проекция улицы в комнате
Интерактивные проекции: камеры – обскуры
Сейчас существуют стационарные проекторы, которые позволяют получить интерактивное изображение очень хорошего качества без необходимости создания практически полной темноты в комнате. Однако такие приборы зачастую стоят немалых денег, поэтому купить их для домашнего пользования могут далеко не все.
Намного проще сделать проекцию самостоятельно, используя для этого всего лишь белую ткань или краску (если понадобится), а также черный пластик, которым можно полностью закрыть оконный проем, чтобы свет не проникал в комнату.
Процесс создания интерьерной проекции с помощью самодельной камеры – обскуры
Для создания у себя дома проекции на стене, полу или потолке необходимо использовать так называемую камеру – обскуру, которую достаточно легко сделать самостоятельно, соблюдая ряд определенных условий.
Очень важно правильно подобрать помещение, в котором планируется создавать проекцию. Лучше всего выбирать светлую комнату с одним окном, выходящим на солнечную сторону. Конечно же, пейзаж за окном тоже должен быть весьма интересным, чтобы интерактивная стена получилась красивой и эффектной. Кроме того, следует проследить за тем, чтобы вид из окна не перекрывали деревья, вьющиеся комнатные растения и т.п.
Далее нужно позаботиться о том, чтобы та поверхность, на которой будет находиться проекция, была максимально гладкой и белой. Так, с помощью большого отреза белой ткани, шторы или обычной простыни можно завесить стену или же застелить пол.
Однако лучше всего создавать интерактивную проекцию на идеально ровной поверхности, покрашенной белой краской или оклеенной белыми обоями.
Если дверь по цвету намного темнее стены, ее желательно тоже завесить белой тканью.
Также необходимо полностью исключить проникновение света через щель под дверью.
Следующий этап – закрытие окна или даже всего оконного проема с помощью черного пластика или плотной черной ткани, натянутой на деревянную или пластиковую раму.
Через 3-5 минут, когда глаза адаптируются, можно будет увидеть проекцию на стене, находящейся напротив окна. Если изображение оказалось слишком размытым, необходимо попробовать немного передвинуть пластик с отверстием вверх, вниз или в стороны, а также слегка увеличить отверстие.
Изображение на интерактивной стене, полученное подобным образом, будет перевернутым, но это можно изменить, применив специальные оптические линзы.
Если нужно создать проекцию не на стене, а на полу или потолке, следует воспользоваться обычным зеркалом, размещенным под или над отверстием в пластике и искажающим изображение под определенным углом. Также можно применить специальные линзы или отражатели.
При желании проекцию можно сфотографировать, установив фотоаппарат на штатив и выставив в настройках длинную выдержку.
Интерьерные проекции позволяют создавать очень необычную, но от этого еще более притягательную атмосферу за счет соединения уединенности комнаты с красивым пейзажем, который в обычных условиях можно наблюдать только за окном.
Наиболее гармонично проекции смотрятся в современных минималистичных интерьерах, однако возможно также использование их в комнате с любым другим стилем, если при этом стены, пол или потолок покрашены в белый цвет, а сама комната не заставлена шкафами и другой громоздкой мебелью.
Как превратить вашу комнату в камеру-обскуру
Трудно поверить, но есть люди, которые все ещё находят камеру-обскуру занятной и используют её для целей искусства или просто для забавы.
Вы можете превратить одну из своих комнат в оптическое устройство – камеру-обскуру. Это очень просто – вам понадобятся следующие материалы:
— скотч (желательно непрозрачный),
— материал, который не пропускает солнечный свет (фанера, толстая пленка, картонные коробки),
Шаг 1: Подберите комнату Необходима комната с хорошим видом из окна. Желательно, чтобы стена, противоположная окну, была пустая и светлая. Если нет, подумайте как расставить предметы, чтобы они сочетались с проектируемым изображением или прикройте белой простыней.
Шаг 2: Сделайте объектив Открутите верхнюю крышку от карманного фонаря и выньте из неё линзу. Оставшееся кольцо приложите к листу картона, обведите по внешнему диаметру и вырежьте соответствующее отверстие. Затем с помощью полосок скотча прилепите кольцо от фонаря к листу бумаги. Это будет объективом камеры-обскуры.
Шаг 4: Установите объектив Закрепите на оставшемся участке окна лист картона с объективом. Теперь свет с улицы проходит только через отверстие объектива.
Шаг 5: Затемните комнату Закройте дверь в комнату, выключите весь свет в комнате. Закрываем глаза, ждем минуты две-три пока ваш мозг привыкнет к темноте, открываем – и вот оно вау! Весь вид из окна поместился в на стенах вашей комнаты. Возможно вам понадобится закрыть одеялом или полотенцем щели под дверью для полной светоизоляции.
Шаг 6: Полюбуйтесь изображением Изображение перевёрнуто. Дело в том, что свет, проходя по прямой через небольшое отверстие, неизбежно оставляет на экране перевёрнутое изображение предмета. Этот принцип используется в современных фотоаппаратах.
Шаг 7: Сделайте фотоснимок Выставьте экспозицию вашего фотоаппарата примерно на 30 секунд и запечатлейте тот удивительное изображение, которое отобразилось на стене-экране. А если вы действительно амбициозны, вы можете установить камеру на штатив, настроить ее и создать time-lapse всего, что будет происходить за окном.
Проекция улицы в комнате
В сообществе Вы можете поделиться с пикабушниками хорошими снимками, получить критику, помощь, а также узнать много интересного из мира фотографии.
1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.
Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).
Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.
Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).
Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.
2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.
Приветствуется указывание более подробной информации.
3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.
4. Если Вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Однако учтите, что отсутствие данного тега не отменяет возможность критиковать Ваши работы.
5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)
Все комментарии подобного рода будут удаляться.
6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.
7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.
Видеомаппинг – это зрелищно! Компиляция интересных инсталляций и мысли о том, как сделать проектор средством заработка
То, что проектор можно использовать не только для демонстрации презентаций или просмотра кино – не новости. Равно как и то, что эффектная презентация товара или идеи – пусть не залог, но уж точно – не последняя нота в этюде успешного бизнеса, для которого важно показать товар «лицом».
Недавно, бороздя просторы сети в поисках свежих упоминаний Epson, наткнулся на несколько галерей компаний, которые занимаются созданием 3D- или AR-маппинга на самые разные объекты, начиная с «плоских» проекций с использованием 3D-анимации и спецэффектов и заканчивая куда более интересными проекциями на «объемные» товары и здания с эффектом дополненной реальности.
Но заинтересовали меня не столько сами видеопроекции, сколько то, что компании-то довольно скромных масштабов. Это же малый бизнес! Из прямых рук, недорогого мультимедийного проектора и компьютера.
И стало мне любопытно рассмотреть пару примеров и прикинуть, что может потребоваться, чтобы подобный бизнес создать и получать с него какую-никакую прибыль. А заодно самостоятельно разобраться, как подготовить маппинг для плоской и перекрестной AR-проекций на трехметровый свадебный торт «подручными средствами».
Бизнес из проектора и компьютера
Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.
Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже кампанию на Indiegogo задумали для продвижения собственного ПО для iPad.
Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.
Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.
Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).
Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.
Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).
К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/105, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».
Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?
С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?
Специализированные инструменты для создания маппинга
Существует богатое множество ПО, предназначенного специально для реализации видеомаппинга. Из самых известных – это, конечно же, Resolume и Madmapper. Есть и супернавороченный Shape, который использовался на ивенте Круг Света в инсталляции на площадке Царицыно. Все в них хорошо, кроме того факта, что это не самое простое в использовании профессиональное ПО, заточенное в первую очередь все же на проекцию с участием множества проекторов. Для небольшого бизнеса или любителя это однозначно «overkill».
К счастью, на них свет клином не сошелся, и найдется пара вариантов решения задачи:
Не пиара ради, а варианта первого для, хочу поделиться еще одной находкой:
Lightform предлагает программно-аппаратный комплекс для полуавтоматического сканирования объекта проекции, а также создания под него видеомаппинга при проецировании «в лоб», т.е. на не слишком изогнутую поверхность или барельеф. Вот такая 4K-камера ставится на проектор, а затем запускается процесс калибровки и построения 3D-модели с её помощью:
Фактически там целый компьютер в этой 4K-камере.
Подробнее можно узнать тут.
Такой вариант стоит денег, но будучи более дружественным к не слишком технически подкованному пользователю (художнику-аниматору, например), может оказаться тем самым решением, которое в принципе сделает возможным оперативную организацию плоского или «барельефного» маппинга в любом месте.
«Плоская», да не очень!
Когда я говорю «плоская проекция в лоб», это не означает, что подобный вариант не может быть зрелищным! Более того, он совмещает в себе сразу несколько преимуществ: готовить материал для такого маппинга относительно просто ввиду того, что проецирование выполняется перпендикулярно поверхности (или усредненной площади поверхности, если это барельеф) и материал для нее отрисовывается в ортографической проекции (в случае 3D-софта) или в «плоском» графическом или видеоредакторе. Остальное за нас сделает наш мозг, который дополнит готовый маппинг информацией «о глубине», полученной с двух глаз.
В качестве примера масштабной проекции подобного типа можно привести, конечно же, Круг Света 2018, в котором Epson принял участие впервые. Рассказывал об этом в блоге.
Спросите: откуда такая уверенность, что на КС2018 использовалась именно «плоская» ортографическая проекция? Очень просто: я принимал участие в подготовке и согласовании проморолика-проекции Epson, а также наблюдал часть процесса настройки проекторов и ПО для маппинга непосредственно в контрольной комнате.
И вот так выглядит кадр из заставки:
Собственно, все 30 проекторов Epson «на башнях» фактически настраивались так, чтобы «приладить» ортографически отрисованные видеоматериалы, полученные от участников из множества стран, на реальное здание в качестве одного непрерывного длинного «барельефа».
Плоскую проекцию разобрали. Но ведь мы не ищем легких путей?
Объемная AR-проекция
Рассмотрим другой пример: свадебный торт с AR-маппингом от Magic Innovations.
Как выполнить проекцию на барельеф – понятно уже чисто интуитивно, что мы и разобрали выше.
Куда интереснее, если объект объемный настолько, что плоскость освещаемой поверхности значительно изламывается и искажается, так что простой «подгонкой» уже не обойтись.
Попробуем воспроизвести в 3D-редакторе модель торта и взглянуть, что происходит с проекцией шахматной доски на плоском и объемном объекте. Для этого создадим «виртуальный проектор» в виде прожектора с текстурой и взглянем на проекцию, которую «видит» источник света:
Не считая того, что объемная модель в нижней части ближе к проектору и без изменения расстояния до модели проекция не охватывает ее целиком, кажется, что задача выполнить маппинг успешно завершена. Само собой, это не так:
Стоит лишь взглянуть на результат со стороны и сразу становится понятно, что «нахрапом» проблему не решить. Для того, чтобы понять, как именно должна выглядеть проекция, излучаемая источником света, наложим на «торт» текстуру и заставим его «светиться» самому безо всяких проекторов:
Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что искажения слишком сложны, чтобы пытаться исправить дело какой-либо «подгонкой» в плоском пространстве текстуры.
Можно попытаться улучшить ситуацию, отодвинув проектор подальше от объекта. К примеру, на рисунках выше источник света располагается в 2-х метрах от торта. Попробуем отодвинуть его на 10 метров и сравним результат:
Намного лучше! Вот только для того, чтобы выполнить такую проекцию нужен проектор раза в три-четыре ярче (ибо интенсивность света убывает в квадратической зависимости, плюс следует учитывать потери в весьма длиннофокусном телеобъективе). Также проектор должен допускать установку сменных объективов в принципе.
Поэтому остановимся на нашем недорогом «универсальном» проекторе и расстоянии в 2 метра (в зависимости от модели, которую вы будете использовать, расстояние, скорее всего, придется рассчитать, чтобы проекция целиком покрыла объект). А далее поступим следующим образом:
Перекрестная AR-проекция
Добавим второй проектор!
Использование двух проекторов позволит «прокачать» оригинальный вариант MagicInnovations, обеспечив больше свободы для творческого простора создателя контента и зрителей (благодаря увеличению площади поверхности, на которую попадает свет).
Выполним «замеры» помещения и объекта и сразу определимся, где будем устанавливать реальные проекторы. Воспользуемся результатами и расположим источники света примерно на уровне глаз среднего посетителя. Взглянем на результат:
На данном этапе оба проектора все еще проецируют плоскую текстуру шахматной доски и разница лишь в том, что теперь проекция полностью покрывает видимую область объекта для каждого источника света.
Но мы же не планируем показывать нашим зрителям это безобразие, верно?
Благодаря тому, что мы заранее выполнили замеры и расположение источников света в сцене строго совпадает с тем, где мы будем устанавливать проекторы, сделаем «финт ушами»:
Выключим источники света и включим текстуру (или запустим анимацию) на самом объекте. Т.е. подготовим все для того, чтобы можно было «записать все это действо» на камеру. Соответственно, создадим две камеры – по одной на каждый из излучателей – и расположим и соориентируем их точно так же, как наши «виртуальные проекторы». И что мы получим. Правильно! Готовую видеопроекцию для каждой из них!
Эти рендеры и используем в качестве текстур света для наших проекторов. И вуаля – готовая перекрестная AR-проекция на объемный объект!
Благодаря тому, что у нашего торта нет особо сильно нависающих элементов, проекторы можно подвесить и выше, на потолочную рельсу, спустив на нужную высоту на штанге, чтобы не смущать зрителей башнями или треногами с проекторами, установленными посреди зала.
В данном варианте мы расположили проекторы примерно на высоте полутора метров. На рисунке выше видно, что взглянув на сцену из точки выше, чем наши проекторы, можно заметить тени, образовавшиеся на верхних цилиндрах. Однако ввиду того, что среднестатистический зритель все же ниже двух метров ростом, тени – не проблема, в чем можно убедиться, взглянув на результат «из глаз» нашего зрителя в сцене:
Кроме того, вспомним, что мы «прокачали» оригинальный AR-маппинг, выполнив проекцию из двух точек, а не одной. Благодаря этому т.н. «терминатор» (линия светораздела) на поверхности нашего объекта появится лишь в самой дальней его части. Это дает большую свободу перемещения зрителям в зале.
Конечно, можно пойти еще дальше и засветить и этот участок третьим проектором. Тогда у нас получится AR-проекция, на которую можно смотреть вообще с любой стороны. Однако в таком случае логичнее будет распределить проекторы под углом 120° к друг другу, чтобы обеспечить равномерные покрытие и освещенность поверхности. Конечная схема установки, разумеется, будет зависеть в том числе и от формы самого объекта, особенно если у него имеется множество смен углов плоскости поверхности или значительная площадь состоит из нависающих элементов.
Прямоугольный торт!? Какое кощунство! ヽ༼ ಠ益ಠ ༽ノ
Дальше – свобода творчества!
Анимируем координаты текстур (или вообще вращаем сами объекты, но не меняя их формы), а также выполняем переход из сцены в сцену в проекциях камер с помощью обычной маски (в оригинальном ролике MagicInnovations, кстати, можно увидеть сетку геометрических фигур, что наверняка и использовалась в софте для создания проекции). Ну и немного motion design’а тут и там, чтобы немного «разбавить» и добавить разнообразия, чтоб смотрелось «дороже».
Подобное можно реализовать в Blender или любом другом более-менее «взрослом» 3D-софте. В нем же можно в принципе создать подобный виртуальный прототип для демонстрации заказчику, не имея информации о габаритах будущего объекта проекции. А для экономии времени и сил анимацию частиц можно вообще сделать либо стандартными средствами After Effects, либо чем-то помощнее, наподобие Trapcode Particular, Form или Mir, воспользовавшись нашими рендерами «из глаз» проекторов в качестве масок. Клиенту не нужно знать, как делался его заказ, если его устраивает цена и оговорен желаемый конечный результат. Ну… Как минимум, в рамках создания визуализаций.
Конечно, сложность зависит от задач, но ведь и стоимость работ зависит от сложности.
Примечание по слиянию (blending) нескольких проекций
В данном случае нам повезло: в качестве объектов использовались сфера и цилиндры, что вкупе с проекторами, расположенными под углом 90° обеспечило естественный световой градиент в области, где свет двух проекторов пересекается (т.е. в передней части «торта»). Однако такая «халява» будет не всегда и потребуется специально «гасить» яркость в соответствующих участках наших видеозаписи для маппинга, чтобы такие области не были пересвеченными.
Профессиональные (они же – инсталляционные проекторы Epson) специально для этого имеют встроенную поддержку Edge blending и ПО Epson Projector Professional Tool, которое позволяет делать тонкую коррекцию результата и компенсировать, скажем, искажения зум-объектива.
Хитрый план: катить колесо
Вот такая «идея бизнеса» от диванного аналитика. Со слов наших коллег, занимающихся проекционной техникой, подобный видеомаппинг планомерно набирает популярность. И на него есть спрос.
Само собой, взгляд очень поверхностный и остаются вопросы поиска заказчиков. Благо в эпоху соцсетей, ютюба и инстаграма, которые с каждым днем становятся все популярнее, площадки для поиска клиентуры имеются, вопрос за бюджетом и набором опыта и портфолио (куда ж без этого).
А еще есть?
А теперь обращусь к вам, уважаемые хабравчане: знаете ли вы примеры эффектных инсталляций, реализованных небольшими компаниями, например, в России? Свои-то, особенно крупные, что мы делали с партнерами, мы и так знаем. Было бы интересно, так сказать, и на других посмотреть.
Ваши рекомендации? А, может, у вас есть опыт подобной AR-проекции?