Обслуживание апс что это такое
Обслуживание пожарной сигнализации: регламентирующие документы
Техническое обслуживание или ТО пожарной сигнализации на любом из объектов необходимо проводить регулярно. Это закреплено в регламентирующих документах, главный из которых – Постановление Правительства Российской Федерации под номером 390 и под названием «О противопожарном режиме». То есть собственник объекта должен содержать сигнализацию в исправном состоянии. А проверку на работоспособность надо проводить хотя бы один раз в квартал. При этом обслуживание пожарной сигнализации (регламентирующие документы это подтверждают в статье под номером 63) проводят строго по составленному графику, в основу которого закладывают техническую документацию от производителя.
Законодательная ответственность
Кто игнорирует эти требования – будет призван к судебной ответственности. Особенно сегодня, когда пожарная ситуация в стране резко поднялась. Это подтверждают большие пожары, происходящие с завидной частотой, в которых гибнут люди.
Есть еще один регламентирующий документ, в котором определены меры ответственности за нарушения противопожарной безопасности. Это Федеральный закон под номером 69 «О пожарной безопасности». В нем четко оговорено, кто несет ответственность за несоблюдение сроков проведения обслуживания системы пожарной безопасности. Это:
Какие меры наказания по регламентирующим документам могут быть применены:
Ситуации, когда руководители или собственники объектов игнорируют проведение технического обслуживания пожарной сигнализации по нормативным документам, встречаются достаточно часто. Особенно на объектах, которые введены в эксплуатацию недавно. Просто все думают, что гарантийный срок и грамотно проведенная установка – это гарантия. Но такое отношение противоречит законодательству. Поэтому документация по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации – это документ, который должен выполняться по пунктам строго в независимости от того, когда объект недвижимости был введен в эксплуатацию.
Суд над ответственным за противопожарную безопасность объекта
График проведения регламентных работ
Регламент технического обслуживания пожарной сигнализации – это документ, который определяет периодичность проведения обслуживания (ТО). Он составляется, как неотъемлемая часть договора между компанией, которая эксплуатирует систему сигнализации, и фирмой, обслуживающей противопожарную сигнализационную сеть.
В состав графика входит два документа:
За основу создания графика берутся Методические рекомендации от 1999 года. Название методички: «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». По понятным причинам в этом документе отсутствуют технологические карты, потому что невозможно описать все виды оборудования, которые сегодня присутствуют на рынке. Поэтому карты разрабатываются на основе паспортов и инструкций к обслуживанию, которые являются неотъемлемой частью комплектации приборов и оборудования.
График проведения регламентных работ
Виды технического обслуживания
Если говорить о регламенте ТО пожарной сигнализации, то здесь два вида:
Есть совершенно другой регламент обслуживания пожарной сигнализации. Он связан с проверкой систем, которые определяются по мере их важности. В этом случае ТО-1 остается без изменений. А вот ТО-2 делится на два регламента:
Необходимо отметить, что последний регламент из двух вышеописанных более удобен. Потому что проверку можно провести на высочайшем уровне. Это займет большее время, но гарантирует точное определение технического состояния охранной и пожарной сигнализации. При этом разделение по важности дает возможность сократить сроки проведения обслуживания. К примеру, вся система делится на участки по важности. То есть какие-то являются важными, другие очень важными. Первые можно обслуживать один раз в квартал, вторые ежемесячно. И это не противоречит законодательным документам, связанным с периодичностью обслуживания пожарной сигнализации.
Проверка работоспособности системы противопожарной сигнализации
Внеплановое техническое обслуживание
В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:
Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.
Как проводится проверка работоспособности системы
Регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации должен обеспечивать достаточно большой объем проводимых операций. В него должны входить:
В конце проведенной работы обязательно составляется акт. Типовой формы этого документа нет. Здесь важно занести все результаты проверки и подписать его членами комиссии.
Необходимо отметить, что порядок обслуживания сигнализации может отличаться в зависимости от типа эксплуатируемой системы. Она может быть адресной и безадресной. Но типовой регламент технического обслуживания пожарной сигнализации один и тот же.
И еще один важный момент, который касается документирования. На объекте храниться журнал, в который заносят все проведенные виды обслуживания с точным указанием сроков. Последние должны соответствовать графику. Это основной документ для проверяющих. В нем ставят подписи представители обслуживающей организации, а также представитель объекта. Сегодня с внедрением в систему связи интернета, журналы хранятся в электронных папках и файлах, что очень удобно. Особенно для проверяющих, которым к этим данным открывают свободный доступ.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Техническое обслуживание (ТО) автоматической пожарной сигнализации (АПС) — это комплекс мероприятий по поддержанию ее работоспособности вне зависимости от сторонних факторов.
Своевременное и квалифицированное обслуживание позволяет обнаружить и устранить возможные дефекты оборудования и исключить отказ сигнализации при пожаре. Различают два вида обслуживания автоматической пожарной сигнализации:
Проводится один раз в месяц. Ведется специальный журнал, в котором строго фиксируется каждое посещение сотрудника обслуживающей организации. Плановое обслуживание проводится в объеме регламентов технического обслуживания (ниже будут подробно рассмотрены Регламент №1 и №2).
Проводится в случае ложного срабатывания сигнализации, выхода из строя оборудования, воздействия внешних факторов, которые могут вывести систему из строя, а также по жалобам заказчика на работу отдельных элементов аппаратуры и системы в целом. Внеплановое обслуживание также обязательно фиксируется в журнале регламентных работ и производится согласно Регламенту №2.
Как правило, договор на обслуживание заключается с компанией, проводившей монтаж оборудования, но заказчик может обратиться и к другой организации.
Обязательное условие — наличие у компании проводящей техническое обслуживание лицензии МЧС. Требования к соискателю данной лицензии достаточно высокие — это гарантия качества проводимого обслуживания.
РЕГЛАМЕНТ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Регламент обслуживания автоматической пожарной сигнализации определяет обязательный порядок работ по выполнению ТО автоматических систем пожарной сигнализации (проверка оборудования, визуальный осмотр, чистка датчиков, проверка срабатывания и т.д.), а также периодичность и объем их проведения.
Регламент обязательно входит в состав документации передаваемой заказчику после инсталляции системы автоматической пожарной сигнализации. Заказчику желательно внимательно изучить регламент — это позволит проконтролировать выполнение обязательств со стороны обслуживающей организации.
Обслуживание автоматической пожарной сигнализации проводится по Регламентам №1 и №2:
Регламент №1 включает:
внешний осмотр и проверку, как отдельных элементов АПС, так и системы в целом, устранение выявленных недостатков в работе оборудования, профилактику (чистка датчиков и других элементов), проверку работоспособности источника резервного питания (измерение емкости аккумулятора).
Работы в рамках Регламента №1 проводятся не реже одного раза в месяц.
Регламент №2 содержит:
весь объем по регламенту №1 и дополнительные работы планово-предупредительного характера. Регламент №2 характеризуется расширенным объемом — проверяется помехоустойчивость оборудования, измеряются его основные показатели, а также проверяется вся автоматическая пожарная сигнализация на соответствие заявленным техническим параметрам.
Дополнительно учитываются рекомендации производителя оборудования АПС. Работы в рамках Регламента №2 проводятся один раз в квартал.
РЕМОНТ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Проводится для восстановления работоспособности АПС. Включает проверку датчиков (теплового, дымового, пожарного). Проверяются шлейфы, кабельные пути и другие электрические цепи. Все обнаруженные обрывы устраняются, неисправные датчики заменяют на новые. Текущий ремонт проводится по заявке заказчика либо при выявлении неполадок в процессе технического обслуживания.
Выполняется в объеме, необходимом для устранения всех неисправностей выявленных в процессе эксплуатации пожарной сигнализации. Проведение работ обеспечивает нормальное функционирование оборудование (заменяются датчики выработавшие свой ресурс, меняются аккумуляторы резервного питания и т.д.).
Объем работ может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей оборудования.
Проводится после работ по реконструкции объектов, либо после выработки ресурса системы. Капитальный ремонт направлен на полное восстановление исправности и ресурса оборудования. В процессе ремонтных работ производится полная замена линейной части (шлейфов, кабельных линий и т.д.). Меняется питающая электропроводка и все датчики и приборы.
После окончания капитального ремонта проводится наладка автоматической пожарной сигнализации и ее проверка. В целом, срок службы оборудования достигает 10 лет (зависит от условий эксплуатации).
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
После оформления договора с организацией выполняющей обслуживание системы пожарной сигнализации, у заказчика хранится документация включающая журнал выполненных работ и график обслуживания.
Годовой график обслуживания утверждается организацией осуществляющей ТО и составляется с учетом времени затрачиваемого на проведение необходимого объема работ. В графике указывается дата, тип обслуживаемых систем и вид проводимых работ (ежемесячно и поквартально).
График заполняется сотрудником обслуживающей организации и подписывается заказчиком и исполнителем.
Журнал выполненных работ по обслуживанию утверждается обслуживающей организацией. В журнале указывается дата выполнения, тип противопожарной системы и ее элементов, описание выполненных работ и заключение о техническом состоянии. Также фиксируется замена компонентов АПС с указанием наименования.
Журнал заполняется исполнителем, обязательна подпись заказчика. В журнале также фиксируется периодический инструктаж сотрудников по технике безопасности.
Также в состав документации по обслуживанию и ремонту автоматической пожарной сигнализации входят: акт обследования АПС, акт технического переосвидетельствования, журнал ложных срабатываний, таблицы, карты шлейфов и инструкции для обслуживающего персонала.
Все сотрудники компании или предприятия где установлена автоматическая пожарная сигнализация, должны быть ознакомлены с правилами ее эксплуатации и общими рекомендациями по пожарной безопасности.
Приказом руководителя назначаются ответственные лица, которые контролируют работоспособность системы, и при обнаружении неисправностей (ложные срабатывания и т.д.) предупреждают руководство либо самостоятельно оформляют заявку обслуживающей организации.
© 2014-2021 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.
А вы давно проверяли пожарную сигнализацию?
О периодичности обслуживания пожарной сигнализации ходят легенды. Недобросовестные монтажные и охранные предприятия сводят этот важный этап к «сломается — звоните». Но отладка на то и отладка, чтобы ее выполнять регулярно. Мало того, на эту тему законодатель предусмотрел специальные регламенты, где прописаны все необходимые нормы.
Так почему противопожарные системы часто не работают, когда это жизненно необходимо? Кто несет за это ответственность? И как разобраться в требованиях к техническому обслуживанию пожарной сигнализации? Расскажем в статье.
Что говорит закон о нормах обслуживания пожарной сигнализации?
Правила правилами, но уже на стадии монтажа происходит подмена понятий, которая приводит в итоге к жертвам при возгорании.
Дело в том, что собственник здания честно считает, что кто монтирует датчики и получает деньги ежемесячно за охрану, тот и несет ответственность за работоспособность оборудования. Меж тем это далеко не так. Существует закон № 69, который вносит ясность в порядок технического обслуживания пожарной сигнализации и устанавливает лиц, ответственных за несоблюдение сроков при проведении ТО противопожарных систем:
С наказаниями тоже все предельно четко и ясно. В зависимости от типа, характера правонарушения и наличия или отсутствия последствий могут быть применены следующие меры:
Фактически вместо ежеквартального технического обслуживания, которое требует законодатель, проверка сигнализации проводится часто спустя рукава. Или вовсе техник выезжает на объект лишь проставить дату в журнале ТО.
Особенно это распространено на объектах с новым оборудованием. Не составляется даже техзадание на обслуживание пожарной сигнализации. Вводит в заблуждение и гарантийный срок на комплектующие противопожарной системы. А производители четко прописывают условия эксплуатации, которые далеки от реальных.
И только специалист понимает важность настройки того или иного датчика. Сотрудники ПожСистемСтрой производят монтаж пожарных систем много лет и знают все тонкости обслуживания и наладки. Современное оборудование очень чувствительно не только к перепадам напряжения, как любая электроника, но и реагирует даже на повышенную влажность в помещении.
Но часто предприниматели рассматривают обеспечение ПБ, как ненужную статью расходов и вместо регулярного технического обслуживания пожарной сигнализации вызывают специалистов по мере надобности. Фактически нарушая закон и подвергая опасности не только персонал, но и клиентов.
И происходит не экономия, а переплата в 400 раз. Запомните, штраф дешевле не допустить, чем оплачивать.
График проведения технического обслуживания пожарной сигнализации — формальность?
Регламент ТО противопожарной системы — это комплект из двух документов, которые жестко определяют порядок регулярного обслуживания сигнализации. График невозможно просто распечатать из интернета. Он является неотъемлемой частью договора между предпринимателем и компанией, которая будет следить за исправностью пожарного комплекса. При этом, будьте внимательны, если вы выступаете в качестве нанимателя. В этом случае расходы по монтажу ложатся на владельца объекта, а обслуживание на арендатора.
График — это неотъемлемая часть договора. Он должен быть подписан в двух экземплярах.
В регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации входит два документа:
Разработкой карточек занимается обслуживающая организация. Вы можете проконтролировать, чтобы бумаги были заполнены в соответствии с методическими рекомендациями и типовым регламентом обслуживания пожарной сигнализации.
Методичка от 1999 года продолжает действовать несмотря на узкий перечень оборудования, указанный в ней. В любом случае за основу берутся паспорта и инструкции, которыми комплектуется каждый элемент АСП.
Правила технического обслуживания пожарной сигнализации
Для начала разберем, что типовое ТО вам даст. Основные задачи технического обслуживания:
Чтобы не путаться и углубляться в термины, формально техническое обслуживание можно разделить на два типа. Они различаются количеством необходимых работ и частотой:
Таблица: правила и периодичность обслуживания пожарной сигнализации.
+
Порядок взаимодействия с обслуживающей организацией может быть другим. Он напрямую зависит от размещенных на объекте предупредительных и противопожарных средств, типа сигнализации, вида деятельности и сопутствующих факторов. Но в любом случае регламент и график не может быть реже, чем это установлено законодательно.
Если у вас остались вопросы о периодичности обслуживания пожарной сигнализации, просто заполните форму на сайте или закажите обратный звонок. Специалисты ПожСистемСтрой помогут разобраться в любой ситуации.
Кто и на основании каких документов должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию?
Автоматическая пожарная сигнализация (далее — АПС), как и любая другая система обеспечения безопасности, нуждается в постоянном поддержании ее в исправном состоянии. Для этих целей и существует техническое обслуживание. Разберем основные нормативные документы, регламентирующие обязательность проведения технического обслуживания установок АПС.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (п. 54): «Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты».
ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» (п. 5.1.2): «ТО системы должно осуществляться на плановой основе и проводиться с периодичностью, установленной регламентом на проведение ТО системы, при этом должно обеспечиваться выполнение плана проведения и процедур ТО систем, а также процедур ТО (поддержки) программного обеспечения системы».
ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (п.6.4.1): «Работы по ТО должны осуществляться юридическими или физическими лицами, уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством».
Выполнять работы по техническому обслуживанию систем АПС должна специализированная организация, имеющая лицензию МЧС России на право осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Получить бесплатную консультацию по оформлению лицензии вы сможете по телефону: 8 (4932) 77-41-16.
Обслуживание пожарной сигнализации
Требования к системам пожарной сигнализации и системам пожаротушения
Руководитель организации должен хранить и предъявлять по первому требованию надзорных органов, в том числе и органов прокуратуры оригинальную техническую документацию на системы противопожарной защиты. Проекты систем должны быть в печатном виде с оригинальными подписями и печатями организации-разработчика. Исполнительная документация должна соответствовать действительности. Вносить изменения в исполнительную документацию может только организация, имеющая соответствующие допуски на проектные работы по техническому заданию заказчика. При изменении объемно-планировочных решений, самостоятельное внесение изменений в конфигурацию систем пожарной сигнализации и пожаротушения запрещено. Все изменения конфигурации систем должны быть отображены в исполнительной документации и храниться на объекте в течение всего времени эксплуатации.
Разработка регламента технического обслуживания пожарной сигнализации и систем пожаротушения
В настоящее время нет легитимного документа, который бы определял регламент технического обслуживания пожарной сигнализации. До вступление в законную силу 2021 году ППР 1479, все подрядчики пользовались положениями РД 009-01-96 «УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ». Однако, данный документ давно не имеет законную силу. При обслуживании пожарных систем сигнализации, первично необходимо пользоваться данными технической документации заводов-изготовителей на пожарное оборудование. В документации должен быть четко прописан регламент технического обслуживания противопожарного оборудования.
С введением Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 31.12.2020) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» с 2021 года на объектах защиты необходимо вести Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Данный Журнал не имеет пока установленной и утверждённой формы, ее должен разработать руководитель организации, либо привлечь для этого специалистов и утвердить данную форму Приказом по организации. Регламент технического обслуживания так же должен быть разработан и утвержден Приказом руководителя предприятия.
Особенности заключения договора на ТО пожарной сигнализации и пожаротушения
При заключении договора на обслуживание систем, в первую очередь, необходимо убедиться, что в контракте прописано оборудование, которое подлежит техническому обслуживанию. Допускается внести в договор положения Регламента технического обслуживания, в котором будут прописаны все технологические карты и составлены план-графики ТО. После заключения договора на техническое обслуживание, организация-подрядчик, должен провести комплексное обследование системы с обязательным запуском всех систем. Данную процедуру необходимо описать в договоре технического обслуживания. Результаты испытаний актируются и записываются в Журнал эксплуатации систем. По итогам Заказчику также выдается дефектная ведомость, которая должна быть подписана обеими сторонами договора. В дефектной ведомости описываются все выявленные недочеты не только о техническом состоянии систем, но и соответствие требованиям пожарной безопасности при проектировании и монтаже.
В случае выявления существенных недостатков в работоспособности системы и невозможности быстро их устранить без вложения больших материальных средств, необходимо разработать план-график по устранению недостатков на максимально короткий период. При этом принять все меры по поддержанию рабочих функций существующей системы.
Виды технического обслуживания
Периодичность технического обслуживания пожарных систем
Для планового технического обслуживания разрабатывается план-график с технологическими картами. Подробно описываются все процедуры и операции, проводимые с оборудованием. В зависимости от установленного на объекте оборудования различают различные периоды ТО:
Адресная и аналоговая автоматическая пожарная сигнализация
В аналоговой системе АПС, как правило, применяются пороговые дымовые извещатели. Это довольно простые приборы, в которых установлены пожарные датчики, формирующие сигнал о пожаре при превышении заданного уровня задымления в дымовой камере. Дымовая камера — элемент пожарного извещателя открытый для доступа обращающихся сред в помещении. Поэтому, зачастую, в грязных и пыльных помещениях, камера извещателя запылятся и увеличивается процент ложных срабатываний. Поэтому такие пожарные извещатели требуют большего внимания к его техническому состоянию. Возможно будет необходимо их чистить не раз в полгода, а может и раз в квартал и даже раз в месяц. Аналоговая пожарная сигнализация дешевле, при проектировании и монтаж, но требует больше нормочасов при проведении регламентного обслуживания. Возможны частые внеплановые аварийные выезды бригад технического обслуживания.
В адресной автоматической пожарной сигнализации применяются дымовые пожарные извещатели, способные формировать сигналы о своей запыленности, что позволяет проводить обслуживание намного реже, а чистку пожарных извещателей организовывать раз в полгода или раз в год. В чистых помещениях возможно вообще проводить регламентное техническое обслуживание по заявке.
Системы автоматического пожаротушения
Порошковые установки пожаротушения бывают автономными и автоматическими.
Автономные установки порошкового пожаротушения представляют собой автоматические модули, заряженные необходимым объемом порошка и не соединенные между собой. Сигнал от таких модулей не передается на приемные приборы. Нельзя их проконтролировать и проверить в тестовом режиме. Зачастую такие модули имеют большой процент ложных срабатываний. Выбор в пользу автономных модулей падает ввиду их низкой цены. Но при ложных срабатываниях, необходимо проводить дополнительную чистку помещений и товаров, что довольно затруднительно. После срабатывания необходимо покупать и устанавливать новые модули. Срок до перезарядки, обычно 5 лет.
Автоматические модули порошкового пожаротушения, обычно срабатывают от сигналов автоматической пожарной сигнализации. Имеют возможность по их тестированию и дополнительному техническому обслуживанию. Так же модули могут сами передавать сигналы о срабатывании. Техническое обслуживание такой системы пожаротушения так же предусматривает перезарядку порошка.
Кто имеет право проводить техническое обслуживание пожарной сигнализации и пожаротушения?
Подберем наиболее выгодный тариф технического обслуживания
Периодичность обслуживания пожарной сигнализации и пожаротушения устанавливается разработанным Регламентом ТО заказчика. В зависимости от установленного на объекте оборудования можно выбрать удобный, гибкий, а самое главное выгодный график технического обслуживания. В этой статье мы подробно рассказываем как грамотно сэкономить на техническом обслуживании пожарной сигнализации.
Круглосуточная техническая поддержка
Мы на связи 24 часа 7 дней в неделю.
Аварийная бригада всегда готова к выезду вне зависимости от выбранного вами тарифа.