Обычно это означает что указан неправильный пароль доступа к закрытому ключу
Исправление ошибки отсутствия в контейнере закрытого ключа сертификата ЭП
Из нашей статьи вы узнаете:
ЭЦП — довольно сложный цифровой продукт, обращение с которым в определенных ситуациях может потребовать некоторых навыков и знаний. Например, в ходе установки сертификатов ЭП посредством «КриптоПро» после выбора соответствующего ключевого контейнера нередко выдаются неприятные сообщения об ошибке вследствие отсутствия открытого шифровочного ключа, который необходим для обеспечения информационной безопасности, без чего система не будет принимать ЭЦП.
Такую ошибку несложно устранить без вызова специалиста или обращения в службу поддержки. Алгоритм действий, направленных на решение этой проблемы, приводится ниже.
Что может послужить причиной такой ошибки
Всплывающее окно со злополучным сообщением об ошибке появляется на экранах пользователей в тех случаях, если система не смогла обнаружить соответствующий ключ на носителе. Такая ситуация происходит при следующих действиях пользователей:
В целях устранения ошибки обычно бывает достаточно произвести корректную ручную переустановку сертификата.
Решение ошибки: отсутствие электронного сертификата в контейнере закрытого ключа
Для начала запускаем «КриптоПро» нажатием кнопки «Пуск». Затем выбираем «Настройку», в возникающем на мониторе окне заходим в опцию панели управления, далее «сервис – установить личный сертификат».
Далее, через кнопку «обзор» указываем путь, где сохранен открытый ключ – файл с расширением *.cert или *.crt
Жмём «Далее», в мастере установки сертификата мы увидим путь, который указывали до нашего сертификата.
Нам отображается информация, содержащаяся в открытом ключе на пользователя, жмём «далее»
В следующем окне можно воспользоваться двумя путями поиска нужного контейнера закрытого ключа:
В первом случае КриптоПро на основе данных из открытого ключа подберет закрытый, в случае с ручным поиском нужно будет знать название закрытого ключа, чтобы выбрать его для установки
Самый простой вариант выбрать автоматический поиск, затем после «обнаружения» необходимого контейнера, мы увидим заполненную строчку с его именем и после жмём «Далее»
Личный сертификат пользователя всегда устанавливается в хранилище «Личное», можно выбрать как вручную, так и КриптоПро может сделать это за вас по умолчанию, затем подтверждаем установку цепочки сертификатов и жмём «Далее»
В случае успешной установки КриптоПро выдаст окно с информацией об окончании процедуры и жмём «Готово»
Затем появится окно с подтверждением данной операции, жмём «ДА»
В следующем окне увидим информацию о том, что процесс окончен успешно. Сертификат установлен в контейнер закрытого ключа.
Особенности версий КриптоПро
С января 2019 года квалифицированные сертификаты могут выпускаться только по ГОСТ 2012, выпуск по другому ГОСТу прекращен. Мы об этом писали ранее в статье. Важно помнить, что версии криптопро на ГОСТ 2012 работают только с версии 4.0 и выше. Все старые версии КриптоПро, для нормальной работы, потребуется обновить или заменить на актуальную. Сделать это нужно не позднее 31 декабря 2019 года.
Что делать, если забыл пароль к сертификату электронной подписи?
Владельцы электронной подписи часто не могут вспомнить пароль от нее. Ситуация грустная, но не безвыходная. Как восстановить доступ к подписи — читайте в статье.
Пароль или пин-код электронной подписи (ЭП или ЭЦП) схож с пин-кодом банковской карты. Он защищает подпись от мошенников, его нужно запомнить или записать на листочек и хранить подальше от самой подписи. Но, в отличие от пин-кода карточки, пароль ЭП редко используют и часто забывают.
Возьмем экономиста Василия. Он получил электронную подпись, установил ее на компьютер, задал пароль, поставил галочку «Запомнить» — и все, больше никогда эту комбинацию не вводил. Но через полгода Василий переехал в другой кабинет и сел за новый компьютер. Попытался установить на него свою подпись, но не получилось — он забыл пароль электронной подписи, а листочек, на который записывал символы, потерял.
В своей беде Василий не одинок — многие владельцы ЭП не могут вспомнить или не знают, где взять пароль электронной подписи. В этой статье расскажем, что делать в подобной ситуации и когда нужно получать новую ЭП.
Что такое пароль и пин-код электронной подписи
На электронную подпись устанавливают один из типов защиты: пароль или пин-код. Разберемся, чем они отличаются.
Пароль от контейнера электронной подписи
Пароль используют для подписи, сохраненной в память компьютера. Он защищает контейнер ЭП — папку с файлами подписи: сертификатом, закрытым и открытым ключами.
Впервые с паролем владелец ЭП встречается, когда выпускает сертификат ЭП и записывает его в реестр компьютера или на обычную флешку (не токен). Придумать пароль нужно самостоятельно — при записи программа КриптоПро CSP покажет окошко, в которое нужно ввести комбинацию чисел, символов и латинских и русских букв.
Далее этот пароль будет запрашиваться при установке подписи на компьютер, ее копировании и при каждом использовании — подписании документов, работе на электронной торговой площадке или входе в сервисы. Если, конечно, не установить галочку «Запомнить пароль».
Пин-код от токена электронной подписи
Пин-код используется для электронной подписи, которая записана на носитель в виде usb-флешки — на токен. Пин защищает токен, поэтому, если мошенники украдут носитель ЭП, то самой подписью они воспользоваться не смогут.
Впервые владелец ЭП должен ввести пин-код при выпуске подписи — когда ее записывают на токен. Если носитель новый, то нужно ввести «заводское» стандартное значение, например, 12345678 для Рутокена. «Заводское» значение лучше сразу изменить на собственное, чтобы его не смогли подобрать злоумышленники.
После этого пин-код понадобится вводить, чтобы установить сертификат подписи на компьютер, использовать и копировать ЭП, работать с ней за новым компьютером. Чтобы не вводить комбинацию каждый раз, можно нажать галочку «Запомнить пароль». Главное в таком случае самим не забыть последовательность символов.
Как восстановить пароль электронной подписи
Если пароль и пин-код подписи не удается вспомнить, то восстановить его не получится. В этом не поможет даже удостоверяющий центр, выпустивший сертификат, — он не хранит пароли ЭП. Поэтому нужно пытаться вспомнить заветную комбинацию или подобрать ее.
Забыл пароль подписи
Пароль от контейнера ЭП можно вводить неограниченное количество раз. Поэтому можно спокойно подбирать к подписи все знакомые комбинации: важные даты или код из смс, которую при выпуске сертификата присылал удостоверяющий центр. Возможно, именно этот код случайно установили на контейнер в качестве защиты.
Если подобрать пароль не удается, то доступ к сертификату можно вернуть в некоторых случаях. Если раньше пароль сохраняли на компьютере — нажимали галочку «Запомнить», то иногда такой контейнер можно скопировать без ввода пароля. Попытайтесь скопировать папку со всеми файлами подписи на другое устройство или токен. Если в процессе у вас не спросят пароль, то можно продолжать работать с ЭП.
Если не получается ни скопировать подпись, ни вспомнить пароль ЭЦП, то остается только одно — получить новый сертификат ЭП. Для этого нужно отозвать старый в удостоверяющем центре и подать документы и заявку на выпуск нового. На контейнер новой подписи стоит установить пароль, который легко запомнить, но который не угадают мошенники.
Забыл пин-код токена
Восстановить забытый пин-код токена тоже невозможно. Именно из-за этого токен — надежный носитель ЭП: если его украдут мошенники, то пин-код защитит подпись от них.
Однако для владельца ЭП есть два способа, которые помогут подобрать нужную комбинацию.
Решение №1. Заводской пароль.
По умолчанию на новом токене установлен стандартный пин-код от производителя. Можно ввести его, чтобы вернуть доступ к сертификату ЭП. Для разных носителей подойдут разные значения:
Если «заводская» комбинация к токену не подходит, значит ее сменили при записи сертификата. Тогда вернуть доступ к ЭП можно только одним способом — подобрать правильные символы.
Решение №2. Подбор пин-кода и права администратора
На то, чтобы подобрать пин-код к токену, есть десять попыток. После десятого неверного ввода символов заблокируется.
Иногда количество попыток ввода можно увеличить. Для этого нужно зайти на токен в качестве администратора и разблокировать пин-код:
Также, если пин-код администратора известен, то можно сбросить попытки ввода другим способом — через КриптоПро CSP:
После разблокировки счетчик попыток ввода сбросится. Но даже тогда, пока правильную комбинацию к токену не введут, доступ будет закрыт и использовать подпись не получится.
Если вспомнить или изменить нужную комбинацию не удалось, придется получать новый сертификат подписи в УЦ: отозвать старый сертификат и получить новый. Токен можно использовать старый — можете отформатировать носитель, тогда старый пин-код и сертификат удалятся. Отметим, что отформатировать токены марок Рутокен, eToken, JaCarta LT можно без прав администратора. Но для форматирования носителя Jacarta SE нужно знать администраторский пин.
При записи подписи на новый токен советуем поменять стандартный пин-код носителя на собственный. Это, конечно, может привести к тому, что комбинация вновь потеряется. Но лучше получить новый сертификат, чем пострадать от мошенников, которые смогли взломать «заводское» значение на токене и подписали украденной ЭП важные документы.
Закрытый ключ на указанном контейнере не соответствует открытому ключу в сертификате — что делать?
При попытке записи личного сертификата в контейнер с помощью функционала системы «КриптоПро» специалист может столкнуться с сообщением « Закрытый ключ на указанном контейнере не соответствует открытому ключу в сертификате » и не знать, что же делать. Причиной проблемы может выступать разнообразие условий, от выбора неверного контейнера до несоответствия версий системы «КриптоПро». Ниже разберём основные причины проблемы и способы её решения.
Причины ошибки: «Закрытый ключ не соответствует открытому ключу в контейнере»
Данная проблема имеет длительную историю, и продолжает с регулярной частотой фиксироваться у многих пользователей.
Её причины сводятся к следующему:
Давайте рассмотрим перечень способов, позволяющих исправить проблему закрытого ключа, не соответствующего открытому ключу в контейнере. И что же делать пользователю в данном случае.
Что делать, если неправильно указан контейнер
Первым делом убедитесь, что вы правильно указали нужный контейнер при установке сертификата.
Сама процедура установки сводится к следующему:
Убедитесь в корректной работе носителя
В некоторых случаях носитель (обычно это флеш-накопитель) может работать некорректно. Что делать в таком случае? Замените ваш флеш-накопитель.
Также рекомендуем проверить через « Проводник » (Мой компьютер) содержимое носителя на предмет наличия контейнера. Обычно контейнер – это папка с шестью файлами. Файл сертификата расположен отдельно.
Редактирование системного реестра при закрытом ключе
Хорошие результаты в решении проблемы с несоответствием закрытого ключа в контейнере открытому ключу даёт редактирование системного реестра.
И удалите содержимое указанной папки (Keys). Заново выполните установку сертификата.
Удаление запомненных системой пароли от КриптоПРО
Хорошие результаты даёт удаление сохранённых системой паролей. Для удаления имеющихся паролей запустите вашу «КриптоПро», выберите там вкладку « Сервис ». В данной вкладке кликните на опцию « Удалить запомненные пароли », установите галочку рядом с « Пользователем », и нажмите далее на « Ок ».
Удалите запомненные пароли
Активация опции автоматического выбора контейнера
В системе «КриптоПро» при установке сертификата и выборе контейнера установите галочку рядом с опцией « Найти контейнер автоматически ». Это может помочь избежать появления сообщения, когда ключ на указанном контейнере не соответствует.
Переустановка системы КриптоПро, если закрытый ключ не соответствует открытому
Если ничего из перечисленного не помогло, рекомендуем полностью переустановить систему «КриптоПро», выбрав наиболее актуальную версию продукта.
Заключение
Выше мы рассмотрели, почему появляется уведомление «Закрытый ключ на указанном контейнере не соответствует открытому ключу в сертификате», и что необходимо делать для решения возникшей проблемы. Используйте перечисленные нами советы для устранения описанной дисфункции и обеспечения стабильной работы системы «КриптоПро».
Код ошибки 113. Контейнер закрытого ключа доступен. ЭДО
Возникла такая проблема:
Windows server 2019
На сервере установлен Vipnet 4.4.0.61581.
Установлен контейнер с подписью. Сертификат установлен в систему. Все это сделано из под пользователя, под которым бежит сервер 1с.
Сертификат установили в мае этого года, все работало отлично, с подписанием в 1с проблем не было.
Несколько дней назад появилась проблема – с помощью сертификата невозможно ничего подписать в 1с. При этом на сервере на последний месяц никаких изменений ни с сертификатами, ни с политиками доступа не происходило. Никакой новый софт не устанавливался.
Ошибка в УТ 10.3 при проверке сертификата:
Код ошибки 113. Не удалось выполнить операции шифрования/расшифровки на сервере.
Контейнер закрытого ключа доступен, но операция с использованием этого контейнера завершилась неудачно.
Обычно это означает, что указан неправильный пароль доступа к закрытому ключу.
Ошибка в БП 3.0 типовой при проверке сертификата:
Ошибка при получении свойства сертификата (0x00000000).
* Рекомендации из статьи http://1c-edo.ru/handbook/24/4179/ результата не дали
* Рекомендации из статьи http://1c-edo.ru/handbook/28/4008/ результата не дали
* Рекомендации из статьи https://its.1c.ru/db/metod81/content/5784/hdoc результата не дали
* Переустановка корневого сертификата удостоверяющего центра, переустановка списка отзывов – результата не дали
* Удаление контейнера и сертификата и повторная их установка результата не дали
* Рестарт сервера результата не дал
Пароль от контейнера точно верный. Проверка в Vipnet проходит успешно.
Контейнер находится в папке, где лежит еще один контейнер по организации, с которым проблем нет никаких.
Обычно это означает что указан неправильный пароль доступа к закрытому ключу
Иногда во время установки сертификатов электронной цифровой подписи через КриптоПро после выбора ключевого контейнера возникает ошибка: «В контейнере закрытого ключа отсутствует открытый ключ шифрования». Ее устранение в большинстве случаев не требует обращения в службу поддержки пользователей: достаточно лишь следовать пошаговой инструкции установки в контейнер закрытого ключа подписи.
Причины возникновения ошибки
Ошибка «В контейнере закрытого ключа отсутствует сертификат открытого ключа» может возникать во время установки нового личного сертификата, а также при попытке просмотра закрытых ключей через контейнеры или при экспорте данных с компьютера на флешку или с электронного носителя на ПК.
Обычно причина неисправности кроется в отсутствии на носителе открытого ключа. Исправить ситуацию можно простой установкой.
Пошаговая инструкция установки личного сертификата
Чтобы установить личный сертификат, не записанный на ключевой носитель, нужно:
Следующий шаг — это выбор ключевого контейнера. Пользователь должен:
Затем нужно выбрать хранилище. Делает это так:
Если выйдет сообщение о том, что сертификат уже есть в хранилище, нужно нажать «Да».
Остается лишь перезагрузить компьютер и попробовать подписать документ. Если ошибка будет повторяться, то необходимо обратиться в сервисный центр для незапланированной замены носителя электронной подписи и закрытого ключа ЭЦП. Проблема может крыться в неисправности токена.
Установка в КриптоПРО версии 3.62 R2
Установка личного сертификата в КриптоПро версии 3.62 R2 и выше происходит иначе. В окне программы следует выбрать пункт «Установить» и подтвердить замену (если требуется). Если запроса на замену не вышло, нужно открыть вкладку «Сертификат для просмотра» и выбрать «Свойства».
В новом окне выбрать пункт «Установить».
После этого запустится «Мастер установки», в котором нужно нажать кнопку «Далее». После этого следует выбрать пункт «Поместить все сертификаты в хранилище». Для выбора хранилища нужно нажать «Обзор».
Для дальнейшей установки нужно выбрать «Личное хранилище».
В новом окне пользователю предстоит последовательно нажать «Далее» и «Готово». Через несколько секунд появится сообщение об успешной замене (установке) сертификата.
Ошибка отсутствия ключа электронной цифровой подписи в контейнера возникает обычно из-за отсутствия соответствующего сертификата. Решить проблему просто: установить личный сертификат и перезагрузить ПК. Способ установки зависит от версии используемого программного обеспечения КриптоПро и занимает всего несколько минут. Если после замены или установки открытого ключа проблема не исчезла, лучше обратиться в сервисный центр для перевыпуска электронной подписи.