Окв и ддс в чем разница
Что такое ДДС
Отчет о движении денежных средств
Отчет о ДДС — одна из четырех ключевых форм бухгалтерской отчетности. Компании сдают его в налоговую вместе с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах и отчетом об изменениях капитала. Форма отчета о движении денежных средств закреплена в Приложении 2 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66Н.
В нем раскрывается информация о движении денег в компании в виде поступлений и платежей. Скажем сразу: нельзя путать поступление с выручкой, а платежи с расходами.
Отличие поступлений и платежей в отчете ДДС от доходов и расходов
Отличий много, поэтому путать поступления и доходы нельзя. Во-первых, эти два понятия чаще всего разнесены во времени, например, из-за отсрочки по платежу. Во-вторых, не каждое поступление — это доход, и не каждый платеж — расход.
Пример. ООО “Моя оборона” продает чай. В июне компания продала чай на 300 тыс. рублей. Но по факту деньги получила только в августе. На производство этого чая было затрачено 100 тыс. рублей на крафт-пакеты. Но директор договорился с производителем пакетов об отсрочке и заплатит только в июле. Кроме того, компания в июле взяла в займ 50 тыс. рублей. В таблице мы разбили доходы, расходы, поступления и платежи по месяцам.
Июнь, руб. | Июль, руб. | Август, руб. |
---|---|---|
Доход | 300 000 | |
Расход | 100 000 | |
Поступление / приток | 50 000 | 300 000 |
Платеж / отток | 100 000 |
Как видите, доход в примере признан раньше, чем реально пришли деньги. То же и с расходами. А вот займ — это вообще не доход, так как деньги нужно вернуть. Но в отчете о ДДС приход займа фигурирует. Если бы ООО “Моя оборона” выдало кому-то займ, то мы бы зачли его сумму в оттоке, но никак не в расходе.
При бартере денежных потоков не будет в принципе, так как деньги не перемещаются. А вот доходы и расходы будут. Доход — стоимость полученного имущества, расход — стоимость переданного.
Структура движения денежных средств
Структура отчета обычно одинаковая. Неважно, предназначен отчет для внутреннего пользования или для сдачи в ФНС, выделяют три группы денежных потоков.
Денежные потоки от текущих операций или операционной деятельности
Это все движения денег, связанные с основной деятельностью компании, обычно это самый крупный раздел отчета. Здесь фиксируют:
Денежные потоки по инвестиционным операциям
В этот раздел включают все платежи и поступления по инвестиционной деятельности компании. Это могут быть:
Денежные потоки по финансовым операциям
Здесь отражают все денежные движения, связанные с кредитами и займами. Например:
По каждой группе потоков считают сальдо — разницу между поступлениями и платежами. В рамках одной группы значение может быть со знаком “+” или со знаком “-”. Затем сальдо по всем группам суммируют и прибавляют к остатку денежных средств на начало периода.
Итоговая сумма не может быть меньше 0! Иначе выходит, что денег вы израсходовали больше, чем их было, а это невозможно. Это главное правило, которое нужно соблюдать при составлении отчета.
Методы составления отчета ДДС
Всего есть два метода для составления ДДС: прямой и косвенный. В отечественной практике используют только прямой метод. Косвенный чаще встречается за рубежом.
Прямой метод
При построении отчета ДДС бухгалтер использует все проводки, корреспондирующие со счетами 50-55. То есть распределяет все платежи и поступления по кассе и счетам по виду денежного потока. Это единственный метод, который законодательно разрешен в России.
Минус прямого метода в том, что он никак не соотносится с прибылью из отчета о финансовых результатах.
Косвенный метод
В России не используется. Таким способом отчет собирают при применении МСФО. Этот метод тесно связан с отчетом о финансовых результатах и бухбалансом. При составлении бухгалтер использует показатель прибыли из отчета о финрезультатах и корректирует его на неденежные статьи, например, амортизацию и курсовые разницы.
Корректировка происходит так: неденежные статьи со знаком “+” вычитаются из прибыли, а со знаком “-” — прибавляются. Например, дебиторская задолженность — это неденежная статья со знаком “+”, которая вычитается из прибыли, так как это неполученные деньги.
Правила при составлении отчета ДДС
Помните, что отчет ДДС — это, по сути, аналог банковской выписки, который раскрывает информацию о движении всех денег компании. Также нужно понимать, что отчет ДДС раскрывает строку 1250 бухгалтерского баланса.
При составлении ДДС руководствуйтесь следующими правилами:
Как использовать отчет о движении денежных средств
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кто пользуется отчетом. И тут есть две группы пользователей.
Внешние пользователи — это ФНС. Не зря отчет ДДС входит в группу бухгалтерской отчетности. Однако сдают ДДС не все: субъекты малого предпринимательства освобождены от его сдачи, если считают, что он не содержит важной информации. Такой отчет делают раз в год вместе с бухбалансом.
Внутренние пользователи — это топ-менеджеры и собственники компании, которые хотят понимать состояние основного актива — денег. Для них отчет ДДС чаще даже интереснее, чем отчет о финансовых результатах. Причина в том, что ДДС построен по фактическим данным, то есть он позволяет реально судить о том, сколько денег пришло и ушло из компании.
А вот отчет о финрезультате основан на бухгалтерских данных, которые во многом зависят от способов бухгалтерского учета.
Пример. Руководитель ООО “Моя оборона” принимает решение об открытии нового направления бизнеса. В отчете о финансовом результате он видит прибыль 300 млн рублей. Цифра немаленькая. Но затем он смотрит в отчет ДДС и видит, что остаток денег в три раза меньше — 100 млн рублей. Причины различны, например, оставшиеся 200 млн рублей — это дебиторка, которая неизвестно когда вернется.Так как у бизнеса фактически есть только 100 млн, руководитель придерживает открытие нового направления.
Для внутреннего пользования отчет готовят с разной периодичностью. Кто-то раз в месяц, а кто-то раз в квартал.
Отчет ДДС и бюджет ДДС: отличия
Отчет ДДС — это факт работы компании. По нему можно проанализировать, как деньги двигались в прошлом. Крупные компании строят также план или бюджет движения денежных средств (БДДС).
БДДС — это важный инструмент планирования деятельности. Он нужен, чтобы избежать кассового разрыва — ситуации, когда у компании не хватает денег для исполнения обязательств в текущий момент.
Пример. ООО “Моя оборона” купило 2 июня сырье для чая. В этот же день компания внесла предоплату 50% — 100 000 рублей. Остальную часть обязалась вернуть 2 июля. При этом 15 июня компания продает чай с отсрочкой платежа до 15 июля на сумму 300 000 рублей.
В результате, у организации есть доход 300 000 рублей, но 2 июля рассчитаться по долгам “Моя оборона” не сможет, так как реальных денег на счете пока нет, придут они только 15 июля. Это и есть кассовый разрыв.
БДДС потом сравнивают с отчетом ДДС. Если есть отклонения, их причину нужно устранить, а если это невозможно — учитывать ее при последующем планировании.
БДДС составляется в свободной форме. Обычно все придерживаются той же формы, которая используется в отчете ДДС, но статьи раскрывают более подробно. Например, поступления от покупателей можно разбить на группы контрагентов, платежи по кредитам — разбить на кредитные договоры и так далее.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Наша программа поможет составить бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о движении денежных средств. Всем новичкам мы дарим бесплатный доступ на 14 дней.
Алгоритм составления БДДС
БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.
БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С
Зачем составлять БДДС?
Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.
БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.
Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:
Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.
По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.
Этапы составления БДДС
Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:
Бюджет движения денежных средств
Руководителю необходимо разбираться в основных понятиях, связанных с финансами, даже если в компании есть бухгалтер, в обязанности которого входит учет доходов и расходов предприятия. Понимание финансовой ситуации и разумное распределение средств поможет избежать кассовых разрывов и банкротства.
Бюджет движения денежных средств — это расписанный план, отражающий все источники поступление и использования денег за определенный срок, чаще всего один месяц.
БДДС и БДР: в чем разница?
БДДС — это один из трех основных видов бюджета предприятия. Назначение бюджета движения денежных средств — подсчет чистого денежного потока (ЧДС) и управление платежеспособностью фирмы. На основе этих данных руководитель принимает решение о необходимости заема, ввода дополнительных ресурсов, корректировки условий сотрудничества с контрагентами, а также может сделать анализ денежных потоков и составить прогноз развития бизнеса.
Важно: в бюджете движения денежных средств организации указываются исключительно операции с денежной формой выражения.
БДР (бюджет доходов и расходов) — это документально зафиксированные доходы и расходы компании. В этом документе учитываются все манипуляции, приводящие к прибыли или убыткам. Используется для прогнозирования прибыли, которую можно получить за фиксированный период, а также при оценке себестоимости производства и выручки предприятия.
Совместный анализ обеих форм дает понимание о состоянии компании и ее перспективности в ближайшем будущем.
Алгоритм составления
Расчет бюджета движения денежных средств проводится в 5 основных этапов:
Прямой и косвенный метод составления бюджета
Разработка бюджета движения денежных средств возможна прямым или косвенным методом, которые отличаются исходными данными и их конечной детализацией.
Косвенный метод требует только значений бюджета балансового листа и БДР на начало и конец выбранного промежутка. В этом случае не учитывается движение по счетам компании. Составленный таким образом отчет отслеживает взаимосвязь прибыли и активов компании, четко определяет источники вливания денег и направление их потребления.
Прямой метод отображает основные источники поступления и оттока денег и показывает информацию в разрезе разных видов деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой). Однако при использовании этого вида невозможно отследить взаимосвязь изменения ЧДС и итогового результата в БДР.
БДДС прямым методом составления
Прямой БДДС — это утверждение движения средств в направлении:
Эту форму отчетности можно формировать с помощью готовых программных решений или вручную, если вам необязательно узнавать себестоимость и рентабельность бизнеса.
Преимущества:
Недостатки:
Этапы составления прямого метода
БДДС косвенным методом составления
Бюджет движения денежных средств предприятия, составленный косвенным методом, — это аналитический инструмент для понимания расхождений в результатах деятельности организации, полной картины приходов и расходов, а также остатков наличных.
Преимущества:
Недостатки:
Этапы составления косвенного метода
Для примера, изменения запасов относятся к текущим действиям, непродолжительные вложения денег — к инвестиционным, а в список финансовых идут заемные средства и собственный капитал.
В случае с дебеторской и кредиторской задолженностью вы можете:
Основа отчета БДДС
Контроль бюджета движения денежных средств предприятия позволяет прогнозировать будущее компании, оценить ее деятельность и демонстрирует уровень затрат по инвестициям.
Это качественный аналитический инструмент, который помогает руководителю спрогнозировать сумму на счетах и своевременно внести корректировки, чтобы избежать кассовых разрывов и даже банкротства.
Выбирайте способ расчета бюджета денежных средств, исходя из потребностей и особенностей вашей компании. Прямой метод позволит избежать ошибок, требует меньше времени для составления и не использует допущения, что делает результат более точным. Однако, вы не сможете провести полный анализ деятельности предприятия и выявить слабые места на его основе.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.
Отличие между отчетами БДР и БДДС
Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Отличие между отчетами БДР и БДДС
Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Многие предприниматели и руководители компаний хотят получить ответ на вопросы о том, насколько эффективно будет работает компания, есть ли резервы для развития, какие изменения в компании отразятся на ее финансовых показателях?
Для планирования развития многие компании используют бюджетный подход, который позволяет отразить в финансовых показателях все предстоящие изменения в компании, плана ее развития.
Бюджетирование используется во многих организациях, не зависимо от их размера. При этом использование бюджетов в малом бизнесе тоже востребовано, так как при отсутствии автоматизированных систем управленческого учета, периодическое, в общем случае – ежегодное, составление бюджетов компании позволяет оценить адекватность развития компании по сравнению с внешней средой и внутренними изменениями в компании.
Наиболее часто используемые бюджеты в малом и среднем бизнесе – Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС).
Что такое БДР и БДДС?
БДР и БДДС – это основные финансовые документы, которые помогают контролировать эффективность работы предприятия и управлять его финансовыми ресурсами. Эти формы универсальны, обладают гибкой структурой и подходят для любых организаций. Их можно адаптировать под специфику организации и конкретные цели и задачи менеджеров.
БДР – Бюджет доходов и расходов.
Как следует из названия – этот бюджет содержит расчет и планирование доходов и расходов предприятия. Одним из основных принципов составления БДР является то, что суммы доходов и расходов должны указываться по мере их актирования, а не поступления денег. Результатом формирования БДР является оценка рентабельности (прибыли) компании. БДР состоит из доходной и расходной частей, которые могут декомпозироваться по различным аналитикам. Для полноценного построения управленческой отчетности используют следующие аналитики:
В качестве ЦФУ, в зависимости от целей составления бюджетов, руководители различных уровней могут выделять следующие объекты:
Принято, что общий бюджет содержит полный перечень статей, часть которых может использоваться в конкретном ЦФУ. Часто для формирования доходной БДР используется всего несколько статей (по аналогии с бухгалтерским учетом) – «Выручка от реализации товаров/услуг», «Внереализационный доход». «Внереализационный доход» может в свою очередь делиться на «Доход от инвестиционной деятельности», «Доход от финансовой деятельности», «Прочий доход»
При этом расходы в БДР имеют более глубокую детализацию по статьям затрат, и в зависимости от того, какую информацию необходимо получить, могут быть сгруппированы в группы:
Пример составления БДР:
Статьи доходов и расходов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка от продаж | ||||||||||
Денежные средства на начало периода |
---|
Операционная деятельность |
Итого приток/отток по операционной деятельности (1) |
Инвестиционная деятельность |
Итого приток/отток по инвестиционной деятельности (2) |
Финансовая деятельность |
Итого приток/отток по финансовой деятельности (3) |
Итого приток/отток денежных средств (1+2+3) |
Денежные средства на конец периода |
Чем отличается БДР от БДДС?
Являясь основными документами финансового планирования, БДР и БДДС отражают изменения финансовых ресурсов компании, однако, они имеют различия из-за того, что эти бюджеты отличаются целями их формирования. БДР формируется с целью планирования прибыли, а БДДС для распределения денежных потоков. При этом БДДС и БДР имеют одинаковые статьи, но некоторые статьи присутствуют только в БДР, а некоторые только в БДДС.
В таблице приведены основные различающиеся статьи БДР и БДДС:
Стоит отметить, что формирование БДР и БДДС происходит различными способами БДР формируется методом начисления, а БДДС – кассовым методом.
Принципы составления БДР и БДДС
Отдельно стоит отметить различия в составлении документов: БДДС часто составляться на год с разбивкой по месяцам, и может корректироваться в зависимости от текущего состояния с указанием плановых и фактических данных. Форма БДР совпадает с формой «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерии, но имеет более детализированные статьи.
Формирование БДР
Подготовку БДР и БДДС обычно начинают с Бюджета доходов и расходов, так как структура маржинальной прибыли напрямую формируется из текущих договоров с заказчиками и подрядчиками (поставщиками). Договоры с заказчиками формируют план продаж, в котором учитываются не только текущие работы, но формируется прогноз по реализации компании на бюджетный период (год) с учетом сезонности и коэффициентов роста. Одновременно с формированием доходной части можно сформировать постоянные затраты из расходной части на основании статистических данных. Основные постоянные затраты:
После подготовки Плана продаж составляется бюджет переменных затрат, которые могут выполнить запланированный объем реализации. В качестве основных переменных затрат могут выступать следующие:
К этим расходам необходимо добавить переменные административные затраты:
Этапы формирования БДР могут быть представлены на схеме:
Формирование БДДС
БДДС показывает все финансовые поступления и исходящие перечисления, а также фиксирует остаток денежных средств на момент начала и конца периода. Бюджет движения денежных средств состоит из нескольких разделов:
Подготовка БДДС начинается после формирования БДР. Этапы формирования БДДС могут быть следующие:
Обращаем внимание, что раздел операционной деятельности БДДС может быть составлен 2 методами:
Прямой метод.
При прямом методе БДДС формируется путем разнесения движений денежных средств по статьям поступлений и выплат и представляет конкретные денежные потоки, которые формирует результирующий операционный поток. Порядок определения потока от операционной деятельности прямым способом следующий:
Косвенный метод.
Операционный денежный поток рассчитывается на основании БДР с учетом неденежных поправок. Данный метод показывает, как связаны денежные потоки с финансовыми показателями фирмы. Основные виды неденежных поправок:
Не зависимо от того какой метод используется в компании, необходимо чтобы бюджет был реалистичным, выполняемым и учитывал возможность возникновения кассовых разрывов. На основании составленного БДДС можно сформировать Платежный календарь. Использование актуализированного платежного календаря позволит учитывать реальную ситуацию и избегать кассовых разрывов.
Автоматизация составления БДР и БДДС
Подготовка БДР и БДДС является сложным процессом, основывающимся на определенных правилах и взаимозависящих показателей. В качестве инструмента автоматизации формирования бюджетов может использоваться «WA: Финансист».
Система имеет удобный механизм согласования, который позволяет контролировать процесс и утверждать бюджеты на каждом из этапов. Исполнение обеспечивается подсистемами:
Решение «WA: Финансист» имеет обширный программный функционал, который позволяет:
Система «WA: Финансист» позволяет автоматизировать процесс управления денежными ресурсами и повысить его качество. Она является гибким инструментом, настраиваемым под любые задачи предприятий в Москве или других регионах РФ, вне зависимости от специфики и масштаба их деятельности. Сочетает в себе апробированную методологию и современный программный инструмент.