Объясните за счет чего создается комический эффект в предложениях приведенных ниже
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт | Везде нарушена лексическая сочетаемость |
Великий писака | |
Выдающийся эскулап | |
Уважаемый хвастун | |
Честный провокатор | |
Широкая улочка | |
Очаровательный карьерист | |
Толстая книжка |
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | Изменение формы слова |
Он довел родителей до белого колена. | Замена слова |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | Изменение формы слова |
Это дело выеденного гроша не стоит. | Контаминация |
Не надо было мусор из избы выносить. | Замена слова |
Эта поездка играет большое значение для меня. | Контаминация |
Должник как сквозь землю канул. | Контаминация |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. | Замена слова |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Презентация к уроку «Лексические нормы» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин Георгиевич Паустовский – писатель Лексические нормы русского языка
Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский,, развитой, возрастной, великовозрастный
НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации
Ошибки в употреблении фразеологизмов + Упражнения
Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что ЕГО предположение оказалось правильным.
Устный тренинг 6 4 1 7 11 3 2 8 ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ № ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.
Устный тренинг Сегодня выдался очень прекрасный день. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. Прейскурант цен вывешен на доске.
3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).
5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Свободный человек | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Мошенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Последнее произведение какого-нибудь автора | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | Изменение формы слова |
Он довел родителей до белого колена. | Замена слова |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | Изменение формы слова |
Это дело выеденного гроша не стоит. | Контаминация |
Не надо было мусор из избы выносить. | Замена слова |
Эта поездка играет большое значение для меня. | Контаминация |
Должник как сквозь землю канул. | Контаминация |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. | Замена слова |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Урок русского языка в 10 классе по теме
Тема : Лексика русского языка как система.
Углубить понятия о слове и его лексическом значении, однозначности и многозначности слов, прямом и переносном значении; научить различать исконно русскую и заимствованную лексику; активный и пассивный словарь (неологизмы, архаизмы и историзмы, общеупотребительная лексика); усовершенствовать навыки написания труднопроверяемых слов, постановку ударения, правописания слов; пополнить лексический запас учащихся, способствовать развитию письменной и устной речи.
— повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;
— совершенствовать навыки грамотного письма;
— обогащать словарный запас учащихся.
— развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;
— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;
— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;
— развивать функциональную грамотность учащихся;
— развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
— воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;
— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;
— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль
Оборудование: мультимедийный проектор, словари Даля и Ожегова.
ПОДУМАЙ. Подготовка к ЕНТ
Цель: вспомнить, что такое ударение, расставить ударение, знать на какой слог падает.
А) Спишите, расставляя ударения в словах:
аллегория, апостроф, аналогия, багроветь, бижутерия, баловать, блокировать, бутафория, верование, грильяж, дремота, дублировать, жаловать, жалюзи, иконопись, знамение, кашлянуть, премировать, украинский, черпать.
В) Цель: проверка теоретических знаний о СС:
-СС- это … (соединение двух и более слов связанных между собой по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи).
— СС состоит из … (главного и зависимого слова).
— Между словами в сс есть ( грамматическая и смысловая связь).
— Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи, а именно …(согласование, управление, примыкание).
Объедините в СС слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости:
Прием, человек, теорема
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Г) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)вы…вление, зат…мненный, ст…раться;
2)те. ретический, постр.. ение, дисципл…нировать;
4) отл. чительный, комп…тентность, р. шить.
3. Работа над темой урока.
1. Объявление темы и целей урока.
Беседа с учащимися:
— Какую единицу языка изучает раздел «Лексика?» (слово).
-Что такое слово? (звук или сочетание звуков, имеющее определенное ЛЗ и ГЗ)
— Сколько значений имеет слово? (Два – ЛЗ и ГЗ)
— Что такое лексическое значение слова и как его определить?
Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит –его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.
— Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.
— Какие способы объяснения, толкования ЛЗ слов вы знаете?
Подбор близких по лексическому значению слов (синонимов):барханы- материковые дюны, холмы; пунктуальный – точный;
краткое описание: веер- небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга;
подбор однокоренных слов, поясняющих значение: вкось- в косом направлении, наискось;
подбор слов с противоположным значением (антонимов): живой – мертвый;
визуальный образ(рисунок или фотография).
в каких словарях можно найти объяснение лексического значения слов? (толковых).
— чем отличаются однозначные и многозначные слова?( ответ в терминах).
— что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..
Переносы наименований происходят:
1) по сходству формы, цвета, внутренних свойств, качеств: кисть руки- кисть художника, твердая земля – твердое слово.
2) по функции: горит костер – горит лампочка, крыло птицы – крыло самолета.
3) по смежности временной, пространственной, логической: вкусное блюдо- фарфоровое блюдо, читать книгу – читать Пушкина.
4) по соотношению части и целого: несколько голов скота, засыпает Астана;
5)по сближению эмоционального характера: куча песка – куча дел.
— какую роль в языке играют переносные значения? (переносные значения обогащают язык, делают его ярким, образным, служат для создания средств художественной выразительности. на основе переносного значения создаются метафоры, олицетворения, эпитеты, метонимия, синекдоха.
определите средства художественной выразительности, основанные на переносных значениях слов.
звезда экрана ( метафора, по сходству качеств);
бархатная шерстка ( эпитет, по сходству с материалом);
метель поет(олицетворение, по функции);
съешь еще ложечку (метонимия, по смежности содержимого и предмета);
море слез( гипербола);
слушать Шопена (метонимия, по смежности автора и произведения);
вернусь к родному очагу (синекдоха, по соотношению части и целого).
Отметьте правильный ответ словосочетания.
1. а) обратный билет
2. а) слова осуждения
б) слова обсуждения
а) человечное достоинство
б) человеческое достоинство
4. а) абонент не отвечает
б) абонемент не отвечает
Проверка. Ответы. 1. а; 2. а; 3. б; 4. а.
— Как называются данные слова?
Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.
1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.
3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять!
4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство.
5. Старинные часы она заложила в амбар.
7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!
8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.
Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.
1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.
3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.
4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
5. Гостям города были вручены памятные сувениры.
6. На предприятии нет свободных вакансий.
7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция.
8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.
9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.
10. Через неделю состоится первая премьера оперы.
11. Выпускники училища трудоустроены на работу.
Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно схематично представить в таблице.
Лексика
современного русского языка
Исконно русские слова:
Собственно русская лексика.
Из славянских языков;
Из неславянских языков;
скандинавские,тюркские, латинские, греческие, немецкие, французские английские и др.
слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства.
Обозначают растения, животных, минералы, орудия труда, виды родства:
дуб, лосось, волк, медь, мать, сын, луна, вода и др.
Унаследованная нашим языком из общеславянского языка.
Это конкретные существительные:
Глаголы : винить, слышать, расти, врать.
Прилагательные : добрый, молодой, старый, мудрый.
Местоимения : я, ты, мы,вы
(древнерусская), которая развивалась на базе языка восточных славян.
Предметы домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль.
Профессии: плотник, повар, сапожник, мельник.
Поселения: деревня, слобода.
Собственно русская лексика
сформировалась после 14 века.
Слова имеют производную основу: каменщик, листовка, раздевалка.
Относятся слова с иноязычными суффиксами, прошедшие путь русского словообразования и обросшие русскими суффиксами, приставками: линейка, чайник, партийность;
Слова со сложной основой : радиоузел, паровоз.
Множество сложносокращенных слов: МХАТ, леспромхоз, стенгазета, РК
Минутки занимательности. «Перевертыши».
Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)
— Что такое антонимы? Приведите примеры.
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам всем улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
Ну, а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдете,
Если зубами его разгрызете. (ядро)
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады.
Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)
4. Первая в норке иль в щелке живет.
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Саши и Маши.
Ну, а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния).
— Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.
(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)
Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
Учитель зачитывает определения, учащиеся записывают ответы.
Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением.
Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием.
Служит для создания образных, выразительных средств языка.
Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению.
Совпадение только одной формы слов.
Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности.
В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон
Тестирование ( 2 варианта по уровням)
Подведение итогов урока:
— Мы провели кропотливую работу по разным направлениям. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
Анка подходит к Петьке:
Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
Анка, не фужер, а – фураж!
Сам ничего не понимаешь. Пойдём у Василь Ивановича спросим.
Подходят к Василь Ивановичу.
Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы слова поэта Ф. Васильева послужили вам добрым советом:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина).
Домашнее задание: составить тестовые вопросы (15 по теме «Лексика», повторить фразеологизмы, фразеологические обороты).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Для решения поставленных задач использовала следующие методы обучения: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельную работу учащихся, создание проблемных ситуаций, тематический контроль.