Объясните в чем состоят новые черты реализма
Образовательный сайт
Реализм в русской литературе выделяется отдельным течением, которое несло с собой определенные нововведения. В эту эпоху «родилось» много великих произведений.
1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?
Одной из чеховских традиций стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.
Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:
Реализм в русской литературе прошел долгий, «многострадальный» путь. Это определило его дальнейшее развитие.
2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.
В эту эпоху появлялись герои «средней руки». К ним относились чиновники, босяки, солдаты, низшие офицеры.
Душа героев описывалась «сонной», отчужденной от окружающего мира. Каждый второй нес в себе «остывшую золу» (как писал Андреев).
3. Что представляет собой «авторское начало» в повествовании?
В основе «авторского начала» лежит изменение структуры стилей и жанров. Общение персонажей упрощено, а план событий минимален.
Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.
Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.
4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?
В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.
Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.
Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.
*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).
А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.
*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?
Среди истоков раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:
В результате обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:
Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.
Были выделены такие противоборствующие силы:
*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?
Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм. Он стал более чувственным, одухотворенным.
Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:
Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.
*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?
Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.
Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом – в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.
*9. Чем вызвано усиление «авторского начала», каковы результаты этого процесса?
Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.
Результаты этого процесса:
*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?
К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:
Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.
Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
Русская литература. 10 класс
Предпосылки возникновения реализма в русской литературе
В развитии мировой литературы XIX века выделяют четыре периода (схема 1), которые хронологически несколько выходят за рамки одного столетия (схема 1).
Схема 1. Периодизация литературного процесса XIX века |
На начало столетия приходится расцвет романтизма.
Романтизм – направление в литературе конца XVIII – первой половины XIХ века., изображавшее исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
Возникновение романтизма было вызвано развитием капиталистических отношений, идеями Великой французской революции, в которых европейское общество быстро разочаровалось. Изменения в общественном сознании, социально-экономические преобразования, новые политические течения, а также научные достижения первой трети XIХ века подготовили условия для становления в мировой и русской литературе реализма.
Реализм (от лат. realis – «вещественный») – направление в литературе, сформировавшееся в середине XIX века, отражавшее типичного героя в типичных обстоятельствах.
Основные факты социально-политической и научной жизни, которые создавали условия для возникновения реализма, отражены в таблице 1.
Реализм не является застывшей системой. Он постоянно развивается, поэтому исследователи говорят о разных его разновидностях. При этом имеются в виду особенности реализма внутри национальных литератур.
Особенностью исторического развития России середины XIX века является политическая реакция после восстания декабристов в 1825 году (правление Николая I, прозванного Палкиным). Это привело к возникновению тайных обществ и кружков, формированию кружка петрашевцев, сделало актуальной писательскую («Былое и думы», «Кто виноват?») и издательскую (журнал «Колокол») деятельность А. И. Герцена. Это время характеризуется началом движения разночинцев в России. Все эти события нашли отражение в развитии литературы.
В середине ХIХ века, прежде всего в произведениях Н. В. Гоголя, проявляется новый этап в развитии реализма. Он получил название «натуральная школа». В её рамках начинали своё творчество И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.
На вторую половину XIX века приходится период критического реализма, проявившегося в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Благодаря им русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их писательское мастерство, проникновение в «диалектику» души героев открывали путь художественным исканиям авторов XX века. При этом русский реализм (в первую очередь благо даря И. С. Тургеневу) был тесно связан с мировым историко-литературным процессом. Произведения русских писателей во второй половине ХIХ века публиковались практически одновременно в России и за рубежом.
Критический реализм способствовал демократизации литературы: он значительно шире, чем классицизм или романтизм, представил действительность. Современность отразилась в произведениях критических реалистов как самоуправство помещиков-крепостников, как трагическое положение народных масс — крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. Для реализма этого периода характерно изображение человека в единстве с окружающей его средой, социальная и историческая конкретность образа, конфликта, сюжета, широкое использование таких жанров, как роман, драма, повесть, рассказ.
Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драмы, которые заметно потеснили поэзию. Среди эпических жанров наибольшую популярность приобрёл роман, потому что он позволял писателю-реалисту максимально точно показать причины социальных явлений, исследовать характер героя, отобразить условия, в которых он сформировался.
Много нового внесли в реалистическое искусство писатели-демократы (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Общее в их творчестве — отрицание существующего крепостнического строя. Поэтому для произведений названных писателей характерна резкая критика социальных пороков, глубина художественного исследования действительности.
В ХIХ веке оформилась социальная направленность русской литературы, появился особый тип писателя — не только художника, но и проповедника, пророка. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, Максима Горького и А. П. Чехова оценивались их современниками как «богатырское служение идее». К их мнению прислушивались правители, зарубежные писатели и общественные деятели. В первую очередь потому, что русские классики ХIХ века заложили основы гуманизма, народности и демократизма литературы, которые стали ценностями не только для русской, но и для мировой культуры.
Поиски смысла жизни, определение цели деятельности, суть любви и дружбы, их влияние на человека; взаимоотношения народа и власти, сущность истории, роль в ней яркой индивидуальности, личность «маленького человека» — всё это и многое другое стало предметом осмысления русских классиков ХIХ столетия.
Реализм
«Реализм в чистом виде — скучное дело.
Если показывать все, как есть,
будут одни котлеты и пирожки».
Владимир Этуш, советский актер
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Реализм можно поворачивать разными сторонами, как кубик, и каждая из граней будет раскрывать это понятие по-своему.
В большинстве случаев неизменной останется одна категория — правдивость в изображении действительности. Из-за этой самой правдивости с реализмом не все гладко.
Дело в том, что правда у каждого своя, а искусство всегда условно. Реалистам приходится как-то увязывать правдивость и условность.
Реализм — это одно из самых сложных и противоречивых понятий в мировой культуре.
Начнем с того, что у него до сих пор нет единого и общепринятого определения, нет ясного понимания, где очерчивать его границы, а многие уважаемые исследователи вообще не выделяют реализм в отдельное направление или самостоятельный стиль.
В этой статье рассмотрим несколько основных граней этого емкого понятия.
Реализм — это.
В самом элементарном смысле реализм — это трезвый взгляд на вещи, так называемая объективная реальность. Реалистами мы называем людей, способных без иллюзий смотреть на мир, учитывая все факторы в их взаимосвязи.
«Реалисту не важно, стакан наполовину пуст или полон,
главное для него, что внутри стакана».
Автор высказывания неизвестен
Философия реализма восходит к Платону и получает развитие в Средние века. Средневековые мыслители были увлечены вопросом о реальном существовании универсалий, или общих понятий.
Примеров универсалий в любом языке предостаточно: растения, профессии, одежда — все это обобщения, объединяющие группы каких-то вещей. В зависимости от ответа на вопрос об их реальности различают три направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм как раз выступает ЗА реальное существование универсалий.
Реалисты Средневековья разделились на две группы:
Умеренным реалистом был знаменитый философ Фома Аквинский (1225–1274), который сформулировал основные тезисы средневекового реализма. По его задумке универсалии существуют в трех качествах:
*Карло Кривелли, Святой Фома Аквинский, 1476 г.
Философия реализма подразумевает существование объективной реальности вне зависимости от человеческого восприятия или познания.
Как развивался реализм в литературе и живописи
Краткий экскурс в философию не дает понимания, что же такое реализм в искусстве.
По сути, реализм в литературе и живописи это даже не стиль, а глобальная перестройка, пронизывающая все его виды, обнажающая кризисы (что это?) и противоречия общества.
Термин реализм (realisme) появился в 20-е годы XIX века во Франции. В его основе позднелатинское слово realis — действительный, вещественный.
Сначала реализмом в искусстве называли копирование действительности с перекосом в сторону вульгарщины.
В начале XIX века такой подход вызывал шок и неприязнь, ведь искусство призвано нести прекрасное, доброе, вечное, стремиться к идеалу, так зачем же тащить в эту чудную гавань всякие безобразия?!
Но прошло каких-то 20 лет, публика привыкла, и реализм перестал восприниматься чем-то дико скандальным.
Стало понятно, что реалисты изображают современную действительность, как она есть, без идеализации, мы бы сегодня сказали, без фотошопа.
*Слева реализм, справа классицизм. На фотографии Кейт Мосс — топ-модель нулевых.
Следующий уровень осознания нового направления в искусстве случился в 1850-е годы, когда в Париже прошла выставка Гюстава Курбье «Павильон реализма». Его картины вызывали бурю негодования, современники называли его социалистом, предавшим высокие идеалы искусства.
*Гюстав Курбье, Купальщицы, 1853 г.
Самая скандальная картина художника.
Наполеон III от возмущения даже стеганул по ней кнутом
В литературе первым, кто назвал себя реалистом, был приятель Гюстава Курбье писатель Шанфлёри. Он же дает и первое определение реализму как художественному методу, а родоначальником этого метода называет своего кумира — Оноре Бальзака.
*Шанфлёри — первый самопровозглашенный писатель-реалист
В основе реализма по версии Шанфлёри и его единомышленников лежат искренность и наивность, выход за рамки стереотипов (что это?) и отказ от подражания любым образцам.
Признаки реализма в искусстве
Реализм — это крайне широкое направление в мировой культуре, произведения, выполненные в этом стиле, часто невозможно уложить в какие-то определенные рамки, но все же выделяют целый ряд характерных признаков:
Проблема временных границ реализма
Реализм как художественное направление в искусстве не имеет четких границ. До сих пор распространено мнение, что черты реализма зарождаются в эпоху Возрождения.
Чего уж говорить, рисовать так, чтобы было похоже на правду, люди старались еще во времена наскальной живописи, но и Ренессанс, и вышедший из него классицизм (что это такое?) противоречат главному принципу реализма — они опираются на образцы античного искусства, изображают не реальную жизнь, а идеальную.
Трагедия Ренессанса в том, что ему не удалось объединить реальность и идеал, божественное и человеческое — все попытки оказались утопией (что это?).
Реализм начинает складываться как стиль во время расцвета Барокко и Классицизма в XVII веке.
На фоне двух мощных направлений в живописи того времени выделяются работы, которые нельзя отнести ни к тому ни к другому стилю.
Барочный реализм развивается в большей степени в протестантских Фландрии и Голландии, яркими его представителями являются Рембрандт, Карраччи, Веласкес и другие, менее именитые художники.
*Ян Стен, Городская школа, 1670 г.
Следующий виток развития реализма относится к XIX веку, применительно к нему используется устойчивый термин критический реализм.
В этот трудный период складывается новая идеология, и искусство активно подключается к социальным изменениям в общественной жизни.
Реалисты XIX века поднимают темы социальной несправедливости, пороков и проблем общества. Именно в это время наиболее ярко реализм проявляется в литературе.
В XX веке в России критический реализм трансформируется в социалистический, его еще называют «стиль Сталин». Такой вариант реализма был распространен в СССР и странах соцлагеря.
Главный посыл соцреализма — изображать то, что хочет видеть государство. Культура, в первую очередь, становится средством пропаганды и агитации.
*Максим Горький — отец-основатель соцреализма
Социалистический реализм стал официальным стилем страны советов с легкой руки Максима Горького, который сформулировал это название на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
*Федор Шурпин, Утро нашей родины, 1946–1948 гг.
Несмотря на то, что искусство оказалось «на посылках» у власти и официальной идеологии, шаг влево–шаг вправо считался попыткой к бегству и буквально карался расстрелом, соцреализм подарил нам потрясающих самобытных писателей, кинорежиссеров, художников, умудрившихся гармонично встроиться в систему.
Критический реализм в литературе
В 30-е годы XIX столетия реализм начинает понемногу смещать с пьедестала романтизм, но до середины века оба стиля идут рука об руку. В 50–70-е годы критический реализм полностью оформляется в полнокровный художественный стиль, определяя дальнейшее развитие мировой литературы.
Знаменитая фраза Фридриха Энгельса о реализме, изображающем «…типичные характеры в типичных обстоятельствах», дает нам ключ к пониманию сути этого направления в литературе.
Писатели-реалисты изображают жизнь такой, какой они видят ее изо дня в день. Эта обыденность знакома каждому, в героях узнаваемы люди из собственного окружения, сюжеты подсмотрены в жизни обычных обывателей.
Реалисты не склонны идеализировать своих героев, избегают мистики, изощренных форм и приемов. Их творчество — способ познания мира, раскрывающий его противоречия.
Характерные черты критического реализма в литературе:
Первыми ласточками критического реализма в зарубежной литературе становятся французы Оноре Бальзак (1799–1850), Стендаль (1783–1842) и Проспер Мериме (1803–1870). Приметы нового стиля явственно читаются в их творчестве, хотя в произведениях еще сильно влияние романтизма.
Русская литература благодаря Крылову, Грибоедову и Пушкину приходит к реализму даже немного раньше вечно опережающих нас французов. В России тоже в первой трети XIX века идет борьба романтизма и реализма.
*Е.П.Самокиш-Судковская, Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»
Неудивительно, что «Онегина» приняли в штыки все, кроме, разве что Белинского — Пушкин сотворил революцию в русской литературе, поставив ее на рельсы реализма.
После этого дело пошло как по маслу. Критический реализм в России с середины XIX века называют «натуральной школой» ( Гоголь, Некрасов), а дальше произведения этого направления развиваются в поразительно глубокие психологические и даже философские тексты Гончарова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина и др.
Жив ли реализм сегодня?
В XX–XXI веках реализм становится всемирно известным художественным методом, пронизывающим всю мировую культуру. Меняется реальность, вслед за ней меняется и реализм, постоянно находясь в поисках новых форм, тем, героев.
Появляются новые течения, генетически связанные с реализмом — фотореализм и гиперреализм в живописи, непосредственно фотография, которая, пожалуй, как ничто другое изображает жизнь «как она есть». Современная литература несет в себе культурный код реализма.
Трансформируясь, реализм рождает новые литературные направления — «новый реализм», «неокритический реализм», «жестокий реализм» в русской прозе представлены в творчестве Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Павла Санаева и многих других.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не люблю это направление в литературе. Хочется читать о чем-то возвышенном и вдохновляющем, серости и обыденности и так с головой хватает в реальной жизни.
Любой творец смотрит на мир своим субъективным взглядом, именно поэтому в искусстве не может быть подлинного реализма, искусство лишь может создать то, во что мы готовы поверить.