Обстоятельства которые заставляют человека что то сказать вызывают необходимость обращения к речи
Новое в блогах
Культура общения
Культура общения
Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.
Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.
Культура речи
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Умение слушать
Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.
По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.
Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.
Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.
Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».
Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.
Речевая культура
По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).
Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.
В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.
Речевой этикет.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
1. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости.
Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.
В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к. никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении.
Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.
Более того, необходимо поставить в центр внимания партнера по общению, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.
Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… и т.п.
Нормы общения определяют и поведение слушающего.
Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслуживании клиентов.
Слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать все внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника. Как и говорящий, слушающий ставит в центр внимания своего собеседника, подчеркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.
Нормы этики и этикета касаются и письменной речи.
2. Речевые дистанции и табу
Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм.
В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников:
Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек.
В зависимости от формы обращения на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.
Социально-политические табу характерны для речевой практики в обществах с авторитарным режимом. Они могут касаться наименования некоторых организаций, упоминания некоторых лиц, неугодных правящему режиму (например, оппозиционных политиков, писателей, ученых), отдельных явлений общественной жизни, официально признанных несуществующими в данном обществе.
Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.
Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (статья 130 УК РФ).
3. Комплименты. Культура критики в речевом общении
Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.
Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку: «Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны)»; «С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).»
Культура критики нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку.
Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.
Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.
Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.
Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.
Правила культуры речи:
· Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
· Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
· Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.
· Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.
· Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
· Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.
Статья скомпилирована из двух источников, ссылки приведены ниже:
Уметь спорить с достоинством.
(Добавлено 01.07.2012 по ссылке, предложенной Филипповой-Бахаревой Надеждой )
«В жизни приходится много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и …самоуважение.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что- либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей:
1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»;
2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе уважение среди тех, кто наблюдает за спором;
3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил:
1) возражать, но не обвинять;
2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.)
3) не отклоняются в сторону от темы спора: спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевывает уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Конечно, признать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они должны быть самыми высокими).
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.
Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:
Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».
Манера выражаться рассказывает о нас больше, чем мы думаем
Не словом единым
«Заговори со мной — и я скажу, кто ты», — произнес когда‑то Сократ. Высказывание не теряет актуальности и сегодня. Манера говорить может рассказать окружающим не только о чертах вашего характера, уровне интеллектуального развития, но даже и о чертах личности. Почему одни привычки в речи допустимы, а от других лучше избавиться, рассказала старший преподаватель Института психологии БГПУ имени М.Танка кандидат психологических наук Ольга Войтко.
♦ СОЛНЫШКИ И ЗАЙЧИКИ. Наверняка в вашем окружении есть люди, которые злоупотребляют словами с уменьшительно‑ласкательными суффиксами и обращениями. Можно ли всех подряд называть рыбками да котиками?
— Если такое обращение касается детей, семейного окружения, это вполне нормально, — считает Ольга Войтко. — Хотя специалисты в области психологии развития отмечают, что даже с детьми нельзя сюсюкать, чтобы позднее не переучивать их. Все слова должны быть четкими и понятными. К примеру, если ребенок из уст родителей всегда слышал только «би‑би», его придется заново учить слову «автомобиль». Что же касается речи взрослого человека, то чрезмерное употребление уменьшительно‑ласкательных слов может указывать на недостаточный уровень культуры речи. Часто так кто‑то пытается расположить к себе окружающих, в какой‑то степени манипулировать ими. Кроме того, подобная манера разговора может указывать на неуверенность в себе. Важно четко осознавать контекст и социальное окружение, в котором употребляются уменьшительно‑ласкательные слова. В деловом общении это совершенно неуместно.
♦ ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА — ЭТО НАПАДЕНИЕ. Привычка отвечать вопросом на вопрос может раздражать. Чаще всего такие люди склонны что‑то недоговаривать. Вместо конкретного ответа собеседник задает свой вопрос или несколько уточняющих вопросов, чтобы как можно дальше отойти от основной темы беседы или перевести ее в нужное для себя русло. В первую очередь такое поведение указывает на недоверие к окружающим. Задумайтесь, часто ли вы уходите от прямых ответов. Если да, то не ждите положительного результата в речевом взаимодействии.
♦ ВОВОЧКА НЕ ВИНОВАТ. Маленькие дети всегда говорят о себе в третьем лице. До трехлетнего возраста это является нормой. Ребенок не идентифицирует себя и свои поступки, не может в полной мере нести ответственность за свое поведение. Однако к трем годам происходит становление самосознания, после чего малыш должен говорить о себе в первом лице — «я». Частое использование конструкций в третьем лице человеком взрослым ненормально. Возможно, у него есть какая‑то психологическая проблема. Скажем, таким образом он от чего‑то дистанцируется.
♦ ЛЕС СЛОВ. Замечали, что некоторые порой так заворачивают речевые конструкции, что за ними теряется смысл сказанного? Предложения настолько длинные, что говорящий забывает основную мысль. Что за этим скрывается? Смотреть нужно в первую очередь на контекст речи и ситуацию речевого общения. Если длинными предложениями изъясняется ученый на конференции, при этом логично и последовательно, коллеги его понимают, это проявление высокой культуры речи. Однако есть тип людей, так называемые «философы», которые в процессе говорения перескакивают с одной темы на другую. При этом точность речи минимальна, отсутствует аргументированность, теряются логика и смысл. Часто такого человека не понимают и не воспринимают всерьез. От этой привычки лучше постараться избавиться.
Прежде чем выразить мысль, нужно продумать, что именно вы хотите сказать, и объяснить суть без лишних прикрас.
♦ СЕСТРА ТАЛАНТА. Если человек привык говорить короткими, рублеными фразами, которые выражают только самое главное, это может свидетельствовать о «техническом» мышлении, когда хочется быть понятым и разложить все по полочкам. Опять же важен контекст. К примеру, маленькие дети говорят простым языком, но с возрастом пытаются выстраивать сложноподчиненные предложения, употребляя сложные слова и конструкции в речи. Если взрослый человек продолжает изъясняться исключительно короткими фразами, это свидетельствует о бедности словарного запаса.
♦ МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДА. Без вводных слов не обойтись, но когда речь перенасыщена постоянными «так сказать», «кстати» и «возможно», это указывает на неуверенность в себе или незнание чего‑либо. Злоупотребление вводными словами — такая пустышка, которая заполняет тишину и позволяет говорить хотя бы что‑то, с минимальным смыслом.
Вместе с тем у речи есть такая динамическая характеристика, как беглость. К примеру, флегматик не будет говорить в том же темпе, что и холерик. Это не определяет его как глупого или умного, а всего лишь означает, что уровень процессов возбуждения нервной системы у него ниже уровня процессов торможения. Преобладание вторых над первыми сказывается на скорости речи, человек делает небольшие паузы, необходимые ему для обдумывания мысли своей либо собеседника. Эти пробелы в речи он может заменять подобными словами.
То, как человек говорит, рассказывает не только о культуре его речи, но и об особенностях характера и психики.
♦ ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА АЛФАВИТА. Я решил, я могу, я умею… С одной стороны, говоря так, человек берет на себя ответственность. С другой — если речь идет о командной работе, местоимение «я» не всегда уместно. Оно может указывать на самовлюбленность говорящего, его эгоцентризм. Человек таким образом превозносит себя, подчеркивает свое превосходство над другими. Как ни странно, подобное речевое поведение также может указывать на наличие психологических комплексов, с которыми нужно разбираться.
♦ «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАНАЛЬНОЙ ЭРУДИЦИИ. » В научной среде употребление большого количества терминов совершенно обоснованно. Но если ими изобилует публицистическая или разговорная речь — это не всегда хорошо. Говорящий просто будет не понят, особенно если использует определенные слова неуместно, чтобы казаться умнее. К сожалению, такие люди часто употребляют термины «поперек контекста». Человек хочет показать, что он образован, но добивается при этом противоположного эффекта.
♦ ДА, НО. На первый взгляд может показаться, что человек, употребляя конструкции «да, но…», «да, однако…», не может определиться со своим мнением или решением. Кое‑кого такие речевые конструкции могут даже раздражать. А вот в психологии такой прием называется амортизацией, использование которой препятствует возникновению конфликта. Согласитесь, категоричное «нет» звучит гораздо агрессивнее, нежели дипломатичное «да, конечно, однако есть другая позиция». Говоря так, вы подчеркиваете, что не исключаете мнения вашего собеседника, однако имеете свою точку зрения. Если бы люди чаще не только слушали, но и слышали друг друга, пользовались принципом амортизации, в обществе было бы намного меньше конфликтов.
Какие бы привычки ни закрепились у вас, культуру речи можно и нужно тренировать: обращать внимание на свой язык и способы выражения мыслей, более критично относиться к себе, работать над ошибками и, конечно же, больше читать. Ведь именно в литературе, как научной, так и художественной, используется все богатство слов и словосочетаний, кладезь метафор, синонимов, украшающих не только нашу речь, но и жизнь.
Правила русского речевого этикета
Зачем нужно соблюдать речевой этикет?
В наше стремительное время нам приходится все чаще бывать на людях, общаться на самые разные темы и заводить новые знакомства. Современный человек становится более свободным в плане общения, нередко забывая об элементарных правилах приличия и тактичности, что недопустимо. Соблюдать правила речевого этикета так же важно, как и другие виды этикета, ведь это позволит лучше понимать людей и успешно вести любые диалоги с ними. Кроме того, по тому, как человек общается, можно судить о степени широты его души, образованности и позиционировании себя в обществе. Очень точно заметил в свое время Д. Лихачев, сказав следующее: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума».
В любом обществе принято соблюдать правила поведения и уделять особое внимание культуре речи. Но для того чтобы ею овладеть, необходимо иметь четкое представление о том, что означает понятие русский речевой этикет . Он представляет собой систему языковых знаков, а также правил их употребления, которые приняты в обществе. Все это необходимо для того, чтобы установить речевой контакт между ведущими беседу людьми и поддерживать общение в эмоционально положительной тональности независимо от внешних обстоятельств. Используя определенные слова и выражения, которые способны отражать национальную специфику речевой вежливости, человек может выполнить возложенную на него задачу – в максимально тактичной и услужливой форме донести до собеседника смысл своих слов.
Что значит понятие речевая ситуация?
Правила русского речевого этикета
Самыми известными и общеупотребимыми являются следующие правила речевого этикета :
Во время общения друг с другом люди пытаются передать определенную информацию: сообщить что-то, донести смысл своих слов до собеседника, побудить к чему-то, спросить или дать совет. Чтобы справиться с поставленной задачей, прибегают к совершению речевых действий. Но прежде чем начинать обмениваться информацией, следует вступить с человеком в речевой контакт. Совершать это необходимо, руководствуясь определенными правилами. Многие их не замечают, поскольку они стали привычными. Но их нарушение заметно сразу. Например, обращение продавца к покупателю на «ты» воспринимается последним как верх бестактности. О неуважении можно говорить в том случае, если один из знакомых при встрече не поздоровался. Некрасиво со стороны выглядит нежелание человека благодарить кого-то за помощь, оказанную услугу и пр. А люди, систематически не признающие свои ошибки или не приносящие слова извинений, вовсе кажутся невежами.
Русский речевой этикет накладывает ряд ограничений и запретов на эмоции, сквернословие во время общения и ведение беседы на повышенных тонах. Это не только некрасиво, но и может неоднозначно восприниматься окружающими. Форм проявления грубости огромное множество. Речь идет о заносчивости, спесивости, высокомерии, оскорблении, употреблении обидных слов и пр. Проявлением невежливости могут считаться:
Не следует уподобляться грубияну и вступать в словесную полемику. Русский речевой этикет это не приветствует. Важно корректно и максимально вежливо обратиться к человеку и поставить его на место. Оппонент, который знаком с этикетными правилами, успокоится и признает свою неправоту. В данном случае речевой этикет будет являться самым хорошим и действенным средством, которое позволит снять речевую агрессию.
Золотые правила спора и отстаивания своей точки зрения
Раз уж разговор зашел о полемике, дискуссиях, прениях, стоит знать, что существуют правила русского речевого этикета , позволяющие вести такую беседу в вежливой форме. Совсем не обязательно вступать в пылкий спор, доказывая что-либо оппоненту и сопровождая свою речь активной жестикуляцией и громким голосом. Хотите, чтобы вас услышали? – Говорите тише! Так гласит народная мудрость, проверенная веками. Действительно. Политики, которые часто выступают по телевидению и отвечают на провокационные вопросы или возражения оппонентов, редко позволяют себе вести себя вне рамках этикетных правил. Вывести человека из себя – легко, но держать себя в руках и корректно отвечать на замечания оппонентов – обязанность не только публичных людей, но и каждого из нас. Не нужно вести себя как на войне. Разговор, каким бы он ни был, – это в первую очередь процесс взаимодействия двух и более людей, стремящихся проявить по отношению друг к другу уважение. Отсутствие желания возвыситься над собеседниками и грамотная речь – вот признаки вежливого и тактичного человека. Эти качества повышают степень доверия к таким людям, способствуют поддержанию разговора на одной волне, достижению поставленной цели и эффективной передаче информации.