ребенок истерит на полу

Ребенок истерит по любому поводу

После долгих лет практики, я убедилась в том, что научиться успешно останавливать детские истерики можно, если понимать механизм их возникновения. Так что в этой статье вы узнаете все важные моменты:

что такое истерика и почему она возникает

ошибочные теории возникновений истерик

реальные причины истерик

какие бывают виды истерик и как на них реагировать

Что такое истерика и почему она возникает?

Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень огорчения и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гипертрофированное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного.

Почему истерики закрепляются и их количество увеличивается как снежный ком? Мое мнение: родители не умеют различать истерики и правильно реагировать на причину, которая ее вызывает. Более того, в сфере воспитания рождаются целые мифы про причины истерик. Пришло время разобрать и опровергнуть самые распространенные из них!

ОШИБОЧНЫЕ ТЕОРИИ ИСТЕРИК

Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:

Потакание

Пристыживание

Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом. Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план. Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы “Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…” только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей.

Наказание

Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его “обуздать” и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на “месть” родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка.

Игнорирование

Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.

Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.

Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.

Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать!

Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!

Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:

почему ребенок ведет себя плохо

какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе

как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;

как научить ребенка общаться без истерик

Источник

12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

В инстаграм-аккаунте ФрутоНяни @frutonyanya_official родители могут обсудить со специалистами волнующие их темы. В этом материале мы собрали ответы на вопросы, которые давала детский и подростковый психолог Елена Михайловна Кравцова во время большого прямого эфира. Надеемся, они помогут вам понять, как поступать в той или иной ситуации и реже теряться.

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Что такое детские капризы и какова их природа?

Это вопрос, на который нет энциклопедического ответа. Все взрослые вкладывают в это слово разные смыслы. По сути, родители чаще сталкиваются с бурной эмоциональной реакцией ребёнка на какие-то нежелательные для него события, называя это нытьём, истериками, капризами, что таковым на самом деле не является. Малыш ещё не умеет другими способами выражать свои желания и ощущения. Многое зависит и от темперамента ребёнка: если он легко возбуждается, ему трудно остановиться, то кричать, драться, плакать и топать ногами он будет чаще сверстников. И это вовсе не значит, что ребёнок плохо воспитан — просто процессы саморегуляции в нём ещё не созрели. И это, конечно, требует большого терпения от родителей.

Что может спровоцировать капризы и нытьё?

Существует ли классификация причин?

Вот ситуация на примере детской песочницы. К ребёнку подходит другой малыш и забирает лопаточку. Реакция может быть очень разной: один будет кричать, плакать, прятаться за маму, а другой всем видом покажет, что не очень-то и хотелось и начнёт играть с чем-то другим. Так что это — исключительно индивидуальные реакции и единую классификацию составить невозможно. Каждый родитель может выявить причины для своего ребёнка, и то не факт, что он угадает. Потому что бурные эмоциональные реакции возникают по совокупности причин, а не потому, что одна конкретная вещь раздражает ребёнка. Ребёнок устал, хочет спать, при этом ему не разрешили сделать что-то интересное – он начинает плакать и капризничать. А в другом настроении он может спокойно отнестись к запрету.

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Представьте: вы приходите в поликлинику, перед кабинетом очередь, а малыш не хочет тихонько сидеть в уголочке и «делать человечков из желудей». Он хочет бегать. И ограничивать физическую активность ребёнка в этом случае нельзя, потому что это может спровоцировать истерику. Просто встаньте и подвигайтесь вместе с ребёнком.

Можно ли потакать капризам?

Как родителю поступать, если ребёнок начинает капризничать?

Рассмотрим ещё один пример: малыш говорит, что не хочет домой, а хочет ещё погулять. И как быть: сделать то, что хочет ребёнок или мягко подвести к вашему решению? Вот для такой ситуации уже есть некоторые универсальные правила. За распорядок дня, выполнение режимных моментов, количество просмотренных мультиков и тому подобное отвечает взрослый. Ребёнок это не в состоянии контролировать. Что делать? Предупреждать ребёнка заранее: «Через пять минут уходим», «Это — последняя серия. Через пять минут выключаем мультики».

Важно не отменять важный запрет из-за эмоциональной реакции ребёнка, иначе у ребёнка сформируется привычка отвечать слезами на ваши ограничения. А если ребёнок старше 4 лет ложится на пол и начинает кричать, то это уже говорит об ошибках в воспитании или неврологических особенностях, и пора обратиться за консультацией к психологу и неврологу.

Стоит ли родителям до конца стоять на своём?

Договориться с маленьким ребёнком до трёх лет практически невозможно. Дети — ситуативны. У ребёнка сильнее всего сиюминутное «хочу». Поэтому, если вы уверены в правильности своего запрета, то не отменяйте его, даже если ребёнок кричит и топает ногами.

Включайте родительскую хитрость, когда можно переключить внимание ребёнка на другую деятельность: уложить мишку спать, вызвать ребёнка на разговор и обсудить мультфильм.

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Как реагировать на истерику?

Самое правильное — временно прекратить взаимодействие с ребёнком. Но если малыш бежит за вами, вцепился в ногу, то не отталкивайте, а дайте ему возможность успокоиться. После — пожалейте его, обнимите, скажите, что вы его любите и очень рады, что он перестал кричать.

Если вы идете в какое-то место, где от ребёнка требуется хорошее поведение, заранее продумайте, что вам в этом поможет (книжки и игрушки, интересные для малыша вещи, перекус, возможность иногда вставать с места и так далее).

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Всегда ли небольшой каприз перерастает в истерику?

Универсального ответа на это нет. Скорее нет, то есть не каждый каприз перерастёт в истерику. Иногда нытьё – это привычный способ общения со взрослыми, но малыш не так уж и расстроен. К тому же, взрослея, дети понимают, где можно, а где нельзя предъявлять требования и капризничать.

В каком возрасте может возникнуть первый каприз?

Важно понимать, что если малыш до года плачет и кричит, то это не капризы. Значит, что-то пошло не так, малыш испытывает дискомфорт и важно ответить на его потребность. После года и до 6-7 лет развивается способность ребёнка к саморегуляции, то есть он учится понимать и сдерживать собственные эмоции. Особенно много капризов бывает у детей, которые ещё не умеют говорить – они не способны выразить словами свои желания и огорчения.

Можно ли на раннем возрастном этапе предугадать темперамент и характер ребенка?

Темперамент — это врождённая характеристика. Ребёнок может только научиться контролировать своё поведение. А характер формируется на основе темперамента, связан с условиями воспитания, проживания, моделями поведения в семье. Какие-то прогнозы делать можно, но это очень большой процесс.

Ребёнок бьётся головой об стену, бьёт родителей. Как быть?

Самая большая неприятность для ребёнка — игнорирование. Как бы вам ни было больно слышать, как ребёнок стучит головой, не поддавайтесь. Если это возможно – отвлеките его интересным делом. Но никак не акцентируйте внимание на его поведении. Если переключить не вышло – просто переждите.

Как научить малыша и ребёнка постарше иначе выражать свои эмоции?

Во-первых, проговаривать вслух его и свои эмоции, и позитивные и негативные. Во-вторых, важно быть для малыша примером сдержанного и конструктивного поведения. В-третьих, в развитии эмоционального интеллекта детям 3-4 лет помогают игры с плюшевыми игрушками, когда вы разыгрываете разные сценки: например, медвежонок и зайчонок поссорились, зайчонок дерётся, ему говорят: «Не дерись!». Медвежонок всё понимает и прощает зайчика за его реакцию, а зайчонок больше не дерётся. Не обязательно делать из этого поучительные выводы: «Вот и ты себя так веди». Детская психика очень легко присваивает схемы, которые с ними проигрывают, но это имеет накопительный эффект. Так что запаситесь терпением, позитивным настроем и ребёнок обязательно научится.

В этой статье мы писали о том, что такое эмоциональный интеллект и как развить его у ребёнка.

Что рекомендуют для эмоциональных детей?

Попробуйте завести дома какую-нибудь подушку-злюшку и сказать ребёнку, что в неё можно кричать, колотить её, когда ты сердишься. Можно учить ребёнка в те моменты, когда он сердится, топать ногами, кричать, мычать. Ваша задача показать ребёнку, что злиться, плакать и протестовать — это нормально. А наносить кому-то вред — нельзя. Плохо, когда ребёнка заставляют терпеть, не дают плакать и проживать свои эмоции.

Как реагировать на капризы старшего ребёнка, вызванные ревностью к младшему?

— Почему вы его кормите ложкой, а меня нет. Я тоже хочу!

В такой ситуации речь идёт не о капризах. Это называется регрессией. Это — нормативное явление, когда старший ребёнок видит, что все крутятся вокруг малыша и ему хочется тоже оказаться в центре внимания. Гораздо эффективнее не объяснять ребёнку, что он уже большой, а наоборот, потакать его желанию.

Скажите: «Ты мой маленький, давай я тебя покормлю с ложечки». Покормите. Купите соску, если ребёнок просит. Ребёнку очень быстро это надоест. Поиграли и хватит. Часто условия для ревности создают сами родители, отменяя детство старшего, потому что родился младший. Важно не только уделять всем детям равное количество внимания, но и разрешать старшему оставаться ребёнком.

Источник

Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полуСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полуВо время истерики:

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Источник

Детские истерики

Почему возникают истерики у ребенка, как на это реагировать и как их избежать.

На пути к взрослению

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Причины истерик у детей

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

Темперамент и его влияние на истерики у детей

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Выделяют несколько типов темперамента, каждый со своим набором характеристик, определяющих модель поведения. По ним нетрудно выяснить, к какому типу относится нервная система ребенка и исходя из этого уменьшить количество стресса в его жизни и помочь ему легче адаптироваться к жизненным ситуациям.

Поговорим об основных типах нервных систем и о том, как родителям избегать истерик у детей.

1) При сильном уравновешенном подвижном (сангвиническом) типе нервной системы сильные процессы возбуждения и торможения хорошо сбалансированы. Такой ребенок обычно пребывает в хорошем настроении, прекрасно ладит с другими детьми, адаптируется к различным ситуациям, решает конфликты легко и быстро. Живой, часто меняющий впечатления и занятия, не выполняющий обещаний, легко обучаемый, он редко создает проблемы и впадает в гневливость, почти никогда не нервничает — только в очень серьезных ситуациях. Но при систематических нарушениях режима такой малыш может вести себя как ребенок со слабым типом нервной системы. Чтобы вернуть его в состояние баланса, важно соблюдать распорядок дня, какое-то время избегать людных мест и шумных игр и предложить ему какое-нибудь новое занятие или хобби.

2) Когда сильные процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, речь идет о сильном неуравновешенном подвижном типе нервной системы. Это холерик — очень чувствительный и нервный ребенок: он долго не спит, просыпается от каждого шороха, шумный, порывистый, с резкими сменами настроения, быстро истощается, любит быть лидером и в центре внимания. Когда ему указывают на ошибку, он начинает злиться и кричать. В том случае, если эта тактика сработала, родителям нужно быть готовыми к тому, что такой метод достижения желаемого закрепится как основная модель ведения переговоров, а истерики и скандалы станут образом жизни.

2.1. Чтобы этого не произошло, ребенка с холерическим типом нервной системы нужно воспитывать и обучать терпеливо, ненавязчиво и спокойно — он с радостью будет подражать взрослым в демонстрации сдержанности.

2.2. Родителю в этом случае важно научиться распознавать момент, когда ребенок перестает слушать и начинает вступать в конфронтацию, и немедленно менять тему. Время от времени необходимо говорить ему, что его поведение не всегда корректно и приемлемо.

3) При сильном уравновешенном инертном типе нервной системы, который иначе называется «флегматическим», сильные процессы торможения сбалансированы с процессами возбуждения с взаимной малоподвижностью. В этом случае ребенок быстро засыпает, отлично ест и набирает вес; такие дети тихие, медлительные, невозмутимые, рассудительные, с трудом переключаются на другое занятие. Они хорошие друзья и сами умеют ценить дружбу, упорные и настойчивые, всегда доводят начатое до конца, побаиваются перепадов настроения у других людей, им нравится одиночество, когда никто не отвлекает от игры, книги или раздумий. Флегматики воздерживаются от проявления эмоций, в связи с чем трудно понять их истинное настроение.

Родителям имеет смысл учить такого малыша преодолевать внутреннюю инерцию, чаще привлекать его к шумным и активным действиям и играм, не торопиться сделать все за ребенка (потому что это быстрее) и не ругать за медлительность: перед тем, как приступить к какому-то занятию, ему необходимо собраться с мыслями и понять, что от него требуется.

4) Слабый неуравновешенный инертный тип нервной системы, который также известен под названием «меланхолического», характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Ребенок-меланхолик очень впечатлительный, ранимый, погруженный в себя и замкнутый на себе, некоммуникабельный, тревожный, предрасположенный к страхам, избегает конфликтов, не переносит перемен в жизни, имеет нестабильный аппетит и проблемы со сном. Несмотря на заниженную самооценку, он умеет адекватно анализировать чувства и эмоции. В истерике не впадает в ярость и не кричит, но долго хнычет, пока на него не обратят внимание. В ситуации стресса нервная система этого типа будет парализована, ребенок потеряет контроль над собой и способен к непредсказуемым реакциям.

Малышу со слабым неуравновешенным инертным типом нервной системы необходимы регулярные перерывы на отдых, при этом его очень важно привлекать к заботам по дому, чаще обращаться к нему за помощью (любит быть полезным) и приглашать в разговоры с домочадцами. Чтобы не спровоцировать истерику у такого ребенка, родителям лучше избегать шумных мест и видов активности, а также резких перемен в жизни малыша.

Дети-флегматики и дети-холерики более остальных склонны к сильно выраженным истерикам, причем первые из-за инертности нервной системы будут долго созревать для гнева, но, когда достигнут точки кипения, по силе реакции превзойдут даже более энергичных холериков.

Родительские тактики и стратегии

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Что предпринять родителям, чтобы не допустить истерики? Какова лучшая тактика поведения взрослых в ситуации, когда она уже началась?

1) Не допускайте истерик.

Взрыв эмоций легче не допустить, чем остановить. Старайтесь не доводить до истерик. Отслеживайте изменения в настроении (неудовлетворенность, раздражение, слезливость) и будьте готовы отвлечь ребенка от ситуации, которая потенциально может привести к негативной реакции с его стороны. Обратите его внимание на что-то очень красивое, скажите что-нибудь неожиданное. Будьте дипломатичны, смягчите тон, избегайте прямых указаний. Иногда бывает достаточно выразить сочувствие по поводу плохого настроения или состояния ребенка, чтобы предотвратить нежелательное проявление эмоций. Помогите малышу расслабиться: посадите на колени, обнимите, поговорите с ним, погладьте по голове. Подобная тактика работает только до истерики или в самом ее начале.

2) Разберитесь в причинах.

Подумайте, что вызвало приступ истерики: усталость, голод, нарушение договоренностей? Или ребенок добивался вашего внимания? Если вы будете знать истинную причину происходящего, вам будет проще понять, как действовать дальше: пора домой отдыхать, нужно перекусить или восстановить справедливость.

Если же ребенок воюет за ваше внимание — нужен более серьезный и комплексный подход, который потребует внесения корректив в общение с крохой. Если малышу приходится так изощренно обращать на себя внимание мамы и папы, очевидно, ему не хватает родительского участия и подтверждений незыблемости позиций любимого ребенка.

3) Используйте энергию в мирных целях.

Дети — сгустки энергии, которая может быть выплеснута по первому попавшемуся поводу. Направьте эту энергию в мирное русло: больше гуляйте, поддерживайте высокий уровень физической активности, занимайтесь спортом. Возраст от 1 до 4 лет — период овладения основными моторными навыками. Помогите ребенку научиться кататься на коньках, ездить на самокате, велосипеде, плавать, танцевать, играть в футбол или другие игры с мячом, бегать, прыгать и т. д. Не забывайте про творческое и интеллектуальное развитие: рисование, лепка, мозаика, пазлы, чтение, простой счет, конструкторы, головоломки — отличное времяпрепровождение в течение всего дня, особенно утром после пробуждения, днем, когда надо сделать перерыв в физической активности, и вечером, перед сном. Ребенок, который постоянно чем-то занят (конечно, разумно, с паузами), не сидит без дела и не умирает от скуки, просто не имеет сил и желания тратить энергию на истерики.

Будьте в хорошем контакте с ребенком: читайте, играйте, общайтесь, организуйте совместную деятельность и досуг, вовлекайте малыша в семейные дела, обсуждайте допустимые в том или ином возрасте темы из жизни взрослых, которые необходимы для понимания маленьким почемучкой вопросов мироустройства. Как работают магазины и аэропорты, почему отпуск дается только раз в году, какие бывают профессии, зачем люди учатся и ходят на работу, как и на что взрослые тратят заработанные деньги, как растут и производятся продукты, которые оказываются на нашем столе. Общаясь с крохой не только на детские темы, вы поддерживаете высокий уровень доверия и избегаете конфликта поколений. Вам всегда легко найти общий язык с ребенком, а ваш малыш не чувствует себя слишком маленьким, «не доросшим» до того, чтобы что-то понять и чему-то научиться. Это чрезвычайно важно и для самооценки, и для спокойного и уверенного социального развития ребенка.

В ситуации конфликта интересов одного вашего «нет», «нельзя», «так надо» недостаточно. Если вы ожидаете от ребенка определенного поведения или выполнения тех или иных действий, прямо говорите об этом. Присядьте так, чтобы оказаться на уровне глаз малыша. Спокойно, но твердо и в доброжелательной манере объясните, что и почему от него сейчас ожидается: для прогулки на детской площадке необходимо надеть обувь, для совместной игры с другими детьми нужно прекратить отнимать чужие игрушки и т. д.

Иногда малыш может отказываться сотрудничать с вами, торговаться, давить на вас. В этом случае смените тему, скажите что-нибудь неожиданное, отвлеките его любым другим предметом, приглашением к игре или сменой локации.

Если ребенок не переключается, не начинайте сами упрашивать, торговаться и давить на него — это только подпитывает потребность во внимании, которая часто является причиной детских истерик.

Перед совместным походом в супермаркет объясните ребенку, какие покупки вы собираетесь сделать. Заполненная продуктами тележка — это не то, что мама захотела купить себе, это для всей семьи, в том числе и для него. Объясните, почему малыш не может требовать что-то персонально для себя, если не было предварительной договоренности о том, что он сам выбирает вид йогурта или цвет зубной щетки. В магазин детских товаров вы также идете с определенной целью, и громадная коробка с конструктором не альтернатива маленькому плюшевому мишке, который был первоначальной целью.

Объясните ребенку причину вашего отказа. Он должен усвоить, что желания не выполняются по первому требованию, что все серьезные покупки необходимо хорошо обдумывать, приурочивать к важному событию, что для этого нужно специально откладывать деньги. Хорошо, если дети с раннего возраста знают от родителей, что негативные эмоции в ответ на отказ разрушительны, не идут на пользу, а главное, не решают проблему.

7) Учите ребенка выражать недовольство цивилизованным способом.

Истерики случаются, потому что маленькие дети не владеют иными, более приемлемыми способами выразить свои чувства. Пусть ваш ребенок знает, что нет ничего плохого или странного в том, что периодически у него портится настроение, это бывает со всеми людьми. Научите его фразам, которыми он может описать свое состояние: «Я голоден», «Мне грустно», «Я злюсь», «Мне скучно». Хвалите малыша, когда он выражает словами то, что у него на душе.

Конечно, игнорировать слезы ребенка нельзя. Но если вы убеждены, что перед вами именно истерика-манипуляция, когда ваш капризуля контролирует ситуацию и специально себя накручивает, чтобы получить желаемое, а «градус» только нарастает, можно попробовать притвориться, что вас эта сцена не задевает.

Если истерика уже началась, вы выразили сочувствие ребенку, попробовали с ним поговорить и теперь уверены, что его поведение не связано с объективными причинами (голод, усталость, боль), продолжайте заниматься своими делами и не реагируйте. Малыш поймет, что зрителей нет, и прибегать к истерике в целях добиться желаемого перестанет. В любом случае он должен получить ясный сигнал, что буйное выражение эмоций с его стороны не изменит вашего решения.

Психологи советуют в том случае, если ваше присутствие только подхлестывает истерику, связанную с манипуляцией, или если вы чувствуете, что начинаете выходить из себя, просто оставить ребенка одного. После того как малыш успокоится, можно сказать ему, что вы рады, что он смог справиться со своими чувствами, и хорошо их понимаете.

Есть мнение, что игнорировать ребенка во время истерики нельзя, что это может нанести ему травму. Это верно в отношении неконтролируемой истерики, когда малыш сам не знает, почему он так себя ведет. Но если речь о вещи, которую ребенок просит купить, родителю очень важно проявить упорство. Тем самым вы покажете, что «заставлять» другого человека выполнять желания — в данном случае с помощью психологического давления в форме истерики — нельзя. Так ребенок получит урок и поймет, что у людей есть границы, которые нарушать не нужно.

Советуем вам прочитать книгу психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», чтобы лучше понимать свое чадо и причины его поведения.

9) Главное — безопасность.

Тактика игнорирования возможна только в ситуациях, когда вы уверены, что ребенок в безопасности. Убедитесь, что ему ничего не угрожает: истерика может начаться и в магазине детских игрушек, и рядом с оживленной трассой. Отведите малыша подальше от источника потенциальной опасности, даже если для этого придется воспользоваться положением более сильного взрослого. Воздержитесь от проявления раздражения и агрессии: уверенно, но спокойно берете малыша в крепкие объятия и уводите в безопасное место.

10) Сохраняйте спокойствие.

Если ваш ребенок потерял контроль над собой, ему нужны вы с холодным и здравым рассудком. Сделайте глубокий вдох (лучше несколько) и постарайтесь сохранить самообладание. Учащенный пульс, прерывистое дыхание, испарина на лбу, потоотделение, ощущение фрустрации, досады, гнева, обиды и унижения (в присутствии посторонних лиц) — неполный перечень реакций, которые вы можете испытывать в ответ на детскую истерику. Не подавайте вида, оставайтесь невозмутимы. Если ребенок почувствует, что задел вас за живое, он будет дальше давить на ваше больное место. Не кричите в ответ, демонстрируйте то поведение, которое ожидаете от своего маленького бунтаря. Важно, чтобы алгоритм ваших реакций на истерику оставался неизменным.

11) Не подкупайте и не наказывайте.

Вы хотите порадовать малыша после того, как он был сильно расстроен, возможно, мучаетесь угрызениями совести, пытаетесь загладить вину и… совершаете грубую ошибку. Наградить ребенка игрушкой, аттракционами или какой-то редкой привилегией после бурной истерики означает закрепить нежелательное поведение. Малыш достаточно сообразителен, чтобы связать истерику утром с походом в магазин игрушек вечером.

Истерика — реакция ребенка, не научившегося контролировать свои эмоции, и это скорее его беда, а не вина. После того как эмоции малыша улеглись, ведите себя так, будто ничего не произошло, не напоминайте ему о случившемся. Никаких негативных последствий у истерик также быть не должно. Недопустимо наказывать ребенка за то, что он недостаточно владеет навыками самоконтроля и эффективного ведения переговоров.

Помните, что вы не одни оказываетесь в такой ситуации. Многие дети ведут себя подобным образом в раннем возрасте, пока не достигают того уровня речевого развития, который позволял бы вербализовать требования и аргументы. Они растут, попадают в разные жизненные ситуации, наблюдают за тем, как родители и другое ближайшее окружение справляются с социальными вызовами, и усваивают наиболее приемлемые для себя тактики и стратегии поведения.

Если истерики не проходят

ребенок истерит на полу. Смотреть фото ребенок истерит на полу. Смотреть картинку ребенок истерит на полу. Картинка про ребенок истерит на полу. Фото ребенок истерит на полу

Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.

Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *