проекты дач советских архитекторов
Дачи Архитекторов СССР.
Как строили для себя дачи советские архитекторы? Как жили те, кто создавал облик наших городов в 30-е годы прошлого века? Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из них.
Владимир Семенов — автор генплана реконструкции Москвы 1935-го года и основатель архитектурной династии.
Свою дачу в поселке НИЛ, что на берегу Истры, архитектор начал возводить в 1935 году. НИЛ расшифровывается как Наука.Искусство.Литература. Семенов вместе с коллегами-архитекторами был инициатором создания этого дачного кооператива.
На строительство усадьбы ушло 30 лет. Дом был построен из корабельного леса. Окна и витражи архитектор вначале схематично изображал на огромных листах бумаги, прикладывал набросок к фасаду здания и смотрел, как получается. Перила и другие опоры делались в виде макетов из дерева, а лишь потом в натуральную величину.
Каминная комната была центральным помещением дома. Здесь, когда на улице смеркалось, все Семеновы в полном составе собирались и слушали занимательные истории об африканских приключениях архитектора. А в День святого Владимира (28 июля) созывали гостей, для которых на большой террасе сервировали стол и угощали варениками с вишней.
В 60-х годах прошлого столетия внучка Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта и в поместье стали приезжать друзья артиста — Михаил Козаков, Андрей Миронов, Марк Захаров. В один из дней Миронов и Ширвиндт с оглушительным ревом рассекали по поселку на мопедах. Недовольные соседи вначале были крайне возмущены этим, однако узнав в нарушителях спокойствия известных актеров, тут же сменили гнев на милость.
Нынче в усадьбе Семенова, которую раньше за красоту называли Парком культуры, обитают его праправнуки. На ухоженной территории, как и прежде, красуются постриженные газоны и цветники. В доме на террасе все также накрывают столы, а по вечерам собираются у камина.
Георгий Гольц — советский архитектор и театральный художник. В 30-г годах XX века он построил в Москве шлюз на Яузе, был автором Устьинского моста и комплекса Изогородка, а также проектировал и строил банки, фабрики и котельные. Гольц обладал острым умом и неуемной энергией, за что друзья прозвали его «Бокалом с шампанским».
В НИЛе архитектору достался один из последних участков земли над рекой, откуда открывался красивый вид на Новоиерусалимский монастырь.
Строить дачу начали в 1937 году. А летом 38-го года в еще недостроенный дом въехала жена Гольца и дочка.
Проект дачи не сохранился. Остались только зарисовки процесса стройки и эскизы. Дом построили из дерева — любимого материала Гольца. Шесть столбов фундамента и печи были кирпичными. Крышу накрыли дранкой, столы из дуба подставили под террасы. Сруб покупали в соседней деревне, а доски пилили из елей, растущих на участке.
Архитектор на даче занимался живописью, цветоводством, ходил к соседям за рассадой, которым в знак благодарности давал советы по строительству. Подход к выбору дачной одежды у Гольца был тоже творческий. Художник сам нарисовал выкройки для своего комбинезона со множеством карманов.
Вместе с семьей Гольца на дачу переехала его сестра с племянниками. Обедала семья на балконе, который называли южной террасой, а вечера проводила у камина, где сочиняла стихи и рассказы.
В 1942 году в НИЛ пришли немцы. Семья Гольца в тот момент была в эвакуации. Во время бомбежки дача была повреждена — в ее стенах еще долго виднелись осколки от снаряда. Дом не ремонтировался три года. Художник начал реконструкцию, но в 1946 году скончался, и семья сделала в доме простой ремонт. Сейчас там живет дочка Гольца — Ника, которая пошла по стопам отца и также стала архитектором.
Григорий Сенатов — автор проектов зданий больниц в Москве. Родился в 1885 году, окончил училище живописи. Однако в работе предпочитал архитектуру, так как она давала более высокий и стабильный доход.
Григорий Сенатов стал членом кооператива «Советский архитектор» в 1938 году. Его участок находился на крутом склоне. Но художник разбил на нем самый настоящий парк с газонами, фруктовым садом и цветниками.
Дом сделали в виде куба с куполообразной крышей. Четыре пристройки к нему — из деревянных остатков разрушенной рядом постройки. Фундаментом зданию служили бревна из дуба.
Сенатов под куполом оборудовал для себя мастерскую. Все члены его семейства обитали на первом этаже, но внизу жить в доме было неудобно и некомфортно. Единственная просторная комната плохо отапливалась печкой. К дому-таки пристроили несколько помещений, нарушив при этом симметрию, однако произошло это в послевоенные годы.
На дачу приезжали в апреле, перевозя с собой все вещи и помощницу по хозяйству. Каждый год — а это была обязательная традиция — варили 80 килограммов варенья. Для этого до блеска начищали медный таз, а плиту ставили прямо в саду.
В ноябре семейство возвращалось в город и всегда с сожалением. Они мечтали утеплить дом, чтобы в нем можно было жить и в холода.
Нынче на этой даче не закатывают варенье и не собираются за столом шумные компании. Однако облик дома остался прежним.
Виктор Веснин — автор Дворца культуры автозавода ЗИЛ в Москве, здания Театра киноактера, ДнепроГЭСа и многих других монументальных сооружений. Однако, в противовес всем этим конструкциям, свою подмосковную дачу архитектор построил из дерева.
Дом в виде сруба с остекленной верандой построили в 1935 году в поселке НИЛ. Веснин был одним из инициаторов создания кооператива НИЛа и первым его председателем.
Дачу обставили антиквариатом, на стены повесили картины. Садоводством архитектор не увлекался, лишь укрепил крутой склон участка подпорками.
В 1950 году Виктор Веснин умер, и его супруга продала дачу. Ее новым хозяином стал сокурсник архитектора Михаил Врангель. Но и до сих пор этот старый дом зовется «дача Веснина».
Вячеслав Владимиров — один из ярких представителей архитектурного направления 30-х годов прошлого столетия. В 1942 году Владимиров погиб на войне. Дача в НИЛе — одна из немногих сохранившихся построек архитектора.
Проект дачи супруги Владимировы придумали вместе. Строительство дома началось в 1935 году. Однако в это же время архитектору поступил заказ на проект курортного комплекса на Эльбрусе, и стройка застопорилась. До ухода на фронт Владимиров закончить строительство так и не успел. Уже после войны дом достроила его вдова Тамара.
Архитектор очень любил цветы: до сих пор вся дача засажена флоксами и розами, выращиванием которых занимаются его дочь и внучка.
С самого начала дача задумывалась скромной, в противовес шумной городской жизни архитектора. Владимиров, заводила в шумных компаниях киношников и архитекторов, завсегдатай теннисных кортов в Гаграх, сбегал сюда от городского гама. Отсюда же он уехал на фронт.
Добраться в НИЛ можно было только на поезде, который ездил лишь четыре раза в день. От железнодорожной станции до дачи добирались пешком.
С тех пор там практически ничего не изменилось. Дачный поселок до сих пор тихий и скромный, практически не затронут новомодными строениями.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Интерьеры старых дач советских архитекторов
Дачи советских архитекторов
Советские архитекторы 1930-х годов – мастера конструктивизма и авангарда, авторы больших построек и грандиозных проектов. Но их подмосковные дачи – это частная архитектура и частная жизнь.
Основатель большой архитектурной династии и автор генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В том же 1935-м Семенов начал строить дачу в поселке НИЛ (“Наука. Искусство. Литература”), который он организовал вместе с другими видными архитекторами на берегу Истры
Усадьбу с полукруглой верандой и колоннами, для которых купили корабельный лес, строили 30 лет. Семенов рисовал окна и витражи на больших листах бумаги, прикалывал кнопками к фасаду дома и прикидывал, хорошо ли получается. На токарном станке делались перила и балясины – сперва в маленьком масштабе, затем в натуральную величину.
Большая веранда у Ширвиндтов и Белоусовых общая.
Главной комнатой была каминная. Там в сумерках члены семеновской семьи слушали занимательные рассказы – например, о том, как в 1901 году Семенов отправился в Африку, чтобы участвовать в англо-бурской войне. 28 июля, в День святого Владимира, на террасе за большим дубовым столом собирались гости – их угощали варениками с вишней.
Прихожая в доме Ширвиндта.
В 1960-х годах внучка Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта. На даче стали появляться его друзья – Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Козаков. Однажды Миронов и Ширвиндт катались по всему поселку на мопедах. Возмущенные шумом дачники повыскакивали из домов, но смягчились, увидев известных артистов.
Балкон второго этажа в “доме Ширвиндта”: в 60-х годах к даче сделали пристройку. Теперь на участке — два дома, объединенных общей стеной.
Сегодня в доме растут праправнуки Семенова. На участке, который некогда за ухоженность называли Парком культуры, по-прежнему стригут газоны и выращивают цветы. Собираются на террасе, а по вечерам сидят у камина. И все еще сожалеют, что веранду с колоннами так и не построили.
Автор знаменитого шлюза на Яузе, Большого Устьинского моста и блестящий театральный художник. За остроумие и энергию друзья называли его “Бокал с шампанским”. Свою дачу он начал строить в 1937 году в поселке НИЛ. Ему достался один из последних участков над рекой – с видом на монастырь в Новом Иерусалиме и двумя вязами – пейзаж в духе Камиля Коро.
Дача архитектора Георгия Гольца в поселке НИЛ (“Наука. Искусство. Литература”) на Истре. Поселок основали ведущие советские архитекторы 1930-х годов.4.Проекта дачи не сохранилось: есть только эскизы и зарисовки процесса строительства. Летом 1938 года Гольц, его жена Галина и дочка Ника переехали на первый этаж еще не достроенной дачи.
Южная терраса — Гольцы назвали ее “балконом”. Когда-то здесь устраивали домашние спектакли.5.Гольц построил дом из дерева – он очень любил этот материал. Сруб купили в соседней деревне. Шесть столбов фундамента и печки сделали из кирпича. Под террасы подставили дубовые столбы. Доски напилили из стоявших на участке елей, крышу покрыли дранкой.
На даче Гольц много рисовал, сажал цветы. Бегал к соседям за рассадой, а в благодарность давал советы по строительству. Одевался он в рабочий комбинезон с карманами и застежками, сшитый по собственной выкройке. С Гольцами на даче жила сестра Галины с детьми. Все вместе обедали на южном балконе, вечера проводили в каминной – сочиняли по очереди истории и играли в буриме.
В 1942 году, когда Гольцы были в эвакуации, НИЛ заняли немцы. В дачу попал снаряд, и в стенах долго еще торчали осколки. Три года дом стоял разрушенный. Гольц хотел реконструировать дачу, но в начале 1946 года его не стало, и семья ограничилась ремонтом. Сегодня на даче живет дочь архитектора, художница Ника Гольц.
На вторую террасу можно пройти сквозь кухню. Здесь хорошее освещение для занятий живописью.
Архитектор не самый известный, строил в основном московские больницы. Он родился в 1885 году и учился в училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Знал Маяковского, но не одобрял его и считал безобразником. Живописи предпочел архитектуру – она давала более надежный заработок.
Дача Григория Сенатова стоит на крутом склоне, который архитектор когда-то превратил в парк — с террасами, газонами и множеством плодовых деревьев.
В 1938 году Сенатов вступил в кооператив “Советский архитектор”. Выбрал на станции “Луговая” крутой участок и превратил его в парк с террасами, газонами, цветами и фруктовыми деревьями. Дом – перекрытый куполом куб с четырьмя пристройками – собирали из частей предназначенной на слом соседней постройки. Фундамент сделали из дубовых бревен.
Под куполом была мастерская Сенатова. Его семья поселилась внизу и жаловалась, что для жизни дом получился неудобным. Одна большая комната с трудом протапливалась печкой. Пришлось нарушить симметрию и сделать пристройку – но это было уже после войны.
На дачу переезжали в апреле, с вещами и домработницей. Обязательно варили варенье: 80 килограммов, чтобы хватило на весь год. В сад выносили плиту, чистили медный таз. В Москву возвращались в ноябре неохотно и мечтали дачу утеплить, чтобы можно было жить и зимой. Сегодня на даче Сенатова варенье не варят, ушли в прошлое бурные застолья. Но дом остается прежним. Ему в этом году – 76 лет.
Такой дача Григория Сенатова была зимой 1948 года.
Один из трех легендарных братьев-архитекторов, лидер и идеолог советского авангарда, автор ДнепроГЭСа. В противовес официальным шедеврам из стекла и бетона у себя на даче построил в 1935 году традиционный сруб с остекленной верандой. Находится дача в поселке НИЛ, который создали по инициативе Веснина (он был первым председателем дачного кооператива).
Братья Веснины были последовательными конструктивистами. Проектируя общие объемы дачи, Виктор использовал излюбленный прием конструктивизма — сочетание параллелепипеда и цилиндра.
На даче стояла мебель XVIII–XIX веков, висели картины. Садом Веснин не увлекался – только старался укрепить крутой склон подпорными стенками.
Фрагмент бокового фасада дачи. В отличие от “больших” построек Виктора Веснина (вроде плотины ДнепроГЭСа), она сделана из обыкновенного бруса. Но и здесь появились характерные для веснинской архитектуры детали — например, круглые окна-иллюминаторы.
Веснин ходил в бархатной блузе, с буйной шевелюрой и бородой, раскладывал на столе в саду белые грибы и рисовал натюрморты. На даче устраивались концерты и поэтические вечера – жена Веснина Наталья хорошо пела. Соседом Весниных был Владимир Семенов – их участки разделены оврагом.
Интерьер полукруглой веранды.
Когда-то на даче Весниных стояла антикварная мебель, висела отличная живопись. Теперь здесь живут наследники архитектора Михаила Врангеля, с которым Виктор Веснин учился в Императорском инженерном институте. У них обстановка гораздо скромнее.
В 1950 году Виктора Веснина не стало, и его жена продала дачу семье Михаила Врангеля – сокурсника Веснина по институту гражданских инженеров и главного архитектора Севастополя. Но сам старый дом даже теперь зовется “дачей Веснина”.
Интерьер одной из комнат на втором этаже.
Любимый ученик великого Жолтовского и один из самых ярких архитекторов 1930-х. В 1942 году, в возрасте 42 лет, он погиб на фронте. Дача на Истре в НИЛе – одна из немногих сохранившихся построек Владимирова.
Хотя стройка началась в 1935 году, закончить ее до ухода на фронт Владимиров не успел. Его вдова Тамара достроила дачу по проекту мужа уже после войны. Владимиров очень любил цветы, и весь участок до сих пор засажен розами и флоксами. Их выращивают дочь и внучка архитектора.
Он спроектировал ее в 1935 году вместе с женой Тамарой. Начал строить, но получил заказ на проект огромного курортного комплекса у подножия Эльбруса и отвлекся от дачи, которая так и осталась недостроенной.
Чайный стол с самоварами на террасе.
Владимиров был заводилой в шумной компании архитекторов и киношников – завсегдатаев джазовых концертов, танцев в “Метрополе” и теннисных кортов в Гаграх. Но при каждом удобном случае он сбегал на дачу. Был он там и накануне ухода на фронт – и с первым поездом отправился на призывной пункт.
Дача с самого начала задумывалась как очень скромная — в противовес бурной городской жизни, которую вел архитектор. Ездили сюда из Москвы на поезде, который ходил только четыре раза в день. От станции добирались пешком. С тех пор мало что изменилось: поселок НИЛ — место по-прежнему скромное и тихое, почти не затронутое “новорусским” строительством.
После войны Тамара Владимирова достроила дачу, полностью реализовав проект, который муж не успел завершить.
Чтение на 15 минут: как возникли советские дачи годов
Избы, терема, рабочие поселки времен НЭПа, бараки, советские дачи, генеральские поселки, знаменитые шесть соток эпохи оттепели… Музей современного искусства «Гараж» выпускает книгу историка архитектуры Николая Малинина «Современный русский деревянный дом». Arzamas публикует главу о советских дачах 1930-х годов
Страх на террасе: новая советская дача
Пока же основная масса населения ютится в избах и бараках (а также коммуналках и подвалах), а лучшая его часть оказывается в бараках лагерных, другая его лучшая часть начинает получать дачи. Так в теме деревянной архитектуры происходит трагическое расщепление. Правда, богатые тоже плачут и трясутся от страха. Слово «дача» возвращается к своему исконному, еще Петром I данному ей значению: ее могут как дать, так и отобрать (часто вместе с жизнью). Это балансирующее состояние придает дачному быту 30-х особую остроту, которая так точно запечатлена в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». И хотя поначалу кажется, что тревожит советского дачника лишь война с внешним врагом (по соседству с ним грохочут учения — как и в «Голубой чашке» Аркадия Гайдара), но быстро становится ясно, что война внутренняя куда страшнее.
Обложка книги Аркадия Гайдара «Голубая чашка». Краснодар, 1981 год Художник Р. Ломоносов © Краснодарское книжное издательство
Классовое расслоение на более мелком уровне описывает и Михаил Булгаков:
— Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в МАССОЛИТе три тысячи.
— Три тысячи сто одиннадцать человек, — вставил из угла.
— Ну вот видите, — проговорила Штурман, — что же делать?
Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас…
— Генералы! — напрямик врезался в склоку Глухарев-сценарист.
Бескудников, искусственно зевнув, вышел из комнаты.
— Одни в пяти комнатах в Перелыгине, — вслед ему сказал Глухарев.
— Лаврович один в шести, — вскричал Денискин, — и столовая дубом обшита!» М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита // Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. М., 1990.
Чтобы у знающих не закралось никакого сомнения в прототипе Перелыгина, Булгаков приводит точное число дач в подмосковном Переделкине (хотя и переносит его на Клязьму). Эти 29 дач получили в 1935 году действительно «генералы» советской литературы: Федин и Пильняк, Леонов и Иванов, Фадеев и Пастернак, а также драматург Всеволод Вишневский (прототип Лавровича) и поэт Владимир Киршон (прототип Бескудникова) — особо яростные гонители Булгакова.
Дача Бориса Пастернака в Переделкине. 2013 год © Артем Белевич / CC BY-SA 4.0
Сравнение переделкинской дачи со «шведско-тирольским коттеджем» не совсем оправданно, но очевиден «нерусский» образ дома. Полукруглый нос «кораблем», сплошное его остекление — все это отдавало не только русским конструктивизмом (к тому времени уже разгромленным), но и его ближайшим предшественником — немецким Баухаусом. А именно типовой немецкий проект и был взят за основу писательских дач. Советские же архитекторы не могли себе позволить побираться у заграницы, поэтому свой знаменитый поселок под Истрой — НИЛ — проектировали сами. Название его расшифровывается как «Наука, искусство, литература» и подразумевает, что жили тут ученые с писателями, но распланировали поселок дачники-архитекторы Виктор Веснин и Владимир Семёнов.
Георгий Гольц тоже купил сруб в соседней деревне, но за счет больших
окон, террасы и веранды придал ему совершенно новый, неизбяной вид.
Дом Вячеслава Владимирова отличало треугольное окно во фронтоне, дачу
Григория Сенатова — купол над мастерской. Главным украшением дома Веснина был граненый полукруг веранды (правда, не сплошь остекленный, как у переделкинских дач) и восьмиугольные окна-иллюминаторы.
Собственная дача Игнатия Милиниса. 1938 год © Издательство «Кучково поле»; Издательство Музея современного искусства «Гараж»
А вот дача его соавтора по дому Наркомфина — Моисея Гинзбурга — под Новым Иерусалимом (1939) не сохранилась. Она была гораздо больше (200 кв. м против 61 у Милиниса) и более комфортна по части планировки: спальни — на втором этаже; громадная гостиная и кухня — на первом (они не объединены, но тогда это, наоборот, считалось тяжелым наследием избы); минимум коридоров; перерубы, создающие уютные закутки; все удобства, окно над умывальником; но главной изюминкой дома были открытые террасы, опоясавшие дом по всем двум этажам. На нижнюю террасу летом ставили стол,
а на верхней был далеко отнесенный от здания «наблюдательный пункт», на который вела эффектная диагональ лестницы.
Проект двухкомнатного жилого дома для колхозов средней полосы СССР архитектора Ивана Леонидова. 1939 год © Издательство Музея современного искусства «Гараж»