отношение к противоположному полу
Глава 7. Особенности общения, связанные с полом.
7.3. Отношение к противоположному полу.
«Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представителей противоположного пола» (Ш. Берн, 2001, с. 226).
В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.
У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления симпатий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола
Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г. Шестакова (1997), и у взрослых, хотя и это не так сильно выражено, как у детей. Так, проявили положительное отношение к изображению на фотографиях мужчин 32,2 % мужчин и 23,4 % женщин. Симпатию к женщинам проявили 23,6 % мужчин и 29,8 % женщин.
Какой вообще смысл говорить о разнице между мужчиной и женщиной, и чему нас учат книги и тренинги, поднимающие эту тему? Это ведь не научные исследования, беспристрастно изучающие окружающий мир. Эти книги и пишутся, и читаются совсем для другого. Они заявляют, что помогают строить отношения. Но на самом деле об отношениях, как таковых, они не говорят.
Почему? Потому что близкие отношения возможны только между особями одного вида, а не между «инопланетянами». Вместо отношений они учат, как успешнее манипулировать «объектом» для достижения своих целей. Например, женские тренинги, раскрывающие тайны женственности и мужественности, помогают не понять мужчину, а изучить повадки «противника» для того, чтобы эффективнее его завоевать, а потом удержать.
Отношение к противоположному полу
Мужчины, принявшие на веру постулат о «непонятности» женщин и натерпевшиеся от их «военных действий», точно так же боятся, ненавидят и презирают женщин. Они так же изучают повадки противника, участвуя в войне полов. И своя мифология у них есть, например книга «Женщина. Учебник для мужчин» или какие-нибудь курсы пикапа, не говоря уже об анекдотах про женскую логику. Противоположность полов взаимна 🙂
Как не участвовать в войне полов?
Уважение и личностный рост
Но, чтобы уважать другого, придется сначала научиться уважать себя, заняться развитием личности, а не женственности, обрести, хотя бы внутреннюю, независимость. Ведь мы дошли до того, что все свое развитие женщины сводят к совершенствованию в женских хитростях «женственности», искренне полагая, что это личностный рост и возрастание в духовности! Так учит женская мудрость всех мастей.
Но о какой Личности может идти речь, когда все усилия женщины направлены на достижение безликого идеала «настоящей женщины»? Где у нее реальное достоинство и самоуважение? В «детском гневе», которым Хелен Анделин советует защищаться от агрессора, как животное, которое падает на спину? Или в манипуляциях «допуском к телу», которые советуют другие?
Изменить отношение к мужчинам
Я понимаю, что женщины хотят построить свое счастье и потому хватаются за любые руководства, которые обещают в этом помочь, но миф о разнице между мужчиной и женщиной и прочая женская мудрость ведут в другую сторону. Какое может быть счастье в войне полов? Какие отношения с противником?
Саша, а теперь посмотрим, что Вы делаете сами на фоне того, что Вы написали. Вы говорите: «Если я прочитаю или услышу какое то мнение,я сразу задам вопрос,почему так,зачем?» Однако, прочитав мою статью, Вы НИ ОДНОГО вопроса не задали, предпочтя вместо этого фантазировать на тему процессов, происходивших в голове абсолютно незнакомого Вам человека 🙂 С другой стороны, свое «мнение» Вы также никак не потрудились обосновать — ни единым словом, а просто излагаете заезженные стереотипы об «устройстве мозга», как «истЕну» в последней инстанции. Причем я сильно сомневаюсь, что Вы — видный нейробилог, чтобы выносить суждения о работе мозга, оспаривая мнение науки на сей счет. Хотя для того, чтобы усомниться в этой, простите, чуши, достаточно непредвзятого наблюдения над парой десятков людей.
Возможно, я ошибаюсь — тогда прошу привести Ваши аргументы в обоснование своих тезисов или хотя бы ссылки на Ваши исследования работы мозга. Или хотя бы ответьте на Ваши же вопросы: «почему так?», «зачем Вам это надо?» и каковы те тут самые «смыслы», о которых Вы так много говорите. Пока же пример «пропускания через фильтр,своего мышления,своего видинья», который Вы демонстрируете — являет собой то самое типичное наложение фильтра некритично воспринятых стереотипов, в котором Вы подозреваете «женщин». Если это «свое видение» и самостоятельное мышление, то я — папа Римский, уж простите. Впрочем, возможно, Вы себя не относите к «умным мужчинам» или Вы — женщина? 😉
Теперь понятно — Вы пришли чтобы просто излить поток своих эмоций по поводу женщин, психологов и жизни вообще. Похоже, Вы не собираетесь слышать собеседника и ему отвечать, да и содержание статьи Вам до лампочки. Диалог невозможен. Вы говорите сам с собой о своих эмоциях и обидах, да еще и агрессировать пытаетесь… Ок, Ваше право, но мне это не интересно. Прощайте.
Да, Ксения, тираны частенько прикрываются гендером… В том числе и поэтому лучше уходить от веры в различия полов. Беда в том, что Женщина с почти 100% вероятностью выберет себе вот такого Мужчину, как Ваш муж. Может, тогда и к лучшему, что Вы ее «потеряли»? 😉 Если теперь Ваше счастье зависит от Вас самой — поздравляю!
Елена, спасибо, что поделились своим опытом
Хотя статья моя совсем не про равноправие или распределение обязанностей 🙂
Очень справедливая, корректно написанная статья про зарабатывание денег псевдопсихологами на проблемах взаимоотношений мужчин и женщин, вскормленных стереотипами. Недавно с мужем обсуждали сюжет небезызвестного романа «Три мушкетёра», где граф женился на клейменной девушке. По сюжету она была коварной монашкой-соблазнительницей: соблазнила монаха, спровоцировала на кражу монастыря и т.д. Муж сидел сокрушался: какая же она, мол, негодяйка. А я с усмешкой предположила, что возможно в настоящей истории было все наоборот. Но как же автор-мужчина 19 века такое напишет? Да чтоб монах, да чтобы сам на грехопадение осмелился? Ни за что! Это все женщина виновата. Мужчина, он же доверчивый агнец))))) Мира всем и взаимопонимания))))
Отношения с противоположным полом
Если уж взрослым зачастую легко перепутать дружбу с любовью или любовь с симпатией, что уж говорить о детях. Как правильно рассказать ребёнку про отношения с противоположным полом и объяснить, что такое любовь с точки зрения эмоций? И как научить его отличать это чувство от симпатии, привязанности и дружбы между мальчиком и девочкой?
Противоположности притягиваются
Поскольку очень сложно объяснить смысл отношений с противоположным полом в отрыве от их биологической функции, то разговор с ребёнком лучше начать с описания тех мужских и женских качеств, которые дополняют друг друга. Например, мужчинам свойственны сила и выносливость, а женщинам — мягкость и терпение. Прекрасная половина человечества внимательна к мелочам, а представители сильного пола склонны мыслить глобально. Несмотря на то, что бывают очень сильные девочки и слабенькие мальчики, долгое время в процессе эволюции было совсем не так, и все биологические виды подчинялись единому закону: выживает сильнейший. Поэтому представителям противоположного пола было важно объединяться для того, чтобы обеспечить своему потомству максимально комфортные условия для жизни.
Хотя современные люди далеко ушли от первобытных инстинктов, некоторые из них оказались очень живучими. К ним относятся инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Вот почему даже малыши в детском саду присматриваются друг к другу и разбиваются на пары. Обратите внимание ребёнка на то, что умение строить отношения с противоположным полом не приобретается в одночасье, поэтому очень важно учиться ему с детства.
Разговаривая с ребёнком о сути психологических отношений двух полов, имеет смысл обсудить проблему доверия и верности. Поскольку любовь лежит в основе семейных отношений, а одной из главных задач семьи является воспитание детей, то очень важно, чтобы супруги были уверены друг в друге. Можно привести пример с домашними питомцами. Предложите ребёнку представить, будто он вместе с другом купил щенка и договорился о распределении обязанностей по уходу за ним, а через несколько месяцев друг заявил, что теперь его интересуют морские свинки. А затем спросите ребёнка, пострадал бы от этого щенок, успевший привязаться к двум хозяевам? Скорее всего, ответ будет утвердительным. Обратите внимание на то, что «человеческий» малыш, оставшись без заботы одного из родителей, страдает неизмеримо больше. Вот почему так важно быть уверенным в человеке, которого любишь.
Большая разница
Пока ребёнку ещё далеко до создания семьи, но он уже способен на сильные чувства. Как помочь сыну или дочери понять различия между сходными эмоциями, отличающимися по своей глубине?
Любовь. Подчёркивая отличительные особенности этого чувства, необходимо остановиться на том, что оно самое серьёзное и самое долговечное. Один день, месяц и даже год – не срок для того, чтобы определить, любовь это или что-то ещё. Если ребёнок спросит о любви с первого взгляда, обратите его внимание на то, что она, безусловно, случается, но судить о том, что это именно она, можно только спустя какое-то время. Ведь симпатия и привязанность тоже могут возникнуть с первого взгляда, но потом быстро угаснуть.
Если ребёнок полагает, будто настоящая любовь уже поселилась в его сердце, предложите ему ответить на несколько вопросов:
— На какие жертвы он готов пойти ради объекта своей любви? Может ли, например, отказаться от любимого хобби или изменить привычки?
— Это чувство такое же по своей силе, как, например, его любовь к родителям?
— Взаимно ли его чувство? Это очень важно, поскольку настоящая любовь предполагает развитие отношений в течение долгого времени, «притирку» друг к другу и внимательное изучение особенностей характера.
— Готов ли ребёнок остановить свой выбор на этом человеке и прожить с ним всю жизнь?
Если школьник ответил отрицательно хотя бы на один вопрос, скажите ему о том, что, скорее всего, речь идёт о привязанности или симпатии, но не о любви.
Привязанность. Рассказывая о ней, можно выделить два основных свойства: неравнодушие к судьбе другого человека и желание проявлять заботу. Однако при этом объект привязанности не уникален – их может быть несколько. Спросите у ребёнка, на кого бы он переключил своё внимание, если бы его нынешняя «пассия» игнорировала его стремление общаться. Если школьник без особых раздумий назовёт одно или несколько имён, поздравьте его с тем, что он прошёл тест на привязанность. Приведите ему примеры из жизни, когда мальчик мучительно выбирает между двумя девочками или, наоборот, девочка с удовольствием принимает ухаживания и «опекает» нескольких мальчиков, проявляя ревность, когда её подруги тоже начинают общаться с ними. Такие чувства как жалость по поводу полученной объектом привязанности плохой оценки или негодование из-за того, что кто-то его дразнит также очень характерны для привязанности.
Симпатия. Основное качество симпатии – интерес к человеку и стремление находиться рядом, общаться, узнавать его всё лучше и лучше. Если выражаться психологическим языком, то на первом плане в данном случае оказывается познавательная мотивация. Чтобы это было понятно ребёнку, попросите его немного рассказать о каждом однокласснике противоположного пола. После того, как он завершит характеристику детей, обратите его внимание на то, что его «отчёты» различаются по объёму. Про кого-то он знает очень много – вплоть до имени попугая или названия дачного посёлка, а про кого-то может сказать лишь пару слов. Те, кто попал в первую группу, относятся к кругу детей, которым он симпатизирует.
Дружба. Обсуждая с ребёнком возможность возникновения этого чувства между мальчиком и девочкой, обратите внимание ребёнка на то, что это, прежде всего, партнёрские отношения. Они характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью и общими интересами. Очень важно отметить, что дружба как бы стирает отличия между полами. Так, дочь, общаясь с мальчиком, может временами забывать о том, что он – не подружка, а друг. Наличие некоторой совместной деятельности — тоже довольно характерный показатель дружбы. Увлечение коллекционирование наклеек, чтением книжек про динозавров или тренировками по айкидо не только сплачивает друзей, но и наполняет их отношения конкретным содержанием.
Представленное разделение и критерии для него весьма условны – всё таки речь идёт о чувствах, которые имеют яркую индивидуальную окраску. Все дети и взрослые любят или дружат по-разному, поэтому загнать их эмоции в строгую таблицу или классификацию просто невозможно. Многие люди годами пытаются разобраться в своих чувствах – где уж посторонним понять их! Кроме того, описанные чувства могут переходить из одного в другое. Об этом факте необходимо сообщить ребёнку. Расскажите о том, что довольно часто любовь вырастает из дружбы или симпатии, проходя через стадию привязанности.
Скорее всего, вам вряд ли удастся ограничиться одним разговором с ребёнком. Вопросы различий между любовью и дружбой или о возможности дружбы между полами в разное время волновали лучшие умы человечества. Поэтому ребёнок будет снова и снова возвращаться к этим животрепещущим темам. Однако главная задача родителя – заложить в ребёнке стремление к анализу собственных чувств и взвешенности при их интерпретации.
Отношение к противоположному полу
3. Отношение к противоположному полу.
Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. При изучении Т. А. Репиной эмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8 %, а между детьми разного пола — только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была большей, чем у мальчиков.
Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».
Эта же тенденция выявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изучал, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей своего и противоположного пола. Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми. стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.
Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представителей противоположного пола (Ш. Берн, 2001, с. 226). |
В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.
У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления симпатий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис.).
Отношение к противоположному полу
Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. При изучении Т. А. Репиной эмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8 %, а между детьми разного пола — только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была большей, чем у мальчиков.
Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».
Эта же тенденция выявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изучал, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей своего и противоположного пола. Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.
«Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представителей противоположного пола» (Ш. Берн, 2001, с. 226).
В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.
У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления симпатий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис. 7.1).
(А — оценки девочек; Б — оценки мальчиков)
Рис. 7.1. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола
Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г. Шестакова (1997), и у взрослых, хотя и это не так сильно выражено, как у детей. Так, проявили положительное отношение к изображению на фотографиях мужчин 32,2 % мужчин и 23,4 % женщин. Симпатию к женщинам проявили 23,6 % мужчин и 29,8 % женщин.