Однрк 5 класс что это
Значение предмета ОДНК в школах
Россия – это многонациональная страна, в которой проживает большое количество народностей. У каждого народа свои традиции, религия, которые полезно знать современным ученикам. С этой целью в школьной программе появилась новая дисциплина ОДНК.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Опытные педагоги считают, что ОДНК – это важная составляющая образовательного процесса, которая поможет воспитать в детях милосердие, нравственные принципы, устранить зачатки неправильного воспитания.
Расшифровка названия
Расшифровка аббревиатуры поможет понять, что за предмет ОДНК в школе введен Министерством образования. Этот предмет расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России.
Общая информация
Самыми первыми изучать предмет начали московские школы. Всего в программе поучаствовало 33 учебных заведения. Не все восприняли введение нового предмета положительно. Проблема возникла из-за того, что родителям не объяснили, что означает аббревиатура. Предмет введен для всех направлений. Его изучают как в математических, так и в гуманитарных классах.
Министерство образования пояснило, что предмет должен стать источником моральных ценностей и прав человечества. У учеников должен пробудиться интерес к религиям и культурам других народов. Это будет способствовать объединению и равноправию.
Необходимость введения предмета была связна со следующим, педагоги считают, что детям сейчас доступна любая информация, но в большинстве она не содержит духовных и общечеловеческих элементов.
Что стоит знать про этот урок
Предмет ОДНК является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин.
Основа духовно-нравственной культуры должна обеспечить:
Многие школы ввели этот предмет на уровне начального образования.
Описание в главном объяснении
Главная особенность курса заключается в том, что в образовательный процесс включается такой компонент, как «духовная культура». Эта тема не раскрывается ни в одном предмете, таком как Обществознании, Истории.
Основы светской этики сочетают в себе комплексное изучение истории, философии, обществознания. В задачу курса входит воспитание трудолюбия, гражданственности, формирование уважения к религиям других народов.
В учебный план также входит предмет «Истоки», который ориентируется на систематизацию знаний в областях социальной культуры и духовно-нравственного развития. Целью всего курса является освоение школьниками ведущие ориентирующих ценностей, которые свойственны человечеству.
Комментарии к письму Минобрнауки
Специалистами синодального отдела религиозного образования был проанализирован документ министерства образования, по которому введен предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России.
С 1 сентября 2012 года предмет ОРКСЭ должен быть обязательным для изучения в начальной школе. В среднем звене предмет введен с 1 сентября 2015 года.
Предметная область может быть реализована:
В процессе преподавания могут использоваться пособия по православной культуре, а также пособия, согласованные с церковными организациями в регионе.
Содержание программы ОДНК
Задача курса – не ознакомление учеников с различными религиями, а развитие общей культуры школьника, его осознания принадлежности к своему народу, национальности о российской общественности.
Основными задачами проекта являются:
Курс подразделяется на несколько разделов:
Предмет ОДНК – это логическое продолжение дисциплины, которую преподают в 4-м классе. Результатом реализации программы должно стать овладение целостным представлением о том, как складывалось человеческое общество, понимание необходимости уважать окружающих людей, умение различать религии России.
Программа обучения строится на ознакомлении с понятием культуры, далее изучается духовный мир и его развитие с начала зарождения человечества.
Критерии реализации в школе
В ходе учебного процесса выстраивается тесная связь предмета ОДНКНР с остальными дисциплинами. Он взаимосвязан с географией, историей. Основным препятствием для изучения дисциплины является невозможность выделения урочных часов без вреда другим занятиям.
Методику преподавания предмета и количество часов каждое учебное заведение вправе выбирать самостоятельно. Но деятельность должна проводиться согласно методическим рекомендациям.
В учреждении должны быть соблюдены три условия:
Министерство образование рекомендует несколько подходов внедрения предмета. Это может быть модульный способ, при котором отдельные темы дисциплины будут включены в другие предметы, например, в историю или литературу. А также предмет может быть отдельным занятием или факультативом.
В качестве домашнего задания может быть чтение, заучивание дат и имен, написание конспектов, творческие работы любого плана. Методисты считают, что этот предмет должен осваиваться на основе партнерства и сотрудничества. Это поможет дать детям не только нужные знания, но и развить их коммуникативные способности.
В процессе преподавания основной акцент должен делаться на личностное развитие ученика. Уроки могут проводиться в виде бесед, ролевых игр, различных дискуссий.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
ОДНКНР. Что за зверь.
Сама напросилась. Неделю назад было собрание, на которое я, увы, попасть не смогла. Поэтому пришлось просить о личной встрече.
Наш новый директор, директрисой язык не поворачивается назвать, очень приятная и деловая женщина.
Первым делом мне показали таблицу с предметами всех пятых (шестых и седьмых) классов. У нас они трех направлений: математический, лингвистический и общеобразовательный. Кстати, интересно, что в общеобразовательных классах ребенок может по своему выбору заниматься химией, биологией, физикой и даже журналистикой.
Но вернемся к ОДНКНР. В таблице с предметами, в одной из строк я увидела эту аббревиатуру. Так что же это такое.
То, что обсуждалось на Круглом столе и то, о чем я писала стало явью. Но. не все так плохо.
Преподавать этот предмет в школе будут учителя истории и словесности. Никаких батюшек.
» Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.»
При этом будут учитываться региональные, национальные и этнокультурные особенности конкретного региона России. В программу включены «другие предметные области и темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Так же возможно «включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.» Причем, принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность оставлено на выбор конкретной образовательной организации.
Рабочая программа ОДНРК 5 класс по ФГОС
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №99»
Индустриального района г. Барнаула
Руководитель МО начальных классов
от « »____________20 г.
Заместитель директора по УВР
от « »____________ 20 г.
Директор МБОУ «СОШ №99»
от « »_____________ 20 г.
Рабочая программа по
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(духовно – нравственное направление)
Рабочая программа составлена на основе:
Программы Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс» (Н. Ф.
Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков) М.: Вентана-Граф, 2016 г.
Болдырева Анна Вячеславовна
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Универсальные учебные действия (УУД)
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся :
· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге : высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой : находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения школьники смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Урал – Батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Мечеть – часть исламской культуры.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематический план рабочей программы учебного курса
Рабочая программа по ОДНРК для 5 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Календарно-тематическое планирование курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»- 5 а, б классов (34 часа)
К учебнику М.т.Студеникина, 5 класс М. ООО «Русское слово-учебник» 2012 г. (ФГОС)
Основные виды учебной деятельности
Введение в предмет
Характеризовать основные общечеловеческие нормы поведения, принятые в обществе. Формулировать понятия и определения «духовно-нравственная культура», «этика», «светский», «народ», «национальность», «мораль», «нравственность»,
Характеризовать и подтверждать примерами права и обязанности граждан России. Расширять представления о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Понятия Родины, Российской Федерации, основные положения Конституции, права и обязанности гражданина. Государственное устройство.
Государственные символы России
Характеризовать основные символы государства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с государственными символами
Формулировать и раскрывать смысл понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлекать информации из различных источников.
Формировать представление о значении совести в жизни каждого человека. Осваивать навыки составления схем, формируют и формулируют понятия «совесть», «стыд», «правдивость», «эгоизм», «корысть»
Ответственность за свои дела
Оценивать с позиции норм морали собственные поступки
Доверие и доверчивость
Формировать представления о нравственной ответственности человека. Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Развития навыков художественного чтения, извлечение информации из различных источников.
Милосердие и сострадание
Характеризовать элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия. Осваивают навыки алгоритмизации деятельности, работы в группе.
Милосердие в блокадном Ленинграде
Характеризовать элементы общечеловеческих ценностей, правила поведения в экстремальных ситуациях. Раскрывать смысл понятий «сердечное участие», «Великая Отечественная война». Моделируют достойное поведение в ситуации выбора.
Характеризовать понятия «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», « «правдивость». Освоение навыков составления схем,. Работы в группах. Оценивать позитивные качества при выполнении правил поведения в школе и дома.
Характеризовать понятия «традиции», «поколения», «сословие», нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение.
Характеризовать социальное положение дворян, детские годы и отрочество дворянских детей, их образ жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с традициями и обычаями, свойственными дворянам.
Честь и достоинство
Развивать и характеризовать представления о чести и достоинстве, патриотизме, благородном поведении современного молодого человека
Честь и достоинство Александра Невского
Характеризовать представления о чести и достоинстве в эпоху Средневековья. Совершенствовать навыки ведения беседы, выступления с сообщением
Терпимость и терпение
Дети разных народов
Характеризовать многонациональный состав российского государства. Совершенствуют умения характеризовать понятия.
Систематизировать правила поведения за столом. Выполнение заданий практического характера.
Повторение и обобщение изученного
Систематизируют знания, полученные при изучении тем. Совершенствуют умения характеризовать понятия. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы.
Характеризовать понятия «мужество, отвага, смелость, героизм, герой». Объяснять причинно-следственные связи поведения в ситуации выбора.
Мужество наших современников
Объяснять причинно-следственные связи проявления мужества детей и подростков в наше время. Характеризовать героизм, как высшее проявление мужества
Равнодушие и жестокость
Формулирование определений понятий «равнодушие, жестокость, жизненные ценности, нецензурные слова». Освоение правил ведения диспутов по теме. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением равнодушия и жестокости
Я люблю тебя, жизнь
Этикет посещения массовых мероприятий
Характеризовать понятия «сознательная дисциплина, самовоспитание, самообразование, самооценка». Формируют представление о значении нормах нравственности.
Воспитание полководца Суворова
Формируют представление о понятии «военная дисциплина». Продолжают формировать умение анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
Определение качеств личности, необходимых для образовательного процесса. Характеризовать учение и воспитание как составные части образования.
Коллективизм и справедливость
Характеризовать понятия «коллективизм, взаимопомощь, обязанность, общее дело». Умение сотрудничать в группе, коллективе.. Уметь решать ситуации, требующие слаженной групповой работы.
Систематизировать знания о социальных явлениях ( как правильно есть фрукты), Выполнение заданий практической направленности. Показной этикет
Работают с информацией, выявляют ключевые слова и делают выводы; знакомятся с основными категориями средств речи и правилами их использования, дают определение понятиям «общение» и «речевой этикет». Развивать навыки художественного чтения.
Систематизируют знания, полученные при изучении тем «Речевой этикет, общение, вежливость». Уважительно относиться к традициям своего и других народов. Развитие навыков участия в ролевых играх и сценках.
Мои права и обязанности
Продолжить формировать умение анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока. Обсуждать права и обязанности ученика.
Обсуждать права учеников на бесплатное образование, участие в управлении школой, выбор формы образования. Уметь решать ситуации, о том, что не должен делать в школе ученик.
Этикет народов мира
Характеризовать особенности этикета разных народов. Продолжить формировать умение анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы.
Систематизируют знания, полученные при изучении тем. Совершенствуют умения характеризовать понятия. Проверка навыков знаний, составляющих содержание курса
Содержание учебного предмета ОДНРК
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Конституция Российской Федерации, определяющая нормы и правила жизни нашего общества и государства. Многонациональный народ Российской Федерации. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
Насущные проблемы современного российского общества: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». Важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство,
совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни.
Основы этикета. Правила поведения за столом и общения с гостями, поведения в музее и театре, культура внешнего вида и многое другое.
Стили взаимоотношения учителя с учениками, основанные на нормах этики и этикета.
История возникновения и развития этикета, его особенности в разные эпохи у разных народов, происхождение тех или иных правил поведения, их смысл.
Школа. Права и обязанности учащихся
Права и обязанности учеников. Устав школы – основные требования поведения в школе. Знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем позитивного поведения учеников в школьной жизни.
Формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. Формирование потребности выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
Планируемые результаты изучения предмета «ОДНРК»
• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
• формирование представлений об основах светской этики;
• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и по знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и со вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими