реставрация фасада исторического здания
Фасады памятников архитектуры: особенности очистки и окраски
Фасады памятников архитектуры: особенности очистки и окраски
Реставрация и ремонт здания снаружи призваны достичь одной и той же цели – привести в порядок внешний вид фасада, да вот только реставрация – процесс более сложный, иногда даже трудновыполнимый, здесь другая технологическая цепочка работ, дополнительные материалы.
Неизменным остается главное правило – гарантия качества окраски фасада зависит от качества подготовки поверхности перед окраской. Подготовка поверхности к окраске включает в себя: удаление грязи, пыли, жира, отслаивающейся краски; удаление высолов, если таковые имеются; заделывание трещин и щелей, штукатурные и шпаклевочные работы; шлифовка поверхности с удалением пыли. Неудаленная шлифовочная пыль существенно сократит срок службы покрытия. До начала выполнения отделочных работ на фасадах необходимо произвести следующее: защитить пленкой (бумагой, пергаментом) полированные цоколи, бронзовые и чугунные детали, скульптуры и другие элементы здания, которые могут быть повреждены во время ремонта. Нужно отремонтировать кровлю и водостоки, гидроизоляцию и полы на балконах, карнизные свесы, водосточные трубы, скрытия выступающих элементов фасада, подоконные сливы, отмостки вокруг здания и прочее; отремонтировать ступени и пожарные лестницы.
Владимир Бубнов, начальник отдела диагностики строительных и конструкций НИИ «Спецпроектреставрация», С.-Петербург, инженер-технолог-реставратор высшей категории: «Подход к реставрации фасадов, как памятников архитектуры, так и обычных зданий, по поему мнению, должен быть одинаковым, ведь мы хотим видеть наши города красивыми и привлекательными. Во времена Советского Союза ремонт фасадов проводился регулярно, без проведения каких-либо обследований, и состоял в том, что проводилась расчистка фасада в местах отслоения краски или штукатурного покрытия. Далее восполнялись утраты штукатурного слоя сложными штукатурными растворами, поставлявшимися в растворных узлах, а именно составами в соотношении цемент/ известь/ наполнитель как 1 к 3, к.2.5-3. Для штукатурки использовался раствор с крупным, до 1.5-2 мм, наполнителем, накрывка с наполнителем до 1мм. Сложные растворы, особенно если они при ремонтах уложены на традиционную штукатурную отделку памятников, а именно, известково-песчаную штукатурку, вызывают «запаривание» оригинальных растворов, их разрушение. Кроме того, на фасадах при их ремонте или реставрации использовались и растворы других составов – гипсовые, известково-гипсовые. Поверхность шпаклевалась и окрашивалась, в основном краской на полихлорвиниловом связующем. Последующие ремонты представляли собой удаление участков с разрушением, повторное шпаклевание и окраску. При исследовании состояния отделки фасадов нами находилось до 45 шпаклевочных и красочных слоев, которые необходимо убирать при проведении реставрационных работ».
Качество окраски фасада во многом зависит от подготовки основания Владимир Бубнов также считает, что качество окраски фасада во многом зависит от тщательности подготовки основания, поэтому при проведении расчистки поверхности штукатурного слоя рекомендует поэтапно следующие операции: полное удаление цемент-содержащего штукатурного слоя и тонких обмазок поверхности известкового раствора цементными составами. Рекомендует удаление всех вставок на растворах, не соответствующих по составу вяжущего оригинальному известково-песчаному раствору, удаление окрасочных слоев на синтетическом связующем с поверхности сохраняемого известкового раствора, положенного по кирпичной кладке, удаление деструктированных и слабо держащихся окрасочных слоев на поверхности штукатурного раствора на основе извести. Рекомендует удаление деструктированного ремонтного или оригинального строительного раствора на основе извести до плотных слоев известковой штукатурки или кирпичного основания, удаление тонкого слоя «железнения» на плоских участках фасада, выполненного цементными растворами. Далее проводится воссоздание штукатурного слоя известково-песчаным раствором. При разработке технологических методик реставрации следует учитывать, что часто на фасадах исторических зданий имеется значительный объем оригинальных и исторически достоверных материалов, поэтому схема реставрационного вмешательства должна иметь своей целью не только улучшение условий существования отделки и декора, но и минимизацию вмешательства как такового.
Долговечность применяемых материалов должна быть подтверждена лабораторными испытаниями Владимир Бубнов, начальник отдела диагностики строительных материалов и конструкций НИИ «Спецпроектреставрация», С.-Петербург, инженер-технолог-реставратор высшей категории:«Удалению подлежат только та деструктивная штукатурка или тот перекристаллизованный гипс, восстановление прочности которых технически невозможно. При возникновении опасности повреждения оригинальных слоев в процессе удаления поздних наслоений от расчистки поверхности следует воздержаться, применив более щадящие методы. Недопустимо использовать замену оригинальных материалов на современные исключительно с целью увеличения показателя долговечности. Удаление с плоскостей фасадов оригинальных и исторически достоверных элементов (либо их частей) и материалов допустимо лишь в том случае, если восстановление их невозможно. В связи с неизбежностью утраты при производстве работ части отделки, дефектных фрагментов и инородных слоев возникает необходимость частичного воссоздания. Материалы, используемые для решения этой задачи, должны быть не только технически совместимы с сохраняемыми материалами (то есть не создавать условий для разрушения последних), но их тип должен соответствовать исторически достоверным материалам».
Все применяемые материалы для ремонта фасада должны быть совместимы с сохраняемыми материалами по своим физико-механическим характеристикам, работать с ними в единой системе, не провоцируя появления и развития дефектов. Долговечность всех применяемых материалов должна быть подтверждена соответствующими лабораторными испытаниями и практикой применения. Окраска проводится либо красками на основе исторического связующего – известковыми, либо на силикатном связующем. Сергей Шибаев, руководитель технологического отдела компании Remmers: «Что касается реставрации объектов культурного наследия, в особенности при финишном окрашивании, необходимо учитывать две противоположные тенденции. С одной стороны, памятник культуры нужно рассматривать как исторический документ и наследие прошлых веков, с другой, необходимо обновить и вернуть объект к состоянию, которое он имел в исторический момент, создать иллюзию так называемого «эффекта присутствия», не переходя за грань фальсификации. Одной из отличительных особенностей материалов нашей компании, применяемых для реставрации, является возможность восстановить утраты кирпичной кладки, облицовки натуральным камнем и исторических штукатурок специальными реставрационными растворами, которые практически полностью воспроизводят цвет, фактуру и механические свойства, ремонтируемых материалов. А в случаях, где места ремонта выделяются из-за небольшого несовпадения цвета, разработаны полупрозрачные лессирующие покрытия, Remmers Historic-Lazur и Remmers Historic-Schlammlasur. Поверхность, окрашенная этими материалами, имеет вид и фактуру натурального камня, и при этом нивелируются следы ремонта».
Москва – музей-заповедник «Царицыно»,Ленинградская область – Балтийский вокзал и Петродворец,Иркутск – Кафедральный казанский собор,Сергиев Посад – Свято-Троицкая Сергиева лавра– это лишь малая часть исторических объектов, от реставрированных красками Remmers. Десятки зданий и сооружений по всей России: монастыри, вокзалы, церкви и т.д.Для финишной отделки фасада, как обычных, так и памятников истории, к примеру, эта компания с успехом применяет окрасочные покрытия на силиконовой, акриловой, силикатной и известковой основах.
Владимир Бубнов, начальник отдела диагностики строительных материалов и конструкций НИИ «Спецпроектреставрация», С.-Петербург, инженер-технолог-реставратор высшей категории:«Принципы выполнения работ по реставрации определяется «Сводом реставрационных правил», также документом, который называется «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения». СРП-2007. Фасадные краски для реставрации выпускаются в основном на 4-х связующих – известковое, силикатное, силиконовое и акрилатное, либо комбинация связующих. Также в реставрации используются краски с малым снижением паропроницаемости штукатурного слоя, по снижению паропроницаемости краски характеризуется следующим образом: известковая – на 10-12%, силикатная – на 12-15%, силиконовая – до 40-50%, акрилатная до 55-60%».Наиболее практичные в эксплуатации силиконовые краски для реставрации характеризуются долговечностью и прекрасной воздухопроницаемостью. Образуемая ими пленка не вызывает поверхностных напряжений на основании, что особенно важно при окраске оштукатуренных стен. Акриловые краски образуют водоотталкивающую высокоэластичную пленку, имеющую, тем не менее, высокий коэффициент паропропускания. Акриловые покрытия прочные, долговечные, атмосферостойкие, стойкие к УФ-излучению, с отличными экологическими характеристиками. Обладают хорошей водостойкостью и адгезией. Известковые краски применяются, как правило, для окрашивания минеральных поверхностей или поверхностей, ранее покрытых этими же материалами и используются, в основном, при реставрации и ремонте зданий старой постройки и исторически значимых объектов. Покрытия на силикатной основе в процессе высыхания и химической реакции соединяются с минеральным основанием, в результате которого буквально «срастаются» с большинством минеральных поверхностей, образуя прочные физико-химические связи. Силикатные краски относятся к наиболее открытым для диффузии видам красок и имеют хорошие гидрофобизирующие свойства.Акриловые краски образуют водоотталкивающую высокоэластичную пленку Важным свойством силикатных красок является то, что они не поддерживают развитие микроорганизмов и поэтому не требуют специальных антисептических добавок.Андрей Погребнов, начальник технологического отдела компании Remmers:«Нашей компанией производится широкая линейка фасадных красок на основе силиконовой смолы, наиболее применяемые их которых: Remmers Siliconharz Füllfarbe – «настоящая» краска с кварцитовым наполнителем с возможностью перекрывания трещин. А также Remmers Siliconharzfarbe LA – фасадная краска с фунгициднымии и альгицидными свойствами. Эти материалы идеально подходят для минеральных поверхностей на основе известковых материалов, и к тому же не поддерживают развитие микроорганизмов. С их помощью можно перекрашивать основания, ранее покрытые как минеральными, так и акриловыми красками. Одной из производимых нашей компанией красок на акриловой основе является Remmers Betonacryl – высококачественная эластичная краска для фасада на основе чистого акрилата. Покрытие на основе этого материала обладает высокой укрывистостью, обеспечивает перекрытие «волосяных» трещин в основании и обладает широкими возможностями в применении.Отличительной особенностью этой краски является способность замедления процесса карбонизации бетона, которая позволяет сохранять прочностные характеристики бетона, в особенности железобетона. Из окрасочных материалов на известковой основе компании Remmers можно выделить два основных: Remmers Historic Kalkfarbe – высококачественное минеральное покрытие с тонкозернистой структурой, соответствующая требованиям Венецианской хартии. Из практики применения покрытий на силикатной основе выделяется система: Remmers Silikat Grundierung D – материал для подготовки основания, в качестве гидрофобного и укрепляющего комплекса под финишную окраску. Remmers Silikatfarbe D – однокомпонентная дисперсионно-силикатная краска, предназначенная для выполнения финишного покрытия на большинстве видов штукатурок, силикатном кирпиче и бетоне. Особенность этой системы в том, что кроме окрашивания нового фасада она предназначена и для обновления старых покрытий, выполненных силикатными и известковыми красками. Благодаря высокой паропроницаемости, силикатными красками часто окрашивают здания старой постройки, стены которых подвержены периодическому увлажнению».Согласно правилам, проведение ремонта, переоборудование и окраску фасадов рекомендуется производить при положительной среднесуточной температуре воздуха не ниже +8°С. Работы по окраске фасадов производятся на основе общих правил выполнения малярных работ. Торцы домов, просматриваемые с улицы, стены и перекрытия арочных проездов полностью окрашиваются в цвет лицевого фасада. При окраске фасадов запрещается: окраска фасадов до восстановления разрушенных или поврежденных архитектурных деталей; окраска фасадов, архитектурных деталей и цоколей, выполненных из натурального камня, терразитовой штукатурки, а также облицованных керамической плиткой; окраска дверей и оконных заполнений, выполненных из дуба и других ценных пород дерева; частичная окраска фасадов. Для долговечной эксплуатации фасада недостаточно нанесения только финишного покрытия, специалисты рекомендуют произвести анализ состояния основания и при необходимости произвести т.н. «скрытые работы» по лечению, поскольку именно подготовка основания и определяет сроки эксплуатации финишного покрытия.
После обследования состояния колонн, был составлен технологический регламент: «С достаточно сложным случаем мы столкнулись при реставрации колонн Большого театра в Москве, которые были выполнены из древнейшего строительного материала – известняка и песчаника. При анализе химических проб колонн, была выявлена большая концентрация солей, которые проявлялись на поверхности в виде пятен, так называемых высолов. Финишное окрашивание таких участков лишь на время могло скрыть неблагоприятный вид. Впоследствии действие солей обязательно бы проявилось, сведя на нет все реставрационные работы. Поэтому после обследования состояния колонн, был составлен технологический регламент, согласно которому сначала было проведено обессоливание колонн, для чего накладывали в виде компрессов материал Remmers Entsalzungkompresse. Потом восстановили утраты в песчанике и известняке, из которых изготовлены колонны, и провели гидрофобизацию основания, применив бесцветную гидрофобизирующую пропитку. После этого снижено гигроскопическое набухание и проведено финишное окрашивание самих колонн материалом Remmers Siliconharzfarbe LA. Также с помощью материалов и технологий Remmers были отреставрированы интересные и значимые объекты в Екатеринбурге: Старый железнодорожный вокзал и Дом Севастьянова».
Владимир Бубнов со своей стороны среди сложных объектов отмечает здание Сената и Екатерининский дворец в С.-Петербурге, где работы еще будут продолжены.
Современному строителю известно множество типов и производителей фасадных красок, различающихся как по свойствам и химическому составу, так и по цене, важно выбрать качественный продукт, который будет соответствовать тем материалам, которыми был окрашен фасад. Также основное требование при проведении реставрации — фасадов- это выполнение работ по рекомендациям технологов-реставраторов, с соблюдением всех технологических процессов применения материалов. Не должно быть даже незначительных изменений в технологии, поэтому что таковые могут привести к утрате исторического материала или, чаще всего, к утверждению, что материал плохой или технология не подходит.
Редкий вид: пять примеров реставрации исторических зданий в Москве
Сохранение исторического наследия — один из основополагающих принципов градостроительной политики. Москва — не исключение, хотя скандалы из-за сноса исторических зданий в столице разгораются регулярно. Частные инвесторы вкладывают большие деньги в реставрацию объектов-памятников и приспособление их под современные потребности. Чаще всего в рамках таких проектах в центре города возводится элитное жилье, что существенно повышает капитализацию объектов.
Рассказываем, какие проекты появляются после реконструкции исторических зданий в центре Москвы.
Дом Наркомфина
Один из новых примеров — дом Наркомфина на Новинском бульваре, знаменитый памятник конструктивизма, реконструкция которого завершена в этом году. Здание было построено по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса в 1928–1930-х годах. Экспериментальный дом для работников Народного комиссариата финансов СССР возводился с применением новых на тот момент технологий. Это был первый в СССР жилой дом на каркасе из железобетона.
За почти вековое существование дома Наркомфина в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. В 2004 году Всемирный фонд памятников включил дом-коммуну в список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения. Здание многие годы находилось в плачевном состоянии, к реставрации объекта не могут приступить из-за множества собственников. После консолидации прав собственности в руках единого юрлица в 2016 году был разработан проект реставрации. Главным архитектором проекта стал внук архитектора Моисея Гинзбурга — Алексей Гинзбург.
После реконструкции историческое здание стало элитным жилым комплексом на 44 двухуровневые квартиры с высотой потолков 7 м. В здании сохранена оригинальная планировка с коридорной системой. На придомовой территории появится благоустроенный сад, на крыше дома — зона отдыха для жильцов.
«Театральный Дом»
В результате реставрации исторического здания на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и Хлебного переулков появился элитный комплекс «Театральный Дом». Здание в стиле неоклассицизма было построено по проекту архитектора Н. Д. Струкова. В 1897 году в доме располагался театр Немчинова, с 1905 года помещение в нем арендовал Константин Станиславский для своей театральной студии. Позже — в советское время — тут были жилые и административные помещения.
Главные фасады комплекса воссозданы в первоначальном виде, восстановлены декоративные элементы и карнизы, стены во внутреннем дворе декорированы панно в стиле ар-нуво эпохи русского модерна. Подъезды украшают репродукции театральных афиш и копии картин ярких представителей стиля модерн в искусстве — Альфонса Мухи и Эдгара Дега. В оформлении входных групп использованы люстры из богемского стекла, дубовые двери с витражным остеклением. Всего в элитном комплексе 129 апартаментов, на верхних этажах они имеют собственные террасы.
Шереметьевское подворье
В Шереметьевском подворье на Никольской улице рядом к Кремлем в результате реставрации памятника культурного наследия появился комплекс с апартаментами премиум-класса St.Nickolas. Пятиэтажное здание было построено в конце XIX века по заказу графа Сергея Шереметева известным архитектором Александром Мейснером как доходный дом.
Проект реновации разработало архбюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». В здании по оригинальным образцам восстановлены фасады, лепные элементы и утраченные архитектурные детали, также отреставрированы парадные лестницы, несущие стены и своды Монье, оконные проемы, кирпичная кладка и колонны. В результате в комплексе разместился 41 апартамент.
Дом со львами
Не все исторические объекты в результате реставрации переделывают в жилье. Так, известный дом со львами на Пятницкой — особняк усадьбы фон Рекк — был реконструирован на средства федерального бюджета. В 2012 году памятник культуры федерального значения был передан Министерству энергетики России. В 2017 году по итогам голосования москвичей на сайте «Активный гражданин» объект был признан лучшим из проектов реставрации в столице.
Особняк был построен в 1897 году по проекту архитектора Сергея Шервуда. Заказчиком выступила Вильгельмина Рекк — жена главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. Это здание украшено лепниной, монументальным портиком, колоннами и парадным окном с двумя кариатидами. В левой его части — башня восьмиугольной формы с круглыми окнами и чешуйчатым куполом. Внутри здания воссоздано несколько парадных залов — зеркальный, мавританский, барочный, музыкальный, проходной. В результате реставрации особняка была восстановлена лепнина, в здании обновлены окна, двери и паркет, гипсовый декор с золочением и серебрением, а также росписи под куполом в одном из парадных залов.
Реконструкция здания ГЭС-2
Помимо жилых исторических зданий, в Москве реконструируют и знаковые промышленные объекты, приспосабливая их под современное использование. В этом году в центре Москвы на Болотной площади в здании бывшей ГЭС-2 должна закончиться реконструкция — здесь появится Центр современного искусства. Концепцию реконструкции промобъекта разработало архбюро Renzo Piano Building Workshop по заказу фонда V–A–C.
После реконструкции площадь здания составит более 40 тыс. кв. м, выставочные залы займут около 17 тыс. кв. м, также здесь предусмотрены концертные и театральные залы, библиотека, кафе и рестораны. Комплекс будет состоять из пяти частей: фронтальное и основное здания, правый и левый ризалиты и актовый зал. В подвальном этаже разместят выставочные пространства с естественным освещением и мастерские художественного производства «Своды». Помимо выставок, в бывшей ГЭС будут проходить лекции, концерты, театрализованные постановки и кинопоказы.
Сергей Собянин: Московская программа реставрации — одна из крупнейших в мире
Москва продолжает реализацию крупнейшей в мире программы реставрации и возрождения памятников архитектуры и других объектов культурного наследия. В 2020 году работы велись на 525 объектах, на 124 из них реставрация была завершена. Таковы итоги года в области сохранения исторического и культурного наследия, которые рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы под руководством Сергея Собянина.
Столичные памятники реставрируют за счет средств городского бюджета (35 объектов в 2020 году), федерального бюджета — Министерства иностранных дел России, Министерства культуры России и других федеральных органов исполнительной власти (27 объектов), частных инвесторов и меценатов (62 объекта — 50 процентов от общего числа).
В некоторых случаях реставрационным работам предшествуют противоаварийные — они направлены на улучшение тяжелого состояния объектов и их подготовку к дальнейшей реставрации. В 2020 году такие работы были проведены на 14 памятниках истории и культуры, а за последние три года было спасено больше объектов, чем за предыдущие семь лет (51 и 48 объектов соответственно). Каждый памятник, требующий противоаварийных работ, находится на особом контроле.
Всего за последние 10 лет в Москве отреставрировано 1578 объектов культурного наследия (в том числе 30 объектов — с начала 2021 года). В результате число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 2010 года в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 95 процентов.
В числе знаковых объектов, реставрация которых была завершена в 2020 году, следующие:
— Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, дом 51);
— кинотеатр «Художественный» (Арбатская площадь, дом 14, строение 1);
— жилой дом Наркомфина, 1928–1930 годы (Новинский бульвар, дом 25, корпус 1);
— дом Орлова-Денисова (улица Большая Лубянка, дом 14, строение 3);
— доходный дом купца В.Е. Быкова (2-я Брестская улица, дом 19/18, строение 1).
Что отреставрируют в 2021 году
Ожидается, что этот год станет не менее успешным по числу реставрированных памятников архитектуры. Завершить работы планируется примерно на 100 объектах. Среди знаковых памятников, реставрация которых будет проходить в 2021 году, следующие:
— флигель городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова, первая четверть ХIХ века, 1881 год, архитектор П.А. Виноградов (улица Большая Ордынка, дом 61, строение 2);
— ГЭС-2 (Болотная набережная, дом 15, корпус 1), которая станет новым культурным пространством в центре Москвы;
— гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых, 1903 год (Староконюшенный переулок, дом 18);
— товарищество «Эйнем», конец XIX века — городская усадьба, конец XVII — середина XIX века (Софийская набережная, дом 6, строение 1);
— городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых (Болотная площадь, дом 14, строения 1 и 14), в том числе фрагмент ограды со скульптурой «Рабочие» — две фигуры на пилонах ворот, 1880-е годы;
— комплекс зданий Мариинского женского училища (городская усадьба Еропкиных, Зубовых, Дурасовых) — жилой дом с квартирами классных дам и смотрителя Мариинского женского училища (Софийская набережная, дом 10, строение 4);
— городская усадьба Соколовых-Сибиряковых (Вознесенский переулок, дом 11, строение 3);
— западный флигель и южный служебный корпус усадьбы Воронцово (Воронцовский парк, дома 6 и 8);
— павильоны ВДНХ: № 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР), № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры») и ряд других;
— главный дом усадьбы Измалково, XIX век (поселение Внуковское, поселок Переделкино, дом 1б/н, строение 1);
— храм Святителя Николая Чудотворца на Трех Горах (Нововаганьковский переулок, дом 9, строение 1);
— Яузская городская больница, вторая половина ХIX — начало XX века (Яузская улица, дом 116, строение 1);
— Политехнический музей (Новая площадь, дом 3/4);
— жилой дом Абрикосовых (Малая Красносельская улица, дом 7, строение 31) — кондитерская фабрика «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей»;
— воспитательный дом, 1764–1770 годы, архитектор К.И. Бланк (Китайгородский проезд, дом 9, строения 1, 4, 11, 12).
Программа «1 рубль за 1 квадратный метр»
Программа Правительства Москвы по реставрации аварийных памятников архитектуры «1 рубль за квадратный метр» действует с 2012 года.
В аренду передано 24 аварийных памятника архитектуры. Завершена комплексная реставрация 20 зданий, в том числе в 2021 году был восстановлен жилой дом Наумовых-Волконских на Пречистенке, дом 36, строение 2.
Сейчас продолжаются работы на четырех памятниках.
Новая жизнь ВДНХ
Крупнейшей реставрационной площадкой Москвы в последние годы является Выставка достижений народного хозяйства.
За семь лет проведены масштабные работы по реставрации и благоустройству территории ВДНХ. На 23 объектах завершена комплексная реставрация. В частности, в 2020 году были закончены работы по ремонту павильона № 29 «Цветоводство и озеленение», а также выполнен значительный объем работ по реставрации и приспособлению к современному использованию с завершением в 2021 году следующих павильонов: № 1 «Центральный», № 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР), № 6 «Химия» (бывший Литовской ССР), переданный сейчас Республике Абхазия, № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 26 «Транспорт СССР» (бывший «Земледелие»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры»).
На 23 объектах культурного наследия ВДНХ работы продолжаются. В ближайшие годы планируется завершить реставрацию павильонов № 2 «Народное образование» (бывший «Северный Кавказ»), № 4 «Биология» (бывший Эстонской ССР), переданный сейчас Киргизской Республике, № 8 «Юные натуралисты», № 35 «Главтабак», № 59 «Зерно» (бывший Московской области), № 64 «Оптика» (бывший Ленинграда и Северо-Запада РСФСР), № 66 «Советская культура» (бывший Узбекской ССР), переданный сейчас Республике Узбекистан, кафе «Лето» (бывшая «Чайная») и другие.
Археология Москвы
Сохранение наследия — это не только реставрация памятников архитектуры, но и большая работа, связанная с археологическими исследованиями. В 2020 году столичные археологи нашли свыше 15 тысяч всевозможных артефактов: кладов, фрагментов древней керамики, предметов быта и детских игрушек.
Среди них монета Золотой Орды конца XIV — первой половины XV века, фарфоровая посуда и парфюмерные флаконы XIX — начала XX века, фрагменты глиняных игрушек XIX века. Было отреставрировано несколько уникальных предметов: кожаная женская туфелька с резным орнаментом первой половиной XIX века и несгораемый сейф московской фирмы «Меллер».
Также был музеефицирован колодец — часть инженерной конструкции Мытищинского водопровода второй очереди 1830 года (вблизи Ростокинского акведука).
Профессия — реставратор
В 2020 году три специалиста были удостоены звания «Почетный реставратор города Москвы».
По традиции в конце года, 14 декабря 2020 года, состоялась церемония награждения лауреатов конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация». Победителями стали 25 специалистов и организаций, участвовавших в реставрации 13 объектов культурного наследия.
Несмотря на пандемию COVID-19, в 2020 году в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 продолжила работать в дистанционном формате «Школа реставратора» для учащихся 7–11 классов.
Были проведены четыре тематических онлайн-марафона, приуроченные к Дням наследия, Дню археолога и новогодним праздникам (187 тысяч просмотров на YouTube-канале и в социальных сетях), 56 онлайн-экскурсий и виртуальных туров, более 100 лекций, два краеведческих диктанта, четыре практических семинара, молодежный форум «Наследие» и конкурс детского рисунка «Наследие моего района».
В рамках проекта «Дни наследия. Районы» после снятия ограничений состоялось 382 экскурсии, 18 лекций и 10 волонтерских акций.
Волонтеры и общественные организации
В 2020 году было организовано проведение восьми волонтерских мемориально-патронатных акций по уходу за произведениями монументальной скульптуры, увековечивающими память о событиях и героях Великой Отечественной войны.
Совместно с проектом «Усадебные волонтеры» проведено семь выездов по уборке территорий усадеб города Москвы, в том числе по уходу за белокаменными цоколями дворца Дурасовых (Люблино) и Конного двора (Кузьминки).
Также состоялись волонтерские акции по уходу за художественными надгробиями Введенского кладбища и уборке территорий Донского, Химкинского и Котляковского кладбищ.
Важной тенденцией последних лет стало взаимодействие с Российской ассоциацией реставраторов. При ее поддержке стало возможным проведение точечных работ, например по возвращению исторического облика скульптуре «Рабочий» на здании гостиницы «Пекин» (1956 год, архитектор Д.Н. Чечулин. Большая Садовая улица, дом 5).