поле мое поле текст

Русское поле 7

поле мое поле текст. Смотреть фото поле мое поле текст. Смотреть картинку поле мое поле текст. Картинка про поле мое поле текст. Фото поле мое поле текстМало кто знает, либо догадывается, что текст песни «Русское поле» написан женщиной. А ведь именно поэтесса Инна Гофф сочинила эти строки на предложенную Яном Френкелем готовую мелодию. И стоило ей, к примеру, написать «Небо, синее небо» или «Снег, белый снег», то ни о каком русском поле и тонком колоске никто бы никогда и не услышал.

К счастью, Инной было написано то, что уже долгие годы поют и, думается, будут петь многие. И петь будут эти

Слова песни «Русское поле»

Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег —
Счастьем и болью связан с тобою,
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.

Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты — моя юность, ты — моя воля.
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Припев:

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
«Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!»

Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской —
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.

Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу —
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву!

Припев:

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
«Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!»

Песня «Русское поле» видео

Источник

Русское поле

«Русское поле».
Слова Инны Гофф…
Это лучшая песня о родине. Я бы предложил
сделать её Государственным гимном России.
(Расул Гамзатов)Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля —
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской —
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу —
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

Песня из кинофильма режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968 год). Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля. [Следует, видимо, напомнить, что Кеосаян решился тогда на весьма рискованный шаг, вложив в фильме эту насквозь патриотическую песню в уста белогвардейского офицера. Необычайная популярность фильма в немалой степени способствовала популяризации песни Яна Френкеля. Но, разумеется, это уже самостоятельная история, хотя и очень интересная сама по себе, но никак не связанная с собственно стихами Инны Гофф — Прим. ред.]

Послушайте мелодию песни. А вот здесь можно сравнить различные исполнения этой песни — Владимиром Ивашовым, Геннадием Каменным, Николаем Никитским и Валерием Ободзинским.

История песни «Русское поле»

«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…» (Инна Гофф).

«Авторы назвали свою песню «Русское поле», и тут неожиданно, ещё до её звучания на радио (записал песню Юрий Гуляев), один из коллег Френкеля попросил изменить её название, ибо с таким названием песня уже была у этого композитора. Можно возразить: видимо, она была недостаточно известна. Но ведь и судьбу новой песни (как всякой другой!) никто бы не взялся предсказывать. Авторы, как говорится, пошли навстречу, согласились и переименовали песню в «Поле». Так она официально и числится. Но её распространение оказалось столь могучим, а сочетание этих двух слов столь пленительным, что все невольно стали называть её именно «Русское поле» (Константин Ваншенкин).

(Обе цитаты взяты из публикации Юрия Бирюкова, ведущего рубрики «История песни», в газете «Вечерняя Москва» от 24.11.2005).

Инна Гофф в официальных справочниках и воспоминаниях друзей и близких

Инна Анатольевна Гофф родилась 24 октября 1928 года в Харькове. Её мать — преподаватель французского языка, отец — врач-фтизиатр. С началом войны семья успела эвакуироваться в Томск. Инна работала няней, потом библиотекарем в эвакогоспитале, совмещая работу с учёбой в школе. Она писала стихи, легко поступила в Литературный институт имени М. Горького, посещала семинары Михаила Светлова, но неожиданно ушла в прозу, на семинар к Константину Паустовскому. Институт окончила в 1950-м, печаталась с 1947-го. Ещё во время учёбы вышла замуж за известного поэта и писателя Константина Ваншенкина, с которым прожила всю свою жизнь.

В 1950-м году на 1-м Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я — тайга». Основные темы в её творчестве — этические проблемы, дружба и любовь, долг и верность. Она писала рассказы, повести, исследования. Роман о любви И. Гофф «Телефон звонит по ночам» (1963) — единственный её опыт в этом жанре.

В 1985 году она написала к однотомнику «Избранного»:

Вы давно доросли до романа», — сказала мне когда-то Вера Фёдоровна Панова. Я считаю, что после своих более крупных вещей доросла до рассказа.

Инна Гофф встречалась, дружила, сотрудничала со многими известными людьми, о которых писала в своих книгах. Александр Твардовский, Михаил Светлов, Алексей Фатьянов, Марк Бернес, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Виктор Некрасов, Евгения Гинзбург, Виктор Шкловский, Юрий Трифонов — герои её рассказов и повестей.

Долгое время стихи она писала «для себя». Но, благодаря Марку Бернесу, Яну Френкелю и Эдуарду Колмановскому, появились замечательные песни на стихи Инны Гофф — «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Ну а лето продолжается», «Снова ветка качнулась».

Песню «Снова ветка качнулась» в исполнении Анны Герман можно скачать здесь.

Из выступления на вечере памяти Яна Френкеля в 1990 году:

… В начале 60-х годов мой муж Константин Ваншенкин, став соавтором Яна Френкеля, естественно, познакомил с ним и меня, и началась наша дружба, выходящая далеко за пределы творческой, дружба наших семей, наша творческая дружба с Яном Френкелем. И вот я помню эту комнатку на Трубной, где мы сидим с ним у Френкелей, и я случайно что-то к слову спела ему на свой мотив, которым я была вполне довольна, который за хозяйственным столом, как все женщины, напевала, спела ему «Август», и он попросил меня написать эти слова для него. Так возникла наша первая с ним песня, и вот уже более 30 лет она звучит, и так приятно, что люди до сих пор её знают и хорошо к ней относятся… Последняя песня, которую написал Ян Френкель, была песня на мои слова — «Отчего ты плачешь, старая лоза». Вот так от песни до песни — 30 лет дружбы, 30 лет сотрудничества. Осознаёшь, сколь велика глубина потери…

Песню «Отчего ты плачешь, старая лоза» в исполнении Геннадия Каменного можно скачать здесь.

А вершиной её творчества как поэта-песенника стала, безусловно, песня «Русское поле».

Инна Гофф умерла в апреле 1991 года после тяжёлой болезни.

Константин Ваншенкин об Инне Гофф:

В Литинституте мы, проучившись рядом год, не обращали внимания друг на друга. И вдруг — что-то там щёлкнуло, события стремительно понесли нас, и всё окончилось свадьбой.

У нас не было творческой ревности, наоборот, удачи другого воспринимались как свои. У нас с ней был свой союз писателей из двух человек. Большинство писательских жён видят главную заботу в том, чтобы хвалить своих мужей. Это тоже необходимо, от критиков слова доброго не дождёшься, но мы относились друг к другу очень требовательно. И любовь тому не мешала, наоборот…

Да, я женился счастливо. Общие интересы, ощущение, что каждый творческий успех — общий… Всё это у нас с Инной было.

Каждый её успех меня искренне радовал. Семья у нас действительно была счастливой.

Жена у меня была одна, любимая. Жаль, что ушла раньше меня…

Мужчина должен уходить раньше женщины — это закон жизни. Есть такое выражение: я бы хотел с ней поменяться местами. В данном случае это именно так!

Боль утраты, связанная со смертью Инны Гофф, звучит в одном из последних поэтических сборников К. Ваншенкина — «Ночное чтение» (1994).

Ремарка о значении для человека его «малой» родины. «В Харькове было прохладно. Пожалуй, слишком прохладно для сентября. Осень — лучшее время в моем городе».

В 1977 году Инна Гофф написала рассказ «Вчера он был у нас», посвящённый известной просветительнице Христине Алчевской (мать И. Гофф преподавала в народной школе, основанной знаменитой харьковчанкой). Род Алчевских был родственно связан с архитектором Бекетовым, которому Харьков обязан самыми прекрасными своими зданиями и даже целыми кварталами. Писательнице непосредственно в руки попал оригинал неизвестного письма Алчевской о встрече с А. Чеховым в Ялте, что и послужило толчком к написанию рассказа.

Из письма Константина Паустовского:

Дорогая Инна Анатольевна (мне всё хочется написать «Дорогая Гофф», как я звал Вас в Институте), — получил Ваш «Северный сон» (хорошее название) и прочёл его, не отрываясь. Читал и радовался за Вас, за подлинное Ваше мастерство, лаконичность, точный и тонкий рисунок вещи, особенно психологический, и за подтекст. Печаль этого рассказа так же прекрасна, как и печаль чеховской «Дамы с собачкой».

Поздравляю Вас, и если правда, что хотя бы в ничтожной доле я был Вашим учителем, то могу поздравить и себя с такой ученицей…

(Таруса, 22 октября 1960).

И в прозе, и в поэзии Инна Гофф не является представителем какой-либо волны: военной или шестидесятников. Она не претендует на принадлежность к какой-нибудь идеологии или сословию — городскому или деревенскому. Она просто настоящий художник, особая статья — глубоко личная, когда она пишет, и общечеловеческая, когда её читают.

Интерес к писательству и способности у Инны Анатольевны проявились рано. В Томске во время войны она писала стихи. Сочинила пьесу для кукольного театра. В школе делала стенгазету. Стихи писала успешно, с ними поступила в Литературный институт, но потом перешла на прозу… Стала писать песни. Сначала сочиняла для себя, напевала. Мы дружили с Бернесом, Колмановским, Френкелем…

Писала каждый день, когда шла вещь. Это уже потребность, невозможность остановиться. Долго готовилась к вещи, а не так: одну заканчивала, другую начинала. Написала довольно много. У неё вышло более двадцати книг. Мы никогда не работали в штате. Конечно, материально было трудновато. Наша дочь Галя закончила Полиграфический институт, стала известной художницей. Оформляет книги. С десяти лет участвует в выставках…

Мы познакомились, когда Инна была студенткой Литературного института. Инна была автором не только стихов, но и прекрасной прозы. Фазиль Искандер и Булат Окуджава не раз выражали ей свою похвалу. Все её книги оформляла дочь — художница Галя Ваншенкина.

Я часто бывала у них. Кстати, Галя написала портрет Булата Окуджавы, который очень понравился ему и висел у него в кабинете. Его собрание сочинений оформляла Галя. Мои рассказы о брате, погибшем на фронте — ему было 20 лет, мои рассказы об истории женитьбы сына, о забавных случаях в моей логопедической практике — всё это было положено в основу книги Инны Гофф «Советы ближних». В благодарность за «соавторство» Инна подарила мне вазу с трогательной надписью. Я храню и книги, и пластинки с записью песен на её стихи в исполнении Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона. На всех книгах и пластинках рукой Инны написаны добрые слова в мой адрес. В кабинете писательницы в большой плетёной корзине стоял огромный сноп пшеницы (подарок Маргариты Агашиной, её подруги, тоже известной поэтессы) — видно, на память о «Русском поле». На полке с сувенирами можно было увидеть голубую с золотом чашку — подарок Марка Бернеса. Они дружили. В уютном доме этой писательской четы было интересно… (Сайт «Русская Германия»)

Несколько слов о Константине Ваншенкине

Упаси вас бог познать заботу —
Об ушедшей юности тужить,
Делать нелюбимую работу,
С нелюбимой женщиною жить.
Константин Яковлевич Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в Москве. В 1942 году из десятого класса ушёл в армию и в конце войны неожиданно для себя стал писать стихи. Впервые напечатался в 1948 году. Многие стихи Ваншенкина стали песнями благодаря Марку Бернесу, композиторам Эдуарду Колмановскому и Яну Френкелю.

Многое в жизни и творчестве семьи Ваншенкиных связано с подмосковным Воскресенском — в 1952 году в Воскресенскую городскую больницу перевёлся врач-фтизиатр Анатолий Ильич Гофф.

Когда отец Инны построил здесь дом, то вдоль окошек посадил три рябины. Помните? «За окошком краснеют рябины…».

Именно в Воскресенске Константин Ваншенкин написал свои самые известные песни — «Я люблю тебя, жизнь» и «Алёша». А ещё «Вальс расставанья», «За окошком свету мало», «Я спешу, извините меня» и множество лирических стихотворений.

Книгу «Летом в Воскресенске», в которой собраны стихи Гофф и Ваншенкина, написанные в этом городе, оформила их дочь.

Многие помнят одно из его ранних стихотворений — «Мальчишка» («Он был грозою нашего района, // Мальчишка из соседнего двора…»).

На третьем курсе Литературного института им. Горького Константин Ваншенкин стал членом Союза писателей. В одно время с ним учились Юрий Трифонов, Евгений Винокуров, Владимир Солоухин, Владимир Тендряков, Юлия Друнина, Владимир Соколов, Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Андрей Турков, Александр Ревич, Борис Балтер, Инна Гофф, Владимир Корнилов, Эдуард Асадов, Григорий Поженян.

Рассказывает Константин Ваншенкин:

Что касается стремления написать стихотворение как песню, в большинстве случаев у меня такого не было. «По заказу» я написал только «Алёшу» и «Вальс расставания», но сделал это с удовольствием, как для себя. «Жизнь» изначально была длиннее в полтора раза, и то, что она стала песней, — заслуга Марка Бернеса, моего друга. Это он увидел в стихотворении песню, вместе со мной сокращал его, заказывал музыку…

Стихотворение написано в 1956 году, и многие критики связывали его появление с общественным подъёмом, ХХ съездом. Мне, конечно, это и в голову не приходило.

Время тогда было окрашено общими надеждами.

И я никогда не думал, что мои стихи станут песнями, которые будут с удовольствием петь и слушать полвека.

А вообще, на мой взгляд, это критика записала меня в оптимисты. На самом деле я скорее грустный поэт. Даже, может быть, печальный. Я чаще говорю о потерях, об утратах, нежели о радостных перспективах…

Мои любимые песни — слова Инны Гофф

И меня пожалей
(Музыка Александры Пахмутовой)

Для чего ты сказал
Среди ясного дня,
Что её ты жалеешь,
А любишь меня?
Пусть минуют её
И сомненье, и боль,
Пусть страдает и терпит
Лишь наша любовь.

Ты сказал, что любовь
Не боится разлук,
Говорить о любви
Не положено вслух…
Ты сказал и ушёл
К той, кто ждёт у окна.
Ты ушёл, и осталась
Я снова одна.

Для чего ты сказал
Среди ясного дня,
Что её ты жалеешь,
А любишь меня?

То ли снег за окном,
То ли пух с тополей…
Об одном я прошу:
И меня пожалей…
Август
(Музыка Яна Френкеля)

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.

Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.

За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!

Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной,
Что сбывается ранней весной.

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты.

На этой странице песня «Август» (4 варианта) в исполнении Нины Бродской, Аиды Ведищевой, Марии Лукач или Маргариты Николовой.

Я улыбаюсь тебе
(Музыка Эдуарда Колмановского)

Опять расстаюсь я с тобою,
С любовью моей и судьбою.
Боюсь, что не выдержишь ты
и заплачешь,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.
Достался нам век неспокойный,
Прошли мы сквозь грозы и войны,
У смерти в гостях мы не раз побывали —
Но я улыбался тебе,
Но я улыбался тебе.

Бывает, что мысли как тучи,
Бывает, что ревность нас мучит.
Но должен один из двоих улыбнуться —
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Взгляни на меня долгим взглядом,
Ты здесь, ты пока ещё рядом.
Ты рядом, но ты далеко уже где-то,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Опять расстаюсь я с тобою,
С любовью моей и судьбою.
Боюсь, что не выдержишь ты и заплачешь,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Вдвоём победим мы разлуку,
Покуда нужны мы друг другу,
Покуда любовь существует на свете,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Послушайте эту песню в исполнении Марка Бернеса и Дмитрия Гнатюка.

Ну, а в заключение мне хочется порекомендовать для внимательного чтения вот эту публикацию — «Инна Гофф. Из записных книжек» (журнал «Октябрь», № 5, 1996).

Источник

УЖ ТЫ ПОЛЕ МОЕ, ПОЛЕ ЧИСТОЕ.

«Уж ты поле мое, поле чистое
Ты раздолье мое, ты широкое.

Ты раздолье мое, ты широкое,
Чем ты, полюшко, приукрашено?»

— «А я, полюшко, всё цветочками,
Всё цветочками, василечками!»

Посреди-то поля част ракитов куст,
Под кустом-то лежит тело белое.

Под кустом-то лежит тело белое,
Тело белое, молодой солдат.

Молодой солдат не убит лежит
Не убит лежит, шибко раненный.

Во главах у него бел-горюч камень,
Во руках у него сабля вострая,

Во руках у него сабля вострая,
Во груди у него пуля быстрая,

Во груди у него пуля быстрая,
Во ногах у него стоит добрый конь.

«Уж ты конь, ты мой конь, товарищ мой,
Ты ступай-беги во Русску землю;

Ты скажи-ка, скажи родному батюшке,
Поклонись-ка ты родной матушке,

Поклонись-ка ты родной матушке.
Ты скажи-ка, скажи молодой жене,

Что женился я на другой жене,
Как женил-то меня бел горюч камень,

Как женил-то меня бел горюч камень,
Обвенчала-то меня сабля вострая,

Обвенчала-то меня сабля вострая,
Молода жена пуля быстрая».

Русские народные песни / Сост. и вводн. тексты В.В. Варгановой. М.: Правда, 1988. Раздел «Песни солдат и о солдатах. Рекрутские причитания».

поле мое поле текст. Смотреть фото поле мое поле текст. Смотреть картинку поле мое поле текст. Картинка про поле мое поле текст. Фото поле мое поле текст

Уж ты, поле мое, поле чистое,
Ты раздолье мое, ты широкое.

Ничего ты, поле, не спородило,
Спородило поле част ракитов куст.

Как во этом кусту тело белое,
Тело белое, молодецкое.

Во главах у него сабля вострая,
В ретивом у него пуля быстрая,

Во ногах у него конь вороной его.
«Уж ты, конь, ты мой конь, ты, товарищ мой,

Ты беги, беги по дорожке вдоль,
По дорожке вдоль, к отцу, к матери,

К отцу, к матери, к молодой жене.
Ты скажи жене, что женился я,

Что женила меня пуля быстрая,
Обвенчала меня сабля вострая».

Такун Ф.И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005.

Источник

Текст песни поле мое поле в золоте хлеба

поле мое поле текст. Смотреть фото поле мое поле текст. Смотреть картинку поле мое поле текст. Картинка про поле мое поле текст. Фото поле мое поле текст

Поет Подмосковье
Музыка Г. Гранкина и В. Ширшова, слова А. Голубовского

Под солнцем России
Цветите, поля,
Тебя нег красивей,
Родная земля!
Лети, моя песня,
В простор голубой.
Мое Подмосковье,
Я сердцем с тобой!

Припев: Над моей землею
Солнце встает,
Солнце встает!
Над моей землею
Солнце встает!
Поет Подмосковье, поет!

Люблю я раздолье,
Весенние дни.
Когда в Подмосковье
Поют соловьи,
Рассвета полоска
Над речкой горит,
У русской березки
Листву золотит.

Овеянный славой.
Мой край дорогой,
Горжусь величавой
Твоею судьбой!
Тебя нет красивей.
Ты — песня моя.
Частица России,
Родная земля!

Я люблю Подмосковье мое

Музыка Г. Гранкина, слова В. Горзенкова

Я люблю Подмосковье мое,
Глянешь в даль — сердце песню поет!
Далеко эта песня слышна,
И мечты навевает она.

Хороши твои рощи, поля.
Подмосковье — ты гордость моя.
Неоглядный простор голубой
Я по-русски люблю всей душой!

Шелестят кроны стройных берез,
Ветерок нашу песню унес.
Далеко эта песня слышна,
И мечты навевает она.

Широкое раздолье

Музыка Л. Дмитриева, слова В. Гудовича

Поля, поля. Широкое раздолье.
Цветущий край» любимый и родной.
Куда ни выйду я,
Куда ни гляну я,
Пшеница плещет золотой волной.

Стучится веткой яблоня в окошко.
Целует ветер сочные плоды.
Куда ни выйду я,
Куда ни гляну я,
Вокруг шумят зеленые сады.

Раскинет зорька крылья золотые.
В лесах не молкнет птичий разговор.
Куда ни выйду я, Куда ни гляну я,
Обильем дышит Родины простор.

Над вечерней рекой
Музыка Ю. Калужина, слова В. Бокова

Над вечерней рекой
Тишина и покой,
Звезды дальние.
Без тебя берег пуст,
На душе только грусть,
Жду свидания, жду свидания.

Заливные луга,
Золотые рога
Чудо-месяца.
Сердце бьется в груди,
Приводи, приходи,
Надо встретиться, надо встретиться.

Кто-то лодку толкнул,
Кто-то сел и вздохнул,
Это ты плывешь,
Ты у весел сидишь,
Ты за речку глядишь,
Про меня поешь, про меня поешь!

Поле, мое поле
Музыка В. Чалова, слова В. Бырдина

Тропкою полевою
Выйду за село.
Здравствуй, дорогое
Полюшко мое.

Припев: Поле, мое поле —
В золоте хлеба
Ты мое раздолье,
Ты моя судьба.

В тихий час рассвета
И в сияньи дня,
Ты весной и летом
Радость для меня.
Припев.

Сквозь тугие ливни,
Град и летний зной
Пробивался к жизни
Каждый колос твой.
Припев.

Пусть все люди знают,
Я тобой горда.
В жизни не бывает
Счастья без труда.
Припев.

Сердце России
Музыка В. Ширшова, слова А. Шелепнева

Подмосковье — родная земля:
Шелестят у дорог тополя,
Синь над садами,
Свадьбы с цветами
От села до села.

Припев: Край соловьиный —
Сердце России,
Жизнь и песня моя!

Жаворонок над полем кружит,
Заблудились ромашки во ржи.
Скоро пшеница
Заколосится
Под грибные дожди.
Припев.

Навевают покой вечера,
В речке фартук полощет заря.
В росные травы
Пали туманы,-
Чтоб уснуть до утра.
Припев.

От села до села
Музыка А. Курочкина, слова Т. Алексеевой

Селами богатая
Родина моя,
Глянешь — сердце радуют
Сельские края.

Припев: От села до села
Тянутся поля,
От села до села —
Все моя земля.

Раньше незаметное
Милое село
Яблоневой веткою
Пышно расцвело.
Припев.

Может наша Родина
Все преодолеть,
Нам о том, что пройдено,
Песни надо петь.
Припев,

Все мы — люди русские,
Родом из села.
Наша стежка узкая
К звездам пролегла!
Припев.

Ой, березонька ветвистая

Музыка М. Стомы, слова Б. Фесовеца

Ой, березонька ветвистая,
Листики зеленые,
Сколько раз сюда спешили
Девушки влюбленные.

Обнимали белоствольную.
Согревали ласкою,
И вздыхали почему-то
Теплой ночью майскою.

Прислоняли лица жаркие
К дереву прохладному,
А мечтою уносились
К парню ненаглядному.

Ночи светлые весенние,
Девичьи страдания.
Почему к березкам ходят
Словно на свидания?

Вишенка
Музыка и слова Ю. Савельева

Заглянула в окна,
Ягодой маня,
Верная подружка,
Вишенка моя.

Вишенка, вишенка моя.
Верная подружка.
Вишенка моя.

Вот и запуржило,
Снегу намело.
Утонув в сугробах
Прячется село.

Вишенка, вишенка моя,
Ты совсем седая,
Вишенка моя.

Но ушли с зимою
Злые холода,
Заиграла с речке
Талая вода.

Вишенка, вишенка мои,
Снова молодишься.
Вишенка моя.

Годы пролетели.
Та весна вдали,
Дети повзрослели,
Внуки подросли.

Вишенка, вишенка моя.
Всё (всех) ты в сердце носишь,
Вишенка моя.

Русь
Музыка Н. Семенова, обработка В. Ширшова, стихи С. Есенина

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Олонченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезав кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Расцветай, Нечерноземье!
Музыка Г. Гранкина, слова В. Гудовича

Шелестят сады листвою,
Новый день берет разбег.
С добрым утром, Подмосковье
Край лесов, полей и рек!

Мир и счастье мы делим со всеми
И трудом украшаем поля. Расцветай,
Нечерноземье,
Наша русская земля!

Нам наука помогает
Брать сполна дары земли.
В даль полей плывут комбайны,
Как степные корабли.

Стали чаще в селе новоселья,
Значит свадьбы справляли не зря.
Расцветай, Нечерноземье,
Наша русская земля!

Нами Родина гордится —
В сердце радость не унять!
Любим дружно мы трудиться
И умеем отдыхать.

На селе не смолкает веселье,
Всюду радостно песни звенят:
Расцветай, Нечерноземье,
Наша русская земля!

А мы работаем

Музыка В. Ширшова, слова А. Шелепнева

Бодрит прохлада ранняя,
И вольно дышит грудь.
Зовут поля бескрайние,
И ждет на фермах труд!

Припев:
А мы работаем, А мы стараемся —
С любым заданием бригада справится!
А мы работаем, Как полагается —
Делами добрыми колхоз наш славится,

Дела неплохо спорятся —
Ты душу в них вложи!
К земле родимой клонятся
Колосья спелой ржи.
Припев,

Течет река лучистая,
И солнышко светло.
Кто любит зори чистые —
Езжайте на село!

Просторы Подмосковные

Музыка А. Шелепнева, слова В. Семернина

Над речкой солнышко взойдет
И вдоль села покатится,
Где колос во поле поет,
Дрожит березки платьице.

Припев: Мои поля, мои леса,
Дороги, сёла новые!
России дивная краса,
Просторы подмосковные.

Родная сердцу сторона,
Земля гостеприимная,
Ты для врагов была страшна,
Народным гневом сильная!

Навеки милые края,
Сторонка заповедная —
Земля московского Кремля,
Земля моя рассветная!

Подмосковье мое

Музыка В. Литвинова, слова А. Кирсанова

Меня дали лесные волнуют,
Каждый луг, каждый солнечный склон.
Я влюблен в свою землю родную,
Я в свое Подмосковье влюблен.

Припев: Подмосковье!
С чем сравню я тебя, Подмосковье!
Изменю ли тебе я, другие края полюбив?
Мое верное сердце,
Мое верное сердце сыновье
Будет биться и жить для тебя!

Кто гордится Невою, кто Ладогой,
Кто другою хорошей рекой.
В Подмосковье рожденный под радугой,
Не могу не гордиться Окой.
Припев.

В Подмосковье прошло мое детство,
Как проходит весна по садам.
Щедро детям и внукам в наследство
К Подмосковью любовь передам.

Верность
Музыка В. Литвинова, слова Л. Татьяничевой

В тихом сквере,
Возле школы новой
Он стоит — бессмертный рядовой,
Стройный и по-воински суровый,
С непокрытой русой головой.

Ходит солнце
Над высокой рожью,
Облаков чуть движутся плоты,
Девушки приносят из Заволжья
И кладут у ног его цветы.
Он на сверстниц смотрит, ожидая
Милую, что снится столько лет.

В знойный полдень
Женщина седая
Красных маков принесла букет.
Всю страну измерила без мала —
Повидаться с другом дорогим,
И сидит, скорбя, у пьедестала
Милая, не узнанная им.

Над Россией гуси-лебеди летят

Музыка В. Литвинова, слова Г. Серебрякова

Стали зябкими рассветы,
Стынет в реченьке вода,
Отгорело бабье лето
Наступают холода.

Кто-то кличет в зыбкой сини —
Поднимаю к небу взгляд,
Над Россией, над Россией
Гуси-лебеди летят.

Может это. и не птицы —
За леса и города
Уплывают вереницей
Мои юные года.

Скоро, скоро белый иней
Серебром засыплет сад,
Над Россией, над Россией
Гуси-лебеди летят.

Только знаю — не забудет
Мое сердце ничего,
И что было и что будет —
Все вмещается в него.

Вот забилось с новой силой,
Тихой грусти невпопад,
Над Россией, над Россией
Гуси-лебеди летят.

“ВОТ ОН, ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ …” ( В копилку музыкального руководителя)
Стихи о хлебе
*****
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
“Черный хлеб прибавит силы”.
Съел. И завтра буду есть!
*****

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом…

Каждое хмурое утро
И в солнечный яркий денек
Мамины теплые руки
Хотят, чтоб он был пухлощек —
И мнут его очень усердно,
И прячут в него доброту,
А после в печи незаметно
Огонь наряжает в сюртук.
Выходит он весь золотистый,
Он дышит теплом на весь дом,
И солнышка лучик игристый
Глядит на него сквозь окно.
К обеду готов, как обычно,
И, ставя его в середину стола,
Папа повторяет привычно:
“Хлеб — всему голова.”

Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет…

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет –
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же – хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят –
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье –
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей –
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
“Хлеб всему голова!” —
В поле, в доме, в державе!

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
– И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
– И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
– Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

 þíîñòè ÿ ëþáèëà õîäèòü â ïîõîäû, äàæå ïîëó÷èëà çíà÷îê «Òóðèñò ÑÑÑл. Ìåíÿ íåðåäêî â ïîõîäàõ èçáèðàëè çàâõîçîì. Ñ ýòîé äîëæíîñòüþ ÿ ñïðàâëÿëàñü èíîãäà äàæå ñëèøêîì õîðîøî: åñëè â äðóãèõ ãðóïïàõ ïðîäóêòû, êàê ïðàâèëî, çàêàí÷èâàëèñü ðàíüøå, ÷åì ïîõîä, òî ó íàñ îíè åù¸ è îñòàâàëèñü, è ìû èõ ïîòîì äåëèëè íà âñåõ, óâîçÿ äîìîé áàíêè ñ òóø¸íêîé èëè ñãóù¸íêîé, êîòîðûå â 70-å ãîäû XX ñòîëåòèÿ áûëè áîëüøèì äåôèöèòîì. Íî íå ïîäóìàéòå, ÷òî â ïîõîäå ìû ãîëîäàëè: âñåãî õâàòàëî. Îäíàêî, çëûå ÿçûêè ïðî ïîõîäíûõ çàâõîçîâ âñ¸-òàêè ñëîæèëè ïåñíþ ñ ñîîòâåòñòâóþùèì ïðèïåâîì: «À çàâõîç-òî ó íàñ – çëàÿ æàäèíà. »
Êñòàòè, î ïåñíÿõ. Ïîíÿòíîå äåëî, ÷òî íè îäèí ïîõîä íå îáõîäèòñÿ áåç ãèòàðû. Ïîõîäíûõ ïåñåí ñ 50-õ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà ïîÿâèëîñü òàêîå ìíîæåñòâî, ÷òî èõ äàæå ñòàëè ðàçäåëÿòü íà «êîñòðîâûå», «âå÷åðíèå», «ìàðøåâûå», «ñîëíå÷íûå», «ïðîùàëüíûå» è ïðî÷. Êàæäûé óâàæàþùèé ñåáÿ òóðèñòñêèé ìàðøðóò èìåë ñâîé ãèìí. Ïîýòîìó â ïîõîä âñåãäà áðàëè ïåñåííèêè ñ áûâàëûìè îïóñàìè è áëîêíîòû äëÿ çàïèñè íåèçâåñòíûõ åù¸ ïåñåí.

Áûëè è îñîáåííî ïîïóëÿðíûå ïåñíè, êîòîðûå çíàë êàæäûé òóðèñò. Ê íèì, ÿ äóìàþ, îòíîñèòñÿ è ýòà èíòðèãóþùàÿ ïåñíÿ, êîòîðóþ ëþáèëè èñïîëíÿòü äëÿ íîâè÷êîâ, ïîâåðãàÿ èõ â øîê. Îíà áûëà ýðîòè÷åñêàÿ! Íàçûâàëàñü îíà «Ìîÿ äîðîãàÿ». Àâòîðà ñëîâ è ìóçûêè ìû òîãäà íå çíàëè. Ïåñíÿ áûëà, êàê ãîâîðèòñÿ, «íàðîäíàÿ».  ÷¸ì çàãâîçäêà ýòîé ïåñíè âû ïîéì¸òå, ïðî÷èòàâ òåêñò. Âîò ýòà ïåñíÿ, âåðíåå, å¸ îðèãèíàë, êîòîðûé ïîïàë êî ìíå â ðóêè çíà÷èòåëüíî ïîçæå ñàìûì íåîáû÷íûì îáðàçîì.

Ìîÿ äîðîãàÿ, ìîÿ æåëàííàÿ

Ìîÿ äîðîãàÿ íå áëåùåò êðàñîé,
Íè ÿðêîé óëûáêîé, íè ðóñîé êîñîé,
Íè ìàëåíüêîé íîæêîé, íè ïðåëåñòüþ ñòàíà,
×åì áëåùóò âñåãäà ãåðîèíè ðîìàíà.

Íåâçðà÷íîå ïëàòüå ìûøèíîãî öâåòà
Îäåòî, è íîñèò îò ëåòà äî ëåòà.
Íåëîâêî ïðèçíàòüñÿ, íî âñ¸ æå, íå ñêðîþ:
ß ñàì äîðîãóþ êóïàþ è ìîþ

ß ñ ìèëîé îäåæäó ñðûâàþ íåñìåëî,
×òîá âèäåòü ñêîðåå æåëàííîå òåëî,
×òîá âèäåòü è òðîãàòü, è íåæíî ëàñêàòü,
Ïðèíèêíóòü ãóáàìè, ñëåãêà îáæèãàÿñü, –
Òî÷íåå, çóáàìè! – ê åäèíñòâåííîé â ìèðå,
Ê òåáå, äîðîãàÿ êàðòîøêà â ìóíäèðå!

Êîãäà äåëî äîõîäèëî äî ïîñëåäíåé ñòðî÷êè, ñíà÷àëà íàñòóïàëà ïàóçà, à ïîòîì – îãëóøèòåëüíûé õîõîò ñëóøàòåëåé, è ñàìîäîâîëüíîå ëèöî èñïîëíèòåëÿ – äî ýòîãî äåëàííî-ñåðü¸çíîå – ðàñöâåòàëî óëûáêîé: ýôôåêò áûë äîñòèãíóò. Èçâåñòíî, ÷òî êàðòîøêà, çàïå÷¸ííàÿ â çîëå êîñòðà, ÿâëÿåòñÿ, òàê ñêàçàòü, íåèçìåííûì àòðèáóòîì ëþáîãî ïîõîäà, ïîýòîìó íåîæèäàííûé êîíåö ïåñíè âñåãäà âîñïðèíèìàëñÿ íà «óðà». Ëåò ÷åðåç äåñÿòü ïîñëå çíàêîìñòâà ñ ýòîé ïåñíåé (êîòîðóþ âçÿëè íà âîîðóæåíèå ëþáèòåëè ïóòåøåñòâèé è êîòîðóþ ñ÷èòàëè òóðèñòñêîé), êî ìíå â ðóêè ïîïàë îðèãèíàë ýòèõ ñòèõîâ. À ñëó÷èëîñü ýòî òàê.

Ìîÿ ò¸òóøêà – ñåñòðà áàáóøêè ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè Åëèçàâåòà Âàñèëüåâíà ×å÷íåâà – ïðîøëà âñþ âîéíó âîåííûì âðà÷îì, ðàáîòàëà â ãîñïèòàëÿõ. Îíà ïðèíàäëåæàëà ê òîé ÷àñòè èíòåëëèãåíöèè, êîòîðàÿ î÷åíü ëîãè÷íî ìîãëà âûðàæàòü ñâîè ìûñëè â ñòèõîòâîðíîé ôîðìå, ïîïðîñòó ãîâîðÿ – ìûñëèëà ñòèõàìè! Åëèçàâåòà Âàñèëüåâíà ãîâîðèëà ðèôìîâàííûìè ïðèáàóòêàìè, ëþáèëà ïèñàòü ïèñüìà â ñòèõàõ. Ñîõðàíèëîñü îäíî èç òàêîâûõ, àäðåñîâàííûõ ìíå, êîãäà ÿ â âîçðàñòå øåñòè ëåò íàõîäèëàñü íà ëåòíåì îçäîðîâèòåëüíîì îòäûõå.

Çäðàâñòâóé, Âàëå÷êà ìîÿ!
Êàê èäóò òâîè äåëà?
Êðåïêî ÿ òåáÿ öåëóþ,
Îáíèìàþ, äîðîãóþ!
Î÷åíü ÿ òåáÿ ëþáëþ
È ïîäàðîê ïîäàðþ.
Äåäóøêà íàø ñòàðåíüêèé –
Âñ¸ ðàâíî, êàê ìàëåíüêèé:
Íå ñâàðèòü åìó îáåä –
Äåâÿíîñòî åìó ëåò.
Îò íåãî íåëüçÿ óåõàòü,
Íàâåñòèòü òåáÿ ïðèåõàòü.
Ñêîðî êòî-íèáóäü äðóãîé
Ïðèâåç¸ò òåáÿ äîìîé.
Ïîòåðïè, ðîäíàÿ êðîøêà,
Âåäü îñòàëîñü-òî íåìíîæêî!
Ïîñêîðåå ïîïðàâëÿéñÿ
È äîìîé òû âîçâðàùàéñÿ.
ß öåëóþ ìíîãî ðàç
Ù¸÷êè, íîñèê, ïðàâûé ãëàç.

Îäíàæäû, áóäó÷è óæå íà ïåíñèè, ò¸òÿ Ëèçà ðåøèëà ðàçîáðàòü ñâîé àðõèâ. Çíàÿ, ÷òî ÿ èíòåðåñóþñü ñòèõàìè, îíà ïîêàçàëà ìíå ïîýòè÷åñêóþ òåòðàäü. Ïåðåäî ìíîé ëåæàëè ïîæåëòåâøèå îò âðåìåíè òåòðàäíûå ëèñòêè ñî ñòèõàìè. Íà íèõ çíà÷èëîñü: «Âðà÷ êëèíèêè Âîåííî-ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè Àëåêñåé Áûñòðîâ». Âîåíâðà÷ Áûñòðîâ áûë äðóæåí ñ ìîåé ò¸òóøêîé â ïîñëåâîåííûå ãîäû ñëóæáû â Ðÿçàíè è ïîäàðèë òåòðàäü ñâîèõ ñòèõîâ åé íà ïàìÿòü.

ß ïåðåëèñòàëà ñòðàíèöû. Íà ãëàçà ìíå ïîïàëèñü çíàêîìûå ñòðîêè: «Ìîÿ äîðîãàÿ, íå áëåùåò êðàñîé » Ýòî æå ïåñíÿ î êàðòîøêå. È õîòÿ íåñêîëüêî ñëîâ òîé ïåñíè áûëè âèäîèçìåíåíû, íî îáùåå ñîäåðæàíèå îñòàâàëîñü ïðåæíèì. Ñîìíåíèÿ íå áûëî: ÿ íàøëà àâòîðà! Íî ñàìîå ïîòðÿñàþùåå áûëî âïåðåäè: â êîíöå ñòèõîòâîðåíèÿ ñòîÿëà äàòà – «1922 ãîä»! Êòî çíàåò èñòîðèþ íàøåé ñòðàíû, òîò ïîìíèò, ÷òî â ýòîò ãîä â Ðîññèè áûë ñòðàøíûé ãîëîä, ëþäè óìèðàëè ïðÿìî íà óëèöàõ, âñòðå÷àëèñü ñëó÷àè ëþäîåäñòâà Ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíûì ñ êàêèì òðåïåòîì ëþäè, íàõîäÿñü â òàêèõ óñëîâèÿõ, îòíîñèëèñü ê êóñî÷êó õëåáà èëè ê êàðòîôåëèíå.
Ñâîè ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê ýòîìó ïðîäóêòó – âèäèìî, åäèíñòâåííîìó, êîòîðûé áûë òîãäà ó àâòîðà – Àëåêñåé Áûñòðîâ è âûðàçèë â ýòîì ñòèõîòâîðåíèè, êîòîðîå ïðè òàêîì ðàñêëàäå ïåðåñòàâàëî áûòü þìîðèñòè÷åñêèì, à ñòàíîâèëîñü, êàê ìèíèìóì, ãåðîè÷åñêèì èëè äàæå òðàãè÷åñêèì Òåïåðü, èñïîëíÿÿ ýòó ïåñíþ, ÿ âñåãäà ðàññêàçûâàþ ïðåäûñòîðèþ, êîòîðàÿ, êàê ìíå êàæåòñÿ, çàñòàâëÿåò ñëóøàòåëåé çàäóìàòüñÿ î ìíîãîì.
Êðîìå «Ìîåé äîðîãîé» íà ëèñòî÷êàõ ñîõðàíèëîñü åù¸ íåñêîëüêî ñòèõîòâîðåíèé. Íàïèñàííûå â 50-õ ãîäàõ XX âåêà â âèäå ïîâåñòâîâàíèÿ, îíè î÷åíü ëåãêî ÷èòàþòñÿ è âîñïðèíèìàþòñÿ ñëóøàòåëÿìè. Îäíî èç íèõ ïîñâÿùåíî ôðàãìåíòó èç íàðîäíîé æèçíè ðÿçàíöåâ (âûäóìêà àâòîðà èëè âñàìäåëèøíûé ñëó÷àé – óñòàíîâèòü íå óäàëîñü).

“Ðÿçàíöû æå áûëè èñêîíè êîñîïóçû ”
Íåñòîð-ëåòîïèñåö

Êàê-òî ðàç â êîíöå çèìû
Ñîáðàëèñü â èçáå êóìû
Òðè ðÿçàíöà, âñå – íà «ìû»:
Ìèêîëàé, Ìèêèòà, Ìèòðèé.
Ìèêîëàé ìóæèê áûë õèòðûé.
È Ìèêèòà áûë íå ïðîñò:
Êòî õèòðåé – åù¸ âîïðîñ.
Ìèòðèé òîæå áûë íå ãëóïûé,
Ñïàë îáû÷íî ïîä òóëóïîì,
Ïîâåðíóâøè íîñ ê ñòåíå,
È âñåãäà õðàïåë âî ñíå.
Âñå îíè åù¸ íè ðàçó
Íå òåðÿëè ñïüÿíó ðàçóì,
Õîòü è áûëè âñå îíè
Êîñîïóçû èñêîíè

Âûïèâ ìíîãî ÷àøåê ÷àÿ,
Îò áåçäåëèÿ ñêó÷àÿ,
Çàâåëè ðÿçàíöû ðå÷ü
Îá îäíîé èç ñòðàííûõ âñòðå÷
Òî ëü ñî çâåðåì, òî ëè ñ ÷óäîì,
×òî äàâíî ó÷¸íûì ëþäîì
Íàçûâàåòñÿ âåðáëþäîì.
– Îí íå âîäèòñÿ ó íàñ, –
Ãîñòè íà÷àëè ðàññêàç, –
Íî îäíàæäû èç Êàçàíè
Ê íàøåé Ìàòóøêå-Ðÿçàíè
Ýòà ãàäèíà ïðèøëà.
 ìàå ïÿòîãî ÷èñëà
Ïðèíåñëè å¸ ê íàì ÷åðòè:
Èñïóãàëèñü ìû äî ñìåðòè.
Ñòðóñèë ñàì ïðîòîèåðåé
È âåëåë èäòè ñêîðåé
Çà çàñòàâó ñ êðåñòíûì õîäîì.
Òóò è ìû ñî âñåì íàðîäîì
Âûøëè ÷óäèùå âñòðå÷àòü.
Âîò ïðèøëè. Íåëüçÿ ìîë÷àòü,
Íî ñ ÷åãî è êàê íà÷àòü?
Êàê çâåðþãó âåëè÷àòü.
Ñäóðó íà÷àëè êðè÷àòü,
Èìÿ-îò÷åñòâà íå çíàÿ:
– Çàãîãóëèíà ðîäíàÿ,
Òû íå åøü Ðÿçàíü ó íàñ.

Ïîìíèì ÿñíî, êàê ñåé÷àñ:
Çàãîãóëèíà ñíà÷àëà
Âñ¸ áàøêîé ñâîåé êà÷àëà,
À ïîòîì, ïðèùóðèâ ãëàç,
Òðèæäû ïëþíóëà íà íàñ,
Îòâåðíóëàñü îò Ðÿçàíè
È íàïðàâèëàñü ê Êàçàíè.
Äàæå èçäàëè ïîòîì
Ïîìàõàëà íàì õâîñòîì,
È å¸ êðèâûå íîãè
Çàøàãàëè ïî äîðîãå
Ñ òîé ïîðû áîèìñÿ ìû
Çàãîãóëèí, êàê ÷óìû
Òàê âåëè â êîíöå çèìû
Ñâîé ðàññêàç â èçáå êóìû
Òðè ðÿçàíöà, âñå – íà «ìû»:
Ìèêîëàé, Ìèêèòà, Ìèòðèé,
Âñ¸ íàðîä áûâàëûé õèòðûé,
Õîòü è áûëè âñå îíè
Êîñîïóçû èñêîíè
1954 ã.

Ê ýòîìó ñòèõîòâîðåíèþ ìîãó ïðèëîæèòü ñâîþ ôîòîãðàôèþ, ñäåëàííóþ íåñêîëüêî ëåò íàçàä â Ïîäìîñêîâüå, íà êîòîðîé çàïå÷àòëåí ìîìåíò âñòðå÷è â îêðåñòíîñòÿõ ßõðîìû ñ âåðáëþäîì! ß äàæå òîãäà çàæìóðèëàñü îò íåîæèäàííîñòè: óæ íå ïîìåðåùèëîñü ëè ìíå. Íèêàê íåò! Âî øèðîêîì ïîëå âåðáëþä æåâàë íàøó òðàâêó, êàê ó ñåáÿ äîìà, ìàëî áåñïîêîÿñü î ñâîåé áåçîïàñíîñòè. Ìîæåò, îí òîæå ïðèø¸ë èç Êàçàíè. Âèäèìî, ðÿäîì íàõîäèëàñü ôåðìà, ãäå õîçÿèí ðåøèë ðàçâîäèòü ýòèõ ýêçîòè÷åñêèõ äëÿ íàøåé ïîëîñû æèâîòíûõ. ×óäåñà, äà è òîëüêî.

Ñëåäóþùåå ñòèõîòâîðåíèå áûëî óæå çëîáîäíåâíîå: î íàñóùíîé ïðîáëåìå ÷åëîâå÷åñòâà – çäîðîâîì äîëãîëåòèè. ß áû ñêàçàëà, ÷òî ðå÷ü çäåñü èä¸ò, âûðàæàÿñü ñëîâàìè çíàìåíèòîãî èññëåäîâàòåëÿ ìîðñêèõ ãëóáèí Æàí Èâ Êóñòî, îá «ýêîëîãèè äóøè». Äîêòîð Áûñòðîâ âûðàçèë ñâîé âçãëÿä íà ýòîò âîïðîñ ñëåäóþùèì îáðàçîì.

Ê âîïðîñó î ïðîäëåíèè æèçíè

×òîá ïðîæèòü äî ñîòíè ëåò,
Ìàëî ëèøü îäíèõ äèåò,
Ìàëî ïîãëîùàòü ÷åñíîê
È ãëîòàòü ñâåêîëüíûé ñîê.
Âàì äèåòà ïèùåâàÿ
Íå ïîìîæåò íèêàêàÿ,
Åñëè â æèçíè Âàøåé íåò
Íèêàêèõ äðóãèõ äèåò.
Ïîñòàðàþñü î÷åíü êðàòêî
Èõ íàïîìíèòü ïî ïîðÿäêó.

1. Áåðåãèòå Âàøè íåðâû –
Âîò ñîâåò Âàì ñàìûé ïåðâûé –
 îòíîøåíèÿõ ïî ñëóæáå,
Ïðè ðàçìîëâêå, â ñòàðîé äðóæáå,
Ïðè ñåìåéíîé íåïîãîäå,
Ïðè ëþáîé äðóãîé íåâçãîäå.
×òîá ïðîæèòü ëåò äåâÿíîñòî,
Òû ñìîòðè íà âåùè ïðîñòî,
È òîãäà êîíôëèêò ëþáîé
Ðàçðåøèòñÿ ñàì ñîáîé

2. Î÷åíü âàæíî äëÿ çäîðîâüÿ
Æèòü áåç ò¸ùè è ñâåêðîâè:
×òîáû äíè ñâîè ïðîäëèòü,
Ëó÷øå â ãîñòè ê íèì õîäèòü

3. Íèêîãäà íå ñìåòü ñïåøèòü,
Êîëü õîòèòå äîëãî æèòü:
Íè â òåàòðû, íè â êèíî,
Íà ñâèäàíüå – âñ¸ ðàâíî!
Ïóñòü ïåòëÿ â ÷óëêå ñïóñòèëàñü,
Ïóñòü òðîëëåéáóñ âñòàë â ïóòè:
×òîá ñ òîáîþ íå ñëó÷èëîñü,
Âñ¸ ðàâíî ñïîêîéíî æäè

4. Âû íå ñòðîéòå ëè÷íûõ äà÷.
Íè äèåòà è íè âðà÷
Îò èíôàðêòà íå ñïàñóò:
Ó÷àñòîê, òðàíñïîðò, äîñêè, ðàìû –
Çäåñü ìíîãî ïîâîäîâ äëÿ äðàìû

5. Áåðåãèñü àâòîìîáèëÿ!
Åñëè Âû çäîðîâû áûëè,
Íî êóïèëè «Ìîñêâè÷à»
(âñ¸ áûâàåò ñãîðÿ÷à!) –
Çíà÷èò, Âû óæå áîëüíû.
Îáúÿñíåíèÿ ïðîñòû:
Ìîòîð, ãàðàæ, ðåìîíò, áåíçèí –
Èõ ìíîãî åñòü, à Âû – îäèí

6. Íàêîíåö, ñîâåò âàæíåéøèé –
Õîòü ïîñëåäíèé, íî ïåðâåéøèé:
Ñåðäöå Âàøå ëèøü îäíà
Çàíèìàòü äîëæíà æåíà
Åñëè äâå âîëíóþò êðîâü,
Íå ïîìîæåò è ìîðêîâü
1950-å ãã.

Ê ñîæàëåíèþ, Åëèçàâåòû Âàñèëüåâíû ×å÷íåâîé óæå íåò â æèâûõ, è ÿ íè÷åãî áîëåå íå ìîãó äîáàâèòü ïðî àâòîðà ýòèõ ñòèõîâ. Îñòà¸òñÿ òîëüêî ïîáëàãîäàðèòü Àëåêñåÿ Áûñòðîâà çà ïîýòè÷åñêîå òâîð÷åñòâî, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ èñòîðèè è êóëüòóðû íàøåãî Îòå÷åñòâà.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *