расходы на ремонт квартиры

Сколько стоит ремонт: 5 примеров — от быстрых и бюджетных до бесконечных

Основано на опыте читателей Т⁠—⁠Ж

На ремонт может уйти от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов.

Это зависит от многого: в каком городе все происходит, жива квартира или убита, обустраивать ее для себя или лишь бы поскорее сдать, нанимать рабочих или взять перфоратор в свои руки. Мы попросили читателей Т⁠—⁠Ж, которые прошли через это, поделиться опытом и вычислили несколько возможных вариантов развития событий.

Где: Нижний Новгород, 37 м² в новостройке
Сколько потратили: полгода и 100 тысяч рублей

Цель была — сделать максимально бюджетный ремонт. Рассчитывали тысяч на 50, получилось побольше — около 70—80. На все — вместе с мебелью и техникой — в итоге ушло максимум 100 тысяч.

Все цены округляю в большую сторону, чтобы учесть стоимость клея, пен и так далее. Конечно, еще были траты на бензин, так как приходилось поездить по разным магазинам, чтобы найти самые выгодные цены. Но на него много не ушло.

Ремонт занял 5—6 месяцев, хотя рассчитывали на три. Делали все сами, только по выходным и праздникам, так как уже жили в Москве. Все инструменты у нас были, паяльник для труб брали у родственников.

Сантехнику в ванную купили всю разом на «Авито» — за 6 тысяч рублей с доставкой. Там же купили два дивана за 9 тысяч, кухня уже была когда-то куплена за 16 тысяч рублей, тоже на «Авито», и стояла на даче. Стиральную машину привезли старую, а холодильник купили за 15 тысяч.

Где: Тюмень, 62 м² в новостройке с улучшенной черновой отделкой
Сколько потратили: два месяца и 750 тысяч рублей

Нужно было сделать ремонт в двушке площадью 62 м²: две спальни и кухня-гостиная. Я хотел потратить меньше времени на ремонт и быстрее переехать.

Перепланировку не делал, дизайн-проект не заказывал. Обратился в фирму, которая делает ремонты под ключ. Бюджет был 600 тысяч рублей. По факту вышло около 750 тысяч.

Сначала выбрали материалы в офисе фирмы — 2 часа. Подписание договора — 1 час. Иногда приезжал на квартиру и смотрел, как идет ремонт. Фото прораб высылал раз в неделю. Принятие ремонта — 2 часа.

На полу ламинат 32-го класса. На стенах обои под покраску, потолки натяжные, в санузлах плитка. Унитаз с инсталляцией, акриловая ванна. Двери и окна не менял, балкона нет. Дополнительно заказывал теплый пол в коридор, карнизы, кондиционер, аквасторож, водонагреватель, выключатели, освещение и розетки.

Ремонт сделали за два месяца. Срок увеличился на два дня из-за проблем с поставкой оборудования. Результатом доволен. Без заморочек получил готовую к переезду квартиру. Гарантия на работы — год.

Дом сдали полгода назад. Некоторые жильцы до сих пор делают дизайн-проект, кто-то согласовывает перепланировки или ищет рабочих. Судя по сообщениям в группе квартала, жить под шум перфораторов предстоит года три.

Где: Москва, убитая двушка в панельном доме
Сколько потратили: три месяца и миллион рублей

Основная проблема — найти нормальную бригаду, которая думает своей головой и не треплет нервы. Я нашел такую через знакомых. Два человека за три месяца сделали ремонт в убитой в хлам двушке.

Квартира была ободрана до бетона, весь мусор — в заказанный контейнер. Окна целиком под замену на пластик. Алюминиевая проводка наращена методом пайки до нужных высот, в ванную и кухню протянуты две новые медные линии, всего 17 новых розеток, в электрощит добавлено все, что нужно. Батареи отопления покрашены и закрыты экранами: грели и так нормально, а замену пришлось бы согласовывать. Разводка воды и канализации от стояка переделана полностью, полотенцесушитель переделан через «Жилищник». Стены и потолок оштукатурены по маякам, пол выровнен пескоцементом и наливной смесью. Коридор, кухня и санузлы — в плитке, в комнатах ламинат, потолок покрашен. Обои поклеены на белую шпаклевку, балкон обит вагонкой и покрашен. Двери все новые, ванна тоже новая, стальная, запененная вручную. Часть материалов заказывала бригада, часть сам.

Потратил миллион рублей на все, включая мебель и бытовую технику. Из этой суммы бригада получила 400 тысяч. Чуть больше ушло на материалы, которые в 2019 году сильно подорожали.

На обстановку ушло около ста тысяч: кухня простенькая из «Касторамы»/«Леруа», шкафы с «Авито», кровати из Икеи, техника новая недорогая. Потом по мере финансовых возможностей буду менять.

Где: Челябинск, квартира с черновой отделкой
Сколько потратили: 1 700 000 рублей и довольно много времени

У меня квартира с черновой отделкой в новостройке: стяжка на полу, без разводки водопровода, без разводки электричества.

Сэкономить можно, во-первых, на кухонной и корпусной мебели. Все небольшие кухонные фабрики работают со стандартными материалами и зачастую напиливают вашу мебель в одном и том же месте. В Челябинске это галерея «Квадрат». Достаточно составить проект, приехать, выбрать материалы фасадов, столешницы, корпуса и фурнитуру, а затем обратиться к знакомому проверенному сборщику. Он сам сделает раскрой и закажет напил, а когда все доставят, соберет и установит технику. Так кухня из салона за 350 тысяч превращается в точно такую же за 150 тысяч.

Во-вторых, на мягкой мебели. Можно пройтись по заведениям вашего города. Зачастую мебель туда не закупается в магазине, а заказывается у местных или не местных производителей. Обратитесь к руководителю ресторана или бара с понравившимся вам диваном, не постесняйтесь спросить контакты производителя мягкой мебели. Цены вас порадуют. Можно будет получить не стандартный диван, который продается в 8 магазинах из 10, а что-то индивидуальное. Кроме того, эти люди знают, как делать мебель для промышленного использования, поэтому за качество переживать не стоит.

Сантехнику тоже можно купить дешевле. Зачастую у именитых брендов типа «Грое» или «Калдевея» есть линейки для стран третьего мира. Они выполняют изделия по тем же технологиям, на том же оборудовании, что и премиальные модели, но с использованием более простых материалов и расходников. Можно присмотреть что-то интересное.

Не стесняйтесь заказать светильники с «Алиэкспресса». Вы удивитесь, но реплики итальянских светильников там будут стоить в 4—5 раз дешевле. Понятно, что материалы попроще, но, так как эти предметы интерьера не подвергаются ежедневному механическому воздействию, мне кажется, на этом можно сэкономить.

Еще я был сильно удивлен, что розетки и выключатели самой дешевой линейки в «Леруа Мерлен» были дороже, чем более премиальная линейка того же производителя в специализированном сетевом магазине электротехники.

Нельзя экономить на материалах для чернового электромонтажа: это безопасность вашей семьи. Почитайте форумы электриков, возьмите кабель от более качественного производителя, вы переплатите немного относительно самого дешевого. Закажите сборку электрощита на производстве: это заводское изделие — и должно собираться в соответствующих условиях.

На материалах для водопровода лучше тоже не экономить. Скорее всего, водопроводные трубы у вас будут зашиты, и в случае пробоя старой доброй трубы белого цвета из ПВХ — такое бывает, это не страшилки — вам придется вскрывать очень большую площадь вашей чистовой отделки. Старайтесь использовать PEX-a — поперечно сшитый полиэтилен — и качественную арматуру.

Вообще очень интересно разбираться во всех тонкостях во время ремонта: иногда открываешь для себя удивительные вещи. Но на это требуется довольно много времени.

Где: Санкт-Петербург, квартира площадью 75 м² без отделки и с двумя санузлами
Сколько потратили: 9 месяцев, 4 миллиона рублей — и это не предел

Проект для квартиры площадью 75 м² с двумя санузлами стоил 150 тысяч, работа обошлась в 900 тысяч, на черновые материалы ушло 560 тысяч, оформление перепланировки — еще 100 тысяч. На чистовую отделку без дверей, света и сантехники потратили 350 тысяч. Остальное — мебель и техника.

Не стал экономить на оформлении перепланировки и на всем, что скрыто и должно быть надежным: душевой трап, отдельностоящая ванна, встроенные в стены смесители, датчики протечки, электрика, количество розеток и точек для света. Оставил второй санузел санузлом, а не кладовкой. Думал отказаться от кондиционеров, но в итоге решил ставить: прошлое лето дало урок. Сэкономил на том, что не стал менять окна и заменил в интерьере элементы из массива на шпонированную фанеру.

На все ушло 9 месяцев, куча нервов и непредвиденных затрат. Но в итоге получилось очень хорошо, уже переехали.

Пока потрачено 4 миллиона, на доведение до ума требуется еще около 1 200 000 рублей. Это дорогая замена остекления и утепление балкона, свет, некоторая мебель, шторы на 8 окон, двери шкафов, которые стоят дорого, так что лучше сразу купить корпуса, а доделать позже. И так далее.

Я везде старался экономить, но брать качественные вещи — из низа среднего сегмента: не «Миле», а «Аристон», не немецкая кухня, а хорошая российская. Если квартира для семьи и надолго, оно того стоит. Приятно приходить домой.

Источник

Как сделать ремонт квартиры

Часть 1: план, бригада, договор

Мы с мужем купили квартиру без отделки и получили ключи в начале июня. На ремонт у нас было 2 месяца, 350 тысяч рублей, один инженер технадзора и бригада рабочих из Таджикистана.

Готовить базу для ремонта мы начали за три месяца до выдачи ключей: узнали цены на стройматериалы в крупных сетях, выбрали сантехнику и отделочные материалы. Пока ничего не заказывали, только составили список желаний.

Мы знали, что нам нужен качественный ремонт без излишеств: простые экологичные материалы и функциональная мебель. Не нужны были золотые гобелены, резные дверные ручки и дизайнерские люстры из чугуна. Благодаря такому подходу еще на этапе подготовки у нас был четкий план действий и полное понимание того, что в итоге мы хотим сделать в квартире.

Расскажу, как мы уложились в срок и вышли за рамки бюджета всего на 15 тысяч рублей.

Команда

Мы купили квартиру в новостройке в новом районе, дома здесь сдаются фазами. В нашей фазе сдали сразу 10 домов, во всех нужно было делать ремонт. Поэтому ремонтных бригад было много.

Прорабы ищут клиентов у офиса управляющей компании, когда жильцам выдают ключи. В таких новостройках, как у нас, прорабы могут показывать квартиры, в которых идет ремонт прямо сейчас.

Мы познакомились с тремя прорабами. Первые двое нам дали листовки с расценками, а третий сразу предложил посмотреть квартиру в работе. Мы попросили показать еще несколько объектов на разных стадиях ремонта. Так мы вживую оценили, как бригада выполняет черновые работы, как устанавливают сантехнику, и познакомились с рабочими, которые будут участвовать в ремонте нашей квартиры.

Если в округе бригад нет, на объект приглашают несколько потенциальных подрядчиков. Встречи назначают подряд, чтобы прорабы сталкивались друг с другом в дверях. Так сравнивают квалификацию и торгуются с теми, с кем хотят работать.

Вот как обычно оценивают квалификацию работников.

По проектам — хорошо, если есть возможность увидеть объект вживую или, на худой конец, на фотографии. Если вы попадете на объект, смотрите на углы, стыки и любые сложные места: по ним видно, как работает команда.

Смотреть на ровно окрашенную стену бессмысленно — смотрите на стыки с полом и потолком. Посмотрите, как установлены розетки, как затерта плитка, что творится под раковиной или мойкой, как выглядят места входа труб в стену. В ремонте дьявол в деталях.

По общению — для этого удобно подключить третью сторону, чтобы специалист со стороны заказчика оценил квалификацию работников, задал вопросы о том, какие материалы мастера будут использовать и по какой технологии работать. Если нет подкованных в этом вопросе друзей, добро пожаловать в технадзор.

Технадзор

Если опыта в ремонте недостаточно, для выбора бригады и оценки работ приглашают специалиста со стороны. Это может быть строитель или инженер по техническому надзору. Мы такого специалиста нашли в интернете.

Наш инженер в 70-х получил специальность инженера-строителя и с тех пор работает в строительной сфере. Договорились, что он приедет на сдачу чернового этапа.

Третью сторону в ремонте приглашают на отдельные этапы или на весь период ремонта. Технадзор за ремонтом квартиры в Москве стоит от 4000 рублей за выезд, цена зависит от удаленности от Мкада, площади объекта и того, как часто нужно контролировать работы.

минимум стоит один выезд специалиста по технадзору в Москве

Плохо привлекать технадзор внезапно или в середине работ. Наш инженер рассказал, как его наняли в конце ремонта, когда 60% работ уже были приняты и оплачены. Он выдал кучу замечаний, рабочие испугались, бросили все и натурально сбежали. Поэтому прораба перед началом работ предупреждают, что в приемке этапов будет участвовать технадзор.

Стоимость

Чтобы рассчитать стоимость ремонта, прораба приглашают на объект. Заказчик подробно описывает работы: указывает места розеток, план переноса моек на кухне, расположение сантехники, разводку проводки, расположение светильников на потолке и стенах.

Чтобы прорабу было проще понять клиента, показывают дизайн-проект или подборку фотографий квартир, отделка которых нравится. Прораб замеряет площадь каждого помещения, высоту потолков, оценивает состояние квартиры до ремонта. К дорогим работам относят замену радиаторов, утепление балкона, шумоизоляцию комнат, замену стеклопакетов, перепланировку. После этого прораб составляет список работ и выдает стоимость работ и материалов.

Все то же самое вам может сделать хороший дизайнер интерьера, который берет на себя сметы, замеры и инженерные планы. Он может не дать финальную цену работ, но хотя бы точно определит все площади, длины и объемы, по которым прораб сделает свой расчет.

Такая схема оценки работает в новостройках. В домах старого фонда стоимость рассчитать сложнее: она зависит от степени износа квартиры. Оценивают износ и рассчитывают количество работ окончательно, когда вскрыт пол, видно состояние несущих конструкций, проводки и сантехнических труб. Поэтому на начальном этапе рассчитывают стоимость демонтажа, а точное количество работ по реконструкции и черновой отделке определяют после того, как становятся видны все недостатки помещения.

У нас однокомнатная квартира в новостройке без отделки. Мы планировали потратить 350 тысяч рублей вместе с работой и материалами. Прораб оценил только работу в 240 тысяч. Для нас это было дорого: не хватало на покупку материалов.

наш запланированный бюджет на ремонт однокомнатной квартиры

Когда мы поняли, что не укладываемся в смету по работам, вычеркнули то, что можем сделать сами или отложить на будущее. Утепление балкона, укладку ламината, шпатлевку и покраску стен взяли на себя. Потолок в комнате решили сделать позже. В итоге стоимость работ уменьшилась до 140 тысяч, или 3600 рублей за квадратный метр.

На покупку материалов для черновых работы мы запланировали 90 тысяч, на чистовые — на 120 тысяч, так мы уложились в бюджет — 350 тысяч рублей.

Как снижают стоимость работ

Просят скидку на работы. Надо понимать, что строители дают скидку просто из своего кармана, поэтому сильно прожимать их может оказаться себе дороже.

Выбирают строителей с невысокой квалификацией. Бригады, у которых мало опыта и нет собственного оборудования, стоят дешевле. Брать на себя роль эксперта в этом случае придется заказчику. Нужно будет консультироваться на стороне, подробно вникать в каждый этап работ и часто приезжать на объект.

Отказываются от части работ или меняют технологию. Выравнивание стен — дорогая работа. Если в помещении неровная стена, но заказчик знает, что в этой зоне установит встроенный шкаф, идеально ровная поверхность может быть не нужна — правда, сначала нужно обязательно посоветоваться с компанией, которая будет делать шкаф.

Экономят на материалах. Строители не рекомендуют экономить на электрическом кабеле, сантехнической арматуре и на трубах для разводки. Качество этих материалов проверяют уже по окончании ремонта. Если материалы окажутся плохими, то придется делать демонтаж и запускать процесс отделки заново. Можно сэкономить на материалах для финишной отделки, штукатурку купить не за 600 рублей за мешок, а за 350 рублей. Или на пол положить не паркетную доску за 5 тысяч, а ламинат за тысячу.

Часть работ заказчики берут на себя. Экономят на демонтаже напольных и настенных покрытий. Если достаточно опыта и свободного времени, заказчики оставляют себе часть чистовых работ, поклейку обоев, укладку ламината и плинтуса.

Нужен ли дизайнер интерьера

Есть такая профессия — дизайнер интерьера. Если это хороший специалист, он возьмет на себя три аспекта: эстетику, рабочие чертежи и материалы с комплектацией.

Эстетика — это то, как будет выглядеть квартира: какого что будет цвета, из каких тканей, как все принципиально будет выглядеть, как и где будет стоять мебель, какого она примерно будет размера. Эдакое общее ощущение от квартиры. Хорошие интерьерщики делают коллажи и визуализации, чтобы вы могли заранее представить результат ремонта.

Рабочие чертежи — это план полов, стен, плитки, потолка, электрики, светильников и чего угодно, что требуется для вашей квартиры. Дизайнер оформляет это в чертежах, чтобы не вы тыкали пальцем прорабу, что как строить. Это важно: сегодня вы показали ему на розетку в одном месте, а завтра она появится в другом и никто ничего не докажет.

Особенно в рабочих чертежах полезна плитка и сантехника. Дизайнер прямо раскладывает плитку нужного размера от нужных углов, обходит опасные стыки, прокладывает бордюры. Если вам нужна сложная плиточная работа в санузле или на кухне, такой план обязательно должен быть: иначе останетесь с кучей ненужной плитки и обрезков, а в итоге все еще и не сойдется.

Планировать электрику тоже надо заранее: чтобы розетки были там, где они нужны, а не за шкафом; чтобы по квартире потом не нужно было кидать удлинители, а сами розетки не облеплялись тройниками. Дизайнер определяет, что здесь, например, будет зона телевизора. Он считает: нужны розетки под панель, ресивер, колонки, приставку, Эпл-тиви и еще три запасных. Дизайнер проектирует в этом месте блок на 8 розеток и аккуратно его прячет от глаз.

Комплектация и материалы — дизайнер подбирает конкретные артикулы обоев, плитки, покрытий, мебели и светильников, часто с ценами. В итоге получается таблица, что и где покупать. Обычно дизайнеры подбирают артикулы из дорогих салонов, от которых получают комиссию. В отдельных случаях можно договориться составить ведомость материалов по мебели из Икеи и обоям из «Леруа-мерлена», но мы в такое не верим.

Главный вопрос — нужно ли обращаться к дизайнеру или лучше все это сделать самим?

Обычно ответ такой: если у вас дорогие материалы и в целом дорогой ремонт в большой квартире, то обязательно обращайтесь к дизайнеру. Если вы ограничены во всем и квартира у вас небольшая, то лучше всю дизайнерскую работу проделать самостоятельно: нарисовать все те же рабочие чертежи и самим выбрать материалы.

Можно найти дизайнера, который посмотрит ваши планировки и чертежи и что-нибудь подскажет за умеренную плату. Обязательно донесите свои пожелания и покажите чертежи инженеру технадзора: он вам скажет, где ваши желания нереальные.

за м² стоит работа нормального дизайнера интерьера в Москве по нашему опыту

Стоимость услуг дизайнера в Москве начинается от 1000 рублей за квадратный метр и улетает в бесконечность. Хорошего дизайнера можно найти за 2500 рублей за квадрат — это ненамного меньше, чем весь наш бюджет на ремонт в пересчете на метр. Поэтому мы делали все сами.

Договор

В России мы можем заключить договор с гражданином Таджикистана, если у него есть вид на жительство, разрешение на временное проживание или патент на работу.

Каждый из этих документов дает возможность работать в России определенный период:

Если ни одного из документов нет — плохо: иностранному гражданину работать без этих документов нельзя. Мигранта, у которого нет документов, могут депортировать из страны, а все обязательства и договор подряда не будут иметь юридической силы.

У нашего прораба есть вид на жительство, работать он может в любом регионе России. РВП и патент дают возможность работать только в том регионе, в котором выданы.

Мы заключили с ним договор, указали в нем сроки начала и окончания работ, ответственность за срыв сроков и задержку оплаты работ, условия гарантийного обслуживания после сдачи объекта.

Оплата ремонта в три этапа

В договоре мы указали общую стоимость работ и разделили оплату на три части. Договорились, что деньги будем вносить после приема каждого этапа.

Инженер по технадзору посоветовал нам делить оплаты так: 30% + 30% + 40%. Это мотивирует рабочих сдавать работу вовремя. Черновой этап работ нужно выполнять строго по технологии, переделки обойдутся дорого и выльются в стоимость нового ремонта. Этап чистовой отделки в нашем случае очень простой, нет сложных материалов. Рабочим выгодно сделать качественно черновую работу, не тратить время и силы на доработку дефектов.

На последний этап заложили большую сумму. В итоге чистовая отделка прошла быстро и рабочие получили окончательный расчет.

Как обманывают

В последнюю выплату мы заложили риски: некачественный ремонт, срыв сроков и другие неприятности, вплоть до пропажи подрядчика. На рынке услуг по ремонту есть популярные схемы обмана.

Рабочие получают аванс и исчезают. Поэтому работу оплачивают поэтапно. Порядок оплаты прописывают в договоре, подробный план работ указывают в смете, каждый этап закрывают актами приемки работ, оплачивают этап после подписания акта. Если находят дефекты, строители их устраняют, заказчик заново принимает работу и только после этого оплачивает ее. Если аванс все же нужно перечислить, нужно документально зафиксировать передачу денег.

Рабочие берут деньги на покупку материала и пропадают. Заказчик может самостоятельно закупать все материалы по списку прораба. Но для ускорения процесса покупку материалов для первого этапа доверяют подрядчику. В этом случае рабочие покупают материалы за свой счет, доставляют и разгружаются на объекте. Заказчик проверяет купленное по товарным чекам и возвращает деньги подрядчику. Отдельно оговаривают покупку дорогих материалов, за них подрядчик передает всю сумму или основную часть.

Рабочие выполняют основную часть работ, получают 80% оплаты и пропадают после появления третьей стороны в приеме. Это случается, если подключить к приему работы строителя со стороны, инженера или специалиста по техническому надзору. Рабочие получают претензии к качеству уже выполненной и оплаченной работы, не хотят устранять недочеты и пропадают. Чтобы такого не случилось, бригаду предупреждают о том, что с начала ремонта или на одном из этапов работу будет контролировать третья сторона.

В следующей статье я расскажу непосредственно про сам ремонт: как составляют смету, закупают материалы, контролируют сроки и принимают работу.

Источник

Как составить смету

На ремонт квартиры или дома

Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.

Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.

После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.

Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.

Что такое смета

Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.

Когда составляется смета

Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.

Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.

Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.

Для чего нужна смета

Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.

Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.

Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.

Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.

Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».

Задачи сметы

Вот какие задачи выполняет смета.

Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.

Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.

Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.

Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.

Виды смет и способы расчета

В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.

Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.

Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.

Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.

Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.

Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.

Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.

Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».

Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.

Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.

Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.

По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.

Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.

По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.

Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.

По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.

Кто уполномочен заниматься сметой

Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.

Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.

Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.

Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.

Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.

Основные принципы составления сметы

Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.

Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.

Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».

Правильно названные работы — это уже половина сметы

Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.

Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.

Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.

Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.

В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.

Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.

Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.

Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.

Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.

Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).

Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.

Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.

Как оформляется смета

Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.

Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.

Проще всего сделать смету по готовому шаблону.

Программы для составления и заполнения смет

В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».

Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.

Основные ошибки при составлении смет

Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.

Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.

Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.

До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.

Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.

Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.

Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.

Допустимо ли превышать указанные в смете цифры

Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.

Как правильно составить смету

Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.

Вот что я понял теперь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *