Омонимичный корень что это
Таблица омонимичных корней по русскому языку
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Таблица омонимичных корней
Компания друзей, компания (строительная)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-449731
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Омонимичный корень что это
Корень слова
Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например:
холодный, рассвет, перебираться
Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением. Например:
дом – домик, домовой, домашний, надомный
В этих словах одинаковый корень –дом-. Все они имеют разное лексическое значение. Это однокоренные слова.
Необходимо различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение.
Формы одного и того же слова имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение. Сравните:
берёза, берёзовый, подберёзовик
В этих словах корень —берёз-. Слова имеют разное лексическое значение. Выделим основы слов:
берёза – окончание –а, основа берез-;
берёзовый – окончание –ый, основа берёзов-;
подберёзовик, окончание –нулевое, основа подберёзовик-.
Видим, что основы слов разные. Это однокоренные слова.
берёза, берёзы, берёзой
В этих словах корень —берёз-. Слова имеют одинаковое лексическое значение. Выделим основы слов:
берёза – окончание –а, основа берез-;
берёзы – окончание –ы, основа берёз-;
берёзой, окончание –ой, основа берёз-.
Видим, что основы слов одинаковые. Это формы одного слова.
Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Общая часть всех однокоренных слов и будет корнем. Например:
Светильник. Подберём однокоренные слова. Свет, светить, светлый, посветить. Общая часть всех этих слов –свет-. Значит, это будет корень слова.
Необходимо обращать внимание на омонимичные корни – корни, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например:
вод а, вод яной, вод ичка – вод ить, вод итель
Во всех словах корень –вод-. Но в словах первого ряда корни имеют значение с отношением к воде. В словах второго ряда – с отношением к передвижению. Это омонимичные корни.
В русском языке есть корни, которые встречаются в словах только в сочетании с приставками или другими корнями. Это связанные корни. Например:
свергнуть, отвергнуть, подвергнуть;
Повторим
Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением. Необходимо различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение. Формы одного и того же слова имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение.
Формы слова | Однокоренные слова |
имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение | имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение |
Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Общая часть всех однокоренных слов и будет корнем. Омонимичные корни – корни, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Связанные корни – корни, которые встречаются в словах только в сочетании с приставками или другими корнями.
Презентация по русскому языку «Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями» (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок русского языка во 2 классе
Описание слайда:
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
— Прочитайте скороговорку.
— Представьте картину, описанную в скороговорке.
— Что делал кот?— Какие буквы запоминаем в слове молоко?— Назовите безударную гласную в слове лакал
— Прочитайте слова так, как они написаны, — орфографически.
— Повторите первую строку соседу по парте.
— Запишите скороговорку.
— Сверьте написанное с образцом.
Описание слайда:
Ты рукой его не тронь! Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки И на лапах коготки.
Описание слайда:
Описание слайда:
Что такое однокоренные слова?
Имеют общую часть
Имеют общее лексическое значение
САД
пересадить
садовод
садик
высадка
садовник
посадить
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Томми захватил с собой несколько кусков сахара для лошади, и они постояли с Анникой минутку, чтобы похлопать лошадь по бокам и скормить ей весь сахар.
Астрид Линдгрен
Описание слайда:
Описание слайда:
Упр. 89 (с. 63).
— Прочитайте и ответьте на вопросы.
— Чем похожи слова?
— Какая буква пропущена в каждом из слов?
— Запишите слова, подчеркните букву, которую вставили.
— Выделите корень в однокоренных словах.
Описание слайда:
Описание слайда:
Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Раз-два, раз-два,
И за парты нам пора.
Описание слайда:
Закрепление изученного материала
Упр. 90 (с. 63). (Самостоятельная работа
— Прочитайте задание.
— По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим, есть ли у слов общая часть. Потом проверяем, близки ли они по смыслу.)
. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Рефлексия
Упр. 94 (с. 64). Прочитайте задание.
— Сколько разных заданий в этом упражнении?
— Что будете делать сначала?— Что будете выписывать во вторую строку?— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?— Выпишите их в третью строку.
“!” — нет ошибок, молодец.
“+” — одно из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.
“_” _ с работой не справился, много ошибок.
Описание слайда:
Подведение итогов урока
— Назовите тему сегодняшнего урока.
— Зачем нужно умение находить однокоренные слова?
— Это умение нам поможет писать грамотно. Как? Вы узнаете на следующих уроках.
Описание слайда:
Продолжи
Я умею выделять в … словах …
Я знаю, что … в однокоренных словах пишется чаще всего…
Я знаю два признака однокоренных слов: …
Описание слайда:
Домашнее задание
Выполнить упр. 92 (с. 64).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Актуализация знаний Орфографическая минутка Кот молоко лакал, А Боря булку в молоко макал. — Прочитайте скороговорку. — Представьте картину, описанную в скороговорке. — Что делал кот?— Какие буквы запоминаем в слове молоко?— Назовите безударную гласную в слове лакал — Прочитайте слова так, как они написаны, — орфографически. — Повторите первую строку соседу по парте. — Запишите скороговорку. — Сверьте написанное с образцом.Ты рукой его не тронь! Грива есть, но он не конь. Нет копыт, а есть клыки И на лапах коготки.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку «Выделение корня в однокоренных словах» (2 класс)
Презентация по русскому языку «Однокоренные слова. Корень слова» (2 класс)
Презентация по русскому языку «Развитие речи. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам» (2 класс)
Презентация по русскому языку » Работа со словарями синонимов и антонимов»» (2 класс)
Презентация по русскому языку «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь» (2 класс)
Презентация по русскому языку «Язык и речь» (2 класс)
Презентация по русскому языку «Виды речевой деятельности человека. » ( 2 класс)
Презентация по русскому языку «Диалог и монолог Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь»» (2 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435595 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)
Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ.
Тип урока: урок-исследование
I. Эмоциональный настрой
Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке.
Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза.
II. Ситуация успеха
Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.
Теоретические знания учащихся проверяются на моделях.
Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз.
У. Браунелл
Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”.
Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока?
Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”:
Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика.
Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки.
Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.
Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь.
Учитель: Что общего у слов речь, речка?
III. Ситуация “интеллектуального конфликта”
Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.
Учитель: Расшифруйте анаграмму.
Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.
Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.)
– Почему никто не воспользовался корнем слова речка?
Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка.
Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам.
Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней?
IV. Постановка учебной задачи №1
Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.
Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока.
Задача: Что это за корни?
V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске
Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.
Учитель: Смоделируйте задачу урока.
На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная.
Учитель: Для чего надо знать: что это за корни?
VI. Исследование № 1
Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней.
Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.
Моделирование (в группах)
Учитель: Составьте модель корней данных слов.
Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее точная модель.
Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет)
– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью?
– Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково?
Вывод: это – корни-омонимы.
Рефлексия
Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.)
– Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний.
Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь.
Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь, речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь.
Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями.
Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы?
Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы.
VII. Постановка учебной задачи № 2
Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи.
Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?)
Фиксация новой учебной задачи
Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это?
Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича.
Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки.
Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)
Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)
– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)
VIII. Исследование № 2
Цель: определение признаков синонимичных корней.
Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием.
Моделирование
Учитель: Составьте модель корней.
Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели.
Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.)
Рефлексия
Учитель: На какой вопрос искали ответ?
– Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы)
На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы.
Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.)
– Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней.
IX. Исследование № 3
Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем.
Учитель: расшифруйте слова, решив примеры.
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь
– В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость.
Учитель: выясните, что это за корни у данных слов.
Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые.
Учитель: А что же это за корни?
Вывод: это слова с одинаковыми корнями.
Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней.
Рефлексия
Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания.
Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.
Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!
Вывод: корни-омонимы.
Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы?
Тестово-диагностическая работа
1. Это слова с одним и тем же корнем? («+» – да, «–» – нет)
А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.
А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.
2. Являются ли корни данных слов омонимами? («+» – да, «–» – нет)
водить – водичка;
трава – травинка.
нос – носить;
домовой – домик.
3. Являются ли корни данных слов синонимами? («+» – да, «–» – нет)
А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.
А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран ;
В. Зной, жара.
4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.
Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.
Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.
Заполни пропуски в словах:
Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.
Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.
Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок.
Домашнее задание
Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям.