позвонить в дверь фразеологизм
Значение слова «звонить»
1. (сов. позвонить). Производить, вызывать звон (звонком, колокольчиком, колоколом и т. п.). Графиня начала звонить изо всей мочи. Три девушки вбежали в одну дверь, а камердинер в другую. — Что это вас не докличешься? — сказала им графиня. Пушкин, Пиковая дама. Лирова разбудил осторожный стук в дверь. Звонить в звонок не хотели, вероятно, чтобы не будить никого в доме. Лидин, Ваня. || (сов. нет). Издавать звон. Будильник звонит. □ На Петропавловской крепости уныло звонили куранты. Мамин-Сибиряк, Ранние всходы. Уныло звонил колокол, возвещая, что наступил час прилива и вода достигла самой высокой точки. Никулин, России верные сыны.
3. (сов. позвонить). Вызывать звонком телефонного аппарата для разговора по телефону. Зазвонил телефон, она бросилась к нему и схватила трубку. Звонили из цеха карусельных машин: не сможет ли она приехать хоть на полчаса? Гладков, Энергия. Я без конца звоню в штаб отряда, надоедаю дежурному. Каверин, Два капитана.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
звони́ть
1. издавать звон ◆ Звонили часы непрестанно, колебля глухую тишину; и в этот гармоничный, отдаленно прекрасный звук вливались мысли и тоже начинали звенеть; и музыкою становились плавно скользящие образы. Л. Н. Андреев, «Рассказ о семи повешенных», 1908 г. ◆ Вокзальный колокол звонил уже раз пять, и всё по три звонка, а эшелон никак не мог тронуться. Андрей Платонов, «Чевенгур», 1929 г. (цитата из НКРЯ)
2. подавать сигнал звонком или другим приспособлением, издающим звон ◆ В монастыре звонили — отходила всенощная. Федор Сологуб, «В толпе», 1907 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сквозь шум воды не сразу услышала, как звонят в дверь. Г. Полонский, «Ключ без права передачи», 1974 г. (цитата из НКРЯ)
3. разг. связываться, вызывать по телефону, говорить по телефону ◆ Вот звонит приятель и просит написать рецензию на спектакль, поставленный его другом-режиссером. Дина Рубина, «Уроки музыки», 1982 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я отдельно живу от отца, поэтому можешь звонить мне в любое время. Андрей Геласимов, «Жанна», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разблокировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Звонят, откройте дверь!
Произошла эта история в первые дни 2006 года.
Я и мой, на тот момент будущий, а сейчас уже бывший муж искали место для встречи Нового года. Отдельного жилья тогда еще не было, встречать Новый год с родителями не хотелось, а друзья почему-то нас никуда не приглашали. И я вспомнила, что у моего двоюродного дядьки есть квартира в Калужской области. Маленькая двушка в поселке городского типа – десяток пятиэтажек, лес, огороды, сараи с живностью – для москвичей полная деревня, идеальное местечко для влюбленной парочки. Правда была и ложка дегтя – летом в этой самой квартире умерла моя двоюродная бабушка, дядькина мать. Об этом я мужу ничего не сказала, просто похвасталась полученными ключами и днем 31 декабря мы выехали на встречу Нового года.
Тут надо сказать, что бабушка была в последние годы жизни очень набожной, каждый день стояла в церкви службу, с родными не общалась, так как её взглядов особо никто не разделял. Бесконечно слушать о Боге и церкви не представлялось возможным, и родня к ней наведывалась ненадолго. Я сама последний раз была там в день похорон, в квартиру зашла на пару минут и потому не обратила внимания на странности. У бабушки везде были нарисованы кресты. Мелом на обоях и дверях. Муж удивился – что, мол, такое? Я рассказала про набожность бабушки, мы зашли в её спальню – она умерла там – я открыла форточку, мы посмотрели на иконы, которых было много и вышли оттуда, закрыв дверь. Пользоваться той комнатой мы не собирались.
Потом началась предновогодняя возня: уборка, готовка, сходили в соседний дом поздравить семью моих дальних родственников, пригласили моих брата и сестру придти к нам, и вернулись обратно. Короче, встреча Нового года прошла прекрасно и гладко.
На следующий день, проснувшись ближе к вечеру, мы решили, что праздник надо продолжать и муж отправился в магазин за алкоголем, а я, снабдив его ключами от квартиры, полезла в ванную.
Минут через 10 в дверь позвонили. Пришлось вылезти — это могли быть брат или сестра, мы же приглашали их в гости. Но за дверью никого не оказалось. В соседней квартире жило семейство алкашей, и мне подумалось, что кто-то из их гостей ошибся сначала дверью. Я ведь тоже не сразу вылезла из ванной, прошла пара минут, за это время гость мог понять ошибку и позвонить в нужный звонок. В общем, я немного побубнила, закрыла дверь и залезла в ванную.
Минут через 10 раздался еще один звонок. Вот тут я уже начала возмущаться вовсю. По времени было пора уже вернуться мужу из магазина, я решила, что звонит он, забыв о ключах в кармане. Но за дверью опять же не было никого. В подъезде вообще стояла мертвая тишина. Именно мертвая — дни-то были праздничные, люди вовсю гуляли, смотрели телевизор, разговаривали, в конце концов. Ясное дело, что шумоизоляция в советских домах отсутствует, обычно, поднимаясь по лестнице, можно много чего услышать из-за дверей. А тут было абсолютно тихо. Тогда я дверь захлопнула и стала слушать изнутри — оставался еще шанс, что балуются ребята. Мы сами так делали сто раз — звонили в звонок, потом неслись вниз, при звуках открывающейся двери застывали на месте, а когда дверь закрывалась, выбегали на улицу. Но на этот раз подобных звуков не было, стояла плотная тишина.
В общем, я домылась, пришел муж с моим братом и его девушкой, которых он встретил по дороге. Вечер мы провели весело, про звонки я забыла.
На следующий день, мы опять проснулись к вечеру. От звонка в дверь. Муж пошел открывать и, естественно, никого там не обнаружил. Тогда я ему рассказала о звонках накануне. «Наверное, коротит старую проводку,- сказал он,- провода доисторические, напряжение скачет, вот и происходит мини-замыкание». Такое объяснение показалось мне достаточным.
Вечером должна была придти сестра с подругой, поэтому мы занялись готовкой и уборкой. Через час звонок опять звякнул. Потом через 10 минут. Потом опять. Муж решил отключить звонок совсем, сходил в машину, принес отвертку и начал ковыряться в коробке (такая штука от звонков, которая висит в коридоре обычно, не знаю правильного её названия).
Уехать мы решили сразу же, муж складывал вещи, а я приводила квартиру в порядок. В коридоре под галошницей я нашла книгу «Дьявол — исторический и культурный феномен», в мягкой обложке, всю исписанную внутри бабушкиным почерком. Почему-то я её увезла с собой.
А спустя полгода мне позвонил дядька, поехавший туда проверить квартиру — ругался, что мы такие свиньи неблагодарные, он нам помог, а мы не могли даже убрать за собой. И вообще как это надо было умудриться разбить оба зеркала — в коридоре и в ванной? Надо ли говорить, что когда мы уезжали, зеркала были в полном порядке.
Поиск ответа
Вопрос № 306762 |
Правильная ли формулировка: Вы можете запросить в магазине или позвонить по телефону за номером 101010. Или: Вы можете запросить в магазине или позвонить по телефону по номеру 101010.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая после слова «первый»? Первый заметивший пожар должен позвонить по телефону 01 в МЧС.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые в этом предложении не нужны.
Добрый день! Возможно ли употребление слова «перезвоним» в предложениях типа «Оставьте свой номер телефона, и мы вам п…звоним»? Или в подобных случаях уместно только «позвоним»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В значении » позвонить в ответ» может быть использован глагол перезвонить.
Здравствуйте! Возможно ли считать выражение «встать чуть свет» фразеологизмом? Или в данном случае фразеологизмом является только словосочетание «чуть свет»? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Устойчивое сочетание: чуть свет. Оно может употребляться с разными глаголами: встать чуть свет, пойти куда-то чуть свет, позвонить кому-то чуть свет и т. д.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед тире нужна: придаточное предложение что нужно сделать выделяется запятыми с обеих сторон.
склоняется ли мужская фамилия Куйкка?
Позвонить Куйкка (Куйкке?) Ивану.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Как правильно в контексте » позвонить » выразиться: набрать тебе или набрать тебя? Если можно, обоснуйте, пожалуйста. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, как правильно говорить » позвонить мне» или » позвонить ко мне»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: в компанию-перевозчик, компании-перевозчику.
Скажите пожалуйста, как правильно: «звонить в домофон» или «звонить по домофону»?
Ответ справочной службы русского языка
Оба сочетания возможны в разговорной речи. Нейтрально: набрать номер квартиры на домофоне, позвонить через домофон и др.
Ответ справочной службы русского языка
В этих предложениях пунктуация будет различной. Не следует ставить знак препинания между частями сложносочиненного предложения, если: 1) части объединены вопросительной инонацией; 2) есть общие для обеих частей слова.
Ответ справочной службы русского языка
1. Почему бы и нет? Вполне нормальное выражение.
2. Конечно, лучше так: в редакцию газеты позвонила. Или: по номеру, опубликованному в рубрике такой-то, позвонила.
Подскажите, пожалуйста.
корректно ли использование слова «набрать» в значении » позвонить «? Часто слышу подобное использование и звучит оно странно. Понятно, что происходит оно из соответствующего «набрать номер», но можно ли употреблять глагол набрать вне этого словосочетание в данном значении.
Ответ справочной службы русского языка
Оборот «набрать кого-либо» в значении » позвонить по телефону» употребителен в разговорной речи; в рамках разговорной сферы общения использование этого выражения не является ошибкой.
Позвонить в дверь фразеологизм
В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто- нибудь, а я отвечу вам такой любовью. » (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.(15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что- то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.
– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.
(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом. (26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) — российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.
2) Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.
3) Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.
4) Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.
5) Женщина давно мечтала о собаке.
1) Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой. — Подтверждается предложением 16.
2) Прохожие жалели собаку, искали её хозяина. — Противоречит предложению 4.
3) Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки. — Может быть подтверждено предложениями 17−18, 21. Подтверждение это вытекает из содержания текста.
4) Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина. — i>Противоречит предложению 1.
5) Женщина давно мечтала о собаке. — i>Противоречит предложениям 10−12.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Собака благоговейно смотрела на неё.
2) Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
3) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
4) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
5) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
Метафора — скрытое сравнение.
2) Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
3) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину. »
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Подтвердим это примерами из текста Михаила Чванова.
Так, в предложении 1 глагол «высматривала» имеет в своем составе приставку вы-, которой свойственно обобщенное значение «движения изнутри». Неслучайно автором использовано это слово. Для собаки главным в жизни стал поиск хозяина, она вся сосредоточена на этом поиске, поэтому не просто смотрит на проходящих мимо людей, она высматривает, словно заглядывая в каждого: годишься ли ты? пожалеешь ли?
В предложении 6 в слове «бездомная» приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: собака без дома – она бездомная – опять новый оттенок значения слова, причём, меняющий это значение до противоположного.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что приставки вносят дополнительные оттенки значений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что прав был Корней Чуковский, утверждая: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
15.2 «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину. » Так заканчивается текст Михаила Чванова. Этой фразой автор приглашает читателя задуматься о том, как в проходящей мимо женщине собака смогла «разглядеть» свою, как сердцем почувствовала в ней своего хозяина.
Усталая женщина не собиралась изначально как-то особенно проявлять жалость к брошенному, измученному животному. Об этом говорится в предложении 12: «Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше». Однако она не смогла пройти мимо бездомной собаки. Пожалела её: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине» (предложение 18). Зачем ей это понадобилось? Просто она неравнодушный человек, в ней заложены очень важные качества – сострадание и доброта. Собака сердцем почувствовала это.
Сколько людей прошли мимо собаки, брезгливо отворачиваясь, делая вид, что не заметили? В предложении 4 нарисован портрет прохожего, каких тысячи ходят по нашим улицам мимо брошенных животных: «Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались…» А ведь если сегодня таким людям оказалась безразлична судьба собаки, завтра они пройдут мимо беды ближнего, просто потому, что у них нет желания заниматься чужими проблемами, да ещё и оправдают это своей занятостью или, что ещё печальнее, чужими просчётами. Собака на своём веку, видимо, таких немало повидала, вот почему она равнодушна к ним, в них не найти опоры.
Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. На мой взгляд, доброта — это одно из незаменимых качеств человека, ведь без добрых поступков, идущих от сердца, человек перестанет быть Человеком.
Пройти мимо голодного, бездомного животного могут многие. И многие так и делали, бросая на несчастное животное мимолётный взгляд или даже брезгливо морщась. Почему же из людей лишь одна — усталая молодая женщина с печальным голосом и грустными глазами — не просто поделилась пирожком, а и увела собаку с собой? Да, совершенно очевидно: собака её выбрала и уже смотрела так благоговейно, как смотрят на будущего хозяина. Молодая женщина не смогла уйти, видя эту преданность. Её глаза наполнились слезами, а доброе сердце — жалостью. Поступок женщины, уводящей за собой собаку, говорит о том, что она — добрый, отзывчивый человек, которому больно от чужого несчастья, и поэтому пройти мимо не могла и не может.
«Собаки не ошибаются»,— повторял хозяин маленькой собачки Янки, когда на пороге его квартиры возник совершенно незнакомый мальчик, а щенок, недоверчиво относящийся ко всем, кинулся вдруг на руки к Валерке и приник, преданно дыша и облизывая лицо мальчика. Никто в доме не поинтересовался, почему так часто слышен протяжный и жалобный вой из этой квартиры..Кто-то хотел избавить дом от собаки; друг Валеры, Юра Хлопотов, строил фантастические планы по спасению щенка, но никто, никто, кроме Валеры, не пришёл и не узнал, что происходит. А он пришёл не только узнать, но и предложить свою помощь. Так в руках шестиклассника оказались ключи от квартиры, ведь инженер Молчанов был абсолютно уверен: Валерка— хороший, честный, добрый человек и непременно выполнит своё обещание.
Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». А это значит, что если мы хотим жить хорошо, то творить добро нужно. И тогда непременно наше добро, отданное кому-то, непременно вернётся к нам, окупится сторицей и будет далее шествовать по миру. И пусть цепочка добрых дел не прерывается никогда!
Фразеологический словарь русского языка (Е.Н. Телия)
УКАЗАТЬ НА ДВЕРЬ/ УКАЗЫВАТЬ НА ДВЕРЬ
УКАЗАТЬ НА ДВЕРЬ
УКАЗЫВАТЬ НА ДВЕРЬ
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) в резкой форме разрывает отношения с другим лицом или с другой группой лиц (Y), демонстрирует нежелание видеть их рядом с собой, заниматься с ними какой-л. совместной деятельностью и т. п. реч. стандарт. ✦ Х указал на дверь [Y-у].
Именная часть неизм.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
⊙ Совет национальной безопасности и обороны Украины ясно дал понять, что в ближайшее время на повестку дня российско-украинских отношений будет выдвинут вопрос о выводе военной базы российского Черноморского флота из Севастополя. Таким образом, Черноморскому флоту указывают на дверь. НГ, 2002.Костик его на дух не выносит и просто не пускает старика на порог. Мы тоже кривимся при виде бывшего актёра, но проклятое воспитание не позволяет указать на дверь. Д. Донцова, Несекретные материалы.
⊛ В нашей газете прошла заметка об аферистах, сдающих внаём квартиры, которые они предварительно снимали сами. И жертвы обмана, заплатив немалые деньги, тут же сталкивались с настоящими хозяевами, которые указывали им на дверь. Сов. Чувашия, 2001.
Никто не ушёл из команды. Да и куда уходить-то из самого богатого клуба мирового футбола? Если только его владельцы укажут на дверь. Невское время, 2000.
Такой сильный партнёр может пару-тройку лет попользоваться иностранным капиталом, а потом указать инвестору на дверь. Такое происходило уже десятки раз. Деловая неделя, 1998.
Образ фразеол. восходит к архетипическому пласту культуры (к древнейшим формам коллективно-родового сознания), одной из базовых оппозиций которого является противопоставление «своего» и «чужого» пространств.
В основе образа фразеол. лежит архитектурно-домообустроительный код культуры, в котором те или иные части интерьера насыщаются значимыми для культуры функциональными смыслами. В этом коде дверь выступает как символ границы «своего» пространства и, как и любая граница, наделяется сакральными функциями (см. комментарий кПЕРЕСТУПАТЬ ГРАНИЦУ). Компонент указывать/указать соотносится с деятельностным кодом культуры и в данном фразеол. символизирует изгнание кого-л. из своего личностного или социального пространства.
Образ фразеол. основывается на метафоре, уподобляющей пространственные и межличностные отношения (ср. повернуться спиной, сжигать мосты и др.). Отказать кому-л. в пребывании в «своём» пространстве означает нежелание иметь дело с этим человеком.
фразеол. в целом выступает в роли стереотипа отчуждения от кого-л.
Об универсальности этого образа в мировидении европейцев свидетельствуют сходные образные выражения в других европейских языках; ср. исп. mostrar la puerta, нем. die Tür weisen.