Обществознание для чего нужно семейное хозяйство обществознание 5 класс
Презентация по обществознанию 5 класс на Тему «Семейное хозяйство»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Меня спросили: “Что такое семья?”. Семья, чаще всего, объединяет кровных……..Члены семьи ведут ………хозяйство. Их объединяет …… Семья выполняет несколько основных функций в государстве – репродуктивную (воспроизводство потомства) и …..детей. Поэтому государство заботиться о семье. Предоставляя различные……. Любовь, единолично, внимание, льготы, родственники, совместно, ненависть, воспитание, близкие, дальние, помощь.
Цель? познакомиться с семейным хозяйством и особенностями его ведения
Задачи? 1. Что такое семейные обязанности и как они распределяются; 2. От чего зависит благополучие в доме; 3. Познакомиться с правилами ведения семейного хозяйства.
ПЛАН УРОКА 1. Семейные заботы. 2. Каким должен быть хозяин дома. 3. Как хозяйствовать по правилам
Семья и домашнее хозяйство Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Ученые утверждают, что семья: основной субъект экономической деятельности; совокупность лиц, проживающих в одном помещении; ячейка общества. В каждой семье ведется домашнее хозяйство. Как и для чего организуется это хозяйство?
Совместный труд семьи помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности ОДЕЖДА ЖИЛЬЕ ПИЩА ОТДЫХ ОБЩЕНИЕ ТВОРЧЕСТВО
Проверка Какие вы знаете семейные заботы?
Цель домашнего хозяйства – удовлетворение потребностей домочадцев Организует быт Осуществляет домашнее питание Распределяет время на труд и отдых Приобретает товары и услуги Мини-экономика семьи Все ресурсы семьи Собственность: квартира; приусадебный участок; дача; транспорт; мебель; одежда и т.д.
Семейное хозяйство – деятельность людей по содержанию жилища и организации всей жизни в доме.
СДЕЛАЙ Своими руками Продолжим список домашних дел…..
Облегчим домашний труд
ЭКОНОМИКА – правила ведения хозяйства РЕСУРСЫ СЕМЬИ – запасы средств, необходимых для ведения хозяйства Финансовые ресурсы: (деньги) Материальные ресурсы: (предметы быта) Трудовые ресурсы: (труд членов семьи)
Проверка Каким должен быть хозяин?
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Семь раз отмерь один раз отрежь
УЖИН ТРАКТОРИСТА, 1951 г. А. А. Пластов
Введение в новый материал Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обсудим на сегодняшнем уроке семейный бюджет. Надо ли его составлять? Кто этим должен заниматься? Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии.
Задания по группам: Обсудите, какой деятельностью может заниматься семья.
Проверка задания… Итак, семья может заниматься: 1. Предпринимательской деятельностью. 2. Бизнесом. 3. Быть собственником фирмы. 4. Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом. 5.Заниматься фермерским хозяйством. 6. Заниматься частным извозом на личном транспорте. 7. Иметь личное подсобное хозяйство и т.д.
Таким образом, Члены семьи выступают в роли: производителя; потребителя. Кроме того, члены семьи посещают детские учреждения, учатся в школах, институтах, ходят на прием к врачу, пользуются услугами связи, транспорта. Следовательно, семья вступает в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.
Домашняя работа СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ: «ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА В МОЕЙ СЕМЬЕ»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация «Семейное хозяйство» может быть использована при изучении темы «Семейное хозяйство» в 5 классе. В презентации рассматриваются следующие вопросы: правила ведения домашнего хозяйства, его цель и роль в экономике, дается определение «экономика», «семейные ресурсы», «рачительный хозяин». Данная презентация может быть использована для изучения курса » Финансовая грамотность».
Номер материала: ДБ-405838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию на тему: «Семейное хозяйство» 5 класс
Конспект урока 5 класс
Цели : познакомиться с понятиями семейное хозяйство, семейный труд, экономика, с основными стадиями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.
Предметные: учащиеся научатся давать характеристику рачительного хозяина; анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни; применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; узнают о значении коммуникации.
Метапредметные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятий.
Личностные: формирование осознанного значения семьи в жизни человека и общества; уважительного и заботливого отношения к членам семьи; принятие ценности и семейной жизни.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; презентация, проектор.
Тип урока: открытие нового знания.
Прозвенел звонок и смолк –
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Мотивационно – целевой этап.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
— Ну, конечно же, семья!
— Вспомните, что характеризует семью? (кровнородственные связи, ведение общего домашнего хозяйства)
Я предлагаю вам послушать аудиозаписи отрывков из детских сказок и ответить на вопросы.
1-ый отрывок из сказки «Теремок» С.Маршака.
2-ой отрывок из сказки «Федорино горе» К.Чуковского.
— Что общего между этими отрывками, о чем идет речь?
— Подумайте, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учеников записываем на доске)
— Сформулируйте из ваших предположений тему урока? Какова цель нашего урока?
Ответы учеников сравниваем с заранее подготовленными темами на доске: «Семейное хозяйство», «Домашнее хозяйство», «Экономика семьи».
Проблемные вопросы. Почему необходимо справедливо распределять домашние обязанности? Каким должен быть хозяин дома? Как хозяйствовать по правилам?
-Скажите, что нужно, чтобы ответить на поставленные вопросы? (ответы учеников)
— Ответьте, что такое потребности (обращаемся к словарю) и какие потребности есть у семьи?
Записываем на доске: в пище, одежде, жилье, отдыхе и др.
— Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу?
— Какая сейчас работа мужская, а какая женская?
— Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику?
— Внимательно посмотрите на репродукцию картины А.А. Пластова «Ужин тракториста». Почему ужин проходит в поле? Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?
— Разделимся на три группы.
1- ая группа – получает лист с поучениями «Домострой».
Поучения из «Домостроя»
А вот пример наставления юным:
«Не праздну быти юну подобает,
Всяк приличну делу внимает,
В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
Ремесло свое твори по указе.
Лицем и сердцем являтися благо,
Никто же давай знати в себе злаго».
Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
перен. Полновластный распорядитель. Отец — в доме. X. своей судьбы. X. положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам).
Человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый х.
Лицо, пользующееся наемным трудом, частный наниматель. X. и работник.
Глава дома, семьи, хозяйства. X. рад гостям.
Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-н. (прост.).
О начальнике по отношению к подчиненным (прост.).
Из «Толкового словаря» Т.Ф. Ефремовой
а) Собственник, владелец. б) Частный наниматель. в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.
а) Тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием. б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.
Глава семьи, дома, хозяйства по отношению к гостям, посетителям.
разг. Муж как глава семьи.
перен. местн. Домовой.
— Прочитайте и ответьте на вопрос «Кто такой хозяин дома? Каким должен быть настоящий хозяин? (каждая группа демонстрирует свой ответ и на основе всех ответов делаем вывод)
— Работа в парах: Прочитайте текст учебника на странице 35 и определите кто такой рачительный хозяин. (составляем кластер на листах у каждой пары, а затем сверяем)
Схема «Черты рачительного хозяина»
Динамическая пауза. давайте изобразим:
2. как белят или красят
3. как подметают пол
— Молодцы! Со всеми обязанностями вы справились, а значит, дома всегда сможете помочь своим родителям. А сейчас давайте немного отдохнем. Закройте глазки и ровно минуту поспите.
Работа в группах. (формируем три группы)
— Познакомьтесь с текстами на ваших партах. (после прочтения, каждая группа презентует свою сказку, класс обсуждает все предложенные варианты и характеризует героев сказок с точки зрения хозяев)
Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
Ну и узка, да изношу!
Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
Где же рубаха? Дай я надену.
Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
Один старик все ругал свою жену:
Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.
Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.
Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.
Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:
Давай сказывай, что ты дома делал?
Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.
И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать
Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и говорит:
— Жена, что же ты не прядешь?
— У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!
Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него.
Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:
— Мужик, не делай мотовила: жена умрет!
Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.
— Муж, что же ты мотовила не сделал?
Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила.
И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.
Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:
-Вот тебе, жена, мотовило!
— Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!
— Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!
— Жена, никак, ты умираешь?
Для выполнения домашних дел затрачиваются разные средства: финансовые (деньги), материальные(предметы быта), трудовые (труд каждого члена семьи).
( работа в группах) По образцу распределите в карточках на ваших партах для каждого случая свои виды ресурсов.
Выполняем задание по образцу:
Материальные – стиральная машинка
Трудовые – мама или другие члены семьи
Выполняем задание по образцу:
Материальные – стиральная машинка
Трудовые – мама или другие члены семьи
Выполняем задание по образцу:
Материальные – стиральная машинка
Трудовые – мама или другие члены семьи
Подводим итог нашего урока и снова возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока. Смогли ли мы ответить на них? (отвечаем на проблемные вопросы)
Домашнее задание: параграф 4.
На выбор: Задания «в классе и дома».
Сочинение на тему: «Как распределяются обязанности в моей семье».
Мини – проект на тему: «Отличие современной семьи от семьи прошлых лет»
— И в заключении заполните лист самооценки и дайте оценку своей работе на уроке.
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Активный участник, дающий правильные и полные ответы.
Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания.
Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.
Урок обществознания в 5 классе «семейное хозяйство»
Урок обществознания в 5 классе № 9. Семейное хозяйство.
Цели: познакомить с понятиями семейное хозяйство, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.
Предметные: учащиеся научатся давать характеристику рачительного хозяина; анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; узнают о значении коммуникации в межличностном общении;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные УУД : формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни.
Трое толкают тяжелогруженую тачку. Повстречавшийся им прохожий задает вопрос: «Что вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет выстроен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий — что он прикован к этой тяжелой тачке.
Так и в семье — одни родители хотят вырастить детей и воспитать их высоко духовными, всесторонне развитыми людьми, которые получат в семье все необходимые для жизни навыки. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы дети были здоровы, накормлены и одеты. А третьи равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями. В первом и во втором случае семьи много работают, заботясь о своих близких.
Как вы поняли смысл притчи?
Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?
Вспомните, как был устроен дом человека в Древней Руси.
Какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем хозяйстве?
Какие предметы, необходимые в доме, делались руками самих домочадцев?
Тема нашего урока: «Семейное хозяйство».
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
Работа по теме урока.
Помимо любви, важнейшим принципом существования семьи являются совместный труд и ведение общего хозяйства.
Как в семье происходит привитие трудовых навыков?
Все ли умеют правильно вести домашнее хозяйство?
Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
Как вы думаете, может ли человек прожить без труда?
Представьте, что вы оказались в волшебной стране барчуков — детей, которые не приучены к труду и ничего не умеют делать. Составьте короткий рассказ об их жизни.
(Ученики выполняют задание.)
Мы убедились, что без труда человек не в состоянии прожить. А семья и дом, в котором воспитывается человек, первыми способствуют приобретению трудовых навыков. Родители в этом случае выступают первыми наставниками.
Опираясь на свой личный опыт, вспомните, как происходит привитие трудовых навыков.
(Ученики выполняют задание.)
Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
(Проверка выполнения задания.)
— От труда всех членов семьи зависит ее благополучие. Однако единого рецепта относительно распределения обязанностей в семье быть просто не может. Как вы думаете, почему?
Как много молодых семейных пар распадается только оттого, что они не смогли поделить между собой домашние заботы.
Поэтому нужно помнить, что для семейной жизни очень важны желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта.
Количество свободного времени у взрослых людей зависит от:
искусства организации домашнего хозяйства;
навыков самообслуживания и обслуживания семьи: уборки дома, приготовления пищи, стирки, покупок и т. д.
Чешский ученый М. Плзак писал: «. смею утверждать, что в супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь».
Слайд 1. Разделение труда на мужской и женский существовало уже в первобытном обществе: мужчина брал на себя более тяжелую работу, оставляя женщине определенную ей природой — рождение и воспитание детей — и те дела, которые можно было выполнять, не отходя далеко от дома.
Слайд 2. В государстве инков — южноамериканских индейских племен — искусству управлять своими домами девочек и мальчиков учили в школе. А потом, когда девушки в возрасте 18—20 лет выходили замуж, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы оценить, достаточно ли внимательно и ответственно относятся к своим семейным обязанностям мужчины и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесчестием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье.
Слайд 3. На более позднем этапе развития общества в трудовой среде крестьян принцип разделения домашних работ был следующий: тяжелую работу выполнял мужчина, более легкую — женщина.
Слайд 4. Когда из села стали уходить в город на заработки, домашних дел у мужчины поубавилось, несмотря на то что женщины наравне с мужчинами работали на фабриках и заводах. Нагрузка у хозяйки значительно выросла: после рабочего дня, такого же, как и у мужчины, ей приходилось топить печку, таскать воду, мыть, стирать, латать, готовить.
Слайд 5. По подсчетам социологов, на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю, т. е. столько же, сколько и на профессиональную деятельность.
Слайд 6. Затраты по времени у мужчин на домашний труд в два-три раза меньше, в среднем 15—20 часов, а общая трудовая нагрузка составляет 80—85% общей нагрузки женщин. И это несмотря на то, что физически женщина менее сильная: у нее слабее и мышечная, и костная, и нервная системы.
Слайд 7. По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракторе. Час утюжки равняется часу активной (!) работы каменщика.
Слайд 8. Польские социологи подсчитали, что потребности в калориях при выполнении домашних работ равны потребностям в калориях работающего металлурга. В среднем тяжелый труд мужчины требует трех-четырех калорий в минуту; в быту на глаженье и готовку тратится две-три калории, а на стирку белья, мытье окон и натирку полов — четыре-пять калорий.
Работа с учебником.
Дом действительно является огромным полем деятельности.
Внимательно рассмотрите иллюстрации учебника на с. 34 и прокомментируй их.
О чем они свидетельствуют?
(Проверка выполнения задания.)
Работая в группах, обсудите проблему справедливого распределения домашних обязанностей. Представьте свои выводы, отобразив их наглядно на ватмане.
Как лучше распределить трудовые обязанности в семье?
Какова ваша доля в домашних хлопотах?
(Выполнение задания и проверка.)
Каким должен быть хозяин дома
Внимательно прочитайте название второго пункта § 4 на с. 35 учебника. Определите в нем ключевое слово. (Хозяин.)
Какие ассоциации у вас возникают при слове хозяин?
А теперь проверим, насколько точно вы смогли определить смысл этого понятия.
Ознакомьтесь с данными словарей, определяющими суть понятия хозяин, сформируйте о нем свое собственное представление и составьте кластер.
Из «Толкового словаря русского языка»
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
То же, что владелец. X. дачи. Без хозяина дом — сирота (поел.).
перен. Полновластный распорядитель. Отец — х. в доме. X. своей судьбы. X. положения (отом, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам).
Человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый х.
Лицо, пользующееся наемным трудом, частный наниматель. X. и работник.
Глава дома, семьи, хозяйства. X. рад гостям.
Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-н. (прост.).
О начальнике по отношению к подчиненным (прост.).
Из «Толкового словаря» Т.Ф. Ефремовой
а) Собственник, владелец.
б) Частный наниматель.
в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.
а) Тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием.
б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.
Глава семьи, дома, хозяйства по отношению к гостям, посетителям.
разг. Муж как глава семьи.
перен. местн. Домовой.
(Проверка выполнения задания.)
Итак, мы нарисовали портрет рачительного хозяина, при этом оперировали такими понятиями, как бережливость и экономия.
— Познакомьтесь с героем поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», чье имя стало нарицательным.
Много случалось Чичикову (главному герою поэмы) видеть всякого рода людей, но этот человек был ни на кого не похож. По внешнему виду Плюшкина можно было принять за нищего. Он был в каком-то необыкновенно странном наряде: «никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы засалились и залоснились. » Такой наряд Плюшкина, владельца обширного имения с большим садом и «толпой строений: людских, амбаров, погребов», сразу обличает в нем скрягу. Жизнь вокруг его поместья замерла.
Плюшкин собирает на улицах своей деревни все, что попадается ему под руку: старые подошвы, бабьи тряпки, железные гвозди, глиняные
Накопительство Плюшкина превратилось в страсть и потеряло всякий смысл. Он одинок, живет седьмой десяток, и неизвестно, для кого копит богатство. Скупость сделала его подозрительным, угрюмым и нелюдимым.
Однако в молодости Плюшкин был другим. Он был разумным, бережливым хозяином, и соседи заезжали к нему тогда поучиться хозяйству и «мудрой скупости». Знал Плюшкин и семейное счастье. Но постепенно его семья рассыпалась, одинокая жизнь дала «сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее». Так Плюшкин стал «прорехой на человечестве». В его характере появилась отвратительная черта — ни на чем не основанная подозрительность к людям. Владелец тысячи душ (крепостных крестьян), он сам себя считает бедняком. Только где-то в самых потаенных уголках его души еще теплится что-то человеческое.
С какой чертой человека стал ассоциироваться образ Плюшкина?
Можно ли назвать его рачительным хозяином?
Как отразилась скупость на его внутреннем мире?
Какие чувства вы испытали, познакомившись с этим героем?
Познакомьтесь с материалом рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 35—37 учебника.
О каком историческом персонаже вы узнали?
Как вы думаете, почему вопросы семейного уклада, быта, хозяйства волновали людей в разные исторические периоды?
Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели, а какие не потеряли своего значения и сегодня?
Как хозяйствовать по правилам
В Библии, в Евангелии от Матфея, рассказывается притча о том, как хозяин, уезжая в другую страну, раздал каждому своему рабу определенное количество серебра. Кому-то больше, кому-то меньше. Через некоторое время он вернулся, позвал своих рабов и потребовал у них отчета. Первый раб принес в два раза больше серебра по сравнению с тем, что получил от хозяина. Второй раб поступил точно так же. Третий раб принес то, что ему доверили. Нет, он не потратил это серебро, он просто сохранил его, не приумножив. В этом-то и была его ошибка. Первые два раба получили похвалу и награду, а третьего раба сильно наказали.
Точно такую же картину можно наблюдать в нашей жизни. Считается, что мы имеем ровно столько, скольким мы в состоянии управлять. Если, к примеру, доход семьи составляет всего две тысячи рублей, то это говорит о том, что она умеет управлять только такой суммой.
Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. И тут нам на помощь приходит замечательная наука экономика.
(Работа с понятиями, ученики записывают термин в словарь.)
Экономика — в переводе с греческого «искусство ведения домашнего хозяйства».
— Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
Ресурсы семьи ограниченны, их не всегда хватает для удовлетворения ее растущих потребностей. Следовательно, необходимо знать правила ведения хозяйства, которые позволят экономить семейные ресурсы.
Обратимся к рубрике «Учимся помогать вести семейное хозяйство» на с. 39 учебника.
(Ученики читают текст.)
Как связаны трудолюбие и рачительность членов семьи и ее благосостояние?
Какие советы дают авторы учебника по ведению домашнего хозяйства?
Согласны ли вы с ними?
Прокомментируйте правила ведения семейного хозяйства.
Ох уж эти деньги! Для молодых семей они зачастую являются проблемой. Тысяче разводящихся пар социологи задавали вопрос: «Какой черты нет у вашего супруга? супруги?» Почти треть молодых людей единодушно ответили: «Хозяйственности».
Японское телевидение в одной из популярных телепередач рекламировало изобретенный рачительной хозяйкой чудо-кошелек, в котором множество отделений с пометками: «деньги на рыбу»,«деньги на рис», «деньги на электроэнергию», «деньги на развлечение семьи» и т. д.
В одном из сериалов свекровь и невестка, возмущенные растратами своих мужей, решили отомстить им и потратить все деньги в разных магазинах. Но не учли того, что годами они учились экономить и не могли себе позволить легкомысленно распоряжаться деньгами. В конце концов, купив фартуки, они с облегчением отправились домой.
Итак, экономика семьи основана на экономии. Для этого семьи составляют свои семейные бюджеты. Давайте выполним следующее задание.
(Учитель по своему усмотрению дает ученикам задание выполнить проект по составлению семейного бюджета на месяц, проводит игру «Семейная копилка» или организует ролевую игру «Источники доходов семьи».)
— Смоделируйте семейный бюджет на один месяц, используя следующую таблицу, и презентуйте его классу.
(Проверка выполнения задания.)
Игра «Семейная копилка»
Итак, мы наполнили семейную копилку.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной?
— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи? (Ученики называют источники пополнения семейного бюджета. По ходу выполнения задания на экране проектора появляется следующая схема.)
(Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)
— На что обычно тратятся денежные средства?
(Ответы учеников, составление схемы.)
Мы продолжаем нашу игру «Семейная копилка». Давайте учиться расходовать семейный бюджет.
(На столе учителя карточки, на которых записаны разные расходы. Ученик подходит к столу, берет карточку, читает, что на ней написано, и определяет вид расхода. Затем, используя магнит, прикрепляет карточку на доске под тем видом расхода, который считает правильным. После этого ученик берет монетку из копилки.)
Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, г. е. денежные средства у нас остались после покупок.
Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток. Если мы не осуществили все обязательные расходы, то бюджет семьи в этом случае является дефицитным.
Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.
Ролевая игра «Источники доходов семьи»
(На доске карточки, прикрепленные магнитами. Учитель распределяет роли и раздает ученикам реквизит: бабушке — платок и очки, папе — галстук, маме — фартук и куклу, старшему брату — студенческий билет.)
Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
(Ученики, изображающие семью, встают у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов: бабушка — пенсия, папа — зарплата, старший брат — стипендия, мама с маленькой дочкой — пособие.)
Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь выполним более сложное задание. Распределите указанные слова по двум столбикам «Доходы» и «Расходы». (На доске карточки со словами зарплата, одежда, пенсия, пособие, квартплата, транспортные услуги, стипендия, продукты. Ученики выполняют задание. Результаты заносятся в таблицу.)
Закрепление изученного материала
Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше.
Расходы не должны превышать.
(Проверка выполнения задания.)
Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
(Ученики высказывают предположения, которые записываются на доске.)
Предложите способы экономии воды, электроэнергии, продуктов питания.
Подведение итогов уроков
В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду и трудолюбию?
Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?
В чем разница между домом в деревне и квартирой в городе с точки зрения ведения домашнего хозяйства?
В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из указанных жилищ?
Какова роль техники в быту?
Прочитать § 4, с. 33—39 учебника.
Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помогите ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Оцените себя как хозяина дома. Чему вам еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим, рачительным хозяином?