Введение летоисчисления от Рождества Христова.
Основание учебных заведений и Академии наук.
Начало выпуска в России газет.
Разработка гражданского шрифта.
Внедрение светской живописи и архитектуры в стиле барокко.
Запрет для российской элиты на ношение бород и традиционной русской одежды.
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
По инициативе Петра І было основано много учебных заведений, в основном военного профиля: Артиллерийская и Инженерная школа, а также Медицинское училище. Ранее созданную в Москве, Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург и переименовали в Морскую академию. Они готовили офицеров для российской армии и флота, которых так не хватало. Кроме того, для получения начального образования создавались цифирные школы (для детей провинциальных чиновников и дворян), гарнизонные школы (для детей солдат), а также школы для детей матросов, которые подчинялись Адмиралтейству. Также Петр І часто отправлял молодых дворян на учёбу за границу. Более того, был даже введен запрет на женитьбу дворянским юношам, если они не получат хотя бы начальное образование. Все эти меры привели к повышению уровня грамотности среди российской элиты.
Развитию просвещения способствовало издательское дело. В первую очередь на него повлияло введение Петром І гражданской азбуки в 1708 – 1710 гг. Именно этот шрифт стал использоваться для печати нецерковных книг. Поэтому очень быстро начали издаваться различные справочники, учебники, пособия на русском языке. Также на уровень грамотности положительно влияло открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) и начало печати первой газеты в России (1703 г.).
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Создание в России музеев было частью политики Петра I касательно заимствования достижений европейской культуры (во многих странах Европы того времени уже существовали музеи). Также целью основания музея стало повышение уровня просвещенности населения. Начало этой работы положил сам Петр І, собрав коллекцию различных диковинок. Однако первым полноценным российским музеем является основанная в 1714 г. в Санкт-Петербурге Кунсткамера. Своим специальным указом царь предписал все найденные на территории России интересные и необычные находки отправлять в этот музей.
Коллекция отличается от музея тем, что является инициативой конкретного человека и принадлежит только ему. Владелец коллекции может показывать её другим людям по собственному желанию. Музей – это исключительно государственное учреждение, которое существует именно для того, чтобы демонстрировать людям различные предметы и экспонаты.
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
Пётр І, проводя свои преобразования, использовал крайне жесткие способы. Даже насильственные. Способы, которые ломали традиционные устои русского общества, существовавшие не одну сотню лет. Взять хотя бы запрет на ношение бороды. Дело в том, что испокон веков ношение бороды взрослыми мужчинами практически обязательной нормой, даже независимо от их сословия (например, все цари до Петра І носили бороды). Теперь, боярам, дворянам и горожанам нужно было или платить крупный штраф или подчиниться воли государя. Естественно, что у многих людей того времени этот подход вызывал шок или даже психологическую ломку.
Такая жесткая культурная политика объясняется как личными качествами Петра І (решительностью, настойчивостью, нежеланием идти на любые уступки и компромиссы), так и стремлением достичь своих целей в кратчайшие сроки. Царь хотел, чтобы европейская культура укоренилась в России ещё при его жизни. С моей точки зрения, такой подход был не совсем правильным. Проводя такие реформы, нужно было хотя бы немного учитывать интересы населения страны. Если не крестьян и горожан, то хотя бы высших сословий (бояр, дворян, духовенства). Наилучшим был бы вариант постепенного внедрения подобных новшеств, чтобы люди могли понемногу к ним адаптироваться.
5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи». Используйте иллюстрации учебника, материалы художественных изданий, интернет-ресурсы.
Во время петровских преобразований произошли важнейшие изменения и в российской живописи. Во-первых, она стала более светской (нецерковной). Вместо рисования икон и изображения святых, на первое место выходят портреты исторических деятелей (царя, членов его семьи, представителей российской элиты). Во-вторых, усилилось влияние европейской культуры и её приоритетов. Этому способствовала учёба многих русских художников за рубежом (например, И. Никитин, А. Матвеев), а также приглашение многих иностранных мастеров на работу в Россию (Л. Каравак, И. Г. Таннауэр). Постепенно из Западной Европы в Россию проникли такие стили как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.
Основоположником русской живописи европейского типа считается Иван Никитин. Круг его интересов – портреты членов императорской семьи и придворных петровского времени. Некоторое время художник обучался в Италии. Самыми известными его работами были: «Портрет Петра Великого (круглый)», «Цесаревна Анна Петровна», «Портрет канцлера Г. Головкина», «Портрет напольного гетмана». Также следует отметить, что не смотря, на использование европейского опыта, И. Никитин в своих работах использовал традиции русских живописцев предыдущих поколений.
Вторым по значимости мастером живописи этого периода был Андрей Матвеев. Помимо портретов, занимался созданием настенных росписей. Образование получил в Голландии. Наиболее известные работы: «Автопортрет с женой» и «Портреты супругов Голицыных». Также, Матвеев расписывал стены многих зданий в Санкт-Петербурге (например, Петропавловского собора и здания Двенадцати коллегий). Для создания стенных росписей в церквях и соборах, он использовал традиционные православные сюжеты.
Позже, в середине XVIII в. художественные подходы И. Никитина и А. Матвеева были продолжены такими мастерами, как Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым, Иваном Аргуновым.
Большое значение имели работы иностранных художников, которые длительное время жили и работали в России. Среди них наиболее ярким представителем является уроженец Франции Луи Каравак. Он даже имел неофициальное прозвище «первого придворного маляра». Работал исключительно в стиле европейского барокко. Написал несколько портретов Петра І, его второй жены Екатерины, а также их дочерей – цесаревен Анны и Елизаветы.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времён Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
Поскольку новая столица России специально создавалась Петром І по европейскому образцу, то и его здания должны были быть построены, с учетом архитектурных стилей, популярных на тот момент в Европе. Доминирующим в Санкт-Петербурге стал стиль барокко. Из сохранившихся памятников той эпохи можно назвать: Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини), Летний дворец Петра І (архитектор Д. Трезини), а также дворец князя Меншикова (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель). Эти сооружения интересны нам потому, что являются особенно ярким примером раннего (петровского) барокко, а также дают возможность понять нам как выглядела Северная столица России в первые десятилетия своего существования.
7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времён Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения — письмо, отчёт, зарисовки для альбома и др.
Дорогой отец! Прошло не так много времени, с тех пор как мы с вами виделись. Сколько всего произошло. Если говорить о главном, то я наконец-то побывал в Санкт-Петербурге, о котором столько всего слышал от однополчан. Целых две недели жил в нашей новой столице. А все началось так. Меня, простого поручика кавалерийского полка, отправили с секретными документами в Военную коллегию. Полковник сказал, что эта честь и великая миссия выпала именно мне. В сопровождение мне дали четырех драгунов. И так, из тёмных смоленских лесов я попал на побережье Балтики.
По приезду в столицу, первое что бросилось в глаза – это огромное количество воды. Вот она, истинная стихия Санкт-Петербурга. Земли здесь почти нет. Вода здесь везде: в каналах, речках, речушках и ручейках. И главное – в море. Я никогда ранее не видел моря. Да и вы, человек редко покидающий пределы своего поместья, потеряли бы от него голову. Я прекрасно понимаю нашего государя Петра, который здесь построил этот город. Недаром, у нас в полку все говорили, что он больше всего на свете любит море. Эти бархатистые волны и солёный воздух невозможно с чем-либо сравнить. А корабли… В жизни никогда не видел такого величественного зрелища, как флотилия из десятка военных суден.
Также меня удивило огромное количество иностранцев. Кого только не встретишь здесь. Англичан, голландцев, датчан, немцев, французов и даже испанцев. Они прибыли на больших кораблях с далеких стран. Какую только не услышишь речь. Прям как в библейском рассказе о Вавилонской башне. Такое впечатление, что полмира съехалось специально для того, чтобы построить этот необычный город. А стройка идет везде. Строятся новые дома, церкви, улицы. И самое главное – всё делается из камня. Деревянных построек почти нет. Такого я не видел нигде. Помнится, в годы моего отрочества, мы с вами и страшим братом ездили в Москву. Так там всё, кроме Кремля, построено по-старинке, из дерева. А здесь – всё наоборот. Вместо кривых и узких улочек – прямые и широкие проспекты. Храмы – тоже на иноземный манер, не так, как обычно. Куполов на них не увидишь. Вместо куполов – высокие и острые шпили. Третьего дня после прибытия меня отправили в крепость Петра и Павла, и там я даже поднимался на самый верх собора. Его все называют Петропавловским. Он ещё строится, но подниматься уже можно. Ну и высота! Такое ощущение, что земля прямо уходит из-под ног.
Видел я также жилице нашего государя, Петра Великого. В Летнем саду. Маленькое и неказистое жилище. Какое-то не по-царски простое. Не ожидал видеть такую простоту и суровость. У его любимца, князя Меншикова, уже настоящий большой дворец, а государь до сих пор ютится в таких скромных условиях. Странно как-то…
В общем-то две недели пронеслись как один день. Я не успел даже оглянуться, как пришло время возвращаться в полк. Меня снабдили различными письмами и инструкциями. Именно их я ждал всё это время. Но ни капельки об этом не жалею. Если бы мог – остался бы в Петербурге навсегда…
8*. Объясните, в чём заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.
«Обмирщение» культуры заключалось в том, что теперь приоритетом в культуре становится не церковь и библейские сюжеты, а отражение повседневной жизни (прежде всего, дворянства). Жизни, какой она есть. Этот подход уже активно практиковался в Европе, но для России был абсолютно новым. До петровских преобразований культура практически полностью была подчинена интересам и потребностям православной церкви. Теперь всё стало наоборот. Культура, в первую очередь, стала подчиняться запросам российской элиты (императора, членов его семьи, придворных и т.д.).
«Обмирщение» культуры, в основном, коснулось русской живописи и архитектуры. Именно эти две области наиболее развивались под влиянием европейской культуры, которую так стремился насаждать в России Пётр І. В живописи приоритетом становится рисование портретов. Подтверждением этого является то, что практически все художники петровской эпохи (как отечественные, так и иностранцы) занимались написанием портретов исторических лиц. Церковные росписи хоть и практиковались (например, А. Матвеевым), но все же имели второстепенное значение.
Что касается светской архитектуры, то тут достаточно взглянуть на Санкт-Петербург, а точнее на его исторический центр. Ведь этот город создавался по замыслу Петра І. И здесь приоритетом было строительство именно светских (Дворец Меншикова, Летний дворец, Здание Двенадцати коллегий) или военных (Петропавловская крепость) сооружений. Из крупных религиозных сооружений того времени можно назвать разве что Петропавловский собор. Это свидетельствовало о том, что теперь строительство церквей и соборов отошло на второй план. Да и их внешний вид мало чем напоминал традиционные русские храмы. Таким образом, «обмирщение» архитектуры, начавшееся с Северной столицы, постепенно начало проникать и в другие уголки огромной Российской империи.
Источник
Обмирщение русской культуры в XVII вв.
В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, то есть освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.
Литература. Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела им альтернативы.
Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «умоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, авторитетом, заслугами.
Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.
Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.
Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить».
Архитектура. Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII в. произошли наиболее существенные изменения.
Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей. Новое в архитектуре состояло в том, что в XVII в. увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий.
В связи с укреплением экономических связей между отдельными областями и возросшей централизацией государства в архитектуре хотя и сохранялись районные особенности, но они утратили прежнее значение, и архитектура приобретала общероссийский характер. Зодчество, как и литература, подвергалось обмирщению. Наиболее выразительные его черты состояли в сближении культового стиля с гражданским, в замене суровых и аскетических сооружений зданиями с украшениями, придававшими им живописность и праздничную торжественность. Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.
В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке, 1653). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.
Несмотря на попытку Никона изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, новые явления проникали и в кирпичную храмовую архитектуру. Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле. Сам Никон намеревался воплотить традиции зодчества в храмах, строившихся по его заказу, но в конечном счете и он поддался воздействию нового.
Идея превосходства духовной власти над светской выражена также в грандиозном сооружении ростовского митрополита Ионы, известном под названием Ростовского кремля (1670— 1683). Ансамбль, включавший жилые покои митрополита, хоромы митрополии, множество хозяйственных построек и пятиглавую церковь Воскресения, сочетал жилой комплекс с храмовым. Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.
В XVII в. завершается оформление множества монастырских ансамблей, начало которым было положено в предшествующих столетиях: Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др. Организующим центром каждого из них были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом. Сооружались огромные трапезные с большими залами без опор. Значительные по размерам оконные проемы, украшенные затейливыми наличниками, изразцы на внутренних стенах, роскошные порталы придавали трапезным вполне светский облик. Трапезная Троице-Сергиева монастыря украшена лепным растительным орнаментом. От грандиозных стен с башнями и бойницами, надвратных построек у въезда в храмы и монастыри веяло торжественностью и монументальностью.
К выразительным элементам храмового зодчества второй половины XVII в. относились многоярусные колокольни. Легки и изящны шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Москве и девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря.
Гражданское строительство в XVII в. не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661—1665) и в Архангельске (1668—1684), а также Хамовным двором в Москве (1658—1661). Гостиный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 м, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри Гостиного двора размещалось более 200 торговых помещений.
Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. В основу были положены жилые постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся под к летом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.
До наших дней сохранилось немало жилых зданий XVII в. Они строились не только в Москве, но и в других городах: Калуге, Гороховце, Устюге Великом, Ярославле, Пскове и т. д. Прообразом для них служили деревянные пятистенные дома, состоявшие из двух комнат с сенями посередине. Снаружи здания украшались наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж предназначался для хозяйственных надобностей, второй был жилым.
Живопись. Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII в. представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении святых: Аввакум резко осуждал иконы нового письма, на которых, по его словам, святой изображался «яко немчин, брюхат и толст».
Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.
В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетическое лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в иконе «Нерукотворный Спас».
Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой.
Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев и др. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова.
В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и т. д.
Просвещение. Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. Грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Грамоте обучали либо члены семьи, либо мастера-учителя из священников, дьячков и подьячих.
К показателям возросшего интереса к просвещению относится появление печатных букварей. Первый из них, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. и затем несколько раз переиздавался. В конце столетия появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. Карион Истомин для запоминания букв воспользовался выразительными картинками.
Источник
|