подводная лодка хоккейном поле
Тайна «Красной машины». Как американцы и канадцы пытались разгадать феномен непобедимой сборной СССР по хоккею
Феномен несокрушимой сборной СССР по хоккею, прозванной «Красная машина», всегда был предметом жарких споров в западном спортивном сообществе — главным образом в США и Канаде. Как советским игрокам, которых называли любителями, удавалось одерживать крупные победы над профессионалами из Канады и почти четыре десятилетия завоевывать медали едва ли не каждого чемпионата мира? В условиях холодной войны, когда даже спортивные секреты приравнивались к государственной тайне, выведать их было весьма непросто, поэтому иностранцам приходилось строить самые невероятные теории в надежде разгадать, в чем сила этих русских. Изучив публикации зарубежных спортивных изданий 1970-1980-х годов, «Лента.ру» выяснила, что думали о советских хоккеистах соперники, в чем, как считалось, была их тайная сила и что такое неповторимый русский стиль.
До середины 1940-х в СССР хоккея с шайбой не было совсем. Отношение к этому виду спорта — изначально канадскому — было негативным на всех уровнях, а предпочтение отдавалось хоккею с мячом, или, как его принято называть сейчас, бенди. Канадский хоккей в советской стране считали примитивным и бедным на комбинации, поэтому его отказывались развивать. Вряд ли кто-то на деле разбирался в правилах и принципах заокеанской игры — просто так диктовала идеология.
Однако в 1945 году, после турне московского футбольного «Динамо» в Великобританию, взгляд на хоккей с шайбой стал постепенно меняться. По рассказам, в Лондоне футболисты увидели несколько выставочных матчей и были очень впечатлены. Этот эпизод считается отправной точкой в развитии хоккея в СССР, хотя и неизвестно, как именно спортсмены смогли донести свое восхищение до высших правительственных чинов.
Суперсерия матчей по хоккею с шайбой между сборными командами СССР и Канады, 1972 год
Фото: Юрий Сомов / РИА Новости
Старт «Красной машины»
Уже в 1946-м Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту принял решение о проведении первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой. Спустя шесть лет Всесоюзная секция хоккея вступила в Международную лигу хоккея на льду, что позволило советским спортсменам участвовать в чемпионатах мира. К тому же в 1951 году Олимпийский комитет СССР вступил в Международный олимпийский комитет (МОК), что открывало советским хоккеистам перспективы Олимпийских хоккейных турниров.
В 1954-м сборная СССР под руководством Аркадия Чернышева приехала на дебютный чемпионат мира в шведский Стокгольм и сенсационно выиграла. Сенсация заключалась даже не в самой победе, а по большей части в том, что в финале были повержены сами «кленовые листья». Советская команда забросила сопернику семь шайб, а пропустила две. Справедливости ради, канадцы на турнире были представлены не сильнейшим составом, а любительской командой из второго дивизиона хоккейной ассоциации Онтарио.
И все-таки на тот момент это был прорыв. Какие-то десять лет потребовались СССР, чтобы освоить новый вид спорта и вывести его на довольно высокий уровень. Это-то и толкало соперников на бесконечные обсуждения. Есть несколько распространенных теорий, объясняющих, по мнению иностранных экспертов и журналистов, успех советского хоккея с шайбой.
Хотя советскую сборную привычнее и короче называть «Красной машиной», употреблять это прозвище на протяжении всей истории команды неверно — впервые так ее назвали только в 1983 году во время североамериканского турне. Идея принадлежала американскому журналисту, имя которого история не сохранила. В то время у руля команды стоял Виктор Тихонов.
Коммунизм против капитализма
Первое, что было на руку советским хоккеистам, считали иностранцы, — привычная им идея коммунизма. Эта идеология с точки зрения командной игры была куда более выгодна, чем капитализм. Североамериканцы в этом находили едва ли не единственный плюс недружественного строя и то — сомневались.
Одним из первых эту тему поднял колумнист The New York Times Хедрик Смит в статье «Русские и канадские хоккеисты ярко контрастируют», которая вышла в сентябре 1972 года после Суперсерии (серия из восьми товарищеских игр, в которых сборная Канады одержала четыре победы, команда СССР — три, еще одна встреча завершилась ничьей, — прим. «Ленты.ру»). В этом материале, правда, еще не было подробного анализа или аргументации — лишь констатация факта.
Смит называл советских игроков дисциплинированными и вместе с тем флегматичными. «Они были командой, и их действия были четко отрепетированы», — указывал он. Канадцы, напротив, приезжали в Москву расслабленными, а на площадке часто оказывались растерянными. Их индивидуальные навыки были куда более развитыми, но сплоченность команды из СССР это нивелировала. Разумеется, несмотря на успехи соперников, восхищался ими журналист осторожно.
Гораздо подробнее об этом писал коллега Смита по The New York Times Херб Вайнберг в статье «Спортивные психологи и советский спортсмен», опубликованной в марте 1978 года. Двумя месяцами ранее Вайнберг съездил в Москву, где смог наблюдать за тренировками советских спортсменов, а теперь делился впечатлениями.
Мотивацию игроков определял государственный строй в СССР, писал репортер. «Американский спортсмен едет на Олимпийские игры, потому что хочет. А русский попадает туда по вполне материальным причинам: квартира побольше, заграничные поездки, отсутствие очереди на машину, синие джинсы. Русский идет соревноваться, чтобы получить преимущества, которые уже есть у наших спортсменов и самых посредственных американцев. Американец, чтобы конкурировать в спорте, вынужден пойти на жертвы, прежде всего, финансовые. Поэтому в его действиях больше свободы воли. Русский, принимая щедрости своего правительства, отказывается от большей части своей воли. Для меня советское развитие спортивной психологии является воплощением этого требования, утратой индивидуальности», — объяснял Вайнберг.
Дополнительным стимулом являлось то, что советские игроки были, как считалось, любителями, имели другую основную профессию и обычно состояли на службе в армии. То есть добросовестная игра была их воинской обязанностью, писали иностранные журналисты. (Этому, например, посвящена статья Дж. Н. Уошберна «Советский спортсмен-любитель: настоящий профессионал», опубликованная также в The New York Times в июле 1974-го, однако любопытного в ней, кроме утверждения самого факта, мало.)
Вопрос свободы
Второе, на что обращали внимание иностранные эксперты, — с атлетами в СССР часто взаимодействовали психологи. Это вытекало из первой теории, потому как работали эти психологи в духе советского режима. «Я наблюдал за тремя спортсменами, когда они играли в настольный хоккей. Было очевидно, что игроки не могут идти каждый своим путем, двое должны были следовать за лидером. Если бы сразу несколько человек пытались быть этим лидером, успеха в игре не удалось бы достигнуть. А они замечали, какой игрок доминировал, а какие двое готовы стать последователями», — писал Вайнберг. На основе этих данных, утверждал журналист, строилась игра и вживую.
Идея заключалась в том, чтобы и на площадке держать двух лидеров подальше друг от друга
Хотя сам по себе этот подход не представляется чем-то удивительным, Вайнберга он поразил. По всей видимости, в США психологи в то время не занимались со спортсменами массово. «В развитии психики наших спортсменов мы являемся победителями. Спортивную психологию лучше оставить русским как естественное ответвление психологии их общества», — посчитал репортер. Он увидел во взаимодействии психологов со спортсменами некое порабощение, хотя по факту это была просто попытка исследовать способности игроков и рационально их использовать. «Это вопрос отношения. Вопрос свободы. Вот почему я пренебрегаю программой спортивной психологии в Соединенных Штатах», — пояснял Вайнберг.
Фил Эспозито. Суперсерия матчей по хоккею с шайбой между сборными командами СССР и Канады, 1972 год
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
Психология как наука была полезна советским тренерам и по другой причине, указывал журналист. Специалисты, как он писал, делали особенный упор на изучении психологических портретов соперников. В пример он привел первые встречи сборной СССР с канадскими профессионалами. «Одной из причин, по которой русские так удивили канадцев в своих первых матчах, было понимание психологического профиля Фила Эспозито (один из лидеров сборной Канады, лучший бомбардир Суперсерии 1972 года — прим. «Ленты.ру»). На льду они имели дело не только с его навыками, но и с психикой. Когда я спросил, какие психологические аспекты Эспозито они выделяли, мне сказали, что информация является государственной тайной», — замечал журналист.
С Вайнбергом отчасти соглашался другой журналист Томас Роджерс. В статье «Умные триумфы советской хоккейной команды», вышедшей в декабре 1979 года, он писал о блестящей командной игре советских хоккеистов, в частности, умении предвидеть действия товарищей по команде. Этим он объяснял ловкость сборной СССР во владении шайбой, за счет этого же, считал журналист, команде удается побеждать.
Русский стиль
Еще один фактор, объясняющий, по мнению журналистов, результаты сборной СССР, — мощная тренерская школа. С большим пиететом смотрели они на Аркадия Чернышева, Анатолия Тарасова, Всеволода Боброва, Виктора Тихонова — настоящих грандов. У них, как считалось, к хоккею был научный подход, который диктовал и методы тренировок, и выбор победной стратегии.
Все тот же Хедрик Смит в 1972 году вспоминал: «Несколько лет назад Тарасов приехал в Канаду и заинтересовался канадской игрой с точки зрения техники. Одним из его первых вопросов канадским тренерам было: «Сколько миль Бобби Халл (канадский форвард по прозвищу Золотая ракета, включен в Зал хоккейной славы в Торонто — прим. «Ленты.ру») проезжает на коньках за матч?» Канадцы никогда не изучали этого. «Если вы не знаете ответа, — сказал Тарасов, — то вы не можете серьезно отнестись к игре»».
Суперсерия матчей по хоккею с шайбой между сборными командами СССР и Канады, 1972 год
Фото: Юрий Сомов / РИА Новости
Оправдывался за канадцев форвард Билли Харрис. Его слова приводит Джон Голт в книге «Миссия Билли Харриса в Москве»: «Мы научились играть в хоккей случайно; он развивался на озерах и реках. Они узнали это научно, изучив каждый доступный материал».
Еще советские спортсмены тренировались больше, чем канадцы и американцы. Кен Драйден об этом писал: «Тарасов разговаривал с чешским тренером Людеком Букачем и спросил: «Людек, сколько лет канадцы играют в хоккей?» Букач сказал, что около 75. Затем Тарасов спросил: «Людек, сколько лет Советы играют в хоккей?» Букач ответил — около 25. «Ты ошибаешься, Людек, — сказал Тарасов. — Советы тренируются 11 месяцев в году, канадцы — семь или восемь. Мы работаем три или четыре часа в день, канадцы — два. Мы всегда работаем с большой интенсивностью. Видишь, Людек, мы тоже играем 75 лет»».
Драйден в своей книге описывает также удивление подходом к тренерству Николая Пучкова, бывшего вратаря сборной СССР, многое перенявшего у Тарасова и Чернышева. «Меня очаровало его настойчивое требование оценивать каждого игрока по трем пунктам. Тактика, техника и сердце. Последнее — абстрактная категория, означающая оценку характера и желания игрока победить», — писал автор.
Очень жаль, но вы, канадцы, просто непрогрессивны. Вы все время одинаковые. В вашем стиле очень мало вещей, которые мы можем использовать. Мы же много работаем над техникой и тактикой. Если мы встретим ваши силы нашей силой — нашей тактикой и методами, мы победим
Научный подход между тем обсуждается до сих пор. В 2014 году автор NBC Sports Джо Поснански в статье «СССР был настолько хорош, что его игра даже не была хоккеем. Это было похоже на балет или что-то в этом роде» писал, что Тарасов пробовал создать особый, русский стиль хоккея, в котором было бы меньше силовых приемов, но больше разума.
Суперсерия матчей по хоккею с шайбой между сборными командами СССР и Канады, 1972 год
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
«Он хотел, чтобы его игроки инстинктивно, не глядя, чувствовали друг друга. Он увидел красивую геометрию катка и был в восторге от паса, который, казалось, направлялся в никуда, но тут же мог быть перехвачен. Русский стиль хоккея привел мир в восторг — так же, как и бразильский стиль футбола или американский стиль баскетбола. «Это было похоже на балет на льду или что-то в этом роде», — сказал бы американец Майк Эрузионе (известный американский хоккеист — прим. «Ленты.ру»)», — рассказывал журналист.
Основательных статей на англоязычных порталах, посвященных успехам советской сборной и попыткам объяснить их, наберется с несколько десятков. Во всех сквозит легкая зависть, а вместе с ней твердое «Мы все равно сможем победить, как бы они ни играли». История показала, что не всегда оправданно быть столь уверенными в себе. Подход советских игроков к игре тревожил и пугал североамериканцев даже после побед над вторыми и третьими составами, а неожиданные провалы, вроде «Чуда на льду» в 1980-м, действительно считались чудесами. Пускай иностранные коллеги были правы, и у всей этой романтики есть объяснение, однако и сейчас ее природа — повод для длительных и горячих дискуссий.
Рекламный ролик Первый канал трансляции чемпионата мира по хоккею
Дубликаты не найдены
Реклама как искусство
820 постов 3.2K подписчиков
а не плагиат ли это?
1 октября в семь часов утра на одной из центральных улиц Милана, недалеко от знаменитого кафедрального собора, произошло необычное событие: из-под земли появилась российская подводная лодка.
На корпусе подлодки застрял автомобиль, проезжавший мимо в момент всплытия, а из корпуса субмарины неожиданно появился российский моряк в форме. Затем в интернете появились фотографии и видео с места происшествия, на которых российские подводники в шапках-ушанках дают интервью о том, что произошло, итальянские журналисты снимают репортажи, хозяин машины дает интервью, как под ним разверзлась земля.
+100500 к патриотизму(!)
Можно было сделать смешно
Не надо стесняться своих комплексов))
Я не стесняюсь своих комплексов, они мне нравятся. Особенно мне нравится комплекс С-400
В данном случае «Булавы»
недели 2 назад решил попробовать что то такое в фотошопе. сук! идею своровали гады! подам в суд на первый канал
Смотри чтобы на тебя не подали, подобная картинка в сети с 2012 года бродит
Не раньше, основой чёрно-белого «фото» было то, что я выложил, достаточно сравнить спонсоров на бортиках.
В принципе, реакция практически любого иностранца на слово «русские» сводится к фразе «Я вас не знаю, но уже боюсь».
Ебать текстуры, 41 год, Германия напала.
Латышка знатно подохуела
Всего то один петух, а сколько проблем.
Шикарная реклама игры Far Cry
Нашли место для рекламы
Вчера на федеральном Первом канале продюсеры и ведущие «Пусть говорят» придумали совсем уж полный трэш. Они позвали в студию выжившего мужа погибшей в недавней Эльбрусской трагедии девушки. Посадили его перед экраном и попросили его смотреть отрезок видео, как спасатели находят и переворачивают её замерший труп. Крупный смакующий план на его лицо, молчание в студии, режиссёр празднует удачу. Но сразу же после этого Первый канал показал мне вот такую рекламу Липтона, успел заскринить. Причём герой передачи ещё и похож на него точь в точь.
Что это у нас тут, аниме на 3D-экране?
В Китае на цифровой билборд вывели Барбару — звёздочку популярной компьютерной игрушки Genshin Impact. Отличный ход, чтобы вовлечь потенциальных геймеров в игровой мир.
Когда цензура запрещала показывать парня и девушку в постели.
Но рекламировать кровати-то надо!
Лучшее промо тв-канала про дом и сад, зацените!
Помните ребят, которые делают офигенны ролики для рекламы Полисорба?
На днях они выпустили, наверное, лучшее промо тв-канала про дом и сад
Типичный рабочий день в офисе
На само деле забавная реклама букмекерской конторы)
Lego воспевает творческое решение проблем
Lego продолжает чествовать детей и их изобретательские идеи как мастеров креативного решения проблем и продвигать идею о том, что следующие поколения сделают мир лучше.
Видео, ставшее классикой мировой рекламы, снято в 1996 году
Jeep осваивает 3D в наружной рекламе
В дождливую погоду рекламка смотрится максимально реалистично
Просто реклама 80-х
Шутка от гоблина
Будем ждать.
по телеку началась реклама нового обзора BadComedian. ну что, подождем)
Как Первый канал украл видео + исказил данные о нём
Есть у меня друг, который живёт на севере и занимается съёмкой с дрона ледоколов и атомных субмарин. И вот сегодня он пишет, что узнал свои кадры в репортаже Первого канала, что делать?
Если кратко: сюжет от 23 июля начинается с репетиции парада ВМФ в Севастополе, затем речь заходит об «уникальных кадрах атомной подводной лодки «Орёл», которую «сняли с коптера во время перехода в Кронштадт» (в углу экрана подписано: «Финский залив»). Напоследок ведущий призывает увидеть «ещё больше таких завораживающих кадров» в воскресенье на самом параде. Вот ссылка на этот текст и видео на сайте Первого канала.
Вот только автор этих «завораживающих кадров» понятия не имел о том, что его материалы попали в телевизор. Плюсом к этому, жители Петербурга вряд ли узнают в угрюмых скалистых ландшафтах Финский залив, ибо съёмка была сделана в 2019 году в Кольском заливе, где «Орёл» возвращался с прошлогоднего парада, а не следовал на нынешний.
В качестве пруфов я попросил товарища найти исходники материалов и сделать скриншоты, подтверждающие соответствие с кадрами, использованными в репортаже. Думаю, в случае чего ему не составит труда предоставить и более детальные доказательства.
Вопрос: что делать? Можно ли добиться от Первого канала компенсации за незаконное использование чужих материалов? А то товарищу
«Чуть не спалили» ©
Реклама с Ови попала в топ-10 лучших роликов ESPN за все время
Александр Овечкин – человек, который давно превратился из обычного спортсмена в легенду. В прерванном сезоне НХЛ-2019/20 Ови традиционно был в полном порядке – его выдающаяся карьера за океаном продолжается уже 15 лет.
Отмотаем время на семь лет назад: Овечкин только что выиграл «Морис Ришар Трофи» (награду лучшему снайперу НХЛ) и «Харт Трофи» (награду хоккеисту, который внес наибольший вклад в успехи своей команды). А еще в 2013 году Александр Великий снялся в культовой рекламе ESPN из цикла «This is Sports Сenter».
По сюжету ролика под названием «Шпион» Овечкин роется в шкафу с файлами в офисе ESPN и его палит ведущий ESPN Стив Леви:
— Ты чего тут делаешь в темноте, мужик?
— Ничего, просто вечерняя регистрация документов (хз, как перевести «filings», работа с документами? Кто подскажет?).
— Реально? Поздняя регистрация? Ты чё русский шпион или типа того? Хэхэхэ.
— Да-да, ты угадал! Хэхэхэ.
— Ну давай, увидимся позже.
После диалога мы видим сообщника Ови, ещё одного русского в команде вратаря Семена Варламова.
Эта реклама примечательна по двум причинам. Во-первых, она попала в топ-10 лучших роликов ESPN за все время рекламной кампании «This is Sports Сenter»: так называлась серия роликов, которые телеканал выпускал в поддержку собственного новостного шоу SportsCenter. Во-вторых, видео с участием Овечкина и Варламова стало одним из самых дорогих среди всех роликов серии.
Как сообщал в 2013-м InoProSport, продюсеры ролика воссоздали комнату с файлами на открытой баскетбольной площадке на территории телекомпании в Бристоле и даже нашли каскадера для трюка с веревкой. Однако Овечкин отказался от его услуг и сделал все сам.
Новая форма определенно должна понравиться зрителям
Позор Первому каналу
Сегодня был завершающий матч кубка Первого канала, между хоккейной сборной России и сборной Финляндии. Трансляцию показывали по Первому каналу, и оборвали в самом конце, сразу после свистка!
Не показали ни рукопожатия хоккеистов, ни вручение самого кубка нашей сборной (наши победили).
Зачем Первому каналу свой хоккейный кубок, если они не считают нужным показать его вручение сборной своей же страны.
Пс: а спешили включить шоу Галкина, это же важнее победы сборной.
Первый канал в Америке занимается кухнями и сантехникой
Крик души!
Давно не смотрю ничего по телевизору.. реклама достаёт безумно!
В новогодние праздники решил посмотреть телевизор как раньше, как в детстве.. ну знаете один дома и прочие фильмы.. и это НЕВЫНОСИМО! Я обнаружил, что даже первый канал помимо обычной рекламы вставляет во время фильмов дебильные рекламные вставки на пол экрана от которых не видно ключевые моменты в фильме! Это полная жо.а! Осталось только запустить рекламу CASINO 777 по федеральным каналам! Уроды! И так все в интернет ушли, так они и от последних настальгирующих людей избавляются! Так держать, придурки!
Государство выделит убыточному «Первому каналу» 3 млрд руб.
Теряющему уже не первый год зрителей «Первому каналу» будет выделена дополнительная помощь из федерального бюджета. На производство, закупки и распространение контента работающий в убыток вещатель получит 3 млрд руб.
Госдума в пятницу, 27 октября приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Поправки, как выяснил РБК, предусматривают, в частности, дополнительную субсидию АО «Первый канал» на 3 млрд руб. Эти средства пойдут «на возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей», указано в документе.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что субсидия также предусматривает возмещение «недополученных доходов в связи с осуществлением текущей и международной деятельности АО «Первый канал».
Сразу после принятия поправок в бюджет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) заявило о разработке правил предоставления субсидий «Перовму каналу». Соответствующее уведомление появилось в пятницу, 27 октября, на федеральном портале нормативных правовых актов. В проекте правил уточняется, что господдержка поможет «Первому каналу» рассчитаться с ФГУПом «Телевизионный технический центр» за предоставленные услуги по организации вещания, с ФГУПом «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» за распространение сигнала в городах с населением свыше 100 тыс. человек, с ФГУПом «Космическая связь» за предоставленные каналы связи. Кроме того, благодаря субсидии «Первый канал» сможет оплатить лицензии и договоры на право показа кино- и телеконтента и его производство, следует из подготовленного Роспечатью документа.
Не афишируемая господдержка.
Государство контролирует 51% АО «Первого канала»: у Росимущества — 38,9%, у ФГУП ИТАР-ТАСС — 9,1%, у ФГУП «Телевизионный технический центр» — 3%. У Национальной медиа группы, чьи основные бенефициары сейчас — Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и СОГАЗ, — 25% АО «Первый канал», оставшиеся 24% — у структуры Романа Абрамовича.
Менеджмент «Первого канала» всегда старался не афишировать тот факт, что вещатель получает господдержку. Наоборот, руководство канала публично заявляло, что вещатель в отличие от ВГТРК живет исключительно на доходы от рекламы и продажи лицензионных прав. Например, в декабре 2016 года, когда «Первый канал» из-за низких рейтингов отказался показывать хоккейные матчи с участием сборной Россиив рамках Кубка «Первого канала», вещатель на свой странице в Facebook заявлял: «Первый канал» не получает бюджетного финансирования, существует на средства от рекламы и не может себе позволить невыполнение коммерческих обязательств».
В действительности же «Первый канал» уже много лет получает субсидии из федерального бюджета на распространение аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Просто аудитория этих небольших городов не монетизируется — телеизмерения ограничены крупными городами, и рекламодатели платят только за показ их рекламы в городах с населением свыше 100 тыс. человек.
Из последней доступной отчетности ОАО «Первый канал» (с 2017 года — просто АО) следует, что в 2015 году «Первый канал» получил из федерального бюджета на распространение сигнала в небольших городах более 4,2 млрд руб. Кроме того, тогда вещатель также получил на производство и закупки контента еще 3,5 млрд руб. — в рамках разовой помощи всем СМИ с государственным участием в кризисный год после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го.
В 2016-м господдержка «Первому каналу» отдельно не раскрывалась, но, как следует из отчета о прибылях и убытках АО по РСБУ в базе «СПАРК-Интерфакс», субсидии из бюджета тогда не превысили 5,2 млрд руб. Столько составили «Прочие доходы», по которым в отчетности отражается господдержка.
В нынешней редакции федерального бюджета на 2017 год указана общая субсидия «Первому каналу», НТВ, «Пятому каналу», «Матч ТВ», «ТВ Центру», «Карусели» на распространение сигнала в небольших городах — всего 9,3 млрд руб. (отдельно по каналам цифры не приводятся). В 2018-м на эти цели планируется выделить чуть меньше — 8,9 млрд руб.
Отдельная помощь «Первому каналу» на производство, закупки и распространение контента в проекте бюджета на 2018 год не предусмотрена. Для сравнения: подобные субсидии ВГТРК в 2018 году запланированы в размере 19,9 млрд руб. (без учета отдельных субсидий на перевод вещания в цифровой формат и тестовое вещание региональных версий входящих в ВГТРК телеканалов).
Почему «Первому» нужна помощь.
В отличие от 2015 года, когда «Первый канал» уже получал господдержку на производство и закупки контента, в этом году рекламные доходы телеканалов растут. За первые шесть месяцев этого года они увеличились, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 12%, до 77,5-78 млрд руб. Примерно такой же прирост по итогам всего года ожидает «Национальный рекламный альянс», продавец рекламы практически на всем ТВ.
Но «Первый канал» находится в особой ситуации — уже не первый год он теряет зрителей. В 2016-м среднесуточная доля целевой аудитории «Первого канала» (зрители 14-59 лет) снизилась, по данным Mediascope, на 1,1 процентного пункта, до 11,6% (Это означает, что программы «Первого» в среднем выбрали 11,6% всех россиян указанного возраста, смотревших телевизор). В этом году целевая аудитория вещателя также падает: за девять месяцев среднесуточная доля снизилась, по оценке Mediascope, на 0,8 процентных пункта, до 10,7%.
Отток зрителей напрямую влияет на доходы вещателя. Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик. Чем меньше целевая аудитория канала, тем меньше пунктов рейтинга можно продать рекламодателю. В 2016 году, по подсчетам Publicis Media Russia, предложение «Первого канала» рекламодателям снизилось на 3%, до 169,3 тыс. пунктов рейтинга в целевой аудитории вещателя, в январе-сентябре 2017-го — уже на 12%, до 108,1 тыс. пунктов рейтинга.
Компенсировать падение продаж рекламы в натуральном выражении можно повышением расценок, но на это крайне неохотно соглашаются рекламодатели. В 2017-м при заявленном среднем росте расценок на 15%, он в действительности составил не более 10%, отмечали ранее представители рекламных групп.
Теряющий зрителей «Первый канал» в последние годы живет не по средствам, свидетельствует отчетность АО «Первый канал» по РСБУ: вещатель тратит больше, чем зарабатывает. В 2015-м расходы составили 36,4 млрд руб. при выручке 26,5 млрд руб., в 2016-м — 35,7 млрд и 27,7 млрд руб. соответственно. В 2015 убыток от основной деятельности достиг 9,9 млрд руб., чистый убыток — 92 млн руб., в 2016-м аналогичные показатели равнялись 8 млрд и 3,3 млрд руб.
Кредиторская задолженность АО «Первый канал» на 31 декабря 2016 года превышала 12,8 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс».
Представитель «Первого канала» не ответил на запрос РБК.