пол ньюман хладнокровный люк
baron_wolf
Досуги мыслей
«Хладнокровный Люк» — тюремная драма Стюарта Розенберга. На каторгу во Флориде попадает за вандализм ветеран войны Люк Джексон (Пол Ньюмен). Сокамерников с первых дней поражает его бесстрашие, несгибаемость и хладнокровие. Люка невозможно свалить в боксёрском матче или обыграть в покер, а на спор он может съесть за час 50 варёных яиц. Люк завоёвывает уважение местного авторитета Дрэглайна (Джордж Кеннеди) и подозрительные взгляды со стороны молчаливого Босса Годфри (Морган Вудвард) — никогда не снимающего тёмные очки начальника охраны. В день, когда у Люка умирает мать, его сажают в карцер, так как начальство боится, что из-за эмоционального шока Люк сбежит. Люк с обычным спокойствием переносит карцер, после чего действительно сбегает, так как не может вынести подобного ущемления своей свободы. Довольно быстро беглеца ловят и надевают кандалы. Люк, не снимая с лица потрясающую улыбку, вскоре сбегает ещё раз. На этот раз ему удаётся далеко уйти и даже послать сокамерникам свою фотографию с девицами, чем в очередной раз их восхищает. Реальность оказывается грубее — в ту же ночь в камеру бросают избитого Люка. Охранники надевают ему ещё пару кандалов и начинают постоянно издеваться. Кажется, им удаётся сломить Люка, но не сбить с его лица таинственную улыбку. Люк решается на третий побег…
Стюарт Розенберг снял бунтарское кино, характерное для второй половины шестидесятых на фоне начавшейся войны во Вьетнаме. Главным героем здесь является человек с колоссальной внутренней свободой, который принципиально идёт против Системы с её порядками. Для своих сокамерников Люк становится Мессией, который открывает им глаза, заставляет принципиально по-новому взглянуть на мир. Примечательно, что антагонист Люка — Босс Годфри — всегда ходит в тёмных очках. Они символизируют духовную слепоту сурового охранника. Фильм насыщен Библейскими аллюзиями, начиная с яиц и распятия, заканчивая Гефсиманской молитвой и предательством Иуды. Это ещё больше подчёркивает значимость роли, которую играет этот бунтарь в глазах авторов, видящих в нём символ нового поколения американцев, которые, в частности, не будут слепо идти воевать во Вьетнам (выход фильма совпал с антимилитаристской акцией «Поход на Пентагон»). Авторы фильма практически не обсуждают справедливость Системы, против которой идёт Люк, попавший на каторгу по законному решению суда. Люк просто органически не приемлет жёсткий порядок и ограничения, что является одной из составляющих идеологии родившегося в 1967 году Нового Голливуда. Раньше, например, в классике каторжного кино — фильме «Я беглый каторжник» Мервина ЛеРоя — герой своими двумя побегами бунтовал против отдельных несправедливостей и перегибов исправительной системы США.
Пол Ньюмен представляется идеальным выбором на роль главного героя. Хладнокровный Люк отлично вписывается в галерею образов, созданных Ньюменом в начале шестидесятых в фильмах Мартина Ритта и Роберта Россена: экзистенциальных чудаков, которые прячут за тонкой улыбкой чувство превосходства к окружающему миру и могут существовать только на грани. Важно отметить, что один из таких героев, бунтарь и эгоист Хад Бэннон из фильма «Хад», задумывался как отрицательный герой, а стал кумиром молодёжи начала шестидесятых благодаря мощнейшей харизме Пола Ньюмена. Снятый через четыре года бунтарь Люк уже изначально подан как положительный герой, почти олицетворение Христа.
Если карьера Пола Ньюмена после «Хладнокровного Люка» пошла на спад, стало меньше ярких драматических ролей и пошли развлекательные фильмы Джорджа Роя Хилла, то для оператора Конрада Холла «Хладнокровный Люк» является одной из первых работ в кино. Выдающийся оператор второй половины XX века, трёхкратный лауреат «Оскара», пришёл в кино с телевидения довольно поздно — в 39 лет. Холл блестяще уловил основу стилистики нового цветного кинематографа 1960-х — яркий солнечный свет, который символизирует молодость, который заливает бескрайние американские просторы и нахально лезет прямо в камеру. Особенно выразительны в этом отношении все сцены снятые на дорожных работах, особенно при низком солнце. Помимо потрясающего освещения и интересных ракурсов (особенно нижних) кадры Холла отличаются глубиной и насыщенностью, что позволяет расширить границы этой формально камерной истории и показать влияние Люка на людские массы.
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Люк отказывается соблюдать установленную иерархию среди заключенных и быстро вступает в конфликт с лидером заключенных, Драглайном ( Джордж Кеннеди ). Когда пара проводит боксерский поединок, заключенные и охранники с интересом наблюдают за ним. Люк сильно проигрывает своему более крупному противнику, но отказывается уступить. В конце концов, Драглайн отказывается продолжать бой, но упорство Люка вызывает уважение заключенных и привлекает внимание охранников. Позже он выигрывает игру в покер, блефуя с рукой, которая ничего не стоит. Люк говорит: «Иногда ничто не может быть настоящей крутой рукой», что побудило Драглайна прозвать его «Крутой рукой Люк».
После посещения больной матери Арлетты ( Джо Ван Флит ) Люк стал более оптимистично оценивать свою ситуацию. Он постоянно противостоит капитану и охранникам, и его чувство юмора и независимость оказываются заразительными и вдохновляющими для других заключенных. Борьба Люка за превосходство достигает пика, когда он возглавляет рабочую бригаду в, казалось бы, невозможной, но успешной попытке завершить работу по укладке дорожного покрытия менее чем за день. Другие заключенные начинают его боготворить после того, как он сразу же выиграл пари, что сможет съесть 50 сваренных вкрутую яиц за час.
Вскоре Люк снова убегает, обманывая охранников, делая перерыв, чтобы помочиться, и снимает свои кандалы топором в соседнем доме. Он рассыпает по земле порошок карри и перец чили, чтобы сторожевые собаки не следили за его запахом, заставляя их чихать. Находясь на свободе, Люк отправляет Драглайну журнал, в котором есть его фотография с двумя красивыми женщинами. Вскоре его схватили, избили, вернули в лагерь и снабдили двумя наборами ножных кандалов. Капитан предупреждает Люка, что он будет убит на месте, если он когда-нибудь снова попытается сбежать.
Люка раздражает то, что другие заключенные подлизывают фотографию из журнала, и говорит, что он подделал ее. Сначала другие заключенные злятся, но когда Люк возвращается после долгого пребывания в ящике и наказывается тем, что его заставляют съесть большую порцию риса, другие помогают ему закончить это.
В качестве дополнительного наказания за побег его заставляют несколько раз вырыть яму размером с могилу во дворе лагеря для заключенных, засыпать ее, а затем избивают. Заключенные наблюдают за его преследованием, поют спиричуэл. Наконец, пока другие заключенные смотрят из окон ночлежки, измученный Люк падает в яму, умоляя Бога о пощаде и умоляя боссов не бить его снова. Полагая, что Люк наконец сломлен, капитан прекращает наказание. Босс Пол предупреждает Люка, что его убьют, если он снова убежит, чего Люк со слезами на глазах обещает не делать. Заключенные начинают терять идеализированный образ Люка, и одна фотография Люка с женщинами разрывается.
Снова работая над цепной бандой, похоже, сломанной, Люк перестает работать, чтобы напоить заключенного. Под наблюдением разочарованных заключенных он бежит к одному из грузовиков, чтобы принести ему винтовку Годфри. После того, как Годфри стреляет в щелкающую черепаху, Люк достает ее из болота для него, хваля его за выстрел. Люку приказывают отвести черепаху к грузовику, но он крадет ключи от грузовика и других грузовиков. В волнении Драглайн запрыгивает в грузовик и присоединяется к Люку в его побеге. Покинув грузовик, Люк говорит Драглайну, что им следует расстаться. Драглайн неохотно соглашается и уходит. Люк входит в церковь, где разговаривает с Богом, Которого Люк обвиняет в саботаже, чтобы он не смог победить в жизни. Спустя несколько мгновений подъезжают полицейские машины. Драглайн говорит Люку, что полиция и боссы нашли их, но пообещали не причинять Люку вреда, если он мирно сдастся.
Вместо этого Люк открывает оконную дверь лицом к полиции и издевается над капитаном, повторяя его предыдущую речь: «У нас тут просто неспособность общаться». Годфри стреляет ему в шею. Драглайн выносит Люка наружу и сдается, но бросается на Годфри и душит его, пока охранники не избивают его и не подавляют. Пока Люк загружается в машину капитана, Драглайн со слезами на глазах умоляет его жить.
Несмотря на протесты местной полиции, капитан решает отвезти Люка в дальний тюремный лазарет вместо местной больницы, гарантируя, что Люк не переживет поездку. Когда машина уезжает, Люк в полубессознательном состоянии слабо улыбается, в то время как шины разбивают солнечные очки Годфри. После предполагаемой смерти Люка Драглайн и другие заключенные с любовью вспоминают о нем.
Бросать
Производство
Сценарий
Кастинг
Съемки фильма
Розенберг хотел, чтобы актеры усвоили жизнь в цепной банде, и запретил присутствие жен на съемочной площадке. После того, как Хармон прибыл на место происшествия, она оставалась в течение двух дней в своем гостиничном номере и не была замечена остальными актерами, пока не начались съемки. Несмотря на намерения Розенберга, сцену в конечном итоге снимали отдельно. Розенберг проинструктировал неосведомленного Хармона о различных движениях и выражениях, которые он хотел. Первоначально планировалось снимать за полдня, на сцену Хармона ушло три. В части сцены с участием групповой банды Розенберг заменил подростка из группы поддержки, который носил пальто.
Саундтрек
Отредактированная версия музыкальной реплики из эпизода дегтя (где заключенные энергично прокладывают дорогу) использовалась в течение многих лет в качестве музыкальной темы для новостных программ местных телевизионных станций по всему миру, в основном тех, которые принадлежат и управляются ABC в Соединенные Штаты. Хотя музыка была написана для фильма, она стала более знакомой из-за ее ассоциации с телевизионными новостями, отчасти потому, что ее отрывистая мелодия напоминает звук телеграфа.
Христианские образы
Использование дорожных знаков и сигналов
«Неспособность общаться»
Выпуск и прием
«Cool Hand Luke» открылся 31 октября 1967 года в Государственном театре Лоу в Нью-Йорке. Средства от премьеры пошли на благотворительность. Фильм имел кассовые сборы, собрав 16 217 773 долларов на внутренних показах.
Позже отзывы
Награды и номинации
Наследие
Был показан эпизод телешоу «Герцоги Хаззарда» под названием «Хладнокровные, Люк и Бо», в котором Морган Вудворд играл «полковника Кассиуса Клэйборна», босса соседнего графства и начальника его тюремной фермы. На протяжении всего эпизода он носит фирменные очки Босса Годфри.
В бейсбольном фильме 1993 года The Sandlot строки диалога из сцены автомойки Cool Hand Люка: «Она не знает, что делает!» «Она точно знает, что делает». повторяются дословно. Диалог проходит на знакомом фоне: в « Крутой руке Люк» длинноногая блондинка моет машину, а мужчины похотливо смотрят на нее; в сцене из «Песочницы» длинноногая блондинка наносит крем для загара, а мальчики восхищенно смотрят на нее.
В пилотной серии телесериала « Приветствия » жених Дайаны Самнер Слоан называет «Холодную руку Люка» самым сладким фильмом в мире.
Хладнокровный Люк
Фрэнк Пирсон
Донн Пирс
«Хладнокровный Люк» (англ. Cool Hand Luke ; иногда «Люк — холодная рука») — кинофильм американского режиссёра Стюарта Розенберга по новелле Донна Пирса. Снят в 1967 году в США. Премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Фильм включен в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Содержание
Сюжет
Люк (Ньюмен) попадает в тюрьму за злонамеренное повреждение муниципального имущества (парковочных автоматов). Люк — человек с обострённым чувством собственного достоинства, сильным характером и чувством юмора, завоёвывает уважение других заключённых. За выдержку ему дают прозвище «Хладнокровный». Люк получает известие о смерти матери. Чтобы он не сбежал, его сажают в карцер и выпускают оттуда только после похорон. После этой несправедливости Люк решается на побег. Одна, затем вторая, следуют неудачные попытки побега. Каждый раз режим его содержания всё более ужесточается, издевательства охраны становятся всё более изощрёнными. Выдержка Хладнокровного Люка постепенно угасает. Ему выпадает ещё один шанс. Вместе с Драглайном они угоняют тюремный автомобиль. Казалось, попытка удалась. Находясь на пределе эмоционального напряжения, Люк отправляется в церковь. Там его настигают полицейские и тюремная охрана. Один из преследователей хладнокровно, точным выстрелом наносит Люку смертельную рану в шею. Приказ доставить его не в ближайшую городскую больницу, а в тюремный госпиталь за много миль, не оставляют Люку шансов на жизнь. Для заключённых его история становится легендой.
В ролях
Награды и признание
Культурное влияние
Точно отразив настроение 60-х, фильм и его герой встали в ряд таких символов противостояния системе (прежде всего для англоязычной аудитории), как Винстон Смит из «1984» и МакМёрфи из «Пролетая над гнездом кукушки».
Пол ньюман хладнокровный люк
год 1967
страна США
режиссёр Стюарт Розенберг
сценарий Донн Пирс, Фрэнк Пирсон
продюсер Гордон Кэрролл, Картер Де Хевн мл.
оператор Конрад Л. Холл
композитор Лало Шифрин
жанр драма
премьера (мир) 1 ноября 1967
время 126 мин.
В ролях:
Пол Ньюман, Джордж Кеннеди, Дж.Д. Кэннон, Лу Антонио, Стротер Мартин, Джо Ван Флит, Клифтон Джеймс, Морган Вудворд, Люк Аскью и Дэннис Хоппер.
О чём:
Лукас Джеймс попадает в тюрьму за умышленную порчу муниципальной собственности в состоянии алкогольного опьянения. Ему дают два года. Попав в общество, состоящее из преступников «разной масти» со сроками даже до двадцати лет, Лукас сохраняет спокойствие и равнодушие. Но без надзора и контроля за своей деятельностью тюремные охранники переходят все границы и Хладнокровный Люк испытывает это на своей шкуре.
Фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях: лучшая мужская роль (Пол Ньюман), мужская роль второго плана (Джордж Кеннеди), адаптированный сценарий и саундтрек; «Оскар» был вручён Джорджу Кеннеди за лучшую мужскую роль второго плана.
После просмотра этого фильма сложилась благоприятная оценка. Даже не сколько начинаешь выносить плюсы и минусы фильму, а некоторое время осмысливаешь самого Люка как личность. Не рискну сказать, что это самая лучшая тюремная история, но в пятёрку лучших, пожалуй, для меня войдёт.
Хорошая игра Пола Ньюмана и Джорджа Кеннеди видна невооружённым глазом, сценарий и операторская работа тоже далеко не страдают. Даже если смотреть на год издания и думать, что тема уже в наше время рассказана и пересказана, всё равно развитие событий предугадать невозможно. Да и сам фильм насыщен хорошими поворотами событий так, что скучать не придётся.
Жаль, что этот фильм довольно трудно где найти и от этого мало кто его видел.
Признаться, начал смотреть эту картину из-за Ньюмена, но его имя быстро забывается и только вертится в голове «Люк, ты выдержишь, они не сломлят тебя!»
Есть такие актеры, как Пол Ньюмен, чья великолепная игра и пронизывающий взгляд голубых глаз запоминаются гораздо сильнее, чем сам фильм, в котором они играют. Герой Ньюмена с его самоуверенной, временами пошатывающейся походкой обладает магнетической привлекательностью, которая притягивает зрителя к незамыславатому сюжету фильма «Хладнокровный Люк». Великолепная операторская работа на широком экране была выполнена Конрадом Холлом, которому мастерски удалось запечатлеть на камеру сияние солнца и обнаженные, лоснящиеся от пота тела тюремных заключенных. Режиссер Розенберг смело поднимает в фильме проблему авторитарной власти и в конце внезапно приводит аллегорическое сравнение жизни героя с судьбой Христа.
Такие неожиданные повороты в «Хладнокровном Люке» не вызывают удивления, и зрители с огромным интересом следят за развитием событий. Ньюмен играет необъяснимо упрямого парня Лукаса Джексона по прозвищу «Холодная рука», который оказывается в тюрьме. Попав в тюрьму, Люк сталкивается с еще более жестокими правилами, и по мере усиления его упрямства, приносящего ему лишь одни неприятности, наказания становятся еще более тяжелыми. В этом превосходном фильме много запоминающихся фраз и эпизодов, на первый взгляд он кажется поверхностным, однако в нем затронуты важные общественные проблемы.
Некоторые фразы из фильма стали нарицательными и вошли в кинематографический лексикон (например, явное преуменьшение антипатии заключенных друг к другу с оттенком угрозы «Нам не удается найти общий язык»), а сцена, где заключенные спорят, кто съест больше яиц и драка на кулаках в тюремном дворе, стали классикой.
Фильм совершенно не впечпатлил.
Откровенно скучноват.
Пол Ньюман не особо здесь понравился, в фильмах «Бильярдист» и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» впечатлил больше.
Концовка ничего особенного.
Какое значение имеют монологи с небом? Для меня это тема априори «больная», но после просмотра остались какие-то противоречивые думы. |
История героя фильма «Хладнокровный Люк» печальна. Даже не потому, что она тюремная и такие истории не бывают весёлыми в принципе. А потому, что она является иллюстрацией фразы «за что боролся, на то и напоролся». Наравне с главным героем фильма в той тюрьме сидели люди, заслуживавшие того, что получили, с двадцатилетними сроками, даже с пожизненными. Но среди них не было никого, равного ему. Разнокалиберных отбросов общества много, а Хладнокровный Люк – один.
Это было уважительным прозвищем, которое арестанту Лукасу Джексону дали за его характер, которого никто не смог раскусить сразу. Этот человек стоически вставал, хотя его в драке превращали в отбивную, глотал на спор пятьдесят яиц в течение часа, выигрывал деньги без козырей… а началось всё с того, что он, подвыпив, начал ломать парковочные счётчики. Хулиган. Бунтарь-нонконформист с железным характером, стальной целеустремлённостью – очень гремучая смесь.
Он сорвался, когда умерла его мать, и сбежал. Второй свой побег он совершил, будучи в оковах. А после него сделал вид, что его сломили, и спокойно угнал грузовик начальника на следующий же день… Во время третьего побега его обнаружили в церкви, где он разговаривал с Богом.
Этот человек не отличался богобоязненностью, и страха перед Всевышним в нём не было, что красноречиво подтвердилось в одной из сцен, когда во время ливня он требовал от Господа, чтобы Он доказал, что Он есть. А потом сказал: «Наверное, я просто мокну под дождём и разговариваю с собой…» Тем более интересна сцена в церкви. Режиссёра картины можно сравнить со строителем: сначала он закладывает фундамент характера героя, а потом, в финальной сцене, «достраивает» его, сполна раскрывая Люка зрителю. Монолог беглеца в церкви очень впечатляющ по эмоциональному накалу.
Среди заключённых, знавших его, Люк становится полулегендарным персонажем, и про него говорят, что он родился, чтобы потрясти мир. И наверное, если кто и способен хорошенько тряхнуть затхлое болото мироздания, то именно такие люди. Люк импонирует зрителю своим сильным характером, вызывает если не восхищение, то уважение. К нему нельзя относиться равнодушно. Кто-то осудит его за этот мятеж, кто-то посочувствует, кто-то горячо одобрит. И всё бы было слава богу, если бы он сам не причинил себе зла. Такие люди незаменимы. С ними не глядя идут в разведку, со спокойной совестью берут на рисковые опасные работы, их либо обожают всем сердцем, либо так же ненавидят – третьего не дано. Ненависти от своих тюремщиков Люк хлебнул полной пригоршней.
Но не стоит упускать мысли, что люди просто чересчур привыкли к ежедневным издержкам, что не обращают на них внимания. Поэтому их потихоньку и ущемляют в разных местах. А они к этому привычные. И подобных парней общественное мнение награждает скептичным диагнозом «а на черта?». Так делают первый, второй, третий, пятый, десятый, сотый граждане… И в итоге вся страна приходит к неутешительному выводу, что нет причин бороться и действовать так, как считаешь нужным. И именно поэтому столь популярно выражение «страна рабов, страна господ». Рабу не понять свободного человека. Особенно такого свободного человека, который самоотверженно дерётся и готов во имя свободы терпеть лишения и жить на хлебе с водой.
И зрителю, которого эта история затронула за живое, ещё долго будет вспоминаться лицо голубоглазого красавца с пронзительным дерзким взглядом, который, начав с ломки счётчиков, пришёл к совсем не хорошему для себя исходу и только лишний раз продемонстрировал, к чему приводят подобные поиски иной системы ценностей, когда в ослепляющей, дурманящей жажде свободы можно свернуть на такую дорожку, которая никого ещё не сделала счастливее. Такие люди, не боящиеся назвать вещи своими именами и сделать так, как считают нужным, не переведутся никогда, и они всегда будут злейшими врагами любых форм косности, закабаления и рабства. И наверное, понятие свободы не будет обесцененным, пока на свете будут парни, подобные Хладнокровному Люку, которых нельзя сломить и подчинить.
Это – своеобразное объяснение в любви подобным людям. Хотя бы за мужество и сильный характер они заслужили капельку уважения и понимания. Аминь.
Пол ньюман хладнокровный люк
год 1967
страна США
режиссёр Стюарт Розенберг
сценарий Донн Пирс, Фрэнк Пирсон
продюсер Гордон Кэрролл, Картер Де Хевн мл.
оператор Конрад Л. Холл
композитор Лало Шифрин
жанр драма
премьера (мир) 1 ноября 1967
время 126 мин.
В ролях:
Пол Ньюман, Джордж Кеннеди, Дж.Д. Кэннон, Лу Антонио, Стротер Мартин, Джо Ван Флит, Клифтон Джеймс, Морган Вудворд, Люк Аскью и Дэннис Хоппер.
О чём:
Лукас Джеймс попадает в тюрьму за умышленную порчу муниципальной собственности в состоянии алкогольного опьянения. Ему дают два года. Попав в общество, состоящее из преступников «разной масти» со сроками даже до двадцати лет, Лукас сохраняет спокойствие и равнодушие. Но без надзора и контроля за своей деятельностью тюремные охранники переходят все границы и Хладнокровный Люк испытывает это на своей шкуре.
Фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях: лучшая мужская роль (Пол Ньюман), мужская роль второго плана (Джордж Кеннеди), адаптированный сценарий и саундтрек; «Оскар» был вручён Джорджу Кеннеди за лучшую мужскую роль второго плана.
После просмотра этого фильма сложилась благоприятная оценка. Даже не сколько начинаешь выносить плюсы и минусы фильму, а некоторое время осмысливаешь самого Люка как личность. Не рискну сказать, что это самая лучшая тюремная история, но в пятёрку лучших, пожалуй, для меня войдёт.
Хорошая игра Пола Ньюмана и Джорджа Кеннеди видна невооружённым глазом, сценарий и операторская работа тоже далеко не страдают. Даже если смотреть на год издания и думать, что тема уже в наше время рассказана и пересказана, всё равно развитие событий предугадать невозможно. Да и сам фильм насыщен хорошими поворотами событий так, что скучать не придётся.
Жаль, что этот фильм довольно трудно где найти и от этого мало кто его видел.
Признаться, начал смотреть эту картину из-за Ньюмена, но его имя быстро забывается и только вертится в голове «Люк, ты выдержишь, они не сломлят тебя!»
Есть такие актеры, как Пол Ньюмен, чья великолепная игра и пронизывающий взгляд голубых глаз запоминаются гораздо сильнее, чем сам фильм, в котором они играют. Герой Ньюмена с его самоуверенной, временами пошатывающейся походкой обладает магнетической привлекательностью, которая притягивает зрителя к незамыславатому сюжету фильма «Хладнокровный Люк». Великолепная операторская работа на широком экране была выполнена Конрадом Холлом, которому мастерски удалось запечатлеть на камеру сияние солнца и обнаженные, лоснящиеся от пота тела тюремных заключенных. Режиссер Розенберг смело поднимает в фильме проблему авторитарной власти и в конце внезапно приводит аллегорическое сравнение жизни героя с судьбой Христа.
Такие неожиданные повороты в «Хладнокровном Люке» не вызывают удивления, и зрители с огромным интересом следят за развитием событий. Ньюмен играет необъяснимо упрямого парня Лукаса Джексона по прозвищу «Холодная рука», который оказывается в тюрьме. Попав в тюрьму, Люк сталкивается с еще более жестокими правилами, и по мере усиления его упрямства, приносящего ему лишь одни неприятности, наказания становятся еще более тяжелыми. В этом превосходном фильме много запоминающихся фраз и эпизодов, на первый взгляд он кажется поверхностным, однако в нем затронуты важные общественные проблемы.
Некоторые фразы из фильма стали нарицательными и вошли в кинематографический лексикон (например, явное преуменьшение антипатии заключенных друг к другу с оттенком угрозы «Нам не удается найти общий язык»), а сцена, где заключенные спорят, кто съест больше яиц и драка на кулаках в тюремном дворе, стали классикой.
Фильм совершенно не впечпатлил.
Откровенно скучноват.
Пол Ньюман не особо здесь понравился, в фильмах «Бильярдист» и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» впечатлил больше.
Концовка ничего особенного.
Какое значение имеют монологи с небом? Для меня это тема априори «больная», но после просмотра остались какие-то противоречивые думы. |
История героя фильма «Хладнокровный Люк» печальна. Даже не потому, что она тюремная и такие истории не бывают весёлыми в принципе. А потому, что она является иллюстрацией фразы «за что боролся, на то и напоролся». Наравне с главным героем фильма в той тюрьме сидели люди, заслуживавшие того, что получили, с двадцатилетними сроками, даже с пожизненными. Но среди них не было никого, равного ему. Разнокалиберных отбросов общества много, а Хладнокровный Люк – один.
Это было уважительным прозвищем, которое арестанту Лукасу Джексону дали за его характер, которого никто не смог раскусить сразу. Этот человек стоически вставал, хотя его в драке превращали в отбивную, глотал на спор пятьдесят яиц в течение часа, выигрывал деньги без козырей… а началось всё с того, что он, подвыпив, начал ломать парковочные счётчики. Хулиган. Бунтарь-нонконформист с железным характером, стальной целеустремлённостью – очень гремучая смесь.
Он сорвался, когда умерла его мать, и сбежал. Второй свой побег он совершил, будучи в оковах. А после него сделал вид, что его сломили, и спокойно угнал грузовик начальника на следующий же день… Во время третьего побега его обнаружили в церкви, где он разговаривал с Богом.
Этот человек не отличался богобоязненностью, и страха перед Всевышним в нём не было, что красноречиво подтвердилось в одной из сцен, когда во время ливня он требовал от Господа, чтобы Он доказал, что Он есть. А потом сказал: «Наверное, я просто мокну под дождём и разговариваю с собой…» Тем более интересна сцена в церкви. Режиссёра картины можно сравнить со строителем: сначала он закладывает фундамент характера героя, а потом, в финальной сцене, «достраивает» его, сполна раскрывая Люка зрителю. Монолог беглеца в церкви очень впечатляющ по эмоциональному накалу.
Среди заключённых, знавших его, Люк становится полулегендарным персонажем, и про него говорят, что он родился, чтобы потрясти мир. И наверное, если кто и способен хорошенько тряхнуть затхлое болото мироздания, то именно такие люди. Люк импонирует зрителю своим сильным характером, вызывает если не восхищение, то уважение. К нему нельзя относиться равнодушно. Кто-то осудит его за этот мятеж, кто-то посочувствует, кто-то горячо одобрит. И всё бы было слава богу, если бы он сам не причинил себе зла. Такие люди незаменимы. С ними не глядя идут в разведку, со спокойной совестью берут на рисковые опасные работы, их либо обожают всем сердцем, либо так же ненавидят – третьего не дано. Ненависти от своих тюремщиков Люк хлебнул полной пригоршней.
Но не стоит упускать мысли, что люди просто чересчур привыкли к ежедневным издержкам, что не обращают на них внимания. Поэтому их потихоньку и ущемляют в разных местах. А они к этому привычные. И подобных парней общественное мнение награждает скептичным диагнозом «а на черта?». Так делают первый, второй, третий, пятый, десятый, сотый граждане… И в итоге вся страна приходит к неутешительному выводу, что нет причин бороться и действовать так, как считаешь нужным. И именно поэтому столь популярно выражение «страна рабов, страна господ». Рабу не понять свободного человека. Особенно такого свободного человека, который самоотверженно дерётся и готов во имя свободы терпеть лишения и жить на хлебе с водой.
И зрителю, которого эта история затронула за живое, ещё долго будет вспоминаться лицо голубоглазого красавца с пронзительным дерзким взглядом, который, начав с ломки счётчиков, пришёл к совсем не хорошему для себя исходу и только лишний раз продемонстрировал, к чему приводят подобные поиски иной системы ценностей, когда в ослепляющей, дурманящей жажде свободы можно свернуть на такую дорожку, которая никого ещё не сделала счастливее. Такие люди, не боящиеся назвать вещи своими именами и сделать так, как считают нужным, не переведутся никогда, и они всегда будут злейшими врагами любых форм косности, закабаления и рабства. И наверное, понятие свободы не будет обесцененным, пока на свете будут парни, подобные Хладнокровному Люку, которых нельзя сломить и подчинить.
Это – своеобразное объяснение в любви подобным людям. Хотя бы за мужество и сильный характер они заслужили капельку уважения и понимания. Аминь.