Оверштаг и фордевинд в чем разница
Повороты
Поворотом называется переход судна на другой галс. Поворот может быть выполнен двумя способами, один из которых называется поворотом оверштаг (через штаг), а второй — фордевинд (через фордевинд). Первый наиболее безопасен, и им обычно пользуются. Второй же представляет собой довольно опасный для открытых лодок маневр в свежий ветер.
Поворот оверштаг
При повороте оверштаг (рис. 13, а) лодка приводится настолько, чтобы стать носом против ветра (паруса полощутся). К этому моменту рулевой пересаживается на ее середину. При переходе лодкой за счет инерции линии ветра он будет задувать уже с другого борта. Тогда следует перебросить стаксель и грот на этот борт и начинать движение уже на новом галсе. Во время поворота при переходе гротом диаметральной плоскости команде следует пересесть на наветренную сторону судна для откренивания.
Для успеха поворота оверштаг необходим хороший ход. Поэтому перед поворотом нужно немного увалиться, чтобы набрать скорость. Потом, плавно перекладывая руль к положению носом к ветру, постепенно по мере поворота выбирать гика-шкот, заставляя грот работать до самого последнего момента. Во время поворота не надо торопиться со стакселем; следует подождать, пока он сам не начнет переходить на другой борт; этим стаксель помогает развернуть нос лодки на новый галс. Только после перехода линии ветра (положение левентик) следует как можно быстрее перебросить стаксель на другой борт, одновременно потравив гика-шкот.
На новом галсе следует поймать ветер парусами, поставив их в правильное положение в соответствии с курсом лодки. Простой маневр на спокойной воде, поворот оверштаг в сильный ветер и на волнении может не удаться. Если при переходе линии ветра скорость судна была небольшой, то оно теряет ход и волна ставит его на прежний галс. В таких случаях надо побольше увалиться и, набрав скорость на прежнем галсе, повторить маневр.
Рис. 13. Повороты
Поворот фордевинд
Чтобы сделать поворот через фордевинд, следует выбрать гика-шкот, одновременно поворачивая руль, и в момент, когда корма пересечет линию ветра, перебросить рукой гик на другой борт (рис. 13,6). Когда корма пересекает линию ветра и грот переходит на другой борт, гика-шкот быстро травят (почти до вант), стремясь избежать динамического крена от удара ветра. Рулем лодку кладут на новый галс и, постепенно выбирая гика- и стаксель-шкоты, ложатся на курс.
Отметим еще раз, что при курсе фордевинд судно обычно рыскает. При этом парус может быть неожиданно перекинут ветром и судно совершит непроизвольный поворот через фордевинд.
Оверштаг и фордевинд в чем разница
Движение и остановка
Повороты оверштаг и фордевинд
Паруса крейсерской яхты
Повороты оверштаг и фордевинд
Смена галса в штормовую погоду требует от экипажа большей четкости в управлении яхтой, так как увеличившаяся скорость ветра значительно затрудняет все маневры. Сохранение равновесия яхты становится жизненно важным. Чтобы не допустить опрокидывания швертбота, нельзя позволять ему крениться при перемене галса или раскачиваться при повороте через фордевинд.
Непременным условием выполнения поворота оверштаг в ветреную погоду является поддержание высокой скорости швертбота. Перед началом поворота швертбот должен идти как можно быстрее. Наиболее благоприятным для поворота будет момент, когда волны становятся меньше. Рекомендуется начинать поворот, как только нос швертбота пройдет вершину волны. Это уменьшает вероятность остановки яхты во время поворота.
Когда швертбот начинает поворачивать, матрос отдает стаксель-шкот и берет стаксель-шкот другого борта. Экипаж должен быстро переместиться на наветренный борт, чтобы не дать яхте накрениться. Не следует выбирать шкоты туго, пока яхта снова не наберет скорость.
При повороте фордевинд нельзя допускать, чтобы гик касался вант, так как он может сломаться или повредить мачту (ванты).
ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.
Курс относительно ветра
румбы | градусы | курс |
---|---|---|
1 | 0 | Левентик |
2 | 11,25 | Бейдевинд крутой |
3 | 22,5 | |
4 | 33,75 | |
5 | 45 | |
6 | 56,25 | |
7 | 67,5 | Бейдевинд полный |
8 | 78,75 | |
9 | 90 | Галфвинд |
10 | 101,25 | Бакштаг крутой |
11 | 112,5 | |
12 | 123,75 | |
13 | 135 | Бакштаг полный |
14 | 146,25 | |
15 | 157,5 | |
16 | 168,75 |
румбы | градусы | курс |
---|---|---|
17 | 180 | Фордевинд |
18 | 191,25 | Бакштаг полный |
19 | 202,5 | |
20 | 213,75 | |
21 | 225 | |
22 | 236,25 | Бакштаг крутой |
23 | 247,5 | |
24 | 258,75 | |
25 | 270 | Галфвинд |
26 | 281,25 | Бейдевинд полный |
27 | 292,5 | |
28 | 303,75 | Бейдевинд крутой |
29 | 315 | |
30 | 326,25 | |
31 | 337,5 | |
32 | 348,75 |
Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:
Содержание
Левентик
Фордевинд
Галфвинд
Бакштаг
Бейдевинд
Лавировка
Прямо против ветра парусник идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот.
Поворотов относительно ветра существует два вида:
Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть, а «привестись к ветру». Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением ветра и ДП лодки, то говорят, что необходимо «увалиться под ветер». Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки. Для этого его необходимо подтягивать к ДП — «выбирать», или же отпускать — «травить».
В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.
При курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд, а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для уточнения курса относительно ветра применялись выражения: «корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°); «Корабль идёт штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг при курсовом угле 12 румбов, или 135°). Применяют также понятие «крутой бейдевинд», как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 румбов, или до 135 ° и более 135 ° соответственно).
Расчет пути судна по известным значениям компасного направления ветра, курс относительно ветра, поправки компаса и дрейфа называется в парусном флоте исправлением румбов.
Парусник — это просто. Статья 1. Курсы, галсы, повороты, лавировка
Статья перенесена с сайта «ТаМак Парус«.
Многих людей, пока еще не посвященных в секреты управления парусным судном, удивляет факт, что парусник может ходить не только по ветру, но и против.
Причем, против ветра парусник иногда ходит даже быстрее, чем по ветру.
Почему это возможно, мы рассмотрим позднее. А пока выясним, как называются курсы парусного судна (любого — от маленькой лодки-тузика, до огромного барка) относительно ветра, что такое галс, и какие маневры (повороты) относительно ветра может совершать парусник.
Рис. 1. Курсы парусника относительно ветра
Иллюстрация, подобная той, что изображена на рис. 1, приводится в любой книге, посвященной управлению парусной яхтой. Мы, чтобы не нарушать чьи-либо авторские права, нарисовали ее сами. На ней изображена маленькая яхточка, оснащенная одним парусом, идущая разными курсами и разными галсами относительно ветра.
Когда мы утверждали, что парусник может идти против ветра, это было небольшой натяжкой. Прямо против ветра никакое парусное судно идти не может, оно может только против ветра стоять. Такое положение называется «левентик». Паруса при этом просто полощут, как флаги, а само судно начинает медленно двигаться назад (дрейфовать). К положению левентик понятие галс не применяют.
Название галса, которым идет парусник, определяется бортом, в который дует ветер. Если ветер дует в правый борт, то у нас правый галс, если в левый — это левый галс. Иногда определить борт, в который дует ветер затруднительно, например, на курсе «фордевинд» ветер дует сзади, в корму. В этом случае галс определяется по положению главного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то у нас правый галс, а если на правый борт, то у нас левый галс.
Правильно определить галс, которым идет судно, очень важно. Например, если есть угроза столкновения двух парусников, то, согласно Международным правилам предупреждения столкновения судов (МППСС), парусник, идущий левым галсом, должен уступить дорогу паруснику, идущему правым галсом.
Фордевинд — курс, при котором ветер дует прямо в корму. Для большинства парусников это самый неудобный и медленный курс. Почему? Об этом вы сможете прочитать в следующей статье. Так что подписывайтесь на рассылку или почаще заходите на сайт.
Бакштаг — ветер дует сзади-сбоку. Обычно это самый удобный курс для длительного крейсерского плавания.
Галфвинд (еще говорят «вполветра») — ветер дует сбоку. Для многих яхт это самый быстрый курс. Но увеличивается дрейф — снос яхты «под ветер». Это нужно учитывать при планировании перехода.
Бейдевинд — ветер дует спереди-сбоку. На этом курсе специально спроектированные спортивные парусники показывают самую высокую скорость — они могут идти быстрее скорости ветра. Но если вы просто катаетесь, то обычно детям и женщинам такой курс не нравится — ветер кажется гораздо более сильным и резким, чем он есть на самом деле, растет крен. Дрейф яхты на курсе бейдевинд самый большой.
Фордевинд, бакштаг и галфвинд относят к «полным курсам», а бейдевинд — к «острым курсам».
Гонщики различают еще такие курсы:
На рис. 1 положение паруса на каждом курсе примерно соответствует тому, которое задают на настоящих яхтах. На полных курсах парусу позволяют максимально отклониться в сторону борта. А на острых курсах его, с помощью специальной снасти (шкота), подтягивают поближе к центру судна (к диаметральной плоскости).
На ходу парусник может менять курс относительно ветра. При этом, если курс меняется от полного к острому, то говорят, что судно «приводится». А если курс меняется от острого к полному — то судно «уваливается». Но приведение и уваливание не считается поворотом.
Поворотом на парусном судне называется смена галса.
Существует два типа поворотов.
Поворот оверштаг позволяет паруснику прийти к цели, которая находится прямо против ветра от него. Судно просто идет не прямо на цель, а двигается зигзагом, время от времени меняя галс поворотом оверштаг (рис. 2). Такой прием называется «лавированием».
В следующих статьях мы подробно, с рисунками, опишем технику поворотов и возможные осложнения.
Иногда в разговоре яхтсменов вы можете услышать слово «оверкиль» или «кильнуться» (поворот через киль). Этим словом в шутку называют опрокидывание яхты.
Оставляйте комментарии и вопросы к статье. Мы стараемся очень быстро отвечать и реагировать.
Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новую статью.
Оверштаг и фордевинд в чем разница
Лавировка
Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если
необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
с наветренной стороны яхты, то применяется лавировка —
движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.
Для смены галса необходимо совершить поворот. Также
различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно
парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования
точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не
курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ
достижения подветренной цели быстрее.
Поворотов относительно ветра существует два вида:
• Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна
пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика,
проходит линию ветра, затем уваливается на другой галс,
до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с
косым парусным вооружением — бермудским, гафельным,
латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр
требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса
переносятся при проходе через линию ветра, и помогают
увалиться. В противном случае судно может «пропустить
левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.
Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так
говорят, когда несколько судов идут правым или левым галсом
одновременно.
Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер
дувший, например, в правый борт, после поворота, дул в левый.
Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним
галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом
к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть,
а «привестись к ветру».
Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью (далее ДП) лодки, то
говорят, что необходимо «увалиться под ветер».
Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и
положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки
ветра к парусу. Для этого его необходимо подтягивать к ДП —
«выбирать», или же отпускать — «травить».
В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы
относительно ветра могут быть правого и левого галса.
Ранее, при курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд
правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд,
а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для
уточнения курса относительно ветра применялись выражения:
«корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть
бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг
правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°);
«Корабль идет штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг
при курсовом угле 12 румбов, или 135°).
Сейчас применяют также понятие «крутой бейдевинд», как
острейший курс относительно ветра, при котором парусное
судно может идти вперед (он колеблется от 3 до 6 румбов
33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов
и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).
Уваливание и приведение
В принципе, парусное судно под действием ветра должно двигаться по
прямой — всё зависит от настройки яхты. Для этого центр парусности
(ЦП) должен занимать определенное положение относительно
центра бокового сопротивления (ЦБС). Это положение является
определяющим для скорости и устойчивости хода:
— если ЦП слишком смещен вперед относительно ЦБС, яхта будет
уваливаться;
— если ЦП рядом с ЦБС – яхта будет приводиться.
У каждого яхтсмена в этом вопросе есть свои пристрастия.
В зависимости от силы ветра и конструкции яхты изменение курса
может происходить как медленно, так и очень быстро. Это означает,
что при порывистом ветре яхта гоночной конструкции для сохранения
прямолинейности движения требует постоянно небольшого
подруливания. Разумеется, любое отклонение руля рассматривается
как вредное явление, поскольку оно замедляет движение, и отнюдь не
только в теории.
Приведение – это уменьшение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Уваливание – это увеличение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Повороты «оверштаг» и
«фордевинд»
Поворот оверштаг
Это основной поворот на лавировке.
Поворот оверштаг – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра НОСОМ.
Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения
яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый
галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и
бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в
сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или
сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка
уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения
второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели
необходимую практическую выучку.
Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским
вооружением от первого движения рулем до того момента, когда
судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За
это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать
и вновь выбрать стаксель-шкоты. Обычно во время поворота рулевой
ограничивается двумя командами.
По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или
просто — «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж
яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный
стаксель-шкот отдают с лебедки и берут на руки, а в сильный ветер
оставляют на лебедке. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и
увеличивает скорость.
По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и
приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот,
который уходит в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем
сразу же выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.
В гонках, а особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель-
шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс,
но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока
он работает, и скорость при повороте не уменьшается.
Иногда яхта останавливается в положении левентик и получает
задний ход. Ситуация может быть достаточно опасной, при наличии
рядом других яхт и препятствий. Здесь исправить положение
можно, быстро вынеся на ветер стаксель, который и увалит яхту
на новый галс. Одновременно рулевой должен положить руль в
сторону, противоположную повороту. Поворот на заднем ходу всегда
происходит со значительной потерей высоты.
Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не
выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными
гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на
новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты
выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет
судно до курса крутой бейдевинд.
Во время поворота не следует резко класть руль, особенно в слабый
ветер. Работать им надо плавно. Угол, на который перекладывают руль,
не должен превышать 30—35° для легких швертботов и 40—50°
для имеющих большую инерцию килевых яхт и тяжелых крейсерских
швертботов.
Поворот «коровий оверштаг»
Поворот через фордевинд
Этот поворот осуществляется по ветру на острых и на полных (бакштаг
и фордевинд) курсах.
Поворот фордевинд – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра КОРМОЙ
На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в
самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-
либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать
нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала
увалиться до курса чистый фордевинд, притравливая гика-шкот, затем
подобрать гика-шкоты, чтобы уменьшить расстояние перекидки гика,
пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после
чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе, потравить
гика-шкоты. Исполненный таким образом поворот позволяет судну
спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на
ветре.
На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при
перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая
кормой линию ветра.
Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый,
либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно
лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс,
периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое
плавание под парусами называют «лавировкой на попутном ветре» (или
лавировкой на фордевинд).
Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд — довольно
трудный, по сравнению с поворотом оверштаг, маневр, а в сильный
ветер — даже опасный. При неуверенном управлении рулем или
нечеткой работе на шкотах могут быть порваны паруса или поломан
рангоут.
Действия рулевого и работа экипажа при повороте через
фордевинд следующие:
— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!»
готовят и освобождают гика- и стаксель-шкоты;
— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые
перебирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма
подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости.
Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой
галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена
от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно
выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.
В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться
сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно
сделать поворот, который у яхтсменов называется «коровий оверштаг».
При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до
курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом уваливается до тех
пор, пока не ляжет на новый галс и курс с полным ветром.
При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг
недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда,
когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с
полуслова.
Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен
изучить последовательно все действия при повороте по отдельно
подаваемым командам.
Правила расхождения судов в море
Правила расхождения парусных и моторных судов
Моторное судно должно уступить дорогу парусному судно, если оба
судна находятся вне фарватера. На фарватере, моторное судно имеет
преимущество и парусное судно должно уступать ему дорогу.
Прогнозирование погоды
Хождение под парусом полностью зависит от ветра, поэтому каждый моряк
должен понимать погоду и уметь предугадывать ее изменения. Современные
электронные средства связи позволяют регулярно получать прогнозы погоды,
но эта информация часто имеет общий характер, поскольку охватывает
большие территории. Моряку же нужны подробности об изменениях погоды,
которые будут влиять на движение его яхты в течение нескольких ближайших
часов. Погода может меняться резко, а официальные метеослужбы не всегда
знают о развитии событий в конкретном районе, где свое влияние оказывают
специфические условия или особенности топографии. Например, знание
характера береговых бризов поможет шкиперу запланировать путешествие
вдоль берега так, чтобы избежать неподходящих ветров и волн, тогда условия
перехода будут наиболее благоприятными.
Мало уметь читать и понимать официальные карты погоды и прогнозы, нужно
уметь предсказывать любые возможные изменения условий, которые могут
повлиять на движение яхты в ближайшие часы.
Внешние признаки оценки силы ветра (шкала Бофорта):
12 баллов – УРАГАН
скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и
брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью
затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности.
Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные
повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.
Правило номер один:
НЕ ВЫХОДИТЬ НА ВОДУ,
НЕ УЗНАВ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ