, можно принести оливковое.
Кагор
Кагор покупается только для соборования на дому, так как у церкви есть свои запасы этого напитка. Вино, наряду с хлебом, считается божественным даром от самого спасителя. Если брать духовную составляющую, то вино интерпретируется, как кровь господня, со всеми вытекающими из этого свойствами. Стакан с вином располагается рядом с сосудом, заполненным крупой, в котором стоят свечки, и стаканом с маслом.
Благотворительность
Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. Отблагодарить церковнослужителя и храм можно при помощи добровольных пожертвований. Сумма пожертвования зависит от возможностей каждой отдельной семьи.
Некоторые храмы, по просьбам прихожан, вывешивают списки с ориентировочными размерами пожертвований для тех или иных обрядов, чтобы желающим было проще ориентироваться. Эти суммы различаются не только от региона к региону, но даже между соседними храмами.
Что взять с собой
При посещении храма для прохождения обряда соборования необходимо иметь с собой:
Остальные вещи вам в храме не понадобятся, так как все необходимое для обряда есть у церковнослужителей.
Одежда
Выбирать наряд для соборования необходимо с умом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время священнодействия. Обращайте внимание на следующие вещи:
Правила поведения во время обряда в храме
Правила поведения во время соборования мало чем отличаются от общих правил поведения в церкви:
Сам ритуал разделен на три действа:
Во время проведения православного таинства постарайтесь не разговаривать без повода и не шуметь. Если у вас возникли какие-то вопросы, культурно обратитесь за подсказкой к соседям или посмотрите на действия окружающих.
При соборовании на дому не стесняйтесь задавать вопросы священнику. Он с радостью прольет свет истины на любое недопонимание и разъяснит смысл того или иного священнодействия.
По времени обряд не имеет каких-либо ограничений, его длительность зависит от количества присутствующих на службе людей.
Ответы на популярные вопросы
Прихожане часто задают священнослужителям одинаковые вопросы, среди которых выделяют следующие:
Принимать пищу перед таинством
Не существует особого регламента принятия пищи, который необходимо соблюдать при соборовании. Ограничения приветствуются только во время Великого поста, в течение которого проводится большинство обрядов в церкви. Если вы попали на такой период времени, воздержитесь от употребления не положенных в пост продуктов. По возможности посещайте обряды голодными, так вы лучше проникнитесь атмосферой смирения.
Перед смертью
Соборование не обязательно проводится только перед смертью. Многие путают его с древним обрядом «последнего помазания», который имеет мало общего с православными обычаями. В основе соборования лежит, в первую очередь, духовное очищение, а уже после него и телесное, идущее как следствие непоколебимой веры. Многие же в наши дни воспринимают его, как медицинскую процедуру, ожидая скорого выздоровления.
Обратите внимание! Священнослужители отмечают, что эффект от обряда тем сильнее, чем праведнее человек жил и чем ревностнее он соблюдал церковные заветы.
Сколько раз в год проводят и можно собороваться
По словам священников, обряд соборования достаточно посещать 1 раз в течение года. Более частое причащение к таинству не принесет дополнительного эффекта, за исключением случаев, когда человек крайне серьезно болен. На дому соборование может проводиться неограниченное количество раз, если найдется священник, согласный на подобное действо. Церкви проводят соборования не чаще 1-2 раз в год, основная масса которых приходится на Великий пост.
Длительность таинств
Многие прихожане, особенно обладающие слабым физическим здоровьем, волнуются о длительности таинства, опасаясь не перенести его от начала и до конца. Точное время указать затруднительно, так как все зависит от количества желающих поучаствовать в данном процессе.
Ориентируйтесь на следующие цифры:
В любом случае, следует запастись терпением, так как процедура не из самых лёгких.
Финансовый вопрос
Как уже упоминалось выше, проведение таинств церковью производится на безвозмездной основе. Священник или храм не могут требовать от вас денег, но вы имеете право отблагодарить духовное лицо за его труд. Размер пожертвования зависит исключительно от вашего благосостояния. Некоторые храмы имеют прейскурант цен, в котором указаны приблизительные цены за ту или иную услугу. Это делается для облегчения процесса внесения пожертвований, чтобы прихожане не отвлекали преподобных отцов одинаковыми вопросами.
На дому
Соборование на дому стоит заказать в том случае, когда нуждающийся сильно болен и не имеет возможности самостоятельно посетить ближайший храм. Такая ситуация может возникнуть по причине:
В остальных случаях желательно посетить церковь, заодно пройдя процедуру исповедания.
Помощь больному человеку
Помощь больному, состояние которого не позволяет пройти обряд самостоятельно, не возбраняется. Помогать может любой родственник или знакомый. Главное, чтобы он осознавал смысл священнодействия и был соответствующе подготовлен. В остальном никаких запретов и ограничений для помощи нет.
Количество помазаний
Некоторых граждан интересует количество помазаний, осуществляемых батюшкой во время проведения таинства. Согласно правилам, святой отец осуществляет семикратное помазание крестным знаменем следующих частей тела:
Что делать с маслом после таинства
Нередко, по окончанию таинства, остаются существенные запасы масла, что делать с которыми не совсем понятно. Священники рекомендуют использовать подобное масло для приготовления пищи, так как это никоим образом не возбраняется и не несет вреда. Часть масла можно оставить и втирать в больные места, не забывая при этом молиться, соблюдая церковные заветы.
При месячных
Соборование женщин, у которых наступили месячные, не желательно, за исключением случаев, когда в округе нет крупных церквей или соборов, а повторной возможности в текущем году может не предоставиться. Рекомендуется заранее обсудить этот момент со священнослужителем или уполномоченным лицом, которое будет проводить обряд. Все будет зависеть от его взгляда на ситуацию и готовности взять на себя ответственность.
Во время Великого поста
Большинство служений в крупных рамах происходит как раз в период Великого поста. В таком случае рекомендуется соблюдать его правила и не употреблять в пищу запрещенные продукты – ни до, ни после таинства.
Стало плохо во время таинства
Причин, по которым становится плохо во время таинства, две:
Первое решается путем выхода из храма на свежий воздух или обращения за помощью в скорую. Вторая причина гораздо сложнее, тут стоит понять причину, не дающую душе обрести должный настрой. Попробуйте успокоиться, осмыслив свое поведение и мотивы посещения собора.
Можно ли брать детей
Детей имеет смысл брать только в том случае, когда их возраст достиг отметки 7 лет и более. Дети моложе указанного возраста не имеют осознанных прегрешений перед Богом и не нуждаются в посещении каких-либо церковных служб, связанных с очищением души.
А что будет с некрещеным
Обряд соборования не возымеет на некрещеного человека никакого эффекта. Он может прийти в храм и отстоять проповедь, но божья благодать на него не сойдет. Существуют слухи о возможности принятия веры после соборования, но это не более чем допущения самих прихожан, а ни один священник на подобную процедуру не согласится.
Нужно ли причащаться
Да, так как соборование не заменяет собой ни исповедь, ни причастие. Если есть возможность причаститься перед соборованием – сделайте это.
При беременности
Беременность не накладывает никаких ограничений на посещение церковных таинств. Единственное, что надо учитывать – физическое состояние женщины и ее способность перенести многочасовую службу.