Обслуживание опу что это
Эксплуатация и замена опу
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10
Предполагается, что к настоящему времени все МКД должны быть оснащены общедомовыми приборами учета воды, электрической и тепловой энергии. Установка ОПУ исключена из перечня работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет минимального взноса, а также средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако в дальнейшем содержание ОПУ требует затрат. Кто и в каком порядке должен их оплачивать?
Требования оснащенности МКД ОПУ
Закон об энергосбережении говорит о требованиях оснащенности МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые следует отличать от требований энергетической эффективности. Требования оснащенности МКД приборами учета сформулированы в ст. 13. В ч. 1 сказано самое главное: производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу ч. 2 расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета, при выходе их из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации расчеты за ресурсы должны осуществляться с применением способов, установленных в соответствии с законодательством РФ. Причем эти способы должны стимулировать покупателей ресурсов устанавливать приборы учета.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Затем в ст. 13 Закона об энергосбережении приводятся конкретные сроки, в которые определенные категории потребителей обязаны обеспечить установку приборов учета и ввод их в эксплуатацию. Как известно, в МКД, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона об энергосбережении, ОПУ воды, электроэнергии и тепла нужно было смонтировать не позднее 01.07.2012. Отдельно сформулированы требования к МКД, которые вводятся в эксплуатацию уже в период действия рассматриваемого Закона. Обратим внимание, что в ч. 7 ст. 13, посвященной обязанностям застройщика вводить в эксплуатацию МКД, оснащенные всеми необходимыми приборами учета, дополнительно отмечено: собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В нескольких последних частях ст. 13 сказано об обязанностях РСО. В частности, они должны заключать со всеми обратившимися к ним лицами договоры об установке приборов учета в МКД с оплатой на условиях рассрочки (по желанию заказчика), предоставлять предложения об оснащении МКД приборами учета, а также до 01.07.2013 совершить действия по оснащению приборами учета тех домов, собственники помещений в которых в установленный срок не сделали этого сами. Расходы РСО на принудительную установку ОПУ относятся на собственников помещений в МКД по умолчанию с учетом пятилетней рассрочки. О порядке установки ОПУ на основании Закона и расчетов за выполненные работы было подробно рассказано в статье Н.М. Софийской «Принудительная установка ОПУ» (N 11, 2013).
Требования к эксплуатации ОПУ
Вполне очевидно, что требования оснащенности МКД приборами учета не ограничиваются их первоначальным монтажом. В дальнейшем требуются надлежащая эксплуатация (обеспечение сохранности и работоспособности, осмотры), поверка по истечении межповерочного интервала, ремонт или замена при выходе из строя или по истечении срока эксплуатации, повторная установка при утрате счетчика, поверка или замена при изменении требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Закона об энергосбережении собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявляемых несоответствий. Это значит, что в любой момент времени в доме должны быть ОПУ, данные которых используются при расчетах за энергетические ресурсы в соответствии с требованиями законодательства.
Добавим, что в договоре ресурсоснабжения среди прочего предусматривается обязательство сторон (РСО и исполнителя коммунальных услуг) по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством РФ (пп. «г» п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).
Замена ОПУ: эксплуатация или оснащение дома прибором учета?
В ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, где говорится о правах и обязанностях РСО при оснащении объектов приборами учета, отдельно названы три вида деятельности РСО: установка, замена и эксплуатация приборов учета. Согласно Порядку заключения договора между РСО и обратившимся к ней лицом (утв. Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149) условия договора о замене ОПУ идентичны условиям договора на установку ОПУ, договор об эксплуатации счетчика имеет другой набор реквизитов. В нем среди прочего указывают сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров прибора учета и проверки его готовности к эксплуатации (после перерыва в работе).
См., к примеру, определение эксплуатации транспортного средства (Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»), опасного объекта (Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).
После установки в подавляющем большинстве случаев ОПУ становится элементом общего имущества собственников помещений в МКД. В силу общих положений ГК РФ и ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества. В Правилах содержания общего имущества конкретизировано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение не только установки и ввода ОПУ в эксплуатацию, но и их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пп. «к» п. 11). Таким образом, ситуация с эксплуатацией ОПУ аналогична ситуации с первоначальной установкой счетчиков. За ненадлежащую эксплуатацию ОПУ, которая, по сути, влечет невозможность использования ОПУ при расчетах за коммунальные ресурсы, управляющий может быть привлечен к административной ответственности согласно ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Источник финансирования
В силу того что эксплуатация ОПУ является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в МКД по эксплуатации ОПУ закреплена на уровне Федерального закона и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации ОПУ и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам. Такие работы и услуги, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре управления МКД по умолчанию, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10).
Проведен в отношении первоначальной установки ОПУ в статье М.О. Денисовой «Установка приборов учета: роль УК и ТСЖ» (N 10, 2012).
Особо подчеркнем, что эксплуатация ОПУ не является неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены договора. Поэтому правило, сформулированное в Постановлении Президиума ВАС РФ N 6464/10, о дополнительной оплате выполненных и оказанных неотложных работ и услуг в их отношении не применяется. Таким образом, с точки зрения финансов УК нецелесообразно выполнять не предусмотренные договором управления и не заложенные в его цену мероприятия по эксплуатации ОПУ без вынесения вопроса на общее собрание собственников помещений, ведь взыскать фактически понесенные расходы с потребителей вряд ли удастся.
Если же выполнение и оказание неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будут вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Последствия неосуществления эксплуатации ОПУ без финансирования
Вместе с тем обязанности УК выполнять необходимый минимум мероприятий по содержанию общего имущества корреспондирует ее право требовать соразмерной платы. О порядке установления цены предвидимых работ было подробно рассказано в статье С.Н. Козыревой «Обязательные и дополнительные мероприятия по содержанию общего имущества: особенности финансирования УК» (N 12, 2013). Если говорить вкратце, УК может инициировать пересмотр размера платы в связи с увеличением объема услуг и работ по договору по истечении срока действия текущего договора. Если собственники помещений не пойдут ей навстречу, УК вправе не пролонгировать договор управления по истечении срока его действия, поскольку следует считать не согласованным существенное условие договора. Как эти выводы применяются к порядку финансирования мероприятий по эксплуатации ОПУ?
Когда собственники помещений намеренно отказываются оплачивать такие мероприятия, поднять размер платы невозможно. В названной выше статье было рассмотрено Кассационное определение Калининградского областного суда от 12.10.2011 по делу N 33-4646/2011. В нем сделаны важные выводы: общее собрание не вправе уменьшать размер платы за содержание общего имущества, исключая из перечня работ по договору обязательные мероприятия и не определяя порядок выполнения таких работ и их финансирования. Собственники не вправе настаивать на оплате услуг УК по сниженной цене, УК вправе применять тариф, ранее установленный в законном порядке. Суд обратил внимание на то, что собственники помещений, исключив конкретные работы из договора УК, не определили порядок их выполнения иным образом, не представили сведений о том, что указанные работы будут проводиться за их счет, что заключены договоры с другими организациями на выполнение данных работ. В ситуации же с принудительной установкой и эксплуатацией ОПУ иной порядок осуществления соответствующих мероприятий прямо предусмотрен Законом (об обязанности РСО по эксплуатации ОПУ читайте ниже). Поэтому решение собственников помещений об отказе оплачивать эксплуатацию ОПУ не должно привести к тому, что обязательные требования к содержанию общего имущества останутся невыполненными. Значит, его нельзя признать незаконным и нарушающим права УК. Представляется, что УК, имеющая протокол соответствующего собрания собственников помещений (об отказе от осуществления и финансирования мероприятий по эксплуатации ОПУ), может доказать свою невиновность в невыполнении требований оснащенности МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов (см. ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ). Это же указывает на то, что УК ничто не мешает исполнять договор управления на согласованных ранее условиях (не осуществляя эксплуатации ОПУ и не получая дополнительной оплаты).
Таким образом, чтобы избежать негативных последствий, УК должна довести до собственников помещений информацию о необходимости проведения и финансирования мероприятий по эксплуатации ОПУ. В противном случае (при эксплуатации ОПУ без решения общего собрания о дополнительном финансировании) УК принимает на себя соответствующие расходы (взыскать их с потребителей не удастся). При отказе собственников помещений от их оплаты протокол общего собрания, по мнению автора, является индульгенцией для УК: мероприятия можно не проводить (их должна провести РСО), вины УК в совершении административного правонарушения (ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ) нет.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 РСО обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149. Очевидно, что и иные лица, привлеченные собственниками приборов учета, вправе эксплуатировать их, поскольку специальных требований к указанным лицам в настоящее время нет (ч. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).
В ст. 13 Закона об энергосбережении они названы как организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Как упоминалось выше, в ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении установлена обязанность РСО до 01.07.2013 принудительно установить ОПУ в тех МКД, которые не были оснащены приборами учета в нарушение Закона в установленные сроки. Одновременно в этой же части предусмотрены еще два важных правила, которым мы не уделили внимание при обсуждении проблем принудительной установки ОПУ.
Во-вторых, РСО при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Как видим, по аналогии с принудительной установкой ОПУ законодатель предусмотрел и принудительную их эксплуатацию силами РСО за счет собственников счетчиков. Кстати, обратите внимание, что замену ОПУ мы предлагаем квалифицировать как оснащение МКД приборами учета, значит, гражданам должна быть предложена пятилетняя рассрочка. Расходы на эксплуатацию компенсируются единовременно, если иное не установлено соглашением сторон.
Что означает для управляющих МКД принудительная эксплуатация ОПУ силами РСО?
Выше мы пришли к выводу, что отказ собственников помещений от финансирования мероприятий по эксплуатации ОПУ, выраженный в решении общего собрания по результатам рассмотрения предложений УК, фактически снимает с УК обязанность эксплуатировать ОПУ, выводит соответствующие мероприятия из договора управления. Это смелый вывод, он актуален для случая, когда, отказавшись от финансирования обязательных работ, собственники помещений определили порядок их выполнения и финансирования, минуя управляющего домом. То есть требования к надлежащему содержанию общего имущества в конечном итоге будут выполнены за рамками договора управления, отказ не повлечет нарушения установленных законодательством требований к надлежащему содержанию общего имущества. Причем, однажды получив отказ собственников помещений от оплаты мероприятий по эксплуатации ОПУ, УК все же целесообразно принимать все меры по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию общего имущества. Срок, равный двум месяцам, данный для самостоятельного устранения нарушения в ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, нужно использовать с толком: информировать собственников помещений о необходимости проведения тех или иных мероприятий, вновь предложить им внести дополнительную плату.
Но даже при отказе жильцов финансировать эксплуатацию ОПУ УК не удастся полностью устраниться от этого вида деятельности. Ей все равно придется участвовать в процессе, как минимум обеспечить допуск РСО к ОПУ (несмотря на то что в Законе сказано об обязанности собственников счетчика обеспечить допуск РСО, на деле за это отвечает управляющий домом, ответственный за содержание общего имущества: именно у него есть ключи от технических помещений, он уполномочен контролировать все работы на общем имуществе).
Подробнее об этом см. статью С.Н. Козыревой «Кто оплатит принудительную установку ОПУ?» на с. 74.
Если управляющий не проводит запланированных мероприятий, вызванных естественным износом счетчика, РСО будет осуществлять их сама в любом случае, даже когда расходы на эксплуатацию ОПУ предусмотрены при расчете размера платы за содержание общего имущества. Здесь возникает вопрос: кто обязан возмещать расходы РСО, если соответствующие расходы включены в плату, вносимую собственниками помещений в адрес УК? Повторим, что в ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении четко сказано: это должны делать собственники приборов учета. Но если они оплатят расходы РСО, то получится, что они дважды оплатили одну и ту же услугу, и они будут вынуждены предъявлять претензии УК о невыполнении работ и неоказании услуг по содержанию общего имущества, требуя перерасчета (снижения) размера платы. С другой стороны, не исключено, что в суде это обстоятельство (оплата расходов на эксплуатацию ОПУ в составе платы за содержание общего имущества) будет расценено как исключающее возможность взыскания расходов РСО с собственников помещений и надлежащим истцом признают бездействующего управляющего домом. Это аналогия с п. 38(1) Правил содержания общего имущества, снимающим с собственников помещений обязанность оплачивать расходы РСО на принудительную установку ОПУ, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества. Как видим, вопросы финансирования эксплуатации ОПУ урегулированы в гораздо меньшей степени, чем вопросы оплаты установки счетчиков.
Финансирование непредвиденных мероприятий по эксплуатации ОПУ
В уже упомянутой статье С.Н. Козыревой «Обязательные и дополнительные мероприятия по содержанию общего имущества: особенности финансирования УК» (N 12, 2013) рассматривались принципы финансирования непредвиденных мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества. Предполагается, что мероприятия, обусловленные естественным физическим износом общего имущества, должны планироваться управляющим и финансироваться за счет платы за содержание и ремонт общего имущества. Если общее имущество было повреждено в результате непредвиденных и непредотвратимых обстоятельств, за которые никто не отвечает (к примеру, стихийное бедствие), либо если виновное лицо не установлено, соответствующие риски несут собственники помещений: они должны компенсировать управляющему расходы на восстановительные мероприятия. Добавим, что подобные риски могут быть застрахованы, тогда расходы финансируются за счет страхового возмещения. Если же вина конкретного лица подтверждена в предусмотренном законом порядке (либо виновник признался сам), то расходы на восстановительные мероприятия не должны оплачиваться собственниками помещений, а подлежат финансированию за счет виновника. Обратим внимание, что сам управляющий домом тоже может стать виновником, если общее имущество было повреждено в результате его неправомерных действий или бездействия. Если виновником является третье лицо, управляющий может выступать представителем интересов собственников помещений в иске о взыскании ущерба.
Эксплуатация и замена ОПУ, даже вызванная непредвиденными обстоятельствами, не являются неотложными мероприятиями. Избежать процедуры согласования с собственниками помещений дополнительных расходов на мероприятия, которые могут быть отложены без ущерба для безопасности проживания, нельзя. В противном случае (в отсутствие решения общего собрания) жильцы не обязаны оплачивать счета УК.
Если же управляющий в течение двух месяцев после того, как РСО выявила нарушения по части эксплуатации ОПУ, не устранил их (не отремонтировал, не поверил имеющийся ОПУ либо не заменил неисправный счетчик на новый), РСО самостоятельно выполнит все необходимые действия и выставит счет собственникам помещений. Законом об энергосбережении не предусмотрен особый порядок получения компенсации, если необходимость проведения мероприятий вызвана виновными действиями третьих лиц. Это означает, что в любом случае собственникам помещений нужно оплатить расходы РСО, а затем при поддержке и участии управляющего МКД инициировать взыскание ущерба с виновного лица.
Как разобраться в квитанции ЖКХ?
Как разобраться в квитанции ЖКХ?
Расшифровать квитанцию не так сложно, как кажется на первый взгляд. Наша статья поможет вам разобраться в многочисленных аббревиатурах. Станет понятно, как расшифровать сокращения и при этом сэкономить на оплате коммунальных платежей, а также сделать перерасчёт, если это потребуется.
Что означает квитанция ЖКХ
Квитанция ЖКХ — это документ, который вы находите ежемесячно в своем почтовом ящике каждый месяц. Оплачивать нужно его своевременно, чтобы не начислялись пенни и штрафы. В квитанциях собрана вся необходимая информация: тариф и сумма, услуга, наименование управляющей организации и ваше ФИО, номер расчетного счета.
Кто формирует квитанции на оплату ЖКХ
Квитанции формируют управляющие компании. Люди пользуются услугами и платят за:
Сумма платежей зависит от того, сколько вы потратили воды и света. А помогут определить это счетчики. Специалисты рекомендуют устанавливать приборы учета, так как это существенно экономит семейный бюджет. Отопление и вывоз мусора – фиксированные суммы, которые определяются региональными тарифами.
Электроэнергия в квитанции ЖКХ
Без электроэнергии трудно представить цивилизованную жизнь. Мы каждый день включаем свет, пользуемся Интернетом и платим за это ежемесячный платеж.
Электроэнергия используется не только в квартирах, но и других помещениях в многоквартирных и частных домах: в подъездах, лифтах, подвалах и чердаках. В этих случаях жильцы оплачивают ОДН – общедомовые нужды. Общедомовой прибор учета электроэнергии позволяет определить объем потраченного ресурса.
Как выглядит квитанция за коммунальные услуги
Читаем квитанцию ЖКХ. Квитанция за коммунальные услуги представляет собой бумажный документ, который приносят почтальоны каждый месяц и кидают в почтовый ящик. Оплачивать квитанции можно как на почте, так и в банке. Кроме того, это очень удобно делать через мобильные приложения банков по QR-коду, не выходя из дома.
В квитанциях можно найти контактные данные управляющей компании. В ней указаны ФИО собственника жилья и количество человек, прописанных в квартире, реквизиты счета, сумма платежа. Важно проверять, стоит ли в квитанции ЖКХ ваша фамилия, чтобы по ошибке не оплатить за соседа.
ЖКХ и ЖКУ – что это и в чем разница
В этой графе мы расскажем, как правильно читать квитанции ЖКХ. Важно отличать аббревиатуры ЖКХ и ЖКУ, поскольку это совсем разные вещи. ЖКХ расшифровывается, как жилищно-коммунальное хозяйство. ЖКУ – жилищно-коммунальные услуги, направленные на содержание жилых помещений, обеспечение в них комфортных условий для проживания.
У многих жильцов возникает вопрос, как читать квитанции ЖКХ? Попробуем разобраться. В платежном документе, как правило, написана сумма задолженности за все виды услуг, оказываемые управляющей компанией. Приходить может несколько квитанций за каждый вид услуг в квитанции ЖКХ. В последнее время во многих городах России появились единые платежные документы – достаточно удобны и просты, с QR-кодом, по которому можно вносить деньги через Интернет (мобильные приложения банков).
Важно проверять правильность написания ФИО собственника в квитанции. Бывают ошибки, поэтому стоит быть внимательным, чтобы случайно не заплатить за «соседа».
Что входит в квартплату коммунальные платежи и на основании чего формируется сумма квартплаты в квитанции
Обычно в плату коммунальных платежей входят следующие пункты: электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, газ (если есть), вывоз мусора. Кроме того, редко, но бывает – топливо для печного отопления.
Помимо этого, у жильцов может возникнуть вопрос, что означает строка АХР в квитанции ЖКХ. АХР расшифровывается как плата на административно-хозяйственные расходы. Расшифровываем квитанцию ЖКХ. Размер суммы АХР устанавливают жильцы дома на общем собрании. Однако если люди не пришли к единому мнению, то определяется размер АХР управляющая компания, отмечают эксперты. Собранные деньги направляются на ремонт дома, устранение поломок, покрытие коммунальных расходов, уход за придомовой территорий и прочих трат, направленных на содержание общедомового имущества. Причем оплата АХР – является обязательной. Учет ведут бухгалтеры.
Что входит в коммунальные услуги при аренде квартиры
Если гражданин арендует квартиру, он оплачивает коммунальные услуги, которыми пользуется: холодная и горячая вода, отопление, свет, газ (при наличии), содержание и ремонт ОИ. Что такое ОИ в квитанциях ЖКХ? ОИ – это общедомовое имущество, а также вывоз мусора и прочие услуги в квитанциях ЖКХ. Все это прописывается и оговаривается в официальном договоре с владельцем квартиры. Квартиросъемщик может сам оплачивать по квитанциям коммуналку, но чаще собственники квартир сами стараются это делать, чтобы вовремя вносить показания и не переплачивать лишнее.
Бывает также найм по договору жилого помещения государственного или жилищного фонда. У многих возникает вопрос, что это такое. В этом случае плата за наем входит в этот договор. Кроме того, в нем указывается плата за содержание и ремонт жилого помещения, услуги управляющей компании.
Правовое регулирование
Актуальные данные, связанные с формированием тарифов, устранением задолженностей и другими деталями сферы ЖКХ, регламентируются рядом документов. В частности, это Конституция, закон о приватизации, региональные правовые акты, жилищный кодекс, постановления федерального правительства и контракты с управляющими компаниями, заключенные в частном порядке.
Расшифровка сокращений в квитанции
Расшифровка квитанций – это не ребус и не иероглифы. Однако без знаний можно запутаться. Море непонятных аббревиатур, как разобраться? Поможем вам в этом, чтобы вписывать показания в нужные строчки, не ошибаясь.
СЭОН
СОИ – это содержание общего имущества. Мы заходим в подъезд, в котором горит свет, пользуемся лифтом, если есть в доме. Все это общедомовые нужды. А оплачиваются они в разделе СОИ. Содержание общедомовых нужд также ложится на плечи потребителей.
Сумма платежа зависит от тарифа, установленного в вашем регионе проживания. Кроме того, общедомовой счетчик определяет, сколько потрачено ресурсов.
ПЗУ – это переговорно-замочное устройство, домофон, который установлен почти в каждом доме. Устройство встраивается во входную дверь и обеспечивает безопасность жильцов. Домофон содержится управляющей компанией. В квитанции написана сумма, которую жильцы платят за техническое обслуживание домофона. Порой потребители вызывают домофонного мастера и платят ему частным образом. Однако дополнительных трат можно избежать, позвонив в управляющую компанию и сообщив о проблеме. Зачем платить лишнее, если ежемесячно и так вносятся деньги на эти нужды.
УУТЭ
УУТЭ – узлы учета тепловой энергии. В квитанции ставят этот пункт, чтобы показать, какое количество ресурсов было потрачено и каким образом рассчитывается плата с учетом тарифов.
ДСКПТ
ДСКПТ – это дополнительные системы кабельного программного телевидения. Графа вносится в квитанции не во всех субъектах РФ. ДСКПТ – это пункт по оплате за телесвязь или обслуживание общедомовой антенны. Впрочем, сейчас становится более популярно цифровое телевидение без лишних антенн. Однако есть жильцы, которые предпочитают кабельное телевидение и оплачивают пункт ДСКПТ.
ПОВК
ПОВК – это объем тепла, который получает каждая квартира. За комфорт и тепло в жилом помещении также нужно платить. Ведь трудно представить зиму без отопления в квартирах. В квитанциях рядом с ПОВК стоит сокращение ТХВ. Туда мы вписываем, сколько потрачено холодной воды, которая нагревается в батареях.
АППЗ
АППЗ – автоматические средства противопожарной защиты, которые используются в многоквартирном доме и срабатывают моментально. В домах устанавливают современную вентиляционную систему и датчики дымоудаления. В этом случае жильцы могут увидеть графу – техобслуживание в квитанции ЖКХ, что это? За техобслуживание противопожарное системы жильцы платят неслучайно: в домах, где более 10 этажей, тема противопожарной безопасности очень актуальна на сегодняшний день. Малейшие очаги возгорания система обнаружит быстро и оповестит всех. Соответственно, это поможет избежать более крупных пожаров. Данные в квитанции ЖКХ должны указываться верно, как и прочая информация.
АУР – административно-управленческие расходы, которые идут на зарплату директорам управляющих организаций. Жильцы платят за услуги, а УК получают зарплату.
АХР – это административно-хозяйственные расходы. Оплата этого пункта в квитанции идет на зарплату председателю и бухгалтеру, оплату и обслуживание расчетного счета. Соответственно, АХР стоит в квитанции, если дом управляется ТСЖ (некоммерческое объединение собственников в многоквартирном доме) и есть председатель.
Если вы увидели в квитанции одновременно две аббревиатуры АХР и АУР, то это незаконно. Должно быть что-то одно, в зависимости от способа управления домом (УК или ТСЖ)
ОПУ – это счетчики (общедомовые приборы учета), которые собирают информацию о том, сколько весь дом потратил ресурсов: газа, света, воды и так далее. Расход контролирует управляющая организация.
ЭЛДТ
ТЭС – теплоэлектростанция. Сюда входят платежи за горячую воду и теплоснабжение. Обозначается в квитанции одной или раздельными строками.
ВДГО
ВДГО – оплата за содержание, обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Периодически ВДГО проверяется специалистами во избежание аварий.
Есть еще один термин – ВКГО – это газовые трубы, оборудование, которое располагается как в доме, так и в квартире многоквартирного дома.
ПД – очень простое сокращение, которое обозначает платежный документ, имеющий в квитанции свой индивидуальный номер.
Водоотведение – это вывод сточных вод, нечистот за пределы домов к очистным сооружениям. Отходы жизнедеятельности переносятся по трубам и выбрасываются в специальные резервуары на очистных предприятиях. Там происходит очищение и дезинфекция сточных вод с нечистотами.
Водоснабжение
Водоснабжение – это обеспечение жилых домов чистой водой, которая используется людьми для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Вода поступает по трубам в очищенном виде. В платежной квитанции указывается сумма, которая включает оплату нагрева и подачи горячей воды, технического обслуживания инженерных сетей.
ГВС – горячее водоснабжение. ГВ – горячая вода. Складывается оплата за ГВС из двух пунктов: оплаты стоимости ХВ – холодной воды и расходов на ее нагрев – от 50 до 65 градусов выше нуля, отмечают специалисты.
ХВС – холодное водоснабжение, то есть обеспечение жильцов водой, необходимой для потребления и использования в хозяйственных целях. Водопровод – это система водоснабжения, организованная с помощью инженерных технологий.
Отопление
Отопление – система обогрева почти во всех российских квартирах. Создается искусственно и подается в жилые помещения централизованно. Различают лучистое и конвективное отопление.
Пример квитанции за коммунальные услуги
Все квитанции выглядят стандартно и легко можно сориентироваться по ним. В верхней части, как правило, указано название управляющей компании, номер телефона, адрес. Кроме того, написаны реквизиты, которые помогают быстро вычислить организацию. Во всех регионах жильцам приходят квитанции со штрихкодом. Это довольно удобный способ оплаты. Внести оплату можно через мобильные приложения банков, скаченные на телефон
В настоящее время могут приходить как отдельные квитанции за воду, свет, отопление, газ, так и единым платежным документом.
Квитанция за капитальный ремонт
Квитанция за капремонт приходит тоже ежемесячно. Сумма начисляется регоператором. Однако платеж могут формировать и управляющая организация, ТСЖ или жилищный кооператив. Все зависит от того, какой способ управления выбрали жильцы изначально. Сумма копится, а потом направляется на решение общедомовых вопросов: замену труб, тепловых узлов, ремонт крыши, фасада, электропроводки и т.д.
Квитанция за газоснабжение
В домах, где проведен газ, установлены индивидуальные счетчики, которые периодически проходят поверку. Оплата за газ приходит в квитанциях ежемесячно. Сумма платежа зависит от количества человек, проживающих в квартире и кубов, потраченных потребителями. Оплата газа может начисляться и по нормативам, но тогда сумма выходит больше. Лучше платить по показаниям счетчика.
Нормы и показания счетчиков
Передача показаний счетчиков очень важны, так как от этого зависит сумма оплаты за коммунальную услугу. Если жильцы своевременно вносят показания, то и расчет потребленного ресурса производится более точно, по единому тарифу. Следует обращать внимание на формулировку названия тарифа в квитанции ЖКХ.
Счетчики на горячую и холодную воду визуально различаются по цвету. ГВС – красного, а ХВС – голубого или синего цветов.
Счетчики имеют свои технические характеристики. Прибор учета холодной воды имеет диапазон разрешенной температуры: от +5 до +50 градусов (+30 или +40). Для счетчика горячей воды также есть свой диапазон – до +90 градусов.
Жильцы могут столкнуться с ложными квитанциями, поэтому нужно быть внимательными.
Ошибки в квитанциях ЖКХ, что делать
Чтобы проверить, есть ли ошибка в квитанции, нужно посмотреть на строку с объемом услуг и показаниями счетчика и сравнить с ценой на тарифы, которые действуют в регионе на данный момент. Если обнаружится ошибка, можно потребовать компенсацию. При этом исполнитель вынужден будет заплатить штраф в размере 50 %, так как по его вине вышло превышение платежа. Потребителю необходимо будет обратиться с заявлением в управляющую организацию, чтобы специалисты сделали перерасчет. В течение 30 дней проводится проверка. Однако штраф выплачивается не позднее 2-х месяцев со дня обращения потребителя, отмечают эксперты.
Стоит отметить, что писать заявление лучше в двух экземплярах. На одном представитель ставит число, подпись и дату, а на другой образец остается у заявителя. Это поможет вам быть юридически защищенным.
Заявление на снижение оплаты
Если собственник жилья имеет льготы, то он может написать заявление в управляющую компанию и снизить оплату за коммунальные услуги. Например, пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ могут рассчитывать на снижение суммы платежей по квитанциям. Кроме того, если в квартире уменьшилось количество прописанных жильцов, также нужно написать заявление в УК, чтобы сделали перерасчет, советуют экономисты.
Правила уменьшения размера квартплаты
Существенно сократить траты на коммуналку помогут счетчики на воду, свет и газ. По мнению экспертов, это уменьшит статьи расходов в квитанциях ЖКХ на 50 %. Если потребитель уезжает на длительный срок, можно потребовать сделать перерасчет. Для этого пишется заявление в управляющую компанию и к нему прикладываются авиабилеты, чеки из гостиниц, договор о прохождении лечения в санатории и другие документы. В этом случае управляющая организация сделает перерасчет. Исключение составит отопление, так как по этому пункту идет фиксированная плата. Уезжая в отпуск на море на длительный срок, тоже можно сэкономить. Нужно заранее написать заявление в УК и не беспокоиться, отмечают эксперты.
Таким образом, в статье мы рассмотрели, как должна выглядеть правильная квитанция ЖКХ, как расшифровываются строки на оплату, что написано в квитанции, как прочитать квитанцию, дать расшифровку услуг. Все это не так сложно как кажется, потому что знание сокращений и нюансов поможет избежать недоразумения и правильно читать информацию на платежных документах, сообщают специалисты.