план на поле куликовом
«На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр цикла, образы, лирический герой
Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.
История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.
Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.
Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.
Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.
Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.
Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».
Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».
Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».
Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».
История создания
1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.
Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.
Композиция
Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).
Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».
Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».
Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).
Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Средства выразительности
Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».
Внеклассное мероприятие «На поле Куликовом»
На поле Куликовом.
1 ведущий: Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная, как мать и отец, отсюда наш род и кровь. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.
2 ведущий: 21 сентября 2005 года исполнилось 625 лет Куликовской битве. Это великое событие произошло очень давно — когда на Руси жили прадеды наших прадедов. И всё же мы помним героев Куликовской битвы и чтим их память. В истории нашего народа много великих побед, российские боевые знамена овеяны славой многих поколений воинов. С гордостью вспоминаем мы об этом.
1 ведущий: Но Куликовская битва — особая, и память о ней особая. Горьким было то время. Наше Отечество было разорено, на Руси не строились храмы и города, народ платил дань завоевателям, отдавая в рабство своих детей, братьев, сестёр.
2 ведущий: Казалось, на этом и завершится история русского народа, растворится он среди других, подобно множеству исчезнувших племён, от которых даже имён не осталось.
1 ведущий: Но нашлись в земле Русской люди, которые не смирились с подобной судьбой. Среди героев имя московского князя Дмитрия Ивановича. Кто он такой князь Дмитрий Иванович и почему оставил о себе такую память, которая живет уже много веков?
Включить аудиокассету “Дмитрий Донской”, на фоне чтица идет просмотр с диска “Россия на рубеже третьего тысячелетия”.
Как над полем Куликовым
Зори алые встают,
Как над полем Куликовым
Даже птицы не поют!
“Помоги, земля родная,
В тяжкой битве устоять,
За тебя мы все готовы
Свою кровушку отдать!”
Скачут брошенные кони,
Ветер гривы разметал.
Вся Россия стала полем,
Только месяц то видал.
С Дона весть летит стрелою:
Бьются русские мужи,
Чтоб над Русскою землёю
Чёрный ворон не кружил.
И земля как будто слышит,
Стала жаркой, как огонь:
То подземным жаром пышет,
То опутает травой.
Как над полем Куликовым
Зори алые встают,
Как над полем Куликовым
Птицы радостно поют,
Рано солнышко садится,
Вот уж звёздочки видны,
Долго бой кровавый длится,
Много силы у Орды.
Гонит матушка Россия
Заметавшихся врагов —
У неё довольно силы
Защитить своих сынов.
Что Россия победила
В страшной схватке на Дону,
У неё достанет силы
Дать всегда отпор врагу!
1 ведущий: Много раз приходили с тех пор завоеватели на нашу землю, но сплочённым строем вставали россияне, и помогала им в бою память о героях, разгромивших полчища Мамая.
Учитель: Давайте вместе с творческой группой перенесемся в эпоху XIV века и посмотрим отрывок из школьного спектакля “Слава русской старине!”
(Тихо звучит песня Д. Тухманова “Я люблю тебя, Россия!”)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом,
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны.
Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
Дмитрий Донской
Не довольно ль, братцы, даром
Отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли?
Сколько лет нас обирали!
Ой, вы силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам.
Я вас в бой вести берусь!
Звучит симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова.
С чего слова бы мне начать
О славе тех времен.
Большую, тысяч в триста, рать
Привел Мамай на Дон.
Она драконом в сто голов
Легла на берегу,
О ней вернее этих слов
Сказать я не могу.
Пришли с войсками Дмитрий-князь
И друг его — Боброк.
Не слышно, крадучись, в туман
Пришли богатыри.
И на семь верст раскинут стан,
И ждут они зари.
Звучат отрывки из фантазии на темы былин И. Рябинина, Р. Щедрина.
Поутру Мамай в шатре
Глянул в щелку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую.
“Ай, ай, ай! — подумал хан,
Что за наваждение?
Может, так шалит Шайтан?
Может, сновидение?”
Хан опять глаза протер,
Закричал сердито.
Трепеща, к нему в шатер
Прибежала свита.
Мамай
Вы видали эту рать?
Мы ее разгоним!
Время битву начинать!
Батыри! По коням!
Поднимайтесь на врага
Золотой ордою!
Крик в степи: “Олга! Олга!”
Призывает к бою.
“Мамаево побоище”
Все знают на Руси.
Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам-татарам:
Вдруг вывел конницу Боброк,
Что прятал он недаром.
Никто остановить не мог
Смятенного потока.
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
А сам Мамай один на юг
Бежал живым, здоровым,
Но там пришел ему каюк —
Убит был ханом новым.
Как мне закончить быль свою
О поле Куликовом?
Кому я славу пропою?
Кого прославлю словом?
Руси достойных сыновей —
Отчизны честь и силу.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Мы отчизне верно служим,
Ты один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ждет тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Просмотр видеофильма “Куликовская битва”
1 ведущий: Память о великой битве на Дону всегда была дорога нашему народу. Однако долгое время о месте этой битвы напоминали лишь курганы близ реки Нерядвы и старая церковь в селе Монастырщина, где похоронили русских воинов после сражения.
2 ведущий: Работы по созданию памятников на месте сражения начались после Отечественной войны 1812 года. Патриотический подъём, вызванный этой войной, побудил русское общество обратиться к героическим событиям прошлого. Первый памятник был возведён на добровольные пожертвования жителей России. Памятник представляет собой высокий чугунный столп, увенчанный крестом. Надпись на памятнике гласит: “Победителю татар князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”. Памятник был открыт в торжественной обстановке 8 сентября 1850 года.
1 ведущий: В начале XX века на Куликовом поле появился и второй памятник. Им стал храм-памятник Сергия Радонежского. Величавый храм прекрасно вписался в просторы Куликова поля.
2 ведущий: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Всего получено оценок: 133.
Всего получено оценок: 133.
Написанный А.А. Блоком в 1908 году цикл стихотворений «На поле Куликовом» отразил размышления Блока о прошлом и будущем России. Краткий анализ «На поле Куликовом» по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.
История создания – цикл стихотворений написан А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный её идеям, осознал, какие бедствия она с собой несёт.
Тема – Россия, начиная с её древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.
Композиция – произведение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.
Жанр – лиро-эпический цикл: произведение сочетает в себе некоторые признаки лирики и эпоса, оно имеет сюжетную линию и содержит чувства и переживания лирического героя.
Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стихотворения разделены на строфы, каждая из которых состоит из четырёх строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская; способ рифмовки перекрестный, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.
Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».
Эпитеты – «…сердцем вещим», «…Доном тёмным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», «Вольные тучи».
Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».
История создания
1908–1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, её настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создаёт небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им были взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.
Через всё произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит её от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905–1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.
Композиция
Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну ( «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» ).
Жанр – лиро-эпический цикл. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки лирического стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета.
Средства выразительности
Окружающий мир 4 класс 2 часть Куликовская битва стр. 70 – 74
1) Найдите на карте (с. 73) место битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.
Битва произошла на Куликовом поле, на берегу Дона и его притока Непрядвы. Русские войска направлялись к месту битвы прямиком от Москвы.
Войска хана Мамая двигались из-за Волги, с юга.
Обсудим!
1. Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?
Поддержка святого подвижника была очень важна для московского князя, поскольку говорила о том, что на стороне русских Бог.
Эта поддержка поднимала дух войска и вообще русского народа, который верил, что на его стороне высшие силы.
2. Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?
Перед началом сражения произошёл поединок монаха Пересвета и монгольского богатыря Челубея.
Из литературы я помню поединок Ильи Муромца и нахвальщика.
Смысл богатырских поединков в том, чтобы показать противнику силу своих воинов и их решимость победить.
Проверь себя
1. Расскажи, как проходила битва.
Это сражение началось рано утром 8 сентября 1380 года.
Русские полки выстроились на берегах рек Дон и Непрядва, напротив расположились монгольские рати.
Битва началась с поединка Пересвета и Челубея.
Могучие воины сшиблись и пронзили друг друга копьями.
Потом татары пошли вперёд и прорвали передовые полки русских.
Но в решительный момент битвы на татар с тыла ударил засадный полк и посеял среди них панику.
Татары бросились убегать и были полностью разбиты.
2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?
Эта победа показала, что Золотая Орда не является непобедимой силой, она подняла дух народа, позволила ему задуматься о полном освобождении от ига.
Она сплотила многие русские княжества и просто народ вокруг Москвы, поспособствовав объединению Руси.
3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.
Дмитрий Донской — один из величайших полководцев своего времени.
Он сумел объединить русское войско и выбрал очень удачное место для битвы.
Победа Дмитрия Донского позволила Руси освободиться от владычества Орды.
Задания для домашней работы
1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.
План рассказа:
Рассказ о Куликовской битве для 4 класса
Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.
Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.
А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.
Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.
Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.
Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.
Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.
Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.
После этого началась сама битва.
Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.
Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.
Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.
Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.
Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.
Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.
Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.
2. Нарисуй один из эпизодов битвы. Можно изготовить макет битвы.
Для рисунка лучше всего выбрать поединок Пересвета и Челубея.

Макет Куликовской битвы, можно сделать из подручных средств
Вспомни, как Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Как выглядела Москва при Иване Калите?
Русь попала в зависимость от Золотой Орды в середине 13 века.
Тогда Русь была разделена на отдельные мелкие княжества. Это была главная причина, по которой она не могла противостоять натиску кочевников — монголов.
При Иване Калите Москва была окружена дубовыми крепостными стенами. Город был застроен деревянными зданиями, только церкви в нём были каменными.
Конспект урока по истории Отечества «Битва на Куликовом поле» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока по истории Отечества
Для учащихся 7-Б класса по теме:
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировна
Тема: Битва на Куликовом поле.
Образовательная: выявить понимания факторов, определяющих победу или поражение в битве.
Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития
зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти;
Воспитательная: воспитывать гордость за свою страну, патриотизм; создать
условия для повышения мотивации к обучению.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Знать: когда состоялась Куликовская битва (8 сентября 1380 г.)
Уметь: соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
I . Организационный момент
1. Настрой учащихся на работу.
Наш урок я бы хотела начать словами французского писателя «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем старательны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.
2. Проверка готовности к уроку
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Начало объединения русских земель»
2. Введение в тему. Разрешение проблемной ситуации. Слайд 1
— Посмотрите внимательно на слайд и скажите, все ли названия сражений вам
знакомы. Разорение Рязани Батыем. Невская битва. Куликовская битва. Ледовое побоище.
— Какую из этих битв мы не изучали?
— Как вы думаете, о какой битве мы будем говорить сегодня на уроке?
3.Определение темы урока. Слайд 2
Определите тему нашего урока.
Битва на _____________________________поле.
4. Запись даты и темы в тетрадь.
5.Постановка задач урока. Слайд 3
Давайте запланируем работу на сегодняшний урок. Вспомним, что нам уже
известно по данной теме, что нужно узнать и запомнить на уроке.
Сегодня на уроке вспомним о монголо-татарском иге и о том, кто благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнаем, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась.
Мы запомним дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Ребята, как вы думаете, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится?
Необходимо знать прошлое своей страны. Нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей страны, своего народа. Вы сможете рассказать о подвиге русских воинов своим родным, ребятам в нашей школе, станете более грамотными по этой теме.
II . Актуализация опорных знаний
1. Повторение. Слайд 4, 5
— Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на иллюстрациях (Русский князь просит у хана грамоту на княжение. Сбор дани баскаками.)
— К какому историческому событию относятся эти иллюстрации? (Нашествие монголо-татар на Русь).
— Когда началось монголо-татарское нашествие на Русь?(1237 г.) Слайд 6
— Какой это век? (13 век).
— Почему Русь не смогла дать отпор монголо-татарам? (Князья не хотели объединяться и помогать друг другу).
— Как называется этот период в истории. (Период раздробленности) 2.Проверка домашнего задания
— Что вы знаете о правлении Дмитрия Ивановича? (Объединял русских князей против монголо-татар.)
— Почему Мамаю удалось стать ханом? Что в это время происходило с Золотой Ордой? (Орда стала распадаться на мелкие ханства; сыновья хана воевали друг с другом.)
— Что вы знаете о Сергии Радонежском? (Основатель Троице-Сергиева монастыря.)
— Чем помогал Сергий Радонежский людям? (Люди приходили к нему за благословением или за советом, просили излечить от тяжёлых болезней, оставались жить в монастыре, Сергий много раз мирил ссорившихся князей.)
— Кто такие Пересвет и Ослябя? (Монахи, которые попросились у Сергия отпустить их биться за Родину с ордынцами.) Слайд 7
— Подумайте и скажите, как связаны между собой эти люди?
— Что за момент здесь изображён? (Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Ивановича на битву с Ордой) Слайд 8
— Почему именно в 1380 году Дмитрий Иванович решил сразиться с Ордой? (Князь Дмитрий смог убедить русских князей объединиться в борьбе против монголо-татар, собрал большое войско, у русских людей появилась надежда на освобождение от монголо-татарского ига, власть ханов на русской земле стала ослабевать.)
— Как вы думаете, какое было настроение у людей, что им хотелось? (Русские хотели освободить свои земли от власти монголо-татар.)
Какой сделаем вывод? Московский князь Дмитрий Иванович первым из русских князей начал борьбу с Золотой Ордой. Он объединил русских князей, собрал войско и отправился воевать с Мамаем, чтобы освободить русские земли от монголо-татар. Сергий Радонежский благословил воинов на битву.
III . Изучение нового материала
— Назовите тему нашего урока.
Проблемный вопрос. В течение урока нам нужно с вами обсудить вопрос, почему русский народ победил в Куликовской битве.
Работать мы будем по плану.
План изучения исторического события
3. Участники сражения.
— Прочитайте первый пункт плана.
— Что мы должны узнать по первому пункту плана?
Работа с учебником. Слайд 9
На стр. 290 прочитайте четвёртый абзац и назовите дату Куликовской битвы.
— Когда проходила Куликовская битва? (8 сентября 1380г.). Какой это век
Запишите дату в тетрадь.
Обратимся ко второму пункту плана. Слайд 10
Дмитрий решил выбрать для битвы Куликово поле. Куликово поле имело ширину 7 км. С трех сторон поле окружали реки Дон и Непрядва, оно было покрыто зарослями густого кустарника. Слева и справа глубокие овраги и леса.
— Как вы думаете, почему оно так называлось? (Здесь гнездовались птицы кулики.)
Прочитайте третий пункт.
— Послушайте рассказ, как москвичи провожали русских воинов на битву с монголо-татарами.
— Объясните, почему все жители города вышли провожать русских воинов на битву с татарами.
— Кто же ещё принял участие в битве. Ответ вы найдите в первом абзаце текста на стр. 289.
— Прочитайте названия городов, которые приняли участие в битве. Слайд 11,12
Собрал от 100-120 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя, ополчение.
Сумел заключить союз с литовским королем Ягайло и собрать огромное войско численностью в 100-120 тысяч человек: татар, черкес, осетин, некоторых степных народов, наемников (солдаты, воюющие за деньги)
— Что вы можете сказать о силах противников? (Силы противников были равны.)
Прочитайте следующий пункт плана. Стр. 291(карта)
Рассказ учителя о расположении войск
Подошло к Куликову полю и огромное войско Мамая. Монголо-татары построили свои войска в открытом поле в две линии. В первой линии расположилась конница, а во второй пехота (пешие воины).
Словарная работа: полк, пехота. Читают в учебнике.
— Почему Дмитрий Иванович выбрал Куликово поле? (Много преград: реки, леса, овраги.)
Назовите пятый пункт плана.
Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой
— Как вы думаете, почему?
Сражение на Куликовом поле началось ранним утром 8 сентября 1380 года.
Под покровом тумана незаметно для врагов русский воевода Дмитрий Боброк Волынский и Серпуховской князь Владимир Андреевич спрятались в соседнем лесу с засадным отрядом.
Князь Дмитрий на белом коне стоял на холме и сверху наблюдал за
князем воины держали большое чёрное знамя, на котором было вышито
изображение Иисуса Христа. Под знаменем князь помолился и поклялся
победить врагов земли русской. Спустился с холма и встал в ряды воинов и
сказал: «Или умру, или жив буду, но вместе с вами».
— Как вы думаете, для чего проводились поединки богатырей перед битвой?
( Победа в поединке обещала победу в сражении, воодушевляла воинов,
придавала им сил и мужества).
Выехали навстречу друг другу два богатыря: татарский Челубей и русский Пересвет. Ударили они одновременно друг в друга копьями. Челубей упал, а Пересвет ещё смог доехать до своих воинов и упал замертво. Поединок был сигналом к началу битвы. После этого поединка загремели трубы, зазвенели мечи и доспехи. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Чтение стр. 290
Вместе со своими воинами побежал с поля битвы и Мамай. Войско Мамая было разгромлено. Эта битва вошла в историю под названием «Мамаево побоище». Союзник Мамая, Ягайло, не успевший к месту сражения, узнав о поражении ордынцев, повернул назад, так и не вступив в бой с русскими.
Победа русских была полной.
К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему? (Многие воины полегли на Куликовом поле). Слайд 15, 16, 17
В нашей стране горы высокие,
Прочитайте шестой пункт плана
— Какой результат битвы? (Победа русских войск; нанесён сильный удар
1. Большая численность войск.
2. Стойкость русских воинов.
3. Усилилось объединение Руси.
4. Талант полководца.
6. Справедливая, освободительная борьба.
В начале урока перед вами был постав л ен_в_опрос, давайте вернёмся к нему, и сделаем вывод. Почему русский народ победил в Куликовской битве? (Большая численность войск, талант полководца, стойкость русских воинов, справедливая, освободительная борьба.)
1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1^80 году.
2. Битва проходила на Куликовом поле.
3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской.
4. Русским войском руководил Мамай.
5. В тыл монгольской конницы ударил запасной полк.
6. Войско Мамая победило на поле Куликовом.
7. В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище».
-Ребята, посчитайте, сколько лет прошло с той великой победы. Как узнать?(638лет)
— С какой темой познакомились на уроке?
1. Беседа по вопросам:
— Когда состоялась Куликовская битва?
— Кто руководил русским войском?
— Подумайте, и скажите, почему князь Дмитрий получил почётное прозвание «Донской»?
— Какие задачи мы формулировали в начале урока?
Сегодня на уроке мы вспомнили о монголо-татарском иге и о том, кто
благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнали, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась, её
значение для русского народа.
Мы запомнили дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Как вы считаете, справились с теми задачами, которые ставили перед собой?
2. Самооценивание, оценка учителя
Урок подошёл к концу. И я хотела бы узнать:
— Как вы оцениваете свою работу?
— Материал урока для вас оказался полезен или бесполезен?
— На уроке вам было интересно или скучно?
— Было легко или трудно?
Стр.289-292, чит. сильные ученики, вклеить слабым ученикам карточки в
тетради с основными моментами урока, которые они должны запомнить.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.



