Обучение по отраслям что это

Специальность Профессиональное обучение по отраслям – что это

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

Кем можно работать, какая может быть профессия?

Среди всех специальностей широкий перечень имеют педагогические профессии. Для того, чтобы любой человек стал специалистом в своем деле, сперва он должен пройти долгое и всестороннее обучение.

Если в школе таким обучением занимаются учителя с общепедагогическим образованием, то в профессиональном обучении требуется отдельная категория специалистов.

В частности, это касается профессионально-технических учебных заведений – учебно-производственных комбинатов, техникумов, колледжей. Для того, чтобы обучить будущего работника его специальности, преподаватель должен не только сам разбираться в учебном предмете, но и также иметь необходимые психологические и педагогические навыки.

Таким образом, специалист с дипломом «профессиональное обучение по отраслям» — это преподаватель по учебно-производственным дисциплинам.

Список учреждений, в которых может работать этот специалист весьма широк: средние, средние специальный и высшие учебные заведения, предприятия, научно-технические бюро.

Наиболее распространенная должность по этой специальности – мастер или педагог производственного обучения. Однако, имея такую специальность вовсе не обязательно всю жизнь заниматься подготовкой учащихся в техникумах или колледжах.

В образовательную программу по этой специальности входит прежде всего общепедагогическая подготовка, то есть понимание того, что из себя представляет наука и образование, какие существуют учебные методики.

Кроме того, данных специалистов обучают вопросам психологии, взаимодействия с людьми. Если пару десятков лет назад эта сфера была полностью государственной, то сегодня частное обучение распространено не только на уровне частных учебных заведений, но и на крупных предприятиях.

Представьте себе большую торговую фирму, имеющую множество филиалов. Такая фирма может иметь в штате сотни, а то и тысячи сотрудников, при чем основу ее деятельности будут составлять менеджеры по продажам или продавцы-консультанты.

Независимо от того, какое образование на момент принятия на работу имеют эти люди, если фирма хочет развиваться, она обязательно будет регулярно обучать своих сотрудников и повышать их навыки и квалификацию. Однако, для этого такой фирме нужен человек (один или несколько), которые грамотно составят учебный план, подготовят учебные материалы и организуют весь процесс.

Скорее всего, таким вопросом будет заниматься именно человек, имеющий педагогическую специальность в сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, специалист по профессиональному обучению может работать и на частном предприятии в должности тренера, коуча или менеджера по обучению персонала.

Кроме того, педагогические навыки и умение работать с людьми являются хорошим подспорьем и в открытии собственного бизнеса. По последним социологическим данным, предпринимательская деятельность в сфере образования сегодня входит в тройку самых популярных и прибыльных во всем мире.

Это связано с тем, что в современном мире каждый человек, который хочет иметь стабильную и оплачиваемую работу, должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения. По этой причине, сотни тысяч людей ежегодно принимают участие в платных семинарах, лекциях или тренингах по всевозможным направлениям: менеджмент, построение собственного бизнеса, финансовое планирование, маркетинг, веб-дизайн и много другое.

Даже ставшие уже привычными в нашей стране курсы бухгалтерского дела, массажа или дизайна являются примером профессионального обучения в определенной отрасли. Поэтому, имея диплом по данной специальности, определенный опыт работы и желание начать свое дело, вполне реально создать собственный образовательный центр или проводить те, или иные обучающие курсы.

Конечно, для такого занятия законодательство в большинстве случаев не требует наличия диплома и образования, но обучение людей, пусть даже и взрослых – очень сложный процесс.

Даже если сам специалист хорошо умеет обрабатывать фотографии в графических редакторах, насколько легко ему будет рассказать и показать все это так, чтобы даже полный новичок в компьютерных технологиях смог разобраться и научиться делать так же.

Поэтому не имея хороших педагогических навыков, невозможно самостоятельно составлять учебные планы и проводить действительно полезные и познавательные тренинги и занятия.

По этой причине, имея специальность «профессиональное обучение по отраслям», можно работать во многих сферах, в том числе и заниматься предпринимательской деятельностью. Главное при этом понимать, что в современном мире одного только диплома недостаточно, а прежде всего нужно иметь хорошие знания, навыки и желание работать по своей специальности для того, чтобы быть успешным специалистом.

Источник

Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.

В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

Профессиональное образование как система

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

дошкольное (детский сад);

начальное общее (1-4 классы);

основное общее (5-9 классы);

среднее общее (10-11 классы).

среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);

высшее (вузы, институты, академии):

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);

дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

среднее профессиональное образование (СПО);

высшее образование (ВО);

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;

тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;

10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;

8% — профессиональное обучение;

6% — тренинги по психологии и эзотерике;

3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;

2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;

2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО: отличия

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Профессиональное обучение (ПО)

Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение

Каких работников готовят

Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).

Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.

Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.

Программы подготовки

Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.

Количество часов обучения не регламентировано.

Кто может обучаться

Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование

Нет требований к уровню образования

Как обучаться

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.

Документ об образовании

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,

где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).

У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;

повышения пенсионного возраста;

низкого престижа рабочих специальностей;

роста рынка онлайн-образования;

устаревания отдельных профессий.

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год

Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год

IT — 2,2 млрд руб. в год

Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год

Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).

Обучение по отраслям что это. Смотреть фото Обучение по отраслям что это. Смотреть картинку Обучение по отраслям что это. Картинка про Обучение по отраслям что это. Фото Обучение по отраслям что это

Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

Источник

Профессиональное обучение (по отраслям) — среднее профессиональное образование (44.02.06)

Укрупненная группа: Образование и педагогические науки

Квалификация выпускника: Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)

Описание

Подготовка будущих мастеров профессионального обучения состоит из нескольких важных этапов, первый из которых – введение в профильную специализацию, основную дисциплину, которую мастер впоследствии будет преподавать своим студентам. Далее идет этап погружения в методику преподавания профильной дисциплины и педагогические предметы. Общепрофессиональные предметы дополняются традиционными для любой педагогической специальности курсами, связанными с безопасностью жизнедеятельности и трудовым правом, административными аспектами преподавательской деятельности. Все студенты в обязательном порядке направляются на производственные участки, где проходят практические занятия.

Кем работать

Выпускники специальности востребованы в различных учреждениях среднего профессионального образования: специализированных лицеях, профессиональных училищах, колледжах, а также на различных курсах. Специфика работы мастеров производственного обучения связана с проведением практических занятий и учебно-производственных работ, подготовке учеников к контрольным мероприятиям. Перспективы для выпускников специальности с повышенным уровнем сложности широки: есть возможность вырасти до администратора учебного заведения – заместителя директора по учебной или воспитательной части. Кроме того, при наличии интереса к осваиваемой профессиональной области, каждый выпускник может самостоятельно основать предприятие той или иной производственной направленности.

Источник

Обучение по отраслям что это

Профиль: Технические системы и эксплуатация машин

Профессиональное обучение (по отраслям) – это система профессионально-педагогического образования, ориентированная на подготовку педагогов профессионального обучения для различных сфер деятельности, отраслей. В результате бакалавр будет иметь достаточную компетенцию, как в педагогической сфере, так и в той области народного хозяйства, в которой он сможет применить полученные знания.

Область профессионально-педагогической деятельности бакалавров по профилю «Технические системы и эксплуатация машин»:
– организация и осуществление обучения по программам среднего профессионального и высшего образования инженерно-технического профиля;
– переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов; обучение и тренинг персонала.

Выпускники профиля могут работать:
– в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
– в учебно-методических центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, в службе занятости населения.
– в учебно-курсовой сети предприятий и организаций;
– в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании;
– в региональных и муниципальных органах управления образованием;
– в профильных предприятиях и организациях по эксплуатации и техническому обслуживанию машин на инженерных должностях;
– в конструкторских бюро, проектных организациях, научно-исследовательских центрах.

Источник

Обучение по отраслям что это

Направление подготовки: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Направленность/профиль: Информатика и вычислительная техника

Профессиональное обучение – это область педагогической науки, которая изучает особенности организации подготовки обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения. Педагог профессионального обучения данного профиля организует обучение по группам родственных профессий в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, активно участвует в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования в области информатики.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность/профиль Информатика и ИКТ, включает подготовку обучающихся в области методики профессионального обучения по IT-специальностям среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Объектом профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность/профиль Информатика и ИКТ, является учебный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также службу занятости населения.

Исходя из потребностей рынка труда, программа бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность/профиль Информатика и ИКТ ориентирована на следующие виды деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, обучение по рабочей профессии.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность/профиль Информатика и ИКТ, в соответствии с перечисленными выше видами профессиональной деятельности должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

Целью образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность/профиль Информатика и ИКТ является подготовка конкурентоспособного, мобильного, владеющего методиками предметной деятельности специалиста, готового к творческой самореализации, способного успешно осуществлять формирование профессиональной компетентности и воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода.

Профиль образовательной программы обусловлен необходимостью подготовки будущих педагогов профессионального обучения, способных решать образовательные и воспитательные задачи в соответствии с уровнем развития информатики и вычислительной техники и потребностями современного информационного общества.

В учебном процессе по данному направлению подготовки задействованы доктора и кандидаты наук – сотрудники Курского государственного университета, ведущие специалисты-практики системы среднего профессионального образования нашего региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *