Обсуждая тему семейного бюджета очень важно показать учащимся что
Урок по теме «Семейный бюджет: пути и способы экономии». 7–8-е классы
Ключевые слова: семейный бюджет
Формирование практико-ориентированных навыков исследовательской деятельности на уроках обществознания.
Цели:
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Тип урока: Урок изучения нового материала.
МТО урока: Учебник, конверты с раздаточным материалом по группам, ноутбуки (3 шт.), цветные жетоны, цветная бумага (А4, по группам), маркеры.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Распределение учащихся по группам с помощью цветных жетонов (группа 5 «Экономисты может быть сформирована учителем из более сильных учащихся»).
2. Актуализация темы
На столах у вас лежат конверты с набором слов. Задание: составить определение экономики.
Познакомьтесь с ситуацией, которую можно наблюдать в этой сфере очень часто (мотивация учащихся к поиску проблемы).
1-я: До свидания …, еще надо успеть заплатить за квартиру.
2-я: Да-да, пока, а я должна заплатить за детский сад.
Через мгновение разводят руками (обе). Обращаются в класс с вопросом: «Но где я возьму деньги. » (Уходят, садятся за рабочие места).
3. Объяснение нового материала
Работа с терминами.
На доске задание: проведите соответствие прилагательных и существительных
Классный час «Построение семейного бюджета» 8-9 классы
Классный час «Построение семейного бюджета»
Актуальность.
Данная тема классного часа, построенная в форме практической работы, и опережающие ДЗ, касающиеся планирования семенного бюджета своей семьи позволяют пробудить в ребенке желание наравне со взрослыми членами семьи участвовать в планировании семейного бюджета, способствует формированию умений распоряжаться деньгами, дает начальное экономическое образование. Сочетание индивидуальной, парной, групповой и общеклассной форм работы на занятии делают его более продуктивным, позволяют детям раскрепоститься и смело высказывать свои мнения, спорить.
Понятия и знания: Семейный бюджет, оптимизация семейного бюджета.
Умения: рассчитывать доходы и расходы в абсолютных и относительных величин.
Понимание: – необходимости планирования доходов и расходов семьи и своих личных.
Компетенции : осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Форма занятия : классный час.
Цель: дать представление о семейном бюджете и его планировании.
— сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете;
— выявить основные источники формирования семейного бюджета;
— создать условия для воспитания экономической культуры школьников;
-воспитанники должны приобрести навыки экономичности, бережливости.
Срок реализации – 1 урок.
Подготовительная работа:
Опережающее ДЗ:
а) выяснить все расходы семьи за 1 месяц,
б) подсчитать, сколько стоит твой «День рождения».
в) выяснить у родителей секреты экономного ведения хозяйства.
г) узнать сумму коммунальных платежей своей семьи.
д) запомнить цены основных продовольственных товаров.
Учитель: Наша задача – разобраться, что представляет собой семейный бюджет, почему необходимо его планировать, как это делается?
Чтобы нам было легче понять эту тему, проверим, как вы справились с домашним заданием: Сколько стоит: 1 л. молока, 1л растительного масла, 1 десяток яиц, 1 кг макарон, 1 коробок спичек, 1 квт электроэнергии, 1 буханка черного хлеба, 1 кг сахарного песка, 1 кг риса, 1 кг соли?
Сколько тратит ваша семья на продукты питания в день?
Каковы общие расходы семьи за месяц?
Сколько стоит ваш день рождения?
Сколько ваши родители платят за квартиру?
Кто планирует бюджет в семье?
Что значит «экономить», как вы понимаете?
«Жила-была семья: мама, папа, дочь и сын. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало.
Папа постоянно возмущался и ворчал на маму:
-Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?
А мама в недоумении оправдывалась:
Практическая работа 1.
Обсудите рассказ и ответьте на вопросы:
— О какой семейной проблеме здесь идет речь?
— Какие ошибки при ведении семейного бюджета есть в этой семье?
— Дайте советы данной семье.
Группы обсуждают, обдумывают и отчитываются по заданию, дополняют друг друга.
Учитель: Какой вывод можно сделать по выполненному заданию?
(семейный бюджет необходимо планировать и тратить деньги согласно плана. В планировании бюджета должны участвовать все члены семьи, чтобы учесть потребности каждого и лучше продумать статьи расходов).
Практическая работа № 2.
Сколько статей расходов в вашей семье?
Достаточна ли сумма 10000 рублей для жизни данной семьи?
Как можно увеличить доходы? Предложите варианты.
Как уменьшить расходы? Дайте советы.
Как вы – дети можете помочь взрослым в ведении семейного бюджета?
Беседа.
Учитель: А теперь подумайте и обсудите в парах ответ на вопрос: «Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет, а какие мешают?»
Хозяйственный
Расточительный
Бережливый
Умный
Экономный
Жадный
Щедрый
Мастеровой
Трудолюбивый
Расчетливый
Терпеливый
(обсуждение ответов)
Обсуждение проблемной темы:
1. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?
2. Что должен делать ребёнок, если он смог сам заработать деньги, например, выступая на спортивных соревнованиях или выиграв творческий конкурс: отдать родителям или тратить на своё усмотрение?
3. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать их в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?
Закрепление:
А сейчас каждая группа выберет самого мудрого и рассудительного для работы у доски. Задача мудрецов составить на доске схему из предложенных слов (слова напечатаны на отдельных листах, магниты, стрелки):
Доходы, процент по вкладам, платежи по ссуде, расходы, семейный бюджет, субсидия, оплата кредита, прибыль, расходы на питание, квартплата, пенсия, детские пособия, зарплата, стипендия.
Рефлексия:
Мы с вами хорошо поработали на занятии. Оно подходит к концу. Осталось невыполненным только одно задание. Какое? ( ребята смотрят на доску) надо каждому из вас продолжить одну из фраз:
Сегодня на занятии
Я узнал …. и Я понял …
( дети по очереди произносят получившиеся фразы).
Предполагаемый результат:
Материал занятия может помочь классным руководителям всех возрастных групп учащихся, так как
способствует начальному экономическому образованию;
приближает ребенка к проблемам семьи и позволяет ощутить свою причастность в решении этих проблем;
готовит ребенка к взрослой жизни;
способствует пониманию необходимости учиться ведению домашнего хозяйства и изучать основы многих наук.
способствует осознанию необходимости жить по средствам, быть бережливыми, помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.
Дереклеева Н.И. классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс – М.: «5 за знание», 2006.
Маленкова Л.И. Человековедение – М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание», Россия, 1993.
Прутченков А.С., Соколов Я.В. основы рыночной экономии. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 7-9 классов. Их родителей и учителей. –М., Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1996г.
Классный час «Семейный бюджет. Планирование бюджета»
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЭКИБАСТУЗСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКОГО ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
« Семейный бюджет . Планирование бюджета»
Классный руковолитель: Хуанган Айгуль
Сформировать через беседу с общими рекомендациями по составлению семейного бюджета;
Обеспечить усвоение основных правил составления семейного бюджета.
сформировать навыки работы с информацией;
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в группах.
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
формировать ответственное отношение к своему здоровью;
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Научиться использовать полученные знания при составлении семейного бюджета.
Овладеть профессиональными компетенциями:
Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)
Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)
Уметь самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютер, проектор, презентация, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.
План классного часа
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
Изучение нового материала.
Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Итоги классного часа. Рефлексия.
Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.
сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение; планировать семейный бюджет.
Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
испытывать чувства сострадания и ответственности.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)
А может ли быть у семьи свой бюджет?
Так вот сегодня мы с Вами поговорим о семейном бюджете и как его грамотно составлять.
А для начала давайте посмотрим, насколько вы знаете основные понятия, связанные с финансовыми отношениями (викторина). (ребят за правильные ответы можно поощрять шоколадками в форме монеток)
Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (Сырьё.)
… Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила …(Самовар)
Чем является самовар? (Товар.)
На товаре быть должна обязательно…? (Цена.)
Как называется обмен товарами в экономике? (Бартер.)
Как называется работа, которую выполняют, чтобы удовлетворить потребности других. (Услуги.)
Как называется плата за работу? (Заработная плата.)
Как называется плата за пользование собственностью? (Аренда.)
Как называется плата за нарушение? (Штраф.)
Как называются деньги, отложенные на будущее? (Сбережения.)
Обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. (Налог.)
Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (Капитал.)
Недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег (Дефицит)
Превышение доходов над расходами (Профицит)
Ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в капитале фирмы и приносящая ему доход (Акция)
Специализированное финансово-кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств ( Банк )
Иностранные деньги ( Валюта )
Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи ( Деньги )
Уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета или совершающих внесезонные покупки товаров или услуг ( Скидка )
Информация о товарах, различных видах услуг целью привлечения покупателей и создания спроса на эти товары ( Реклама )
Лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятие ( Спонсор ).
А теперь вместе давайте подумаем, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов.)
Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но
живут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают
меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)
Сегодня мы будем учиться, это делать. А для начала давайте попробуем дать определение понятию «семейный бюджет». (Ребята предлагают)
Чаще всего понятие «бюджет» понимают как «экономия». А этот термин впервые введен древнегреческим философом Аристотелем и обозначало «законы хозяйства» или «искусство ведения домашнего хозяйства».
В современном смысле семейный бюджет — это упорядоченная система ведения учетов всех расходов и доходов всех членов семьи. Необходимо принимать во внимание не только возможность экономии, но и продумывать пути увеличения доходной части.
Планировать семейный бюджет нужно, исходя из потребностей конкретной семьи. Чаще всего выделяют такие категории: общий доход, налоги, жилье, еда, автомобиль, кредиты, ипотека, ссуда и т.п., одежда, отдых, школа, медицина, благотворительность, непредвиденные расходы и другое.
– Сейчас мы поиграем.
Групповая работа. На уроке у нас 3 группы – 3 семьи: Ивановы, Петровых и Сидоровы.
Каждая семья состоит из 6 человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы.
Задание: Назовите, какие доходы могут поступать в бюджет этой семьи.
Семья должна быть дружной
В принятии решений
И каждый быть услышан
Должен, без исключений.
Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.
Доход любой среднестатистической семьи складывается из зарплаты с различными премиями и другими начислениями и доплатами, учета социальных и страховых выплат (пенсии, пособия и т.п.). Некоторые семьи учитывают продукты, получаемые от своих участков (фрукты, овощи и т.д.).
Закрепление изученного материала. Практическая работа.
У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …).
Проезд на транспорте.
Музыкальная (спортивная) школа.
Посещение театра, цирка.
Так, на что расходуется семейный бюджет?
И что же из этого списка должно стоять на первом месте?
(Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, оплатить ежемесячные платежи.)
А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.
Лекарства – 2 монеты.
Продукты – 50 монет.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.
Проезд на транспорте – 10 монет.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.
Платежи и налоги – 20 монеты.
Посещение театра, цирка – 6 монет.
Туристическая поездка – 80 монет.
Мобильный телефон – 40 монет.
(Подсчитаем сумму, учитель записывает её на доске.)
Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 120
Что можно сказать о сложившемся положении семейного бюджета Вашей семьи?
Какая формула будет наилучшей?
В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)
На чём мы можем сэкономить?
Вывод: очень важно научиться правильно распределять средства и планировать ваш общий семейный бюджет.
И так, что мы сейчас составили? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)
Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. В противном случае в семье могут произойти разные неприятности.
А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия.)
А непредвиденные расходы? (Если кто-то заболел, или появилась необходимость в покупке обуви, техники, мебели, подарка и др.)
Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Для чего нужно изучать эту тему?
Чему мы должны были научиться на уроке?
На Ваших столах находятся стикеры, напишите на них «советы» по правильному составлению семейного бюджета и закрепите их на доске.
Планировать расхода семьи
Вести учет расходов
Производить первоначально необходимые платежи
Приобретайте товары в период скидок и распродаж
Перед походом в магазин обязательно составьте список покупок
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности 8 класс Тема «Семейный бюджет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Д.СТУЛОВО
СЛОБОДСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка внеурочного занятия
по финансовой грамотности
Тема «Семейный бюджет»
Плюснина Ирина Анатольевна, учитель географии,
высшей квалификационной категории,
МКОУ СОШ с УИОП д. Стулово
В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
Данное занятие проводится в виде практикума. Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8—9 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации. Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах: поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; • поиск и анализ правовых документов по теме практической • работы; разработка индивидуальных или групповых проектов; • проведение мини-исследований; • поиск информации для написания эссе; • составление и решение финансовых кроссвордов •
2.2.Ключевые слова: бюджет, доход, расход семьи.
3.1.Тема занятия: «Семейный бюджет»
Внеурочная деятельность : социальное направление
3.3.Цель Формирование основ финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»
образовательная : формирование основ финансовой грамотности по теме «Бюджет семьи»
развивающая: формирование собственного отношения к различным финансовым проблемам семейного бюджета
воспитательная : умения и компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, в том числе с членами семьи
3.4. Тип занятия: практикум
3.5. Планируемые результаты:
— объяснять значение понятий: доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество;
— характеризовать источники и виды доходов;
— выявлять статьи расходов (обязательные и произвольные);
— объяснять сущность семейного бюджета.
— коммуникативные: развивать умение членов группы обмениваться знаниями между собой, аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения;
— регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, искать и выделять необходимую информацию, определять последовательность промежуточных целей, учитывать условия и средства их достижения;
— познавательные: работать с информацией, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определение понятий; Вырабатывать алгоритм действий определять основную и второстепенную информацию
—личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
3.6.Технологии: игровые и проблемные
Методы : практические (выполнение заданий)
Приемы обучения : рассказ, анализ задания
3.7.Формы организации познавательной деятельности: групповая
3.8. Средства обучения: основные: материалы для учащихся (карточки-задания), видеоматериал.
3.9.Учебно-методическое обеспечение занятия: компьютер, проектор, карточки-задания
3.10. Технологическая карта.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Проверка готовности учащихся к занятию.
Настрой учащихся на работу
Оценивание своей готовности к занятию
Эмоциональный настрой на занятие, готовность к активной познавательной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами
Формулирование темы занятия
Прежде чем определим тему нашего занятия, предлагаю посмотреть видеоролик, который поможет вспомнить понятия данной темы и поможет вам во время решения практических задач, которые предстоит решить Показ видеоролика
Обучающиеся определяют тему занятия на основании просмотренного ролика:
П: сформулируют тему
Р : обработают информации, используя материал видеоролика
Переходим к практической части нашего занятия. Делимся на 4 группы
Учащиеся делятся на 4 группы
Начинаем нашу практическую часть. Каждая группа получает первые задания карточки
Выполняют задание: виды доходов семейного бюджета. Работают в группе, слушают мнение друг друга. Задание выполняют на карточке. Представитель группы говорит ответы вслух
П: уметь работать с информацией, анализировать
К: участвовать в диалоге работать в группе
Р: учиться договариваться и приходить к общему мнению
Каждой группе дается карточка с задачей
Работают в группах
разбирают, задание, обговаривают ответы. Представитель группы говорит ответы вслух
П. учатся на конкретных примерах определить к какому типу относится бюджет
Р. обработают информации,
К. слушают собеседника, учатся излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения
Л. осознают значение семейного бюджета и более рационального его планирования
Каждая группа получает задание, в котором приведена жизненная ситуация
Знакомятся с ситуациями, рассчитывают бюджет семьи, рационально используя доходы, делают вывод по своим расчетам.
Учатся рассчитывать бюджет семьи, рационально используя доходы, делать вывод по своим расчетам
Ребята, сегодня вы выполняли различные задания, связанные с семейным бюджетом.
Можно сказать, что «Семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Какие выводы для себя вы можете сделать?
У каждой команды есть стикеры, напишите на них 2-3 самых важных совета по правильному составлению семейного бюджета и закрепите их на доске
Учащиеся высказывают свое мнение.
высказывают свою точку зрения
Пишут на стикерах советы, прикрепляют на доску.
3.11. Список литературы
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. 2. Липсиц И.В.,
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая гра мотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
https://моифинансы.рф/.ru› Комплект видеоматериалов к УМК по финансовой. грамотности. Это на ролик
Распределить виды доходов в таблице (из предложенных вариантов: Зарплата, Стипендия, Приработок, Пенсия по старости, Премия, Наследство, Пособия, Рента, Находка. клад, так же можете добавить свои предложения