охотино коровин музей дача

В Ярославской области чуть не арестовали за долги дачу знаменитого русского живописца Константина Коровина

Охотино в неволе

Историческую дачу, гостями которой были Максим Горький, Федор Шаляпин, Валентин Серов и которую больше 100 лет назад построили по эскизам известного художника Константина Коровина, чуть не арестовали за долги муниципального учреждения. Впрочем, не все так грустно.

Классик русского пейзажа, один из первых отечественных импрессионистов, известный театральный художник Константин Коровин с удовольствием проводил время на даче, располагавшейся в деревне Охотино под Переяславлем-Залесским. Дачу построили в 1902 году по собственноручным эскизам Константина Коровина, потому он и воспринимал ее как родное гнездо. И даже вдали от переславских пейзажей, писал: «Душой живу больше в Охотине». Деревянный дом с гостеприимной верандой был местом отдыха, работы, встреч с именитыми друзьями: на даче в Охотино бывали Рахманинов, Серов, Ключевский, Горький, Шаляпин.

В перестроечное время стоявшее без присмотра здание дачи в конце концов было передано в собственность Переяславского района. Местные и столичные активисты – представители творческой интеллигенции Москвы, Ярославля, Переславля-Залесского, подключив региональные власти, инициировали ремонт дачи Коровина, а потом и создание музея художника. Открыли музей в Охотино в 2015 году, и он стал местом проведения нескольких тематических фестивалей (один, к примеру, носил характерное название «Искусство жить на даче»), выставок, Коровинских пленэров – и мероприятия эти стали заметными событиями в календаре культурной жизни региона.

Благоденствие едва не кончилось на днях: как сообщило ИА «Регнум», дача художника, находившаяся в оперативном управлении МУ «Центр развития и культуры», оказалась арестована за долги. Центр находится в состоянии ликвидации из-за объединения Переславля и Переславского района. Невыплаченные организацией налоговые долги якобы и стали причиной ареста дачи-музея. Местные общественники, встревожившись положением дел, приняли на круглом столе специальное обращение к депутатам городской думы. Поможет ли это музею, пока не понятно.

Несколько смягчает ситуацию разъяснение ярославских приставов: по их словам, МУ «Центр развития культуры» действительно ликвидируется, и долги на нем есть. Но при этом ареста как бы и нет. «Учреждение-должник находится в стадии ликвидации, – информирует пресс-служба УФССП России по Ярославской области. – В рамках исполнительного производства по взысканию налоговой задолженности больше года назад было вынесено постановление о запрете регистрационных действий на здание и автомобиль».

То есть речь идет не об аресте здания музея, а о запрете на регистрационные действия с ним. По крайней мере, пока.

Источник

«Душой живу больше в Охотине. »

«Мы все из детства» — не без основания полагал Ф.М. Достоевский. Во всяком случае, это утверждение вполне применимо к биографии Константина Алексеевича Коровина. Родился художник в купеческой, когда-то преуспевающей, но после смерти деда полностью разорившейся семье, и потому перешедшей в мещанское сословие. Будучи мальчиком, он не сразу заметил и осознал случившуюся семейную трагедию и с огромной радостью воспринял вынужденный переезд родителей из городского обустроенного дома на окраину Москвы, где отец нашел для себя работу. Предоставленный сам себе Константин целые дни пропадал на охоте со своим новым товарищем Дубининым, любимой собакой Дружком и настоящим охотничьим ружьем, подаренным отцом. Позже вернувшись в Москву и поступив вслед за своим братом Сергеем в Училище живописи, ваяния и зодчества, Коровин постоянно будет вспоминать жизнь среди природы, намериваясь вновь вернуться в деревню.

Коровин не сразу обстроился в Охотине. Сначала он снимал избу у ярославского мужика Ивана Васильевича Блохина в живописной деревне Старово, расположенной на противоположном высоком берегу Нерли. Позже у него же останавливались коровинские друзья, любившие приезжать сюда, чтобы поохотиться и половить рыбу. Этот дом, судя по сохранившейся фотографии, запечатлен на картине К.А. Коровина, получившей ошибочное название «Уголок в провинции. Улица в Переславле» (1905, ГРМ).

С не меньшей любовью он запечатлевал внутренности дома, его скромную обстановку с простой мебелью и разбросанными охотничьими принадлежностями, как в работе «Интерьер. Охотино» (1913, Государственный Русский музей). Ночью при свете зажженных свечей и отблесков на золотистых стенах дома от пламени горящих в камине дров, при контрасте с видимым из окна таинственным силуэтом леса, застывшим в зимних сумерках комната на его картинах преображалась. Нередко обитателями мастерской становились прекрасные, задумчивые дамы, часто поющие под гитару, как на картинах «Дама с гитарой» (1911, Костромской Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) или «Девушка с гитарой» (1916, Вологодская областная картинная галерея). Именно в Охотине возникает в творчестве художника особый жанр, получивший название «ноктюрн».

В гости к Коровину в Охотино поработать и отдохнуть часто приезжали Ф.И. Шаляпин, В.А. Серов, С.А. Виноградов, А.М. Горький, музыкальный критик Н.Н. Куров, композитор Ю.С. Сахановский, ставшие впоследствии главными персонажами его охотничьих повествований. Некоторые картины мастера также рассказывают об их беззаботных забавах на рыбалке и охоте. Написанные с нескрываемым юмором и озорством такие произведения, как «Утро. Охотничья палатка» (1914, ГТГ) или «Рыбаки» (1914, частное собрание) имеют авторские подписи: «Щука, 22 фунта 1 арш. 7 верш.» или «А леща тебе Блюменталь не поймать!».

Если картины Коровина 1890-х годов написаны в спокойной и гладкой манере, то в 1910-х годах его творческий почерк изменился. Теперь он стал работать обобщенно, используя яркие краски и темпераментный фактурный мазок. Лишь на расстоянии цвета сливались в единое, гармоничное целое, выявляя объем и композицию. Особенно это заметно на примере таких произведений, как «Охотино. Дети» (1913) и «Охотино. Солнечный день» (1915) (обе — частное собрание).

Любовь к простой деревенской жизни, к крестьянину нашли отражение в творчестве художника. Эта любовь согревала его на чужбине, когда, вспоминая прежнюю Россию, он писал свои замечательные рассказы. Многие из них начинались фразой «хорошо. в деревне», а заканчивались «мне всегда хочется поехать в деревню: там мои приятели охотники-крестьяне».

Однако в том же 1918 году жить в Охотине было небезопасно, и семья Коровина переезжает в Тверскую губернию, где сначала поселяется на озере Удомля, а затем в Островне Вышневолоцкого уезда в усадьбе Ушаковых. Здесь в жуткой нищете, при отсутствии продуктов питания и материалов для работы художник пребывал до лета 1921 года. В следующем году он начал серьезно задумываться о возможности выезда в Европу. Поводом для поездки послужили организация персональной выставки и необходимость лечения сына.

Источник

Землю в Охотино художник приобрел у Саввы Мамонтова в 1897 году. Вскоре он выстроил здесь дом, где разместил и свою мастерскую. С тех пор в течение почти 20 лет жизнь и творчество Константина Коровина было тесно связаны с Ярославской землей.

Через несколько лет после Константина Алексеевича неподалеку поселился и его друг Федор Иванович Шаляпин, выкупивший часть большого участка и выстроивший дом в полутора километрах от Охотино, в деревне Ратухино. Автором проекта шаляпинской дачи стал Константин Коровин. Между домами двух друзей пролегла лесная тропа, по которой Шаляпин и Коровин ежедневно ходили друг у другу в гости. Она сохранилась до сих пор. По ней гости музея смогут с радостью прогуляться, подышать чистым воздухом, понять всю красоту охотинских мест.

В Охотино были написаны известные картины Коровина: «Вечер на террасе (Охотино)» (1915), «У мельницы Охотино» (1917), «Охотино», (1917), «Пейзаж. Охотино» (1922) и многие другие.

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дача

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дача

В мемуарах Коровина есть много упоминаний о том времени, которое художник провел в Охотино. Так он пишет: «И жалею я, что не придется мне лежать там, в земле родной, рядом с лучшим другом моим, Фебом, там, в саду моем, где жила иволга.»

Погостить в Охотино и Ратухино приезжали многие известные люди. Здесь бывали композитор Сергей Рахманинов, художник Валентин Серов, литераторы Максим Горький, Николай Телешов, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк, историк Василий Ключевский, директор императорских театров Владимир Теляковский… и даже легенда советского кино Любовь Петровна Орлова, тогда еще маленькая девочка, родители которой дружили с Шаляпиным.

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дача

После эмиграции хозяев дачи Шаляпина и Коровина принадлежали различным советским учреждениям. Дача Федора Шаляпина была разрушена в 60-е годы, однако дача Константина Коровина уцелела в своем первозданном виде. В результате изменений в хозяйственной и экономической жизни страны к середине 90-х она числилась бесхозным объектом. Усилиями администрации Переславского района удалось вернуть дом в муниципальную собственность и впоследствии начать уникальный проект по его возрождению.

Идею осуществить проект на принципах государственно-частного партнерства поддержал Глава Переславского района, Владимир Михайлович Денисюк. Группу энтузиастов, силами которых этот проект осуществляется, возглавила Елена Пешкова – руководитель московской студии живописи «АртИнсайт». Со стороны районной власти проект курирует Петрина Татьяна Ивановна, руководитель информационно-консультационного центра по поддержке предпринимательства и туризма Переславского района, именно ей в оперативное управление передана дача Коровина.

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дача

По замыслу организаторов проекта его главная цель – создать творческое пространство, соприкасаясь с которым посетители дома Коровина смогут не только прикоснуться к тому времени, в которое работали Константин Алексеевич и его знаменитые современники, но и сами попробовать себя в творчестве. Здесь будут проходить мастер-классы по живописи для взрослых и детей, проводиться концерты, фестивали. Уже есть договоренности о проведении мастер-классов с переславскими, ярославскими и московскими художниками.

Несмотря на то, что работ по реставрации дома, созданию музея, подготовке инфраструктуры еще много, проект было решено не откладывать в дальний ящик и уже сейчас открыть двери музея для желающих. Все собранные от экскурсий и мастер-классов деньги будут направляться на восстановительные работы. Также важно, чтобы Ярославская область услышала об этом проекте и, наконец, подготовила дорогу, пригодную для подъезда к музею. Сейчас это 8 км очень плохой трассы со съезда с Ярославского шоссе.

Торжественное открытие дачи Константина Коровина состоится в день памяти художника 11 сентября 2015 года. Сбор гостей с 11 утра, торжественное открытие в 12 часов. Посетителей ждет насыщенная программа на целый день: концерт старинных записей Федора Шаляпина, чаепитие, литературные чтения мемуаров Коровина, мастер-классы живописи, посадка памятного дерева, которое прибудет в Охотино из Гурзуфа, где открыт небольшой мемориальный музей Константина Коровина.

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дача

12 сентября музей уже откроет свои двери для первых посетителей – группы школьников из соседнего поселения (20 детей). Для них будет проведена экскурсия по дому, а переславский художник, Вадим Родомысльский даст урок живописи. А может среди именно этих детей растет юный Коровин. 13 сентября для желающих будут организованы экскурсии по дому и мастер-класс живописи «Охотинский пейзаж».

Наш адрес: Ярославская область, Переславский район, деревня Охотино.
Телефоны для справок: +7-967-079-79-70, +7-915-992-51-77
Facebook.com/domkorovina
Kkorovin.com

Источник

Владимир Селивёрстов, деревня Охотино, Константин Коровин

Владимир Селивёрстов
Сердце, душа музея Коровина сегодня – Владимир Сергеевич Селивёрстов. Ему уже за семьдесят, он, как я поняла, считается директором музея. Родился в Охотине, живёт рядом с музеем, под горой, причём бабка намекала ему, что, дескать, внук он…
В доме Коровина была школа, и Владимир Сергеевич там учился. Потом – Ярославль, институт, спортивные достижения, хорошая работа. И вот на пенсии уехал он в родную деревню – и взял на себя заботу о музее Коровина. Он – главная достопримечательность Охотина сейчас. Какая сердечность, какое приятие льётся из его глаз! И какое лукавство! Вот он во дворе дома – окружён туристками. Одна спрашивает:
– А как же вы зимой здесь живёте? Не страшно?
Директор серьёзен:
– Как же не страшно? Страшно. Иногда сидишь вечером, телевизор смотришь – и вдруг изба начинает шататься. Выглядываешь в окно – а это медведь матёрый холкой об угол дома трётся.
У туристов глаза шире блюдец. Верят безусловно! И в этот момент голубые глаза Владимира Сергеевича начинают метать искры. В толпе начинают робко улыбаться – и через несколько секунд все хохочут.
Режиссёр Андрей Никишин, собравшись снимать фильм про дачу Коровина, приехал в Охотино – и когда увидел Селивёрстова, решил изменить сценарий и сделать его главным героем фильма. В 2017 году фильм-элегия был готов «То было давно… Там… В Охотине…» Удивительная картина, от которой плачут слезами очищения все туристы.
Жена и дочь поддерживают Владимира Сергеевича, помогают в работе. Две главные трудности музея: в нём нет печей, были разрушены, и дом не отапливается, зимой там невозможно ни находиться, ни вести экскурсии. Сделали полы в одной комнате – некачественно, половицы прогибаются. Сруб крепкий, но если не топить, то его скоро потерять можно. Вторая проблема – От Ярославки туда чрезвычайно трудно проехать. Сворачивать надо на деревню Вашка, мимо кладбища, к Никольской церкви, и проехать там – большая проблема. За Вашкой грунтовка более-менее приемлемая.
Владимир Сергеевич ведёт нас на обрыв над Нерлью, где Коровин с Шаляпиным костерок разводили, рыбу удили. В соснах – сладкая земляника. Самая крупная и ещё незрелая прячется в папоротниках.
Пора ехать, но туристки мои обступили Селивёрстова, не хотят расставаться. Прощаясь, он говорит ласково:
– Приезжайте ещё!
И слёзы блестят у него в глазах.

Источник

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дачаbreviarissimus

Breviarissimus и мир

Несвоевременные мысли

После эмиграции хозяев дачи Шаляпина и Коровина принадлежали различным учреждениям. Шаляпинский дом был разрушен в 60-е гг, а дача Коровина уцелела в своем первозданном виде. К сер. 90-х гг. она числилась бесхозным объектом. Усилиями администрации Переславского р-на удалось вернуть дом в муниципальную собственность и начать уникальный проект по его возрождению.

охотино коровин музей дача. Смотреть фото охотино коровин музей дача. Смотреть картинку охотино коровин музей дача. Картинка про охотино коровин музей дача. Фото охотино коровин музей дачаКоровин Константин Алексеевич родился 23 ноября (5 декабря) 1861 г. в Москве, в старообрядческой семье. Умер 11 сентября 1939 г. в Париже. В 14 лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешел на отделение живописи. Ученик А.К.Саврасова. В ученические годы был связан дружбой и общими творческими устремлениями с И.И.Левитаном. После того как тяжело заболевший Саврасов оставил преподавание, Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

В апреле 1917 года избирается в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим министерством императорского двора, а в 1918 г. он вошёл в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, одновременно став членом коллегии художников театра. Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжает также сотрудничать с театром.

Тем не менее, со стороны левых художников и деятелей искусства К.Коровин подвергался жестоким нападкам как представитель буржуазного искусства. Особенно усердствовали в этом деле Владимир Маяковский и Давид Штеренберг. И в конце 1919 года, ссылаясь на болезнь сердца, мастер отказался от преподавания. Как только появлялась возможность, Коровин уезжал из Москвы, в 1918 году в Охотино, в 1918-1919 гг. в Островно, на берег озера Удомля в Тверской губернии, где когда-то работал Левитан. В 1922 (по другим сведениям в 1923) году Коровин по совету А.В.Луначарского уезжает на лечение сына в Европу и более не возвращается в Россию. Коровин активно работал за рубежом как живописец и сценограф. В эмиграции также расцвёл его талант писателя-мемуариста. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы (обычно печатался в газете «Возрождение»).

Странно было слушать это от еще нестарых и грамотных крестьян, не раз бывавших в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *