Овр в школе что это
Включение детей с ОВР в учебный процесс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Включение детей с особенностями развития в учебный процесс
Работа с детьми с особенностями развития в Глубоковском районе на протяжение многих лет ведется в системе. На сегодняшний день насчитывается 662 ребенка с ограниченными возможностями, в том числе 165 детей- инвалидов в возрасте до 18 лет, обучаются на дому 32 ребенка. В 2015-2016 учебном году в 5 общеобразовательных школах открыто 12 классов для детей с задержкой психического развития, в которых обучается 108 учащихся.
В детских садах и комплексах школа-детский сад работают логопеды. Доступ к образованию детям с ограниченными возможностями обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование. С 2011 года в рамках госпрограммы дети, обучающиеся на дому, получают необходимые программно-технические средства, в нашем районе 37 детей были обеспечены персональными компьютерами.
В районе принимаются все необходимые меры по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Так, 16 детей получают специальные социальные услуги на дому, 40 детей обслуживаются по индивидуальной программе в кабинете коррекции. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида 10 детей направлены на получение протезно-ортопедической помощи, 3 детей обеспечены сурдосредствами, 4 тифлосредствами, 2 детей получили инвалидные кресло-коляски. 2 детей направлены на санаторно-курортное лечение.
В КГУ «Опытнопольская средняя школа» обучается 434 учащихся, с которыми работает 61 педагог, социально-психологическая служба, включающая в себя психолога, социального педагога.
Из всех учащихся нашей школы 14 процентов составляют ученики с ограниченными возможностями развития. Это значительная цифра – 57 человек.
Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. Учителя регулярно повышают уровень профессионализма на курсах, семинарах, мастер-классах. 3 педагога нашей школы прошли курсы по инклюзивному образованию.
Обучение детей с ОВР в нашей школе происходит в разных формах. Это коррекционные классы (18 детей), интегрированные (34 ребенка), индивидуальное-надомное обучение (5 учеников). У 24 детей диагноз РЭП.
Группа «особых» детей неоднородна, потому что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дети с ОВР – это дети с особыми образовательными потребностями , что и определяет особую логику построения учебного процесса. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
За последние 5 лет в школе обучалось 2 ребенка с нарушениями слуха. Использовались слуховые аппараты, активно применялись парные и групповые формы работы, наглядно-действенные приемы на уроках гуманитарного цикла, особое внимание уделялось развитию и культуре речи. Оба ребенка посещали кружок «Мастерская выразительного чтения» и танцевальный кружок в ДМШ. 1 ребенок поступил в ВКГТУ на грант, другой – в КЭФ.
В 2012 году школу закончила ученица с нарушением речи. Обучение происходило на основе индивидуального подхода. На протяжение ряда лет в школе работал логопед-дефектолог, что приносило хорошие результаты.
В начальном звене в этом учебном году обучается 23 ребенка ЗПР в интегрированных классах. В этих классах преимущественно преподают учителя высшей и первой категории со стажем не менее 10 лет. Учителя осуществляют индивидуальный подход с учетом характерных затруднений для каждого ребенка. На каждого ребенка ведется карта учебных достижений. Задания дробятся на короткие отрезки и предъявляются ребенку поэтапно. Рефлексия применяется не только в конце урока, но и после отдельных этапов. Учителя начальных классов применяют элементы арт-терапии.
В 1 «Б» 3 ребенка ЗПР. 2 работают по индивидуальному коррекционному маршруту, учитель применяет дидактические игры, сказкотерапию, пальчиковую гимнастику. Учитель прошел курсовую переподготовку по инклюзивному образованию.
Во 2 «Б» классе 5 детей ЗПР, учитель прошел курсовую переподготовку по инклюзивному образованию. Все 5 учеников работают по индивидуальному коррекционному маршруту, учитель регулярно проводит игровые тренинги, способствующие развитию общения, дидактические игры, связанные с поиском родо-видовых понятий, применяется сказкотерапия. Все 5 посещают кружок «Оригами».
В 4 «В» классе 5 учеников ЗПР, учитель применяет игровые ситуации, дидактические игры на развитие памяти, внимания, обучает продуктивным видам деятельности (лепка, конструирование, аппликация). 4 ребенка работают по индивидуальному коррекционному маршруту. В классе проводятся факультативные занятия «Развитие познавательных способностей», все 5 посещают кружок «Уроки речевого творчества».
В среднем звене открыты 5 и 6 классы ЗПР, в которых работают преимущественно учителя высшей и первой категории со стажем работы от 10 лет. В 5 классе 9 детей, у 1-го легкая УО. 4 работают по индивидуальному коррекционному маршруту. В классе проводятся факультативные занятия «Социально-бытовая ориентировка», « Коррекция недостатков развития речи», «Коррекционные занятия по математике».
В 8 «Б» классе учатся 2 ребенка ЗПР. В их обучении осуществляется индивидуальный подход.
В 9-х классах 5 детей ЗПР (3 и 2).В обучении всех 5-ти осуществляется индивидуальных подход. В 8-9 классах учителя применяют нелинейную конструкцию урока (самостоятельная работа учащихся и индивидуальная с отдельными учениками), групповую и парную работы, методику свободного выбора разноуровневых заданий, дифференцированные домашние задания. Успешно используются приемы проблемного обучения. 4 ученика посещают кружки и спортивные секции.Так, ученица 9 класса является неоднократным призером районных соревнований по легкой атлетике.
В интегрированных классах успешно применяется диалоговое обучение.
На домашнем обучении в этом учебном году находятся 5 учеников со следующими диагнозами : Спаечная болезнь. ВПР ЖКТ. Болезнь Гиршпрунга; Ювенильный идиопатический артрит, олигоартрит; ВПР головного мозга, вторичная микроцефалия. F- 70.1; Задержка психического развития. Резидуальная энцелофалопатия; Эквино-поло-вирусная деформация обеих стоп. Состояние после операции. Задержка психического развития. Резидуальная энцелофалопатия. Из них на инвалидности находятся 2.
Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми. Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием, и является необходимым материалом для составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц. Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы. Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендованной программой обучения утверждается в общем порядке. Администрация школы осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс. По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Методические подходы к изучению ОВР в основной школе
В учебниках, написанных авторским коллективом МГУ имени М. В. Ломоносова [1, 2], развитие представлений об окислительно-восстановительных реакциях включает несколько этапов.
На начальном этапе у обучающихся формируется фундаментальное понятие «степень окисления» как условный заряд на атоме в молекуле или кристалле, вычисленный из предположения, что все ковалентные полярные связи имеют ионный характер [1]. Здесь важно подчеркнуть условность этого понятия, но в то же время его универсальность, так как его можно применить к соединениям всех классов независимо от вида химических связей. Авторы УМК вводят новое понятие
«степень окисления» в сопоставлении с уже известным обучающимся понятием «валентность». Содержание материала и предлагаемые задания позволяют школьникам уже на первом этапе осознанно применять понятия «заряд иона», «степень окисления», «валентность». Так как в большинстве соединений, с которыми обучающиеся встречаются в курсе неорганической химии, абсолютные
значения степени окисления и валентности равны, у многих школьников создаётся представление об их полной идентичности. На формирование умения различать эти понятия, усвоение порядка действия при определении степеней окисления, осознанное применение полученных знаний направлены предлагаемые ниже задания.
В ходе следующего этапа вычленяется важнейший признак ОВР — изменение степени окисления элементов. На основе его раскрывается содержание основных понятий и даются определения. Любая ОВР представлена как совокупность двух взаимосвязанных процессов (полуреакций). Таким образом
формируется представление об окислении как процессе потери электронов, сопровождающемся увеличением степени окисления, и восстановлении как процессе присоединения электронов, сопровождающемся уменьшением степени окисления. Данное суждение визуализировано цветными схемами и фотографиями рассматриваемых процессов [2].
Учитель может дополнить предложенные схемы терминами «восстановленная форма окислителя» и «окисленная форма восстановителя».
В итоге у школьников формируется устойчивое понятие о том, что восстановитель в ходе реакции окисляется, а окислитель — восстанавливается.
На этом же этапе для расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР рассматривается метод электронного баланса, в основе которого лежит правило: число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, приобретённых окислителем. Целесообразно организовать работу обучающихся с опорой на таблицу, в которой указана последовательность действий [2]. Предложенные авторами разнообразные задания позволяют закрепить навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса как в простых схемах реакций, так и в более сложных, а также развивать умение преобразовывать словесную информацию о химических явлениях в язык символов и знаков, что является одним из требований к планируемым результатам освоения учебного предмета «Химия».
Следующий этап — совершенствование умений составления уравнений окислительно-восстановительных реакций, определения степеней окисления, решения проблемных задач. На примере взаимодействия металлов с растворами солей углубляется понятие о том, что при протекании ОВР происходит перенос электронов от восстановителя к окислителю, поэтому их можно использовать для создания электрического тока. А как это сделать? Обучающиеся приходят к выводу, что надо разделить в пространстве процессы окисления и восстановления. Ставится эксперимент по получению гальванического элемента, осуществляется межпредметная связь с физикой.
Основное внимание следует обратить на изучение электрохимического ряда напряжений, характеризующего восстановительную способность металлов в водных растворах. Зная положение металла в электрохимическом ряду напряжений, обучающиеся могут предсказать протекание той или иной реакции с его участием. Глубокому пониманию сущности окислительно-восстановительных реакций и развитию химического мышления способствуют следующие задания.
Развитие представлений об ОВР продолжается при изучении химии элементов. Рассматривается зависимость окислительно-восстановительных свойств элементов от строения атома: металлы обладают только восстановительными свойствами, неметаллы в отличие от металлов могут быть окислителями и восстановителями. Обучающиеся приходят к выводу о способности элементов в низшей степени окисления повышать её, отдавая электроны и проявляя при этом свойства восстановителей, а в высшей — понижать её, принимая электроны и проявляя свойства окислителей.
Применить знания для объяснения свойств как простых веществ, так и соединений элементов обучающиеся могут при выполнении предложенных заданий.
При изучении химических свойств неорганических веществ полезно использовать оси степеней окисления, представленные в приложениях «Характерные степени окисления некоторых элементов» и «Важнейшие окислители и восстановители» [2].
Рассматривая свойства концентрированной серной кислоты и азотной кислоты любой концентрации, школьники осваивают способы деятельности по определению продуктов ОВР, составлению уравнений и подбору коэффициентов.
Таким образом, в процессе изучения курса химии основной школы средствами данного УМК формируется достаточно полное представление об окислительно-восстановительных процессах и их важнейшей роли как в живой природе, так и на производстве и в технике. Обучающиеся усваивают важнейшие понятия, приобретают умения составлять уравнения ОВР и объяснять причины их протекания.
Методические рекомендации по учету часов ОВР в классном журнале
(в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К.
Урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Класс: 8
Класс – 8 (базовый уровень)
Учебные задачи:
Планируемые результаты на базовом уровне у восьмиклассников:
Предметный результат: ученик научиться характеризовать ОВР; определять окислитель и восстановитель; составлять ОВР, используя метод электронного баланса.
Метапредметный результат: ученик овладеет умениями работать с текстовой информацией (учебник); осуществлять логические операции при определении коэффициентов в ОВР методом электронного баланса; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.
Личностный результат: ученик убедится на практике в значимости правильно излагать свои мысли, формулировать вопросы; понимать о значении ОВР в природе и жизни человека.
Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик для успешного овладения материалом урока:
Метод обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения:
Оборудование для проведения эксперимента: спиртовка, держатель для пробирок, спички, р-р гидроксида натрия, р-р сульфата меди (II), штатив с пробиркой, инструкция для проведения опыта.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент. (1 минута)
2. Актуализация знаний. (Продолжительность данного этапа составляет 8 минут)
Вокруг нас происходит множество химических
реакций. Например: горение угля.
Записываем уравнение химической реакции на доске и в тетрадях:
С + О2 = СО2
у вас на столах оборудование и, согласно инструкции (приложение № 1), проведите опыт, запишите цепочку превращений и решите её, записав уравнения химических реакций. Во время проведения опыта не забывайте о технике безопасности при работе со спиртовкой, стеклом.
1. CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
2. Cu(OH)2 → CuO + H2O
3. 4Cu +2 O –2 → 2Cu2O 0 + O2 0
Вспомните, что такое степень окисления, как определить степень окисления в сложных веществах?
Задание: в каждом уравнении определите степень окисления каждого элемента в формулах.
3. Изучение нового материала. (Продолжительность данного этапа составляет 12 минут)
Таким образом, видим, что степень окисления у элементов изменяется в уравнении (3). Такие реакции называются окислительно-восстановительными (реакции, в ходе которых у химических элементов изменяется степень окисления).
Мы познакомились с ещё одним типом классификации химических реакций – по изменению степени окисления элементов.
Записываем определение ОВР.
Делаем вывод: в ходе ОВР происходят два процесса:
Восстановление – это процесс присоединения электронов атомами, молекулами, ионами.
Что происходит со значением степени окисления? (уменьшается). Такая частица называется «окислитель»
Составляем конспект в тетради:
H2 0 + 2e – → 2H –1
C 0 + 4e – → C –4
Cu +2 + 2e – → Cu 0
Степень окисления уменьшается.
Окисление – это процесс отдачи электронов атомами, молекулами, ионами.
Что происходит со значением степени окисления? (увеличивается). Такая частица называется «восстановитель»
Таким образом, видим, что все ОВР находятся во власти электронных переходов от одного атома к другому атому как внутри молекулы
(2Cu+2O –2 → 2Cu 0 + O2 0 ),
так и между ними (С 0 + О2 0 → С+4О2 –2 ).
Для определения окислительно-восстановительных свойств элемента можно использовать схему:
Записываем в тетрадь схему.
Задание: определите, какие процессы относятся к процессам окисления, а какие к процессам восстановления:
S → (SO4) 2– →
S → (S) 2– →
Sn → (Sn) 4+ →
K → K + →
Br2 → 2Br – →
2H + → H2 →
V 2+ → (VO3) – →
(IO3) – → I2 →
(MnO4) – → (MnO42) 2– →
Записываем в тетрадь:
Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс окисления
Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс восстановления
Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс восстановления
4. Проблемный вопрос. (Продолжительность данного этапа составляет 6 минут)
Во многих ОВР очень трудно расставить коэффициенты. Для этого используют метод электронного баланса, который основан на сравнении степеней окисления в исходных и конечных веществах.
Работа с текстом учебника §44, стр. 265.
Составление плана расстановки коэффициентов методом электронного баланса (приложение № 2)
Вывод: окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением. Не бывает одного процесса без другого.
Вопрос: Где человек использует ОВР?
ОВР сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий и т.д.
Зажигаем ли мы спичку, горят ли в небе причудливые фейерверки – все это окислительно-восстановительные процессы.
Для целей отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная известь.
Если требуется окислить с поверхности изделия какое-либо легко разрушающееся вещество, применяют пероксид водорода. Он служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада.
Дезинфицирующее действие перманганата калия тоже основано на его окислительных свойствах.
Хлор как сильный окислитель используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Хлор разрушает многие краски, на чем основано его применение при белении бумаги и тканей. Хлорная известь – это один из самых распространенных окислителей как в быту, так и в производственных масштабах.
В природе окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. Они играют большую роль в биохимических процессах: дыхании, обмене веществ, нервной деятельности человека и животных. Проявление различных жизненных функций организма связано с затратой энергии, которую наш организм получает из пищи в результате ОВР.
Записываем в тетрадь основные тезисы.
5. Закрепление. (Продолжительность данного этапа составляет 14 минут)
1. Из приведенных схем укажите реакции, которые можно отнести к ОВР:
Записываем в тетрадь уравнения химических реакций:
Не ОВР
2. Расставьте коэффициенты в уравнениях
химических реакций методом электронного баланса
Записываем в тетрадь уравнения химических реакций (приложение № 3).
Происходит само- и взаимопроверка, под непосредственным контролем
учителя.
6. Домашнее задание. § 44; № 4,5,6,7 стр. 268-269 (1 минута)
7. Рефлексия. (Продолжительность данного этапа составляет 3 минуты)
Осуществляет как коммуникативное взаимодействие, так и индивидуальную форму работы. В качестве индивидуальной работы учащимся предлагается заполнить лист достижений и лист оценивания.
Лист самооценки (учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка и записать в таблицу):
— сегодня я узнал…
— было интересно…
— было трудно…
— я выполнял задания…
— я понял, что…
— теперь я могу…
— я почувствовал, что…
— я приобрел…
— я научился…
— у меня получилось …
— я смог…
— я попробую…
— меня удивило…
— мне захотелось…
В ходе фронтальной беседы учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. Фиксируют степень соответствия поставленной
цели и результатов деятельности.
Называют правила, понятия, способы действий и т.д., вызвавшие затруднение.
Фиксируют способ исправления возникших затруднений.
- рисунок ламината на полу
- стоунтерапия спины что это