полу волк полу медведь

Оборотень: жертва колдовства или врачебный диагноз?

Именно в греческих мифах содержится одно из самых древних упоминаний о превращении человека в волка. Согласно легенде, аркадийский царь Ликаон решил подшутить над гостившим у него Зевсом. Шутка была вполне в духе тех времен, которые нынешние мечтатели называют «золотыми».

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Человеческая жизнь тогда не имела никакой ценности. Ликаон подал Зевсу на стол блюдо, приготовленное из собственноручно убитого Ликаоном сына. Аркадийский царь имел пятьдесят сыновей и, видимо, не очень-то их берег. Однако Зевс страшно разозлился и превратил Ликаона в волка навечно. Именно из этой легенды и взят термин «ликантропия».

Однако те, кого сейчас называют оборотнями, ходят в волчьей шкуре не всегда. В обычной жизни это рядовые люди, зачастую скромные и незаметные. Лишь в особых обстоятельствах: полнолуние, чрезвычайная опасность, желание отомстить, ну или просто попить кровушки, они превращаются в ужасных монстров.

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Предположительно демонизация волков относится к временам европейского средневековья. Тогда разоренная междоусобными войнами Европа лежала в руинах. Во дворах и зданиях разоренных замков и деревень валялись брошенные без погребения трупы. Количество смертей увеличивалось страшными эпидемиями, уносящими иногда всех местных жителей. Волки пировали за этим столом, накрытым для них самой смертью.

Именно к этому периоду и относится большинство легенд о появлении волков-оборотней. Психика людей, перегруженная страданиями и плохо усвоенными церковными догматами, не выдерживала, и в некоторых деревнях ликантропия принимала характер эпидемии. Люди начинали искренне верить в то, что они превращаются в диких зверей и разрывают себе подобных на кровавые куски.

Еще не окончательно сошедшие с ума соседи охотились на них, с тем, чтобы стать еще одной из следующих жертв этого массового помешательства.

Большой вклад в эти мрачные события внесли католическая и различные реформаторские церкви, последние также имели свои варианты инквизиции. Дикие обвинения, судебные процессы с заранее определенным результатом и кровавые казни стали нормой жизни средневековой Европы. Впрочем, в гуманном стремлении кровь не проливать, оборотней, как и остальных колдунов, обычно приговаривали к сожжению.

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Обвиненный в колдовстве, практически не имел никаких шансов на спасение. Следствие сопровождалось дикими пытками до тех пор, пока он не давал признания. Один из «изобличенных» оборотней признался, что его волчья шкура спрятана внутри него самого. В целях проверки этих показаний было решено отрубить подсудимому руки и ноги. Шкура обнаружена не была, и его, редчайший случай, оправдали. Правда, он умер от потери крови несколько раньше.

Со смягчением европейских нравов, количество этих казней понемногу сокращалось, и психическое здоровье общества в целом стабилизировалось. Тем не менее, страшные истории о злобных и кровожадных полу–волках полу–людях до сих пор являются одним из любимых элементов фольклора. Рассказывать их полагается трагическим шепотом в стремительно надвигающихся сумерках.

Согласно этим рассказам, для превращения нормального человека в оборотня существует три способа: колдовство злого волшебника, укус другого оборотня или связь, так сказать, генетическая. Ребенок оборотня тоже оборотень. Причем в последнем случае, особенно если оборотнем был только один из родителей, он может ничего не знать о своем проклятии и обратиться совершенно неожиданно для себя.

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

По-видимому, методы убийства, связанные со смертью головного мозга, в легендах свидетельствуют о том, что народ издавна догадывался о причинах ликантропии. Которые, скорее находятся в разрушаемом болезнью мозгу, чем в спрятанной волчьей шкуре.

Ученые издавна исследуют различные проявления ликантропии. В мексиканском городе Гуадалажара находится Центр биометрических исследований, занимающийся этими проблемами.

Основные исследования Центра сосредоточены вокруг семьи Асиево. Это семейство издавна роднится только между собой, да и причины на поверхности – тела Асиево, в том числе ладони и ступни, покрыты густой шерстью. Не избежала эта напасть и женщин семейства. Ученые провели генетическое исследование, которое показало, что отклонения на генном уровне возникли у предков семьи в средние века, а близкородственные связи увеличили их и закрепили. Живут Асиево в отдаленной деревушке, где остальные жители их боятся и ненавидят.

В украинской Белой Церкви в специальном доме-интернате содержится семнадцатилетний Витя. В обычное время он достаточно добр и ласков, и даже умнее большинства остальных воспитанников. Однако не лучшая наследственность и тяжелые испытания детства оставили на нем неизгладимый след. Мальчик рано лишился матери, и воспитывался в детском доме. Позже его передали на усыновление семье ортодоксальных баптистов, в этот период и произошло ужасное.

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Источник

Медведи-оборотни

Медведи-оборотни

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Содержание

Мифология

Поверья о людях-медведях существуют у разных наций.

Скандинавы и германцы

В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков, причем наиболее неистовые и сильные воины обращались именно в медведей.

«Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусством обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем.» — А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения. «​​‌‌‌‌

Присутствует этот оборотнический ошейник и в германских легендах.​‌‌​‌‌​

О медведе говорят, что это — заколдованный человек, и что медведица рожает детей, но они превращаются в медвежат, если она ударит их лапой. Не ударенный же медвежонок остается самым обычным ребенком и вырастает человеком.

Саамы

Былички о превращении в медведей есть и в фольклоре саамов.

«Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник. Он окружил берлогу своими знаками и позвал на помощь других охотников. Те разбудили «зверей» и двоих медведиц убили. Только они освежевали их туши, как выскочила третья сестра-медведица и бросилась на распластанную шкуру сестры — лишь одна лапа не попала на шкуру. Девушка вернула себе человеческий облик, но одна рука у нее навсегда осталась медвежьей лапой».

Обским уграм известны и мифы о медведях-оборотнях.

Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой.​‌‌​‌‌​​​‌​‌‌‌‌‌‌

Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми святого — Миколы-угодника) большой палец — такой же, как у людей. Бог обещал исполнить его просьбу, но сказал, что в таком случае собаке он даст охотничий лук, а человеку крылья. Тогда медведь отказался от своей затеи. Зато он сам мог превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру: так же поступали и колдуны-оборотни (вспомним сказки о «мороке»).

Рассказывают, что сначала медведь обитал на небе и был сыном самого Ена, но однажды прельстился на земную пищу — горох и, спустившись по гороховому стеблю, стал жить на земле.

Смерть (кулём) коми представляли в образе черного медведя.

Кроме всего вышеперечисленного в фольклоре народов коми существует богатырь Кудым-Ош («ош» — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. По многочисленным легендам Кудым-Ош стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями. Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌

Ханты

Хантыйская быличка объясняет, почему старики приняли облик медведей: в берлоге легче было пережить голодную зиму. Вспомним средневековые рассказы о людях Лукоморья, что засыпали на зиму.

Саамский и хантыйский рассказы, в свою очередь, поясняют русскую сказку о «мороке». Некий прохожий просится ночью в избушку переночевать. Хозяин пускает гостя, но требует, чтобы тот всю ночь рассказывал ему сказки. Гость («морока») заговаривает хозяина настолько, что внушает ему, будто и рассказчик, и слушатель превратились в медведей. Они убегают в лес, охотятся, а на зиму роют берлогу. Морока объясняет своему хозяину, как себя вести, если придут охотники. Тут пришедшие охотники убивают мороку, а замороченный хозяин, пытаясь спастись, бросается на шкуру убитого, чтобы перекувырнуться на ней и, стать человеком, — падает с полатей и приходит в себя».

Славяне

В целом медведь для славянского фольклора — персонаж достаточно значимый, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового: «Домовой может быть и медведем, а точнее, полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой; домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», — руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью; в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя».

Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок. Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание.

Более того, медведь также воспринимался как животное воплощение бога грома Перуна, который в таковом образе (по аналогии с греческим Зевсом) нередко развлекался, похищая девиц. «В одной из русских сказок похищаемые девицы прямо названы Луной и Звездою; на крыльях вихря уносят их оборотень-медведь (или лесное чудо) и чудо морское, то есть мрачные тучи, так как дождящего Перуна почитали морским царем, владыкою облачного моря, и давали ему животненный образ медведя».

Другое воплощение Перуна, сродни упомянутому выше богатырю Кудым-Ошу из коми-пермяцких преданий — персонаж русского фольклора Медведко: «сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь».

Также у славян существовали поверья, что волхвы могут обращаться в медведей. Славянский медведь-обротень — Берендей.​​​‌​‌

Источник

Топ-10: Душераздирающие истории про людей, оказавшихся один на один против диких животных

В современной жизни легко: мы живём с комфортом в своих городах, защищённых от дикой природы, что на протяжении тысяч лет оставляло бы нас в положении уязвимых, слабых и напуганных.

Хотя, живя на границе с дикой природой, человек не может чувствовать себя в безопасности. Бывают случаи, когда обитающие в близлежащих лесах хищники по каким-то причинам вместо своей обычной добычи оборачиваются в сторону человека, и ему приходится бороться не на жизнь, а насмерть.

10. Свадебная процессия, на которую напали волки
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
В марте 1911 года русская свадьба превратилась в жуткую бойню. На свадебное торжество в селе Обстипов (Obstipoff) собралось в общей сложности 120 человек. Когда служба закончилась, люди стали готовиться в путь длиной 32 километра в город, где для них было организовано застолье.

Это должна была быть романтическая поездка на тройках с санями, везущих гостей по снежной дороге. По мере приближения к городу лошади начали нервничать. У гостей стало появляться ощущение, что за ними следят. Затем они увидели нечто, напоминающее чёрное облако, вздымающееся над холмом. Немного позже они поняли, что это были сотни взбешённых волков, направлявшихся прямо в их сторону.

Каждый мужчина, женщина и ребёнок, которые сидели в санях, были съедены. Те, кто ехал впереди, начали разбегаться, но волки настигли каждого из них, загрызая одного за другим. Вскоре на свадебных санях остались только невеста, жених и ещё двое мужчин. Эти двое сказали, что их единственная надежда на спасение — бросить волкам невесту. Жених был потрясён услышанным. Он пытался защитить её, но в итоге его постигла та же участь. Жениха с невестой бросили на съедение хищникам. В свой первый день в качестве мужа и жены они вместе были съедены заживо.

Мужчины добрались до города, но были вынуждены жить с тем, что они сделали, до конца своих дней.

9. Вэнс Флозензье (Vance Flosenzier) в одиночку справился с акулой
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
Восьмилетний Джесси Арбогэст (Jessie Arbogast) играл на побережье острова Санта-Роза (Santa Rosa Island) во время отдыха со своей семьёй во Флориде в 2011 году, когда на него напала акула. Мальчик находился на мелководье со своим двоюродным братом, а их родители загорали на пляже. пока не услышали крик Джесси.

Его дядя, Вэнс Флозензье, бросился в воду, схватил акулу и высвободил своего племянника. Акула отпустила ребёнка, но успела откусить руку мальчика.

Пока жена Вэнса уносила детей в безопасное место, он схватил акулу за хвост, не давая ей уплыть. «Он знал, что не мог позволить акуле уйти, – рассказала позже его жена. – В опасности оставались другие дети».

Вэнс вытащил 91-килограммовую акулу за хвост на сушу. Два смотрителя парка бросились ему на помощь. Они 4 раза выстрелили акуле в голову и открыли её пасть. Затем, вместе с полотенцем и набором пинцетов, вытащили оттуда откушенную руку мальчика.

С помощью полотенец Вэнс остановил кровотечение у Джесси и помчался с ним в больницу. Мальчик в результате нападения акулы потерял много крови и пострадал от необратимого повреждения головного мозга, но благодаря оперативным действиям своего дяди ему хотя бы пришили руку обратно.

8. Последний бой Бена Кокрейна (Ben Cochrane)
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

Бен Кокрейн был охотником, ставившим капканы в лесах Манитобы в 1922 году. Будучи одним на берегу реки, он увидел приближающихся волков. Это были крупные волки, бежавшие со всех сторон. У него не было никакой надежды на спасение.

«Всё, что осталось рассказать об этой ужасной северной трагедии — это кости охотника, – писали в газетах, когда были обнаружены останки Бена Кокрейна. – Но кости одиннадцати крупных волков, найденные недалеко от того места, где на него напали хищники, свидетельствуют об ожесточённой борьбе несчастного человека за свою жизнь с превосходящим его по силе противником».

7. Величайший лев-людоед в Танзании
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
В течение двух лет дома, расположенные недалеко от реки Руфиджи (Rufiji River), Танзания, были опустошены львом-людоедом. Его прозвали Усамой (Osama), в честь печально известного террориста. Лев забрал, по крайне мере, 35 человеческих жизней.

Усама редко нападал на открытом воздухе. Вместо этого он прорывался сквозь глиняные стены домов или полз по соломенным крышам. Он хватал своих жертв мощными челюстями и уносил их за пределы поселения, где и съедал.

В Танзании это было частью жизни. Каждый год около 200 человек погибало в результате нападения животных, и Усама был не первым львом, нападавшим на людей. Считалось, что его научила этому его мать, которая охотилась на людей до него. Однако ни один лев не сравнится с Усамой по количеству человеческих жертв.

Наконец, в 2004 году охотники поймали льва и убили его. Постеры с его изображением были развешаны по всему городу. Усама стал символом опасности, окружающей дома людей. После случившегося было установлено, что у Усамы был треснут коренной зуб, возле которого развился абсцесс. Зубная боль могла служить причиной того, что в качестве своей добычи он выбирал людей из-за их мягкого мяса.

6. 63-летний мужчина, который вступил в схватку с пумой в своём доме
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
В 1951 году Эду Маклину (Ed McLean) было 62 года, и он жил один в хижине, расположенной в 10 километрах от человеческой цивилизации. Однажды он вышел нарубить дров для печки и заметил пуму, наблюдавшую за ним. Мужчина поспешил зайти в дом. Тем вечером он выглянул в окно и увидел, что пума была всё ещё там и продолжала за ним наблюдать. Маклин подумал, что, возможно, животное привлекает свет, поэтому потушил фонарь.

Маклин выбежал в холодную канадскую зиму, одетый только в нижнее бельё. Взобравшись в свою шлюпку, он два часа грёб до ближайшего человеческого жилья. Добравшись до дверей первой попавшейся на глаза хижины, он позвал на помощь, но никого в доме не было. Почти обессиленный, он заполз внутрь и пролежал на полу 8 часов без сознания, выдыхая последние силы. Позже его, наконец, кто-то обнаружил, благодаря чему Эду Маклину удалось выжить.

5. Пол Темплар (Paul Templar), выживший после того, как его проглотил гиппопотам
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
Пол Темплар работал речным гидом, сопровождая туристов вниз по реке Замбези недалеко от водопада Виктория, когда на него напал бегемот. Он появился из-под лодки другого гида, сбросив в воду сидящего в ней человека по имени Эванс (Evans).

Темплар крикнул своей группе, чтобы они добирались до безопасного места у близлежащей группы камней, а сам поплыл в сторону Эванса. Ему удалось схватить за руку своего друга, но затем он ощутил вокруг себя внезапную темноту и нечто омерзительное. Он оказался в ловушке во рту бегемота.

Гиппопотам прокусил мужчину своими зубами. Он подкинул его в воздух, поймал и встряхнул, как это делают собаки со своими жевательными игрушками. Затем он потащил мужчину вниз ко дну реки, чтобы утопить. Темплар видел, как из его тела вытекает кровь.

Наконец, бегемот пошатнулся и выплюнул человека. Другой гид выловил мужчину, затащил на свой каяк и увёз в безопасное место. К тому времени на теле Темплара было 40 колотых ран, а его левая рука была раздавлена в мясо. Лишь по счастливой случайности команда медиков была достаточно близко, чтобы спасти его жизнь.

Эвансу выжить не удалось. Его тело, унесённое вниз по реке, было найдено два дня спустя.

4. Город, атакованный волками
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
Верхоянск — сибирский город, расположенный за Северным полярным кругом. В нём живёт всего 1125 человек. Численность города гораздо превосходят 3000 волков, обитающих в дикой местности, окружающей город. Когда стая из 400 волков окружила город, люди оказались в беде.

В течение 4 дней волки загрызли 30 лошадей. Люди боялись выходить на улицу, и в городе было объявлено чрезвычайное положение.

3. Парижские волки
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
Зимой 1450 года волки, обитавшие в окрестностях Парижа, стали голодать. Люди расширили охотничьи границы в лесах, поэтому волкам пришлось выйти из леса на улицы, чтобы найти себе пропитание. Таким образом, люди перенесли место охоты из леса внутрь городских стен.

Крепостные стены были повреждены во время Столетней войны, поэтому волки смогли пробраться внутрь города. В первую очередь они стали нападать на домашний скот, но вскоре стали смелее. Стая во главе с рыжим волком проникла в город и атаковала людей. Они загрызли 40 человек, преимущественно, женщин и детей.

Когда волки вернулись в следующий раз, жители города были к этому готовы. Толпа горожан гнала их до собора Парижской Богоматери (Cathedral of Notre Dame), после чего люди, вооружившись камнями, забили хищных животных до смерти.

2. Престарелая женщина, которая в одиночку расправилась с медведем
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
Сью Айкенс (Sue Aikens) находилась одна в детском лагере Kavik River Camp на Аляске, расположенном в 800 километрах от ближайшего города и в 130 километрах от ближайшей дороги. Она была бабушкой, но отнюдь не хрупкой женщиной. Большую часть своей жизни она провела там, в месте, которое, как она говорит, «имеет все условия, чтобы умереть».

Одним зимним утром 2007 года она отправилась к реке, чтобы набрать воды, даже не подозревая, что там её ждал медведь гризли. Он прятался в реке, и, когда женщина подошла к воде, он выскочил и схватил её. Медведь перевернул женщину на спину и укусил её за голову.

Айкенс перестала двигаться и сопротивляться. «Любое движение — это своего рода поощрение, – объяснила она позже. – Вы принимаете всё происходящее и говорите: «Ладно, ты сильнее». Когда медведь отпустил её, женщина добралась до лагеря и сама наложила швы на раны, которые оказались очень серьёзными. «Я должна была сшить свою собственную голову вместе», – сказала она.

Со временем её обнаружил пилот и спас, хотя до этого женщина пролежала 10 дней наедине с повергнутым ею медведем.

1. Нападение акул на крейсер «Индианаполис» (USS Indianapolis)
полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь
28 июля 1945 года американский крейсер вёз груз, который вскоре после этого должен был изменить мир: компоненты для первой атомной бомбы, которую позже сбросили на Японию. Благополучно доставив груз, экипаж взял курс на залив Лейте (Leyte Gulf), готовясь присоединиться к войскам для вторжения в Японию.

Им не удалось этого сделать. На своём пути «Индианаполис» был торпедирован японской подводной лодкой. В результате удара торпеды загорелись баки с авиационным топливом, вызвав цепную реакцию, которая привела к расколу крейсера на две части.

Однако выжившие моряки на воде не могли чувствовать себя в безопасности. Кровь мёртвых привлекала акул, которые сначала поедали мёртвых, а затем стали охотиться и на живых. Раненых отталкивали в открытое море, чтобы их истекающие кровью тела не привлекали внимание к не пострадавшим.

Люди ждали помощи в течение нескольких дней. Некоторые умирали от жары или обезвоживания, утонув в воде, где их уже поджидали акулы. Некоторые жертвы потащили за собой своих товарищей, поскольку акулы утаскивали тех под воду вслед за своим «первым блюдом».

Чтобы перестрелять всех акул, понадобилось 4 дня, после чего самолёт смог поднять на борт оставшихся людей. Из 1196 человек, которые были на корабле, в живых осталось только 317.

Источник

Bestiary.us

Быстрый переход

Медведи-оборотни

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

полу волк полу медведь. Смотреть фото полу волк полу медведь. Смотреть картинку полу волк полу медведь. Картинка про полу волк полу медведь. Фото полу волк полу медведь

«Оборотни – особая порода людей. Мужики чаще оборачиваются в медведя, а женщины – в свинью»

«я не весьма давно от одного знатного, но нерассудного дворянина слышал, якобы он сам несколько времени в медведя превращался, что слышащие довольно вери­ли»

Татищев в одном из примечаний к своей «Российской Истории» (9: т.3)

Как правило у современного человека слово «оборотень» вызывает ассоциации в первую очередь с человеком-волком, однако у некоторых северных народов не менее распространенной была вера в оборотней-медведей. Отголоски чего можно встретить даже в названии медведя: латышский «lācis», литовский «lokys» (из *tlāk, сродни прусскому «clokis») ассоциативно схожи со славянским словом «волкодлак», то есть оборотень (*). При этом происхождение самого слова «волкодлак», как и смысл самого наименования, также вызывает споры. По одной из версий, «волкодлак» — «волк-медведь» (286).

Скандинавы и германцы

В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков (*), причем наиболее неистовые и сильные воины обращались именно в медведей.

«Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусст­вом обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем.»

А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения. » (9: т.3)

Присутствует этот оборотнический ошейник и в германских легендах.

О медведе говорят, что это — заколдованный человек, и что медведица рожает детей, но они превращаются в медвежат, если она ударит их лапой. Не ударенный же медвежонок остается самым обычным ребенком и вырастает человеком (1238).

Также стоит отметить, что у этих народов широко распространены мужские имена «медвежьего происхождения».

Саамы

Былички о превращении в медведей есть и в фольклоре саамов.

«Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник. Он окружил берлогу своими знаками и позвал на помощь других охотников. Те разбудили «зверей» и двоих медведиц убили. Только они освежевали их туши, как выскочила третья сестра-медведица и бросилась на распластанную шкуру сестры — лишь одна лапа не попала на шкуру. Девушка вернула себе человеческий облик, но одна рука у нее навсегда осталась медвежьей лапой» (350: с.162).

«Обским уграм известны и мифы о медведях-оборотнях.

«Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой.

Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми святого — Миколы-угодника) большой палец — такой же, как у людей. Бог обещал исполнить его просьбу, но сказал, что в таком случае собаке он даст охотничий лук, а человеку крылья. Тогда медведь отказался от своей затеи. Зато он сам мог превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру: так же поступали и колдуны-оборотни (вспомним сказки о «мороке»).

Рассказывают, что сначала медведь обитал на небе и был сыном самого Ена, но однажды прельстился на земную пищу — горох и, спустившись по гороховому стеблю, стал жить на земле.

Смерть (кулём) коми представляли в образе черного медведя» (350: с.218).

Кроме всего вышеперечисленного в фольклоре народов коми существует богатырь Кудым-Ош («ош» — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. По многочисленным легендам Кудым-Ош стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями. Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои (этакий коми-терминатор :), он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю (350: с.215-216).

Ханты

«На другом краю финно-угорского мира, у хантов, рассказывали быличку о том, как жил одинокий старик, и к нему пришел другой белобородый старец, который и предложил ему сотворить чудо. Они подошли к кривому дереву, перевернулись через него и стали медведями. На зиму сделали берлогу. Но старец-знахарь знал больше, чем девицы из саамской былички. Он предупредил своего собрата-оборотня, когда придут охотники. Медведи приперли дверь берлоги рогатиной, охотники потоптались-потоптались, да и ушли ни с чем. Весной же старики снова превратились в людей, перевернувшись у кривого дерева. И живут до сих пор.

Хантыйская быличка объясняет, почему старики приняли облик медведей: в берлоге легче было пережить голодную зиму. Вспомним средневековые рассказы о людях Лукоморья, что засыпали на зиму.

Саамский и хантыйский рассказы, в свою очередь, поясняют русскую сказку о «мороке». Некий прохожий просится ночью в избушку переночевать. Хозяин пускает гостя, но требует, чтобы тот всю ночь рассказывал ему сказки. Гость («морока») заговаривает хозяина настолько, что внушает ему, будто и рассказчик, и слушатель превратились в медведей. Они убегают в лес, охотятся, а на зиму роют берлогу. Морока объясняет своему хозяину, как себя вести, если придут охотники. Тут пришедшие охотники убивают мороку, а замороченный хозяин, пытаясь спастись, бросается на шкуру убитого, чтобы перекувырнуться на ней и, стать человеком, — падает с полатей и приходит в себя» (350: с.162-163).

Славяне

В целом медведь для славянского фольклора — персонаж достаточно значимый, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового: «Домовой может быть и медведем, а точнее полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой (Тамб.); домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», — руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью (Тульск.); в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя» (286).

Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей — имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок (58: с.162). Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание (58: с.107).

Kiedy jeszcze Chrystus ze Św. Piotrem po ziemi chodzili, jeden młynarz chcąc się przekonać, czy Chrystus był prawdziwym Bogiem, ukrywszy się pod mostem, na przechodzących wyskoczył, w chęci nastraszenia. Chrystus rzekł wtedy: „Ty, co chcesz straszyć, bądź straszydłem dla ludzi” — i zamienił go w niedźwiedzia. Taki więc jest początek tego dzikiego zwierza, który raz pierwszy pokazał się na ziemi, zachowując w łapach przednich kształt ręki człowieka.

Lucjan Siemieński «Podania i legendy polskie, ruskie i litewskie» (1193: s.94)

«. медведь, говорят поселяне, был прежде человеком. Когда-то в старину странствовали по земле св. Петр и св. Павел. Случилось им проходить через деревню около моста. Злая жена и муж согласились испугать святых путников, надели на себя вывороченные шубы, притаились в укромном месте, и только апостолы стали сходить с мос­та — они выскочили им навстречу и заревели по-медвежьи. Тогда апостолы сказали: «щоб же вы ривили отныни и до вика!» С той самой поры и стали они медведями.»

Lucjan Siemieński «Podania i legendy polskie, ruskie i litewskie» (9: т.3)

«Человеческое происхождение медведя отражено во многих восточнославянских поверьях.

Более того, медведь также воспринимался как животное воплощение бога грома Перуна, который в таковом образе (по аналогии с греческим Зевсом) нередко развлекался, похищая девиц. «В одной из русских сказок похищаемые девицы прямо названы Луной и Звездою; на крыльях вихря уносят их оборотень-медведь (или лесное чудо) и чудо морское, то есть мрачные тучи, так как дождящего Перуна почитали морским царем, владыкою облачного моря, и давали ему животненный образ медведя» (9: т.2).

Другое воплощение Перуна, сродни упомянутому выше богатырю Кудым-Ошу из коми-пермяцких преданий — персонаж русского фольклора Медведко: «сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь» (286).

Также у славян существовали поверья, что волхвы могут обращаться в медведей. Славянский медведь-обротень — Берендей.

Художественная литература, Фильмы, Игры

В сказке Владимира Галкина «Седой медведь» и в снятом по ее мотивам одноименном мультфильме (1988) мальчик-сирота встречает в лесу медведицу с медвежонком. «Обернулись дважды они вокруг ели серебряной и стали барышней-красуньей, да девочкой-шалуньей. Повели они его в свой терем, да угощали» (****). Спустя много лет, повзрослевший парень неоднократно заступается за медведей, но тем не менее охотники убивают тех самых медведицу с детенышем. После чего он сам четырежды обходит серебряную ель и становится медведем:

Склонил голову, подошел к ели. А та махнула веточками, и почудилось ему, вроде кто шепчет на ухо:

— Не кручинься, Никитушка. Помочь твоему горю можно. Сорви с меня две шишки — одну большую, другую маленькую, кинь в сторону села, сам обойди меня четыре раза.

Но тут вспомнил Никитка слова медведицы: «Кто четвертый раз ель обойдет — медведем обернется и не сможет среди людей жить». Однако не стал раздумывать, все исполнил, как ель указала. Сорвал шишки, кинул в сторону села, обошел ель четыре раза и обернулся медведем.

В диснеевском мультфильме «Братец Медвежонок» («Brother Bear», 2003) юноша убив медведя сам превращается в такового. В зверином обличьи он общается с животными и учится быть добрее.

В книгах Стерлинга Ланье про путешествия Иеро: вербэр — «малоизученный вид лемутов, по-видимому, разновидность гризли с коротким мехом. Они обладают способностью к гипнозу, с помощью которого завлекают своих жертв. Охотятся преимущественно ночью; их видели мельком только один или два раза. Как и прочих лемутов, их относят к Нечистому, однако вербэры кажутся скорее его союзниками, чем слугами. Встречаются крайне редко» (**)

В пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», а также в двух ее одноименных экранизациях — фильмах Эраста Гарина (1964) и Марка Захарова (1978) — волшебник-сказочник превратил медведя в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, если его поцелует принцесса.

В полнометражном мультфильме «Князь Владимир» жрец Перуна, получивший за убийство учителя прозвание Кривжа, способен оборачиваться в злобного медведя.

В «Дозорах» Сергея Лукьяненко присутствует перевертыш по прозвищу Медведь, оборачивающийся белым медведем.

В компьютерной игре «Diablo II: Lord of Destruction» персонаж друид может принимать форму волка и медведя (*).

Также превращаться в медведей (а кроме того — в тюленей, кошек и ягуаров) могут друиды тауренов и ночных эльфов в игре «World of Warcraft».

В игре «Guild Wars 2» norn — раса, представители которой способны в бою принимать облик опасных зверей — от волка до рыси. Сильнейшими и наиболее опасными среди норнов считаются именно медведи-оборотни (***).

В Мире тьмы среди многочисленных оборотней присутствуют и верберы (werebears) — медведи-оборотни, называющиеся Гураль (Gurahl). Их специализация — врачевание и охрана священных мест. Популяция крайне мала. Большинство пало в ходе Войны Гнева.

Биорнинги Средиземья

Беорнинги (Beornings) — в Средиземье Дж.Р.Р.Толкиена северный клан медведей-оборотней, потомков Беорна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *