Овины и риги что это

Овин – рига – клуня

Лишь достаточно сухое зерно можно хранить долго. Однако хлеб с полей приходится убирать и в ненастное время. В таких случаях его необходимо подсушивать. Для этого теперь используют специальные сушильные агрегаты.

А раньше для сушки снопов и их обмолота на гумнах нередко сооружали особые постройки, часто со специальными печами. Называли их овинами, ригами, клунями.

Забытые вехи, заглохшие дали Давно прожитого,

Да грубый осколок музейной пищали, Да чье‑нибудь слово… За пряслом овина, в лесном сельсовете Такое бывает:

Проснется былина, усядутся дети, А день догорает.

Из новых колосьев, из древней печали Завяжется слово – И вот уже снова гонцы прискакали С нагорий былого…

Рига отличалась от овина большей простотой устройства. В ней, в частности, в отличие от ямного овина не было ямы (ямника) для печи или костра, теплом которой сушились снопы.

Оба слова встречались как на северных, так и на южных территориях. Иногда они употреблялись в одном том же говоре, что, естественно, было связано с некоторыми изменениями их значений. Так, в частности, в книге писателя Юрия Бородкина «Кологривский волок» читаем:

Ночи в эту пору темные, но, если кто припозднится в дороге, не беда: в любой деревне можно зайти в овин, отдохнуть и побеседовать с каким‑нибудь старичком. В Шумилине, например, овины обычно топит Никита Соборнов. В костре у него картошка печется, так что и подкрепиться можно на дорожку.

Молотили в Ступневой риге. Придут утром бабы, набросают из овина на ладонь горячих, окуренных дымом снопов, уложат их вдоль риги колосьями в середину и начнут выстукивать в четыре молотила. Работа эта требует особой сноровки и даже, музыкальности слуха, потому что стоит одному из молотильщиков сбиться с ритма, как все пойдет вразнобой.

Здесь овин – «помещение для сушки снопов», а рига – «примыкающий к овину молотильный сарай».

К юго‑западу от Москвы в значении «молотильный сарай» распространено было слово клуня. Не исключено, что своим происхождением оно обязано литовскому языку, в котором klunas значит «ток».

Источник

Овины и риги

Смотреть что такое «Овины и риги» в других словарях:

Жатва уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хранениe сельскохозяйственных продуктов — Сообразно двум основным подразделениям сельского хозяйства земледелию и скотоводству и получающиеся хозяйственные продукты существенно разнятся между собой своим характером. Продуктами земледелия в обширном смысле слова являются различные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жатва, уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хранение сельскохозяйственных продуктов — Сообразно двум основным подразделениям сельского хозяйства земледелию и скотоводству и получающиеся хозяйственные продукты существенно разнятся между собой своим характером. Продуктами земледелия в обширном смысле слова являются различные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЖИЛИЩЕ — ЖИЛИЩЕ, может рассматриваться и изучаться во первых как комплекс технически оформленных сан. условий в жизни человека в периоды его повседневного труда и отдыха в т. н. домашней обстановке и во вторых как приемы и типы самого технического… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Рига (овин)

Смотреть что такое «Рига (овин)» в других словарях:

РИГА — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля

РИГА — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля

РИГА — овин на северо западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба букв. рига изба) … Этнографический словарь

рига — рига, овин на северо западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба — буквально рига изба) … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ОВИН — муж. встарь евин и евья зап. от литовск. евой, немолоченый хлеб? строенье, для сушки хлеба в снопах топкою: рига, ригача олон. клуня южн. пуня смол. Стодола, осеть зап. В риге обычно идет и молотьба. Крестьян, овины, на 300 1000 снопов, бывают… … Толковый словарь Даля

овин — См … Словарь синонимов

рига — См … Словарь синонимов

Овин — ОВИНОВ В Ономастиконе Веселовского. Овин, Овиновьг Иван Овин, боярин, XIV в., Новгород; от него Ч Овиповы (позже писались Авиновыми); Иван Захарьевич Овинов, писец, 1511 г., умер в 1517 г., Балахна. Овин строение для сушки хлеба, рига.(Даль) Но… … Русские фамилии

ОВИН — помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. см. также РИГА … Этнографический словарь

овин — овин, помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. Смотри также Рига … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

Гумно с ригой

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Коллективизация привела к объединению и перестройке гумен из малых в большие. В послевоенные 50-70-е годы потребность в гумнах стала отпадать. Они либо заброшенные разрушались, либо разбирались на дрова, либо приспосабливались для других нужд, например, как сараи для хранения сена, соломы, как конюшни и прочего. Вместо гумен появились комбайны, значительно облегчающие крестьянский труд. Они косят, молотят, грузят зерно на автомашины, солому сбрасывают в большие кучи, которые можно скирдовать или отвозить в хранилища, те же сараи.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

В сушильной камере делались балки и по ним из толстых жердей свободно укладывались колосники. На них-то и укладывали снопы для просушки. В стенах овина и риги под потолком прорубали небольшие оконца типа волоковых, которые затыкали ветошью и раскрывали после просушки партии снопов для выпуска дыма.

Со стороны гумна в сушильную камеру вела вторая небольшая дверца для загрузки и выгрузки снопов.

Помещение сушильни обычно делается значительно уже гумна. Оно может располагаться по продольной оси всего здания или быть смещено. Крыша на ней обычно выше, чем на гумне.

Теперь вряд-ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ.

Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.

При слаженной работе звучала своеобразная музыка, поскольку звуки выходили у каждого свои. Люди при этом часто разговаривали, иногда и пели.

Сейчас современная эстрадная музыка буквально заражена ударной ритмикой. Без нее она ничто. Это какая-то болезнь, эпидемия. Мне приходилось слушать музыку молотьбы и даже, иногда, участвовать в ней. Да поверит мне читатель, что современные эстрадные ударные ритмы ничто по сравнению с музыкой молотьбы. Они примитивны и даже убоги. Слушаешь их и хочется.

Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки.
Увы, от этих оригинальных и остроумных сооружений ничего (!) не уцелело. Жаль.

Теперь конкретно о гумне с ригой из д.Горбухино. Оно в деревне было не одно. Заброшенные, как и другие хозяйственные и производственные постройки, оно выглядело еще хорошо. Состояло из трех частей: риги и двойного гумна. Задняя часть гумна пристроена была явно позднее, при коллективизации. При этом пожертвовали торцовой наружной стенкой старого гумна, выпилив ее и тем ослабив общую конструктивную жесткость и цельность. К тому же щеповая кровля на крыше пристроенной части прохудилась, стропила распирали стены, и в начале разборки эта часть неожиданно рухнула полностью. Впрочем, ее и не предполагалось перевозить. Пол в ней отсутствовал.

Гумно стояло за крестьянскими огородами. Музей приобрел его у колхоза для Витославлиц. Мужик, живший напротив его, прознав, видимо, про это, решил запастись дровишками, и стал разбирать некоторые части сушильни в риге. Устраивать с ним разбирательство было поздно. Бревна были уже перепилены, да и командировочное время было ограниченным.

Разборка и перевозка гумна проводилась в декабре 1981 годы (с21 по 29). Два дня были потрачены на дорогу туда и обратно. В работе участвовали, кроме автора, архитекторы Попов В.А., Ковалев А.А., прораб Малышев Ю.П. (короткое время), плотники Карташов А.А. (бригадир), Маляров Г.А., Финагин Б.М., Колосов М.П., Михайлов А.П. и Сидоров С.Н.

Дни стояли морозные. Жители жилье не давали. Колхоз отвел нам брошенное и совершенно промерзшее помещение правления колхоза в д.Кирва в 4-х километрах от Горбухина. К концу работы стены и пол отведенной рабочим обители удалось прогреть.

Для очистки дороги от снега и площадки для складирования материала пришлось нанимать местного бульдозериста.

Разработка проекта реставрации не вызывала затруднений. Все основные конструкции гумна и его риги сохранились. Утраченные или искаженные и переделанные части и детали легко восполнялись по уцелевшим остаткам, врубкам и деталям. Посложнее было с крышей. Но над ригой все ее конструкции уцелели. Над гумном врубок и отпечатков на стене и фронтоне риги было вполне достаточно. Кровля запроектирована драничная на основе тех колотых еловых досок, которые найдены на риге. Кстати, в деревне имеется несколько бань, амбаров и пелевен, где кровли до сих пор драничные. Их делали в послевоенные годы. Этот материал был самым распространенным по Новгородчине и в самом Новгороде. Ему уступали даже соломенные и тростниковые кровли.

Обмерные чертежи и проект реставрации выполняли те же три архитектора.

Место для гумна определено в северо-восточном секторе за будущей улицей и огородами. Строительные работы начаты с большим опозданием. Начиная с 1981-82гг. НСНРУ (Новгородское специальное научно-реставрационное управление) резко снизило темпы ремонтно-реставрационных работ в Витославлицах. В лучшем случае работают 3-5 плотников и то не более 3-х месяцев с перерывами. Порой работы вообще затихают, тем более что финансирования их почти нет.

Реставрация гумна началась лишь осенью 1985г. с закладки столбчатых фундаментов, после перевозки спустя почти 4 года. И шла очень медленно. Все операции выполнялись в соответствии с проектом, сопровождались надзором и руководством научного руководителя. И. до сих пор не закончены. Не доделана глинобитная печь, не завершено минимальное благоустройство у стен памятника и. не сделана постоянная драничная кровля. Постройка и посетители довольствуются. временной рубероидной, как и на двух житницах. Короче, памятник не введен в число действующих экспонатов уже более 15 лет. Такое положение ни объяснить, ни оправдать невозможно. Кто-то за это должен нести ответственность.

Часовня из Гари, житницы из Борихина и Лямцины, кузница из Спас-Пископца, гумно из Горбухина и не собранная еще изба из Усть-Кирвы обозначили основные контуры северо-восточного сектора. Нужно закончить реставрацию свезенных памятников и привезти предусмотренные проектом. Лишь в этом случае западная часть музея Витославлицы получит хоть не совсем полное, но завершение. В ином случае Новгороду не стоит гордиться, тем более хвастаться своим музеем народного деревянного зодчества.

Источник

Овины и риги что это

ПАМЯТНИКИ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
РУССКОГО СЕВЕРА:

хозяйственные постройки и сооружения, малые формы
Опыт классификации

Социально-экономические и культурные процессы, имевшие место в России в последние десятилетия XX и начале XXI в., заметно изменили жизнь и быт сельских жителей, повлияли на застройку поселений и ландшафтов, оказали заметное влияние на перестройку и утрату традиционного жилища и хозяйственных сооружений. В современных условиях организация семейных ферм, увеличение значимости личных подсобных хозяйств, возврат к использованию ряда традиционных хозяйственных и инженерных сооружений оказывается актуальным.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Многие культовые, жилые, хозяйственные постройки Русского Севера были систематизированы достаточно подробно, им было уделено внимание как этнографов, так и архитекторов. Однако предлагаемая ниже работа, выполненная еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. и не опубликованная ранее, представляет иного типа систематизацию таких сооружений. Она касается памятников, расположенных в поселениях Архангельской и Вологодской областей. Уже позже была уточнена региональная принадлежность многих из перечисленных ниже построек. Ряд из них был предложен для перевозки в музеи деревянного зодчества Вологодской области и в музей «Малые Корелы» близ Архангельска.

Она (предлагаемая систематика) имеет практическое значение, поскольку разрабатывалась в связи с необходимостью отбора сооружений для перевозки в музеи и ориентирована на региональную специфику. Несомненно, она проще, доступнее и нагляднее для отбора памятников к размещению в различных секторах (или искусственно создаваемых деревнях), чем классификация, предложенная В.П.Орфинским.

В работе проанализированы и систематизированы амбары, ледники, бани, овины и риги, гумна, мельницы – ветряные и водяные, мосты, подпорные стенки, колодцы, рассадники, качели, ворота, изгороди. Некоторые сооружения не представлены в таблицах, но также рассматриваются, поскольку являются составной частью крестьянских усадеб и традиционных сельских поселений. Это – магазеи, поварни, кузницы, смолокурни. Особым образом стоят малые культовые архитектурные формы – кресты, которые автор посчитал необходимым вкратце описать, поскольку их можно встретить не только на кладбищах, но и внутри поселений, в т. ч. на крестьянских усадьбах. Это обетные кресты, т. е. поставленные по обету.
Хронологические границы систематизируемых объектов – вторая половина XIX – начало ХХ в.

Амбары (табл. 1)

Амбар был одной из необходимых и распространенных в крестьянском хозяйстве построек, входящих составной частью в усадебный комплекс. Амбары имеют различные назначения: для хранения зерна – житница, для хранения рыбы и рыболовецких принадлежностей, для соломы (при гумнах), а также для различной утвари и одежды. Они занимают различное положение в усадьбах. В поселениях на реках Пинеге, Мезени и Сухоне они стоят не только в усадьбах, но и в стороне от жилой застройки. Они группами или рядами выстраивались на краю поселений, образуя т. н. «амбарные городки». На Ваге – напротив окон дома, за дорогой. Рыбные амбары, как правило, ставятся у самой воды.

Многообразны объемные решения амбаров, особенно интересные тем, что они сохранились до наших дней практически без перестроек, в отличие от часто перестраивавшихся жилых домов. Амбары воздвигают подобно простейшей избе в виде квадратного или прямоугольного сруба, стены которого рублены в «обло» с остатком или в «лапу», с покрытием в более ранних постройках по курицам и потокам, с охлупнем. Распространенная форма кровли на амбарах – двускатная, с двумя вариантами направлений скатов. Односкатной кровлей («лабасом») перекрывают небольшие одноэтажные постройки; покрытия сегментной формы редки (встречаются в северных районах Вологодской области, в Республике Коми). Покрытием является, как правило, двухслойный тес, который иногда прижимается к основанию бревнами – гнетами, попарно связанными горизонтальными досками – огнивами. Такой амбар можно видеть, стоящим на подпорной стенке в Мезенском секторе музея «Малые Корелы».

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что этоОвины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Простейшие амбары, поставленные на землю, имеют небольшие размеры. Перед входом устраивалась открытая площадка (предмостье) – выступающая вперед нижняя часть сруба по всей длине главного фасада. Над площадкой имелся навес («залобник» или «кошель»), защищавший предмостье и проем двери от атмосферных осадков. Для этого удлиняли верхние бревна сруба. Иногда углы навеса опирались на столбы с различной декоративной обработкой. Или по внешнему периметру площадки устраивалось ограждение в виде парапета с резными или точеными балясинами. Подобные ограждения увеличивали полезную площадь амбара (они распространены повсеместно). Устройство навеса на заднем фасаде амбара служило увеличению используемой площади внутри сооружения и одновременно предохраняло заднюю стену от атмосферных осадков (Сухона, Мезень).

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Постройки на столбах представляют древнейшую форму амбаров (лабазы) для хранения дичи, пушнины, а иногда и продуктов. Они поставлены на высокие, в рост человека, столбы, предохраняющие их от проникновения зверей (реки Пинега, Мезень, Сухона, верховье Вычегды). Этот принцип постановки складского помещения на столбы – «ножки» широко используется до сих пор. Столбики могут быть вырезаны в виде гриба – усеченного конуса с горизонтальной подрезкой, преграждающей путь грызунам. Порой амбары строились и на подпорной береговой стенке, где прочная конструкция была важным элементом всего берегового укрепления; примеры этому можно видеть на Мезени и в соответствующем секторе музея «Малые Корелы».

В архитектурных решениях амбаров различного рода выступы, свесы, пристройки на столбах перед входом, галереи с лестницами, кронштейны и прочие элементы чисто служебного назначения одновременно являлись и украшениями постройки. В чистом виде декоративная обработка на амбарах встречается редко. Иногда концы верхнего косяка дверного проема имеют небольшую порезку. Замочная оправа может иметь различные витиеватые формы. Многие из рассмотренных типов амбаров можно видеть в музее «Малые Корелы».

Для исследуемых территорий были характерны часовни, перестроенные из амбаров, т. н. «часовни-амбаронки». Поскольку в народных представлениях амбар считался «чистым» помещением, то в нем могли висеть иконы, здесь же хранили наиболее значимые предмета культа и документы. Встречаются соединения амбара с часовней: пристроенное к амбару помещение молельни или их совмещение в двухэтажном срубе – в первом этаже находился амбар или складское помещение, а на верху – часовня. «Часовни-амбаронки» были как мирские (построенные на средства общины), так и вотчинковые (построенные крестьянами по собственному желанию). Они были распространены на Пинеге, Мезени, Сухоне, в Кирилловском районе Вологодской области. От амбаров их отличает лишь наличие креста на коньке кровли.

Магазеи

Магазеи могли быть большими сооружениями или средних размеров. Как правило, это двухэтажные амбары, приспособленные для хранения зерна, игравшие роль больших складов на случай неурожая или каких-то неблагоприятных событий (пожаров, войн и пр.). Они до сих пор сохранились в селениях по берегам Ваги, Двины, Вычегды и Сухоны в стороне от жилых построек. Магазеи как общественные магазины на Севере появились под официальным государственным влиянием и строились, главным образом, на общественные средства («складничеств»), но часто самостоятельно каким-нибудь зажиточным крестьянином.

Все эти постройки чрезвычайно близки между собой по конструкции, отличаясь своими размерами и пропорциями. В основном, магазеи представляют собой вытянутый в длину двухэтажный сруб, имеющий внутренние стены-перерубы и перекрытый двух- или четырехскатной кровлей, с окошками-продухами в обоих этажах. В первом этаже на торцевом фасаде магазеи, как правило, устроены ворота, на второй этаж подвода с зерном могла подняться по взвозу. Над воротами устраиваются специальные щели (или двери), предназначенные для проветривания и освещения второго этажа. Вдоль стен на обоих этажах устроены сусеки для хранения зерна, а связь между этажами осуществляется по внутренней лестнице. Четырехскатное покрытие, которое можно сегодня видеть на некоторых магазеях, как правило, более позднее и характерно для построек, возводимых в конце XIX – начала ХХ в.

Ледник (табл. 2)

Ледник (погреб, напогребница) занимает значительное место в ряду хозяйственных построек, поскольку запасы продовольствия необходимо было сохранять довольно продолжительное время в особых температурных условиях. Ледники ставились недалеко от входа в дом. Если в данной местности уровень грунтовых вод находился значительно ниже поверхности земли, то ледник (собственно ледохранилище) устраивался в земле; в противном случае – над землей. Ледник должен был удовлетворять многим условиям: температура внутри ледника должна быть постоянной, стены ледника не должны пропускать воду, выход делался с северной стороны и т. д. Сохраняемые припасы в помещении ледника, как правило, размещались на каменном полу или на полках вдоль стен.

Наиболее распространенным вариантом ледников в Архангельской и Вологодской областях (помимо их размещения в подклетах домов) являлись деревянные постройки. Кровля могла быть односкатная или двухскатная, иногда дугообразная и, как правило, тесовая.
Ледники, как и амбары, можно подразделить на четырех- и пятистенные. Последние являются комбинациями ледников и амбаров в одном строении.

Разновидностью ледников являются погреба в виде прямоугольного сруба с дверью, засыпанные землей таким образом, что открытыми остаются лишь потолок и дверь, а порой – только одна дверь. Подобные ледники встречаются в западных районах Вологодской области, на Двине. В верховье Двины встречаются погреба, где наземная срубная часть отсутствует и заменена конструкцией, похожей на колодец-ворот, с той только разницей, что к веревке, опускаемой в ледниковую яму, привязывается не ведро, а коромысло для ведра. Хозяин, стоя внутри ледника, накладывает в него продукты, а затем воротом с земли ведро вынимается из ямы. Подобные ледники могут размещаться и группами между порядками домов деревни.

Баня является необходимым элементом северорусской усадьбы второй половины XIX – начала ХХ в., и только бобыли (одинокие жители) и беднейшая часть крестьянства не имели собственных бань и пользовались соседскими.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это
Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Как правило, бани ставились по берегам рек или озер, недалеко от дома, но часто и в глубине дворового участка, за домом. На Пинеге и Мезени они размещались группами, образуя так называемые «банные кусты», в стороне от домов в целях пожарной безопасности и в связи с рядом народных поверий и обрядов. В отличие от амбара баня считалась «грязной» постройкой, поскольку в ней не только мылись и стирали, но и рожали, гадали и пр.

В настоящее время бани, отапливаемые по-черному, встречаются так же часто, как и бани «по-белому», получившие распространение в более населенных районах областей.

Овины и риги (табл. 2)

Овины и риги были распространены в крестьянском хозяйстве во второй половине XIX – начале ХХ в. на всей территории Архангельской и Вологодской областей. Овины считались местом пребывания душ умерших, и в них происходили различные священнодействия, связанные с поклонением огню. Эти постройки служили для сушки снопов, и представляли собой двухъярусные постройки: в первом размещалась печь, а во втором – снопы. Овины могли быть ямными и верховыми. В первом случае нижний ярус целиком или частично углублен в землю, во втором – на поверхности земли. В Архангельской области чаще распространены верховые овины, в Вологодской – и те, и другие.
Принцип просушки снопов, неоднократно описывавшийся исследователями, состоит в следующем. В нижнем ярусе овина (в подовине) расположена печь-каменка (или глинобитная), дым от которой выходит через дверь и небольшие продухи или окна. Горячий воздух поднимается вверх и проходит через бревна перекрытия и в специальные проемы (пазухи) пола в помещение второго яруса (садило), где находятся жердины-колосники, на которые укладываются снопы для просушки.

Конструктивно овины решались просто. Это одно-, двух- или трехкамерные срубы, стены которых рублены «в обло» и перекрыты одно- или двускатной тесовой кровлей (реже – четырехскатной). В центральных районах Вологодской области встречалось покрытие соломой с жердинами, укладываемыми сверху. Подобные покрытия характерны для более южных районов России. Поперечные стены основного помещения-садила не доходили до земли, образуя т. н. подлазы. С торцовой стороны овина помимо двери в первом ярусе имеется небольшое посадное окно со ставней и с приставной лестницей. Окно служит для входа в садило и для подачи снопов. В старых овинах это окно задвигалось досками.

Риги, получившие большое распространение в крестьянском хозяйстве в конце XIX – начале ХХ в., отличаются от овинов более простым устройством топки и меньшей стоимостью при строительстве, хотя они и более пожароопасны. Если в овине печь размещается в особом помещении, то в риге – в том же, где устанавливаются снопы, т. е. в садиле. И если в верхнем ярусе овинов потолок отсутствовал, то в ригах он имелся и устраивался из бревен, укладываемых в накат. На рассматриваемой территории, например, в поселениях на Сухоне, распространены сочетания двух срубов овинов или риг, поставленных рядом и перекрытых общей двускатной кровлей. Снопы, привезенные с поля или вынутые из овинов, складываются или в низких боковых камерах сооружений или в больших помещениях – гумнах.

Гумна предназначены для обмолота зерна. Они бывают открытые (ток), но чаще – это закрытые большие рубленые помещения с поперечными перерубами (это внутренняя бревенчатая перегородка, выполненная одновременно с основным срубом), двускатной тесовой или соломенной кровлей. Между перерубами устраиваются засеки, с глиняным или деревянным полом, где складируют снопы или остатки соломы после обмолота. С двух или трех сторон гумна делали большие двустворчатые или одностворчатые ворота для проветривания.
Крытые гумна принадлежали зажиточным хозяевам или строились в складчину несколькими крестьянами. Они могли стоять как в усадьбах, но чаще на окраине поселений, иногда группами, примыкая к овинам или ригам, а иногда и к водяным мельницам, образуя разнообразные объемно-пространственные композиции.

Мельницы (табл. 3).

Помимо ручных мельниц (это были жернова) в конце XIX – начале ХХ в. в крестьянских хозяйствах были распространены ветряные и водяные мельницы.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

В Вологодской и Архангельской областях мельниц-столбовок насчитывается пять видов: на рамах, на стойках, на ряжах, на срубах или в сочетании ряжа и сруба. Принципы устройства подобных мельниц были неоднократно описаны в литературе. Основной центральный неподвижный столб вкопан в землю, вокруг него (на стойках, ряжах и т. д.) вращается клеть амбара с мельничным оборудованием, в состав которого входит горизонтальный вал, представляющий толстое бревно из крепкой породы деревьев (кондовой сосны), к которому крепятся крылья-махи, имеющие четыре, либо шесть, реже восемь лопастей. К задней стенке клети прикрепляются бревна («воротила»), при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг основного столба крыльями-махами к ветру. Для уменьшения веса амбара его стенки рубили, как правило, не из бревен, а из брусьев. Кровля сруба – двускатная.

Первым видом столбовых мельниц являются мельницы на рамах, распространенные в бассейне Ваги, Двины, Сухоны, Онеги, где единый с высокими вертикальными стенами прямоугольный объем полностью используется для мельничного оборудования. Нижняя часть объема базируется на продольных и поперечных слегах, просто связанных между собой в раму. Центральная часть рамы свободно лежит на второй, аналогичной конструкции, укрепленной в земле, и при вращении амбара верхняя рама скользит по нижней. Вход в мельницу осуществляется с земли.

В мельницах, устроенных на небольшом пирамидальном основании или на столбах (второй и третий виды), мельничный амбар приподнят высоко над землей. Чаще всего столбов бывает восемь, иногда в комбинации со срубной верхней частью основания. Подобные мельницы распространены в селениях бассейна Двины, Онеги, в Кирилловском и Белозерском районах Вологодской области.

Четвертым видом являются мельницы на ряжах, распространенные на Севере в бассейне Пинеги, Мезени, Сухоны. Они имеют мельничный амбар, поставленный на высокий ряж – бревенчатую клетку. Верх срубного основания резко сокращается, образуя у основания мельничного амбара узкую шейку с поворотным механизмом. Подобная конструкция сруба придает большую устойчивость всему сооружению. При экономичном использовании материала, обеспечивается постоянное проветривание ряжа. При входе устроен небольшой балкон с висячей лестницей.

Пятым видом являются мельницы с амбаром, поставленным на ряж. Последний базируется на срубе нижнего яруса мельницы, представляющего собой отдельное помещение, которое используется под складские нужды (амбар). В срубе основания устроены сусеки вдоль стен. В одной из стен – входная дверь.
Последний (пятый) вид – это развитый вариант предыдущего, где сруб основания доходит до мельничного амбара, имея все ту же усеченную форму в верхней части. Все внутреннее пространство срубного основания (рубка «в лапу») используется под склад и имеет два яруса, связанные внутренней междуэтажной лестницей. Вход в первый этаж – с земли; на уровне пола второго этажа устроен выход на наружную площадку, с которой, в свою очередь, можно попасть в мельничный амбар. Срубное основание мельницы может стоять непосредственно на земле или на небольших столбиках, поставленных по углам сруба.

Последние два вида мельниц были распространены в Холмогорском уезде Архангельской губернии, в то время как шатровые мельницы – вокруг Архангельска, Вологды, Устюга и других крупных центров Севера. Они отличаются от рассмотренных выше мельниц как своим объемным, так и конструктивным решением. Большой, как правило, восьмигранный сруб усеченной пирамиды поставлен либо непосредственно на землю, либо на четвериковое или восьмериковое основание с помещениями, которые использовались как амбары или сторожка мельника. Завершением основного сруба рассматриваемых мельниц является подвижная верхняя часть с различной конструкцией покрытия, в которой находится горизонтальный вал с крыльями. Таким образом, подвижная часть базируется на устойчивом основании и лишена тяжелого оборудования, размещенного в основном срубе мельницы. Поворот достаточно легкого навершия, лопастями к ветру, осуществляется аналогично мельницам-столбовкам с земли при помощи длинных бревен.
Существенным конструктивным моментом, отличающим шатровые мельницы от столбовых, является то, что центральный вертикальный столб здесь не закреплен намертво в землю, а вращается по всей длине. Он принимает движение от горизонтального вала верхней части и передает его на жернова, находящиеся внизу мельницы.

Водяные мельницы строились на небольших речках и, как правило, в стороне от поселений. В зависимости от размеров реки изменяются и размеры самой мельницы и ее механизмов. Восстановленную и работающую такого типа мельницу можно видеть на территории Кенозерского национального парка в Архангельской области.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это
Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что этоОвины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Возможны варианты четырех-, пяти- и шестистенных срубов мельниц, стены которых рубятся в «обло» или в «лапу» и перекрыты двух- или четырехскатными кровлями. В любом случае водяные колеса, диаметр которых достигает 6 м, вынесены в самостоятельные помещения, называемые колесницей. Оно может быть открытым или иметь односкатную кровлю. Иногда оно входит составной частью в объем всей постройки.
Сруб, в котором находятся все рабочие механизмы мельницы – жернова, бункер, закрома и т. д., называется «толчеей». Иногда внутри него выделяется амбар. В больших мельницах эти помещения размещаются на разных этажах.
Со стороны входа к рабочему помещению пристраивается жилая клеть мельника. В южных районах Вологодской и в соседней Костромской области встречается объединение сруба мельницы и крытого гумна, образующих единый производственный комплекс.
Водяным мельницам обычно сопутствует система запруд, рубленых из бревен и используемых иногда в качестве моста через реку. Кроме того, встречаются водяные мельницы, состоящие из двух самостоятельных, примыкающих друг к другу помещений. Рабочее колесо в этом случае заключено в один объем, нависающий над рекой, а жернова, бункер и закрома находятся в соседнем.

Описываемые ниже хозяйственные сооружения не представлены в таблицах, но не остановить на них внимание невозможно, поскольку они играли значимую роль, как в хозяйственной, так и социально-культурной жизни сельских территорий.

Кузницы являлись необходимыми сооружениями деревень, ставились на окраинах поселений и внешне были похожи на бани, но больших размеров. Иногда при входе кузница имела заборку из досок, что также встречается и в банях. Дверь во время работы, как правило, бывает открыта. Внутри кузницы стоял большой пень толстого дерева с наковальней, основанием вкопанный в землю. Здесь же был горн, ручные мехи для раздувания огня, бочка с водой. Перед кузницей или рядом с ней обычно устраивали коновязь или стойло, где подковывали лошадей. Такого типа кузницу можно увидеть в Северо-Двинском секторе музея «Малые Корелы».

Смолокурни (смоляная избушка) имели распространение в районах, где был развит смолокуренный промысел (Вага, Мезень, частично Пинега). Смолокурни ставились где-нибудь на косогоре, в стороне от поселений. Они представляли собой постройки достаточно больших размеров, с перерубами продольных стен, перекрытые двускатной или четырехскатной тесовой кровлей. В торцовых стенах смолокурен имелись ворота для въезда подвод, а внутреннее пространство постройки было занято, как правило, кирпичной печью.

Пожарные каланчи (пожарки) в конце XIX – начале ХХ в. получили распространение в сельском строительстве. Чаще всего расположены на перекрестке улиц села или деревни, или в ряду жилых домов с небольшой площадью при входе. Встречается два типа пожарок, отличающихся наличием или отсутствием вышки со смотровой площадкой. Основание каланчи может быть образовано двумя клетями с входами, разделенными между собой стенкой: в одной клети помещаются телеги, шланги, бочки с водой; во второй – склад. В четырехскатную или двускатную кровлю основного сруба врезается сужающаяся кверху смотровая вышка, опирающаяся на две продольные балки. Внутри башни находится лестница, а наверху – квадратная смотровая площадка с колоколом.
Пожарки без вышки встречаются чаще, так как их конструкция более проста. Как правило, это простые клетские постройки, квадратные или прямоугольные в плане, с большими воротами и с пологим взвозом для въезда подвод. Рядом с ней или на некотором расстоянии вкапывались столбы, к поперечной перекладине которых подвешивали колокол. Чаще же колокола подвешивали к столбам-звонницам, стоящим, как правило, у часовен. Они имели небольшое двускатное покрытие с декоративным коньком.

Мосты являются неотъемлемыми элементами сельской среды. В основном мосты строились из дерева, но в начале 20 в. они заменялись на металлические (вантовые) конструкции. Самая простая деревянная структура моста т. н. козлового типа, однако, она весьма непрочна во время весенних паводков. Она представляет собой ряд Х-образных опор с досками настила, с прикрепленными вертикальными стойками и с ограждениями. Козловые мосты выглядят достаточно живописно.
Большинство мостов обладает одинаковым набором конструктивных элементов, основными из которых являются опоры – рубленые устои с перерубами пролетов поверху, образующие единую жесткую систему переправы. Возможен вариант конструкции основания, рубленного в «реж» со свободным пространством между бревнами. Его покрытием является сплошной бревенчатый накат, уложенный поперек моста (центральные районы Вологодской области).

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Интересными образцами рубленых мостов представляются такие, в которых опоры-срубы имеют в плане форму вытянутого пятиугольника (мост через реку Кену). Внутреннее пространство в срубах и устроенные трехгранные «карманы»-ледорезы заложены камнями для большей устойчивости. Срубы в верхней части имеют повалы, на которые опираются пролеты. Мост с опорами такой конструкции успешно противостоит ледоходу и весенним паводкам, т. к. острые углы его опор направлены против течения реки. Количество пролетов моста зависит от ширины реки и скорости ее течения.

Мост более сложной конструкции до сих пор стоит на реке Индоманке (Вытегорский район Вологодской области). Он деревянный, трехпролетный, общей длиной 60 м и имеет в основании конструкцию, описанную выше. Два меньших пролета (по 12 м) имеют стоечно-подкосную систему конструкций, а большой – третий пролет (24 м) имеет бревенчатую пространственную треугольную шпренгельную ферму. На пятиугольные ряжи положены продольные прогоны, на которые уложен сплошной накат из бревен с мостками для пешеходов. Ограждение – деревянное. Узлы бревенчатой фермы в местах пересечения ряда раскосов декорированы накладными дощечками, прикрывающими концы бревен.

Подпорные стенки (табл. 4)

Подпорные стенки строились для предотвращения оползней грунта крутых берегов, а также от их разрушения во время ледохода и сплава леса. В XVI – XVII вв. подобными стенками укреплялись берега Сухоны в Великом Устюге, о чем говорят документы о бунте посадских людей в 1648 г., где упоминаются укрепления берега срубами. На гравюрах XVIII в., изображающих города Тотьму и Устюг, хорошо заметны рубленые укрепления берегов. Срубами-ряжами в Вологодской губернии на Кубенском озере укреплялись берега острова Каменного, где находился Спас-Каменный монастырь. Подобного типа рубленые укрепления применялись в фортификационном строительстве, обладая при этом более сложными конструкциями. Они существовали, например, в XVIII в. в Новодвинской крепости Архангельской губернии.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

Подобные стены сохранились и сегодня вдоль берегов рек, их много на Мезени, встречаются они в западных районах Вологодской области. Помимо береговых укреплений эти стены служат и продолжением улиц, идущих вдоль берега, являясь основанием для размещения многих хозяйственных построек: амбаров, бань, ледников, колодцев.
Одним из приемов укрепления откоса является несложная свайная конструкция с бревенчатым настилом (тип Ж). Продолжения свай возвышаются над поверхностью наката, образуя с помощью пронизывающих их жердей ряд «вешал» для сушки сена. Ограждения на всех типах подпорных стенок выполняются на врубках в столбы, опирающихся на перерубы стен, и могут иметь различные декоративные завершения.

Колодцы (табл. 3)

Колодцы предстают необходимым элементом сельских усадеб. Их основой является скважина в грунте, доходящая до водоносного слоя, с укреплением стен в виде бревенчатого сруба или долбленого ствола дерева, предохраняющего источник воды от оползней грунта. Подъем воды из колодца осуществляется несколькими способами. Наиболее простой из них – рычаг, распространенный в тех местах, где уровень грунтовых вод настолько высок, что воду черпают плетеными берестяными ковшами, прикрепленными к тонким жердинам (тип 3А).
Наиболее древним типом колодца является колодец-«журавль» (тип 3Б). Здесь рычаг – это качающаяся жердина-«журавель», опирающаяся на столб или на расщелину ствола дерева. К рычагу прикреплена «типушка» (бадья) или ведро. Место максимального напряжения качающейся стрелы иногда усилено в центре брусом. Верхний конец вертикального столба имеет различную декоративную обработку. Наземная часть колодезной ямы решается в виде долбленого ствола дерева, где максимальный диаметр его верхней части доходит до 40 – 45 см. Эти наиболее древние типы колодцев сохранились в селениях на Вычегде, Ваге и Мезени. В районах Пинеги и Мезени распространены колодцы, у которых в опорный столб равномерно врубаются горизонтальные планки, являющиеся удобными ступеньками для установки или замены жердины.

Распространенным способом подъема воды из колодца является также устройство вращающегося барабана с ручкой (колодец-ворот) (тип 1А). К барабану привязывается веревка с ведром или «типушкой». Чаще всего над колодезной ямой устраивают навес. В тех случаях, когда уровень грунтовых вод низок, для облегчения вращения барабана в него врезаются перекладины-спицы большого колеса-маховика (колодец с колесом). Такие колодцы распространены на территории многих районов России. Отличительные особенности колодцев могут быть выражены в конструкциях, пропорциях и декоре (тип 2Д).

В мезенских деревнях традиционно решались береговые укрепления в виде подпорных стенок, на которые, помимо амбаров и бань, устанавливали и колодцы. Интересен вариант постановки колодца на мостике, перекинутом над оврагом, где конструкция моста частично опирается на сруб колодца На Сухоне, Пинеге, Двине кровля навесов низко посажена над колодцем и закрывает барабан-колесо наполовину его диаметра. Наземная часть сруба колодца может быть рублена из бревен в «обло», в «лапу» или из тесин, соединенных шпонками по четырем сторонам ямы с декоративным решением завершений.

Рассадники (табл. 4)

Рассадники – распространенные хозяйственные сооружения, входящие составной частью в усадебный комплекс северных поселений. Рассадник (на Пинеге – «вырец») предназначен для выращивания рассады в весенне-летнее время. Место постановки рассадника выбирается крестьянами по собственному усмотрению: либо в огороде, либо у амбаров или у стены дома – с южной стороны. Они могут быть двух типов: первый – деревянный сруб (в «обло» или в «лапу» 1,5 х 1,0 м), состоящий из четырех или пяти венцов, поставленных на землю; второй – это сруб, состоящий из трех венцов бревен или тесин, поставленный на «ножки» высотой около 1 м. В обоих случаях между вторым и третьим венцами проложены несущие землю доски; толщина земли для рассады равна 30 – 40 см. На ночь такая конструкция закрывается досками или застекленными рамами.

Качели (таблица 4)

Качели встречаются в настоящее время повсеместно как в сельской местности России, так и в городах. В деревнях они стоят в крестьянских усадьбах или между домами непосредственно на улицах. Качели, главным образом, могут быть рассчитаны от одного до четырех человек.

Наиболее простым типом являются такие, где на опорное бревно или пенек прикрепляется качающаяся длинная тесина (толстая доска), и на ее концы садятся молодые девушки или парни (нет в таблице).
Следующим типом можно назвать также весьма простой вариант – когда к двум вертикальным столбам привязывается веревка (или канат), на которую укладывается доска-сиденье и за другие привязанные концы «дружки» раскачивают девушку или друг друга (нет в таблице).
Другой распространенный тип, когда во вращающееся бревно, положенное на два столба, врубаются вертикальные брусья, укрепленные деревянными нагелями (клиньями). В нижней части в брусья вбиваются деревянные бобышки, которые поддерживают доску сиденья. Разновидностью подобной конструкции являются качели, опорные столбы которых имеют углубления или развилки дерева. В них вложено вращающееся бревно, на которое «надеты» вертикальные раскачивающиеся брусья (или тесины), сиденья которых обрамлены ограждениями. Такие конструкции рассчитаны, как правило, на одного или двух человек (типы 1А, 2А).
По другому варианту качелей, описанных выше, к длинному вращающемуся бревну попарно крепятся вертикальные брусья или привязывается веревка – канат. В этой ситуации качающаяся длинная тесина (толстая доска) направлена в перпендикулярном направлении к основному бревну, и на нее по концам, как и посередине, могут садиться, но чаще стоят молодые люди.

Круговые качели встречаются двух типов. На таких качелях может качаться большее количество человек. Прежде всего, это так называемые «гигантские шаги». Их конструкция проста, но требует умения и сноровки во время движения. Здесь на вершину большого опорного столба вбивается металлический штырь, и к нему прикрепляются канаты, которых может быть не более четырех. За них можно держаться и, бегая по кругу вокруг столба, раскачиваться. Такой вариант качелей, как и другие, можно видеть в различных секторах музея «Малые Корелы».

Ворота (табл. 4)

Во второй половине XIX – начале ХХ в. ворота, так же как и калитки, можно было редко встретить на территории Русского Севера, но несколько позже они стали существенной деталью усадеб, располагаясь, как правило, со стороны главных фасадов домов. В основном, был распространен ассиметричный тип ворот с проезжей частью и калиткой. Для южных районов Вологодской области характерны глухие заборы вокруг усадеб с такими же глухими ассиметричными воротами и калиткой, перекрытыми общей двускатной кровлей.

При въездах в деревню ворота устраивались больших размеров. В северных районах рассматриваемой территории конструкция таких ворот крепилась на трех столбах. Опорные столбы связаны были между собой поверху перекладиной-притолокой. К одному из столбов приставлена вращающаяся вертикальная стойка, ее нижний конец упирался в «пяту» – деревянную колоду, а верхний конец – в отверстие перекладины. Стойка несла основное полотно ворот из тонких горизонтальных жердей, прочно связанных между собой диагональной планкой. Конструкция калитки, находившейся рядом, аналогична воротам. Иногда ворота в верхней части имели треугольное навершие, конструктивно связанное с горизонтальной перекладиной вертикальным резным брусом. Помимо декоративного значения навершие имело и конструктивное значение – поддерживалогоризонтальную перекладину, имевшую достаточно большую длину – около 6 м, образуя треугольную ферму (Мезень). Такой вариант ворот можно видеть в Мезенском секторе музея «Малые Корелы». Для бассейна Сухоны характерен иной тип въездных ворот (тип 3).

Калиткам, поставленным в оградах вокруг домов, придавалось немаловажное значение. Их столбы имели навершия в виде скульптурных фигур, напоминающих шары, луковицы, листья. Остовом калитки могли быть искривленные стволы деревьев естественно, вписывающиеся в изгороди и заборы. Столбы ворот были резные или украшались всевозможными плоскими накладными узорами.

Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это
Овины и риги что это. Смотреть фото Овины и риги что это. Смотреть картинку Овины и риги что это. Картинка про Овины и риги что это. Фото Овины и риги что это

В разных районах встречаются различные типы изгородей. В зависимости от места их установки изменялись размеры по высоте, характер конструкций, свойственный той или иной местности. Иногда завершениям ограждений придавали декоративную форму, например в виде птичьей головы.

Обетные кресты

Обетные кресты привлекали внимание многих исследователей народного деревянного зодчества (М.В. Красовского, И.Э. Грабаря, И.В. Маковецкого и др.). Подобные кресты встречаются во многих районах Севера: в Каргополье, на Пинеге, Мезени, Вычегде, реже на Сухоне и Двине, а также в Карелии, в Мурманской области. Они рубились из дерева и часто покрывались резьбой. Поставленные по обету (обещанию), они имели символическое значение и их можно подразделить на несколько типов:
а) поставленные в знак особо памятных событий – войн, эпидемий, голода, болезней и т. д. В этом случае постановка креста имела охранительное значение. Они ставились на околицах селений, на открытых холмах или на основных улицах деревень. На них набрасывались платы, шитые самодельные пелены, являющиеся магическими охранительными знаками для местных жителей. Такие кресты были декорированы рельефной резьбой, иногда расписывались;
б) кресты, поставленные кем-то из жителей селения, как просьба об исполнении какого-либо желания – избавления от болезни, возвращения с войны родных, рождение ребенка и т. д. Эти кресты могли быть поставлены в любом месте усадьбы или напротив окон домов, на улице. Они имеют резьбу (часто фигуру Христа);
в) установленные на бывших местах отправления древних языческих культов (например, на Пинеге): у истоков ручьев, на развилках дорог и на лесных полянах, иногда по соседству с часовнями.

Помимо символического смысла обетные кресты нередко несли иное назначение. Они служили ориентирами для обозначения высот, особенностей течения реки, мелей, излучин и т. д., почему и ставились часто на крутых склонах рек и на песчаных отмелях (в Поморье). Они лишены декора.

Иногда постановка креста была связана с основанием поселения. На них вырезались лишь начальные буквы молитв, символов и т. д. В этой связи интересен столб основания деревни Березник на реке Мезени, форма которого имеет антропоморфные черты, с нишей для иконы и надписью: «Сия дере основан 1879 Ф А С». Ныне он перевезен в музей «Малые Корелы».

Кроме того, «часовни-кресты» строились там, где могла бы быть и срубная часовня: в лесах, на дорогах, в полях – около них служили молебен во время жатвы. Иногда кресты являлись одновременно и пограничными уездными или губернскими столбами. Их могли заменять «голубцы». Как кресты, так и голубцы нередко окружались оградой.

В заключение можно отметить, что хозяйственные и инженерные сооружения, а также малые формы народной архитектуры Русского Севера представляют самобытный комплекс явлений традиционного строительного искусства. В своей основе оно отражает и сохраняет общие тенденции развития русской многовековой культуры, которая утрачивается, к сожалению, на наших глазах. Систематизация таких построек, помимо исторического и научного значения, имеет и практический смысл как при реставрации подобных сооружений, так и в современном строительстве в сельской местности. Многие из них уже находятся в музее под открытым небом «Малые Корелы» под Архангельском или восстанавливаются в музее деревянного зодчества Вологодской области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *