Оивт предмет в школе что это
Российская педагогическая энциклопедия
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (ОИВТ)
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (ОИВТ)
Разрабатывалась концепция информатизации образования, в частности определявшая содержание обучения основам информатики в системе ср образования Эволюция этого содержания в определенной степени соответствует поэтапному формированию самой концепции информатизации. Выделяются три этапа.
Предусматривалось изучение собственно компьютеров и нек-рых данных об их роли в разл. областях науки, техники и культуры. Рассматривались вопросы организации, представления и обработки информации, алгоритмы и средства их описания. В качестве средства программирования использовались как языки-ассемблеры, так и языки высокого уровня. Одним из осн. показателей достижения междунар. стандарта обучения программированию было применение алгоритмич. языков высокого уровня (фортран, алгол, бейсик, ПЛ-1, кобол и др.).
Второй этап связан с анализом состояния и перспектив обучения основам информатики в отеч. школе. В кн. «Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)» А. П. Ершова, Г. А. Звенигородского, Ю. А. Первина (1979) впервые использовался термин «школьная информатика» как «ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, уч.-метод. и организац. обеспечения применения ЭВМ в шк. уч. процессе». Обсуждались подходы к преподаванию программирования, требования к языку нач. обучения, этапы внедрения шк. курса информатики. Обосновав общеобразоват. значение курса информатики и место его в ср. школе, эта книга в Значит. степени предопределила введение в ср. общеобразоват. школу нового уч. предмета ОИВХ. По существу, было предложено и содержание нового курса. Единственно приемлемым для общеобразоват. школы предполагалось «обучение на базе специально созданного языка, отражающего все основные концепции совр. программирования». Приведена система осн. понятий и представлений, к-рые должны быть отражены в конструкции уч. языка программирования и стать основой для построения метод. схемы курса. В рамках общеобразоват. курса информатики рекомендовалось рассмотреть след, элементы: программа, предписание, система предписаний, память, процедура, переменное поле, имя, условное предписание, цикл, внутр. имя (параметр), функция, данные, структуры данных. Вместе с языком нач. обучения предполагалось использование соответствующей системы программирования.
Концепция информатизации образования (3-й этап) опубликована в журн. «Информатика и образование» (1988, № 6;
1990, № 1). В ней отмечено, что содержанием образования в области информатики должны стать «не конкретные знания, умения и навыки, а развитые человеческие способности к расширению и совершенствованию этих знаний, умений и навыков». Курс информатики рассматривается в перспективе высокой результативности новых информац. технологий (НИХ) в обучении. Предмет ОИВТ. целесообразно перенести из ст. классов в неполную ср. школу. Выделены такие элементы компьютерной грамотности, как: представление о роли и месте НИХ в обществе; умение работать с компьютером в операционной среде (редактор текстов, база данных, графич. редактор, электронные таблицы); знание структуры и возможностей вычислит, систем и средств передачи информации; знание осн. понятий алгоритмизации и программирования; понятие о матем. моделировании. Одной из составляющих компьютерной грамотности названо элементарное программирование.
С учётом опыта работы с пробными уч. пособиями был разработан пробный учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (1988) А. П. Ершова, А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и др. Авторы неск. видоизменили шк. алгоритмич. язык, в основном сохраняя преемственность с предыдущим пособием, но пытались сделать материал более доступным для школьников. Этот учебник, переработанный и переизданный в 1990, по существу, стал альтернативным пособием по ОИВХ для ср. школы. В нём шк. алгоритмич. язык дополнен средствами ввода и вывода информации; в систему языка включены команды исполнителей Робот и Чертёжник; Значит. внимание уделено применению ЭВМ: информац. моделям, уч. информац. системам и пр.
Алгоритмич. язык, используемый в пособиях, ориентирован на т. н. безмашинный вариант курса ОИВХ. Для его машинной поддержки был разработан Е-практикум и создана система программирования КуМир (Комплект учебных миров), в к-рую могут быть подключены разл. исполнители (Робот, Чертёжник, Вездеход, Строитель и др.).
Для машинной поддержки курса ОИВТ авторами разработано программное обеспечение
В практике преподавания ОИВТ определилась тенденция изучения курса не только на старшей, но и на средней ступени школы Так, для этой группы учащихся разработано пособие «Элект-ронно-вычислит техника» (1988) Я А Ваграменко и др. Традиционно в нем даются общие сведения об ЭВМ Более детально излагаются вопросы представления и обработки информации Отд. глава посвящена описанию внеш. устройств ЭВМ Учащиеся получают представление об алгоритмах и средствах их описания Используются схемы, словесно-пошаговое описание алгоритмов, приводятся примеры несложных программ на языках бейсик и паскаль В пособии предусмотрено знакомство учащихся с вычислит системой, организацией файлов, языком заданий операц системы, текстовыми редакторами, подготовкой документации и графиков на ЭВМ В заключит части пособия излагаются вопросы применения вычислит техники на произ-ве (автоматизи-ров системы управления произ-вом, программное управление оборудованием, системы автоматизиров проектирования), организации работы вычислит центра
По осн. темам курса предусмотрено выполнение ряда практич.работ ознакомление с процессом заряда и разряда конденсатора, демонстрация действия транзисторного ключа, работа с пультовой пишущей машинкой, реализация игры Баше, освоение текстового редактора и др
Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ)
Смотреть что такое «Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ)» в других словарях:
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ — (ОИВТ), уч предмет, введенный в ср у ч заведения Рос Федерации с 1985/86 у ч г. Предусматривает изучение законов и методов сбора, передачи и обработки информации с помощью электронной вычислит техники Цель обучения ОИВТ формирование «компьютерной … Российская педагогическая энциклопедия
ОИВТ — ОИиВТ основы информатики и вычислительной техники школьный предмет образование и наука, техн. ОИВТ ОИВТ РАН Объединённый институт высоких температур Российской академии наук ранее: ИВТАН http://oivt.nm.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур
ОСАНКА — привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной О. тело постоянно и без напряжения сохраняет выпрямленное положение, плечи слегка отведены назад, живот подобран. Такая О. делает фигуру красивой, способствует правильному… … Российская педагогическая энциклопедия
Ершов, Андрей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ершов. Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апр … Википедия
Ершов, Андрей — Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апреля 1931 Место рождения: Москва Дата смерти: 8 декабря 1988 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Ершов А. — Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апреля 1931 Место рождения: Москва Дата смерти: 8 декабря 1988 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Ершов А. П. — Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апреля 1931 Место рождения: Москва Дата смерти: 8 декабря 1988 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Ершов Андрей Петрович — Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апреля 1931 Место рождения: Москва Дата смерти: 8 декабря 1988 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Ершов Андрей — Андрей Петрович Ершов Дата рождения: 19 апреля 1931 Место рождения: Москва Дата смерти: 8 декабря 1988 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
ОИиВТ — ОИВТ ОИиВТ основы информатики и вычислительной техники школьный предмет образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
Оивт предмет в школе что это
основы информатики и вычислительной техники
образование и наука, техн.
Объединённый институт высоких температур Российской академии наук
образование и наука, РФ
Смотреть что такое «ОИВТ» в других словарях:
ОИВТ РАН — ОИВТ ОИВТ РАН Объединённый институт высоких температур Российской академии наук ранее: ИВТАН http://oivt.nm.ru/ образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
ОИВТ РАН НИЦ ТИВ — НИЦ ТИВ НИЦ ТИВ ОИВТ РАН ОИВТ РАН НИЦ ТИВ Научно исследовательский центр теплофизики импульсных воздействий Объединённого института высоких температур РАН Москва, образование и наука, физ … Словарь сокращений и аббревиатур
НИЦ ТИВ ОИВТ РАН — НИЦ ТИВ НИЦ ТИВ ОИВТ РАН ОИВТ РАН НИЦ ТИВ Научно исследовательский центр теплофизики импульсных воздействий Объединённого института высоких температур РАН Москва, образование и наука, физ … Словарь сокращений и аббревиатур
Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ) — учебный предмет, введённый в средние учебные заведения Рос. Федерации в 1985/86 учебном году. Предусматривает изучение законов и методов сбора, передачи и обработки информации с помощью электронной вычислительной техники. Цель обучения ОИВТ… … Педагогический терминологический словарь
ШОТ ОИВТ РАН — Шатурское отделение Объединённого института высоких температур Российской академии наук образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
НИЦППЭ ОИВТ РАН — НИЦППЭ НИЦППЭ ОИВТ РАН Научно исследовательский центр прикладных проблем электродинамики Объединённого института высоких температур РАН Москва, образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
НТЦ ЭПУ ОИВТ РАН — Научно технологический центр энергосберегающих процессов и установок Объединённого института высоких температур Российской академии наук образование и наука, РФ, техн., энерг … Словарь сокращений и аббревиатур
НС и ОМЭЭ ОИВТ РАН — Научная станция и опытно методическая электромагнитная экспедиция Объединённого институто высоких температур г. Бишкек, образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ — (ОИВТ), уч предмет, введенный в ср у ч заведения Рос Федерации с 1985/86 у ч г. Предусматривает изучение законов и методов сбора, передачи и обработки информации с помощью электронной вычислит техники Цель обучения ОИВТ формирование «компьютерной … Российская педагогическая энциклопедия
ОИиВТ — ОИВТ ОИиВТ основы информатики и вычислительной техники школьный предмет образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
Информатика как учебный предмет в школе
Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 года. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). В историческом аспекте в становлении отечественного школьного курса информатики выделяется ряд этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике.
Первый этап(середина 50-х годов XX века – 1985 год) – возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: прикладное и общеобразовательное.
Прикладное направление – производственное обучение в старших классах, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ (А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.И. Шварцбурд). Общеобразовательное направление – факультативный курс «Основы кибернетики» для 9-10 классов (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов) – было связано с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации.
Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса для 9-10 классов «Основы информатики и вычислительной техники». В 1986 году было издано первое учебное пособие по информатике, разработанное авторским коллективом под руководством А.П. Ершова, В.М. Монахова.
Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым: «Программирование – вторая грамотность». Соответственно, основными понятиями курса были «алгоритм», «исполнитель», «программа», «компьютер».
Первоначально в большинстве школ информатика преподавалась по безмашинному варианту, поскольку лишь немногие учебные заведения могли обеспечить своим ученикам доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, ВУЗов, НИИ.
К концу 80-х в школы начала массово поставляться отечественная компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор, а также компьютеры японского производства Ямаха. Разнородность вычислительной техники не позволяла разработать единое программно-методическое обеспечение курса информатики. С 1986 года в педагогических институтах началась подготовка учителей информатики.
Третий этап(конец 80-х – начало 90-х гг.) – возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.
Школам рекомендованы три учебника, разработанные разными авторскими коллективами.
1. Учебник А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Р.А. Свореня – близкий по идеологии к учебнику А.П. Ершова. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.
2. Учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович) направлен на получение учащимися представления о технологической цепочке решения задач на ЭВМ. В курсе широко используются межпредметные связи, демонстрируется роль информатики как универсального инструментария для решения задач из различных предметных областей.
3. Учебник ОИВТ, разработанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина, нацелен на решение триединой задачи: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ.
Госкомитет СССР по народному образованию закрепил официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению.
Четвертый этапв истории информатики в школе (начало 90-х гг.) связан с возникшими противоречиями: между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными возможностями образовательных учреждений в обеспечении компьютерной техникой.
Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами зарубежного производства, вследствие чего возникло смещение акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на изучение технологий. При этом произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом, что породило тенденцию его интеграции с математикой или включения в образовательную область «Технология».
Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику». Существующие учебники А.П. Ершова, В.А. Каймина и др. уже не отвечают возросшим потребностям учителей информатики. Практически нет и регламентирующих содержание обучения документов и методических пособий. Преподаватели экспериментируют с содержанием обучения и разрабатывают авторские учебные программы. В результате после окончания школы учащиеся имели различный уровень подготовки по информатике.
Пятый этап (90-е гг.) этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. Был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса, предмет сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика». С этого же времени усиливаются региональные различия в организации преподавания школьной информатики. В большинстве школ российских регионов информатика продолжала изучаться только в старших классах.
В 1995 году решением Коллегии Министерства образования РФ принят новый подход к определению целей и задач обучения информатике в школе. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.
Министерством образования был определён обязательный минимум содержания образования по информатике, включающий содержательные линии: «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Алгоритмы и исполнители», «Формализация и моделирование», «Информационные технологии».
Шестой этап(с 2000г. по 2009 г.) характеризуется осмыслением накопленного опыта и возвращением к общеобразовательным принципам курса информатики, сформулированным еще в 60-е годы. В содержание курса включают основы всего комплекса областей научного знания, связанных с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с ее автоматической обработкой. К таким областям относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и другие.
Основная проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.
В 2000 году опубликована концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. В 2002 году разработан проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике, утверждена новая трехуровневая структура изучения курса. Изучение информатики рекомендовано начинать со второго класса.
В 2004 году утверждён федеральный компонент стандарта по информатике и ИКТ, новый Базисный учебный план. Предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ».
В соответствии со стандартом вводится трехуровневое обучение информатике: начальная ступень (II-IV классы); основная ступень: вводный и базовый курсы (V-VI, VII-IX классы); профильный курс (X-XI классы).
Такая структура обучения соответствует психологическим и физиологическим особенностям учащихся соответствующего возраста, реальной структуре школьного курса информатики, особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах,
Начальная ступень обучения информатике является этапом развития алгоритмического мышления детей, формирования основ информационной культуры.
Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей.
Основная цель базового курса – формирование у школьников знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.
В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому.
Преемственность курса информатики в начальных, средних и старших классах обеспечивается тем, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. Таким образом, курс должен реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
4.2. структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета оивт. учебный алгоритмический язык а. п. ершова
4.2. структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета оивт. учебный алгоритмический язык а. п. ершова
В основу разработки первой программы школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ [23]. Эти понятия и составили концептуальную основу первой версии содержания школьного предмета информатики, именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки.
Содержание обучения складывалось на основе фундаментальных компонентов алгоритмической культуры и далее компьютерной грамотности учащихся (см. подраздел 3.2) и определялось через задачи нового школьного курса следующим образом [23, с. 5-6]:
• систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы;
• овладение основными умениями алгоритмизации;
• формирование представлений о возможности автоматизации выполнения алгоритма;
• усиление прикладной и политехнической направленности алгоритмической линии, заключающееся в конкретной реализации алгоритмов решения задач с помощью ЭВМ;
• ознакомление с основами современной вычислительной техники на примере рассмотрения общих принципов работы микрокомпьютера;
• формирование представления об этапах решения задачи на ЭВМ;
• ознакомление с основными сферами применения вычислительной техники, ее ролью в развитии общества.
Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы (по действующему в то время учебному плану — IX и X кл.). В IX кл. на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю). В X кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса дифференцировались на два варианта — полный и краткий:
— полный курс (68 часов) — для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющих возможность организовать систематические занятия школьников на ВЦ других организаций;
— краткий курс (34 часа) — для школ, не имеющих такой возможности.
Теоретическая часть курса для X кл. — единая для обоих вариантов, отличие только в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач, отработки навыков применения компьютера и его программного обеспечения. При определении содержания курса остается важным вопрос о последовательности изучения его тем. Две эти задачи (определения содержания обучения и построение оптимальной последовательности изучения, соответствующей логике науки и уровню развития учащихся) тесно взаимосвязаны. Основное содержание школьного курса ОИВТ в соответствии с программой [23] складывалось из следующих тем:
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
2. Алгоритмы. Алгоритмический язык — 6ч.
3. Алгоритмы работы с величинами — 10 ч.
4. Построение алгоритмов для решения задач — 16ч.
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
5. Принципы устройства и работы ЭВМ — 12 ч.
6. Знакомство с программированием — 16 ч.
7. Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники — 2ч.
8. Экскурсии на вычислительный центр — 4ч.
Подробный логико-дидактический анализ всех тем первой версии курса ОИВТ приведен в двух первых (соответственно, по первой и второй частям курса) специально составленных книгах для учителя [8, 9], в которых подробно разъяснялись новые для школьных учителей разделы учебного материала и методические особенности его преподавания.
В результате изучения первой части курса учащийся должен был получить представления об информатике как науке о методах и средствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и вычислительной техники. Важнейшее понятие первой части курса — понятие алгоритма, важнейшее умение — представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. В связи с этим учащийся должен был понимать сущность алгоритма, знать его свойства, правила записи основных конструкций алгоритмического языка, типы величин, уметь проследить безмашинный процесс исполнения алгоритмов, используя так называемую таблицу значений, как способ наглядного фиксирования шагов алгоритма. В результате изучения последней темы первой части курса (построение алгоритмов для решения задач) учащиеся знакомились с этапами решения задач на ЭВМ, что позволяло дать первое представление о компьютерном подходе к решению практических задач.
Содержание второй части курса развивает и обогащает понятия, введенные на первом году обучения информатике, закладывает научные основы для формирования всех основных компонентов компьютерной грамотности учащихся. Получают дальнейшее развитие приобретенные в первой части курса первоначальные сведения об устройстве ЭВМ, раскрывается принцип программного управления работой ЭВМ, организации автоматического исполнения программы. Вместе с тем центральное место во второй части курса занимал раздел программирования, при изучении которого завершалось формирование знаний учащихся об основных алгоритмических структурах, умений применять эти знания для построения алгоритмов решения задач. С этой целью вводятся новые (по сравнению с первой частью курса) конструкции алгоритмического языка: команда выбора, цикл с параметром, алгоритм вычисления значений функций и операции работы с текстами. Кроме того, дается краткое изложение начальных сведений о языке программирования, что в условиях хотя бы эпизодического доступа учащихся к ЭВМ позволяло бы практически показывать процесс исполнения программы.
Завершающий раздел курса — знакомство учащихся с основными областями применения ЭВМ, формирование хотя бы начальных представлений о компьютерах, как о средстве повышения эффективности деятельности человека. При отсутствии в школе кабинета вычислительной техники главная роль при изучении этой темы принадлежала экскурсии на предприятия или учреждения, использующие ЭВМ.
Основным средством описания алгоритмов, заложенным в самой программе курса ОИВТ [23] и последовательно используемом в обеих частях пробного учебного пособия для учащихся [21, 22] является специально разработанный под руководством А. П. Ершова учебный алгоритмический язык. Теперь, по прошествии уже достаточно большого времени можно уверенно сказать, что приобретенная этим языком с самого начала его использования репутация наилучшего средства обучения основам алгоритмизации в «безмашинном варианте» полностью подтвердилась. Обладая определенной свободой записей (в нем нет на начальной стадии применения строгих и формальных правил нотации), учебный алгоритмический язык позволяет, тем не менее, познакомиться со всеми основными понятиями и методами алгоритмизации. Кроме того, он обладает целым рядом привлекательных свойств, которые и объясняют, почему при выборе дидактического средства для записи алгоритмов в курсе информатики именно этому языку было отдано предпочтение перед широко распространенными в то время официальными языками программирования (например, Бейсиком):
1. Русская (или национальная) лексика. Служебные слова языка пишутся на русском (или родном) языке и понятны школьнику. В то время как иностранные слова (равно как и аббревиатуры, составленные на основе иноязычных слов), принятые для обозначения конструкций в распространенных языках программирования, создают при изучении (особенно при первоначальном изучении) дополнительные трудности, не имеющие никакого отношения к сути предмета.
2. Структурность. Учебный алгоритмический язык (в отличие, скажем от того же Бейсика, использующего построчную алгоритмическую нотацию) построен на куда более современных идеях структурного программирования. Внутренняя структурная единица алгоритмического языка — составная команда — обеспечивает единство структуры алгоритма и его записи, что наилучшим образом соответствует операционному мышлению человека.
3. Независимость от ЭВМ. В алгоритмическом языке нет деталей, связанных с устройством машины, что позволяет сосредоточить внимание на алгоритмической сути решаемых задач.
При введении курса ОИВТ в школу программа этого предмета, на основе которой писались пробные учебные пособия, сами эти пособия, как и выбранная для размещения в школьном учебном плане позиция для курса ОИВТ (два завершающих года обучения в школе) — все это подвергалось резкой, иногда просто уничижительной критике. Одна из главных мишеней для критики — это относительная избыточность алгоритмизации и программирования (действительно, на непосредственно связанные с программированием разделы 2, 3, 4 и 6 программы в явном виде выделялось 48 часов из 68). Объяснение здесь простое: при составлении программы принимался во внимание не столько научно-методический анализ соответствующих тому времени требований к общеобразовательной подготовке школьников в области информатики, сколько реальное состояние отечественной практики в этой области, реальные возможности оснащения школ материально-технической базой, реальное состояние готовности учительских кадров. Этим объяснялось многое: и то, что вопреки желанию самих разработчиков первой программы она умышленно ориентировалась на «безмашинный» вариант обучения, и то, что вместо широкой подготовки к жизни и деятельности в современном информационном обществе она едва ли не подавляющую часть учебного времени отводила на алгоритмизацию и программирование, через которые в первой программе преимущественно и рассматривалась общеобразовательная функция предмета информатики.