приметы времени в отцы и дети
Сочинение Время в романе Отцы и дети
И.С. Тургенев очень точно датирует события, происходящие в романе: они длятся шесть месяцев, начиная с 20 мая 1859 года до зимы 1860 года.
Зачем писатель с такой точностью нам указывает число и год начала действия?
Ответ прост: И.С. Тургенев старался тщательно изобразить исторические события той эпохи. Именно в этот год происходит идейное обострение политических и общественный мнений, либералы и революционеры окончательно разрывают отношения. Современная молодежь в лице Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова противостоит прошлому лагерю дворян.
Противоречий было много, и касались они всего. Разногласия затрагивали крестьянский вопрос. Усадьба Марьино, имение отца Аркадия, предстает перед читателем в заброшенном и полуразрушенном виде.
Писатель мастерски через описание пейзажей передает настроение того, что привычный уклад жизни рушится: крестьяне обленились, перестали платить оброк и почитать помещиков. Николаю Петровичу Кирсанову остается только снисходительно смотреть и терпеть выходки крестьян. Все свидетельствует о том, что грядут реформы. Из первых глав романа становится понятно, что необходимо преобразование.
Для самого И.С. Тургенева данный период также нелегок: он разрывает дружбу с И.Гончаровым, который обвинил его в плагиате, порывает с журналом «Современник» и думает завершить карьеру писателя.
Но в результате создает новый роман, в котором осмысливает происходящие события и отражает свою точку зрения.
Прообразом Евгения Базарова явились не бывшие друзья писателя, с которыми он рассорился, а неизвестный врач из провинциального городишка, умерший, как и герой в 1859 году.
Работа над романом длилась три года, и закончил автор писать его в 1862 году, то есть И.С. Тургенев изображает действия, постичь которые он смог спустя определенное время.
Роман получился актуальным, так как отражает исторические события конца пятидесятых и начала шестидесятых годов 19 века. Время, когда на смену бездейственным либералам, приходят деятельные молодые люди, которые хотят наладить жизнь в России. Они отвергают прежние идеалы, сложившиеся устои и предлагают свои кардинальные меры преобразования. В связи с этим происходит непонимание между двумя поколениями, так как новое отрицает все: оно не верит в искусство, отрицает любовь, а только верит в физиологию и естественные науки. Именно такие люди оказываются новыми герои данной эпохи.
Время в романе Отцы и дети
Популярные сочинения
Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха
Картина была написана выдающимся русским художником Михаилом Врубелем. Основой для написания картины послужила поема М.Ю. Лермонтова «Демон».
Пьеса под названием «На дне» написана известным русским писателем Максимом Горьким. В ней поднято не мало важных вопросов о предназначении человека, мечте, счастье и другие. Главные герои произведения
Время в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Время, в которое живёт человек, всегда оказывает влияние на формирование его характера, на его мировоззрение. Действие романа «Отцы и дети» описывает жизнь русского общества за два года до отмены крепостного права. Это историческое событие обладает огромной важностью для России, поэтому множество русских классиков затронули его в своих произведениях, однако И.С.Тургенев желал показать читателю, что происходило накануне этой реформы.
Обратимся также к примеру Анны Одинцовой, по мнению которой «…спокойствие всё-таки лучше всего на свете…». В самом деле, у зажиточных людей, не стремящихся изменить судьбу или повернуть время вспять, даже в такие тяжёлые времена дела пребывают в благополучии. Не стремясь к переменам, женщина сохраняет спокойствие и стабильность в своей жизни. Головокружительные события, происходящие в стране, не затрагивают Анну Одинцову и её близких.
Таким образом, мы наблюдаем, как в финале произведения в жизни каждого из героев всё налаживается. Время не остаётся на месте, летя вперёд, оно уносит за собой невзгоды и сумятицу, внесенные в общество близостью перемен. Роман И.С.Тургенева учит каждого из нас, мирясь с невзгодами, несмотря ни на что двигаться дальше, продолжая верить в светлое будущее. Эпоха и события, происходящие вокруг, всегда будет оказывать влияние на каждого из нас. Важно учиться стойко держаться, проходя через любое испытание.
2 вариант
Автор данного произведения Тургенев, понимал, что существует проблема отношения между родителями и детьми, между старшим поколением и младшим, это недопонимание всегда будет вызывать какие-то проблемы. Именно эту тему он попытался раскрыть, в своём произведении Отцы и дети. На протяжении всего произведения, автора гложил вопрос, касаемо этих отношений.
Данная тема, всегда будет интересовать читателя, так как это было актуально со времен его молодости, по сегодняшний день. С самого начала произведения, автор знакомит нас, с двумя главными персонажами данного произведения, Базаровым и Кирсановым. Сразу с первой встречи, становится понятно, что эти два человека невзлюбили друг друга. Во время приветствия, они даже не подали друг другу руку.
Принято считать, что данные споры, никогда не будут закрыты в обществе. Этому есть весьма подходящее объяснение, молодое поколение появляется на свет и желает проявить себя более самостоятельным, показать насколько они разбираются в этой жизни.В то же самое время, взрослое поколение, прожившие уже определённое время на этом свете, могут сказать, допускают ли ошибку молодые люди. Именно поэтому старшее поколение, всегда пытается учить младших, как нужно правильно поступать, чтобы не допустить в будущем больших ошибок. Младшее же поколение, как правило, не желает ничему учиться, так как считает себя абсолютно взрослыми людьми. Которые сами способны, разобраться со своей жизнью и уж точно, они знают как правильно стоит поступать.
Молодое поколение, пытается показать себя уверенным и дерзким, в то время как старшее, пытается показать им правду жизни. Они пытаются дать им понять, что жизнь совершенно не такая, какой они себе её представляют. Главное в этой жизни, не проявлять дерзость и казаться превыше всех и всего, прежде всего стоит научиться, уважать другого человека.
В этом-то и заключается, основная проблема между двумя поколениями, именно поэтому, два главных персонажа как они смогут помириться и продолжать жить дружно. Единственным решением своих споров, они считают, дуэль. Хотя они являются, вполне взрослыми людьми, которые состоялись в этой жизни, то они могли бы проявить своё уважение и полученные знания, а также смочь договориться между собой без кровавой драки. Все заканчивается плачевно для одного из них. Именно Кирсанов, во время боя получает серьезные ранения, а Базаров принимает решение уехать из этой деревни и больше никогда туда не возвращаться, чтобы никогда и никто, не мог ему напомнить о том, что там произошло.
Также читают:
Картинка к сочинению Время в романе Отцы и дети
Популярные сегодня темы
Произведение под названием «И грянул гром» написан известнейшим американским писателем Рэем Дугласом Брэдбери. Анализ данного произведения представлено в этой статье.
Наука – неотъемлемая часть нашей цивилизации. Она позволяет по-новому взглянуть на происхождение мира и ход вещей. Наука описывает процессы, происходящие в космосе, природе и обществе.
Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных
В нашем современном мире редко можно встретить подростка, читающего книгу. Зато, все чаще встречаются молодые люди, активно использующие социальные сети для общения и просмотры фильмов, вместо классического чтения
Степан Лиходеев – один из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Исторический фон романа «Отцы и дети» Тургенева И.С.
Стык эпох в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки… Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества… — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Создание романа «Отцы и дети»
Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского
и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.
Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).
Темы, мотивы, символы
«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду деятельности И. С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического-полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.
Во всех романах И. С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало развития, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. И. С. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его, В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гете (1845) И. С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека, с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит в нему извне, он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры…», Далее в той же статье, говоря о положительном значении критического, отрицательного начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И. С. Тургенев замечает: «Под каким бы именем ни скрывался этот дух отрицания и критики, всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей, даже и тогда, когда это отрицательное начало, получив, наконец, право гражданственности, постепенно теряет свою чисто разрушающую ироническую силу, наполняется само новым положительным содержанием и превращается в разумный и органический прогресс».
Конечно, нельзя сводить всю сложность образа и судьбы Базарова к этим рассуждениям И. С. Тургенева, написанным за семнадцать лет до романа «Отцы и дети», но есть все основания предположить, что с кругом проблем, затронутых в статье о «Фаусте» Гете, был связан, замысел романа о двух поколениях и что мысли о созидательном значении начала критики и отрицания, о его способности со временем «наполняться» «положительным содержанием» оставались важными для И. С. Тургенева в пору его работы над романом «Отцы и дети».
Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым,
И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.
Важной стороной характеристику Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он — не помещик. Он сознает, что живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», — так разъяснял И. С. Тургенов свой замысел. Однако, несмотря на демократизм Базарова, русский мужик все же остается для него «таинственным незнакомцем», а базаровские высокомерные разговоры с крестьянами заставляют их отнестись к нему как к «барину», который ничего, конечно, понять не может…
Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев показывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой натуры. Трагическая любовь Базарова, глубина охватившего его чувства противоречит категоричным рационалистическим утверждениям нигилиста, демонстрируя широту его натуры.
Сюжет романа
Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.
Особенности композиции
Базаров – центральный образ
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.
Хронология событий
Роман состоит из 2 частей (28 глав): В I части (1—Х1П главы)
Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).
Во II части (XIV—XXVIII главы)
происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.
Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
Доброго времени суток, уважаемые абитуриенты! В данной статье мы рассмотрим итоговое сочинение на тему, влияет ли историческая эпоха на отношения отцов и детей. Вы также можете использовать этот материал для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.
Конфликт «отцов» и «детей» – давняя проблема, волнующая людей всех времен. Существует множество факторов, влияющих на отношения поколений. В первую очередь, на них оказывает влияние историческая эпоха.
К сожалению, в современном обществе проблема между старшим и младшим поколениями стоит остро. В условиях мирового прогресса возникают новые взгляды на жизнь. Для «детей» это естественный процесс, но «отцы» часто реагируют скептически.
Эту тему в своих произведениях затрагивали многие писатели. Наиболее точно, на мой взгляд, эту ситуацию можно рассмотреть в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В своем произведении автор разбирает проблему, возникшую между представителями разных поколений. Представитель «отцов» – Павел Петрович Кирсанов и представитель «детей» Евгений Базаров постоянно встречаются в «схватке». Кирсанов, будучи аристократом, интеллигентом, неистово спорит с Базаровым – нигилистом, отрицающим чей-либо авторитет и принципы.
Герои имеют множество различий: отношение к науке, образованию, природе, семье. Главное же различие между ними – разное восприятие жизни.
Смотрите также: Шаблон сочинения ЕГЭ на 24 балла!
Развернувшийся конфликт между героями показан в произведении очень красочно. Все началось с того, что Павел Петрович во время ужина упомянул английских аристократов. Он восхвалял их принципиальность, уважение прав других людей. Базаров был возмущен речью своего собеседника и сказал, что аристократизм и прочие слова интеллигенции совершенно бесполезны, как и они сами. На вопрос Павла Петровича, что же нигилисты считают полезным, Евгений ответил: «На данный момент отрицание. Отрицание всего». Кирсанов был в недоумении, как младшее поколение может отрицать науку, искусство. Почему «дети» воспринимают мир иначе?
Автор не случайно обращает внимание на Николая Петровича Кирсанова, сидящего за столом во время этого спора. Брат Павла Петровича, наблюдая эту «картину», не мог поверить, что у младшего поколения такие взгляды. Но тот же момент он вспомнил, как сам был обижен в юности на мать, потому что она его не могла понять.
Пробный тест ЕГЭ 2020 русский язык от Egeshik!
Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!
Действительно, разным поколениям сложно принять отличные друг от друга точки зрения. И это печально.
Затронутая в романе тема глубоко волнует автора, он переживает конфликт вместе со своими героями. При этом писатель объективно характеризует каждого героя, показывая их и слабые, и сильные стороны.
Сравнивая примеры Базарова и Кирсанова, можно заметить, что Тургенев не принимает позицию ни «отцов», ни «детей». Нужно обратить внимание на приведенные слова Базарова. Он высказывается о том, что не хочет зависеть от времени и воспитываться им.
Проблема XIX века, описанная в романе, остается актуальной и в современности. Из поколения в поколения происходят противостояние старшего и младшего поколений. Наверняка, многие из вас сталкивались с тем, что ваши взгляды не совпадали с мнением старшего поколения.
Таким образом, наряду с автором мы закономерно приходим к выводу, что вечную проблему разногласия «отцов» и «детей» полностью исчерпать невозможно. Но для того, чтобы мир находился в гармонии, необходимо создать понимание между поколениями.
Исторический фон романа «Отцы и дети» Тургенева И.С.
Время в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)
(349 слов) Роман И.С. Тургенева погружает читателя в определенную эпоху в истории Российской империи второй половины девятнадцатого века. В нём, помимо исторических типажей и общественных тенденций тех годов, нашли отражение такие вещи, как рассуждение о смысле жизни, поиске истинны и месте человека во вселенском миропорядке. В связи с этим огромную роль в произведении играет время, которое как порождает проблемы человечества, так и решает их.
У Тургенева время предстаёт непрерывным потоком. Никто не способен взять над ним вверх, по своим неизведанным законам оно как разрушает целые миры и разделяет людей, так и объединяет нас всех, напоминая нам о том, что мы всего лишь люди.
Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс
Уроки 76–77 РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА
Уроки 76–77 РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX Века
напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.
I. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?
2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?
3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.
(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы
, защищающие старые порядки,
либералы
, выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и
демократы
, настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)
И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил
в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».
Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)
II. Реализация индивидуального задания.
история написания романа
«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.
Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.
В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.
После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.
Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.
Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.
Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».
«В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»
О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».
В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.
У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.
2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)
3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.
Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»
4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)
6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)
7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)
8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)
1. Чтение романа (11–15-я главы).
2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.
3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
поурочный план, 10 класс, русская литература
Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы
Тургенев И. С.
Сочинение по произведению на тему: Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений — герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи. Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились. В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев. Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов? Убежденный материалист до мЬзга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития. Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры — характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком — неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса. Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви. Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря — либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.