рафаэль мегал комната загадок
Рафаэль мегал комната загадок
Выставка открыта с 12.00 до 21.00 все дни, кроме понедельника.
В экспозиции разрешено находиться только в маске.
При покупке льготных категорий билетов необходимо предъявить удостоверящий документ на кассе.
Идея проекта, созданного Мегалом специально для Московского музея современного искусства, возникла в период охватившей весь мир пандемии. Атмосфера всеобщего страха побудила художника изменить первоначальную концепцию и сконцентрироваться на воздействии, которое страх оказывает на людей, столкнувшихся с невидимым врагом. Так одно из основных мест в экспозиции заняли работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019-2020), изображающие разбивающиеся в пространстве изделия советского фарфора. Именно в этом цикле переданы размышления автора о хрупкости жизни, пришедшие в его творчество на смену более ранней рефлексии об идолопоклонничестве и природе агрессии. Последняя тема нашла отражение в серии полотен «Пантеры в моем цветущем саду» (2017), также представленной в экспозиции ММОМА.
Название выставки — «Комната загадок» — отсылает к одноименной инсталляции, предлагающей новую интерпретацию работы «Художник и его мать». Впервые она была создана Рафаэлем Мегалом во время его участия в 57-й Венецианской биеннале, а позже масштабное произведение появилось на персональной выставке автора в Национальной галерее Армении в Ереване. В экспозиции в ММОМА инсталляции отведено центральное место в самом большом зале, вокруг нее строится траектория движения зрителя в пространстве. Страх перед внешним агрессором отражен здесь сквозь аллюзию на историческую трагедию, которую пережил народ Армении.
Рафаэль Мегал родился в 1983 года в Ереване. В 1998-2004 годах учился в Ереванской Государственной Академии Художеств. С 2008 года является членом Союза художников Республики Армения. С 2010 года живет и работает в Армении и США. Он регулярно представляет персональные выставки по всему миру, а также участвует в международных проектах. В 2017 году Мегал оформил павильон Республики Армения на 57-й Венецианской биеннале составным проектом живописных серий и инсталляции под общим названием «Пантеры в моем цветущем саду». Сегодня Рафаэль Мегал является обладателем ряда престижных наград.
Подробнее о проекте:
ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ:
учащиеся средних и средне-специальных заведений; пенсионеры РФ; инвалиды III группы; студенты высших учебных заведений РФ дневной формы обучения; лица, не достигшие восемнадцати лет.
БЕСПЛАТНО:
сотрудники музеев РФ; члены Международного совета музеев (ICOM) и СIMAM; герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры Ордена Славы; участники и ветераны ВОВ РФ и стран СНГ; бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных в период Второй мировой войны; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда», труженики тыла; незаконно репрессированные и реабилитированные граждане; участники боевых действий, приравненные к ветеранам ВОВ РФ; военнослужащие срочной службы РФ; инвалиды I и II группы; дети-инвалиды; лица, сопровождающие посетителя с ограниченными физическими возможностями; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве; учащиеся общеобразовательных учреждений — приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям; члены многодетных семей; дети до 7 лет; студенты очной формы обучения художественных и архитектурных вузов РФ и стран СНГ; студенты факультетов вузов РФ и стран СНГ, специализирующихся в сфере изобразительного искусства (в том числе иностранным гражданам-студентам аналогичных вузов РФ и стран СНГ); учащимся художественных учебных заведений РФ и стран СНГ
Рафаэль мегал комната загадок
Куратор: Деметрио Папарони
Московский музей современного искусства совместно с Ереванским комитетом ассоциации Данте Алигьери представляет монографическую выставку Рафаэля Мегала «Комната загадок». Художник, родившийся в Армении и сегодня живущий между Ереваном и Лос-Анджелесом, создает масштабные живописные полотна в ярком колорите, а также работает в инсталляционном жанре. В 2017 году Рафаэль Мегал единолично оформил павильон Армении на 57-ой Венецианской биеннале.
Идея проекта, созданного Мегалом специально для Московского музея современного искусства, возникла в период охватившей весь мир пандемии. Атмосфера всеобщего страха побудила художника изменить первоначальную концепцию и сконцентрироваться на воздействии, которое страх оказывает на людей, столкнувшихся с невидимым врагом. Так одно из основных мест в экспозиции заняли работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019-2020), изображающие разбивающиеся в пространстве изделия советского фарфора. Именно в этом цикле переданы размышления автора о хрупкости жизни, пришедшие в его творчество на смену более ранней рефлексии об идолопоклонничестве и природе агрессии. Последняя тема нашла отражение в серии полотен «Пантеры в моем цветущем саду» (2017), также представленной в экспозиции ММОМА. Эти важнейшие для творческой биографии Рафаэля Мегала циклы объединяет попытка передать ощущение подстерегающей опасности и уязвимости человека, фрагментарности и быстротечности жизни, вечного ожидания разрушения привычного нам мира.
Название выставки — «Комната загадок» — отсылает к одноименной инсталляции, предлагающей новую интерпретацию работы «Художник и его мать». Впервые она была создана Рафаэлем Мегалом во время его участия в 57-й Венецианской биеннале, а позже масштабное произведение появилось на персональной выставке автора в Национальной галерее Армении в Ереване. В экспозиции в ММОМА инсталляции отведено центральное место в самом большом зале, вокруг нее строится траектория движения зрителя в пространстве. Композиция представлена девятью скульптурами черных пантер, которые стоят на армянских национальных коврах и разрывают копию картины «Художник и его мать» (1926–1936) армянского живописца Аршила Горки (1904–1948), подвергшегося гонениям во время геноцида армян и эмигрировавшего в возрасте пятнадцати лет вместе с сестрой в США. Страх перед внешним агрессором отражен здесь сквозь аллюзию на историческую трагедию, которую пережил народ Армении.
Эту тему продолжают представленный в экспозиции живописный цикл «Идолы и иконы» и отдельный портрет Льва Толстого под названием «Еретический идол», поднимающие вопрос изгнания и отделения человека от общества, а также триптих «Полки Каспара Утца», иллюстрирующий историю литературного персонажа времен Второй мировой войны.
Выставку откроет перформанс, поставленный специально для обновленного проекта Рафаэля Мегала в ММОМА.
Рафаэль Мегал родился в 1983 года в Ереване. В 1998-2004 годах учился в Ереванской Государственной Академии Художеств. С 2008 года является членом Союза художников Республики Армения. С 2010 года живет и работает в Армении и США. Он регулярно представляет персональные выставки по всему миру, а также участвует в международных проектах. В 2017 году Мегал оформил павильон Республики Армения на 57-й Венецианской биеннале составным проектом живописных серий и инсталляции под общим названием «Пантеры в моем цветущем саду». Сегодня Рафаэль Мегал является обладателем ряда престижных наград.
Рафаэль Мегал: «У меня вообще нет идолов, разве что искусство»
Художник Рафаэль Мегал живет между Ереваном и Лос-Анджелесом, показывает свое искусство во всем мире, но в России выставляется впервые — в ММОМА, с сольным проектом «Комната загадок». Концепция персональной выставки Рафаэля приобрела новое звучание во время пандемии — и оттого стала ещё интересней. О метафоре разбивающегося фарфора, образе пантеры, агрессии и любви к Льву Толстому живописец рассказал в интервью АRT Узлу.
Текст: Юлия Крышевич
Юлия Крышевич: Рафаэль, в кураторском тексте Деметрио Папарони сказано, что изначально в центр проекта «Комната загадок» были поставлены отношения человека с его идолами. Но под воздействием пандемии фокус сместился на чувство страха, которое нашло воплощение в метафоре разбивающегося фарфора (элемента, встречающегося в нескольких работах в экспозиции), иначе хрупкости. Здесь на ум приходит другой термин, предложенный экономистом Нассимом Талебом — антихрупкость. Антихрупкость как способность извлекать выгоду из неудач и становиться сильнее при столкновении с хаосом. Не об этом ли идет речь в экспозиции?
Рафаэль Мегал: Антихрупкость — это само искусство. Все объекты искусства содержат приставку «анти», и все они существуют для чего-то: например, для познания мира вокруг. Изначально выставка была посвящена человеку и его идолам, но во время пандемии концепция изменилась: став свидетелем страха людей перед невидимым врагом, крушения мироустройства, я решил ввести метафору разбивающегося фарфора. Помню, у нас в родительском доме была полка с фарфоровыми статуэтками и иконками: когда мне было пять лет, я нечаянно разбил эту полку. Внутри меня в тот момент все словно перевернулось. Также и в жизни: ценности, которые мы формируем годами, могут в мгновенье стать пылью.
Ю.К. На выставке представлены как свежие работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019—2020), так и более ранние картины из цикла «Пантеры в моем цветущем саду» (2017—2018). И это, безусловно, контраст: зыбкости фарфора и хищности зверей, виктимности и агрессии, если угодно. На эту же мысль наводят названия работ, такие как Mating Instinct (Инстинкт размножения), Sacrificial victim (Искупительная жертва). Расскажите о своем интересе к этой теме.
Р.М. Агрессия — это страх. Если вторгнуться в личное пространство человека, закономерной реакцией станет агрессия. Что касается использования образа пантеры, он мне близок: его корни уходят в армянскую мифологию, где пантера символизирует землю. Я восхищаюсь Арменией, моей родной страной, ее культурой — зритель сможет разделить мой восторг в аллюзиях на рай, которые содержатся в некоторых работах на выставке. В целом, мне как художнику свойственно обращаться к теме веры.
Рафаэль Мегал. Из серии «Пантеры в моем цветущем саду», 2018. Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. В представленной в экспозиции инсталляции «Художник и его мать» (2017) зритель снова видит образ пантеры — на этот раз 9 скульптур, в натуральную величину, у каждой фигуры — две головы. В инсталляции звери разрывают в клочья репродукцию одноименной работы Аршила Горки. Горки — ваш соотечественник: аналогично вашему опыту, художник провёл часть жизни в США. Есть ли другие причины, по которым вы решили сделать отсылку к творчеству Горки? И, кстати, почему именно к этой работе?
Р.М. Семья Аршила Горки эмигрировала в Соединённые Штаты Америки, спасаясь от геноцида армян 1915 года. Именно в Америке художник строил свою карьеру. Работа, представленная в экспозиции, взята из самого известного цикла Горки «Художник и его мать». Стоит сказать, в жизни самого живописца мать играла большую роль. То, что картина в рамках инсталляции разорвана, символизирует трагедию армянского народа. Алый цвет ковров напоминает кровь, а орнаменты на коврах, собственно, ещё одна отсылка к армянской культуре.
Рафаэль Мегал. Инсталляция «Художник и его мать», 2017. Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. Теперь к теме идолов. В рамках проекта представлены две серии, выполненные в последние два года, — «Идолы и иконы» и «Фарфоровые идолы». В первом цикле работ зритель может часто наблюдать обращение к фигуре Льва Толстого, в котором не чувствуется ни тени иронии, в то время как образы любимых персонажей массовой культуры (Микки Мауса, Пиноккио, Белоснежки) из серии «Фарфоровые идолы» выглядят, скорей, гротескно. Между художественными приемами в данных сериях подразумевается параллель?
Р.М. На мой взгляд, зрителю стоит искать параллели на всей выставке. В экспозиции представлены разные серии, но их объединяет концепция проекта. Что касается фигуры Толстого, его связывала длинная история взаимоотношений с Арменией и армянским народом. Лев Толстой был отлучен от Русской Православной церкви в 1901 году, это знают многие, но мало кто в курсе, что после смерти писателя в 1910 году, его отпевали в армянской церкви в Санкт-Петербурге. Я обожаю Толстого, но своим личным идолом назвать его не могу: у меня вообще нет идолов, разве что искусство.
Рафаэль Мегал. Триптих «Полки Каспара Утца», 2020. Фото Предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. Одна из наиболее масштабных работ на выставке — триптих «Полки Каспара Утца» (2020). Здесь меня интересует отсылка к роману Брюса Чатвина «Утц». Главный герой книги, пражский коллекционер Каспар Утц всю жизнь с упоением собирает фарфор. Чатвин трактует подобную страсть к собирательству как подавленное желание путешествовать, менять места. Интересно, что и сам писатель был заядлым коллекционером. Что для вас означает работа «Полки Каспара Утца»? Разделяете ли вы интерес к коллекционированию?
Р.М. Работа «Полки Каспара Утца» определенно отсылает зрителя к идеи, страсти коллекционирования. Мне также свойственна эта любовь: я собираю предметы искусства — картины, фарфоровые статуэтки. И, да, путешествую я тоже часто.
Слева направо Рафаэль Мегал. Из серии «Идолы и иконы», 2020 Из серии «Фарфоровые идолы», 2019. Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. Нельзя не обратить внимание на вашу манеру живописи. Полотна выглядят насыщенно, динамично, и вместе с тем в них кроется какой-то идеализм. Как формировалась ваша манера как художника, о чем вы думаете, когда пишете картины?
Р.М. Как художник я прошел через разные этапы в живописи. Сначала была Академия и, соответственно, реализм, затем я начал заниматься импрессионизмом, чуть позже — экспрессионизмом. Так, исследовав множество возможных путей, я нашел свое направление, нашёл себя в искусстве. Картины — это зеркало души: по крайне мере, если художник честен перед собой и перед зрителем.
Что касается моей живописной манеры, даже не знаю, что сказать: просто я так вижу, чувствую, дышу. Если под ногами у художника нет огня, то искусства не получится. Пабло Пикассо однажды сказал: «Когда я захожу в мастерскую, я оставляю свое тело за дверью подобно тому, как мусульмане разуваются перед входом в церковь. Лишь моя душа творит в мастерской». Также и в живописи: картины пишет душа, а не разум; художник работает словно без одежды: в полной гармонии с собственным телом и психикой. Ведь когда есть гармония, есть и смысл.
Слева направо Рафаэль Мегал. Из серии «Пантеры в моем цветущем саду», 2018 Триптих «Есть ли паршивые коты в Эдеме», 2020. Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. Куратором проекта выступил Деметрио Папарони. Под его же авторством вышло несколько публикаций о вашем творчестве. Вы давно знакомы? Как происходило взаимодействие в рамках проекта «Комната загадок»?
Р.М. Деметрио Папарони впервые увидел мои работы на выставке в Италии в 2014 году — там мы и познакомились. Он приехал в мою мастерскую, посмотрел другие картины, и мы обсудили возможность создания совместного проекта — моей персональной выставки Human Nature, которая состоялась в туринской галерее IN ARCO год спустя. Деметрио Папарони я считаю потрясающим искусствоведом и критиком: вопрос о том, кто должен стать куратором новой выставки в ММОМА, даже не стоял — я сразу пригласил Деметрио к участию.
Слева направо Рафаэль Мегал. Из серии «Фарфоровые идолы», 2019 Из серии «Пантеры в моем цветущем саду», 2018. Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Ю.К. Рафаэль, у вас за плечами солидный опыт в искусстве, участие в групповых выставках и сольные проекты в галереях по всему миру. В 2017 году вы представили Армению на 57-ой Венецианской биеннале серией работ «Пантеры в моем цветущем саду». Однако в России вы выставляетесь впервые. Что вы ждёте от этого опыта? Есть ли уже идеи/планы о дальнейшем сотрудничестве с российскими арт-институциями?
Р.М. Выставка открылась недавно, и пока конкретных планов о сотрудничестве нет (прим. ред. на момент проведения интервью выставка «Комната загадок» была открыта два дня). Я надеюсь, мне еще предстоит участвовать в проектах в России. И, кстати, я хочу выразить свое восхищение российской публикой в галереях и музеях: русские глубоко чувствуют и ценят искусство, возможно, дело в советской школе. Такого я ещё нигде не видел, хотя выставлялся во многих странах: в Норвегии, США, Италии, Франции… Думаю об этом и не перестаю удивляться.
Художник Рафаэль Мегал. Фото: Тимоти Гринфилд-Сандерс
Выставка Рафаэля Мегала «Комната загадок» продлится в ММОМА на Гоголевском бульваре до 16 мая. Подробности по ссылке.
Арт Узел благодарит пресс-службу ММОМА за помощь в организации интервью.
Выставка «Комната загадок»
С 13 апреля по 16 мая 2021 года Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре пройдет монографическая выставка Рафаэля Мегала «Комната загадок».
Выставка «Комната загадок»
Художник, родившийся в Армении и сегодня живущий между Ереваном и Лос-Анджелесом, создает масштабные живописные полотна в ярком колорите, а также работает в инсталляционном жанре. В 2017 году Рафаэль Мегал единолично оформил павильон Армении на 57-ой Венецианской биеннале.
Идея проекта, созданного Мегалом специально для Московского музея современного искусства, возникла в период охватившей весь мир пандемии. Атмосфера всеобщего страха побудила художника изменить первоначальную концепцию и сконцентрироваться на воздействии, которое страх оказывает на людей, столкнувшихся с невидимым врагом.
Так одно из основных мест в экспозиции заняли работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019–2020), изображающие разбивающиеся в пространстве изделия советского фарфора. Именно в этом цикле переданы размышления автора о хрупкости жизни, пришедшие в его творчество на смену более ранней рефлексии об идолопоклонничестве и природе агрессии.
Выставка «Комната загадок»
Последняя тема нашла отражение в серии полотен «Пантеры в моем цветущем саду» (2017), также представленной в экспозиции ММОМА. Эти важнейшие для творческой биографии Рафаэля Мегала циклы объединяет попытка передать ощущение подстерегающей опасности и уязвимости человека, фрагментарности и быстротечности жизни, вечного ожидания разрушения привычного нам мира.
Название выставки — «Комната загадок» — отсылает к одноименной инсталляции, предлагающей новую интерпретацию работы «Художник и его мать». Впервые она была создана Рафаэлем Мегалом во время его участия в 57-й Венецианской биеннале, а позже масштабное произведение появилось на персональной выставке автора в Национальной галерее Армении в Ереване.
В экспозиции в ММОМА инсталляции отведено центральное место в самом большом зале, вокруг нее строится траектория движения зрителя в пространстве. Композиция представлена девятью скульптурами черных пантер, которые стоят на армянских национальных коврах и разрывают копию картины «Художник и его мать» (1926–1936) армянского живописца Аршила Горки (1904–1948), подвергшегося гонениям во время геноцида армян и эмигрировавшего в возрасте пятнадцати лет вместе с сестрой в США. Страх перед внешним агрессором отражен здесь сквозь аллюзию на историческую трагедию, которую пережил народ Армении.
Выставка «Комната загадок»
Эту тему продолжают представленный в экспозиции живописный цикл «Идолы и иконы» и отдельный портрет Льва Толстого под названием «Еретический идол», поднимающие вопрос изгнания и отделения человека от общества, а также триптих «Полки Каспара Утца», иллюстрирующий историю литературного персонажа времен Второй мировой войны.
Рафаэль мегал комната загадок
Идея проекта, созданного Мегалом специально для Московского музея современного искусства, возникла в период охватившей весь мир пандемии. Атмосфера всеобщего страха побудила художника изменить первоначальную концепцию и сконцентрироваться на воздействии, которое страх оказывает на людей, столкнувшихся с невидимым врагом. Так одно из основных мест в экспозиции заняли работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019-2020), изображающие разбивающиеся в пространстве изделия советского фарфора. Именно в этом цикле переданы размышления автора о хрупкости жизни, пришедшие в его творчество на смену более ранней рефлексии об идолопоклонничестве и природе агрессии. Последняя тема нашла отражение в серии полотен «Пантеры в моем цветущем саду» (2017), также представленной в экспозиции ММОМА. Эти важнейшие для творческой биографии Рафаэля Мегала циклы объединяет попытка передать ощущение подстерегающей опасности и уязвимости человека, фрагментарности и быстротечности жизни, вечного ожидания разрушения привычного нам мира.
Название выставки — «Комната загадок» — отсылает к одноименной инсталляции, предлагающей новую интерпретацию работы «Художник и его мать». Впервые она была создана Рафаэлем Мегалом во время его участия в 57-й Венецианской биеннале, а позже масштабное произведение появилось на персональной выставке автора в Национальной галерее Армении в Ереване. В экспозиции в ММОМА инсталляции отведено центральное место в самом большом зале, вокруг нее строится траектория движения зрителя в пространстве. Композиция представлена девятью скульптурами черных пантер, которые стоят на армянских национальных коврах и разрывают копию картины «Художник и его мать» (1926–1936) армянского живописца Аршила Горки (1904–1948), подвергшегося гонениям во время геноцида армян и эмигрировавшего в возрасте пятнадцати лет вместе с сестрой в США. Страх перед внешним агрессором отражен здесь сквозь аллюзию на историческую трагедию, которую пережил народ Армении.
Эту тему продолжают представленный в экспозиции живописный цикл «Идолы и иконы» и отдельный портрет Льва Толстого под названием «Еретический идол», поднимающие вопрос изгнания и отделения человека от общества, а также триптих «Полки Каспара Утца», иллюстрирующий историю литературного персонажа времен Второй мировой войны.
Выставку откроет перформанс, поставленный специально для обновленного проекта Рафаэля Мегала в ММОМА.
Рафаэль Мегал родился в 1983 года в Ереване. В 1998-2004 годах учился в Ереванской государственной академии художеств. С 2008 года является членом Союза художников Республики Армения. С 2010 года живет и работает в Армении и США. Он регулярно представляет персональные выставки по всему миру, а также участвует в международных проектах. В 2017 году Мегал оформил павильон Республики Армения на 57-й Венецианской биеннале составным проектом живописных серий и инсталляции под общим названием «Пантеры в моем цветущем саду». Сегодня Рафаэль Мегал является обладателем ряда престижных наград.