Объясните в чем сущность рейганомики и неоконсерватизма
Рейганомика», ее сущность и последствия для США.
Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать просторинвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличениюсбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.
Основными пунктами рейганомики были:
1. Замедление роста правительственных расходов.
2. Сокращение налогов.
3. Сокращение вмешательства государства в экономику.
4. Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.
Один из архитекторов рейганомики Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза.
Последствия:
Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии, которая продолжалась до президентства Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %.
Налоги при Рейгане были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. В результате в эпоху Рейгана США снова (как после гражданской войны) из всемирного кредитора превратились в крупнейшего в мире должника, что разочаровало даже самого Рейгана.
Социальное расслоение в эпоху Рейгана возросло. Количество американцев, живущих за чертой бедности, увеличилось от 29 миллионов в 1980 г. до 31,7 миллиона в 1988 г. Из них 12,5 миллиона были детьми и подростками (19,5 % всех американских детей). Доля национального дохода, приходящаяся на 5 % самых богатых американцев выросла от 16,5 % в 1980 г. до 18,3 % в 1988 г., а на 20 % наиболее богатых за те же годы — от 44,1 % до 46,3 %, в то время как доля самых бедных 20 % за те же годы сократилась от 4,2 % до 3,8 %. Заметной проблемой крупных городов стали бездомные, которые обвиняли в своих бедах рейганомику. Сам Рейган утверждал, что бродяжничество — личный выбор бездомных.
Сущность неоконсерватизма
Переплетение долгосрочных и циклических факторов в углублении общего кризиса капитализма. Ограничение и минимализация государственного вмешательства. Рейганомика и тетчеризм. Неоконсервативная эволюция. Экономические функции современных западных держав.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.10.2013 |
Размер файла | 47,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава I. «Сущность неоконсерватизма»
Глава II. Неоконсервативная эволюция
Глава III. «Экономические и социальные функции современных Западных держав»
Я взяла курсовую работу на тему «Сущность неоконсерватизма», так как именно неоконсервативная политика помогла выйти из кризисного состояния научно-технической цивилизации и оказалась более результативной, чем другие идеологии.
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов.
Резкое углубление общего кризиса капитализма связано с действием ряда факторов. Это ухудшение воспроизводства капитала, стагфляция, краткосрочность либо полное отсутствие фазы подъема, безработица, нарастание межимпериалистического соперничества.
Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственного-монополистического регулирования экономики. В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства. Эти процессы усиливают взаимозависимость и взаимовлияние капиталистических экономик и затрудняют выполнение функций по стабилизации конъюнктуры отдельными буржуазными правительствами. И, наконец, обнаружилась полнейшая не пригодность кейнсианских методов для борьбы с хронической инфляцией. Кризис ГМК способствовал углублению кризиса буржуазной политической экономики. Правящий класс и его идеологи, разочаровавшиеся в Кейнсе, обратились к поискам новых средств для излечения хронических недугов капитализма. Результатом предпринятых усилий по разработке концепций, стал поворот вправо в буржуазной экономической теории. Широкое распространение и растущее влияние на политику буржуазных правительств, приобретают разнообразные консервативные доктрины. Этот процесс был назван «неоконсервативным поворотом».
· выявить характерные черты политики неоконсерватизма
· пронаблюдать за развитием рейганизма в США и тэтчеризма в Англии
· отметить какие изменения появились с приходом неоконсерватизма в политики и экономике
· найти недостатки в идеологии неоконсерваторов
· узнать существует ли неоконсерватизм в двадцать первом веке
Метод исследования: теоретический
Гипотеза: переход на неоконсервативную идеологию привел к экономическому росту и изменению в ведении в политики
Глава I. Сущность неоконсерватизма
Неоконсерватизм сложился ко второй половине 70-х годов 20 века. Традиционно основателями неоконсерватизма принято считать Д.Белла, З.Бжезинского, Н.Подгорца, Н.Кристала и других западных ученых и политиков.
В характерные черты политики неоконсерватизма входит следующее:
1) ограничение и минимализация государственного вмешательства в экономические процессы,
2) укрепление индивидуального предпринимательства,
3) усиление авторитета власти,
4) развитие рыночных отношений,
5) укрепление законности и законопослушания.
Это все в основном сказывалось на отношении к вечным ценностям морали, права, религии, а не к политическим формам прежних организаций власти.
Необходимо подчеркнуть, что американский неоконсерватизм отличается особым вниманием в выработке представления о дальнейших путях эволюции государственности и организации власти в постиндустриальном обществе.
Характерными же чертами западноевропейского консерватизма выступают идеи сохранения социокультурной среды, усовершенствования нравственных традиций гражданского общества и норм стимулирования социальной активности человека.
В число остальных черт неоконсерватизма входит стремление возродить такие социальные институты, как семья, школа, церковь. Основными представителями неоконсерватизма являются: Кальтенбрунер (ГДР), Шельски, Любке.
В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.
Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервтивной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в № 6 стр 51состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.
1. тема примата рынка, т. е. вера в эффективность свободного рынка и относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а также в необходимость сохранение исключительно сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;
3. закономерность распределения общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;
5. усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;
Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:
— первая призвана обосновать мероприятия по стимулированию экономического роста
— вторая, меры борьбы с инфляцией. Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.
Развитие теоретических постулатов «экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, » успехи капитализма лежат на стороне предложения». Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем «чтобы наградить производителя и поощрить инвестора».
Главным инструментом «поощрения» должна стать налоговая политика.
Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.
Стимулирующее воздействие налоговой политики на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг. Реалии сегодняшнего капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда.
Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М. Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса. Это сокращение «благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы. № 5, стр 254
Как вследствие, резко упала эффективность прежних в первую очередь бюджетных методов государственного воздействия на воспроизводство. При этом позднее, усугубив целый ряд хозяйственных проблем, именно глобальных по происхождению и природе, государственно-монополистическое регулирование в его сложившихся формах само стало дополнительной причиной резкого ухудшения показателей функционирования экономики США.
В 70х годах рост производства сильно замедлился, Набрала темп инфляция, превысившая к началу 80х годов 10%-ный уровень, Безработица приняла немыслимые для «века кейнсианства» масштабы. Эти обстоятельства, взятые вместе, создали колоссальные проблемы для финансирования социальной инфраструктуры, поставив под вопрос ее будущность в том виде, в каком она сложилась в послевоенный период. К тому же выявилось беспрецедентное ухудшение внешнеэкономических позиций США.
На этой стадии произошло банкротство прежних систем и концепции государственно-монополистического регулирования. Они оказались неспособны, обеспечить хоть сколько-нибудь серьезное приближение к тем самым социально- экономическим целям, реализация которых, по мнению правящего класса США, служила и должна была служить гарантией приспособления капитализма к меняющемуся миру. В эти годы стагфляция, нарушения внешнего баланса США, а также крайней нестабильности американской валюты определился глубокий и всесторонний кризис традиционной системы государственно-монополистического регулирования. Кризис положил начало процессу кардинальной перестройки системы макрорегулирования, осуществившейся в США правительством Р. Рейгана.
Восприятие неоконсерваторами идей «экономики предложения» и монетаризма служат концептуальной основой современной стратегии американского империализма.
В соответствии с установками неоконсервативных теоретических доктрин негативные явления и тенденции и хозяйстве СШЛ 70-х—начала 80-х годов сторонники «рейганомики» объясняют просчетами экономической политики, проводившейся прежними правительствами. Слепое следование кейнсианскнм рецептам, по их мнению, привело к неоправданному расширению сферы государственного вмешательства в экономику, росту бюджетных расходов и дефицитен, снижению стимулов к труду и капиталовложениям, а в итоге к общей экономической дестабилизации, падению темпов хозяйственного роста и снижению эффективности использования факторов производства.
Ключевым звеном в системе мероприятий администрации США, направленных на децентрализацию функций по управлению экономикой и поощрение частной инициативы—этого «двигателя» экономического и технического прогресса, является налоговая и амортизационная реформа.
Однако цель, которая преследовалась снижением налогов,—активизировать частную инвестиционную деятельность—нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенциальных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981—1982 гг. не была инвестирована в расширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу. Рост частных капиталовложений в 1983 г. обусловлен не столько влиянием стимулирующего эффекта налоговой реформы, действием циклических факторов развития капиталистической экономики, ее вступлением в фазу оживления и подъема.
Одним из важнейших направлений реализации неоконсервативных принципов экономической политики является провозглашенная Рейганом реформа «дерегулирования». Этим термином объединяется комплекс не слишком взаимосвязанных мероприятий, проведение которых свидетельствует, разумеется, не об отмене государственно-монополистического регулирования, а об изменении его приоритетов и стратегии, перераспределении регулирующих функций между различными уровнями государственной власти, а также между государством и частным бизнесом под лозунгом борьбы с бюрократией, за повышение эффективности государственных расходов и управления. Цель реформы «дерегулирования», как и всех других компонентов «рейганомики»,—предоставить свободу частной инициативе, укрепить «предпринимательский дух», а уж освобожденный от бюрократических цепей частный бизнес обеспечит хозяйству «устойчивое процветание».
Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на
«дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.
Важное место в системе «дерегулирования» отводится мерам по сокращению численности государственного аппарата и расходов на его содержание.
Бюрократизация американской государственной машины, ее непомерно разросшаяся «нормотворческая» деятельность, снижение эффективности управления на всех уровнях начали причинять бизнесу серьезный финансовый ущерб.
В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации системы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма»—передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.
Подводя итоги первых лет осуществления принципов «рейганомики», В. М. Кудров писал: «Особенность современного этапа экономического развития Соединенных Штатов состоит в том, что хозяйство этой страны, ориентировавшееся на сверхпотребление ресурсов, вступает в долгосрочный период обострения ряда важнейших проблем, решать которые прежними методами и на прежних путях оказывается уже невозможным. Хозяйство США вынуждено перестраиваться, и в соответствии с этим возникают сложные проблемы перестройки системы государственно-монополистического регулирования.
Процесс этот не только длительный, но и болезненный, осуществляющийся, в конечном счете, методом «проб и ошибок», причем в условиях обостряющихся противоречий». №1, стр. 350
Менее последовательно и однозначно происходит распространение влияния неоконсервативных идей на экономическую политику буржуазных правительств Западной Европы, хотя именно здесь после прихода к власти в
Англии в 1979 г. правительства М. Тэтчер началась «практическая апробация» теоретических постулатов М. Фридмена и А. Лаффера. Конкретные формы государственно-монополистического регулирования определяются накалом классовой борьбы, особенностями экономической ситуации, парламентским соотношением сил ведущих политических партий, представлениями правящих кругов о потребностях развития национальной экономики.
Сторонники активного государственного вмешательства п хозяйственную жизнь, опираясь на модифицированную ксйнсиаискую доктрину стимулирования «эффективного спроса», продолжают отстаивать и развивать свои взгляды, чтобы приспособить их к изменившимся условиям капиталистического воспроизводства. Модернизация теории Кейнса идет по линии дополнения ее разработкой долгосрочного структурного подхода к решению насущных проблем развития дряхлеющей социально-экономической формации. Именно в русле реализации этого подхода следует рассматривать попытки осуществления многочисленных энергетических, экологических, региональных и прочих программ в 70-х годах. Призванные содействовать преодолению структурных диспропорций программы в соответствии с кейнсианскими рецептами в значительной мере опираются на использование государственных средств и предусматривают стимулирование «склонности к инвестированию» в частном секторе при помощи методов финансовой и кредитной политики. Механизм разработки и реализации аналогичных программ остается практически неизменным и в текущем десятилетии. Приверженцы «твердой руки» государства, не верящие в «очистительную и благотворную силу свободной конкуренции», ее способность обеспечить эффективное функционирование экономической системы капитализма, не собираются без боя сдавать завоеванные позиции. Они надеются укрепить и расширить свое влияние на определение стратегических направлений современной буржуазной экономической политики.
Монетаристский эксперимент в Англии представляет собой «рейганомику» на английский манер, хотя монетаризм в качестве официальной экономической доктрины был взят на вооружение в Лондоне раньше, чем нынешний хозяин Белого дома Р. Рейган широковещательно заявил о намерении осуществить свою «программу экономического возрождения». В фактическом созвучии экономического курса английских консерваторов и политики, проводимой Вашингтоном, нет ничего удивительного: и то и другое правительства были приведены к власти крупным промышленным и финансовым капиталом и призваны ревностно служить его интересам.
Укрепление позиции монетаризма в Англии на рубеже 70-х—начала 80-х годов не случайно. Это была своего рода реакция национальной монополистической буржуазии на непрекращающееся снижение конкурентоспособности британских монополий на мировом рынке и, следовательно, падение роли Англии в капиталистическом мире; реакция крупного капитала, почувствовавшего реальную угрозу своим прибылям и вставшего на их защиту. Обращая внимание на ухудшение дел в экономике страны, сторонники монетаризма в стремлении приостановить этот процесс возлагают всю ответственность за него на государство, профсоюзы, широкие народные массы.
Экономическая политика правительства неоконсерваторов, целями которой, как утверждается в Лондоне, являются борьба со стагфляцией и общей хозяйственной неэффективностью, структурная перестройка и укрепление на их основе позиций Англии в мировой торговле и капиталистическом мире, не дает желаемых результатов. Более того, именно эта политика в решающей степени стала причиной того, что кризис 1980—1982 гг. сильнее всего поразил Англию, а наметившийся в 1984 г. подъем экономики происходит крайне медленно.
Правительство Тэтчер ставит себе в заслугу снижение темпов инфляции, некоторый рост конкурентоспособности английской промышленности (достигаемый главным образом за счет снижения в стоимости товаров издержек по заработной плате). Однако мало говорится о цене, которую приходится платить за это истерзанной кризисами стране. А она хорошо известна: более 3 млн. безработных, свернутые социальные программы, массы обездоленных людей. Тем не менее, выступая по телевидению в апреле 1984 г., глава правительства М. Тэтчер вопреки фактам, свидетельствующим о тяжелом положении в экономике и крайне напряженном социально-политическом климате, утверждала, что Англия находится на подъеме, на пути к «новой промышленной революции». Что касается экономической политики, то она подтвердила решимость ее правительства и в дальнейшем следовать прежним курсом. № 3, стр. 111
Неоконсерватизм отличается особым вниманием в выработке представления о дальнейших путях эволюции государственности и организации власти в постиндустриальном обществе.
В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы.
Глава II. Неоконсервативная эволюция
Неоконсерватизм никогда не был единым и цельным течением политической мысли. Он возник в результате идеологической конверсии группы интеллектуалов (по преимуществу, евреев), которые в конце 1930-х и начале 1940-х годов двадцатого века учились в Городском Колледже Нью-Йорка.
Из стен этого учебного заведения вышли известный социолог Дэниэл Белл, профессор общественных наук Гарвардского университета, который в 1960 году опубликовал прогремевшую на весь мир книгу «Конец Идеологии»; столь же влиятельный социолог и культуролог Натан Глэзер, тоже гарвардский профессор, редактор журнала; профессор Стэнфордского Университета Ирвинг Хоув; и, прежде всего, профессор Нью-Йоркского Университета и член одного из наиболее влиятельных независимых аналитических центров Совета по Международным Отношениям Ирвинг Кристол. На студенческой скамье они всерьез увлекались троцкизмом, однако со временем отказались от радикального революционизма в пользу консервативных принципов (этим и объясняется название «неоконсерваторы»). В 1965 году Кристол, Белл и Глэзер основали журнал, который постепенно стал главным рупором этого идейного течения.
После окончания вьетнамской войны на некоторое время идеи неоконсерваторов оказались невостребованными в США. Однако в 1979 году они взяли реванш. Советские войска вошли в Афганистан; в Иране, ранее бывшем ключевым союзником США в Персидском заливе, произошла исламская революция, а в Никарагуа повстанцы, близкие по своим воззрениям коммунистам, свергли проамериканского диктатора и захватили власть. Тогда неоконсерваторы выступили с идеей необходимости обеспечения безопасности в зоне Персидского залива, поскольку США жизненно зависят от импортируемой оттуда нефти. Кроме того, они утверждали, что за иранской революцией стоит СССР, который планирует выход к Персидскому заливу, что может серьезно угрожать США.
Неоконсерваторы формально не организованы. Не существует неоконсервативного «политбюро», которое принимает принципиальные решения. Неоконсерваторы не владеют сколько-нибудь крупными средствами массовой информации, издаваемые ими журналы выходят мизерным тиражом. Они не обладают серьезными финансовыми возможностями. Однако неоконы весьма активны в пропаганде своих взглядов. Во-первых, они не только выступали в защиту демократических свобод и прав человека, но и настаивали, что их соблюдение следует считать не внутренним делом государства, а его обязанностью перед своими гражданами и международным сообществом. Во-вторых, они верили, что США должны использовать свою мощь для достижения высокоморальных целей на мировой арене. В-третьих, они не слишком верили в способность интернациональных организаций и международного права решать серьезные проблемы безопасности. Наконец, они считали, что реализация амбициозных проектов переустройства общества зачастую приводит к непредвиденным и обычно негативным результатам, которые противоречат первоначальным целям.
В последние годы наиболее интересной стала книга Стефана Халпера и Джонатана Кларк «Одинокая Америка: Неоконсерваторы и Мировой Порядок, в которой вычленили отличительные идеологические принципы неоконсерваторов. По их мнению, неоконсерваторы оценивают международные проблемы лишь в черно-белых тонах («плохие» и «хорошие» режимы, политики и пр.), утверждая, что только у них (неоконсерваторов) есть моральное право изменять ситуацию в мире. Использование военной силы является первым, а не последним аргументом во внешней политике. Неоконсерваторы предпочитают не вспоминать об истории Вьетнамской войны, но постоянно апеллируют к истории «Мюнхенского сговора», благодаря которому нацисты захватили Европу. А также, они не доверяют международным институтам и международным соглашениям. И наконец, они считают своим духовным предшественником президента США Рональда Рейгана, политика которого привела к распаду СССР.
Обращают внимание также на иные факторы. К примеру, Гэрри Дорриен, автор книги «Имперский Дизайн», критикует неоконсерваторов за любовь к военной силе, стремление смотреть на все с американской точки зрения, пренебрежение иными культурными традициями и т.д.
Неоконсерватизм никогда не был единым и цельным течением политической мысли. По мнению неоконсерваторов использование военной силы является первым, а не последним аргументов во внешней политике, так как демократические режимы, неспособные применять силу, обречены на гибель.
Глава III. Экономические и социальные функции современных западных держав
капитализм рейганомика тетчеризм неоконсервативный
Начало 80-х годов в целом ряде стран (Франция, Швеция, ФРГ, Испания, Греция) ознаменовалось победой на парламентских выборах партий, в которых сильны группировки, выступающие в поддержку активного государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. Усилению позиций этих группировок способствовало принятие программы экономической политики ЕЭС на 1981— 1985 гг. Краеугольным камнем промышленной стратегии Сообщества объявлена активизация инвестиционной деятельности. Перед государственной политикой в области инвестиций ставится весьма широкий круг задач, в том числе содействие осуществлению дорогостоящих научно-исследовательских работ прикладного характера и внедрению новой техники; поощрение капиталовложений в отрасли передовой технологии; проведение мероприятии по энергосбережению и перестройке топливно-энергетических балансов; расширение государственных затрат на охрану окружающей среды и подготовку квалифицированной рабочей силы. При этом Комиссия европейских сообществ настаивает на предоставлении ей более широких полномочий по контролю над выполнением рекомендаций в области капиталовложений.
Влияние неоконсервативных теорий государственно-монополистического регулирования возрастает в связи с приходом к власти в ряде стран Западной Европы консервативных правительств. Торжество принципов «рейганомики» и «тэтчеризма» не носит, однако, безусловный характер. Восприняв основные постулаты неоконсервативной теории, определяющие ее жесткую антисоциальную направленность, буржуазные правительства не всегда выполняют практические рекомендации монетаристов и сторонников «экономики предложения» и отношении конкретных мероприятий финансовой и кредитно-денежной политики, а предпочитают пользоваться кейнсианскими рецептами. В этой связи академик А. Г. Милейковский отмечал: «.. экономическая политика консерваторов и экономическая политика кейнсианцев по сути дела представляют два способа государственно-монополистического регулирования экономики. Противоречия между их идеологами не являются антагонистическими. Они не исключают возможность синтеза, разработки экономической политики, использующей элементы различных концепции».
Структурная перестройка и «рационализация» хозяйства в условиях капитализма носят крайне противоречивый характер. Имея своими результатами, рост производственного, технического и научного потенциала, они вместе с тем не могут не сопровождаться тяжелыми социальными последствиями для общества в целом. Затяжной и массовой становится безработица, повышается степень эксплуатации занятой части населения, повсеместно ухудшается социально-экономический климат. Характерно, что монополии и буржуазные правительства, возложив тяготы перестройки на плечи широких трудящихся масс, хотят заставить рабочий класс отказаться от уже завоеванных экономических и социальных прав и свобод. Представители крупного капитала, лидеры правых партии, буржуазные экономисты консервативного толка весьма настойчиво и единым фронтом выступают за дальнейшее повышение интенсивности труда на производстве при сокращении заработной платы и прочих доходов трудящихся. Они открыто требуют урезать государственные ассигнования на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.д. Как показала практика последних лет, подобные призывы все чаще находят воплощение в конкретных мероприятиях социально- экономической политики, проводимой буржуазными правительствами. В итоге положение трудящихся в капиталистических странах ухудшается.
Одно из главных тому свидетельств— устойчивая массовая безработица. Анализ ситуации на национальных рынках труда в период 70- х—начала 80-х годов показывает, что при наличии и без того огромной армии «лишних людей» их число продолжает быстро возрастать. Это происходит из-за увеличивающейся диспропорции между поступающими на рынок рабочей силы новыми ее контингентами (в связи с ростом населения, особенно в его трудоспособном возрасте, повышенным притоком молодежи, возрастанием трудовой активности женщин) и спросом на нее, сокращающимся вследствие структурных передвижек, рационализации производства, перехода на автоматизацию, роботизацию и компьютеризацию всех сфер экономической деятельности. ……
Неоконсерватизм в экономике США в наше время
Неоконсерватизм был символом объединения для тех членов администрации Буша, кто поддерживал агрессивную внешнюю политику, большие затраты на военные цели, пренебрежение международными законами и институтами, посягательство на государство всеобщего благоденствия и возврат к «традиционным ценностям». Таким образом, закончилось ли развитие неоконсерватизма вместе с угасанием эры Буша, которое ознаменовалось стремительным падением популярности и большим количеством отказов от должности?
Неоконсерватизм изначально перенял различные положения от традиционных форм консерватизма. Поскольку реформы могут стать частью «нашего» наследия, традиционные консерваторы могут приспособиться к переменам, даже поставить себе в заслугу создание связи между прошлым и будущим. В отличие от них, сторонники неоконсерватизма не обеспокоены тем, что Эдмунд Берк называл узами, которые связывают «мертвых, живых и еще нерожденных». Они скорее являются революционерами или даже «контр-революционерами», которые намереваются переделать США и весь мир.
В действительности, в некотором смысле, Ирвинг Кристол, Норман Подгорец и другие государственные деятели-неоконсерваторы постарше находятся под влиянием коммунистических догм, которым они противостояли в молодости, как приверженцы Троцкого. Цель их «партии», или ее призыв не нуждаются в сложном толковании: они основываются на защите «американских ценностей», в то время, как критики только предлагают «объективное оправдание» «врагам свободы».
До 60-х годов будущие неоконсерваторы разделяли антикоммунистические настроения демократическое партии, одобряли движение в защиту прав человека и поддерживали новую политику президента Франклина Рузвельта «Новый курс» в создании государства всеобщего благоденствия. В 2003 году влиятельный неоконсерватор Ричард Перл эффектно заметил, что он все еще был зарегистрированным демократом, который уже не испытывал «ностальгию» по идеям бывшего влиятельного сенатора Генри Джексона.
Для будущих неоконсерваторов, однако, 60-е годы были «травмой», которая заключалась в унижении от проигранной войны и позором Ричарда Никсона. То, что в 50-е годы казалось культурой удовлетворения, было трансформировано в «культуру врага», как это назвал Подгорец. Новые социальные движения, которые стремились развеять мифы истории, отрицали избитые оправдания политики защиты интересов элиты и требовали больший контроль над институтами, казалось, поставили под угрозу весь «истэблишмент».
Однако только с объединением Рональдом Рейганом двух традиционно враждующих между собой консервативных фракций был обеспечен триумф политических основ неоконсерваторов.
Изначально первая фракция состояла из представителей элиты, которые были против вмешательства государства в рынок. Ее членов мало заботили «общественные» или «семейные» ценности. Свои лучшие интеллектуальные идеи они брали у Мильтона Фридмана, Фридриха фон Хайека и Роберта Ноцика, которые ставили под вопрос коллективистские общественные теории вообще и «социализм» в частности.
Другая фракция брала свое начало от «несведущего» популизма девятнадцатого века с его подъемами националистической истерии, защитой традиционных предрассудков и неприятием интеллектуальной и экономических элит. Однако ее члены не всегда были против социально направленного законодательства, особенно если белые рабочие ставились в привилегированное положение, некоторые даже положительно относились к «Новому курсу».
Таким образом, неоконсерватизм нельзя ограничить только поддержанием свободного рынка и правостороннего популизма, поскольку его идеология основывается на слиянии этих противоречащих взглядов. Проблемой было то, как вместить интересы элиты в капитализм свободного рынка с провинциальным темпераментом ограниченного электората.
Однако с падением коммунизма двум фракциям неоконсерватизма снова было суждено столкнуться. Экономическая глобализация грозила ответной негативной реакцией от провинциальных популистов, в то время как внешний враг, который скреплял две составляющие неоконсерватизма, прекратил свое существование.
Затем произошли события 11 сентября. С самого начала высшие чины эры Рейгана опасались возможности одностороннего ответа. Для многих было ясно, что исламский фундаментализм не был похож на коммунизм, и особенно в Ираке военачальники видели опасность в большой растянутости американских сил.
Взяв на вооружение грубую форму «реализма», которая традиционно рассматривала государство в качестве основной единицы для политического анализа, неоконсерваторы представили «Аль-Каиду» в свете привычных врагов, таких, как фашизм и коммунизм, поддерживаемую «странами-изгоями», которым нет прощения. Таким образом, была очерчена «ось зла» и принято решение о «превентивном ударе».
Подобный новый «гиперреализм» имеет мало общего с реализмом в старом стиле. Черчилль и Рузвельт не лгали международному сообществу об угрозе фашизма, создании искусственной «коалиции добровольцев» или использовании безотчетного насилия: это было тактикой их тоталитарных врагов. Сегодня осмысленный реализм призывает к признанию ограничений в строительстве демократизма: подозрения к западным ценностям, которые вызваны империализмом, властью современных институтов, таможен и все еще очень хрупкими государственными системами в большинстве стран мира.
1. Исключаются все формы денежной иллюзии. Хозяйствующие объекты ориентируются только на реальные, а не номинальные значения переменных.
2. Вся информация на рынке передается только через цены.
3. Гибкость цен обеспечивает расчистку рынков от товаров.
4. Агенты действуют оптимальным образом.
5. Источником нарушений в системе служат случайные изменения денежной массы, которые порождают колебания номинального уровня цен.
Сторонники ТРО, так же как и монетаристы, ориентируются на устойчивый рост денежной массы как наиболее приемлемую форму экономической политики. № 7, стр. 34
Вместе с тем это направление (ТРО) имеет и ряд специфических черт. Причем это не такие посылки, которые абсолютно отличаются от воззрений монетаристов, а отличия, в которых идет речь о степени абсолютизации, уровне абстракции.
Во-первых, это гипотеза о рациональном характере формирования ожиданий хозяйственных агентов, согласно которой фирмы и отдельные субъекты, выступающие на рынке, эффективно перерабатывают всю имеющуюся у них информацию для прогнозирования будущего развития конъюнктуры. (отсюда и происходит название направления)
Вторая гипотеза заключается в том, что цены в современном капиталистическом хозяйстве обладают абсолютной гибкостью и чрезвычайно быстро, практически мгновенно реагируют на возникновение рыночного неравновесия.
Третья гипотеза заключается в том, что для системы характерно состояние равновесия, так как все индивидуальные рынки, включая рынок рабочей силы, быстро и полностью очищаются от товаров, вследствие чего система в целом находится в состоянии равновесия.
Гипотеза рациональных ожиданий утверждает, что хозяйственные агенты могут правильно предсказывать будущие действия правительства и своевременно на них реагировать. Они знают, что в случае кризисного спада производства правительство предпринимает меры для искусственного расширения спроса, а за этим следует повышение уровня цен. Это будущее повышение цен заранее учитывается при заключении существующих контрактов. Это существенно ограничивает возможности государства по перераспределению доходов и вообще ослабляет стимулирующий эффект его экономической политики. Конечно, представители ТРО допускают, что агенты могут ошибаться, но все отклонения в решениях и ценах будут взаимно погашаться.
ВЫВОД: Сегодня осмысленный реализм призывает к признанию ограничений в строительстве демократизма: подозрения к западным ценностям, которые вызваны империализмом, властью современных институтов, таможен и все еще очень хрупкими государственными системами в большинстве стран мира. Влияние неоконсервативных теорий государственно-монополистического регулирования возрастает в связи с приходом к власти в ряде стран Западной Европы консервативных правительств.
Я выполнила работу на тему: «Сущность неоконсерватизма». Моя работа оказалась очень интересной и познавательной. В ходе проекта я выявила характерные черты политики неоконсерватизма, пронаблюдала за развитием рейганизма в США и тэтчеризма в Англии, отметила, какие изменения появились с приходом неоконсерватизма в политике и экономике, нашла недостатки в идеологии неоконсерваторов и узнала существует ли неоконсерватизм в двадцать первом веке.