Оглавление что делать чернышевский
Что делать? Н. Г. Чернышевский
Н. Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Художник Е. Д. Горовых
Посвящается моему другу О. С. Ч. [*]
Содержание
I
Дурак
Часам к десяти утра пришел полицейский чиновник, постучался сам, велел слугам постучаться, — успех тот же, как и прежде. «Нечего делать, ломай дверь, ребята».
Дверь выломали. Комната пуста. «Загляните-ка под кровать» — и под кроватью нет проезжего. Полицейский чиновник подошел к столу, — на столе лежал лист бумаги, а на нем крупными буквами было написано:
«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
— Так вот оно, штука-то теперь и понятна, а то никак не могли сообразить, — сказал полицейский чиновник.
— Что же такое, Иван Афанасьевич? — спросил буфетчик.
— Давайте чаю, расскажу.
Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице. История была вот какого рода.
Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: «Какое подурачился — пустил себе пулю в лоб, да и все тут». Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Застрелился, так; но отчего? «Пьяный», — было мнение одних консерваторов; «промотался», — утверждали другие консерваторы. «Просто дурак», — сказал кто-то. На этом «просто дурак» сошлись все, даже и те, которые отвергали, что он застрелился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли застрелился, или озорник, вовсе не застрелился, а только выкинул штуку, — все равно, глупая, дурацкая штука.
На этом остановилось дело на мосту ночью. Поутру, в гостинице у Московской железной дороги, обнаружилось, что дурак не подурачился, а застрелился. Но остался в результате истории элемент, с которым были согласны и побежденные, именно, что если и не пошалил, а застрелился, то все-таки дурак. Этот удовлетворительный для всех результат особенно прочен был именно потому, что восторжествовали консерваторы: в самом деле, если бы только пошалил выстрелом на мосту, то ведь, в сущности, было бы еще сомнительно, дурак ли, или только озорник. Но застрелился на мосту — кто же стреляется на мосту? как же это на мосту? зачем на мосту? глупо на мосту! — и потому, несомненно, дурак.
Опять явилось у некоторых сомнение: застрелился на мосту; на мосту не стреляются, — следовательно, но застрелился. Но к вечеру прислуга гостиницы была позвана в часть смотреть вытащенную из воды простреленную фуражку, — все признали, что фуражка та самая, которая была на проезжем. Итак, несомненно застрелился, и дух отрицания и прогресса побежден окончательно.
Все были согласны, что «дурак», — и вдруг все заговорили: на мосту — ловкая штука! Это, чтобы, значит, не мучиться долго, коли не удастся хорошо выстрелить, — умно рассудил! от всякой раны свалится в воду и захлебнется, прежде чем опомнится, — да, на мосту. умно!
Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, — и дурак, и умно.
Что делать? (Чернышевский Н. Г., 1863)
(Посвящается моему другу О.С.Ч.)
Часам к 10 утра пришел полицейский чиновник, постучался сам, велел слугам постучаться, — успех тот же, как и прежде. «Нечего делать, ломай дверь, ребята».
Дверь выломали. Комната пуста. «Загляните — ка под кровать» — и под кроватью нет проезжего. Полицейский чиновник подошел к столу, — на столе лежал лист бумаги, а на нем крупными буквами было написано:
— Так вот оно, штука-то теперь и понятна, а то никак не могли сообразить, — сказал полицейский чиновник.
— Что же такое, Иван Афанасьевич? — спросил буфетчик.
— Давайте чаю, расскажу.
Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице. История была вот какого рода.
Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: «какое подурачился — пустил себе пулю в лоб, да и все тут». Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Застрелился, так; но отчего? «Пьяный», — было мнение одних консерваторов; «промотался», — утверждали другие консерваторы. — «Просто дурак», — сказал кто-то. На этом «просто дурак» сошлись все, даже и те, которые отвергали, что он застрелился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли застрелился, или озорник, вовсе не застрелился, а только выкинул штуку, — все равно, глупая, дурацкая штука.
На этом остановилось дело на мосту ночью. Поутру, в гостинице у московской железной дороги, обнаружилось, что дурак не подурачился, а застрелился. Но остался в результате истории элемент, с которым были согласны и побежденные, именно, что если и не пошалил, а застрелился, то все-таки дурак. Этот удовлетворительный для всех результат особенно прочен был именно потому, что восторжествовали консерваторы: в самом деле, если бы только пошалил выстрелом на мосту, то ведь, в сущности, было бы еще сомнительно, дурак ли, или только озорник. Но застрелился на мосту, — кто же стреляется на мосту? как же это на мосту? зачем на мосту? глупо на мосту! — и потому, несомненно, дурак.
Опять явилось у некоторых сомнение: застрелился на мосту; на мосту не стреляются, — следовательно, не застрелился. — Но к вечеру прислуга гостиницы была позвана в часть смотреть вытащенную из воды простреленную фуражку, — все признали, что фуражка та самая, которая была на проезжем. Итак, несомненно застрелился, и дух отрицания и прогресса побежден окончательно.
Все были согласны, что «дурак», — и вдруг все заговорили: на мосту — ловкая штука! это, чтобы, значит, не мучиться долго, коли не удастся хорошо выстрелить, — умно рассудил! от всякой раны свалится в воду и захлебнется, прежде чем опомнится, — да, на мосту… умно!
Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, — и дурак, и умно.
Что делать? (Чернышевский Н. Г., 1863)
— «Содержание повести — любовь, главное лицо — женщина, — это хорошо, хотя бы сама повесть и была плоха», — говорит читательница.
— Это правда, — говорю я.
Читатель не ограничивается такими легкими заключениями, — ведь у мужчины мыслительная способность и от природы сильнее, да и развита гораздо больше, чем у женщины; он говорит, — читательница тоже, вероятно, думает это, но не считает нужным говорить, и потому я не имею основания спорить с нею, — читатель говорит: «я знаю, что этот застрелившийся господин не застрелился». Я хватаюсь за слово «знаю» и говорю: ты этого не знаешь, потому что этого тебе еще не сказано, а ты знаешь только то, что тебе скажут; сам ты ничего не знаешь, не знаешь даже того, что тем, как я начал повесть, я оскорбил, унизил тебя. Ведь ты не знал этого, — правда? — ну, так знай же.
Да, первые страницы рассказа обнаруживают, что я очень плохо думаю о публике. Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца ее, прикрыл их туманом. Ты, публика, добра, очень добра, а потому ты неразборчива и недогадлива. На тебя нельзя положиться, что ты с первых страниц можешь различить, будет ли содержание повести стоить того, чтобы прочесть ее, у тебя плохое чутье, оно нуждается в пособии, а пособий этих два: или имя автора, или эффектность манеры. Я рассказываю тебе еще первую свою повесть, ты еще не приобрела себе суждения, одарен ли автор художественным талантом (ведь у тебя так много писателей, которым ты присвоила художественный талант), моя подпись еще не заманила бы тебя, и я должен был забросить тебе удочку с приманкой эффектности. Не осуждай меня за то, — ты сама виновата; твоя простодушная наивность принудила меня унизиться до этой пошлости. Но теперь ты уже попалась в мои руки, и я могу продолжать рассказ, как по — моему следует, без всяких уловок. Дальше не будет таинственности, ты всегда будешь за двадцать страниц вперед видеть развязку каждого положения, а на первый случай я скажу тебе и развязку всей повести: дело кончится весело, с бокалами, песнью: не будет ни эффектности, никаких прикрас. Автору не до прикрас, добрая публика, потому что он все думает о том, какой сумбур у тебя в голове, сколько лишних, лишних страданий делает каждому человеку дикая путаница твоих понятий. Мне жалко и смешно смотреть на тебя: ты так немощна и так зла от чрезмерного количества чепухи в твоей голове.
Я сердит на тебя за то, что ты так зла к людям, а ведь люди — это ты: что же ты так зла к самой себе. Потому я и браню тебя. Но ты зла от умственной немощности, и потому, браня тебя, я обязан помогать тебе. С чего начать оказывание помощи? да хоть с того, о чем ты теперь думаешь: что это за писатель, так нагло говорящий со мною? — я скажу тебе, какой я писатель.
У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-таки ничего: читай, добрейшая публика! прочтешь не без пользы. Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей. Поэтому я скажу тебе: если б я не предупредил тебя, тебе, пожалуй, показалось бы, что повесть написана художественно, что у автора много поэтического таланта. Но я предупредил тебя, что таланта у меня нет, — ты и будешь знать теперь, что все достоинства повести даны ей только ее истинностью.
Впрочем, моя добрейшая публика, толкуя с тобою, надобно договаривать все до конца; ведь ты хоть и охотница, но не мастерица отгадывать недосказанное. Когда я говорю, что у меня нет ни тени художественного таланта и что моя повесть очень слаба по исполнению, ты не вздумай заключить, будто я объясняю тебе, что я хуже тех твоих повествователей, которых ты считаешь великими, а мой роман хуже их сочинений. Я говорю не то. Я говорю, что мой рассказ очень слаб по исполнению сравнительно с произведениями людей, действительно одаренных талантом; с прославленными же сочинениями твоих знаменитых писателей ты смело ставь наряду мой рассказ по достоинству исполнения, ставь даже выше их — не ошибешься! В нем все-таки больше художественности, чем в них: можешь быть спокойна на этот счет.
Поблагодари же меня; ведь ты охотница кланяться тем, которые пренебрегают тобою, — поклонись же и мне.
Но есть в тебе, публика, некоторая доля людей, — теперь уже довольно значительная доля, — которых я уважаю. С тобою, с огромным большинством, я нагл, — но только с ним, и только с ним я говорил до сих пор. С людьми, о которых я теперь упомянул, я говорил бы скромно, даже робко. Но с ними мне не нужно было объясняться. Их мнениями я дорожу, но я вперед знаю, что оно за меня. Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже не мало, и быстро становится все больше. Если бы вы были публика, мне уже не нужно было бы писать; если бы вас еще не было, мне еще не было бы можно писать. Но вы еще не публика, а уже вы есть между публикою, — потому мне еще нужно и уже можно писать.
Краткое содержание романа «Что делать?»
Данное произведение было издано в 1906 году. Автор потратил на его написание всего несколько месяцев. Это было то время, когда он находился в заточении в одной из одиночных камер Петропавловской крепости. Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» по главам раскроет не только любовную линию ведущих персонажей, но и затронет другие не менее важные темы. Экономические, социальные и философские идеи того времени.
I. Дурак
Полицейский, связав факты воедино, понял, что постоялец и есть тот самый мужчина, застрелившийся вечером вчерашнего дня на мосту. Тело не было найдено, но на месте предполагаемого суицида была найдена простреленная фуражка. Прислуга гостиницы опознала ее. Именно эта фуражка была на голове их заезжего гражданина.
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском доме
В 12 лет Веру отдали в пансион. Дополнительно она брала уроки игры по фортепьяно. Девочка умела хорошо шить. В 14 она уже обшивала всю семью. Мать постоянно обзывала ее цыганкой за смуглый цвет кожи. Ее одежда была больше похожа на лохмотья, но когда Верочке исполнилось 16, мать изменила свое отношение к ней. Перестала обзывать и стала наряжать пуще прежнего.
Причины таких перемен были очевидны. Марья Алексеевна желала поскорее выдать дочь замуж и прилагала к этому все усилия. Надежды матери оправдались, когда на Веру обратил внимание сын хозяев дома, Сторешников. Женщина не пожалела денег, купив билеты в оперу, в ту же самую ложу, где был хозяйский сынок с друзьями. Вера, почувствовав себя неловко в их обществе, сослалась на головную боль и покинула театр.
Михаил Иванович после оперы продолжил вечер в модном ресторане, где встретил старую знакомую, француженку Жюли. Он говорит всем, что расстался с бывшей девушкой Адель и сейчас он с Верой.
Утром в дом Веры с визитом заявился Сторешников собственной персоной. Чтобы мать не поняла о чем между ними идет разговор, девушка начала общаться с гостем по-французски. Она сказала, что ей известно о том, кем он выставил ее перед друзьями. Ей это было неприятно. Она просит Михаила впредь не попадаться ей на глаза.
Жюли под предлогом поиска учительницы фортепьяно для своей племянницы приехала в дом Розальских. Она признается Вере, что Михаил заключил на нее пари. Сама Вера ей понравилась. Она советует простить Сторешникова и выйти за него замуж. Этот брак мог поправить материальное положение их семьи, да и мать бы успокоилась и перестала донимать разговорами о замужестве.
Вере Михаил совсем не нравился, и замуж она за него не собиралась, но ему удалось уговорить девушку хорошо подумать, прежде чем давать категоричный отказ.
Глава вторая. Первая любовь и законный брак
Первый раз ему удалось познакомиться с Верой поближе на ее дне рождения, куда его пригласила ее мать. Во время танца девушка разоткровенничалась с ним, пожаловавшись на грядущую свадьбу.
Лопухов пытается помочь Вере с работой, но безуспешно. Он бросает учебу на последнем курсе и начинает зарабатывать на жизнь частной практикой и переводом учебников. Ему пришлось пойти на это ради Веры, чтобы забрать ее из родительского дома к себе на съемное жилье.
Вере часто снились сны. Ее первый сон был странным. Ей приснилось, что ее выпустили из темного подвала, где она находилась в заточении. Оказавшись посреди поля, Вера видит красивую незнакомку, представившуюся любовью к людям. Дальше во сне Вера шла по городу и выпускала на свободу запертых в подвале девушек.
Работу Вера так и не могла найти. Ей все отказывали, опасаясь идти против воли ее родителей. Они с Дмитрием решили пожениться, но жить будут на Вериных условиях. Сидеть на шее мужа она не собиралась. Ей нужны собственные средства, чтобы обеспечить себя. Спать они будут в разных комнатах и относиться друг к другу как друзья, не более.
Глава третья. Замужество и вторая любовь
Второй сон был про поле, усеянное колосьями и про грязь, реальную и фантастическую. Объяснение этому было. Из реальной грязи вырастает будущий урожай, из нереальной ничего не будет. У нее нет развития.
Дело Веры было успешным. За три года она неплохо развернулась. В коллективе работало уже не три девушки, а семь. Каждая их них получала свой процент от дохода. Девчонки сдружились между собой и проводили время вместе не только на работе, но и вне ее. Выбирались на природу, устраивали пикники, вели задушевные разговоры.
Однажды Дмитрий серьезно заболел, подхватив воспаление легких. Вера и Кирсанов дежурили у его кровати по очереди. Александр Матвеевич много времени проводил с Верой наедине. Незаметно для себя, юноша понял, что влюбился в жену друга. Испугавшись нового для себя чувства, Кирсанов начал под любым предлогом отказываться от визита к ним в дом. Вере тоже нравился Кирсанов.
Третий сон был про дневник Веры, написанный ее рукой. В нем говорилось, что ее чувства к мужу не более чем благодарность за его заботу и доброту. Вера поняла, что не любит мужа. Дмитрий начал догадываться, что между женой и Кирсановым что-то происходит. Он понял, что лишний в этом любовном треугольнике. Лопухов инсценирует самоубийство на Литейном мосту. О его планах знал только один человек, Рахметов, экземпляр редкой породы. Он и принес Вере записку от Дмитрия, где тот сообщал, что покидает сцену.
Глава четвертая. Второе замужество
Дмитрию пришлось уехать в Рязань. Он не мог больше оставаться с Верой под одной крышей, видя, как она тяготится его обществом. Она чувствовала себя обязанной по отношению к нему, любовью здесь и не пахло. Он уступал свое место Кирсанову, будучи абсолютно уверен в том, что это будет самой лучшей развязкой для всех.
Второе замужество Веры можно назвать счастливым. Они с Кирсановым много времени проводили вместе, читая и обсуждая прочитанное, спорили, искали и находили компромиссы. Александр почти все время проводил на работе. Вера все чаще стала задумываться, а почему бы ей не попробовать соответствовать мужу и не стать женщиной-медиком. Супруг одобрил ее решение и всячески помогал постигать первые азы в медицине.
Новый сон Веры был ярок и красочен. Цветущее поле, пение птиц, сказочный дворец. Три женщины из разных эпох, царицы и богини. Астарта, рабыня своего мужа. Она не вправе распоряжаться собственной жизнью и судьбой. Прекрасная Афродита, служившая мужчинам источником наслаждения. Третья царица «Непорочность», грустная и скорбящая. Вера понимает, что следующей царицей станет она. В ее эпоху будет царить равноправие. В подтверждение этому она видит картину будущего своей страны, где все счастливы и беззаботны.
Катерина Васильевна Полозова пишет письмо Полине, где сообщает, что очарована знакомством с Верой, хозяйкой двух швейных мастерских и ее замечательным мужем.
Глава пятая. Новые лица и развязка
Катя была благодарна Александру Кирсанову. В свое время он помог ей ценным советом, и она смогла сделать правильный выбор. Ее жених оказался совсем не тем человеком, за которого она его принимала.
Обстоятельства вынудили Василия Полозова продать завод. Выгодное приобретение сделал американец по имени Чарльз Бьюмонт. В общении с иностранцем проблем не возникло. Мужчина прекрасно говорил по-русски. Он признался, что его детство и юность прошли в России. Отсюда великолепное знание русского языка.
Его роман с Катей стремительно начался после того, как он был приглашен к ним на ужин в дом. В разговоре девушка пожаловалась, что не может найти занятие по душе и тогда Чарльз посоветовал ей завести знакомство с Верой Кирсановой. Вскоре он делает ей предложение.
Во время визита Катерины с Чарльзом в дом Кирсановых, вскрылась тайна ее жениха. Александр сразу узнал в нем своего друга Лопухова. Все были несказанно рады воскрешению Дмитрия.
Две семьи решают жить вместе. Они принимают гостей, проводят совместно досуг. Швейное производство расширилось. У Веры впереди сдача экзамен на медика. Все ее мечты сбылись. Пройдет несколько лет. Они все так же живут вместе, наслаждаясь тихим, семейным счастьем и обществом друг друга.
«Что делать?» Н. Г. Чернышевский Кратко
Николай Гаврилович Чернышевский
Роман «Что делать?» Краткое содержание
Роман Николая Чернышевского, главная мысль которого в том, что свобода личности не должна зависеть от половой принадлежности человека, общество XIX века восприняло неоднозначно. Особенности языкового оформления, сложность композиции, отведение главной роли женщине — всё это стало причинами двоякого к нему отношения. Одни называли роман «Что делать?» «мерзостью», другие, напротив, считали его «прелестью». Но недооценить это произведение, оказавшее серьёзное влияние на русское общество тех времён, не возможно.
Краткий пересказ романа Чернышевского «Что делать?»
Родители девушек в XIX веке самостоятельно определяли их судьбы. Но юной Вере Павловне не хотелось стать супругой молодого повесы, которому её обещали. Чтобы спасти девушку, на ней женится прогрессивный студент-медик Дмитрий Лопухов. Это чисто фиктивный брак, основанный на взаимном уважении и равноправии. Вера получает полную свободу действий и возможность жить самостоятельно без оглядки на мнение родителей или супруга.
Героиня открывает швейный цех, в коротом также царит равноправие и не существует стандартного типа отношений «начальни — подчиненные». Каждая из мастериц лично заинтересована в росте прибыли и в этом успех всего производства.
Со временем Вера находит любовь. Её избранником становится доктор Александр Кирсанов. Лопухов инсценирует самобийство и перебирается в Америку, а Вера получает свободу стать женой любимого человека.
Лопухов меняет имя и возвращается на родину через год как Чарльз Бьюмонт. Чаррльз-Дмитрий находит прекрасную невесту. А потом он и его жена близко дружат с Верой и Александром Кирсановыми.
Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»
Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» подробно по главам
Дурак
11 июля 1856 года в большую петербургскую гостиницу около 9 вечера приехал постоялец. Он снял комнату и попросил его не беспокоить до 8 утра следующего дня. Он заказал котлету и чай. Затем отправился к себе. На утро слуга отправился будить постояльца, но тот не открывал. После нескольких попыток разбудить постояльца, было принято решение взломать двери. А так как взламывать двери можно только в присутствии полиции, вызвали полицейского чиновника.
В комнате кроме записки «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь» больше ничего не нашли. После рассказ полицейского чиновника, будет долго пересказываться. Действительно, около 3 часов ночи на мосту прогремел выстрел. А когда караульные служители и прохожие пришли на место выстрела, то никого не нашли. Решили, что человек, который застрелился на мосту просто дурак, а его поступок умный. Ведь если даже не удастся застрелиться, то упав с моста можно захлебнуться.
Первое следствие дурацкого дела
12 июля молодая женщина, Вера, сидела и шила платье. Ей принесли записку в которой было написано: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». Муж Веры решил покончить с собой, тем самым дать ей возможность жить с любимым человеком. Ведь на тот момент Вера не любила мужа. Она была влюблена в его друга Александра Кирсанова.
Предисловие
В предисловии автор говорит о том, что все люди разные. Есть добрые, честные, всё умеющие. И для них он писал и будет писать.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Жизнь Веры с детства была простой. Жила она с семьей в доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Отец Веры у них работал управляющим и даже успевал работать в департаменте. Вера училась в пансионе и игре на фортепьяно.
Затем за Верой приударил старший сын Сторешниковых. Её матери он пришелся по вкусу, так как был хорош собой и богат. Мария Алексеевна всем способствовала приближению свадьбы дочери со Столешниковым. Но Вере он был неприятен. Он посмел перед друзьями выставить Веру своей любовницей. Среди них была француженка Жюли. Она видела Веру и отметила про себя, что любовницей Михаила та не является. После этого между Верой и Михаилом состоялся неприятный разговор. Она выставила его из дома и просила больше не приходить. Затем Столешников вместе с Жюли пришел к Рязанцевым просить Веру стать учителем фортепьяно для племяницы Жюли. В это время Жюли пообщалась с Марией Алексеевной и рассказала про пари Михаила и его друзей. Пари было на Веру. Михаил не оставил надежды жениться на Вере, но она ему отказывала. Он стал за ней красиво ухаживать, а её мать продавала ему по дешевке вещи, которые оставляли под залог. От Веры с женидьбой на время отстали.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
У Веры есть младший брат Федя. Для него отец нанял учителя. Им был студент медик Лопухов. «Студент был уже не юноша, человек среднего роста или несколько повыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом». Вера про себя отметила: «не дурен и, должно быть, добр, только слишком серьезен».
Вскоре мать Веры пригласила Лопухова на вечер. На вечере Вера и студент много танцевали и общались. В это вечер она почувствовала к нему притяжение, а он ей пообещал помочь избавиться от гнета матери. Мать Веры решила узнать имеет ли планы на её дочь Лопухов. Поэтому она всё время следила за парой и подслушивала разговоры.
Тем временем Вера попросила Дмитрия найти ей работу гувернантки. В поиске работы им помогал друг Дмитрия Кирсанов. Лопухов и Кирсанов снимали вместе квартиру. Они оба были медиками и казенным содержанием не пользовались. Лопухов давал частные уроки и тем самым обеспечивал себе жизнь. Кирсанов помог найти работу, но родители девушки были против.
Первый сон Веры
Вере приснился первый сон, которым она поделилась с другом: «А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, тоже,
как я, вырвавшихся из подвалов, выздоровевших от паралича, и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой». Сон Веры сбывается. Во время прогулки с матерью она сообщает, что обвенчалась с Лопуховым. Затем села к извозчику и уехала прочь.
Лопухов пришел в дом к матери Веры и подтвердил факт их свадьбы. Их обвенчал друг Лопухова священник Мерцалов. Жить они стали в съемной квартире.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Вера избавилась от «серого подвала». Семья Лопуховых жила хорошо. Дмитрий давал уроки, а Вера решила открыть дело ведь не хотела жить на деньги мужа. Только их отношения были не понятны соседям. Ведь спали они в разных комнатах и даже не целовали руки друг другу.
Вере удалось открыть швейную мастерскую. С заказами ей помогала Жюли. Девушка смогла всего за три года вывести свою мастерскую на хороший уровень. У неё в подчинении работали три девушки, с которыми она была на равных.
Второй сон Веры
Во втором сне Вера видит своего мужа и Александра Петровича Мерцалова. Лопухов рассуждает о существовании «чистой грязи», той из которой родится колос, и «гнилой грязи», которая ничему не может дать развития.
Затем все исчезают и Вера видит свою мать. Мать в гневном порыве обвиняет Веру в том, что она для неё берегла кусок хлеба, и была злой лишь для того чтоб Вера сама выросла доброй.
В браке Лопуховы прожили на тот момент уже целых три года. Жили они в разных комнатах. Вера любила нежиться в постели, а Дмитрий ей делал по утрам чай со сливками и печеньем. Веру полностью всё устраивало.
Однажды Лопуховы вместе с друзьями отправились на прогулку. А утром Вера заметила, что её муж заболел. Он был врачом и определил, что у
него воспаление в лёгких. На помощь он позвал друга Кирсанова. И тот стал проведывать и лечить больного. В это время в нём вспыхивают старые чувства к Вере, но он старается с ними справиться. Он даже ухаживал за другой девушкой.
Третий сон Веры
И тут Вере снится третий сон. Ей снится, что она одинока. До определенного момента ей жизнь такая очень нравилась. А теперь во сне она читает свой дневник, в котором пишет, что мужа она любит только за освобождение из подвала. А хочется ей другой тёплой и нежной любви.
Заметив чувства между Верой и Кирсановым Лопухов просит его в дом больше не приходить. А затем сама Вера понимает, что любит Кирсанова и в этом признается мужу. Для него она пишет записку и просит её простить. В это время Лопухов понимает, что любовь уже не вернет и уезжает сначала к родственникам, а затем и в Москву.
9 июля Лопухов уехал в большую петербургскую гостиницу, а 12-го Вера узнает, что её муж попрощался с жизнью. О планах Лопухова ей рассказал их друг Рахметов, человек, который решил посвятить себя людям. Он воспитывал в себе силу воли и даже спал на гвоздях.
Глава 4. Второе замужество
Вере приходит письмо от друга Дмитрия Сергеевича Лопухова, в котором он желает ей счастья и рядом такого человека, как Кирсанов. Вера и Кирсанов открыли друг другу чувства и поженились. Оба в браке счастливы. Им легко и свободно вдвоём.
Кирсанов добился больших успехов в карьере, а Вера расширила швейное производство. Теперь у неё не одна мастерская.
Четвёртый сон Веры
Во сне Вера видит поле с цветами и красивый замок. По полю в новой стране с ней вместе идет проводница, которая рассказывает о царстве трёх цариц. Одна царица Астра является рабой мужа. Вторая царица Афродита, которую считают только источником наслаждения. И третья царица является
непорочность. Вера побывала на турнире, где рыцарь доказывает любовь неприступной даме. А остальные рыцари дам своих любят до того момента пока те свободны, а если они стали их женами или подданными все чувства пропадают.
Затем проводница говорит Вере, что её царство наступает на смену царству трёх цариц. И Вера видит свою страну обновлённой, где люди живут и работают. Они в ней очень счастливы. Швейные мастерские стали расширятся. В одной из них управляющей стала Наталья Мерцалова, которая со временем Вере предложила открыть магазин. Катя Полозова в восторге от Веры Кирсановой. И об этом она напишет письмо.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катя очень обязана Кирсанову. Ведь он помог ей справится с болезнью и наладить отношения с отцом. Её мать умерла рано. А отец, Василий Полозов, был отставным штаб ротмистром и имел хороший капитал. За богатой невестой выстраивались очереди из женихов. В 17 лет Катя сильно заболела и стала терять вес. Вся её болезнь была от того, что отец был против её союза с Соловцовым. Ведь выбранный ею поклонник был плохим человеком. Полозов категорично заявлял: «Она безумная; глупо вверять такому ребенку его судьбу; пусть лучше умрет».
Лечением Кати занимался Кирсанов. Он пробовал переговорить с Полозовым, но тот был непоколебим. Понимая безвыходность ситуации, молодой медик решает рискнуть и объявляет на консилиуме, что болезнь Кати нельзя вылечить и ей придется дать смертельную дозу морфия, чтобы избавить от мучений. Кирсанов надеется, что Полозов не захочет смерти дочери, если столкнётся с таким исходом лицом к лицу. Отец Кати и в правду не смог допустить такого исхода и дал дочери право самостоятельного выбора жениха. Катю помолвили с Соловцовым, но вскоре девушка разочаровалась в своём избраннике и расторгла помолвку.
В 60 лет Полозов раззоряется. Он продает завод Чарльзу Бьюмонту. С Чарльзом они начинают плотно общаться. Ведь молодой человек очень простой и интересный. Чарльз очень понравился Кате и между ними возникла связь. Полозов совсем не против такого жениха для дочери.
Катя решается познакомить Веру с женихом. Это знакомство для Кирсановых оборачивается большим сюрпризом. Ведь Чарльз Бьюмонт оказывается Дмитрием Лопуховым. Все очень рады, что так всё произошло. Дмитрий на самом деле лишь инсценировал самоубийство. Он просто ушёл из жизни жены.
Теперь семьи живут по соседству и дружат. У Катерины своя швейная мастерская. А Вера увлеклась медициной.
Глава 6. Перемена декораций
Здесь автор оставляет своих героев и говорит о даме, что вместо траура одета в яркие одежды. Она весела, так как ждала этого дня два года. «В Пассаж!» — кричит она. И читатель не узнает о чём была её история…
Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», находясь в неволе, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 годов. К печати роман допустили только потому, что цензор заметил в нём лишь любовную линию. А когда смысл произведения постигли умы чиновников, цензора уволили, а роман впал в немилость верхушки царской России за свою «революционность».
Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа «Что делать?» на своих вечерах. В геометрической прогрессии стало расти количество благородных поступков, ведь по Чернышевскому свобода личности не отделима от высоких моральных убеждений.