Носогубный треугольник желтый у ребенка что означает
Синдром вегетативных дисфункций у детей: мифы и реальность
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных.
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных. Достаточно сказать, что только в поисковых системах Интернета находится 214 000 русскоязычных сайтов, посвященных СВД, и 10 600 000 англоязычных сайтов, освещающих вопросы нарушений вегетативной нервной системы (disorders of autonomic nervous system). Добавим, что если за 1951–1960 гг. было всего 68 публикаций, то в 2001–2008 можно найти 10 623 публикации о вегетативной дисфункции (рис. 1).
Обилие информации по данной теме не исключает существование определенных мифов как среди пациентов, так и среди практикующих врачей. В настоящей публикации авторы предприняли попытку определить сущность СВД у детей и развеять наиболее часто встречающиеся мифы относительно данной проблемы.
Миф первый: СВД не является самостоятельной нозологической единицей. Однако, согласно Международной классификации болезней (10 пересмотр) в классе «Болезни нервной системы», в блоке «Другие нарушения нервной системы» под кодом G90.8 имеется определение «Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы», что и означает СВД.
Миф второй: СВД — приобретение ХХ века. На самом деле изучение функциональной патологии, проявляющейся расстройствами сердечной деятельности, уходит корнями в ХIХ век, когда в 1871 году Да Коста Джекоб Мендес (1833–1900 гг.), американский терапевт, описал «возбудимое сердце» молодых солдат, участвующих в Гражданской войне в США, названное синдромом Да Коста. В нашей стране основы в изучение физиологии и клиники вегетативной нервной системы заложили такие выдающиеся ученые, как С. П. Боткин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. П. Сперанский, К. М. Быков. В начале ХХ века (1916 г.) российский ученый В. Ф. Зеленский в «Клинических лекциях» описал симптоматику невроза сердца. Современными представлениями об организации вегетативной нервной системы, а также клинической вегетологии мы, действительно, во многом обязаны ученым, работавшим в ХХ веке. Лечащий врач ХХI века, встретившись с проблемами вегетативных дисфункций, не может обойтись без работ А. М. Вейна и Н. А. Белоконь, в которых можно найти разъяснения практически по всем клиническим случаям.
Миф третий: в основе вегетативных дисфункций лежит усиление активности одного отдела за счет подавления другого. Данное представление — «принцип весов» — отражает правило двойной иннервации, при которой симпатическая и парасимпатическая системы оказывают противоположное влияние на рабочий орган (расширение и сужение сосудов, учащение и замедление сердечного ритма, изменение просвета бронхов, перистальтика и секреция органами желудочно-кишечного тракта). Однако в физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры. Важнейшую роль в этих процессах играют как надсегментарные образования, так и сегментарные вегетативные рефлексы. В состоянии перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям со стороны другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дисфункции.
Миф четвертый: ведущая роль в этиологии вегетативных дисфункций принадлежит стрессу. На самом деле, СВД полиэтиологичен, при этом среди множества причин можно выделить как врожденные, так и приобретенные особенности:
Миф пятый: клинически СВД проявляется преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы. Действительно, сердечно-сосудистые проявления («дистония») присутствуют при различных вариантах вегетативных дисфункций. Однако в диагностике следует помнить и учитывать другие многочисленные клинические проявления данной патологии: состояние кожных покровов, нарушения терморегуляции, цефалгии, изменения со стороны дыхательной системы вплоть до гипервентиляционного феномена (псевдоастматический приступ), симптомы дисфункции желудочно-кишечного тракта как диспептического, так и болевого характера, нарушения мочеиспускания.
Для практикующего врача достаточно сложными в плане диагностики являются такие клинические проявления, как вегетативные пароксизмы («панические атаки», «вегетативный криз»), критериями которых являются: пароксизмальность, полисистемные вегетативные симптомы, эмоционально-аффективные расстройства. В детском возрасте отмечается преобладание в структуре приступа вегетативно-соматических проявлений над собственно паническими, эмоциональными переживаниями, при этом по мере взросления ребенка уменьшается вагальная направленность реакций, возрастает симпатический компонент в пароксизмах, отражая общую интенсификацию гуморального звена регуляции. Недостаточно изученной проблемой в детской вегетологии, при особой значимости и высокой распространенности (от 15 до 50% детей и подростков по данным И. В. Леонтьевой имели в анамнезе как минимум один обморок), остаются синкопальные состояния: вазовагальные, ситуационные, нагрузочные и ортостатические, патологические механизмы которых включают вегетативные компоненты.
Миф шестой: клинические проявления вегетативной дисфункции характерны исключительно для подросткового возраста. Вегетативная дисфункция является одним из наиболее распространенных заболеваний среди подростков, частота ее в популяции мальчиков, по данным различных авторов, колеблется от 54,6% до 72,6%, а среди девочек от 62,4% до 78,2%. Косвенно о состоянии заболеваемости можно судить и по числу публикаций по данной проблеме среди детей различного возраста: число статей о проявлениях СВД в подростковом возрасте более чем в 7 раз превышает число публикаций о клинических особенностях синдрома у новорожденных (рис. 2).
Возможно, это связано с трудностями объективной диагностики вегетативной дисфункции в неонатологии. Однако внимательный клиницист уже в период новорожденности может выявить симптомы вегетативных расстройств: «мраморность» кожи, цианоз носогубного треугольника или конечностей, нарушения терморегуляции, срыгивания, рвота, «кишечные колики», нарушения ритма сердца или процессов реполяризации на ЭКГ.
Вегетативные сдвиги усугубляются к 4–7 годам, и, как правило, преобладает парасимпатическая направленность, сопровождающаяся боязливостью, нерешительностью поведения, повышением массы тела. Наконец, в пубертатном возрасте отмечается третий «пик» проявлений вегетативной дисфункции, сопровождающийся бурными эмоциональными проявлениями, личностными расстройствами, что приводит к более частой обращаемости за врачебной помощью и, соответственно, к более частой регистрации заболевания.
Миф седьмой: объективно оценить состояние вегетативной нервной системы практическим врачом невозможно. Действительно, диагностика СВД во многом субъективна и зависит от клинического мировоззрения и опыта врача, так как в основном основывается на клинической симптоматике (оценка вегетативного статуса по таблицам и вопросникам А. М. Вейна, модифицированных для детей Н. А. Белоконь, 1987). В настоящее время в педиатрии для характеристики вегетативного тонуса используются математические модели оценки вегетативных показателей: индекс Кердо, анализ вариабельности ритма сердца с расчетом статистических показателей (индекс напряжения по Р. М. Баевскому). Согласно стандартам, выработанным на совместном заседании Европейской и Североамериканской кардиологических ассоциаций в 1996 году, для клинических исследований вариабельность ритма сердца рекомендуется оценивать по четырем основным показателям:
В последние годы возможности математической оценки вариабельности сердечного ритма расширились за счет применения спектрального анализа с выделением определенных составляющих: очень низкочастотной (Very Low Frequency — VLF), отражающей степень активации церебральных эрготропных систем, низкочастотной (Low Frequency), характерной для симпатических влияний, и высокочастотной (High Frequency), с помощью которой описывают вагусные влияния.
Значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции применение нагрузочных проб, позволяющих охарактеризовать вегетативную реактивность и вегетативное обеспечение деятельности (физической — при применении пробы с дозированной физической нагрузкой, проб положения — ортостатическая проба, умственной и эмоциональной). Для регистрации вегетативных сдвигов используются параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем: частота сердечных сокращений, вариабельность ритма сердца, величина артериального давления (АД), частота дыхания. Исследуемые показатели регистрируются в покое (вегетативный тонус) и при выполнении деятельности (вегетативное обеспечение, которое может быть нормальным, избыточным или недостаточным и отражает состояние эрготропных аппаратов). Внедрение 24-часового мониторирования артериального давления в педиатрическую практику, оценка суточного ритма АД позволили открыть новую страницу в объективизации оценки вегетативной регуляции сосудистого тонуса.
Таким образом, применение комплексного клинико-экспериментального подхода с использованием функционально-динамического исследования вегетативного статуса, тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности позволит лечащему врачу выявить сдвиги в гомеостатических параметрах организма и оценить состояние его адаптационных механизмов при вегетативной дисфункции.
Миф восьмой: терапия детей и подростков с СВД малоэффективна. Успех лечения детей во многом зависит от своевременности и адекватности проводимой терапии, она должна быть комплексной, длительной, с учетом возраста и клинических проявлений заболевания, с активным участием самого больного и его окружения. Предпочтение должны иметь немедикаментозные методы коррекции в сочетании с общережимными и психотерапевтическими мероприятиями, тогда как медикаментозное лечение должно включать минимальное число индивидуально подобранных препаратов.
Посинение носогубного треугольника
Посинение носогубного треугольника.
Очень часто родители обращаются к педиатру с жалобами на синеву вокруг губ или как правильнее будет сказать – цианоз носогубного треугольника. Что же это такое и стоит ли беспокоиться по данному вопросу, мы сейчас с вами рассмотрим.
Носогубный треугольник – это участок на лице, ограниченный носогубными складками по бокам, носом сверху и губами снизу. Цианоз может быть вызван физиологическими (т.е. встречаться у абсолютно здоровых малышей) и патологическими (при различных заболеваниях) состояниями организма.
Физиологические состояния.
В области носогубного треугольника сильно развито кровоснабжение: присутствуют как артериальные, так и венозные сосуды. А кожа грудничков и детей раннего возраста очень тонкая и нежная, поэтому сосудистые сплетения как бы «просвечиваются» сквозь неё и она кажется синеватой.
Плач ребенка. Иногда мамы отмечают, что синюшность появляется при плаче или продолжительном крике. Это связано с особенностью работы лёгочной системы у новорожденных. В это время в организме понижается уровень кислорода (его количество может снизится до 92%), а капилляры от напряжения расширяются и поэтому отчетливо видны сквозь тонкую кожу. В медицине это явление называется легочным цианозом, и никакой угрозы для здоровья не несет. Он исчезает, когда малыш успокаивается. По мере взросления ребенка и совершенствования работы легких этот симптом проходит.
Кормление. Сосание груди — большая нагрузка для крохи, при которой проступают и становятся заметными капилляры у поверхности кожи. После кормления синева сразу проходит.
Низкая температура воздуха. Когда малыш мерзнет, некоторые участки тела, в том числе и носогубный треугольник, могут синеть. Это связано с несовершенной системой теплообмена детского организма. Как только малыш согреется, кожа примет естественную окраску. Тоже самое происходит и во время прогулки. Если вы заметили синий носогубный треугольник, с улицы пора уходить, ведь это может быть первым признаком переохлаждения ребенка.
Мы рассмотрели с вами физиологические состояния цианоза носогубного треугольника у детей, не связанные с проявлением каких-либо заболеваний. Какие же патологические состояния могут привести к появлению этого симптома?
Патологические состояния.
Заболевания органов дыхания. К заболеваниям органов дыхания, которые могут привести к цианозу носогубного треугольника можно отнести ОРВИ, воспаление легких, бронхиальную астму, обструктивный или аллергический бронхит, то есть те, которые ведут к нарушению воздухообмена. Конечно же наряду с цианозом должны присутствовать и другие симптомы этих заболеваний (повышение температуры, выделения из носа, длительный сухой кашель). В этом случае без консультации педиатра не обойтись, который в свою очередь может направить вас к другим узким специалистам.
Первая помощь при инородном теле дыхательных путей: Переверните ребенка лицом вниз и с усилием, но не чрезмерным, постучи по спине. Манипуляции лучше проводи над диваном или креслом, чтобы малыш не упал на пол, случайно выскользнув из ваших рук.
Второй вариант. Сядьте в кресло или на стул. Малыша положите на левое колено лицом вниз. Ваша левая ладонь должна находиться на его груди и придерживать шею. Правой рукой проводите сильные толчки ребром ладони между лопаток в сторону рта. Дополнительно вызовите у ребенка рвоту, надавив пальцами на корень языка. Все действия выполняйте, пока не приедет скорая помощь.
Неврологическая патология. Очень часто цианоз может наблюдаться у детей, которые во время рождения испытали гипоксию или асфиксию (например, при обвитии пуповиной), а также родились недоношенными. Синий носогубный треугольник мы видим у малышей с повышенным внутричерепным давлением, с незрелостью структур головного мозга. В любом случае необходима консультация невролога.
Проблемы с развитием органов дыхания. К цианозу носогубного треугольника также могут привести пороки развития бронхо-легочной системы (стенозы трахеи, гипоплазия бронхов и др.). Такие состояния требуют неотложного лечения.
Отравление лекарствами или химическими веществами. Отравление вызывает тканевую гипоксию, которая проявляется нарушением усвоения кислорода клетками, отсюда и цианоз носогубного треугольника. Так же цианоз будет наблюдаться у детей, в присутствии которых курят родители, как последствие интоксикации никотином.
Если врач, обследовав малыша, не обнаружил никаких патологий и признал цианоз носогубного треугольника — нормой, следует выполнять следующий мероприятия, чтобы синева поскорее пропала.
Обязательно ежедневно гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Длительные прогулки не только закалят организм малыша, но и насытят его кислородом. А если нет его недостатка, значит, и носогубный треугольник синеть не будет.
Не позволяйте ребенку долго плакать. Это вредно не только для физического здоровья, но и для эмоционального комфорта ребенка. Плач — это доступная для малыша форма обращения к матери. Плачем ребенок пытается привлечь ее внимание к каким-то факторам, причиняющим ему дискомфорт (мокрый подгузник, голод, одиночество и другие). Обеспечь его всем необходимым.
Контролируйте температуру воздуха в комнате малыша. В ней не должно быть слишком жарко или холодно. В идеале — 21-25 градусов. Если ребенок начинает мерзнуть, просто оденьте его потеплее (в одежду из натуральных тканей, чтобы кожа дышала).
Скарлатина у детей – этапы болезни и классификация
Содержание
Скарлатина относится к острым инфекциям, сопровождаемым интоксикацией, лихорадкой, сыпью по телу, покраснением горла и языка. Возбудителем заболевания является В-гемолитический стрептококк группы А (пиогенный стрептококк). В остром периоде заболевания при разрушении микроорганизмов выделяется эритротоксин, являющийся основным патогеном, поражающим органы и ткани. Наиболее часто скарлатиной болеют дети в возрасте 2-10 лет. Источник:
Shulman ST. Group A Streptococcus. In: Kliegman RM, Stanton BF, St. Geme JW, Schor NF, eds. Nelson Textbook of Pediatrics. 20th ed.
Philadelphia, PA: Elsevier; 2016:chap 183.
Как происходит заражение?
Инфекция передается воздушно-капельным путем: при кашле и чихании, а также через посуду, игрушки, одежду. Ребенок является источником инфекции за сутки до появления первых симптомов и в последующие 2-3 недели. Малыши 6-7 месяцев болеют редко, поскольку защищены материнским иммунитетом через грудное молоко. Чаще скарлатина встречается у детей до 10 лет, которые активно общаются друг с другом в детском саду и школе, гуляют на площадках.
Многие родители интересуются, может ли взрослый заразиться от ребенка. Такой риск существует, если человек не переболел в детстве и его иммунитет ослаблен. Повторно заболевают в исключительных случаях.
Этапы
Наблюдается несколько стадий заболевания:
Инкубационный период
Длится 3-7 дней (иногда 12 дней) с момента заражения до проявления первых признаков и симптомов. В это время ребенок распространяет инфекцию, заразиться от него можно за день до видимых проявлений.
Начальная стадия
Длится 1 сутки. Начинает болеть горло, ребенку становится сложно разговаривать и есть, самочувствие ухудшается. При легкой форме высыпания могут отсутствовать, а температура поднимается не выше 38°С. В тяжелых случаях отмечается лихорадка до 40°С. Источник:
Богадельников И.В., Крамарев С.А., Бездольная
Скарлатина // Журнал «Здоровье ребенка» 3(30) 2011
Острая стадия
Продолжается до пяти дней. В этот период держится высокая температура, могут отмечаться тошнота, рвота и головная боль как проявления интоксикации организма. при осмотре обращает внимание отечный, малинового цвета язык. Отдельные элементы сыпи сливаются, приобретают темный цвет. На лице заметен побледневший носогубный треугольник. Может быть осложнение в виде пневмонии, отита.
Выздоровление
Стадия продолжается 1-3 недели. Проявления ослабевают, сыпь начинает исчезать, появляется шелушение кожи ладоней. Язык постепенно бледнеет, горло перестает болеть. Лечение необходимо провести до конца и не прекращать при первых признаках выздоровления, так как сохраняется риск развития осложнений.
Весь период заболевания ребенок изолирован от посещения ДДУ и школы.
Классификация
По типу скарлатину разделяют на:
Типичная форма
Разделяют по тяжести и течению болезни. Она может протекать в легкой, среднетяжелой и тяжелой формах (токсической, септической и токсико-септической). По течению заболевания различают скарлатину:
Атипичные формы
Стертое течение проходит в легкой форме и без последствий, такая форма свойственна больше взрослым. Сыпь быстро проходит, наблюдается легкое недомогание, покраснение горла, температура слегка повышена, тошнота.
Атипичные формы с аггравированной симптоматикой: гипертоксическая и геморрагическая скарлатина.
Экстрабуккальная форма протекает без общих симптомов. У больного наблюдается сыпь в месте, где проникла инфекция, и слабость.
Токсико-септическая развивается преимущественно у взрослых, сопровождается быстрым развитием сосудистой недостаточности, возникают осложнения в виде поражения суставов, сердца, отита, ангины.
Как выглядит сыпь?
Высыпание представляет собой множество точек яркого розового или красного цвета. Сосредоточены они в области лица (щек), на сгибах конечностей, в паху и по бокам туловища. Сгущается сыпь на сгибах локтей, под коленями и в подмышечных впадинах – образуются полосы темно-красного цвета. На носогубном треугольнике сыпи нет, кожа бледная. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK507889/
Salvatore Pardo; Thomas B. Perera.
Scarlet fever.
February 28, 2019.
При нажатии шпателем сыпь становится более четкой. Если сильно надавить ладонью, пропадет, кожа имеет желтоватый оттенок. Кожа в местах высыпаний шероховатая, по ощущениям напоминает наждачную бумагу. Спустя 3-7 дней от начала болезни сыпь начинает постепенно исчезать, остается шелушение. Кожа снимается крупными участками на руках. Пигментации не остается.
Температура при скарлатине может держаться до пяти дней. Если на пятый день она не спадает, это может означать, что у возбудителя инфекции выработан иммунитет к проводимым лечебным мероприятиям и необходимо изменить схему лечения с назначением другого антибиотика.
Сколько раз болеют?
После перенесенной скарлатины в организме вырабатывается иммунитет к эритротоксину, поэтому в большинстве случаев люди болеют один раз. Очень редко случаются рецидивы.
Протекание скарлатины у детей до года
У малышей болезнь возникает реже, чем у детей постарше. Они меньше контактируют друг с другом, большинство находится на грудном вскармливании и защищено материнским иммунитетом. С молоком ребенок получает антитела, снижающие чувствительность к инфекции. Однако при длительном контакте с носителем заболевания ребенок может заразиться. Причиной становится поход в поликлинику, болезнь члена семьи.
Признаки того, как проявляется скарлатина у маленьких детей
Заболевание начинается с резкого повышения температуры, воспаления и боли в горле. Ребенок капризничает, ему трудно глотать, он не хочет пить и есть. На языке появляется сыпь, краснота. Главными симптомам скарлатины являются у детей обильные высыпания, которые сгущаются в складках и на щеках.
Малыш не говорит, только криком и плачем демонстрирует, что у него что-то болит. При появлении любых признаков скарлатины необходимо обратиться к врачу. Своевременное лечение снизит интоксикацию, позволит избежать осложнений.
При наличии осложнений могут быть заметы кровоизлияния на коже и слизистых, температура повышается до 40°С, наблюдается учащенный пульс.
Спустя 3-4 дня сыпь начинает бледнеть и проходить, кожа сильно шелушится. Воспалительный процесс в горле заканчивается, и ребенок не испытывает болезненных ощущений.
Лечение грудных детей осложнено, поскольку нельзя принимать большинство жаропонижающих средств и антибиотиков. Требуется госпитализация по причине быстрого развития осложнений и необходимости в мерах по выведению ребенка из тяжелого состояния.
Диагностика, лечение и профилактика
Диагностирование скарлатины у детей обычно не вызывает затруднений у врача, производится на дому на основании клинической картины заболевания. Для подтверждения диагноза врач может взять мазок из горла на наличие бактерии.
Лечение, как правило, происходит в домашних условиях. Применяется комплексное лечение, включающее: прием антибиотиков, постельный режим и соблюдение диеты.
Больного скарлатиной нужно изолировать в отдельной комнате, минимизировать его взаимодействие с другими людьми. У него должны быть свои приборы и посуда, полотенце. Изоляция необходима в течение не менее 2 недель после появления первых симптомов. Если здоровый ребенок был в контакте с больным, то он также подлежит карантину в течение недели, а если он общался с больным на протяжении всего периода болезни.
Подробнее о диагностике, лечении и профилактике скарлатины в статье.
Порок сердца у детей: врожденный и приобретенный
Автор: Росточек —
Пороками сердца называют изменения структур миокарда, клапанов, сосудов и перегородок, при которых происходит нарушение кровообращения.
Виды и причины развития
Несмотря на многообразие видов, все пороки делят на два типа – «белый» и «синий». При белых пороках кожа бледная, при синих наблюдается цианоз (синюшность) тканей. Наиболее опасными считаются синие пороки сердца, так как при них организм испытывает кислородное голодание.
Заболевание может быть врожденным или приобретенным. Врожденные пороки чаще формируются во время внутриутробного развития со 2 по 8 недели.
Их причинами могут быть:
Приобретенные пороки формируются при жизни ребенка. Их причиной могут быть различные заболевания (миокардит, артериальная гипертензия, кардиосклероз, ревматизм и осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний).
В настоящее время все большую популярность приобретает такой метод обследования как Холтеровское мониторирование детей. В чем особенности этого метода и при каких показаниях его назначают?
Симптомы
Симптомы могут проявляться, когда организм ребенка испытывает какие-то физические нагрузки, а при тяжелых формах заболевания и даже в состоянии покоя. В этом случае ребенок становится нетрудоспособным и вынужден почти все время находиться в постели.
Основными симптомами заболевания являются:
При появлении первых подозрительных симптомов нужно немедленно обратиться к детскому кардиологу-ревматологу и пройти обследование.
Лечение порока сердца у ребенка
Консервативное лечение обычно целесообразно при пороках, которые не вызывают серьезных нарушений в работе сердца или для облегчения осложнений при невыполненной своевременно операции (панические атаки, ощущение нехватки воздуха, цианоз кожи и слизистых, одышка, сердечная недостаточность). Кроме этого, консервативную терапию могут проводить во время подготовки к операции.
Хирургическое лечение пороков сердца является основным методом избавления от этого опаснейшего заболевания.
Виды оперативного вмешательства:
Операция может быть радикальной (когда заболевание устраняется полностью) или паллиативной (когда устраняется не сама болезнь, а вызванные ею осложнения).
Помните! Регулярные плановые осмотры у врача, помогут вовремя заметить отклонения в здоровье ребёнка. На приёме детский кардиолог-ревматолог проведёт осмотр и первичную диагностику, что поможет оценить состояние сердечно-сосудистой системы вашего малыша.
К Вашим услугам консультации и лечение опытными кардиологами.