поле чудес буратино колокол
Где находится колокол со сказочного Поля чудес?
В любимой нашими детьми замечательной сказке про Буратино есть один эпизод, который попал в одноименный художественный фильм. По сюжету в фильме Буратино приходит ночью на волшебное Поле чудес в Стране дураков и закапывает в ямке свои денежки, надеясь, что они вырастут в денежное дерево.
Если помните, после этого действия Буратино должен был позвонить в колокол и уйти. Так требовали от него Кот-бандит и Лиса-хитрюга. Для них звон колокола означал бы, что денежки уже закопаны, а простофиля Буратино уходит с Поля чудес.
Правда, получился облом для них: деревянный мальчик вовсе не собирался уходить, он терпеливо ждал совершения обещанного ему чуда. Однако чудо почему-то не совершалось. Уставшие от ожидания, когда же Буратино покинет Поле чудес, Кот и Лиса пошли на хитрость. Думаю, читатели помнят, какую именно.
Во время съемок фильма «Приключения Буратино» нужный по сценарию колокол отыскался только в Крыму. Если точнее — в древнем городе Херсонесе. Очень-очень давно Херсонес был основан греками и построен в соответствии с их архитектурой. В частности, имел Центральную площадь, Театр и театральную площадь с ареной. Нынче Херсонес относится к Гагаринскому району Севастополя. Желающие могут совершить к колоколу интересное путешествие и узнать его удивительную историю.
Алиса, Базилио и Буратино на пути к Полю Чудес
Кадр из фильма «Приключения Буратино»
Первая загадка связана с его появлением. Считается, что колокол отлит из турецких пушек. Об этом когда-то говорила еле заметная надпись. Она относилась к 1778 году. В восстановленном виде надпись сделана в форме таблички на правом пилоне. Колокол отлит был мастерами в Таганроге. Загадочно то, что нет точных сведений на тот счет, кто дал распоряжение таким образом использовать трофейную артиллерию.
Еще одна загадка — вес колокола. Тут очень большое расхождение. По одним документам его вес — 2450 кг, по другим — 5616 кг. Почему столь большое расхождение — неизвестно.
Третья загадка колокола: в 1913 году (задолго до революции 1917 года) его обнаружили висящим в знаменитом соборе Франции — соборе Парижской богоматери. Как он там оказался — сведений достоверных нет. Зато сохранились документы, рассказывающие о возвращении колокола России.
История с колоколом запутанная. Часть исследователей считает, что он отлит был в 1890 году. В таком случае получается неувязка со временем. Есть документы, указывающие на то, что колокол предназначался для возводимой тогда церкви Святого Николая. Но в ходе Крымской войны (1853−1856 года) колокол был вывезен с территории Крыма то ли английскими, то ли французскими войсками. В таком случае, как колокол мог быть отлит в 1890 году?
Нынешнее место на берегу моря колокол занял только в 1925 году. При этом посторонние к нему не допускались — колокол выполнял роль звукового маяка для судов в плохую погоду.
С появлением радиолокационных установок надобность в таком звуковом маяке отпала, колокол стал обычным музейным экспонатом. А кроме того — и своеобразным «киногероем», попав в детский сказочный фильм. Он упомянут также некоторыми советскими и российскими писателями. В основном это категория небольших путевых рассказов о Севастополе.
Двойной юбилей Буратино: интересные факты о книге и фильме
В 2021 году отмечают свои значительные юбилеи любимая поколениями читателей сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», вышедшая в свет отдельным изданием в 1936 году и советский двухсерийный музыкальный фильм «Приключения Буратино», созданный по мотивам сказки А.Н. Толстого, телепремьера которого состоялась в 1976 году.
У любимого героя детства – двойной юбилей
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет.
Эти замечательные строки из песни на слова Юрия Энтина к фильму «Приключения Буратино» выступили лейтмотивом выставки-экспозиции «Юбиляры года: звездная книга и звездный фильм», организованной в симферопольской билиотеке-филиале №4 им. М.М. Коцюбинского.
Озорной мальчишка с длинным носом, Буратино, на протяжении десятилетий вновь и вновь зовёт детей отправиться в сказочное приключение, полное опасностей и испытаний.
Сказочная повесть Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в «Детгизе» 85 лет назад и сразу же получила небывалый успех у читателей всех возрастов. В том же 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра по просьбе его основателя Натальи Ильиничны Сац, а в 1939 году написал по пьесе сценарий первого фильма по его книге, который поставил Александр Птушко. До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллионов экземпляров, была переведена на 47 языков мира.
Кинокартина «Приключения Буратино» Леонида Нечаева, созданная на киностудии «Беларусьфильм», по праву считается шедевром советского кино, а именам главных героев: Буратино, папы Карло, Дуремара, черепахи Тортиллы этого произведения суждено было стать нарицательными – настолько велика оказалась популярность этой сказки. Актерский состав фильма без сомнения также можно назвать «звездным»: Николай Гринько (в роли папы Карло), Юрий Катин-Ярцев (Джузеппе, он же Сизый Нос), Рина Зелёная (мудрая черепаха Тортилла), Владимир Этуш (Карабас-Барабас), Ролан Быков (кот Базилио), Елена Санаева (лиса Алиса), Владимир Басов (Дуремар) и др. По мнению специалистов, этот фильм-сказка по праву принадлежит к «золотому фонду» российского кинематографа.
К большой гордости крымчан отметим, что съемки фильма-юбиляра «Приключения Буратино» по книге-юбиляру Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» проходили, в том числе, и в Крыму, в Херсонесе Таврическом. Именно там Лиса Алиса, Буратино и Кот Базилио пробираются к Полю Чудес мимо знаменитого Сигнального колокола в Херсонесе. Само Поле Чудес снимали там же, неподалёку, на территории развалин древнего Херсонеса Таврического. Удивительно, но сигнальный колокол Херсонеса тоже юбиляр 2021 года, он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре, о чем гласит надпись на колоколе. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году, в знак дружбы с Россией, французы не вернули колокол на родину, в Херсонес. Колокол не только призывал на службу монахов, но и служил звуковым маяком, пережил две войны: гражданскую и Великую Отечественную, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же гордость Херсонеса, колокол-юбиляр уцелел и по-прежнему возвышается на крутом берегу.
Вниманию читателей представлена литература из фонда библиотеки имени Коцюбинского: уникальная книга, изданная в 1955 году «Жизнь и творчество А.Н. Толстого», документально-художественное издание «Кино-Крым: весь мир на ладони» Майкла Львовски, книги «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого 1958 и 1984 годов издания, сборник стихов, рассказов и сказок крымских писателей «Сказочный Крым», «Путеводитель по Крыму» Дмитрия Тарасенко, путеводитель «Севастополь», 1-й том энциклопедии «Что такое. Кто такой», сборники «Сказки русских писателей», журналы «Полуостров сокровищ», «Биография» и др. Особое внимание привлекает макет кукольного театра, фигурки Буратино, Арлекино, Петуха (в генеральский хвост которого вцепился Буратино, удирая от Карабаса Барабаса и Дуремара из харчевни) и др.
85 лет сказке – это много или мало? По человеческим меркам Буратино – уже седой дедушка. По мотивам сказочной повести Толстого, помимо художественных фильмов, поставлены мюзикл и балет. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова. В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик», а с началом цифровой эры – компьютерная игра «Приключения Буратино». Так эта добрая, любимая и очаровательная сказка Алексея Николаевича Толстого воспитала ни одно поколение ребят. И мы уверены, что приключения озорного, веселого деревянного человечка, по характеру очень похожего на русского Петрушку, и в театре, и в кино, и в книгах будут на радость детям и взрослым нескончаемы.
Где находится колокол со сказочного Поля чудес?
В любимой нашими детьми замечательной сказке про Буратино есть один эпизод, который попал в одноименный художественный фильм. По сюжету в фильме Буратино приходит ночью на волшебное Поле чудес в Стране дураков и закапывает в ямке свои денежки, надеясь, что они вырастут в денежное дерево.
Если помните, после этого действия Буратино должен был позвонить в колокол и уйти. Так требовали от него Кот-бандит и Лиса-хитрюга. Для них звон колокола означал бы, что денежки уже закопаны, а простофиля Буратино уходит с Поля чудес.
Правда, получился облом для них: деревянный мальчик вовсе не собирался уходить, он терпеливо ждал совершения обещанного ему чуда. Однако чудо почему-то не совершалось. Уставшие от ожидания, когда же Буратино покинет Поле чудес, Кот и Лиса пошли на хитрость. Думаю, читатели помнят, какую именно.
Во время съемок фильма «Приключения Буратино» нужный по сценарию колокол отыскался только в Крыму. Если точнее — в древнем городе Херсонесе. Очень-очень давно Херсонес был основан греками и построен в соответствии с их архитектурой. В частности, имел Центральную площадь, Театр и театральную площадь с ареной. Нынче Херсонес относится к Гагаринскому району Севастополя. Желающие могут совершить к колоколу интересное путешествие и узнать его удивительную историю.
История колокола имеет несколько загадок.
Первая загадка связана с его появлением. Считается, что колокол отлит из турецких пушек. Об этом когда-то говорила еле заметная надпись. Она относилась к 1778 году. В восстановленном виде надпись сделана в форме таблички на правом пилоне. Колокол отлит был мастерами в Таганроге. Загадочно то, что нет точных сведений на тот счет, кто дал распоряжение таким образом использовать трофейную артиллерию.
Еще одна загадка — вес колокола. Тут очень большое расхождение. По одним документам его вес — 2450 кг, по другим — 5616 кг. Почему столь большое расхождение — неизвестно.
Третья загадка колокола: в 1913 году (задолго до революции 1917 года) его обнаружили висящим в знаменитом соборе Франции — соборе Парижской богоматери. Как он там оказался — сведений достоверных нет. Зато сохранились документы, рассказывающие о возвращении колокола России.
История с колоколом запутанная. Часть исследователей считает, что он отлит был в 1890 году. В таком случае получается неувязка со временем. Есть документы, указывающие на то, что колокол предназначался для возводимой тогда церкви Святого Николая. Но в ходе Крымской войны (1853-1856 года) колокол был вывезен с территории Крыма то ли английскими, то ли французскими войсками. В таком случае, как колокол мог быть отлит в 1890 году?
Нынешнее место на берегу моря колокол занял только в 1925 году. При этом посторонние к нему не допускались — колокол выполнял роль звукового маяка для судов в плохую погоду.
С появлением радиолокационных установок надобность в таком звуковом маяке отпала, колокол стал обычным музейным экспонатом. А кроме того — и своеобразным «киногероем», попав в детский сказочный фильм. Он упомянут также некоторыми советскими и российскими писателями. В основном это категория небольших путевых рассказов о Севастополе.
Автор: Aнaтoлий Пacтyxoв
Просмотров страницы: 161
Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник
Вспомни,
где все
началось
Сегодня
в музее
Сакральная архитектура византийского Херсона
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
«Александр Невский. Легенда средневековой Руси»
Предварительная запись по телефонам:
Билет приобретается в кассе музея
«Археологическая песочница»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Всей семьёй в Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«День музея в сельской школе»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Древности земли Севастопольской»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Загадки древнего Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здесь волн понтийских не смолкает шум…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здравствуй, Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Корсунская легенда»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Маски»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«От греческого алфавита до славянской письменности»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Письмо стилями»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Роспись керамики»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
«Састер»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Сказки богини Клио…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонес сквозь века»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонесский гимнасий»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Христианские святыни Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
Античная экспозиция
В поисках святой купели
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Византийская экспозиция
Выставка «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
Выставка «Русский Север»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
По древним улицам шагая…
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
С равноапостольным Кириллом по христианским храмам Херсонеса
предварительная запись по телефону
Справочная информация по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Экспозиция под открытым небом
Допуск посетителей на территорию музея-заповедника прекращается за 30 минут до закрытия музея.
СВЯТЫНИ ХЕРСОНЕСА
Многолетние археологические раскопки и исследования открыли в окрестностях города около сотни средневековых храмов христианской веры и двадцати монастырей. Именно с этого места и нужно начинать паломничество в чудные святыни Севастополя.
Новости
Херсонес принимает участие во Всероссийском съезде органов охраны памятников
С 5 по 8 октября 2021 года в Севастополе проходит ХХ Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. В его работе принимают участие представители Министерства культуры Российской Федерации, Института археологии РАН, ВООПИК, Национального комитета ИКОМОС и других организаций и учреждений отрасли.
Херсонес приглашает на фестиваль «Арт-осень»
Учения по гражданской обороне прошли в Херсонесе
Внимание! Изменение режима работы музея
Участники юбилейного съезда органов охраны памятников посетили Херсонес
Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре
В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.
Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника
И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса…
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси
Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог
Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы
В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».
Павел Сумароков Русский писатель
Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический
На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями. ».
Максим Горький Русский писатель
По местам съемок фильма «Приключения Буратино»
«Какое небо голубое… Мы не сторонники разбоя…» — одной этой песенки могло хватить для успеха киноленты. А коль скоро к делу подключились достопримечательности Крыма, где снимали фильм «Приключения Буратино» – картина была обречена на звание шедевра.
Минск у южных морей
Советский кинематограф имеет в своем активе несколько лент по сказке А. Толстого. Некоторые из них снимали в Крыму. Но истинно оглушительная популярность досталась ленте 1975 года, режиссером которой оказался Леонид Нечаев.
Вопреки обыкновению, за съемки в Крыму взялись не Одесская или Ялтинская киностудия и даже не Мосфильм, а Минская. Но полуостров принимал всех, как следствие, группа провела на нем в общей сложности 93 дня.
Хотя у Толстого эта тема в книге не поднимается, но за основу сюжета взята итальянская сказка Карло Коллоди (хотя толстовский вариант получился много содержательней и увлекательней), и некоторые герои имеют не наши имена (Карло, Джузеппе, даже Буратино).
Соответственно, для съемок требовался антураж, хоть отдаленно, но напоминающий Италию. Крым мог предоставить все необходимое, в чем можно в очередной раз убедиться, пересмотрев «Приключения Буратино».
Херсонес и Страна Дураков
Крым стал съемочной площадкой для работы над множеством сцен, причем Леонид Нечаев «на всю катушку» использовал и природные, и рукотворные достопримечательности полуострова:
Отдельные эпизоды снимались в районе Ай-Петри, на ялтинской Поляне сказок, в Кореизе. В Крыму был отснят и момент, когда Буратино, сидя на сосне, кидается шишками в Карабаса-Барабаса, а у того борода приклеивается к смоле на стволе. Тут любой внимательный зритель догадается, что видит не Белоруссию – достаточно обратить внимание на габариты шишек (верх художественной достоверности – сосна была итальянской).
Сомнительная Никита
Есть еще одно место, которое традиция прочно связывает с фильмом «Приключения Буратино» — это небольшой декоративный пруд в Никитском ботсаду. Даже местные экскурсоводы уверенно рассказывают, что именно по нему плавала в кресле Рина Зеленая, изображая мудрую Тортиллу.
Члены же съемочной группы столь же уверенно обвиняют гидов в дезинформации слушателей. Они объясняют, что пруд находился под Минском, был специально обустроен для съемок, и эти обстоятельства даже вызвали немало проблем в работе (снимали в ноябре, а юные актеры, играющие Буратино и лягушат, бултыхались в воду без дублеров – тогда не принято было особо дрожать над «детками»).
Киношники припоминают, что Р. Зеленая даже угрожала Нечаеву забастовкой, если он не перестанет штамповать новые дубли «озерных» сцен, макая детей в ледяную воду – да такое и сложно забыть. На деле же ситуация имеет половинчатое решение. Конечно, съемочная киногруппа правильно помнит, где работала.
Но и сотрудники ботсада не лгут – их прудик действительно был жилищем Тортиллы, но не в «Буратино»-1975, а в более ранней экранизации сказки. Так что в их рассказах неверно одно – это была не Зеленая. А знаменитый фильм в Никите таки отметился – там отрабатывали сценку, в которой Мальвина пытается учить Буратино арифметике и грамматике.
Крымские шутки
Особенности природы и архитектуры Крыма привели к ряду курьезных случаев во время съемок – отзывы режиссера и актеров полны такими сюжетами.
Так, Ролан Быков, игравший Базилио, воспользовался таким обязательным крымским городским элементом, как лестница, и сам придумал трюк. Его персонаж с громогласным требованием подаяния съезжал по ступенькам на заду.
Чтобы не повредить немаловажную часть тела, актер подложил под нее сиденье, незаконно извлеченное из перевозящего группу автобуса. После осуществления каскадерского замысла оно пришло в полную негодность, не устояв перед прочностью лестницы. Ответственный за сохранность автобуса водитель полез в драку…
Дмитрий Иосифов, игравший главную роль, вспоминает, что «по правде» боялся Карабаса-Барабаса – Владимир Этуш в его облике был зело грозен. Но храбрый Буратино нашел способ отомстить за свои страхи. Этуш остался, мягко скажем, недоволен габаритами шишек итальянской сосны – Буратино отработал эпизод на дереве с предельной реалистичностью.
Надо сказать, воздух Тавриды положительно подействовал на юных актеров – никто из них не заболел «звездной болезнью» (хотя их фото висели по всему СССР) и не стал во взрослой жизни неудачником. Теперь среди юных кукол советского времени есть две работника театра и кино, удачливый предприниматель, доктор-педиатр и даже агент разведки.
Места съемок «Приключений Буратино» в Крыму экскурсионными объектами не выступают (исключение в Никите уже упоминалось). Но отдельные из них не сыграли большой роли в сюжете, а к Байдарским воротам или в Херсонес и так приезжает множество экскурсантов.
Сегодня многие места, где снимали фильм «Буратино», неузнаваемы – время не останавливается. Но фильм от этого хуже не становится – многие взрослые туристы сегодня любят полуостров Крым и по той причине, что он был декорацией лучших сказок их детства. В заключение – его величество кино, приятного просмотра!