солнце мертвых что это

Солнце мертвых — Шмелев И.С.

Реквием

«Мы в Бер­лине! Неве­домо для чего. Бежал от сво­его гopя. Тщетно… Мы с Олей раз­биты душой и мыка­емся бес­цельно… И даже впер­вые види­мая загра­ница — не тро­гает… Мерт­вой душе сво­бода не нужна…

Так писал, вырвав­шись из крас­ной Рос­сии за гра­ницу, Иван Сер­ге­е­вич Шме­лев своей люби­мой пле­мян­нице и душе­при­каз­чице Ю.А. Куты­ри­ной в январе 1922 года.

Он еще не знал, что нико­гда не вер­нется на родину, еще таил надежду, что его един­ствен­ный сын Сер­гей, рас­стре­лян­ный во время боль­шого тер­рора конца 1920 — начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не ото­шел от пере­жи­того в малень­кой, вымо­ро­жен­ной и голод­ной Алуште. И еще не родился замы­сел назван­ного «эпо­пеей» рек­ви­ема — «Солнца мертвых».

Эпо­пея созда­ва­лась в марте-сен­тябре 1923 года в Париже и у Буни­ных, в Грассе. На калей­до­скоп страш­ных впе­чат­ле­ний должна была лечь тра­ур­ная тень лич­ной тра­ге­дии. В «Солнце мерт­вых» о погиб­шем сыне — ни слова, но именно глу­бо­кая чело­ве­че­ская боль, кото­рую Шме­лев не мог унять даже выстра­дан­ным сло­вом, при­дает всему повест­во­ва­нию огром­ную мас­штаб­ность. Мно­гие зна­ме­ни­тые писа­тели, а среди них Томас Манн, Гер­хард Гауп­т­ман, Сельма Лагер­леф, счи­тали «Солнце мерт­вых» самым силь­ным из создан­ного Шме­ле­вым. Эми­грант­ская кри­тика — Нико­лай Куль­ман, Петр Пиль­ский, Юлий Айхен­вальд, Вла­ди­мир Лады­жен­ский, Алек­сандр Амфи­те­ат­ров — встре­тили шме­лев­скую эпо­пею вос­тор­жен­ными откли­ками. Но, пожа­луй, наи­бо­лее про­ник­но­венно напи­сал о «Солнце мерт­вых» пре­крас­ный про­заик Иван Лукаш:

«Эта заме­ча­тель­ная книга вышла в свет и хлы­нула, как откро­ве­ние, на всю Европу, лихо­ра­дочно пере­во­дится на „боль­шие“ языки…

Читал ее за пол­ночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева?

О смерти рус­ского чело­века и рус­ской земли.

О смерти рус­ских трав и зве­рей, рус­ских садов и рус­ского неба.
О смерти рус­ского солнца.

О смерти всей все­лен­ной, — когда умерла Рос­сия — о мерт­вом солнце мертвых…»

Несмотря на ужас пере­жи­того, Шме­лев про­тив рус­ского чело­века не озло­бился, хотя жизнь «новую» про­клял. Но и там, под чужим небом, желал упо­ко­иться в Рос­сии, в люби­мой им Москве, 3 июля 1959 года Юлия Алек­сан­дровна Куты­рина писала автору этих строк:

«Важ­ный вопрос для меня, как помочь мне — душе­при­каз­чице (по воле заве­ща­ния Ивана Сер­ге­е­вича, моего неза­бвен­ного дяди Вани) выпол­нить его волю: пере­везти его прах и его жены в Москву, для успо­ко­е­ния рядом с моги­лой отца его в Дон­ском монастыре…»

Твор­че­ство Шме­лева, его память осве­щает солнце — вечно живое солнце рус­ского стра­да­ния и рус­ского подвижничества.

За гли­ня­ной стен­кой, в тре­вож­ном сне, слышу я тяже­лую поступь и треск колю­чего сушняка…

Это опять Тамарка напи­рает на мой забор, кра­са­вица сим­мен­талка, белая, в рыжих пят­нах, — опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каж­дый день бутылки три молока — пен­ного, теп­лого, пах­ну­щего живой коро­вой! Когда молоко вски­пает, начи­нают играть на нем золо­тые блестки жира и появ­ля­ется пеночка…

Не надо думать о таких пустя­ках — чего они лезут в голову!

Да, сон я видел… стран­ный какой-то сон, чего не бывает в жизни.

Все эти месяцы снятся мне пыш­ные сны. С чего? Явь моя так убога… Дворцы, сады… Тысячи ком­нат — не ком­нат, а зал рос­кош­ный из ска­зок Шехе­ре­зады — с люст­рами в голу­бых огнях — огнях нездеш­них, с сереб­ря­ными сто­лами, на кото­рых груды цве­тов — нездеш­них. Я хожу и хожу по залам — ищу…

Кого я с вели­кой мукой ищу — не знаю. В тоске, в тре­воге я выгля­ды­ваю в огром­ные окна: за ними сады, с лужай­ками, с зеле­не­ю­щими долин­ками, как на ста­рин­ных кар­ти­нах. Солнце как будто све­тит, но это не наше солнце… — под­вод­ный какой-то свет, блед­ной жести. И всюду — цве­тут дере­вья, нездеш­ние: высо­кие-высо­кие сирени, блед­ные коло­коль­чики на них, розы поблек­шие… Стран­ных людей я вижу. С лицами нежи­выми ходят, ходят они по залам в одеж­дах блед­ных — с икон как будто, загля­ды­вают со мною в окна. Что-то мне гово­рит — я чую это щемя­щей болью, — что они про­шли через страш­ное, сде­лали с ними что-то, и они — вне жизни. Уже — нездеш­ние… И невы­но­си­мая скорбь ходит со мной в этих до жути рос­кош­ных залах…

Конечно, она — Тамарка. Когда молоко вски­пает… Не надо думать о молоке. Хлеб насущ­ный? У нас на несколько дней муки… Она хорошо запря­тана по щелям — теперь опасно дер­жать открыто: при­дут ночью… На ого­ро­дике поми­доры — правда, еще зеле­ные, но они скоро покрас­неют… с деся­ток куку­рузы, завя­зы­ва­ется тыква… Довольно, не надо думать.

Как не хочется поды­маться! Все тело ломит, а надо ходить по балам, рубить «кутюки» эти, дубо­вые кор­не­вища. Опять все то же.

Да что такое, Тамарка у забора. Сопе­нье, похле­сты­ва­ние веток… обгла­ды­вает мин­даль! А сей­час подой­дет к воро­там и нач­нет выпи­рать калитку. Кажется, кол при­ста­вил… На про­шлой неделе она выперла ее на колу, сняла с петель, когда все спали, и сожрала поло­вину ого­рода. Конечно, голод… Сена у Вербы нет на горке, трава давно пого­рела — только обгло­дан­ный граб да камни. До позд­ней ночи нужно бро­дить Тамарке, выис­ки­вать по глу­бо­ким бал­кам, по непро­лаз­ным чащам. И она бро­дит, бродит…

А все-таки поды­маться надо. Какой же сего­дня день? Месяц — август. А день… Дни теперь ни к чему, и кален­даря не надо. Бес­сроч­нику все едино! Вчера доно­сило бла­го­вест в городке… Я сорвал зеле­ный «каль­виль» — и вспом­нил: Пре­об­ра­же­ние! Стоял с ябло­ком в балке… при­нес и поло­жил тихо на веранде. Пре­об­ра­же­ние… Лежит «каль­виль» на веранде. От него теперь можно отсчи­ты­вать дни, недели…

Источник

СЛАВЯНСКОЕ НОВОЯЗЫЧЕСТВО

творческая лаборатория

Хорс—«Солнце мертвых»

Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма

«Когда отец испускает себя в виде семени в лоно, на самом деле это Солнце испускает себя в виде семени в лоно».
«Джайминья-упанишада-брахмана». III, 10, 4.

Когда, о боги, как Яти,
Вы сделали набухшими (все) миры,
То спрятанное в море
Солнце вы извлекли наружу.

Как видно из примеров, в индоевропейской мифологии довольно ясно отражено представление о том, что область загробного мира находится где-то на западе, за морем. Поэтому в этот потусторонний мир мрака, находящийся «за морем», на западе, уходили не только души умерших, но и Солнце. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как захоронение в лодке, отправляемой в открытое море, или погребение с лодкой, или сооружение надгробия в виде лодки. (Голан А. Миф и символ (стр.51).
Добавлю, что в славянской культуре «подземное» и «водное» пространство, семантически тождественны друг другу—образуя некий всеобщий локус хтоничности. Стихии воды и земли в архаичном сознании были связаны с женским естеством, с их способностью создавать жизнь, тем самым нести, как благодать, так и потенциальную опасность. Последняя выражалась в связи женского образа с нижним, тёмным, земным, рождающим, а, следовательно, нечистым, негативным в контексте открывающих границ между этим и потусторонним миром. ( Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода (стр.17). Поэтому Солнце совершая свой ночной путь в водах подземного мира, или вернее сказать, его схождение на закате в царство мёртвых, наделяет Солнце хтоническими чертами. Более того, на некоторую хтоничную природу Солнца, вполне справедливо указал Элиаде М., ссылаясь на один из гимнов «Ригведы»: «Солнце изначально было «безногим» и получило от Варуны «ноги, чтобы ходить». Солнце — жрец-асура всех богов-дева». (Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения (стр.109). Однако говорить о полной хтоничности Солнца было бы несправедливо; оно как и многие божества индоевропейцев амбивалентно. Уже в гимнах «Ригведы» I.115.5., говорится о двух аспектах Солнца: «сияющем и черном», при этом амбивалентность солнечного божества в индийской традиции, как и во многих других, связана с противопоставлением дня и ночи, света и тьмы, Митры и Варуны, глазом которых является Сурья в цитируемом ниже гимне «Ригведы»: дневной путь солнца — сфера Митры, ночной — Варуны: («Ригведа». Мандалы I–IV. стр. 140, коммент. на стр. 611)

Сурья принимает этот цвет Митры (и) Варуны,
Чтобы быть видимым в лоне неба.
Бесконечно светла одна его сторона,
Другую, черную, собирают (его) кобылицы.

Далее, в «Ригведе» X.37.3.:

Испокон веков безбожник не может восторжествовать над тобой,
Когда ты едешь на колеснице с крылатыми конями.
Одна (твоя сторона), обращенная к востоку, вращается по темному пространству;
Благодаря другой ты восходишь со (своим) светом.

В сущности, индоевропейской мифологии довольно хорошо известна связь коня и солнца. Так, в гимне «Ригведы» I.163.2., говорится:

Его, подаренного Ямой, запряг Трита.
Индра впервые сел на него верхом.
Гандхарва схватил его поводья.
Из солнца вытесали вы коня, о бога.

Продолжение въ файле (см. прикрепленный документ) –

Источник

«Солнце мертвых» И. Шмелева – краткое содержание

Трагическая судьба людей, переживших Гражданскую войну, без прикрас изображена в произведении Шмелева. Автор, ставший свидетелем кровавых событий, сумел тонко передать весь ужас положения простого человека, ставшего заложником бездушного отношения окружающих. Многие герои, потерявшие человечность, не вызывают симпатии и сочувствия.

Романа Солнце мертвых краткое содержание передает события самых интересных глав.

Персонажи романа

Борис Шишкин – писатель, мечтавший создавать светлые произведения для детей.

Ляля – девочка, вынужденная учиться выживать в тяжелых условиях.

Доктор – близкий приятель главного героя, в результате страшных событий потерявший моральный облик.

Шура – обычный человек, выживший за счет предательства других людей. Он хорошо одевается, не чувствует голода, владеет приличным домом. Все это он получил за то, что доносит на окружающих.

Пересказ «Солнце мертвых» по главам

Текст романа разбит на множество глав, связанных образом рассказчика, который передает события горестных лет, выражая свое отношение к героям и их действиям. «Солнце мертвых» кратко по главам пересказано далее.

Что убивать ходят

Рассказчик, в лохмотьях выполняющий тяжелую работу, становится свидетелем приезда Шуры, который сам себя зовет Соколом. Автор называет его стервятником, говорит, что чувствует запах крови, исходящий от героя.

Шура очень хорошо одет, что особенно выделяет его среди других людей. Он не испытывает постоянного голода, ездит на коне, живет в богатом доме, развлекается игрой на рояле.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Автор говорит о множестве русских людей, которые находятся за решетками и ждут расправы. Они защищали родину в битвах, но теперь их заслуги не учитываются. В подвалах Крыма находились сотни людей. Те, кто решали их судьбу, должны были поставить на листках особую отметку – букву Р. С нее начинаются замечательные слова, такие, как Родина и Россия. Она же означает и расстрел.

К рассказчику приходит хромой архитектор, вынужденный заниматься учетом книг. Он боится, так как знает, что в случае плохого выполнения работы будет наказан. У главного героя есть стопка художественных произведений. Из жалости к архитектору он дает расписку, в которой перечислены все тексты.

Автор обращается к тем, кто, сидя в мягких креслах, читает газеты, глядит пустыми глазами на солнце мертвых. Они не способны понять ценности жизни.

Про Бабу-Ягу

Автор с обрыва смотрит на пустынный пляж. До революции там находились домики профессоров и доцентов, настолько занятых наукой, что их были способны обмануть слуги. Их имущество, собранное с любовью и заботой, теперь изъято простыми дворниками.

В одной из дач жил мирный старичок на пенсии. Маленькая внучка приносила ему с пляжа камни. Он любил ловить рыбу, ходить на базар. Однажды красноармейцы арестовали его за то, что он был одет в неподобающую шинель. Вскоре его расстреляли, а внучка напрасно ждала старика со слезами на глазах.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Рассказчик говорит о том, что от наблюдаемых им ужасов кровь стучит в голове, но приходится терпеть. В случае, если человек не подчиняется режиму, его ждет быстрая расправа. Со временем страх перед новыми хозяевами жизни исчезает, так как люди ощущают полное бесправие и привыкают к нему.

Баба-Яга летит в ступе и машет железной метлой. Так автор называет большевиков. Они должны вымести Крым, избавить его от всех неугодных. Страшная сказка, которой раньше пугали неразумных детей, на глазах превращается в явь.

В представлении автора те, кто вершит правосудие, наделены недюжинными данными: у них мощные спины, толстые шеи, тяжелый взгляд. Руки их предназначены убивать всех, кто не укладывается в картину мира.

Борис Шишкин

Автор знаком с молодым писателем, который мечтает о славе. Несмотря на гонения, он непрестанно трудится над созданием произведений. Он хочет сделать что-то, отличающееся от мрачной современности, поэтому ищет чистоту и святость. Рассказчик говорит о том, что Борис обладает огромным талантом и жизненным опытом, позволяющим ему рассуждать о многих проблемах современности.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Во время службы в армии Борис побывал в плену, где подвергался пыткам. Несмотря на это, молодой человек сохранил веру в людей. Вернувшись на родину, он обнаружил, что после революции жизнь изменилась коренным образом. Шишкин решил подбирать с улицы детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на благие дела, красноармейцы заключают его под арест. Избежав расстрела, герой оказывается в Крыму, где голодает и нищенствует. Он мечтает писать для детей светлые и поучительные истории.

Конец концов

Главный герой из-за трагических происшествий не понимает, какой сейчас месяц, какие события происходят. Он смотрит на помертвевшее солнце, не способное принести радости никому из живых.

Наблюдая за кладбищем, автор размышляет о том, что будет дальше, и приходит к выводу, что светило лишь смеется над мертвыми. Живым оно не способно больше дать тепла. Он призывает весну, благодаря которой воскреснут мертвецы.

Накануне кухарки забили старика, который им надоел своими просьбами. Кажется, что череда смертей никогда не закончится. Родная земля становится чужой для всех, кто не верит идеям большевиков и революции.

Главный герой встречает «смертеныша» на кладбище. Мальчик десяти лет был похож на мертвеца: синие губы складывались в смеющийся оскал. Он был худым и истощенным. Глаза его источали страх, речь была спутанной.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

В ужасе рассказчик сбегает от мальчика и его матери. Он не понимает, чего хотят проходящие мимо люди. Приходит хитрый хохол, готовый обменять что угодно, но быстро покидает место, поняв, что поживиться здесь нечем. Вскоре появляется отец Бориса, который сообщает грустную весть: обоих его сыновей расстреляли.

Приходит весна, но она не приносит умиротворения и надежды.

Основная идея автора

Своим текстом автор утверждает идею о том, что невозможно добиться положительных перемен при помощи насилия. Многие люди, погибшие из-за своих взглядов, не совершали плохих поступков. Они просто были теми, кто отличался от нормы в представлении правящей власти.

Солнце в повествовании становится символом новой жизни, лишенной ярких красок и веселья. Оно светит тем, кто греется в мягких креслах, решая судьбу других людей. Оно не способно согреть и дать жизнь, так как больше не является представителем всего живого.

Источник

Краткое содержание Солнце мертвых Шмелева для читательского дневника

История создания и жанровые особенности

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Ознаменовало второй — эмиграционный — этап творчества Ивана Шмелева произведение «Солнце мертвых». Жанр, выбранный писателям для своего творения, — эпопея. Напомним, что в таком роде произведений описываются выдающиеся национально-исторические события. О чем же рассказывает Шмелев?

Писатель выбирает действительно запоминающееся событие, но гордиться здесь нечем. Он изображает крымский голод 1921-1922 годов. «Солнце мертвых» — это реквием по тем, кто погиб в те ужасные годы — и не только от недостатка пищи, но и от действий революционеров. Немаловажно и то, что сына самого Шмелева, оставшегося в России, расстреляли в 1921 году, а книга была опубликована 1923-м.

Конец концов

Так называется заключительная глава книги. «Когда кончатся эти смерти?» — задается вопросам автор. Умер соседский профессор. Дом его тут же был разграблен. По дороге герою встретилась женщина с умирающим ребенком. Жаловалась на судьбу. Тот не смог дослушать ее историю и убежал от матери умирающего младенца в свою виноградную балку.

Герой книги не боится смерти. Скорее, он ее ждет, полагая, что лишь она одна может избавить от мук. Доказательством тому служит фраза, сказанная автором в последней главе: «Когда же накроет камнем?» Тем не менее писатель понимает, что, несмотря на то, что сроки подошли, чаша еще не испита.

Что современные читатели думают о книге, которую в 1923 году написал Иван Шмелев?

«Солнце мертвых»: краткое содержание

Действия разворачиваются в августе на побережье крымского моря. Всю ночь героя мучили странные сны, а проснулся он от перепалки соседей. Вставать не хочется, но он вспоминает, что начинается праздник Преображения.

В заброшенном доме по дороге он видит павлина, который уже долгое время живет там. Когда-то он принадлежал герою, но теперь птица ничья, как и он сам. Иногда павлин возвращается к нему и собирает виноградные ягоды. А рассказчик гоняет его – еды мало, солнце все выжгло.

Из хозяйства у героя еще имеется индюшка с индюшатами. Держит он их как память о прошлом.

Продукты можно было бы купить, но из-за красногвардейцев корабли больше не заходят в порт. А они еще и к имеющейся на складах провизии людей не подпускают. Вокруг царит мертвая тишина погоста.

Все вокруг страдают от голода. И те, кто недавно шел с лозунгами и поддерживал красных в ожидании хорошей жизни, больше ни на что не надеются. И над всем этим светит веселое жаркое солнце…

“Солнце мертвых”: краткое содержание. “Солнце мертвых” Ивана Шмелева

Есть книги, чтение которых огорчает, наводит на грустные мысли. Одну из них в начале двадцатых годов прошлого столетия создал русский писатель Иван Шмелев. В этой статье – ее краткое содержание. «Солнце мертвых» – произведение человека редкого таланта и невероятно трагической судьбы.

История создания

Критики назвали «Солнце мертвых» одним из самых трагических литературных произведений за всю историю человечества. В каких условиях создавалась книга?

Спустя год после того, как Иван Шмелев покинул родину, он приступил к написанию эпопеи «Солнце мертвых». Тогда он не знал, что в Россию никогда не вернется. И все еще надеялся, что сын его жив.

Сергей Шмелев был расстрелян без суда и следствия в 1921 году. Он стал одной из жертв «красного террора в Крыму». Одним из тех, кому писатель посвятил «Солнце мертвых» неосознанно.

Потому как о судьбе сына Иван Шмелев узнал много лет спустя после написания этой страшной книги.

О чем первые главы книги? Непросто передать краткое содержание. «Солнце мертвых» начинается с описания утренней природы Крыма. Перед глазами автора – живописный горный пейзаж. Но крымский ландшафт лишь навевает тоску.

Здешние виноградники наполовину разорены. Дома, расположенные вблизи, опустели. Крымская земля пропитана кровью. Автор видит дачу своей знакомой. Некогда роскошный дом сейчас стоит словно осиротевший, с побитыми окнами, осыпанной побелкой.

«Что убивать ходят»: краткое содержание

«Солнце мертвых» – книга о голоде, страдании. В ней изображены муки, которые испытывают как взрослые, так и дети. Но самые страшные страницы книги Шмелева – те, где автор описывает превращение человека в убийцу.

Удивителен и ужасен портрет одного из героев «Солнца мертвых». Зовут этого персонажа Шурой, любит он играть вечерами на рояле, называет себя «соколом». Но с этой гордой и сильной птицей он не имеет ничего общего.

Не зря автор сравнивает его со стервятником. Шура многих отправил на север или – еще хуже – на тот свет. Но он каждый день ест молочную кашу, музицирует, разъезжает на коне. В то время как люди вокруг умирают от голода.

Шура – один из тех, которых послали убивать. Вершить массовое уничтожение их отправили, как ни странно, ради высокой цели: достигнуть всеобщего счастья. Начинать, по их мнению, следовало с кровавой бойни.

И те, что пришли убивать, выполнили свой долг. Ежедневно в подвалы Крыма отправлялись сотни человек. Днем их выводили на расстрел. Но, как оказалось, счастье, для которого потребовалось более ста тысяч жертв, было иллюзией.

Трудовой люд, мечтающий занять барские места, вымирал от голода.

Про Бабу-ягу

Так называется одна из глав романа. Как предать ее краткое содержание? «Солнце мертвых» – произведение, представляющее собой рассуждения и наблюдения писателя. Страшные истории изложены беспристрастным языком.

И оттого становятся еще ужаснее. Можно изложить вкратце отдельные истории, рассказанные Шмелевым. Но душевную опустошенность автора едва ли передаст краткое содержание.

«Солнце мертвых» Шмелев написал тогда, когда уже не верил ни в свое будущее, ни в будущее России.

Недалеко от полуразрушенного дома, где обитает герой романа, находятся дачи – пустынные, холодные, запущенные. В одной из них жил отставной казначей – добрый рассеянный старичок. Жил он в доме с маленькой внучкой. Любил сидеть у берега, ловить бычков.

А по утрам старичок отправлялся на рынок за свежими помидорами и брынзой. Однажды его остановили, отвезли в подвал и расстреляли. Вина казначея была в том, что он носил старую военную шинель. За это и был убит.

Маленькая внучка сидела в пустой даче и плакала.

Баба-яга

Довольно тяжело читать «Солнце мертвых». Краткое содержание, конечно, передает гнетущую атмосферу повествования, но не так сильно, как оригинал.

Опустели крымские дачи, расстреляли всю профессуру, а дворники добро растащили. А по радио был дан приказ «Помести Крым железной метлой». И взялась Баба-яга за дело, метет.

Приходит к рассказчику доктор в гости. У него все отобрали, даже часов не осталось. Он вздыхает и говорит, что сейчас под землей стало лучше, чем на земле. Когда грянула революция, доктор с женой были в Европе, романтизировали о грядущем. А революцию он теперь сравнивает с опытами Сеченова. Только вместо лягушек людям сердца вырезали, на плечи сажали «звездочки», да затылки дробили из наганов.

Герой смотрит ему вслед и думает, что теперь ничего не страшно. Ведь теперь Баба-яга в горах.

У соседей вечером зарезали корову, и хозяин душил убийцу. Герой пришел на шум, а в это время кто-то зарезал его курицу.

Приходит соседская девочка, просит крупы – мать у них умирает. Рассказчик отдает все, что у него было. Появляется соседка, рассказывает, как променяла золотую цепочку на еду.

О чем первые главы книги? Непросто передать краткое содержание. «Солнце мертвых» начинается с описания утренней природы Крыма. Перед глазами автора — живописный горный пейзаж. Но крымский ландшафт лишь навевает тоску.

Здешние виноградники наполовину разорены. Дома, расположенные вблизи, опустели. Крымская земля пропитана кровью. Автор видит дачу своей знакомой. Некогда роскошный дом сейчас стоит словно осиротевший, с побитыми окнами, осыпанной побелкой.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Игра со смертью

Продолжают развиваться действия эпопеи «Солнце мертвых» (Иван Шмелев). Рассказчик рано утром отправляется рубить дерево. Здесь он засыпает, и его будит Борис Шишкин, молодой писатель. Он не умыт, оборван, с опухшим лицом, с нестрижеными ногтями.

Прошлое его было непростым: воевал в Первой мировой, его взяли в плен, чуть не расстреляли как шпиона. Но в итоге просто отправили работать в шахты. При советской власти Шишкин смог вернуться на родину, но тут же попал к казакам, которые едва его отпустили.

Доходит весть о том, что недалеко сбежали шестеро пленных советской власти. Теперь всем грозят облавы и обыски.

Конец сентября. Рассказчик глядит на море и горы – вокруг тихо. Вспоминает, как недавно встретил на дороге троих детей – девочку и двух мальчиков. Их отца арестовали по обвинению в убийстве коровы. Тогда дети отправились на поиски пищи. В горах старшая девочка приглянулась татарским парням, и они накормили детей и даже дали еды с собой.

Однако больше рассказчик не ходит по дорогом и не желает общаться с людьми. Лучше смотреть в глаза животным, но их немного осталось.

Исчезновение павлина

О судьбах тех, кто радовался и приветствовал новую власть, рассказывает «Солнце мертвых». Краткое содержание, пусть и не в объеме оригинала, передает злую иронию их жизни. Раньше они ходили на митинги, кричали, требовали, а теперь умерли с голода и уже 5-й день лежат их тела и никак не могут дождаться даже ямы погребальной.

В конце октября исчезает павлин, а голод становится все злее. Рассказчик вспоминает, как оголодавшая птица приходила за едой несколько дней назад. Тогда он попытался было ее придушить, но не смог – рука не поднялась. А теперь павлин исчез. Соседский мальчишка принес несколько перьев птицы и сказал, что ее, наверное, съел доктор. Рассказчик берет перья нежно, как хрупкий цветок, и кладет их на веранде.

ОН размышляет, что все вокруг — это и есть круги ада, которые постепенно сжимаются. Гибнет от голода даже семейство рыбаков. Сын умер, дочь собралась за перевал, Николай, глава семейства, тоже погиб. Осталась только одна хозяйка.

Развязка

Подходит к концу эпопея «Солнце мертвых» (краткое содержание). Пришел ноябрь. Старый татарин ночью возвращает долг – он принес муки, груш, табаку. Приходит известие о том, что сгорел доктор в своих миндалевых садах, а его дом уже начали грабить.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Наступила зима, пришли дожди. Голод продолжается. Море совсем прекращает кормить рыбаков. Они приходят просить хлеба к представителям новой власти, но в ответ их только призывают держаться и приходить на митинги.

На перевале убили двоих, которые выменивали вино на пшеницу. Зерно привезли в город, промоют да съедят. Рассказчик размышляет о том, что всего не отмоешь.

Герой силится вспомнить, какой нынче месяц… кажется, декабрь. Он идет на берег моря и смотрит на кладбище. Закатное солнце освещает часовню. Словно солнце улыбается мертвым. Вечером к нему заходит отец писателя Шишкина и рассказывает, что сына расстреляли «за разбой».

«Солнце мертвых»: анализ

Это произведение названо самой сильной вещью Шмелева. На фоне бесстрастной и прекрасной крымской природы разворачивается настоящая трагедия – голод уносит все живое: людей, животных, птиц. Писатель поднимает в произведении вопрос о ценности жизни во времена великих социальных изменений.

Невозможно остаться в стороне и не задуматься о том, что важнее, читая «Солнце мертвых». Тема произведения в глобальном смысле — это борьба между жизнью и смертью, между человечностью и животным началом. Пишет автор о том, как губит нужда человеческие души, и это его пугает больше голода. Также Шмелев поднимает такие философские вопросы, как поиск истины, смысла жизни, человеческих ценностей и пр.

солнце мертвых что это. Смотреть фото солнце мертвых что это. Смотреть картинку солнце мертвых что это. Картинка про солнце мертвых что это. Фото солнце мертвых что это

Борис Шишкин

В «Солнце мертвых» Шмелев рассказывает о судьбе своего собрата, молодого писателя Бориса Шишкина. Даже в годы террора этот человек мечтает о писательстве. Бумаги и чернил не найти. Свои книги он хочет посвятить чему-то светлому, чистому. Автор знает, что Шишкин необычайно талантлив. А еще, что в жизни этого молодого человека было столько горя, сколько хватило бы на сто жизней.

Шишкин служил в пехоте. Во время Первой мировой войны оказался на германском фронте. Попал в плен, где его пытали, морили голодом, но чудом остался жив. Домой он вернулся в другую страну. Поскольку Борис выбрал себе занятие по душе: подбирал с улицы детей-сирот. Но большевики его вскоре арестовали. Снова избежав смерти, Шишкин оказался в Крыму. На полуострове он, больной и умирающий от голода, все еще мечтал о том, что когда-нибудь он будет писать добрые, светлые рассказы для детей.

Герои

Не раз автор описывает превращение человека в зверя, в убийцу и предателя на станицах эпопеи «Солнце мертвых». Главные герои также не застрахованы от этого. Например, доктор — друг рассказчика — постепенно теряет все свои моральные принципы. И если в начале произведения он говорит о написании книги, то в середине повествования убивает и съедет павлина, а под конец начинает употреблять опий и гибнет в пожаре. Есть и те, кто за хлеб стал доносчиком. Но такие, по мнению автора, еще хуже. Они сгнили изнутри, и глаза их пусты и безжизненны.

Нет в произведении тех, кто не страдал бы от голода. Но каждый переносит его по-своему. И в этом испытании становится понятно, чего по-настоящему стоит человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *