поле чудес буратино колокол
Где находится колокол со сказочного Поля чудес?
В любимой нашими детьми замечательной сказке про Буратино есть один эпизод, который попал в одноименный художественный фильм. По сюжету в фильме Буратино приходит ночью на волшебное Поле чудес в Стране дураков и закапывает в ямке свои денежки, надеясь, что они вырастут в денежное дерево.
Если помните, после этого действия Буратино должен был позвонить в колокол и уйти. Так требовали от него Кот-бандит и Лиса-хитрюга. Для них звон колокола означал бы, что денежки уже закопаны, а простофиля Буратино уходит с Поля чудес.
Правда, получился облом для них: деревянный мальчик вовсе не собирался уходить, он терпеливо ждал совершения обещанного ему чуда. Однако чудо почему-то не совершалось. Уставшие от ожидания, когда же Буратино покинет Поле чудес, Кот и Лиса пошли на хитрость. Думаю, читатели помнят, какую именно.
Во время съемок фильма «Приключения Буратино» нужный по сценарию колокол отыскался только в Крыму. Если точнее — в древнем городе Херсонесе. Очень-очень давно Херсонес был основан греками и построен в соответствии с их архитектурой. В частности, имел Центральную площадь, Театр и театральную площадь с ареной. Нынче Херсонес относится к Гагаринскому району Севастополя. Желающие могут совершить к колоколу интересное путешествие и узнать его удивительную историю.

Кадр из фильма «Приключения Буратино»
Первая загадка связана с его появлением. Считается, что колокол отлит из турецких пушек. Об этом когда-то говорила еле заметная надпись. Она относилась к 1778 году. В восстановленном виде надпись сделана в форме таблички на правом пилоне. Колокол отлит был мастерами в Таганроге. Загадочно то, что нет точных сведений на тот счет, кто дал распоряжение таким образом использовать трофейную артиллерию.
Еще одна загадка — вес колокола. Тут очень большое расхождение. По одним документам его вес — 2450 кг, по другим — 5616 кг. Почему столь большое расхождение — неизвестно.
Третья загадка колокола: в 1913 году (задолго до революции 1917 года) его обнаружили висящим в знаменитом соборе Франции — соборе Парижской богоматери. Как он там оказался — сведений достоверных нет. Зато сохранились документы, рассказывающие о возвращении колокола России.
История с колоколом запутанная. Часть исследователей считает, что он отлит был в 1890 году. В таком случае получается неувязка со временем. Есть документы, указывающие на то, что колокол предназначался для возводимой тогда церкви Святого Николая. Но в ходе Крымской войны (1853−1856 года) колокол был вывезен с территории Крыма то ли английскими, то ли французскими войсками. В таком случае, как колокол мог быть отлит в 1890 году?
Нынешнее место на берегу моря колокол занял только в 1925 году. При этом посторонние к нему не допускались — колокол выполнял роль звукового маяка для судов в плохую погоду.
С появлением радиолокационных установок надобность в таком звуковом маяке отпала, колокол стал обычным музейным экспонатом. А кроме того — и своеобразным «киногероем», попав в детский сказочный фильм. Он упомянут также некоторыми советскими и российскими писателями. В основном это категория небольших путевых рассказов о Севастополе.
Двойной юбилей Буратино: интересные факты о книге и фильме
В 2021 году отмечают свои значительные юбилеи любимая поколениями читателей сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», вышедшая в свет отдельным изданием в 1936 году и советский двухсерийный музыкальный фильм «Приключения Буратино», созданный по мотивам сказки А.Н. Толстого, телепремьера которого состоялась в 1976 году.
У любимого героя детства – двойной юбилей
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет.
Эти замечательные строки из песни на слова Юрия Энтина к фильму «Приключения Буратино» выступили лейтмотивом выставки-экспозиции «Юбиляры года: звездная книга и звездный фильм», организованной в симферопольской билиотеке-филиале №4 им. М.М. Коцюбинского.
Озорной мальчишка с длинным носом, Буратино, на протяжении десятилетий вновь и вновь зовёт детей отправиться в сказочное приключение, полное опасностей и испытаний.
Сказочная повесть Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в «Детгизе» 85 лет назад и сразу же получила небывалый успех у читателей всех возрастов. В том же 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра по просьбе его основателя Натальи Ильиничны Сац, а в 1939 году написал по пьесе сценарий первого фильма по его книге, который поставил Александр Птушко. До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллионов экземпляров, была переведена на 47 языков мира.
Кинокартина «Приключения Буратино» Леонида Нечаева, созданная на киностудии «Беларусьфильм», по праву считается шедевром советского кино, а именам главных героев: Буратино, папы Карло, Дуремара, черепахи Тортиллы этого произведения суждено было стать нарицательными – настолько велика оказалась популярность этой сказки. Актерский состав фильма без сомнения также можно назвать «звездным»: Николай Гринько (в роли папы Карло), Юрий Катин-Ярцев (Джузеппе, он же Сизый Нос), Рина Зелёная (мудрая черепаха Тортилла), Владимир Этуш (Карабас-Барабас), Ролан Быков (кот Базилио), Елена Санаева (лиса Алиса), Владимир Басов (Дуремар) и др. По мнению специалистов, этот фильм-сказка по праву принадлежит к «золотому фонду» российского кинематографа.
К большой гордости крымчан отметим, что съемки фильма-юбиляра «Приключения Буратино» по книге-юбиляру Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» проходили, в том числе, и в Крыму, в Херсонесе Таврическом. Именно там Лиса Алиса, Буратино и Кот Базилио пробираются к Полю Чудес мимо знаменитого Сигнального колокола в Херсонесе. Само Поле Чудес снимали там же, неподалёку, на территории развалин древнего Херсонеса Таврического. Удивительно, но сигнальный колокол Херсонеса тоже юбиляр 2021 года, он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре, о чем гласит надпись на колоколе. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году, в знак дружбы с Россией, французы не вернули колокол на родину, в Херсонес. Колокол не только призывал на службу монахов, но и служил звуковым маяком, пережил две войны: гражданскую и Великую Отечественную, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же гордость Херсонеса, колокол-юбиляр уцелел и по-прежнему возвышается на крутом берегу.
Вниманию читателей представлена литература из фонда библиотеки имени Коцюбинского: уникальная книга, изданная в 1955 году «Жизнь и творчество А.Н. Толстого», документально-художественное издание «Кино-Крым: весь мир на ладони» Майкла Львовски, книги «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого 1958 и 1984 годов издания, сборник стихов, рассказов и сказок крымских писателей «Сказочный Крым», «Путеводитель по Крыму» Дмитрия Тарасенко, путеводитель «Севастополь», 1-й том энциклопедии «Что такое. Кто такой», сборники «Сказки русских писателей», журналы «Полуостров сокровищ», «Биография» и др. Особое внимание привлекает макет кукольного театра, фигурки Буратино, Арлекино, Петуха (в генеральский хвост которого вцепился Буратино, удирая от Карабаса Барабаса и Дуремара из харчевни) и др.
85 лет сказке – это много или мало? По человеческим меркам Буратино – уже седой дедушка. По мотивам сказочной повести Толстого, помимо художественных фильмов, поставлены мюзикл и балет. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова. В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик», а с началом цифровой эры – компьютерная игра «Приключения Буратино». Так эта добрая, любимая и очаровательная сказка Алексея Николаевича Толстого воспитала ни одно поколение ребят. И мы уверены, что приключения озорного, веселого деревянного человечка, по характеру очень похожего на русского Петрушку, и в театре, и в кино, и в книгах будут на радость детям и взрослым нескончаемы.
Где находится колокол со сказочного Поля чудес?
В любимой нашими детьми замечательной сказке про Буратино есть один эпизод, который попал в одноименный художественный фильм. По сюжету в фильме Буратино приходит ночью на волшебное Поле чудес в Стране дураков и закапывает в ямке свои денежки, надеясь, что они вырастут в денежное дерево.
Если помните, после этого действия Буратино должен был позвонить в колокол и уйти. Так требовали от него Кот-бандит и Лиса-хитрюга. Для них звон колокола означал бы, что денежки уже закопаны, а простофиля Буратино уходит с Поля чудес.
Правда, получился облом для них: деревянный мальчик вовсе не собирался уходить, он терпеливо ждал совершения обещанного ему чуда. Однако чудо почему-то не совершалось. Уставшие от ожидания, когда же Буратино покинет Поле чудес, Кот и Лиса пошли на хитрость. Думаю, читатели помнят, какую именно.
Во время съемок фильма «Приключения Буратино» нужный по сценарию колокол отыскался только в Крыму. Если точнее — в древнем городе Херсонесе. Очень-очень давно Херсонес был основан греками и построен в соответствии с их архитектурой. В частности, имел Центральную площадь, Театр и театральную площадь с ареной. Нынче Херсонес относится к Гагаринскому району Севастополя. Желающие могут совершить к колоколу интересное путешествие и узнать его удивительную историю.
История колокола имеет несколько загадок.
Первая загадка связана с его появлением. Считается, что колокол отлит из турецких пушек. Об этом когда-то говорила еле заметная надпись. Она относилась к 1778 году. В восстановленном виде надпись сделана в форме таблички на правом пилоне. Колокол отлит был мастерами в Таганроге. Загадочно то, что нет точных сведений на тот счет, кто дал распоряжение таким образом использовать трофейную артиллерию.
Еще одна загадка — вес колокола. Тут очень большое расхождение. По одним документам его вес — 2450 кг, по другим — 5616 кг. Почему столь большое расхождение — неизвестно.
Третья загадка колокола: в 1913 году (задолго до революции 1917 года) его обнаружили висящим в знаменитом соборе Франции — соборе Парижской богоматери. Как он там оказался — сведений достоверных нет. Зато сохранились документы, рассказывающие о возвращении колокола России.
История с колоколом запутанная. Часть исследователей считает, что он отлит был в 1890 году. В таком случае получается неувязка со временем. Есть документы, указывающие на то, что колокол предназначался для возводимой тогда церкви Святого Николая. Но в ходе Крымской войны (1853-1856 года) колокол был вывезен с территории Крыма то ли английскими, то ли французскими войсками. В таком случае, как колокол мог быть отлит в 1890 году?
Нынешнее место на берегу моря колокол занял только в 1925 году. При этом посторонние к нему не допускались — колокол выполнял роль звукового маяка для судов в плохую погоду.
С появлением радиолокационных установок надобность в таком звуковом маяке отпала, колокол стал обычным музейным экспонатом. А кроме того — и своеобразным «киногероем», попав в детский сказочный фильм. Он упомянут также некоторыми советскими и российскими писателями. В основном это категория небольших путевых рассказов о Севастополе.
Автор: Aнaтoлий Пacтyxoв
Просмотров страницы: 161
Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник
Вспомни,
где все
началось
Сегодня
в музее
Сакральная архитектура византийского Херсона
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
«Александр Невский. Легенда средневековой Руси»
Предварительная запись по телефонам:
Билет приобретается в кассе музея
«Археологическая песочница»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Всей семьёй в Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«День музея в сельской школе»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Древности земли Севастопольской»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Загадки древнего Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здесь волн понтийских не смолкает шум…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здравствуй, Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Корсунская легенда»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Маски»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«От греческого алфавита до славянской письменности»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Письмо стилями»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Роспись керамики»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
«Састер»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Сказки богини Клио…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонес сквозь века»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонесский гимнасий»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Христианские святыни Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
Античная экспозиция
В поисках святой купели
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Византийская экспозиция
Выставка «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
Выставка «Русский Север»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
По древним улицам шагая…
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
С равноапостольным Кириллом по христианским храмам Херсонеса
предварительная запись по телефону
Справочная информация по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Экспозиция под открытым небом
Допуск посетителей на территорию музея-заповедника прекращается за 30 минут до закрытия музея.
СВЯТЫНИ ХЕРСОНЕСА
Многолетние археологические раскопки и исследования открыли в окрестностях города около сотни средневековых храмов христианской веры и двадцати монастырей. Именно с этого места и нужно начинать паломничество в чудные святыни Севастополя.
Новости
Херсонес принимает участие во Всероссийском съезде органов охраны памятников
С 5 по 8 октября 2021 года в Севастополе проходит ХХ Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. В его работе принимают участие представители Министерства культуры Российской Федерации, Института археологии РАН, ВООПИК, Национального комитета ИКОМОС и других организаций и учреждений отрасли.
Херсонес приглашает на фестиваль «Арт-осень»
Учения по гражданской обороне прошли в Херсонесе
Внимание! Изменение режима работы музея
Участники юбилейного съезда органов охраны памятников посетили Херсонес
Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.
Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса…

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы
В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями. ».

По местам съемок фильма «Приключения Буратино»
«Какое небо голубое… Мы не сторонники разбоя…» — одной этой песенки могло хватить для успеха киноленты. А коль скоро к делу подключились достопримечательности Крыма, где снимали фильм «Приключения Буратино» – картина была обречена на звание шедевра.
Минск у южных морей
Советский кинематограф имеет в своем активе несколько лент по сказке А. Толстого. Некоторые из них снимали в Крыму. Но истинно оглушительная популярность досталась ленте 1975 года, 
Вопреки обыкновению, за съемки в Крыму взялись не Одесская или Ялтинская киностудия и даже не Мосфильм, а Минская. Но полуостров принимал всех, как следствие, группа провела на нем в общей сложности 93 дня.
Хотя у Толстого эта тема в книге не поднимается, но за основу сюжета взята итальянская сказка Карло Коллоди (хотя толстовский вариант получился много содержательней и увлекательней), и некоторые герои имеют не наши имена (Карло, Джузеппе, даже Буратино).
Соответственно, для съемок требовался антураж, хоть отдаленно, но напоминающий Италию. Крым мог предоставить все необходимое, в чем можно в очередной раз убедиться, пересмотрев «Приключения Буратино».
Херсонес и Страна Дураков
Крым стал съемочной площадкой для работы над множеством сцен, причем Леонид Нечаев «на всю катушку» использовал и природные, и рукотворные достопримечательности полуострова:
Отдельные эпизоды снимались в районе Ай-Петри, на ялтинской Поляне сказок, в Кореизе. В Крыму был отснят и момент, когда Буратино, сидя на сосне, кидается шишками в Карабаса-Барабаса, а у того борода приклеивается к смоле на стволе. Тут любой внимательный зритель догадается, что видит не Белоруссию – достаточно обратить внимание на габариты шишек (верх художественной достоверности – сосна была итальянской).
Сомнительная Никита
Есть еще одно место, которое традиция прочно связывает с фильмом «Приключения Буратино» — это небольшой декоративный пруд в Никитском ботсаду. Даже местные экскурсоводы уверенно рассказывают, что именно по нему плавала в кресле Рина Зеленая, изображая мудрую Тортиллу.
Члены же съемочной группы столь же уверенно обвиняют гидов в дезинформации слушателей. Они объясняют, что пруд находился под Минском, был специально обустроен для съемок, и эти обстоятельства даже вызвали немало проблем в работе (снимали в ноябре, а юные актеры, играющие Буратино и лягушат, бултыхались в воду без дублеров – тогда не принято было особо дрожать над «детками»).
Киношники припоминают, что Р. Зеленая даже угрожала Нечаеву забастовкой, если он не перестанет штамповать новые дубли «озерных» сцен, макая детей в ледяную воду – да такое и сложно забыть. На деле же ситуация имеет половинчатое решение. Конечно, съемочная киногруппа правильно помнит, где работала.
Но и сотрудники ботсада не лгут – их прудик действительно был жилищем Тортиллы, но не в «Буратино»-1975, а в более ранней экранизации сказки. Так что в их рассказах неверно одно – это была не Зеленая. А знаменитый фильм в Никите таки отметился – там отрабатывали сценку, в которой Мальвина пытается учить Буратино арифметике и грамматике.
Крымские шутки
Особенности природы и архитектуры Крыма привели к ряду курьезных случаев во время съемок – отзывы режиссера и актеров полны такими сюжетами.
Так, Ролан Быков, игравший Базилио, воспользовался таким обязательным крымским городским элементом, как лестница, и сам придумал трюк. Его персонаж с громогласным требованием подаяния съезжал по ступенькам на заду.

Дмитрий Иосифов, игравший главную роль, вспоминает, что «по правде» боялся Карабаса-Барабаса – Владимир Этуш в его облике был зело грозен. Но храбрый Буратино нашел способ отомстить за свои страхи. Этуш остался, мягко скажем, недоволен габаритами шишек итальянской сосны – Буратино отработал эпизод на дереве с предельной реалистичностью.
Надо сказать, воздух Тавриды положительно подействовал на юных актеров – никто из них не заболел «звездной болезнью» (хотя их фото висели по всему СССР) и не стал во взрослой жизни неудачником. Теперь среди юных кукол советского времени есть две работника театра и кино, удачливый предприниматель, доктор-педиатр и даже агент разведки.
Места съемок «Приключений Буратино» в Крыму экскурсионными объектами не выступают (исключение в Никите уже упоминалось). Но отдельные из них не сыграли большой роли в сюжете, а к Байдарским воротам или в Херсонес и так приезжает множество экскурсантов.
Сегодня многие места, где снимали фильм «Буратино», неузнаваемы – время не останавливается. Но фильм от этого хуже не становится – многие взрослые туристы сегодня любят полуостров Крым и по той причине, что он был декорацией лучших сказок их детства. В заключение – его величество кино, приятного просмотра!











