разрушение крыши аквапарка трансвааль

Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк»

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

14 февраля 2004 года в 19 часов 15 минут на юго-западе Москвы в Ясенево в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» (Голубинская улица, 16) обрушилась крыша. Трагедия унесла жизни 28 человек, в том числе восьми детей, более 100 пострадали, многие из них стали инвалидами.

Аквапарк «Трансвааль-парк» открылся в 2002 году. Общая площадь комплекса составляла 20,2 тысячи квадратных метров, он мог вместить две тысячи посетителей. Комплекс построила турецкая фирма всего за 19 месяцев, и он был назван архитектурным событием года.

За время, прошедшее с момента открытия, «Трансвааль-парк» успел стать одним из самых популярных мест семейного отдыха в Москве. 14 февраля 2004 года, в День всех влюбленных, в нем находились, по разным оценкам, до 1300 человек. Более 400 человек из них находились в бассейновой и смежных с ней зонах аквапарка.

Площадь обрушения составила почти пять тысяч квадратных метров. Купол здания упал на всю водную часть комплекса, кроме бассейна для взрослых. Под обрушившейся крышей оказались детская площадка с детским бассейном и большой бассейн с горками, центрифугой и прочими самыми привлекательными аттракционами, с прилегающими площадями. Частично пострадали фитнес-центр, амфитеатр, часть служебных помещений, прилегающих к главному входу, и холл, где располагались кассовые аппараты, а также находящееся за кассами кафе, рассчитанное на несколько десятков мест.

В одно мгновение люди в купальных костюмах оказались на двадцатиградусном морозе среди обломков стекла и бетона. Оказание помощи было организовано в течение семи-девяти минут.

На место трагедии прибыли все экстренные службы столицы. Для проведения поисково-спасательных работ были задействованы 95 спасателей МЧС России и 11 единиц спецтехники. В течение всей ночи спасатели не прекращали работу по разбору завалов. Работали только ручным инструментом: пневмощипцами, отбойными молотками, ломами и кувалдами.

Уже во время проведения спасательных работ рухнула еще одна часть купола — фрагмент козырька. Никто не пострадал.

Поздним вечером 15 февраля спасатели приступили к разбору бетонных плит дна бассейна.

Утром 16 февраля спасательные работы на месте катастрофы в московском аквапарке были завершены. В дальнейшем проводились только поисковые мероприятия и разбор завалов.

В ликвидации последствий обрушения крыши принимали участие 1115 человек и 198 единиц техники, а также 57 бригад медицинской помощи.

Раненые были госпитализированы в десять больниц, в том числе в первую Градскую, НИИ скорой помощи им. Склифосовского, в детские — Морозовскую, Филатовскую и 20 больницы, а также в 31, 71 и 64 клинические больницы.

По факту обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы 14 февраля 2004 года возбудила уголовное дело по части второй статьи 109 Уголовного кодекса («причинение смерти по неосторожности»).

Расследование по делу длилось более 20 месяцев. За это время прокуратурой были проведены десятки осмотров различных объектов, допрошено более 300 человек, проведены 240 различных судебных экспертиз, в частности, уникальная по объему и специфике исследований комплексная строительно-техническая экспертиза.

Были проверены все возможные версии причин аварии, в том числе связанные с неблагоприятными природными (метеорологическими, геологическими) условиями, возможными ошибками при проектировании, строительстве и эксплуатации, использованием некачественных строительных материалов, а также связанные с умышленными действиями. Согласно выводам судебной взрыво-технической экспертизы, не было обнаружено никаких следов использования взрывчатых веществ или признаков внешнего воздействия на элементы конструкции здания.

На основании собранных в ходе следствия данных было объективно установлено, что причиной частичного обрушения «Трансвааль-парка» явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности.

По результатам расследования к уголовной ответственности привлекались главный конструктор проекта Нодар Канчели, а также начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы (Мосгосэкспертиза) Анатолий Воронин. Канчели было предъявлено обвинение в неосторожном причинении смерти и тяжкого вреда здоровью (статья 109 часть 3 и статья 118 часть 2 УК РФ), а Воронину — в халатности, приведшей к гибели двух или более человек (статья 293 часть 3 УК РФ).

Прокуратура Москвы 5 сентября 2006 года амнистировала архитектора по его ходатайству. К Нодару Канчели была применена амнистия, связанная со 100-летием Госдумы. Кроме того, столичная прокуратура прекратила уголовное дело в отношении Анатолия Воронина.

Замоскворецкий суд Москвы признал законным амнистирование Нодара Канчели и прекращение дела в отношении руководителя Мосгосэкспертизы Анатолия Воронина.

14 февраля 2005 года на месте трагедии был установлен памятный камень с фамилиями погибших и православный крест.

Во вторую годовщину трагедии в «Трансвааль-парке» 14 февраля 2006 года викарий патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Истринский Арсений освятил закладной камень будущего мемориального храма-часовни на месте трагедии на Голубинской улице Москвы. Храм был назван в честь Всех святых.

В 2010 году на месте бывшего «Трансвааль-парка» началось строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса семейного отдыха и реабилитации здоровья.

Он открылся в 2013 году. Площадь многофункционального оздоровительного комплекса «Мореон» составляет 2,5 тысячи квадратных метров.

В память о трагическом событии на территории «Мореона» работает храм-часовня.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

«Был человек – и нет человека»: как живут люди после трагедии в «Трансвааль-парке»

Ровно 16 лет назад, 14 февраля 2004 года, обрушилась кровля развлекательного комплекса «Трансвааль-парк». В результате трагедии погибли 28 человек, включая 8 детей. Даже спустя годы многие из участников страшного события не готовы вспоминать тот жуткий день. Мы поговорили с их близкими о том, как пострадавшие адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после трагедии.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: РИА Новости/Валерий Блинов

Трагедия произошла 14 февраля 2004 года в 19:15. На момент обрушения кровли в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк», по некоторым оценкам, находилось более тысячи человек. В тот год День святого Валентина выпал на субботу, поэтому в аквапарке было много отдыхающих, особенно молодежи. На посетителей обрушился купол постройки (около 5 тысяч квадратных метров), расположенный над зоной водных развлечений. Не был задет только бассейн для взрослых.

В результате трагедии сотни человек оказались под завалами, 28 человек погибли, среди них были восемь детей. Пострадали 193 человека, в том числе 51 ребенок.

«Они стали больше ценить жизнь»

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: ТАСС/Василий Смирнов

У москвича Дмитрия Кулагина в день трагедии в «Трансвааль-парке» находился друг со своей девушкой. Молодая пара решила романтично отметить в водном комплексе День влюбленных.

«Когда я впервые увидел их после трагедии, они были в шоковом состоянии, – рассказывает Дмитрий. – Друзья понимали, что могли погибнуть так же, как и все». Молодой паре повезло: они находились не под куполом, но видели, как он стал рушиться. Сначала парень с девушкой услышали громкий хлопок, после чего первая колонна начала падать и потянула за собой все остальные.

От госпитализации пара отказалась, но помощью психолога все же пришлось воспользоваться. Они сходили на несколько консультаций для того, чтобы переварить произошедшее и продолжать жить. Тем не менее у ребят сформировались фобии аквапарков, башен и куполообразных сооружений. «Они не ходят в закрытые торговые центры с куполами и башнями. Они видели там кровь и другие страшные вещи, это оставило отпечаток», – говорит Дмитрий.

Друзья Дмитрия вспоминали и обсуждали детали трагедии на протяжении 10 лет. Близкие и просто знакомые не согласны с результатами расследования. «Считаю, что причина не в ошибке архитекторов. Массу аквапарков по той же схеме построили, они же не падают, – говорит Дмитрий. – Если рассматривать, что это техногенная катастрофа, как нам пытаются преподнести, тогда очень странно, почему на том же самом месте в ту же самую воду заливался бетон».

Спустя несколько лет после трагедии парень и девушка, избежавшие в тот день смерти, поженились, а позже у них родился ребенок. По словам Дмитрия, ребята уже забыли все ужасы, которые им пришлось пережить. «Они стали больше ценить жизнь. Ведь в один миг можно все потерять: был человек – и нет человека. Решает одна минута: они могли находиться под куполом, их бы уже не было. И не было бы ребенка, который родился».

Новый парк на месте трагедии

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: РИА Новости/Дмитрий Коробейников

В тот день в «Трансвааль-парке» среди погибших оказалась целая семья из четырех человек. 14 февраля Светлана Журавлева, ее муж Владимир Осипов и их двое детей – 23-летняя Юлия и 13-летний Антон – пошли в аквапарк. Супругов и дочь обнаружили уже мертвыми, они лежали в воде. Тело сына обнаружили на четвертый день поисков.

Погибшая Юлия являлась лучшей подругой детства Александра Сергеева. Он рассказал Москве 24, что знал семью Журавлевых-Осиповых довольно хорошо. В тот день семья пошла в аквапарк отмечать защиту диплома дочери Юлии, но оттуда они уже не вернулись.

У Светланы осталась мать Наталья, которой уже 81 год. Близкие и друзья семьи раз в 1-2 года собираются 14 февраля на кладбище. Особенно много людей, родных и сослуживцев пришло на первую годовщину. С годами – только самые близкие: родственники, три подруги погибшей Юлии и друг Александр. Когда младший брат бабушки Натальи был жив, приезжал и он.

Больших официальных мероприятий по поводу годовщины трагедии не было. Александр и не уверен, нужно ли было их делать. Однако он убежден в том, что неправильным было строить новый аквапарк на месте трагедии. «Нельзя было этого делать во всех отношениях. Во-первых, над новым аквапарком этот известный факт будет довлеть. А во-вторых, в Москве что, мест мало? Думаю, этот вопрос можно было решить», – говорит Александр.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Сегодня о трагедии напоминает часовня, построенная в память о погибших, и мемориальная доска с 28 фамилиями. Москвич Андрей Воронов живет в районе Теплый Стан, неподалеку от бывшего «Трансвааль-парка». В далеком 2004-м он приезжал на место трагедии после происшествия. «Ездил смотреть завал, вспоминаю груды мусора, – говорит Андрей. – Так как живу недалеко, то сегодня, когда проезжаю мимо на велосипеде, останавливаюсь у доски памяти. И меня удивляет, что на том же самом месте построили такое же заведение».

Мемориальный камень с фамилиями погибших был установлен через год после трагедии, 14 февраля 2015 года. По факту происшествия возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Детали произошедшего выясняли в течение 9 месяцев. В итоге следствие сделало вывод, что причиной обрушения крыши стали ошибки при проектировании здания. Обвинения были предъявлены проектировщику Нодару Канчели, а также главе Мосгосэкспертизы Анатолию Воронину. Однако дело против Канчели прекратили по амнистии в связи с пожилым возрастом обвиняемого. В отношении Анатолия Воронина – из-за отсутствия состава преступления.

Источник

«Трансвааль-парк» обрушил архитектор Московская прокуратура назвала причины катастрофы аквапарка в Ясенево

В понедельник, 28 марта, Московская прокуратура огласила итоги работы комплексной независимой экспертизы, которая почти год изучала причины обрушения крыши аквапарка «Трансвааль-парк» в Ясенево. Итоги эти были ожидаемы и легко предсказуемы еще год назад: в катастрофе, вследствие которой 28 человек погибли и еще 200 получили ранения, виноваты проектировщики.

После изучения экспертного заключения следствие определит круг лиц, по чьей вине произошло обрушение, и выявит обстоятельства, которые этому способствовали. Затем, в соответствии с законом, в ближайшее время им будет предъявлено обвинение по соответствующим статьям Уголовного кодекса России.

Эти слова главного прокурора столицы еще не означают, что на скамью подсудимых автоматически сядет, например, глава ЗАО «К» (известного также как ЗАО «Курортпроект»), заслуженный строитель России Нодар Канчели. Речь идет пока не о выдвижении конкретных обвинений против конкретных лиц и организаций, но лишь о завершении экспертных работ (по этому поводу Зуев отметил, что сегодняшний день был «долгожданным»). Кстати, адвокат пострадавших в результате обрушения «Трансвааль-парка» Игорь Трунов уже выразил желание лично ознакомиться с результатами экспертизы и даже пригрозил, что если эти результаты будут «незаконны», то он непременно обжалует сам факт экспертизы. Видимо, для того, чтобы суд признал обвиняемыми не проектировщиков, которых можно разве что посадить, а правительство Москвы, с которого можно получить немалые компенсации (тем более что в российских СМИ то и дело всплывают сведения о причастности к «Трансвааль-парку» жены московского мэра Елены Батуриной). В этом случае расследование дела о катастрофе в аквапарке затянется еще не на один год.

Конструкция простояла три года, и никаких нареканий за все это время не было. Я могу прямо сказать, что если мне дадут расчеты почти любого дома, то я уверен, что найду в нем какой-то набор ошибок. Но рушится дом, когда эти ошибки либо принципиальны (например, перепутал знак с «плюса» на «минус»), либо их много наложилось одна на другую. А то, что здесь принципиальных ошибок не было, показывает, что дом этот стоял. Поэтому я не вижу совершенно логики в этих выводах.

И все же именно имя Нодара Канчели чаще всего упоминается в связи с выводами экспертной комиссии. Сам известный архитектор настолько занервничал, что стал заранее оправдываться и жаловаться, что ему ничего не известно ни о результатах экспертизы, ни о сути проведенных работ, потому что с ним об этом никто не беседовал: «Пока я фигурировал в деле как свидетель. И прежде чем переводить меня в разряд подозреваемых или обвиняемых, со мной можно было бы для начала поговорить».

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

НА РАЗВАЛИНАХ АКВАПАРКА В ЯСЕНЕВО. Кадр Первого канала, архив

Источник

«Я увидела, как погас свет и что-то полетело в меня» 17 лет назад в Москве рухнул «Трансвааль». Почему в аквапарке погибли 28 взрослых и детей?

День рождения

Двоюродный брат московской девочки Саши родился 11 февраля, но в 2004 году эта дата выпала на среду, и потому отпраздновать решили в субботу, 14 февраля. Провести день рождения захотели в «Трансваале» — огромном аквапарке, который открыли за пару лет до этого.

Парк предлагал внушительный набор водных развлечений. Тут были бассейны с волнами — от крупных до имитации прибоя, большой водопад, скалы, пляж с шезлонгами — мечта для ребенка посреди хмурой февральской Москвы.

Саша, которой тогда было 11 лет, и ее сестра Алена очень хотели там побывать, и теперь это наконец случилось. Восьмерых ребятишек повез в аквапарк отец именинника, дядя девочек.

Несмотря на то что за вход приходилось выложить немаленькую по тем временам сумму, очереди в «Трансвааль-парк» были огромными, тем более в День всех влюбленных, когда в аквапарк устремились парочки. Впрочем, Саше с Аленой повезло: их пропустили без очереди.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: Виталий Белоусов / ТАСС

У входа немного замешкались — у Алены не было купальника, и его пришлось купить. Они зашли в раздевалку, переоделись, вышли в зал и разбежались в разные стороны. Саше все было в новинку, и в какой-то момент она даже растерялась, выбирая водный аттракцион.

«Это началось внезапно, мы только зашли, всего минуту-полторы там находились, — вспоминает сейчас уже взрослая Александра Гроза. — И тут раздался какой-то странный звук, я повернулась и увидела, как свет погас и что-то полетело в мою сторону».

Обрушение

Хлопок, осыпающиеся осколки стеклянных стен, медленно оседающая крыша и облака пара — так запомнили этот момент посетители «Трансвааль-парка». Кто-то рассказывал, как по потолку поползла трещина, и большой обломок рухнул вниз.

Александра хорошо помнит стену, похожую на пещеру, с зубцами и углублениями. Что-то заставило ее в тот момент забиться в одно из этих углублений, и через мгновение крыша посыпалась на людей.

Охрана приказывала всем выходить на улицу, многие кинулись к запасному выходу, другие в панике бежали им навстречу. Мужчина и женщина в купальниках каким-то образом оказались на крыше и звали на помощь.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: Валерий Блинов / РИА Новости

Многие взрослые спасали плачущих и ничего не понимающих детей. Ребята постарше помогали самым маленьким: в бассейне почти час простояла восьмилетняя Саша Ершова, которая во время обрушения крыши аквапарка взяла на руки трехлетнюю девочку — с ней на руках ее и застали спасатели.

Для одиннадцатилетней Саши Грозы все это казалось даже не страшным, а очень странным. Она просто не понимала, что происходит. Когда адский грохот утих, она в кромешной темноте вылезла из углубления, в котором пряталась. «Я встала, стояла секунд 30 и постоянно кричала: «Алена! Алена!» Я была в панике, не знала, что делать», — вспоминает она.

Но Алена не отвечала, и шокированная Саша побежала за теми, кто устремился к выходу. Лишь один раз она обернулась, и увидела, что то место, где была ее сестра, завалено кучей обломков.

Площадь разрушения была огромной — около 5000 квадратных метров. Элементы купола свалились прямо на зону бассейнов — накрыли детскую площадку, детский бассейн, бассейн с горками и другими развлечениями для детей.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: Григорий Сысоев / ТАСС

Руины

Саша бежала к выходу по мешанине из осколков бетона, стекла и снега, она распорола ноги до крови. Внезапно она увидела мальчика Диму, который был в их компании. Вместе они пошли в раздевалку. Там дети переоделись и отправились звонить дяде — родители Саши и Алены в это время находились в восьми километрах от Москвы на свадьбе.

Сашу пришлось отвезти в Морозовскую больницу — у нее были глубокие порезы. Пострадавших в «Трансваале» везли в десять разных московских больниц, детей — в Морозовскую и 20-ю, все они находились в состоянии средней тяжести. У большинства были переломы конечностей и сотрясения.

Спасатели и другие московские экстренные службы прибыли на место уже через десять минут и всю ночь занимались разбором завалов. Тяжелую технику применять было нельзя — пользовались пневмощипцами, отбойными молотками, ломами и кувалдами. Во время работ упала еще одна часть купола — фрагмент козырька, но обошлось без жертв. 16 февраля все спасательные работы завершились.

Родители Саши и Алены срочно выехали в Москву. В тот момент они не знали главного, о чем уже было известно остальным родственникам: тело Алены нашли и отправили в морг. Матери и отцу сообщили о смерти дочери только по приезде домой. Саша узнала, что Алена погибла, еще через день.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Фото: Сергей Шахиджанян / «Коммерсантъ»

Из восьми детей, которые приехали в «Трансвааль-парк» отмечать день рождения двоюродного брата Саши, в живых остались шестеро. Вместе с Аленой погиб мальчик Витя. Алена умерла мгновенно от удара металлической балки по голове. Вите повезло меньше — ему перебило ноги, и некоторое время он был жив, но скончался еще до того, как до него добрались спасатели. Оба ребенка похоронены рядом.

Амнистия для архитектора

Уголовное дело возбудили в тот же день, 14 февраля 2004 года. Статья — 109 УК «Причинение смерти по неосторожности». Причины трагедии пытались выяснить в течение 20 месяцев.

Следователи пришли к выводу, что здание попросту было спроектировано с ошибками, к которым привели грубые просчеты при разработке документации. В результате в эксплуатацию был сдан объект, не отвечающий нормативным требованиям по безопасности и надежности.

По итогам расследования виновным признали главного конструктора «Трансвааля» Нодара Канчели и начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина. Обоим было предъявлено обвинение: первому в причинении по неосторожности смерти и тяжкого вреда здоровью, второму — в халатности, приведшей к гибели двух и более человек.

Однако реальный тюремный срок не получили ни тот, ни другой. Канчели был освобожден от ответственности по своему ходатайству в сентябре 2006 года, по амнистии в честь столетия Государственной Думы. Дело же Воронина московская прокуратура просто прекратила, законность этого решения подтвердил Замоскворецкий суд Москвы.

В тот год, когда Канчели амнистировали, произошла еще одна подобная трагедия: обвалилась кровля Басманного рынка, которую он проектировал в 1970-е годы. В этот раз жертв было еще больше — 68 человек. Но в случае с Басманным экспертиза исключила возможность обрушения здания из-за проектных недостатков, и подозрения с архитектора сняли.

разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть фото разрушение крыши аквапарка трансвааль. Смотреть картинку разрушение крыши аквапарка трансвааль. Картинка про разрушение крыши аквапарка трансвааль. Фото разрушение крыши аквапарка трансвааль

Архитектор Нодар Канчели

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

«Я тогда была в таком возрасте, что еще не понимала, что произошло, — говорит Александра Гроза. — Конечно, я винила всех, думала, что, может, аквапарк вообще взорвали. Сейчас я, разумеется, так не думаю. Просто такое стечение обстоятельств».

С тех пор дата 14 февраля для Александры перестала быть праздничной. Этот день она всегда проводит с родителями. Сейчас Саша живет в Петербурге, но приезжает в Москву каждый год. Вместе с родственниками они идут на кладбище, а потом — к памятной табличке, находящейся на том месте, где когда-то погибли 28 человек.

Постепенно боль притупляется, память пытается отсечь плохие воспоминания, оставив только теплые и хорошие. Однако почти через десять лет произошло событие, которое вновь ударило по выжившим и родным погибших: на месте «Трансвааля» — там, где установлена мемориальная табличка с именами погибших, — открылся новый аквапарк «Мореон».

«Не скрою, для меня это было очень болезненно, — говорит Александра. — Каждый раз, приезжая туда 14 февраля, не могла смотреть спокойно на аквапарк. С тех событий прошло почти 17 лет, но я больше никогда не посещала такие места».

В день обрушения «Трансвааля» Саша и Алена, которые всегда были не разлей вода, поругались. Из-за занятий Алены они и так опаздывали в «Трансвааль», а тут еще бабушка непременно хотела Алену покормить.

«Давай скорее! Мы в парк опаздываем!» — кричала ей Саша.
«Когда я вспоминаю этот момент, мне очень жаль, что какие-то две минуты решили нашу судьбу», — говорит она.

Источник

«Трансвааль» не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке

информация:

архитектор:
мастерская:

Вчера было установлено, что трагедии в московском «Трансвааль-парке» предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. Опора могла переломиться из-за деформации лежащего под ней фундамента или воздействия точечного заряда: за секунду до катастрофы видеокамера наружного наблюдения зарегистрировала появление облака пыли у основания колонны. С подробностями – Сергей Ъ-Дюпин.

Напомним, что в начале расследования большинство экспертов считали причиной обрушения крыши аквапарка дефекты самой крыши, построенной по проекту известного конструктора Нодара Канчели. Высказывались, в частности, мнения о том, что при проектировании этой конструкции, ее строительстве и эксплуатации были допущены ошибки. Но ни одна из версий подтверждения пока не нашла.

«Крыша ‘Трансвааль-парка’ – уникальное сооружение,– объяснили Ъ сотрудники господина Канчели из его строительно-конструкторского бюро ЗАО К.– Крыши из железобетонного каркаса и стекла, спроектированные Нодаром Вахтанговичем, установлены на многих сооружениях, в частности, над храмом Христа Спасителя, над подземным торговым центром на Манежной, над стадионом ‘Сатурн’. Но все они имеют форму полной сферы с основанием в виде круга, квадрата или прямоугольника. Над ‘Трансваалем’ была установлена как бы часть сферы – треугольный сегмент с углом 90°, который поддерживался зданием в центральной части и колоннами по дуге круга».

«Однако мы все равно проверяли себя сами,– утверждают конструкторы сферы.– Например, еще на этапе проектирования мы теоретически заложили прогиб оболочки в 9 см, а когда после монтажа сняли технологические подпорки из-под крыши, она прогнулась точно на такую величину. Это косвенно свидетельствовало о правильности конструкторских расчетов, качестве стройматериалов и добросовестности строителей. Если бы оказалось не соблюденным хотя бы одно из этих трех условий, крыша провисла бы на большую величину».

Уже после трагедии конструкторы ЗАО К проверили свои расчеты: двое сотрудников на двух компьютерах независимо друг от друга пересчитали весь проект и получили результаты, идентичные тем, которые были выданы перед строительством.

Не было серьезных замечаний у проектировщиков и к строителям – турецкой фирме Kocak Insaat. «Мы осуществляли авторский надзор во время всего периода строительства крыши,– говорят конструкторы.– Небольшие проблемы появились только раз, когда из-за поломки насоса возник восьмичасовой перерыв в доставке бетона. Дело в том, что ответственные монолитно-бетонные конструкции заливаются непрерывно, иначе в места стыка может попасть грязь и они потеряют прочность. Мы очень переживали из-за этого инцидента, взяли участок крыши, на котором произошел технологический сбой, под особый контроль, но ни одной трещинки на нем не появилось».

Конструкторы опровергают и предположения о том, что причиной обрушения стал неправильный расчет воздействия снеговой нагрузки. «Расчет прочности на снег – это азы проектирования,– утверждают специалисты.– Обвинять 66-летнего Нодара Канчелию, который занимается проектированием полвека, в том, что он ‘забыл’ про снег,– нелепо. Наша крыша была рассчитана на самый сильный снегопад, когда-либо зарегистрированный в средней полосе. Кстати, аквапарк благополучно простоял уже три зимних сезона, включая этот. А ведь прошлой зимой снега было гораздо больше».

На вопрос, почему развалился «Трансвааль-парк», не могут пока ответить и строители. Руководитель и владелец турецкой строительной корпорации Kocak Insaat Исмаил Кочак объяснил Ъ, что ни к строительным материалам, ни к технологии монтажа у него претензий не было. «Говорить о том, что турки в целях экономии разбавили бетонный раствор песком, и вовсе глупо,– объяснил господин Кочак.– Ведь на стройке постоянно работают эксперты НИИ железобетона. Марка и прочность бетона определяется элементарно: из конструкции вырезается кубик размером 1х1 см, его кладут под пресс, постепенно увеличивая нагрузку. Так же делали и на строительстве аквапарка. По проекту в конструкциях крыши должен был использоваться бетон марки В-35. Его прочность должна быть не ниже 350 кг/кв. см. Образцы из наших конструкций выдерживали нагрузку не ниже чем 408 кг/см. То есть был заложен бетон, прочность которого на 20% превышала расчетную».

Говорить о вредном воздействии влаги, вызвавшей коррозию и разрушение арматуры в конструкциях, по мнению господина Кочака, тоже неправильно. «Крыша была надежно защищена и от дождя, и от поднимающегося из бассейнов пара,– объяснил Ъ строитель.– Снаружи железобетонные конструкции были покрыты титаново-цинковыми пластинами, а изнутри – силиконовой краской. Это одна из самых эффективных на сегодня систем защиты зданий от вредного воздействия влаги».

Не выдерживает никакой критики, по мнению специалиста, и версия о том, что аквапарк разрушился из-за плохой вентиляции – хлор, восходящий вместе с паром от бассейна, якобы разъел прутья арматуры. «Внутри комплекса была установлена самая совершенная система вентиляции американской фирмы Honeywell,– продолжает господин Кочак.– Эта система имеет сотни датчиков по всему зданию, которые следят за уровнем влажности. Если где-то он возрастает, компьютеры автоматически сообщают об аварии диспетчеру, наблюдающему за системой круглые сутки. И сразу включаются дополнительные насосы».

Расследованием причин катастрофы занимаются сотрудники Госстроя, следователи Моспрокуратуры и независимые эксперты немецкой строительной фирмы, которых привлек господин Кочак. Официальные результаты расследования, как говорят чиновники, появятся не раньше чем через неделю. Пока последовало лишь заявление главы Госстроя Николая Кошмана. «Субъективно причиной разрушения крыши аквапарка могли быть нарушения жесткости и надежности конструкций железобетона, который при малейших нарушениях ведет себя как домино – плиты складываются одна за другой»,– объяснил чиновник. По его словам, еще в субботу распоряжением Госстроя были приостановлены лицензии компаний, участвовавших в строительстве аквапарка – проектных организаций ООО «Сергей Киселев и партнеры» и ЗАО К, а также строительной фирмы Kocak Insaat, в связи с возбуждением уголовного дела по факту катастрофы в Ясеневе. Эти распоряжения будут действовать до момента окончания выяснения причин происшествия. Однако никаких конкретных претензий у Госстроя к фирмам, участвовавшим в строительстве аквапарка, пока нет.

Между тем первые результаты расследования уже появились. Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте – раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание – насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном. «На такой фундамент можно было установить даже восьмиэтажный дом»,– утверждает строитель. Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место. «Откопав фундамент, мы обнаружили на нем огромные трещины практически по всему периметру,– объяснили Ъ в прокуратуре.– Причем хорошо видно, что трещины эти появились не вчера, а несколько месяцев назад».

«Подземную» версию косвенно подтверждает и видеозапись камер наружного наблюдения, установленных по периметру здания аквапарка. На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,– возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр – колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое – с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол «раскрылся» вниз подобно двустворчатым дверям.

Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей

Официально проектная документация по «Трансвааль-парку» представлялась фирмой Сергея Киселева «Киселев и партнеры», а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман. Именно в таком виде проект публиковался в ряде изданий. Однако вчера на сайте фирмы появилось специальное заявление: «Компания ‘Сергей Киселев и партнеры’ является генеральным проектировщиком здания аквапарка. Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком».

По словам одного из владельцев фирмы «Сергей Киселев и партнеры», потребовавшего не называть его имени в печати, на купол «Трансвааля» было сделано отдельное проектное задание и произведена отдельная экспертиза. Причины обрушения конструкции до окончания следствия архитекторы комментировать отказались. Представитель фирмы также подчеркнул, что Сергей Киселев не является подозреваемым по уголовному делу об обрушении купола и, напротив, входит в число членов комиссии по расследованию причин катастрофы.

Не названные в заявлении «высококвалифицированные проектировщики» – это ЗАО «К» из ЗАО «Курортпроект», генеральным конструктором которого является Нодар Вахтангович Канчели. По сложившейся в «Курортпроекте» (как и в большинстве проектных организаций) традиции проекты ведут мастерские с собственным юридическим лицом. И проектировщик купола ЗАО «К» (отдельная творческая мастерская господина Канчели) уже названо председателем Госстроя Николаем Кошманом наряду со строительной компанией «Кочак иншаат» и ООО «Архитектурная мастерская ‘Сергей Киселев и партнеры'» в числе организаций, лицензия которых приостановлена.

Следует отметить, что Нодар Канчели – это самый знаменитый и самый опытный в Москве конструктор, разрабатывавший наиболее сложные узлы сегодняшних московских строек. Среди его последних работ – светопрозрачное покрытие Гостиного двора, купол храма Христа Спасителя, перекрытия подземного комплекса на Манежной площади, гостиницы «Белград» и «Белград-1», оболочка Бауманского рынка, пансионат «Дружба» в Ялте. Только что он в соавторстве с архитектором Михаилом Хазановым выиграл конкурс на проектирование московского Сити.

Как мы уже писали, в случае с «Трансвааль-парком» речь идет о тривиальной типовой конструкции, которую прекрасно умеют делать в России и которая доказала свою надежность на десятках объектов. Вчера весь день в институте «Курортпроект» шли совещания, а инженеры под руководством Нодара Канчели пересчитывали конструкцию. Источник в «Курортпроекте» утверждает, что по всем проверенным расчетам (ветровая нагрузка, снег, влажностный режим и т. д.) падение купола невозможно и запасы прочности многократно превышают требуемые. У инженеров нет никакой версии, почему все-таки купол упал. Его собственная конструкция, по их словам, безопасна. Наиболее вероятны ошибки при строительстве и при эксплуатации комплекса, однако до завершения экспертизы даже строить предположения опасно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *