плисецкая 6 количество квартир
Москвич
Десять московских адресов Майи Плисецкой
Майя Плисецкая была одной из самых ярких звезд мирового балета и одновременно настоящей москвичкой, крепко привязанной к родному городу. К 95-летию великой балерины в совместном проекте со страховой компанией «Ингосстрах» — генеральным спонсором Большого театра — мы вспоминаем адреса, где она жила и работала и где принимались самые важные решения в ее жизни.
Большая Лубянка, 23/22
В своих воспоминаниях Майя Плисецкая никогда не произносила слово «Лубянка». «Наш дом был на Сретенке», — говорила она. Но официальный адрес дома именно таков, а стоит он на перекрестке Большой Лубянки и Рождественского бульвара, смотрит на площадь Сретенских Ворот. В этом доме на третьем этаже еще до революции обосновался зубной врач Михаил Мессерер, отец и кормилец многодетного семейства, мечтатель и идеалист, стеснявшийся брать деньги за свою работу у бедных клиентов. В квартире будущего деда великой балерины было восемь комнат, одна из них отводилась под рабочий кабинет (сюда приходили пациенты, жужжала бормашина), в остальных обитали жена и восемь детей. В 1925 году, когда у киноактрисы Рахили Мессерер, вышедшей замуж за советского управленца Михаила Плисецкого, родилась дочь Майя, эта квартира была переполнена народом: кроме выросших детей врача, их жен, детей и мужей в ванной жили дворник и няня (поэтому обитатели квартиры мылись на кухне), а одна комната была отдана любвеобильному джазовому пианисту Александру Цфасману, к которому крались по вечерам его подруги. Здесь прошли первые семь лет жизни Плисецкой, а потом ее отца назначили руководить «Арктикуглем» на Шпицберген, и он взял свою семью — жену, дочь и годовалого сына Александра — с собой.
Гагаринский переулок, 7/8
Вернулись они через четыре года и получили двухкомнатную квартиру в двухэтажном деревянном особняке в Гагаринском переулке. Этого особняка рядом с метро «Кропоткинская» (тогда — «Дворец Советов») уже нет — на его месте построен роскошный жилой дом. Но, глядя на внушительное здание с дорогущими квартирами, можно представить себе роскошь 1936 года, предоставленную семье бывшего генерального консула на Шпицбергене, которого вернули в Москву вроде бы с повышением и почетом. Квартира на втором этаже считалась отдельной, но пройти в две другие «отдельные» квартиры нужно было через гостиную Плисецких. «Все друг за другом наблюдали», — говорила Майя Михайловна. Из этого дома Михаила Плисецкого и увезли навсегда, а Рахиль Плисецкую, стучавшуюся во все двери в НКВД, отправили в Казахстан как жену «врага народа». Майю удочерила тетя, балерина Большого театра Суламифь Мессерер, и Майя переехала в ее коммуналку, где жил народ Большого театра.
Копьевский переулок, 3/5
Один из бывших доходных домов Хомякова, 22 комнаты в квартире, один туалет. Те жильцы, что не могли дождаться своей очереди, бегали по нужде в соседнее здание — на работу, в Большой театр. У Суламифи Мессерер — звезды того времени — было две комнаты в коммуналке. В доме распевались оперные, настойчиво репетировали струнники и духовики, под окном посреди ночи разгружали декорации. Отсюда Майя Плисецкая ходила на занятия в хореографическое училище, благо было оно рядышком. Во время реконструкции Большого из здания извлекли всю начинку и внутри все построили заново. Теперь тут репетиционный корпус театра.
Пушечная, 2/6
Эта теперь знаменитая балетная школа находится на 2-й Фрунзенской улице, где ей в 1967 году выстроили учебный корпус. Тогда занятия шли совсем рядом с Большим театром — буквально дорогу перейти (теперь там балетмейстерский факультет ГИТИСа). Плисецкая начала учиться танцу еще когда с семьей все было в порядке — рыжеволосая девчонка поразила приемную комиссию одним своим реверансом. Теперь она подросла и училась у Елизаветы Гердт, смирявшей московскую буйную стихию Майи воспитанной петербургской прохладой стиля (за что Плисецкая ей потом всю жизнь была благодарна). Выпускной — в 1943-м. Майя — в Большом.
Театральная площадь, 1
В год, когда Плисецкая пришла в Большой, разумеется, площадь называлась Свердлова, 1. Она и раньше там танцевала — детей всегда занимали и занимают во взрослых спектаклях. Еще ученице была поручена сольная партия в «Спящей красавице» — фея Щедрости, она же фея Хлебных Крошек. Но в первый рабочий год Майю не минула участь многих выпускниц, которых еще в школе считали будущими звездами — начальство любит объяснять юным талантам, что партии надо выслужить. Плисецкую отправили в кордебалет, причем танцевать в операх (это у балетных считается менее уважаемым делом). Но она оттуда выпрыгнула почти мгновенно, и уже в 1944-м народ на ярусах вопил от восторга, когда она танцевала Мирту в «Жизели» (мстительную предводительницу привидений; привидением милосердным, собственно Жизелью, была Уланова — и это было потрясающее соревнование и сотрудничество на сцене).
Этот адрес принадлежал Плисецкой наибольшее количество лет — она меняла квартиры (а под конец ХХ века и страны, перебравшись в Мюнхен), театру же была верна до почтеннейшего возраста.
Кутузовский проспект, 4
Двухкомнатная квартирка общей площадью 28,5 кв. метров. Прихожая вообще отсутствовала — Майя Михайловна шутила, что из коридора можно запросто прыгнуть на их с Родионом Щедриным кровать. Эта квартира была выдана балерине и композитору в 1958 году — на переломе эпох в биографии и балерины, и Большого театра, о чем ни Плисецкая, ни театр еще не знали. Она уже давно кумир публики, ее армия фанатов — самая многочисленная в балетной Москве. Она давно танцует «Лебединое озеро» и «Раймонду», «Бахчисарайский фонтан» и «Спящую красавицу».
Театр же восстановился после войны и отчетливо ищет художественного лидера. В 1959-м Плисецкая становится Хозяйкой Медной горы в «Каменном цветке», который ставит Юрий Григорович. В 1964-м он возглавит этот театр, обеспечив ему несколько триумфальных балетов («Легенда о любви», «Спартак», «Щелкунчик», редакции классики), и довольно быстро они с Плисецкой станут врагами. Григорович кроил Большой театр как собственную вселенную, делая его театром авторским. Как БДТ = Товстоногов, как Таганка = Любимов. Другие авторы ему были не нужны, а Плисецкая не только всегда была автором своих ролей, она еще захотела создавать балеты сама.
Кремль
Да, это тоже ее адрес. Не только потому, что в 1961 году в старинный ансамбль Кремля было вставлено здание Дворца Съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) и Большой театр стал давать спектакли и на этой, тяжелой для ног бетонной сцене. И не только потому, что, уже уйдя из театра, Плисецкая не раз появлялась на кремлевской сцене в концертах («Умирающего лебедя» она во всех городах и странах исполнила более 4000 раз, в том числе в последний, когда ей было уже за 70). Но и потому, что и Сталин, и Хрущев, и Брежнев выводили на балет иностранных гостей и затем уже на переговорах добивались своего, пользуясь тем, что политики-визитеры находились под обаянием главного советского искусства и главной нашей балерины.
Старая площадь, 4
ЦК КПСС (ныне здесь Администрация президента). Плисецкую регулярно не выпускали за границу — слишком уж была несдержанна на язык. Вот пытались в театре ее заставить ходить на политинформации — она заявила, что два часа сна по утрам ей важнее. И вот однажды Плисецкую в очередной раз не отпустили на гастроли, сообщив при этом зарубежному импресарио, что она просто больна. И тут, как назло, заболели все балерины, оставшиеся дома, и танцевать «Лебединое озеро» стало некому. Внесли в расписание Плисецкую.
В балетоманских кругах начался ажиотаж (ее поклонники всегда специально разрабатывали траекторию бросаемых букетов и потому стремились проникнуть в определенные ложи). Органы безопасности доложили об этом Екатерине Фурцевой, которая еще не была министром культуры. Фурцева вызвала Плисецкую на Старую площадь и велела обзвонить поклонников и попросить не аплодировать ей. Балерина сообщила, что не сможет этого сделать. Спектакль прошел, разумеется, с триумфом.
Тверская, 25/9
Кооперативный дом Большого театра, где в 1963-м Плисецкая и Щедрин купили себе трехкомнатную квартиру. Здесь создавались те балеты, которые потом Плисецкая ставила в Большом театре и в которых танцевала — «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Здесь — и в классах театра, разумеется, — Плисецкая придумывала образ своей Кармен.
Здесь жила уже не просто отечественная балерина, а символ мирового балета, работавшая с Морисом Бежаром и Роланом Пети, с Сержем Лифарем и Джиджи Качуляну.
Сквер Майи Плисецкой между домами 12/1, стр. 1 и 16, корп. 1 по Большой Дмитровке
Когда в начале века снесли один из домов на Большой Дмитровке, там образовался маленький уютный сквер. В 2013 году бразильский художник Эдуардо Кобра нарисовал на стене одного из домов Майю Плисецкую в образе Лебедя — такой, какой он представлял ее по фотографиям. Плисецкая увидела рисунок, и он ей понравился. Поэтому когда Плисецкой не стало, именно этот сквер назвали в ее честь, а в 2016-м здесь поставили памятник, где балерина предстала в образе Кармен. Так они теперь и перекликаются друг с другом, две ее великие роли. И то, что сквер рядом с Большим театром, но не прямо перед ним, символично. Майя Михайловна сохранила независимость.
Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой
Хроника
В этом году исполнится 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Самой знаменитой отечественной балерины уже нет с нами: пять лет назад она скончалась в Мюнхене в возрасте 89 лет. У артистки была очень интересная и насыщенная жизнь (недаром она выпустила несколько книг мемуаров). Рассказываем самое интересное.
Детство и страшные годы
Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. У супругов подрастали трое детей, Майя была старшей. В зрелом возрасте она рассказывала в интервью:
Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: «Я здесь, я с тобой», а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.
Рахиль Мессерер-Плисецкая
Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, «с шиком сыграла свою крошечную роль».
Михаил Плисецкий
Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище. Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген.
Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его (отца — Прим. ред.) арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое,
— вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины. Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом.
Майя Плисецкая
«Умирающий лебедь» под аккордеон
В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать.
Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала,
— писала артистка в своей автобиографии «Я, Майя Плисецкая».
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев
«Умирающий лебедь» стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась. в Московский зоопарк.
Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи,
В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились.
Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете «Спящая красавица» она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в «Дон Кихоте». Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.
Балерина с характером
Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку.
Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.
Балерина честно говорила — характер у нее не сахар:
Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.
Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда «и в искусстве, и в жизни», она всячески пыталась бороться против несправедливости.
Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь.
Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте. До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба,
— писала звезда в своей книге.
В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель.
Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто «не сошлись характерами».
В гостях у Лили Брик, музы Владимира Маяковского, Плисецкая познакомилась с композитором Родионом Щедриным. Он тоже был младше балерины — на семь лет. Майя вспоминала о первой встрече:
Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.
После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.
В 1958 году пара сыграла свадьбу. Кстати, по признанию артистки, Родион не спешил брать ее в жены, но Плисецкой говорили, что официальный брак поможет ей избежать преследований КГБ:
Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали.
Детей у пары не было. Майя не скрывала, что предпочла сделать аборт, когда забеременела. Муж «без восторга, но согласился» с ее решением. Свое нежелание иметь детей балерина объясняла так:
Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.
В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях. Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго. И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее «прекрасный муж».
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба:
Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала.
Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го.
Роберт Кеннеди
Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован. Он писал о Плисецкой:
В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.
Балерина рассказывала, что при встрече с ней люди всегда удивлялись: на сцене она казалось высокой, а на самом деле ее рост составлял всего 165 сантиметров. Вопреки стереотипу о вечно сидящих на диете балеринах, Плисецкая признавалась:
Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть.
Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще «лучшее, что придумали люди». При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности:
Не жрать! Более действенного способа еще не придумали.
Позднее балерина немного смягчила свою знаменитую цитату:
Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она «никогда не любила тренироваться и репетировать». Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги «неизмученными», что позволило ей долгие годы не покидать сцену.
До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности:
От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.
Жизнь после балета
Карьеру Майя Плисецкая завершила в 65-летнем возрасте. Но еще через пять лет станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».
О современном балете Плисецкая обычно высказывалась одобрительно, хотя и сказала однажды, что «из танца ушла душа», поскольку сегодня «следуя за техникой, многие забывают про эмоции»:
Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно.
Майя Плисецкая и Пьер Карден
Экстравагантные находки в современных постановках Плисецкая тоже не критиковала:
Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.
С начала 90-х Майя и Родион жили в Мюнхене. Своего жилья, кстати, супруги так и не приобрели: Плисецкая в этом не видела необходимости.
Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков.
Готовить дома Майя тоже никогда особенно не любила, предпочитала есть в кафе и ресторанах. В Мюнхене их с мужем знали во многих заведениях как постоянных клиентов.
Плисецкая выпустила три книги о своей жизни, причем, говорят, каждую тщательно вычитывала и редактировала сама.
До своего 90-летнего юбилея звезда балета не дожила: 2 мая 2015 года она скончалась в Германии от обширного инфаркта миокарда. Родион Щедрин рассказал о последних месяцах жизни Плисецкой:
В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном «Левше». Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.
Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце.
Родиону Щедрину сейчас 87 лет, он по-прежнему живет в Германии. Иногда бывает в Москве: например, три года назад в день рождения своей знаменитой жены присутствовал на открытии ее скульптурного портрета в образе Кармен. Памятник был установлен именно по его инициативе, скульптуру установили на Большой Дмитровке — в том месте, где Плисецкая любила гулять, приезжая с мужем в столицу.
Когда Плисецкой не стало, было оглашено ее завещание: в нем балерина просила соединить ее прах с прахом Щедрина после его смерти и развеять над Россией.